Вячеслав Рузов | Цитаты

(Патита Павана дас)

1000 Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence). Новая идея. Это Гарвардский университет разрабатывает эту концепцию очень интересную. И, в общем-то, о чем они пытаются нам сказать, о том, что, в общем-то, влияние на эффективность человека больше оказывает другое состояние нашего сознания, чем просто умение решать какие-то ребусы. И вот это эмоциональный интеллект.

Буквально эмоциональный интеллект можно определить как способность, как они определяют это, это способность слышать собственные чувства. Способность контролировать всплески своих эмоций. Уметь принимать правильные решения в эмоциональной ситуации. Уметь оптимистически оценивать сложную ситуацию, то есть уметь контролировать свои чувства. Вот это эмоциональный интеллект.

из лекции: Очищение сердца

771 Гордость – это сопротивление своему собственному счастью

Какое право мы имеем судить кого-то? Чем мы лучше? Давайте определим, чем мы лучше других. Ничем не лучше. Мы не подарки. Осознание человека можно разделить на три таких, вообщем-то, концептуальных составляющих. В первом случае, самом тяжелом, человек ставит себя на первое место в этом мире, то есть он – эталон. То есть явно то, как он думает, это правильно, а то, как думают остальные, это всё неверно. То есть человек себя за эталон принимает. И может показаться, что это редкое явление, но я вам хочу сказать, что это далеко не редкое явление. И, вообщем-то, если мы посмотрим, как мыслит человек, то в большинстве своем, он считает, что то, как он думает, это и есть правильное восприятие. Человек уверен, что «я вам сейчас дорасскажу, вы меня спросите».

Вторая ситуация, когда человек, в принципе, готов принять, что есть какое-то разнообразие, что не только он один правильно думает, но есть ещё и другие, которые тоже думают верно. Это к нему приходит в течение жизни, когда его идеальное мышление почему-то не помогает решать его поставленные задачи. Почему-то, правильно и идеально мысля, это никак не помогает ему стать миллионером. Если ты такой правильный, то где твоё счастье? Где? Где хотя бы твои деньги, если ты такой правильный? Если у тебя идеальное мышление, почему у тебя не идеальный счет в банке? Какая проблема? Никакой проблемы нет.

Мышление должно быть идеальным? Нет идеального мышления. Человек начинает это понимать, идеального мышления нет, а значит, не так просто быть эталоном. А, значит, что лучше? Лучше советоваться. И он начинает принимать, что есть другие, что есть более умные, чем он, но не во всём, но в этом вопросе, да, вот, они умнее. Лучше пойти, посоветоваться. «Вот, лучше квартиру самому не покупать, лучше пойти посоветоваться. Вот, я там ничего не понимаю, не знаю, где подпись ставить, где какая печать, как они должны выглядеть эти документы на собственность, я их никогда не видел в глаза. Поэтому лучше пойти посоветоваться, на всякий случай, а то напишут от руки, и потом ходи, удивляйся». Он начинает это принимать, но не всех. Он начинает быть практичным, в состоянии практичности находится.

И только на последней стадии развития он понимает, что каждый в чем-то лучше его. Вот это уже полное состояние правильного мировосприятия, в вот это гармоничная идея мировосприятия, действительно, смиренная идея мировосприятия. До этого как-то гордость ещё проявлена. То есть, если человек не принимает, что все чем-то лучшего его, это ещё гордость, смирения ещё нет. Проходя по этим трем этапам развития, постепенно человек перестает сопротивляться своему собственному счастью. Гордость – это сопротивление своему собственному счастью.

768 Как избавиться от склонности к спорам

Если мы слышим какое-то высказывание, которое не соответствует нашим категориям, или которое нам не знакомо, то, если у нас есть привычка гордости, то у нас появляется желание спорить. Если у нас есть привычка смирения, то у нас появляется желание понять. И эта привычка, как любая привычка, она требует развития. Поэтому мы можем развивать привычку гордости, то есть желания спорить, и развивать её на протяжении всей своей жизни. А можем развивать привычку смирения.

То есть, что бы мы не видели в этом мире, что бы не понимали, что бы не услышали, что бы не произошло, если мы подходим к этому с желанием понять, то эта привычка будет развиваться. Но сначала предыдущая привычка будет сильна, и она будет проявляться чаще. Но, так как у нас есть свобода воли, вчера мы говорили об этом, поэтому после проявления этой привычки, мы можем её осознать, что она проявилась и усилием воли начинать осуществлять другое явление в своем сознании, это проявление смирения, то есть желание понять, почему так происходит. И постепенно они станут равносильными, и это будет кризисом.

То есть сначала это не будет кризисом, сначала это будет экспериментом, когда мы будем пробовать так делать. Но когда предыдущая привычка почувствует смертельную угрозу, когда новая привычка станет равносильной, начнется кризис. И в зависимости от того, в какой компании мы будем во время кризиса находиться, и насколько развита будет наша философская составляющая сознания, настолько легко и быстро этот кризис пройдет. И новая привычка постепенно станет сильнее предыдущей. Может быть, все это будет дальше развиваться на протяжении всей жизни, и предыдущая привычка никогда окончательно не уйдет, и с ней нужно будет всегда иметь ухо в остро и никогда не расслабляться...

738 Учись творить добро в семье

Ведическая культура - основана на семейных взаимоотношениях и первый закон семейной ответственности это понимание того, что именно в семье я должен учиться творить добро. Это первый закон семейной ответственности. О нем обычно забывают. Я сегодня об этом напомню.

Это закон ответственности в семье. Я с семьи должен начинать учиться творить добро, чтобы потом уже выйти в мир и творить добро для всей вселенной. Семья - такая тренировочная база по творению добра. Мы там тренируемся творить добро.

Да иногда получается как-то кривавато. Ну что делать, тренировочная база такая, полоса препятствий... Здесь нужно, так сказать, жене добро сотворить, тёще, детям, соседям. На кухне сотворить добро, там сотворить добро. Тренируется человек, ходит по своей семье творит добро. Добро-творитель.

Если я не понимаю этого закона, то, ни то что материальная семья, даже моя духовная семья станет для меня иллюзией и не вызовет ничего, кроме критики, зависти, оскорбления, обид.

Посмотрите, сколько людей разочаровывается в духовной жизни. Ну это значит только одно, они не правильно соприкасались с духовной семьей. Духовная жизнь это также соприкосновение с семьей, но с духовной семьей.

Люди уходят из семьи, потому что она перестала быть такой тренировкой по творению добра. Мы перестали учиться творить добро внутри нашей семьи. А наша семья стала таким испытательным, военным полигоном для применения разного вида оружия, массового уничтожения родных и близких...

719 Счастье не в набивании желудка

Посмотрите, на Руси в году было не меньше двух ста постных дней, двести. Если вы посчитаете по постному календарю, так вот ста девяноста до стапятидесяти постных дней, две трети года, постные дни. Такая постная культура служила одной цели, показать человеку направление поиска счастья. Что поиск счастья, не в чревоугодии находится, а поиск счастья в развитии любви находится. Человек должен находить радость в общении, а не в насыщении желудка. По этой причине, например, восточные рекомендации по здоровью, аюрведические рекомендации, советуют нам прекращать приём пищи до полного насыщения. Чтобы оставалось лёгкое чувство голода. Чтобы помнить о том, что нам не нужно полное это вот физическое насыщение, необходимо нечто другое, нечто другое, нечто более тонкое.

из лекции: Вся правда в ЗОЖ

713 Два пути обретения оджаса (здоровья)

Сама идея такая, что достаточно просто хорошо медитировать на звук Святого имени и оджас сформируется сам. И сам будет подавлять аму, избавлять нас от токсинов. То есть просто он поступает из другого источника, поступает прямо в сердце напрямую, но действует дальше также. Но действие-то тоже есть.

Поэтому говорится, что в соответствии с Ведами, есть два пути обретения здоровья. Первый путь - это механический путь, через соблюдение всех правил здорового образа жизни: питание там и так далее, физические упражнения, много чего. А второй путь—это путь непосредственного обращения к Богу - медитация. Это также второй путь, этот путь также относится к обретению здоровья: духовного психологического и физического. Они описаны. Потому что иногда, наоборот люди думают, что когда человек занимается духовной практикой, то это он гробит своё здоровье.

Потому что им кажется, что либо здоровье, либо духовная практика. На самом деле - нет. И обретение здоровья через здоровый образ жизни и духовная практика - это два способа обретения здоровья, причём по всем фронтам: физическое, тонкое, духовное. Интересная вещь. Кстати, если уж мы затронули немножко тему духовности то, когда болеют святые люди, то их болезни протекают не так как болезни у простых людей. Потому что уже другая система оджаса, другая концепция судьбы.

Болезни святых людей — это особые болезни, и даже есть как таковые особые разделы, которые изучают болезни святых. Это особая медицина. Правда сейчас она не развита, так как, к сожалению, это не популярно, святость сейчас непопулярна, поэтому и медицина святых сейчас тоже не развита. Но я знаю многих врачей, которые лечат именно духовных людей, и у них совсем другие методики лечения, другая диагностика и другой подход к этому. То есть они занимаются немножко другой медициной. Медициной святых. Медициной мудрецов.

Потому что всё по-другому протекает, другие законы. Эти болезни не поддаются общим правилам, это совсем другая медицина. То есть нужно обращаться к более опытным врачам, которые занимаются именно лечением людей, которые оджас получают другим способом, не через питание.

Потому что как бы мы не знали про здоровый образ жизни, всё равно продукты покупать в том же Ашане, вариантов нет. Как-то тут плохо всё растёт 8 месяцев. Какое-то время растёт немножко и то, не всегда вырастает, а так в основном плохо растет, а когда это всё издалека уже там особенно оджаса нет, силы нет, праны нет. Всё привезённое, поэтому на это так особенно рассчитывать не стоит, а вот этот первичный главный способ, доступен, пожалуйста, открыт.

