Путь духовного развития

01 January 2008
Деятельность без развития. Путь развития. Ритм духовной жизни. В чем состоит секрет свободы? Гуны материальной природы. Как развивается сознание человека? Отождествление души с телом - корень всех проблем. Как избавиться от привязанностей? Как действовать в этом мире? В чём секрет размышлений об Абсолютной Истине? Умение понимать. Ответы на вопросы: Чем отличается теология от психологии? Слабость сердца - что это такое? В чем состоит система культуры? Что такое разочарование?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:24:45 | качество: mp3 24kB/s 14 Mb | прослушано: 708 | скачано: 887 | избрано: 20
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Деятельность без развития

00:00:00 А что там было непонятное? На пути духовного развития все одухотворяется и желания в том числе, то есть в чем здесь проблема?
[Вопрос]: «То есть они могут реализовываться, только в несколько иной форме, да?»
[Рузов В.О.]: Могут да, могут нет, не обязательно. Ну просто всё, что сопутствует развитию, все одухотворяется. То есть если вы идёте в море, все промокнет. Если вы идёте к духовности, все одухотворится. Если вы идёте к воровству будет полная конфискация имущества, все потеряете. Куда мы не идём, тем мы и пропитаемся, этим некоторым запахом, да. Поэтому с чем мы будем общаться, этой энергией мы и пропитаемся. Поэтому и все наши желания также они одухотворятся, а вопрос исполнения, неисполнения это не вопрос, потому что духовная жизнь не является путём исполнения желаний. Она является путём, так сказать, понимания что такое желания. Поэтому большинство желаний в действительности оказываются эгоистичными, а потому и не требуют своего исполнения. В общем-то, что здесь является загвоздкой?

00:01:25 [Вопрос]: «[неразборчиво] православные такие молитвы например, вот список православных молитв, там написано»
[Рузов В.О.]: Подождите, а причём здесь Веды?
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Не сравнивайте. Я уже 108 раз прошу не сравнивайте традиции, не корректно это. Мы говорим о Бхагавад-гите, лекции по Бхагавад-гите, зачем брать другие традиции.
[Вопрос]: «Ну в Ведах там тоже есть раздел, который материально отвечает».
[Рузов В.О.]: Например?
[Вопрос]: «Ну там не помню как называется».
[Рузов В.О.]: Ну приведите пример. Например?
[Вопрос]: «Например, жилье там».
[Рузов В.О.]: Что жилье?
[Вопрос]: «[неразборчиво] желание жилье иметь».
[Рузов В.О.]:Что значит жилье иметь. Какая часть Вед отвечает за это?
[Вопрос]: «Ну там, я не знаю, ..

00:02:09 [Рузов В.О.]: Узнайте, узнаете поговорим.То есть нет в этом большой проблемы, так как путь осознания себя и лежит как путь осознания деятельности. Стихи, которые мы сейчас и изучаем, они как раз и говорят об этом, что нет смысла в любой деятельности, если она не способствует развитию, если в этой деятельности нет элемента развития, то она и не является в общем-то деятельностью, как таковой. Помните мы разбирали термины: карма, акарма и викарма. В этой лекции, и мы достаточно подробно разобрали этот принцип, как действует человек. Поэтому до сих пор пытаемся разобрать, потому что этот ряд стихов, 5-6 стихов, начиная где-то с 17 и заканчивая где-то вот этими, которые мы сегодня изучаем, они говорят о том, что человек должен разобраться в деятельности как таковой.

00:03:29 Вот эта проблема, что человек делает, он должен остановиться и понять, что он делает и для чего он делает, иначе начинают приходить грустные последствия. То есть нужно чётко понять что я делаю, для чего, зачем. Если есть какое-то непонимание, то нужно остановиться и поговорить на эту тему: что надо делать, что не надо делать, то есть в чем этот принцип. Поэтому эти предыдущие стихи, которые мы проходили, именно об этом мы и беседовали всё это время, что является деятельностью. И мы остановились на этом моменте, что фактически деятельностью можно назвать то, что способствует развитию. Если что-то не способствует развитию, это не деятельность как таковая, это пустое времяпрепровождение, потому что деятельность должна приносить какие-то более менее позитивные результаты. Как они будут выглядеть, это уже совсем другой вопрос. Но деятельность, не направленная к развитию, естественным образом приносит результат никакой, то есть нет реального движения вперёд. И мы приводили этот пример с белкой в колесе, то есть вроде бы на вид деятельности много, а результат не то, что нулевой, а никакой, то есть просто некоторая видимость деятельности. Вот примерно это мы разобрали, вот этот момент. Разобрались? Ага, ещё вопросики? Нет вопросиков?