Поэтому всё время спрашивают как, а как же вот в северных местах, как же вот без мяса-то жить, а как же Вы там выживете, несчастные вегетарианцы? А как же то, а как же сё... Да жизненная сила - это оджас, так наоборот столько времени, пожалуйста, занимайся духовной практикой, пополняй запасы оджаса. Кто тебе мешает-то?!

Теги: оджас

710 Сознание человека напрямую связано с его диетой

Нарушенное пищеварение - это мать всех болезней и никто не будет здоров ни эмоционально ни физически, если у него плохое пищеварение. Обратите внимание. То есть и тонкое тело страдает, и грубое тело страдает, всё страдает. Даже эмоционально человек страдает, если у него не налажено пищеварение.

Почему? Потому что пищеварение формирует у человека определенный психологический тип. Как мы знаем, у нас есть разные психотипы, и, в принципе, он формируется, меняется, настраивается, поддерживается пищеварением.

Определенная диета формирует наш вот такой психотип, поддерживается этой же диетой, и, соответственно, если мы меняем диету, то восприятие человека меняется. Оно реально меняется. Да. Напрямую. Напрямую сознание человека связано с тем, какая у него диета. С точки зрения влияния на сознание, намного эффективнее и проще наладить диету человека, чем проводить с ним психологический тренинг.

То есть психологические тренинги, даже рядом не стояли с диетологией, если понимать, как это по-настоящему влияет. Тренинг закончится, а питаться человек будет постоянно. Если питание не налажено, то никакое другое влияние на сознание не будет эффективным, оно будет временным по определению.

А питание—это постоянное влияние. Если оно правильное, человек находится постоянно под правильным воздействием. Именно поэтому, в любой духовной традиции такое важное значение придается системе питания, весь год расписан постами: что кушать, когда кушать, как - всё расписывается. Это не просто так. Это реальная помощь тонкому телу. Реальная помощь сознанию: настроиться, привести себя в гармонию. В конце концов, получить тот самый оджас, жизненную силу.

705 Усталость - неумение отдыхать

Судя по тому, как отдыхает современный человек, жить-то он не очень-то и умеет, а в наше время неумение правильно отдыхать, это просто смерти подобно. В результате человек разочаровывается во всем, что он делает. Ведь на нас с только ответственности. Огромное количество ответственности сейчас на человеке. От усталости он разочаровывается в работе, от усталости он разочаровывался в семье, в хобби. От усталости он разочаровывался в своем предназначении. В конце концов, духовностью он разочаровывается, и это звучит немножко странно, но от усталости он разочаровывается даже в самом отдыхе. Сейчас мало кто верит в отдых. Сейчас уже все понимают, что сколько ни отдыхайте, толку никакого.

696 Непривязанность или халатность?

Мы мало заботимся, мало выполняем свои обязанности, мало поддерживаем то, что уже есть, плохо к этому относимся, оно всё ломается, у нас на это «нет времени». Больше как раз проблема с отвязностью, с невыполнением предписанных обязанностей. Вот в этом сейчас больше проблемы, честно говоря. Больше нужно подумать о долгах, какие я сейчас долги не выполняю. Они есть, а я их не выполняю. Понимаете? Поэтому, если у вас есть машина, охраняйте ей. Если есть жена, охраняйте её. Есть деньги, охраняйте их. Это рекомендация Вед. Охранять то, что есть, то, что выделено нам, как наша доля. Я должен это охранять, чтобы с помощью этого удовлетворить Бога, служить Богу. Если я это не охраняю, если я думаю, что «непривязанность – это просто бросить и не охранять», это не непривязанность. Это халатность. Халатность называется. Глупость. За это приходят большие проблемы.

из лекции: часть седьмая

651 Кризис средних лет

Кризис средних лет. Это психологический кризис, который очень широко известен на западе. Поэтому я его отметил, и мы о нем будем говорить чуть позже. То есть это кризис, когда человек чувствует, что его планы не осуществляются, его мечты не осуществимы. В юности, в детстве очень много идей, мы все хотим стать космонавтами. Ну как минимум из кухарки превратиться в президента, американская мечта. Но где-то к этому году, где-то 30-ый год, человек чувствует: ничего не осуществляется, это все очень трудно дается. И просвета особенно нет. Поэтому к человеку приходит семилетний кризис, он или спивается, или кончает жизнь самоубийством, или все рушит там: бросает семью, работу, все меняет или приходит в Сознание Кришны. [смеется] Если повезет.

Теги: кризис

620 Как спасити алкоголика

В какой-то мере нужно быть бдительным, чтобы своим поведением не разрушить уже имееющееся «счастье» другого человека. Потому что нам всегда кажется, что наше счастье важнее. Мы думаем – его счастье – это ерунда, поэтому сейчас я ему свое счастье дам, поэтому его нужно разрушить. Что это за счастье? Он несчастен. Вот я его точно сделаю счастливым. Нет, счастье – достаточно редкое явление, поэтому, если у кого-то есть, не нужно его разрушать. Можно добавить.

Если мы не можем добавить больше счастья взамен, не нужно разрушать то, что уже есть, это не так легко создается, дотаточно трудно. Например, если врач не может дать алкоголику больше счастья, чем дает ему алкоголь, он не может вылечить алкоголика. Если он не может дать ему большего счастья - ничего не помогает. Потому что он не может дать ничего взамен. Он это забирает счастье, а взамен ничего дать не может. И ничего не помогает – он всё равно возвращается к своему алкоголю. Понимаете? Ничего не помогает.

Поэтому человек не меняется в лучшую сторону, общаясь с нами, потому что мы не собираемся ничего ему давать. Мы часто на это жалуемся: “Вот, я столько лет! А он не меняется! Мы ему столько – всю жизнь отдали, а он не меняется!” Но мы ничего и не дали. Наши планы были только брать. В этом, так сказать, грусть нашей жизни. Мы думаем: “Вот, ничего не меняется!” Но мы не собираемся ничего давать.

569 Необходимость переосмысления

Переосмысление - это один из основных факторов духовного роста. Духовно растущий человек фактически постоянно находится в состоянии переосмысления. Пытается понять, как сейчас я должен воспринимать ту или иную концепцию, как я могу её преподнести, как я должен её использовать в своей жизни. А фанатизм это неумение переосмыслить. Вобщем-то почему человек находящийся в стадии фанатизма страдает? Он не может переосмыслить, он не может переложить, он не может переложить с одного места на другое. Не может взять какую-то концепцию переложить её на свою жизнь.

567 Вера не претендует ни на что

Вера – это готовность к тому, что ничего не будет меняться. Я готов это принять и всё равно идти к моему Богу. Это готовность идти к Богу без чудес. Мне ничего от Тебя не нужно, даже если Ты не появишься передо мной на глаза. Я готов, что Ты мне разобьёшь сердце. Я готов, что никакого чуда в моей жизни никогда не будет, и всё равно готов идти к Тебе. Всё равно готов идти к Тебе, я отдаю Тебе своё время. Я готов идти к Тебе. Я отдаю Тебе свою жизнь. Вот это вера! Вот это религия! Вот это духовное развитие! Но мы ждём чуда...

Мы ждём чуда, что мы сейчас немножко мантру поповторяем, правильно где-то поклонимся, а уж если святую дхаму посетим, так это вообще однозначно успех. Пыль куда надо посыпем, и чудо произойдёт. Всё решится без усилий. Всё как-то без времени решится. Нет! Мы готовы к тому, что ничего не решится. Вот как только я готов к тому, что ничего не решится, я становлюсь преданным. А если происходит, то я не верю своему счастью. Я думаю, может это не чудо, а может это моя хитрость, может я схитрил?

Я готов идти без чудес. Я готов идти без чудес, я не принимаю это чудо. Я не расслабляюсь, я не думаю, что всё, чудо произошло. Нет, я готов идти без чудес – вот это вера. И вот это действительно то, с чего начинается духовная жизнь. Это Шикшаштака, Чайтанья Махапрабху. Именно с этого начинается духовная жизнь. Мне не нужно чудес. Я готов, что ничего не изменится. Я готов, что всё станет хуже. Я готов, что всё ухудшится, я всё равно готов идти к тебе, несмотря ни на что, даже если всё.. вот это вера. Вот это действительно высоко.

566 Возлюби ближнего своего

Ачарьи говорят, что любить надо того, кто перед нами находится, нужно учиться проявлять своё милосердие, своё уважение, своё проповедническое искусство. А иначе всё так и останется на уровне теории. То есть любить надо того, кого нам послал Господь для проявления нашей любви, для проверки нашей любви. Для проверки. И тогда всё становится по своим местам. Тогда всё действительно мы начинаем правильно видеть.

Такое сравнение приводится в Ведах: надо готовить ужин из того, что есть на кухне, а не из того, что написано в поваренной книге. Там много всего, конечно, хорошего написано, но нужно прийти на кухню, посмотреть, что там есть, и из этого приготовить. А если я буду просто кулинарный рецепт разглядывать и думать, как было бы вкусно, в конце концов, все просто голодными останутся.

Поэтому и сейчас, у нас столько возможностей проявлять своё служение, проявлять свою заботу, столько возможностей увидеть сверхдушу в сердце каждого. Но, мы жадные. Мы жадные. Мы жадничаем...

563 Духовная практика не спорт

Современный человек все в мире воспринимает как упражнение. Чтобы чего-то достичь нужно упражняться, упражняться и еще раз упражняться. Нужны усилия и еще раз усилия. То есть, допустим, у человека что-то болит, тогда он начинает прикладывать усилия, снова усилия и в какой-то момент у него что-то да получается. Если долго учится и упражняться, то в какой-то момент приходит профессионализм. Для материального мира это вполне практично и эффективно.