Путь развития

00:06:06 Так, 21 стих откройте пожалуйста, 236 страница. 21 стих звучит так:

нирашир йата-читтатма
тйакта-сарва-париграхах
шарирам кевалам карма
курван напноти килбишам

Переводится так:
«Такой мудрый человек владеет своим умом и разумом, не считает себя собственником того, что ему принадлежит, и заботится об удовлетворении только самых насущных потребностей своего тела. Действуя таким образом, он никогда не навлекает на себя греха».
И 22 стих сразу же прочитаем:

йадриччха-лабха-сантушто
двандватито виматсарах
самах сиддхав асиддхау ча
критвапи на нибадхйате

Перевод:
«Кто довольствуется тем, что приходит само собой, кто никому не завидует, не обращает внимания на проявления двойственности этого мира и одинаково встречает успех и неудачу, тот, совершая действия, никогда не попадает в рабство их последствий».

00:07:20 Вот эти 2 стиха мы дома прочитали с комментариями. Что мы выяснили в этой части? Мы выяснили, что человек, идущий путём развития, путём самоосознания, заботится о себе настолько, насколько это помогает его развитию, то есть с чего мы начали сегодня наши вопросы. То есть он старается не тратить лишние усилия по обеспечению себя каким-то дополнительным комфортом. Это мы тоже раньше разбирали в общем-то, поэтому будем дальше сейчас идти. То есть он достаточно хорошо понимает, как расставить акценты в своей деятельности так, чтобы не потерять часть жизни на какие-то бесполезные глупости, на бесполезные усилия, на то, что всё равно будет потеряно по этим законам разрушения, которые представлены.

00:08:27 И такое умонастроение выводит человека, как мы выяснили, за влияние кармических последствий. Если он так мыслит, если он способен встать на эту платформу, если у него действительно есть такое настроение, то он способен выйти за влияние этих последствий. Особое состояние, мы называли его акарма. То есть он становится частью духовного плана, он становится частью плана на развитие, что уже интересно, который в общем-то составлен для определённого времени, становится частью вот этого всеобщего развития. Есть развитие, есть план на развитие, есть план на деградацию. План на деградацию называется Кали юга, когда человек должен деградировать. План на развитие называется садхана или духовные действия.

00:09:36 И секрет состоит в том, что, встав на путь развития, человек задействует своё время на все 100%. В этом эффект духовной жизни, что в корне отличается от некоторых эзотерических представлений, что духовное развитие - это некоторая релаксация. Нет, это не релаксация. Наоборот, это умение полностью задействовать свои усилия, правильно их задействовать. Человек, который правильно задействует свои усилия, он уже выходит из под влияния усталости как таковой, потому что усталость это признак неверного действия. Если человек неверно действует, он устаёт, то есть легко понять. Например, такое сравнение приведём. Если мы будем бежать изо всех сил, на сколько нас хватит? Бегал кто-нибудь? Вот изо всех сил если вы бежите, на сколько вас хватает?
-На километров 10.
-Километра 2.
-Два? А я думаю секунд 10, секунд 10-15. Два километра изо всех сил это вы умрёте.