Однако в духовной практике все сложнее. Если бы в него можно было бы что-то наработать количеством, то мы просто один раз приложили бы усилие, месяц бы напряглись, получили бы результат и спокойно бы им пользовались. Но это не действует. Духовная практика – это не упражнения, не гимнастика и не вид спорта. Молитва не входит в разряд физических достижений. Никакое количество прочитанных кругов манты не даст результат (возвышенное сознание), как это бывает в спорте. Соблюдение обетов – это тоже не гарантия успеха и достижения высшего сознания, это только способ остановить сознание от прямой деградации. Обет – это только начало.

Мы должны понять, что каждое произнесенное имя Бога – это прямое обращение к нему. Сознание современного человека настроено на игру. Это как когда дети веселятся и нажимают звонки соседям, а потом убегают. Так и человек вроде что-то делает, но не вкладывает в это желание встретиться и добиться результата. В действительности же молитвенная практика – это форма общения с Богом. В нашем подходе есть некая механичность. Но чисто механические действия не приводят к духовной жизни, они не дают вкуса и радости в сердце. Это как механически здороваться, не узнавая и не выражая интереса к человеку. Мы так же нажимаем звоночек к Богу и убегаем, даже не задумываясь, что он выходит к нам с радостью и не находит никого.

562 Живая Книга

«Бхагавад-гита» не только самое популярное произведение восточной философии, но и одно из самых загадочных произведений этого мира. Это значит, что её надо не просто читать, её нужно изучать по определённым правилам, определённым схемам, которые действуют уже несколько тысяч лет.

В чем необычность этой книги? Многие ученые-специалисты пытались понять этот трактат, потратив на его изучение десятки лет. Но так и не приблизились к Истине ни на один шаг. Все дело в том, что это произведение носит личностный характер, особый характер. Оно вступает в контакт с читателем. Реагирует на уровень его сознание, на его мысли, на его желания. На его цели.

«Бхагавад-гита» - это не просто какие-то мертвые буквы, состоящие из типографской краски, нанесенной на какую-то бумагу. Это живая книга, и о ней ходят легенды. Особое состояние информации. «Бхагавад-гита», мы знаем,- это сама Абсолютная Истина, которая приняла сейчас для нас форму книги и несет в себе все качества Абсолютной Истины, и самое главное качество Истины – её личностность.

Необычное качество – личностность. Она смотрит на нас, на своих читателей, и делает выводы. Не мы делаем выводы, читая «Бхагавад-гиту», а «Бхагавад-гита» делает выводы по поводу того, кто её читает. Наверняка, вы это замечали. Можно сколько угодно пытаться понять что-то, но если сама «Бхагавад-гита» не сделала соответствующих выводов по поводу нас, ничего не получается. Она делает свои выводы, и она решает: открываться нам или нет, и если открываться, то насколько?

Изучение подобных трактатов больше похоже на преданность, дружбу и любовь, но не просто на какую-то науку. Наглость, гордость, упертость не помогут в этом изучении. Почувствовав агрессию, «Бхагавад-гита» закрывается от читателя навсегда.

539 Мы непременно получаем то, что заслужили

Нам трудно увидеть связь законов Бога в разных трактатах. Они есть, факт – так как фактически описываются один в один. Законы кармы неумолимы. Они всегда действуют. Действие всегда вызывает противодействие, наука это доказала. Есть сопротивление материала, всё это разобрано в сопромате. Сопромат - сложная наука.

И можно называть это как угодно, но мы непременно получаем то, что мы заслужили. Возможно, это случится прямо сегодня. Возможно, через десять жизней, но это происходит. Бог обычно не вмешивается в этот закон причины и следствия. Бог не вмешивается в этот закон, но это не значит, что Он не может вмешаться. Поэтому если у человека есть вера, если он искренне обращается к Богу, то почему он не может подкорректировать то, что происходит? Легко может, никакой проблемы нет.

Мы могли что-то совершить 50 жизней назад, или в детстве оторвать кузнечику ногу. Знаете, дети очень весёлые, ловят бабочку, отрывают крылья, там. Ещё что-нибудь, гадают на ромашке: «Любит – не любит…». И ромашка: «И! У! А! У! И!» «Плохая ромашка! Не любит…» То есть, мы могли что-то делать неосознанно, какие-то агрессивные действия, так сказать. Иногда, когда дети бесконтрольны, у них проявляются низшие эмоции, поэтому они могут достаточно быть жестоки, могут быть мстительны. Для этого нужен воспитатель.

Воспитатель нужен чтобы в его присутствии не проявлялись низменные эмоции, потому что сам ребёнок ещё не контролирует их проявление, он ещё не знает, что это плохо. Он ещё не знает, что это плохо, он ещё, в общем-то, не особенно понимает все эти законы морали, культуры, поэтому кто-то должен быть рядом, чтобы сказал точно «это ай-ай-ай, а это молодец». Понимаете?

Вот это – «ай-ай-ай», а это – «молодец». Как только воспитатель куда-то уходит, как только у него нет времени, что угодно может произойти. Эмоции могут выйти из-под контроля, и такие вот вещи происходят какие-то даже в детстве. Всё, оторвал там кузнечику ножку, и только через 50 жизней ему трамваем отрезает ногу, он думает: «За что?» Ну к сожалению, таков закон, глаз за глаз, зуб за зуб, ножка за ножку, всё честно, почка за почку. Понимаете? Печень за печень. Крылышко за крылышко. Происходит, к сожалению, происходит. Почему мы не помним всего этого?

535 Как можно любить того, кого не знаешь?

Если мы сконцентрированы на двери, мы входим в дверь; если мы не сконцентрированы на двери – попадаем мимо, лбом о косяк, бум. И так примерно выглядит современная духовная практика - это человек с разбитым лбом. Он все время мимо, все время мимо, мимо, мимо. И в результате он разочарован. Но он сам не сконцентрирован.

Даже простые вещи требуют концентрации! Даже ложкой в рот не попадешь, если ты не сконцентрирован - не поешь как следует. Поэтому и в духовной жизни происходит то же самое. А как можно полюбить то, что даже попробовать не можешь? Как можно полюбить шоколадку, если не можешь шоколадкой в рот попасть? Как ребёнок, у него все лицо в шоколаде, а он так и не попал ни разу в рот - как можно её полюбить?

Как можно полюбить Бога, если ты не сконцентрирован на Боге? Невозможно Его полюбить, не чувствуется вкус! Лоб разбит - вкуса нет, в дверь не смог ни разу попасть. Это иллюзия. Иллюзия – это вот расконцентрированность. Поэтому и принцип духовной практики – это вернуть концентрированность, вернуть её назад, возвратить её.

530 Мечтать не вредно, вредно не планировать

Мечта – это элемент планирования, это когда мы представляем себе, чем закончится наш план. Вот это мечта. Мечта – это часть плана. Поэтому, в принципе, мечта – это не плохо, если потом план строится, и если цель более-менее позитивна. Но мечта без плана – это излишне пустое времяпровождение. Нужно строить план.

Если план не выстраивается, то мечта не осуществится так просто. Например, у вас есть мечта взять вот эту книжку. Но если плана не будет, и вы реально не продумаете, как это сделать, как подойти, у меня попросить – как же она вообще, у вас в сумке окажется? Давайте проверим сейчас. Думаю, не появится она там. Это уже чудо называется. Чудо – это когда мечта осуществляется без плана. Действительно, вы об этой книжке подумали, в сумку заглянули, а она там уже лежит. Вот это чудо.

Но обычно надо прилагать свои усилия. Поэтому в Ведах говорится, что да, мы должны молиться Богу о своей мечте, но мы должны также строить план и прилагать огромные усилия, чтобы это осуществилось. И вот тогда эта молитва о мечте и наши усилия со своей стороны – они вместе дадут возможность этому произойти.

529 Материальный мир – самая качественная иллюзия

Мир – самая качественная иллюзия. Тут всё очень хорошо просчитано, идеальный 3D движок. Всё идеальной жизнью обладает. Всё проработано, прописано, все там шейдеры, там, всё, что хотите, всё. Всё идеально. Идеально полное ощущение реальности. Вот это да! Вот это иллюзия! Майя называется. Не будем сравнивать с матрицей и так далее, это уже не модно. Но принцип в этом, да.

Гуны материальной природы пронизывают всё материальное пространство как три лучика формируют картинку. Раньше на кинескопе телевизора лучи формировали вот эту точку, цветовую точку, и появлялась иллюзия изображения. Так же и три гуны материальной природы, три вида энергии, по-разному пересекаясь, формируют все эти точки пространства. И мы это видим.

Каждая точка этого пространства, нами виденная - это в определённый момент времени сформированная вот этими тремя гунами природы реальность. Через секунду уже другая реальность, поэтому листочек колышется – это деятельность гун. Вот и всё. Просто хорошая машина, хорошо действует, божественный компьютер. И у нас аватар, за жизнью надо идти в больницу, покупать жизнь, здоровье. Поэтому единственное, что нам осталось тут прикупить – это мозги. Мозги, памяти побольше.

519 Выбор цели определяет пункт назначения

Мы собираемся по целям. Поэтому, когда наша цель соответствует целям духовного мира, мы попадаем в духовный мир. Если наша цель соответствует целям тюрьмы, мы попадаем в тюрьму. То есть какова наша цель, туда мы и попадаем. Поэтому, в общем-то, мы корректируем свои цели, развиваем их и попадаем в соответствующее окружение. Поэтому, если наша цель прийти к Богу, мы приходим к Богу. Если наша цель самому стать Богом, мы приходим сюда, в материальный мир, и тут у всех такая же цель.

518 Туманные перспективы не приносят счастья

Счастливым может быть только тот, кто видит свой путь, кто видит, куда он идёт. Все остальные положения в этом мире приводят к страданиям и несчастьям. Человек пробует что-то делать – результат ноль. Всё просто ещё грустнее становится. Всё это никак не решает проблему. Только усугубляет эту проблему.