00:10:45 Нет, в действительности не больше 100 метров, и это потом нужно будет приходить в себя ещё день, желательно два. То есть на секунды речь идёт. И то, вторую часть человек просто падает и ногами перебирает, чтобы грамотно упасть, так сказать, упасть после финиша. Если человек упал после финиша, значит молодец. Если до, значит нехорошо, да? В действительности на несколько секунд. Но смотрите, если мы, например, уже побежим так размеренно, хорошо поймав дыхание, спокойненько, легко, трусцой, уже насколько нас хватит, уже так километров 5 можно пробежать. Если на 40, это уже какие-то особенные люди. На 40 уже пешком не каждый пройдёт, это уже такой марш бросок хороший. Пешком не каждый солдат на 40 километров сходит, дай Бог на 10, на 20, 40 уже прилично. Это уже нужно быть достаточно спортивным человеком. Но в любом случае как мы видим, чем спокойнее человек действует, тем дальше он может пройти. Видим реально, так сказать, можно увидеть на простом примере, что гипер приложения усилий приводят к моментальной усталости. А спокойные усилия дают возможность дойти до любой цели. Если мы спокойно пойдём, мы спокойно отсюда придём домой пешком без проблем. Просто мы уже забыли как это делается.

Ритм духовной жизни

00:12:19 Я помню раньше в детстве мы очень спокойно пешком ходили ночью от одного друга к другому другу, наверняка вы помните, без всяких проблем. Если спокойно идти, в принципе достижима любая цель. Насколько человек способен можно целый день идти. То есть даже для человека неподготовленного, трекинг там, километров 20 он может спокойно пройти, абсолютно спокойненько, достаточно большие расстояния. Даже я хожу абсолютно спокойно. Когда куда-то на трекинги мы выходим, 20 километров можно пройти, 25 абсолютно спокойно. И в принципе можно идти дальше, просто и смысла большого нет в слишком больших маршрутах. Но спокойно человек может идти в принципе целый день, его вполне может хватить. Если совсем не идти, если просто разлечься, то толку явно никакого нет. Поэтому мы видим, что в общем-то нужна некоторая вот эта размеренность.

00:13:16 Поэтому человек, встав на путь разума, способен подобрать вот этот ритм, который задействует его на 100 процентов. То есть приложив все усилия, человек пробежал 100 метров и ему нужно 3 дня отдыхать. Но если он идёт спокойно, он может пройти 20 километров и в принципе не сильно устать. Ну понятно, мозоли там. Человек страдает больше от того, что он себе ноги натёр. А так в принципе идти может спокойно дальше, во всяком случае никакой большой в этом проблемы нет. То есть мы видим, что проблема всегда в умении гармонично использовать свои силы, скажем так, свои способности, свои резервы. И тоже самое в жизни происходит. Если мы устали, значит что-то мы делаем не так. Сама по себе усталость это признак того, что мы рванули изо всех сил, понимаете, и переработались там, переобщались, перезанимались, что-то, так сказать, перетрудились. Вот это вот неумение гармонично распределять свою нагрузку это некоторый такой синдром нашего времени. Поэтому все уставшие, вот эта депрессия. Почему-то все борются с депрессией. Не с депрессией нужно бороться, с глупостью надо бороться, потому что усталость это признак глупого поведения, человек слишком быстро бежит. Спокойненько иди, все будет нормально. Дойдёшь куда нужно, прекрасно и не устанешь, все будет хорошо.

00:14:55 В этом принцип, то есть человек задействует своё время на 100% и у него просто уже нет сил и времени на какие-то глупости, которые связаны как мы понимаем с какими-то излишними накоплениями, излишними удобствами. Просто на это времени нет, просто не хватает времени, так как он уже распределил свои силы на целый день, куда ему ещё, так сказать, заходить, куда ему ещё тратить свои усилия, уже все достаточно рассчитано. Поэтому он лишается, трактаты тут говорили артха-шастры. Поэтому говорится такой человек лишается необходимости добывать деньги нечестным путём. Например, вот этот трактат, если мы возьмём по артхе, такой человек лишается необходимости добывать деньги нечестным путём. То есть он спокойно живёт, ему не нужны излишества. И он лишается этой необходимости, ему не нужно хитрить, ему не нужно просто это, просто эта надобность пропадает. И соответственно его действия уже выходят за пределы вот этих кармических последствий, он подымается над этим.