517 Конфликт души и тела

Суть понимания души состоит в том, что устройство нашего тела сложное, оно состоит из тела и души. Тело состоит из материи, а душа состоит из антиматерии, если говорить современным языком. Очень интересное, конфликтное устройство. Поэтому мы все немножко конфликтны. Есть эта внутренняя борьба. Вы замечали, как эта внутренняя борьба идет? Хочется что-то, но я сам себе говорю, не делай этого. Замечали? Вот это внутренняя борьба, такая легкая внутренняя шизофрения, она присутствует. Хочу, но нельзя. Потому что мы созданы из двух конфликтных вещей: из материи и антиматерии, из тела и из души.

510 Можно ли сглазить самого себя?

Бывает у человека враждебное отношение к миру. Это эмоция проявляется в зависти. Зависть – это несогласие с тем, что наши желания исполняются у других. Мы с этим несогласны. Говорим: «Как так? Этого же я хотел, этого же мне хотелось, почему у него? Почему у соседа? Почему не у меня? В чём проблема? Этого же я хотел, этого же я просил». Вот это несогласие называется эмоцией зависти.

Ещё есть такое интересное слово – «сглаз». И обычно думают, что сглаз - это когда кто-то на нас плохо посмотрел. Но в действительности, настоящий сглаз – это когда мы смотрим на успех другого человека с завистью, когда мы смотрим с завистью на успех другой личности. Вот тут начинаются действительно негативные реакции. Это тут же вызывает в нашей жизни последствия, которые забирают у нас счастье. Счастье просто уходит из нашей жизни сразу же. Ничего не остаётся.

Завистливый человек по определению несчастлив. Ему просто плохо. И если мы будем говорить просто, счастье – это плод благодарности. Чем больше мы благодарны, тем больше плодов этого счастья появляется на дереве нашей жизни. Чем больше благодарности – тем больше счастья.

495 Резонанс ума

Одна из самых интересных функций нашего сознания – это функция искать то, что способно принести мне удовлетворение. Мы ищем то, что приятно. Мы ищем то, что доставляет удовольствие – это функция ума, что приятно. Но так как мы думаем о себе как о теле, поэтому и ищем то, что удовлетворяет наше тело. Ищем то, что приятно телу. Тут происходит ошибка.

Ум имеет резонирующую природу. У ума природа резонанса. Когда он видит, что делает другой человек, он сразу хочет делать то же самое. Замечали или нет? Очень интересно. Попробуйте сладко зевнуть. Все потянутся тихонечко. Или почесать голову попробуйте. Буду чесать и невозможно будет сидеть. Будем бороться, всё равно через 5 минут все тихонечко почешемся, чтобы сделать вид, что на меня это не подействовало.

Кто-то что-то делает, другой сразу резонирует. Поэтому что уже говорить о каких-нибудь эротических фильмах, которые вечером транслируют. Резонанс происходит. Это и есть материальное счастье – делать то, что делают другие. Я доволен, я тоже самое делаю.

Поэтому рекламу показывают. Кто-нибудь открывает какой-нибудь ужасный напиток, пьет его, его залпом пить невозможно, он газированный. А тут показывают, что он там Спрайт пьет. Попробуйте спрайт пить из горла, захлебнетесь сразу же пеной, он газированный. Его так пить невозможно. Там глоток надо сделать и ходить воздух выпускать еще два часа, чтобы в себя прийти. Волшебные пузырьки.

Нам хочется резонанса. Все это построено на резонансе. Так продаются товары. Другой это делает, я то же так хочу.

Но Разум должен подчинить Ум. Это значить, что разумный человек не попадает под пример чужого зевания, чужого поведения, он терпит. Разум – это умение терпеть. Ну и что, что другой что-то делает. Я должен терпеть.

Вот эта временная радость, которая приходит от соприкосновения чувств с материальными объектами, когда мы соприкоснулись, является причиной страданий. Это лучше всего понять на примере расчесывания. Зачесалось, значит надо почесать. И чешущийся думает, что он полностью счастлив. Но что в результате? В результате боль от расчесанного места. если постоянно чесаться место расчесывается.

Пример приводится в Ведах, очень интересный. Если посмотреть на какую-то стаю животных одно начинает чесаться животное, потом другое начинает чесаться, потом через несколько минут чешется всё стадо. Сидят довольные чешутся...

Поэтому мы живем в том мире, где все, глядя друг на друга, чешутся. Кто-то начал, все за ним пошли. Что такое мода? Кто-то почесался и все также чешутся. Все очень просто. Так действует ум, но разум – это умение быть выше этого.

из лекции: Ум наш враг

487 Что хочет женщина от отношений с мужчиной?

Что хочет женщина? Она хочет создать семью с настоящим мужчиной. С тем, кто защищает, успокаивает, поддерживает. То есть мужчина должен защищать, поддерживать, успокаивать. Вот такая реальность. Но в некоторых случаях женщину ждёт большое разочарование, особенно в наше время. Вместо мужчины, её муж неожиданно превращается в личность полностью до наоборот. Он требует, чтобы жена его защищала, утешала, успокаивала, подтирала сопли. То есть он ведёт себя, как ребёнок. Это приводит к серьёзному разочарованию у женщины в семейной жизни. Это сказывается на всех уровнях взаимоотношений. Вроде бы создавали семью, супружеские отношения, а получились материнские отношения.

471 Компас развития сознания

Сознание человека развивается если движется в сторону любви, в сторону терпимости и в сторону сострадания. Если будем делать компас развития сознания, этот вектор направлен в сторону развития позитивных качеств. Соответственно, чем больше мы любим ближних, саму Абсолютную Истину, чем больше мы терпим то, что с нами происходит, понимая, что это последствия наших собственных действий, и чем больше мы понимаем страдания других живых существ, тем больше развито наше сознание. Это значит, что мы соответствуем этому вектору развития.

Однако мы видим, что зачастую преобладает развитие полностью противоположных качеств. Сейчас удачливым считается человек, способный переступить через имеющиеся отношения, через благородство, через культуру ради поставленной им материальной ценности. То есть тот, кто готов переступить через кого-то - герой, он смог переступить, молодец, вот на него можно сделать ставку. Вот это действительно будет работник. Сейчас нужен такой работник, который готов пожертвовать всем: семьёй, здоровьем, временем. Вот это работник, понимаете. Поэтому лучше всего, чтобы он был одинок, желательно без родителей, да. Поэтому в общем-то ценности противоположные, удача по другому оценивается.

То есть что происходит? Ради материального человек легко жертвует духовным и культурным, ради материального человек легко отказывается от духовного и культурного. Но это и есть вектор деградации. Вектор развития – это когда человек ради духовного готов отречься от чего-то материального. Вот это жертвенность, это героизм, это милосердие, когда человек готов ради высокого поступиться чем-то своим низменным.

470 Несовместимость людей - редкое явление

Наверняка, все уже заметили, что далеко не с каждым человеком можно построить хорошо развивающиеся отношения. В действительности, мы хотим развивать отношения, нам хочется, чтобы у нас было много хороших отношений. В ообщем-то культура подразумевает, чем старше человек, тем больше у него должно быть хороших отношений. Но иногда мы видим обратную ситуацию. Что чем старше человек, тем больше он идет в сторону одиночества. Это подозрительная тенденция.

Мы все разные. Конечно же есть эти отличия. И отношения между нами тоже носят различный характер. Мы личности, и взаимоотношения тоже носят личностный характер. Мы пытаемся разобраться что это такое. Личностный характер отношений - это они могут быть как дружественными, так и нейтральными, так и напряженными. Напряженными - это, так сказать, в лучшем из худших вариантов. В общем: дружеские, нейтральные и напряженные.

Если, например, мы рассмотрим все наши взаимоотношения, которые нас окружают, весь наш социальный уклад, мы видим, что примерно на эти три типа делятся. И так и должно быть. То есть это абсолютно нормально. Это процесс. Нужно его понимать. И в каких-то случаях уровень взаимоотношений предопределен, ничего не возможно сделать. Есть такие случаи. Вот изначально, мы как-то вот настроены к этой личности – мы видим с первого взгляда, с самых первых минут – не сложатся у нас взаимоотношения. Не подходим мы к друг другу. Не быть нам вместе. Это вполне нормально. Есть некоторая предопределенность характеров.

То есть что такое несовместимость? Это я не переношу эту личность, меня тошнит от неё, я её вижу – меня тошнит. Это несовместимость. И вот эта несовместимость в виде непереносимости всего в трех процентах случаяев бывает. И то это максимальный процент. Вот три из ста, да действительно, могут принципиально раздражать. Да могут. Такое бывает, в коллективе вы это встречали, вот он один из ста. Но если девяносто семь из ста нас раздражают, это уже к врачу, да. Но если три из ста, это абсолютно нормальная ситуация. Абсолютно нормальная, пусть раздражают, ничего не поделаешь, так и должно быть.

Ко мне приходят иногда семейные пары, они мне говорят, «Нас последние полгода тошнит друг от друга, скажите мы совместимы или нет? Нет мы любим друг друга, скажите мы совместимы или нет?» В чем вопрос я не понимаю? Если вы смогли прийти вместе и вас не стошнило друг от друга, идите домой и живите счастливо, в чем проблема то? Если бы вы были несовместимы, вы бы не смогли не то что вместе идти, вы бы в одном городе не смогли бы вместе жить. А бывает такое, я уверен в этом.

469 Не каждый человек – Homo Sapiens

Не все человеческие категории разумны. Есть 400 000 человеческих видов жизни и не все они разумны. Разумных там совсем немного вариантов. То есть если вы там в Амазонку поедете, там ничего не изменилось за последние 10 000 лет. Разумные личности, те, кто осознают более или менее глубокую реальность, где разум пробужден. Не во всех человеческих формах жизни разум пробудился, не во всех. Я думаю, что даже в этом городе можно встретить десяток разных вариантов состояния разума: пробужденный, не пробужденный. Поэтому в общем-то есть, это факт.

Непонимание этого вылилось в теорию национализма. Реально есть разная степень пробужденности, но непонимание как с этим быть, вылилось в современный национализм, то есть в тиранию вылилось. Что делать? Поэтому в общем-то так целые континенты завоевывались. Приходили якобы разумные, но проявляли свой разум через насилие и выгоняли якобы неразумных, через войны, посмотрите. А такие развитые страны, казалось бы... не будем называть по фамилии. Понимаете?

Да, а мы что – не так? Точно также, посмотрите. В России та же самая история. Попереселяли всех куда угодно, и всё, то есть также точно решили. Поэтому это не разум, это значит, что те, кто так действует они сами находятся в этой категории не очень разумных. Потому что разумный – это немножко другой человек. Помните, разумный человек – он видит душу, он видит личность как душу. Когда человек видит личность, как национальность – это качество неразумного, это не развитое сознание. Потому что душа не имеет национальности, душа вне национальности.

И в чем же смысл такого разнообразия? Смысл в этом же - реинкарнировать. Исполнять свои желания дальше и реинкарнировать. С менее развитого в более развитое. Потому что человек сразу из животной жизни приходит в человеческую форму жизни и не каждому удается этот эффект перехода как-то сгладить. Поэтому, может быть кому-то полезно десяток жизней провести в переходных формах, в таких простых, лесных, спокойно пожил себе. Очень похоже на животную жизнь, но уже что-то есть человеческое.

Постепенное развитие, не все готовы к резким скачкам. Поэтому кому-то нужно постепенно, в Амазонке пожить, ещё где-то. Нормально, почему нет? Не торопясь. В этом и грусть реинкарнации, что всё это надолго затягивается. Это не так, что, знаете: микроб - заяц - слон - человек. Нет. Все это надолго, постепенно. Буквально говорится, что бесконечно. Поэтому наша задача прийти в себя и раз и навсегда с этим покончить. Потому что не дай Бог куда-то скатиться – это всё потерять, просто всё. Настолько безысходна вот эта вот реинкарнация, что вырваться сложно.

467 Электрическое сознание

Наше вечное «Я», душа, находится в районе сердца, мы это выясняли. И она связана особым механизмом с грубым телом. Связь, особый механизм, связь с грубым телом. Чем она пользуется? Этот механизм он сам по себе достаточно большой, но пользуется он системой кровообращения, системой кровообращения. Она контролирует все уголки тела человека, система кровообращения, распространяя, перенося своё сознание туда, куда только может проникнуть кровь человека.

Легко это понять. Как только мы перекрыли кровообращение в какой-то части тела, сознание покидает этот участок, уходит, уходит, и мы перестаём его чувствовать. Эту часть тела мы перестаём чувствовать, сознание уходит. Помните, как неприятно ногу отсидеть или руку отлежать? Как долго возвращается сознание, да, мурашки, долго так сознание возвращается, пока мы приходим в себя. Процесс воплощения, сознание проникает в тело, с мурашками, больно, неприятно, сознанию не хочется. Это не природа сознания, помните, нет? Я помню. Сознанию не хочется туда, а надо в какую-то ногу, сознанию в ногу, понимаете, в руку... Ох, проникло.

Но когда душа совсем уходит из тела, контроль полностью прекращается, и никакого уже кровообращения не нужно, оно останавливается поэтому. Это называется смертью. Как только сознание уходит, кровообращение не нужно. Нет в нем смысла, оно должно переносить сознание, основная функция. Все остальное вторично там кислород, все это все вторично, главное перенос сознания.

Поэтому иногда, например, в трактатах сознание также называют электричеством. Как-то же оно должно переноситься, называют электричеством. Электричество тоже имеет эту непостижимую природу. Электричество это энергия Сверхсознания, поэтому оно проникает везде, везде есть электричество.

466 Как увидеть Бога

В чём проблема тела? Материальное, не одухотворённое тело не позволяет нам увидеть форму Бога, Его личностную природу. А видеть форму Бога – это высшая ступень йоги. А мы не можем этого сделать, тело мешает. Иногда, например, Господь не выдерживает и показывает всем Свою личностную природу. Бывает не выдерживает, надоедает ему всё это, так всё деградировано.

Кто-то помнит, несколько лет назад в Индии все божества в храмах стали пить молоко, очень удивительный момент. Раз и начали все пить молоко, даже фотографии божеств пили молоко. Все прибежали в храмы: христиане, мусульмане, буддисты, индуисты, верующие, неверующие, умные, глупые, все прибежали в храм посмотреть, все смотрели, как Бог пьёт молоко.

Фотографии выпивали по 100 литров молока, дома стояли. И люди не верили, они покупали, прибегали, выпивал, опять бежали в магазин, молочная промышленность озолотилась за один день. Равно сутки продолжалось, все проверяли, выпивают.

Все были полностью счастливы. Сутки полное было счастье. Все забыли как у кого религия называется, кто в какой сампрадае. Все были счастливы. Реальность личности Бога ощущалась целые сутки. Но потом закончилось, это не духовный мир, закончилось. И потихоньку забылось и стало казаться выдумкой, а в газетах напечатали, что это был массовый гипноз. И всё, и потерялось, забылось, стёрлось, никто уже не вспоминает. Так сказать, нет желания получить эту алхимию чистоты абсолютного знания и бороться с сомнениями и невежеством.

464 Настоящее милосердие проявляется в бескорыстии

...Я ходил к людям, которые даже на улицу выйти не могут. Просто у них нет возможности выйти. Я ходил к ним, кормил их. И это мне дало на всю последующую жизнь понимание – я понял, что все мои проблемы это вообще не проблемы, а какой-то рай сплошной. То, как я живу, это вообще сплошное счастье, рай. Это я вообще все незаслуженно получил. И должен вообще всю жизнь молиться, чтобы это незаслуженное как-то у меня спокойно осталось.

В люди надо сходить! Как только у нас начинаются проблемы, нужно идти в люди! Вот позаниматься какой-то благотворительностью, пойти кому-то помочь тому, кому реально пришла беда, посмотреть на его лицо, на его ситуацию.

Если наш разум не способен поставить нас на чужое место, мы должны сходить реально посмотреть. Это наша обязанность, как людей милосердных. Мы должны что-то сделать. Поэтому всегда в какой-то духовной организации есть какое-то милосердное направление. Чтобы мы могли увидеть за сравнением, то есть могли что-то сравнить.

Единственным способом сохранить свое процветание, говорится в Ведах, является система благотворительности. То есть умение дать своё богатство тем, у кого его нет.

Сегодня я прочитал, что только тот дар считается настоящим, который дается тому, от которого нельзя ожидать ответной услуги, только этот дар является истинным даром. Все остальное это политическое очень хитрое вложение денег в выгодное мероприятие. Это некоторый бизнес. Мы чего-то ждем. Так, этому следует дать, этому не следует. Этому следует, потому что от него будет какая-то польза ответная. Этому не следует, потому что без толку. Но именно тот дар, который дается без ожидания ответной услуги, именно этот дар и приносит максимальный результат.

из лекции: Как найти друга?

463 Секрет семейного благополучия

Если муж заботится о жене, он получает благословение в виде процветания. Очень интересный секрет. Но если мы начинаем заботиться о чужой жене? Тогда он получает не благословение, а самое, что ни на есть, проклятие в виде бедности в течение семи последующих жизней. Да, надо подумать об этом хорошо.

И вообще ведическая культура утверждает женщину в семье, как главное богатство. Потому что если она довольна, то у мужа исполняются все планы и желания. Вот это закон семейной жизни.

460 Умение выслушать человека

Мы живем ради общения. Нам нравится общение. Когда нет культурной составляющей, значит, нет материального уважения. Уважение – это значит, что мы должны понять другого человека, мы должны его послушать. Должны настроиться на этого человека. Это глубокая концепция. Когда мы пренебрегаем этим правилом, мы быстро теряем радость от любого общения, становимся циниками. Замкнутыми, циничными. Нас всё раздражает, мы от всех убегаем.

Поэтому если только одна практичность в общении – это торт без сахара. На вид торт может быть очень красивым, но его пробуете, а сахара нет. Мы можем думать, что у нас очень возвышенное служение, мы говорим только о возвышенном, но нет культуры, и всё это превращается в нечто невкусное. Человек разочаровывается.

440 Успех в Сознании Кришны

Успех это простейшая вещь. Надо просто все доводить до конца. Взялся за что-то, доводи до конца. Не хочешь доводить до конца, сразу не берись за это! Простейшая вещь. Больше никаких секретов успеха нет. Всё остальное просто Господь, Его милость и так далее, это уже высшие материи. От нас зависит только желание доводить до всё конца.

Мы должны тоже стать практичными в конце концов, мы должны научиться доводить наше Cознание Кришны до конца, до самого Кришны, дальше некуда. Кришна – причина всех причин. Мы должны дойти до Кришны. Мы не должны успокаиваться на том, что кто-то просто принял сознание Кришны. В конце концов мы сами не должны успокаиваться, «всё, я в сознании Кришны, я принял сознание Кришны, я уже читаю мантру, я уже ем прасад, я уже в обществе преданных, я уже на фестивале, всё хорошо». Мы можем успокоиться только в тот момент, когда Кришна лично обнимет нас или когда Кришна лично обнимет ту душу, о которой мы заботимся.

Это в принципе есть забота. Забота - это увидеть, как Кришна обнимает того, о ком мы заботимся. Это наше настроение. Это настроение преданного служения. Это настроение сознания Кришны. Это очень высокое настроение. В действительности это не простое настроение. Может потому что оно не простое, мы боимся так думать. Нам кажется, ну я сделаю свою маленькую часть заботы, чуть чуть позабочусь. Но потом мы может разочароваться от того, что мы не увидим этот конечный результат.