00:16:14 То есть как описывается в комментариях к этим стихам вы читали, такой человек он доволен тем, что приходит к нему без сверхусилий. Буквально так говорится в этих же трактатах, он не берёт взаймы, он не попадает в эту глупость. Брать взаймы - это глупость, что это значит? Человек пытается рассчитывать на какие-то добавленные силы. Он не доволен тем, что у него есть, он рассчитывает на какие-то добавленные силы, и соответственно совершает глупость. Посмотрите как много людей сейчас находится в этом глупом состоянии, не подозревая даже что это глупое состояние. Однако оно изначально определяется в экономических системах как глупость, посмотрите. Но как она красиво расписана, как она красиво изложена. Как все довольны, но человек потом пожинает эти проблемы в виде нервов, в виде депрессии, в виде всех этих перегрузок. Он честно трудится в меру своих сил и возможностей и вполне удовлетворён тем, что приходит в результате честного труда. Его сознание удовлетворено, его сознание довольно, он способен этим довольствоваться.

В чем состоит секрет свободы?

00:17:34 И вот это сознание, которое мы сейчас разбираем, это сознание делает его по-настоящему независимым. Вот это некоторый секрет независимости, некоторый секрет свободы. Что здесь проявляется? Человек, развивающийся ради своего развития готов в принципе выполнять любую деятельность, не попадая под влияние двойственности этого мира такие, как жара, холод, счастье, страдания, всё, что угодно, любая двойственность. Поэтому он одинаково встречает успех и неудачу. Он свободен от результата. К нему приходит успех, к нему приходит неудача также как и ко всем, но он свободен от этого результата, она не оказывает на него такого воздействия. Он выходит из под её влияния, из под влияния этой двойственности и эти признаки, как описывается в этих стихах, свидетельствуют о том, что такой человек обрёл духовное видение. Этот человек с особым видением, с духовным видением.

00:18:37 О такой независимости мечтает всё человечество, в принципе именно об этом идёт речь, всевозможные политические системы, какие-то философии. Говорит об этом, но почему-то само же идёт противоположным путём, путём перегруза некоторого, путём накопительства, обрекая себя на зависимость от собственной жадности и гордости, человек зависит от этого. У меня нет чего-то, человек зависит от своей жадности. Нет чего-то, ну и что? У многих этого нет. Но он видит, что у кого-то есть. От чего он зависит и начинает страдать? От своей жадности зависит, зависимость от своей собственной жадности, начинает страдать. Вот эта вот зависимость мучает, съедает изнутри, разрушает само сознание, фактически поедает изнутри, человек сам себя уничтожает. В принципе, так сказать, прекрасно он может обойтись и без большей части того, чему он завидует абсолютно. Если бы он это не увидел, он бы никогда и не знал, что такое есть.

00:20:01 Так мы когда едем куда-то в какое-то путешествие, другая страна. И я все время предупреждаю: возьмите с собой что-нибудь на покупки. И человек может говорить: «Да я не буду ничего покупать» Я говорю: «Э, подожди, ты ещё не видел то, что есть у этих людей» И когда человек приезжает в эту страну, он видит, что у тех людей это есть, он видит это в магазине и ему хочется это купить, думает: «Я такое же хочу» То есть здесь он этого не видел, что у людей это есть, понимаете. Например, в Индию приезжает женщина и она видит, что замужние женщины носят золотые браслеты. Здесь никто не носит золотые. Тут это не принято, а там носят. И женщина ходит, день, второй, третий, на четвёртый она тоже хочет золотые браслеты. И она идёт в ювелирный и покупает за 1000 долларов себе золотые браслеты из чистого золота [неразборчиво], действительно красиво. Но сюда приезжает, тут её опять никто не понимает. Но всё равно красиво в принципе. Украшения в любом случае красиво.