из лекции: Потерянные обеты

396 Семья не строится на основе философии

Несмотря на всю глубину нашей философии, не нужно семейную жизнь строить на основе философских идей. Не нужно требовать друг от друга одинаковых философских взглядов. Не нужно требовать друг от друга одинакового философского уровня. Не нужно требовать друг от друга одинакового философского развития. Не нужно этого делать! Понимаете? Философия - это часть нашей индивидуальности. Но это не то, на чем можно построить общую структуру. Не получится! То есть отношения должны на чем-то другом строиться, на чем-то более простом.

Не нужно в отношениях действовать на уровне философии. Не нужно философию вносить во взаимоотношения. Нет никакой разницы, какой философии придерживается тот или иной член нашей семьи. Какая разница? О нем можно заботиться, какой бы философией он не обладал, понимаете? Для заботы, для желания заботы наши отличия, философия не мешает. Вот если мы не хотим заботиться, что нам нужно найти? Оправдание. И где его искать? Проще всего в философии. Потому что в философии найдутся оправдания на всё.

Это сам принцип философии – дать оправдания на всё. Поэтому чем больше человек изучает философию, тем я больше его боюсь. Потому что он на всё найдет себе оправдание. А не нужно искать себе оправдания! Или ты хочешь заботиться, или нет. Просто честно скажи: «Надоели вы мне все! Я пошел!» Но зачем придумывать, что у нас разные взгляды? Ты с другой сампрадаи! Слово выучил, что ли, умное?!

397 Почему отношения заканчиваются?

Если разрыв произошел, это значит, что небесная канцелярия лишила нас материнских прав. Так, когда мать перестает заботиться о ребенке, лишают материнских прав. Забота уходит, у нее отбирают права на ребенка, отбирают. Так, когда мы перестаем заботиться о родных, о близких, о друзьях, о тех, кто нам послан для взаимоотношений, у нас тоже отбирается это право заботиться о них. Отношения рвутся, все. Право отобрали. Мы чувствуем, ничего уже сделать невозможно. У нас было это право заботиться, его нет. Это не они нас бросили, не они от нас ушли. Это мы лишились своих прав вследствие своего развивающегося эгоизма.

Наша обязанность - заботиться обо всех, кто есть в нашем окружении. Кто вдруг взял и решил, что в семье нужно заботиться только о тех, кто в семье преданных? Кто этот человек? Покажите мне его, я с ним лично поговорю. Кто это придумал? Обязанность души заботиться обо всех. Мы все частички бога. Мы просто в разной степени спим. Один храпит, другой- нет. Просто мы, может быть, перестали храпеть, а другой еще храпит. Но мы также спим. Мы также в иллюзии находимся.

394 Дистанция в отношениях

Если отношения накалились, значит, мы слишком близко подошли к друг другу. Дистанция стала слишком короткая. Если отношения разрываются, если мы стали холодны, значит, мы слишком далеко отошли друг от друга. И дистанция этот тот культурный метод, с помощью которого мы можем регулировать наши отношения. Если отношения накалились, нужно отходить, увеличивать дистанцию. Если отношения слишком холодные, нужно приближать дистанцию, меньше ее делать. В этом и весь метод.

Отношения должны все время поддерживаться на должном уровне. Это сравнивается с тем, как нужно сидеть у костра. Нужно сесть у костра так, чтобы спереди не сильно обжигало, а сзади было не сильно холодно. Найти эту точку. Вы зимой сидели у костра? Нужно эту точку найти, чтобы и тут не сильно холодно, и тут не сильно жарко. То же самое во взаимоотношениях. Нужно найти эту точку. Причем, с каждым конкретно взятым человеком.

И нужно еще этим манипулировать. Туда-сюда, ближе, дальше. Отодвигаться. Где-то наоборот ближе отношения. Если мы не можем это делать или просто не хотим, мы просто их разрываем и всё. Разрываем окончательно. Но это глупо! Потому что если мы хотим действительно решить проблему, нужно просто отодвинуться дальше, на большее расстояние. Почему нет? Никакой проблемы нет. Если костер сильно жгет, можно просто отойти подальше. Но зачем вообще в лес уходить от костра? Непонятно.

379 Непостижимые Веды

С помощью Вед можно увидеть то, что никаким другим видением увидеть не возможно. Единственное, что нас останавливает – это то, что в Ведах есть непостижимость. Нас это тоже пугает, но хотя Веды и непостижимы, в этих же непостижимых Ведах есть непостижимая сила, способная поднять наше сознание на уровень их постижения. Попробуйте это постичь.

из лекции: Игра в книжки

375 Секрет воодушевления

Если мы железо погружаем в огонь, железо принимает качества огня, ничем не отличается от огня. Эффект тот же, что огня коснитесь, что этой железяки, эффект будет одинаковый. Принимает качества, как огонь становится, обретает качества огня. Так и тело, погружённое в духовную практику, принимает качества духа, духовной природы. То есть думаем о Боге, говорим о Боге, действуем для Бога – мы одухотворены. Как только остановились, прекратили свою духовную жизнь, тело опять превращается в опухоль, все, остывает, опять.

371 С кем общаться на духовные темы?

Как понять, можно ли говорить с человеком на духовные темы? Нужно с ним чуть-чуть поговорить об отличие души от тела. Если хотя бы одним словом задеть эту тему, и человек готов об этом говорить, с ним можно говорить на любую другую духовную тему.

Если человек на эту тему не готов говорить, тогда только его можно только кормить. Торт ему предложить, сок и всё, пусть кушает. Бесполезно. Потому что нет готовности. То есть вот это первая буква. Если человек не готов изучать алфавит, зачем слоги изучать, зачем слова, предложения, уж тем более поэзию?

370 Материальное тело – источник проблем

Пока человек сосредоточен на своём теле, пока для него привлекательно собственное тело, он не может нормально сосредоточиться на душе или Боге, просто не может. В йоге есть это понятие самадхи. Что такое самадхи? Это состояние, когда йог отвлёкся от своего тела и сосредоточился на Абсолютной Истине.

Только тогда, когда человек понимает, что тело доставляет одни беспокойства, с этого момента начинается его путь в мир духовного самоосознания. Если человек не осознает, что от тела приходят беспокойства, зачем вообще идти в сторону духовного самоосознания? Не надо идти. Но мы видим: тело стареет и умирает, и это очень подозрительно.

Что может быть подозрительнее того, что тело стареет и умирает? Но современного человека это не беспокоит. Он готов говорить о чем угодно, только не о старости и не о смерти, только не об этом. Это называется упадническая философия.

361 Разум нуждается в пище

Если в действительности человек осознает, что всему приходит конец и его разум просыпается, и в это время он встречается с хорошим примером, начинает проверять это на практике, то в принципе это одинаково проходит в любом сознании человека. Просто окрас самой деятельности немножечко разный, но не принципиально.

Неважно какая обусловленность у человека, принцип выхода из нее один и тот же. Через пробуждение разума. А если разум пробуждается, он начинает требовать примеры извне и проверки на себе. И вот это нужно ему дать. Тогда он станет сильным. Если ему это не дать, разум опять уснет, он не сможет находиться на этой платформе, он опять впадет в кому, причем уже навсегда.

360 Ты реально живешь или просто спишь?

Если трудности пришли, значит время делать выбор вверх, время делать выбор в сторону развития. Пока легкие трудности приходят, потому что жизнь толкает нас на этот выбор. Потому что мы ослепли, видим перед собой все эти признаки, а все продолжается и продолжается, все продолжается и продолжается, понимаете? В этом наша слепота, мы спим. Так можно понять, что мы спим. То есть мы видим каждый день, что все заканчивается, но все равно продолжаем бесполезную деятельность, ни к чему не приводящую. Вот это называется глубокий сон. Понимаете, сам принцип?

359 Духовный учитель должен быть рядом

Проблема современной религии в недосягаемости духовного лидера. Духовный учитель должен быть рядом, должен быть доступен, должен отвечать на вопросы своих учеников, показывать им реальный пример духовного самоосознания. Без этого быстрый духовный прогресс просто невозможен.

Настоящее общение невозможно ничем заменить. Сколько бы мы ни говорили о соли, пока мы не посолим суп, есть его будет невозможно. Также и в вере, можно много говорить о пророках, о мудрецах, о святых, но без реального примера, без реального общения быстрые изменения в сердце не наступят.

358 Как включить разум

Приходит смерть и все наши материальные планы оказываются не больше, чем песочные замки на берегу моря, которое просто смывает всё до основания, не оставляя даже следа. В этом мире нет ничего надёжного, и человек начинает чувствовать, как земля уходит у него из-под ног. Платформа ума рассыпается.

Поэтому, для того, чтобы перевести человека с уровня ума на уровень разума, нужно показать ему всю неустойчивость мира, чтобы мы поняли бесполезность усилий, чтобы мы увидели всю правду того, что всё заканчивается, всю правду вот этого эффекта конца, эффекта завершения всего.

357 Моя прелесть!

Ум настроен против разума. Ум объясняет разуму, более высокому виду материи, что нужно делать то, что нравится, а не то, что полезно. Что нужно идти за тем, что нравится. Если нравится, значит это должно быть нашим. То есть это наше уже, это наш долг. Если нам что-то понравилось, наш долг это получить, ум объясняет это нашему разуму.

356 Преданность - супер качество

Преданность – особое качество, одно из высших качеств. Даже в социуме преданный человек предан какому-то делу, предан какой-то личности, предан какой-то идее. Это особое супер качество, которое позволяет привнести смысл в любую деятельность, привносится нечто действительно великое.

350 Вайшнавизм не религия

В культуре вайшнавов существует идея, что нужно быть постоянно в молитвенном настроении, понимаете? Не то, что мы должны в какой-то момент вспомнить о Боге, это уровень религии. Уровень отношений - это всегда помнить о Боге. Понимаете разницу? Это уже не уровень религии. Всегда помнить о Боге - это уже не уровень религии, это уже уровень дружбы, это уже уровень любви. Вот, когда мы не можем дружить и не можем любить, у нас должно быть расписание, когда мы должны вспомнить, тогда мы должны. А если нет, тогда мы сами помним все время, разницу понимаете?