00:21:07 Но сам принцип: тут этого желания не было, тут не хотелось, человек даже не мог подумать, что такое может быть. Но он приезжает, там всё это делают и тоже хочется. Вот реально начинает настолько сильно хотеться, что человека это съедать начинает и он покупает, покупает, покупает, в тайне даже от других. Потому что он понимает, что он сам изначально объяснял, что ничего не будет покупать, все, меня интересуют только виды, я буду делать только фотографии. И потом чувствует, что он сейчас зайдёт и накупит полную китайскую сумку, всего барахла, и он потом стыдясь, через таможню уже сумку никуда не денешь, то есть уже 4 мужика помогают сумку такую огромную китайскую... И тут человек, когда её разбирает, он понимает: «Да, вот все-таки говорила мне мама» В этом случае «говорил Вячеслав Олегович», то есть вот полная сумка. И он показывает всё это родственникам, родственники искренне удивляются, потому что тут этого нет, человек опять под влияние зависти, а ничего не сделаешь, хочется, хочется. Вот это называется зависимость, зависимый человек. Обретает себя человек на вот эту зависимость от гордости.

00:22:36 Сейчас посмотрите интересно. Недавно НАСА учудило проект интересный. То есть человечество не только радуется своей постепенной деградации, оно ещё хочет похвастаться этим всей Вселенной. Поэтому НАСА время от времени какие-то эгоистические идеи поселяют, чтобы как-то похвастаться. И недавно радио НАСА провела радиотрансляцию музыки в эфир, там Битлз играли, ещё какие-то песни, то есть все. Ну потратили на это миллионы долларов, понимаете, чтобы отправить музыку в эфир, чтобы инопланетяне затанцевали. Но они отправили, а причём интересно, они направили именно на Полярную звезду, в Ведах она известна как Дхрува-лока, которая по материальным меркам находится от Земли в 400 световых лет каких-то. И песню отправили туда 250 километров в секунду. Будет лететь туда-сюда, будет летать по Вселенной, пока не замучает всех спам такой знаете. То есть не спится НАСА, некуда миллионы девать. И вот в действительности они даже не понимают куда они отправили свою сумасшедшую музыку.

Гуны материальной природы

00:24:10 Веды описывают этот мир разделённый на три части в соответствии с качествами материальной природы, в соответствии с гунами материальной природы. И наша планета относится к среднему уровню, который находится под влиянием страсти, поэтому тут все бегают, уровень бегающих муравьёв, такой муравейник, все бегают, страсть действует. А то место, куда мы отправили наш бред, называется высшими планетными системами, которые находятся под влиянием благости. Там находятся благородные души, мудрецы, святые, которые достигли успехов на пути развития. Они не волнуются по поводу экономического процветания, так как находятся в гармоничных отношениях, то есть уровень гармонии, спокойствия, благости. Их основная задача – продолжать свой путь развития. Место интересное, да. С современной точки зрения, это место находится в области такой Большой медведицы, вот это место, и в Ведах эта область называется «планетой 7 великих мудрецов», «звезды 7 великих мудрецов», саттва-риши, очень известные личности, это их планеты.

00:25:24 И самой известной является Полярная звезда или Дхрува-лока. Она является в своём роде посольством духовного мира, которая представляет в этом мире Абсолютную Истину, особая планета. Поэтому её ещё называют Вишнулокой или «Высшая планета». Вишнулока, ось Вселенной. Если мы берём какие-то космологические вещи, ось Вселенной, вокруг неё с огромной скоростью вращаются звезды, планеты. Несмотря на то, что Дхрува-лока - это Полярная звезда, находится в пределах материальной Вселенной, она, тем не менее, обладает духовными характеристиками, считается вечной, неразрушимой, то есть обладает частью духовной энергией. И в общем-то надо ли было так позориться перед возвышенными мирами, то есть фактически перед самим Богом, который ждёт от нас совсем другого настроения, молитвенного настроения, какого-то раскаяния, смирения. Мы Ему вместо этого – весёленькую песенку запустили, то есть хорошо не шансон.

00:26:37 То есть даже братья-учёные из других институтов выразили свои великие сомнения по поводу этой идеи. Даже среди учёных возникли большие сомнения по этому поводу и один из университетов попросил их одуматься и раньше времени не позориться перед другими мирами, пока у нас нет единого философского взгляда на этой планете. То есть наша планета даже не имеет единой философской концепции, поэтому нам нечего послать, кроме песенки. Всё, что мы можем делать, это плясать пока, вот это философия, которая объединяет землян, мы можем мумба-юмбу плясать вместе, понимаете. Мы даже не можем поговорить, у нас нет единой философии, нет единого мировоззрения, нет какой-то единой идеи, то есть нет даже единого правительства, посмотрите. У ООН ничего не получается, то есть абсолютный бардак такой. Все это похоже, если сверху посмотреть, всё это детский сад без воспитателя, полный бардак: все бегают, каждый в свои игрушки играет, дай Бог, чтобы не убили друг друга, понимаете. То есть абсолютный бардак, но зато песенку «В лесу родилась ёлочка» дружно поем, весело, радостно, такое позорище некоторое проявляется.

Как развивается сознание человека?

00:27:52 И что мы видим? Сознание человека развивается, этот вектор лежит в сторону любви, в сторону терпимости и в сторону сострадания. Если будем делать компас развития сознания, этот вектор направлен в сторону развития позитивных качеств. Соответственно, чем больше мы любим ближних, саму Абсолютную Истину, чем больше мы терпим то, что с нами происходит, понимая, что это последствия наших собственных действий, и чем больше мы понимаем страдания других живых существ, тем больше развито наше сознание. Это значит, что мы соответствуем этому вектору развития. Однако мы видим, что зачастую преобладает развитие полностью противоположных качеств. То есть как мы выясняли раньше, удачливым считается человек, способный переступить через имеющиеся отношения, через благородство, через культуру ради поставленной им материальной ценности. То есть тот, кто готов переступить через что-то. Если человек готов переступить - герой, он смог переступить, молодец, вот на него можно сделать ставку. Вот это действительно будет работник, то есть сейчас нужен такой работник, который готов пожертвовать всем: семьёй, здоровьем, временем, вот это работник, понимаете. Поэтому лучше всего, чтобы он был одинок, желательно без родителей, да. Поэтому в общем-то ценности противоположные, удача по другому оценивается.

00:29:41 То есть что происходит? Ради материального человек легко жертвует духовным и культурным, ради материального человек легко отказывается от духовного и культурного. Но это и есть вектор деградации. Вектор развития – это когда человек ради духовного готов отречься от чего-то материального. . Вот это жертвенность, это героизм, это милосердие, когда человек готов ради высокого поступиться чем-то своим низменным. Помните эту историю. Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. И однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. То есть одуванчики пока жёлтые красивые, когда начинают облетать, это все, эта пыль она везде, вот это эти штучки они в нос попадают, да, везде, то есть такие противные достаточно, мешают, аллергию вызывают, да? И он пытался от них избавиться как-то, выписывал разные виды ядов, ещё чего-то. Но одуванчики достаточно терпимые к химии, поэтому продолжали хорошо расти. И наконец он не выдержал уже и написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы, которыми он боролся с этими сорняками, описал все. И в конце задал вопрос: «Я испробовал все методы. Хоть вы посоветуйте, что делать?» И из департамента сельского хозяйства пришёл ответ: «Наше предложение - полюбите одуванчики».

Отождествление души с телом - корень всех проблем

00:31:33 В чём философия проблемы? Как мы выясняли во второй главе все наши беды от того, что мы, души, отождествляем себя с материальным телом. Вот это изначальный детерминизм, вот это изначальная обусловленность. За это отвечает такая концепция как ложное эго, которое является самым тонким материальным элементом. Ложное эго возникает первым в процессе творения из элементов и заставляет нас отождествлять себя с материей. Это происходит благодаря чему? Благодаря нашему желанию наслаждаться. Мы хотим наслаждения так как происходит отождествление. Как наслаждаться в этом теле, если знать, что оно не моё? Как вообще наслаждаться чем-то, если оно не наше, очень трудно. Чужим невозможно наслаждаться, это только раздражает, только вызывает зависть, понимаете. «Ой, сегодня купил, хотите попробовать, да. Такие ботинки сегодня хорошие купил. Хотите померить?» Не хочу, понимаете. То есть человеку не хочется, это его только раздражает. Чужим наслаждаться невозможно, оно только раздражает, понимаете. Поэтому что делать, чтобы в этом теле наслаждаться? Нужно с ним отождествиться, нужно поверить, что это я, нужно поверить, что это моё, вот оно, родное.