349 Стать ближе к Богу - это цель любой религии

Ведическая культура – это метод, христианская культура – это метод, мусульманская культура – это тоже метод, но цель у всех одна: стать ближе к Богу, увидеть Бога, стать преданным Бога, то есть достичь этой близости к Абсолютной Истине. Поэтому вот это доказывание друг другу превосходства своей методики - это проблема современного сознания, потому что это концептуальная ошибка. Это называется адхарма, или антирелигия, антиобязанность, антиразум. Как только мы забываем о цели, мы аннулируем смысл выбранной нами методики.

348 Важна цель, а не методы достижения

Ошибка состоит в том, что человек концентрируется на методе, а не на цели, понимаете? Излишняя концентрация на методе приводит к тому, что человек забывает о цели. Поэтому, когда человек концентрируется на семье, он забывает о цели семьи. Концентрируется на зарплате, забывает о цели работы. Концентрируется на обучении, забывает о смысле обучения. То есть концентрируется на методе, не на цели, вот в чем ошибка, ошибка всегда в концентрации.

347 Совесть лучший советчик

Совесть - это то, что дает нам понимание, как мы подходим к своему развитию. То есть она не хочет нас замучить, она является такой стрелкой в датчике нашего развития. Обычно совесть нам говорит не то, что мы мало делаем чего-то, а обычно совесть говорит о том, что мы это делаем недостаточно правильно, недостаточно радостно, недостаточно бескорыстно, недостаточно сконцентрировано, то есть недостаточно качественно. А качество действия намного важнее, чем количество сделанного.

346 Способность слушать

Если человек невинен, он способен слушать. Если он сразу начинает спорить у него слюна идет изо рта, значит не так он невинен. Он хитёр. Между невинным и хитрым есть тонкая разница. Невинный готов слушать, потому что у него нет встречной концепции, говорит : «Да? Как интересно! Ничего себе!». А если он сразу начинает накаляться и глаза у него вылазят из орбит и он начинает орать, это никакой он не невинный.

345 Бхагавад-гита книга вопросов, заданных специально для нас

Бхагавад-гита - это не книга для развитого человека. Бхагавад-гита - это книга для ничего не понимающего человека, это книга для самого начала, для полного непонимания, чтобы настроить наше мышление на другой лад, на другую программу, на другой стиль мировосприятия.

Те вопросы, которые задаются Арджуной на страницах Бхагавад-гиты, рассчитаны на человека, который не верит в Абсолютную Истину, не принимает Абсолютную Истину, и не согласен с Абсолютной Истиной. Они рассчитаны именно на него, на сомневающегося человека.

Эта книга для сомневающихся. Только ради этого он задает все эти вопросы. То есть он делает вид на самом деле, что сам этого не знает. Но в действительности это не так, Арджуна знает всё, и самое главное, он знает, как задать вопрос так, чтобы это помогло другим. Поэтому это книга вопросов, заданных специально для нас.

344 Говорить на одном языке

Пытаясь объяснить какую-то концепцию, мы даем доказательства на уровне нашего сознания. Но у человека другое сознание, у него другая реальность, у него другая жизнь и мы должны дать ему доказательства на уровне его сознания, а не свой отдельно взятый уникальный вариант нашего понимания, он другим не понятен. Почему? В нашем уме свой язык, мы научились говорить со своим сознанием, научились говорить со своим умом, со своим разумом, со своим эго и у нас свой язык своя филологическая основа. И мы себе понятны. Но другому человеку, даже родному человеку мы уже не можем ничего объяснить.

328 Мы все братья и сёстры

Пока человек не доходит до концепции, что мы все братья и сёстры, у нас один Отец и Мать, человек не способен развить свое правильное понимание любви. Поэтому в любой духовной традиции есть эти понятия – брат, сестра. Есть понимание, что мы все, на самом деле, одна семья. Когда человек доходит до этого, у него возникает озарение. У нас это сейчас называется «просветленный человек».

Сейчас просветленный человек – это понявший вот эту самую простую идею духовного развития. Если он всех воспринимает, как братьев и сестер, это гипер-просветлённый человек уже считается, его уже можно на руках носить. Хотя, это только первая ступень духовного развития, до которой сейчас так тяжело добраться.

И вот тут только начинаются нормальные отношения между людьми, когда человек понимает, что все братья и сестры. Просто есть более близкие братья и сестры, есть более дальние. Как в любой семье.

327 Счастье основано на бескорыстии

Человек должен работать не так, чтобы больше денег заработать, а так, чтобы его труд сделал счастливым других людей, которые получат результат его труда. Вот тогда он тоже станет счастливым. На бескорыстии основано счастье. Любовь может только бескорыстной. Как только какая-то корысть присутствует, любви не может быть, ни о какой любви уже речь идти не может. Поэтому, в принципе, мы даже не можем ждать ответа на нашу любовь. Если мы действительно любим, мы, в принципе, даже не ждем ответа на нашу любовь. Нас волнует только, чтобы источник нашей любви был счастлив.

326 Ошибки как ступени развития

Если мы делаем выводы из собственных ошибок и неудач, они становятся ступенями в лестнице нашего развития. Казалось бы, успешный человек, который избегает активности, не лезет ни во что, очень аккуратно действует, и у него как бы все хорошо, на самом деле просто не развивается. Поэтому мы не должны бояться активности. Мы должны бояться этого нежелания делать выводы.

325 Отношения – это трудно

В отношениях никогда не будет легко. Более того, чем более серьезными мы будем становиться в отношениях, тем труднее будет. Потому что мы будем понимать ответственность. И мы будем понимать, насколько мы были деревянными раньше. Сколько мы всего сказали глупого, сколько мы всего сделали глупого. То есть будет появляться серьезность, некоторая бдительность. Просто помните, что в отношениях нужно быть бдительными. Будьте бдительными в отношениях. Потому что мелочи – это самое главное в отношениях.

324 Совместимость мужчины и женщины

Вот эта совместимость мужчины и женщины – это придуманная вещь. Важна не несовместимость, никакого значения она во взаимоотношениях не имеет. Как мы выясняли, совместимость это просто желание идти навстречу. Поэтому если хотя бы один партнер из двух хочет идти навстречу – это совместимость. Если оба не хотят – все, тут ничего не поделаешь, просто они не хотят, ничего не сделаешь.

317 На своих ошибках

Не все уроки человек может понять с философской точки зрения. Не все уроки человек может понять теоретически. Человека очень тянет проверить. И судьба дает ему такую возможность. Хочешь попробовать? Попробуй. Какая проблема? Вот тебе всё, что хочешь. Он пробует, получает мгновенно результат. Результат приходит мгновенно. Просто мгновенно.

Человек думает: «Ну я же разумный человек, я же увернусь. Я увернусь если это мир случайности». Это не мир случайности это мир закона! От закона увернуться не получится. Поэтому если я принципиально иду против закона, то удар всегда очень точный от кармы приходит. Очень точный.

316 Наш выбор и пути Господни

Отношения с Богом это очень тонкая сфера. Нельзя так грубо вламываться в сферу любви и бегать, как слон по фарфоровой лавке. Мы делаем свой выбор веры, и считаем этот выбор наилучшим. Но мы также понимаем, что во-первых это наш выбор, это наш наилучший выбор, а во-вторых мы помним, что пути господни неисповедимы. Каждый в этом мире получает то, что хочет и получает это так, что бы постепенно разочароваться в своих неправильных концепциях.

Нам кажется, что человек поступает неверно, и мы его даже отговариваем, но иногда человеку нужно много раз совершить свою ошибку, чтобы самому разочароваться в своих глупых мечтах. Судьба очень хороший учитель и иногда она берет обучение в своим руки, не доверяя нам своих детей на воспитание.

307 Материализм порождает скуку

Одним из признаков отождествления себя с телом является скука. Это знамя материальной жизни. Чем выше телесная обусловленность, тем скучнее человеку. Поэтому появляется телевидение, по 100 новых каналов каждый год. Человеку уже мало одной Библии, теперь огромные книжные магазины завалены ерундой, и каждый день выпускаются миллиарды бестолковых газет. Но жить всё скучнее и скучнее.

По этой же причине человек злоупотребляет вином и наркотиками. Яд временно разрушает связь тела и души. Фактически это временная смерть, и почувствовав, что нет связи с телом, человек становится на несколько минут очень счастливым. Этот опыт говорит о том, что тело мешает душе ощутить настоящее счастье.

267 Теплота отношений

Мы не можем начать улучшать отношения с изменения кого-то. Даже собственные изменения, требуют длительного времени. Иногда жизни уходят, чтобы что-то поменять в себе. Тем более нельзя рассчитывать, что мы можем значительно повлиять, на чьи-то качества. Но мы можем создать некоторые условия. А условия очень просты. Если мы нагреваем атмосферу, то холод уходит, если мы открываем окна и охлаждаем атмосферу, то уходит тепло. Поэтому весь вопрос в теплоте. Если даже один или два человека работают на теплоту это уже много! И рекомендуется начать с самого ближнего круга. С теми с кем уже есть какие-то отношения, просто немного подогреть их, сделать более уважительными и тогда не будет влиять внешняя атмосфера.

232 Отреченные люди опасны для власти

Отречение – это враг наслаждения. А без наслаждения невозможно контролировать. Потому что, если у человека нечего забрать, как его можно контролировать? Контроль возможен, только если можно что-то забрать. Но если человек отречен, он уже принимает, что это все не его, его контролировать нечем. Духовно-развитого человека контролировать невозможно, у него забрать нечего. Понимаете? Он, он все свое носит с собой. А как это? Представляете, живет человек, которого контролировать невозможно? Это очень опасный человек в социуме, поэтому с этим надо бороться.

231 А велю я вас всех казнить!

Когда человек получает какую-то часть власти, он испытывает наивысшее наслаждение в материальном мире, даже маленькое. Вот, он просто директор асфальта, он просто его подметает. Но, сколько уже он испытывает радости, сгоняя вас с этого асфальта: «Не надо тут ходить, я тут убираюсь!». Какой-то вахтер может стоять на проходной, но какова его гордость своим местом! Уже всё, человеку ничего не нужно, ни известность, ни сексуальное наслаждение, ничего, всё, он получает власть. Чем больше власти, тем больше божественного наслаждения. «Я – Бог, - думает человек. – Всё, мне дали частичку этого». «Я выше чем Бог», - потом он начинает думать. «Бог не может отнять жизнь, а я возьму и сошлю всех в ГУЛАГ, и все».

225 Разве не о чем больше поговорить?

Когда мы встречаемся и просто говорим о ком-то третьем, мы совершаем ошибку. Мы говорим о том, что, вообщем-то, никак не связано с нашим собственным развитием. Просто, вот, сплетничаем. Двое встречаются и говорят о какой-то третьей личности. Это уже телесно-ориентированная платформа, потому что, когда мы обсуждаем какую-то третью личность, мы обсуждаем поведение. Мы не обсуждаем душу, мы обсуждаем поведение этой личности. И так начинаются сплетни и оскорбления. Проблема состоит в том, что обсуждать нужно нечто более высокое, нечто более истинное. И только в этом случае разговор переходит на более высокую философскую платформу, на интересную, на возвышающую платформу. Поэтому, когда двое просто говорят о третьем, всё это низко. Все это превращается в критику, разговор становится оскорбительным, и сознание просто деградирует.

159 А я тут при чем?

Несострадательного человека очень легко узнать. У несострадательного человека есть такие мантры в его речи, есть некоторые опознавательные знаки. Что он говорит? Он говорит: «Это не мое дело». Вот такая яркая фраза. «Это меня не касается!» Тоже такая знакомая фраза. Или – «Это ваша проблема». Слышали недавно? Или: «А я тут при чем?»

То есть человек не способен поставить себя на наше место, на то место, на которое мы попали. И бесполезно от него ждать какого-то дружеского участия. И эти слова - первый признак того, что этот человек не сможет быть нашим другом. Потому что он не сможет нам ничем помочь. У нас нет взаимопонимания. Тем более подозрительно, когда мы такие слова слышим в семье от любимых людей. Это вообще очень подозрительно. Очень подозрительные отношения. Нужно быть крайне аккуратным.

из лекции: Как найти друга?

151 Терпение и прощение - путь к счастью и радости

Первый признак того, что проповедник понял философию, состоит в том, что он умеет прощать и терпеть. Его просто невозможно обидеть. Проповедь – это прямой контакт. А сейчас достаточно агрессивное время, и контакт может быть тоже достаточно агрессивным. Но проповедник абсолютно спокоен. Почему он не обижается? Он умеет прощать. Он смиренен.

Действительно научиться прощать, научиться терпеть людскую глупость можно только на основе реальных внутренних изменений. Когда действительно философия Бхагавад-гиты проникает в сердце. И, добившись такого проникновения философии в сердце, ощутив действительно умение прощать и терпеть, в сердце появляется, истинная радость, не фанатичная, бешеная и не сентиментальная, со слезами на глазах. Нет, это радость истинная. Радость от умения терпеть и от умения прощать.

И вот эта радость в действительности привлекательна для других. Фанатичная радость не очень-то привлекательна. Все боятся фанатично радующихся. На футбол видели идущих фанатов? Очень радостные. Все в стороны разбегаются. А сентиментальная радость? Все разрыдались, обнялись. Тоже такое подозрительное. Но вот истинная радость на основе ценности, на основе глубокой философии – вот что привлекательно!

Можно как угодно разодеться. Хоть мерцающую тилаку поставить, с лазером. Но если в сердце нет умения терпеть и прощать, если философия не дошла до сердца, если я фанат или сентименталист, это не будет привлекательно.

150 Добрые чуства молчаливы, гордость не может молчать

Говорится, что добрые чувства молчаливы, но гордость не может молчать. Говорится, гордости нужно рассказывать о своих успехах. Это характеристика гордости. Она не может молчать, ее прорывает. Я то-сё, то так, то этак. Оо-о... То произошло, это произошло. Тут случилось! Здесь случилось! Тут новые обои мы поклеили!

Всё. Человек купил обои, поклеил их. Такие купил себе обои с золотым напылением, не меньше. «Надо же как-то жить». Но гостей у него нет, никто к нему в гости не ходит. Поэтому показать некому, и он рассказывает всем: «О, я тут купил золотые обои...!» Человек кому-то сообщает и говорит: «Жалко, ты не можешь увидеть! Жалко, ты не можешь увидеть...». На самом деле, не то, что жалко, что другой не может увидеть, а то, что жалко, что невозможно показать и в гордости как-то получить свою дозу радости. Никто не видит. Как жить?

из лекции: Болтливость

62 Дружба - фундамент отношений

В жизни не может быть только дружба без любви. Или не может быть только любовь, но без дружбы. Они должны быть вместе! Это взаимодополняющие понятия. Т.е. человек, не умеющий дружить, просто не может любить по определению. Это уже нечто другое. Так и не умеющий любить, конечно же, не может развить дружеские отношения. Поэтому они идут вместе, в общей связке. Если сравнивать дружбу и любовь с, например, построением здания, то дружба это фундамент для стен любви. А верность это крыша, которую мы ставим сверху на эти стены. И, построив такой дом, мы уже можем спокойно и счастливо прожить в нем всю оставшуюся жизнь, как в самом надежном месте. Когда у нас есть этот фундамент дружбы, стены любви и верность, как крыша.

61 Всё ради отношений

Отношения, фактически это концептуальная тема жизни, так как в этом мире нет, ничего кроме отношений. Все что в этом мире есть это отношения, кроме отношений нечего нет. Все остальное мы делаем ради отношений, мы хотим заработать деньги, что бы потратить их на отношения, нам нужно здоровье, что бы истратить его на отношения. Все остальное нам нужно только для того что бы у нас были хорошие отношения.

37 Честь мундира и страх смерти

Воин не может испытывать страха. Воин от соревнований испытывает только радость, конечно. Воин только радость испытывает, да. Его страх немножко другой. У него не должен быть страх именно поражения. Трудно описать его страх. У него страх не выполнить приказ, еще что-то... Другая форма страха. Не исполнить свой долг. Т.е. честь важнее. Помните эти идеи, что честь важнее, чем жизнь? Концепция! Факт. До сих пор есть эта концепция. Честь мундира, все, что хотите. Факт. Но если этого нет, то что поделаешь? Это не вырабатывается. Какая там честь мундира, если человек не воин? Хоть как его наряди, хоть какие одежды. Но когда будет реальная ситуация, всё тут же проявится, какой из него бесстрашный воин.

27 Мудрость — то, что заставляет крутиться шестеренки в голове

Что такое мудрость? Что такое книга мудрости? Что такое Бхагавад-гита? Это сборник информации, которая способна объяснять человеку отличие глупого поведения от разумного. То, что не просто говорит, что глупо, а что разумно, что объясняет это отличие, она объясняет это отличие. Не просто говорит — вот так и всё, а объясняет. То есть подход рассчитан на человека мыслящего, подход не рассчитан на фанатов.

В общем-то, Бхагавад-гита - это не книга для фаната. Фанату будет очень трудно читать подобные вещи, которые заставляют крутиться шестерёнки в голове, просто они обязаны крутиться. Наверняка вы замечали, да, последние стихи должны были немножечко закрутить шестерёнки мышления, потому что очень глубокие вещи в принципе открываются...

из лекции: Книга мудрости

969 Одиночество в сети

Одиночество — это когда никто не хочет вас послушать. Такой человек одинок. Поэтому он сам с собой разговаривает. Идет по улицам, сам с собой разговаривает, книги пишет. Сейчас все пишут книги, сейчас время, когда все пишут книги. И знаете почему? Не с кем поговорить, поэтому все пишут дневники, у каждого есть свой дневник. Да, обязательно, свой дневник. То есть не с кем поговорить, он всё это отдает. Да, это какое-то спасение. Это фактически признак того, что мир болен окончательно. Вот это явление дневников, которые, так распространились - это просто признак тяжелого психологического сумасшествия. Поговорить не с кем.

Одно дело дневник, когда вы делитесь какой-то идеей, так сказать, и пытаетесь её довести до какого-то круга действительно понимающих. А другое дело, когда человек просто одинок. Чем он делится? Своим одиночеством? Упаси Бог вообще делиться одиночеством. Нужно делиться действительно чем-то серьёзным, но этого вы не найдете так просто в современных дневниках, так просто не найдешь. Поэтому есть вот эта вот проблема одиночества, то есть никто не хочет никого слушать...

3 Цель любого разговора – доставить собеседнику радость

Цель любого разговора – доставить собеседнику радость! Доставить собеседнику радость! Понимаете? Упаси Бог, если цель какая-то другая! Это уже не разговор, это уже поединок, спарринг, вольная борьба или классическая, я не знаю... Мне все равно. Важна цель! Если мы начали говорить, главной целью нашей речи должна быть – доставить собеседнику радость. А уже всё, что мы сказали сейчас, перечислили это вторичное. Это то, что может возникнуть в процессе.

Но если цель – не доставить собеседнику радость, зачем вообще нужен такой разговор? Это уже не разговор, это уже допрос, выяснение отношений, все, что хотите. Это очень важно. Это то, что делает нас или счастливыми или несчастными. И не важно, как протекает разговор, какие идеи мы обсуждаем, договорились мы или нет, и к чему пришли. В принципе не важно, если эта цель достигнута. Все будут чувствовать удовлетворение, все. Внутри будет тепло. Чувствовали эту теплоту даже после неудачного разговора, но культурного разговора, чувствовали?...

из лекции: Уважение