00:33:08 Поэтому, исполняя наше желание, ложное эго обуславливает нас телом, и мы думаем, что это я и есть. Очень похоже на то, как водитель начинает наслаждаться, когда по-настоящему сроднится со своим автомобилем, начинает чувствовать его, наслаждается этим процессом. И привязанность к телу может быть позитивная и негативная. Позитивная привязанность соответственно выражается в любви к себе самому, а негативная привязанность выражается в ненависти к самому себе, да? И то, и другое мы встречаем, и то, и другое является той или иной формой привязанности. Все равно привязанность, поэтому говорят от любви до ненависти один шаг всего. И то, и другое в принципе одно и тоже явление. Только тогда, когда мы начинаем в действительности понимать отличие души от тела, только тогда наше отношение к этой комбинации души и тела становится естественной. То есть мы осознаём себя как душу, которая попала в материальное тело. Поэтому поддерживаем жизнь тела так, чтобы душе в нём было удобно заниматься самоосознанием. То есть мы это можем реально воспринимать.

00:34:33 Как мы выяснили во второй главе, также душа вечна по самой своей природе. Есть эта категория вечности, мы это выясняли. Но отождествляя себя с временным телом, вот тут начинается проблема: она постоянно испытывает боль перемен, вот в чем изначальная философия проблем, то есть она испытывает боль перемен. Перемены беспокоят. То есть детство сменяется на юность, юность сменяется на зрелость, зрелость сменяется на старость, потом реинкарнация в другое тело. Всё это реальные болезненные кризисы для души, которая отождествляет себя с этими переменами. То есть тело заставляет душу страдать этими переменами, хотя в действительности на душу они не оказывают никакого влияния. И мы естественно противимся этому, мы естественно сопротивляемся этому, но понять, что происходит, не можем, не видим этого различия, не видим этой связи. И это доводит нас до сумасшествия, то есть как выходить из этих кризисов, что делать? Не знает никто, что такое кризис? То есть душа чувствует, что она не должна стареть, но приходит кризис средних лет, мы начинаем чувствовать старость. Этого не должно быть, душа не может чувствовать старость, но она отождествляется с телом, у неё начинается кризис - что такое, не может быть, как такое может быть? И страдает, тем более если мы берём эту бесконечную череду рождений и смертей. Миллионы раз переживать старость и смерть, кто это выдержит? Очень грустно.

Как избавиться от привязанностей?

00:36:17 И избавиться от этой привязанности можно только одним способом, и вот эти стихи отвечают на этот вопрос. Мы выясняли на предыдущих лекциях важность слушания, здесь эта тема продолжается. Избавиться от этой привязанности можно способом слушания об Абсолютной Истине, погрузившись в слушание об Абсолютной Истине. Концепцию эту мы уже разобрали, я помню очень хорошо. То есть как только мы вспоминаем о своём естественном положении души, как только мы об этом слушаем и вспоминаем, мы тут же получаем освобождение из вот этой тюрьмы материального тела, мы тут же начинаем видеть это отличие, мы тут же начинаем видеть эту неестественную связь, которая привязывает нас там к какому-то количеству килограмм, 60, 80, у кого сколько. Просто мы привязаны там к 80 килограмм жира, костей, мяса или сколько там мы весим, то есть мы привязаны к этому, привязаны. Тяжёлая ноша, мы её должны нести.

00:37:38 Происходят изменения с этим не нашим, мы страдаем от этого. Но увидев разницу, мы перестаём волноваться по этому поводу. Да, что-то пропадает, наверняка сегодня мы придём домой, посмотрим в холодильник, там что-нибудь пропало. Но мы сильно будем переживать по этому поводу, как вы думаете? Я думаю, что не сильно. Но если мы сейчас придём к врачу и нам скажут, что нам нужно руку отрезать? Мы уже будем достаточно серьёзно переживать по этому поводу. Но в принципе это ничем не отличается от того, что лежит в холодильнике, оно не наше, понимаете. От души ничего невозможно отрезать. Но мы с этим себя отождествили, понимаете, детерминизм, так это действует в общем-то, интересное очень явление.

00:38:36 Поэтому слушание первоисточников, особенно с использованием санскрита, мы не зря зачитываем санскрит, быстро вызывает преобразование в сердце, оно происходит. Звук несёт в себе прообраз предмета, это факт, прообраз есть. И санскрит является в общем-то идеальным в этом отношении. Названия предметов на санскрите не отличны от самих предметов. Поэтому алфавит санскрита называют совершенным - акшара, совершенный алфавит. Санскрит соответствует внутренней природе вещей, волновой природе вещей. Вот эта волновая природа санскрита соответствует волновой природе вещи. Это осталось в нашей культуре как какие-то мантры, заклинания, ещё что-то, но действовать они уже перестали, потому что есть некоторый закон очень простой: так как не осталось чистоты для их произнесения, чистоты. Чистота – это условие для общения на тему духовности. Чистота – это условие для того, чтобы приблизиться к чему-то духовному. Поэтому молитвы, мантры, трактаты, писания обретают настоящую силу тогда, когда произносящий их следует правилам чистоты и морали, когда эта чистота есть. Необходима некоторая чистота как медицина. Чтобы все закончилось хорошо нужно, чтобы была чистота. Если чистоты нет, все ещё хуже закончится, будут только одни проблемы. Это условие для быстрого духовного развития, поэтому столько много всего говорится о чистоте, о морали, о принципах развития.

Как действовать в этом мире?

00:40:20 И духовное развитие основано на понимании вот этих последних стихов, которые мы сейчас разобрали на этих последних лекциях. Все они говорят о свободе воли и деятельности. И это один из самых важных вопросов для того, чтобы правильно понимать смысл жизни. Одни верят только в свободу воли, поэтому действуют так, как будто всё зависит только от них самих, один вариант. Другие стоят на платформе такого фатализма и думают, что от них вообще ничего не зависит. Такие поклонники судьбы, скажем так, поклонники тяжёлого рока, что от них ничего не зависит. В действительности, не правы ни те и ни другие. В действительности, истина как всегда лежит посередине.

00:41:23 Как действовать в этом мире? Именно на этот вопрос отвечает в принципе Бхагавад-гита. Как действовать в этом мире? Действовать или бездействовать столько стихов подряд мы прочитали. Встал этот вопрос да в этом месте: уйти в лес или пойти открутить всем врагам головы? Как действовать, что делать? Вопрос этот подымается, да. И даётся ответ: действовать надо, но не ради себя самого, вот такой ответ даётся.
-То есть?
-Вот так вот. Действовать надо, но не ради себя самого, а ради Абсолютной Истины. То есть, сейчас объясню, если цель, ради которой мы действуем, находится в этом мире, мы получим все страдания этого мира. Мы говорим, что любая цель в этом мире приносит страдания, любые последствия в этом мире приносят страдания, двойственность, понимаете, все заканчивается в этом мире, все превращается в страдания, очень просто. Но если цель находится за пределами материального мира, мы получим всё, что может дать мир духовный. Мир духовный даёт вечность, знание и блаженство. Поэтому действовать нужно в этом мире, но цель должна быть духовной. Вот такой даётся ответ очень интересный, вот так интересно.

00:42:42 Поэтому без понимания духовных целей очень трудно действовать в этом мире, потому что человек не действовал позитивно или негативно, получает негативные плоды в любом случае, даже если он очень хорошо действует. Поэтому человек приходит к цинизму: от добра добра не жди и так далее, понимаете, целый набор такой народной мудрости циничной. Но это добро делалось не по правилам мудрости. Мудрость она описана: действовать надо, но с духовными целями. Материальные цели - это глупости, потому что любая материальная цель в любом случае разрушается, ничего не остаётся, все есть полураспад, распад, ничего не остаётся, мы все теряем, чтобы мы не получили в результате. Поэтому нет смысла действовать ради просто мирских наслаждений как описывается в этих стихах.

00:43:35 Они приходят сами собой в любом случае. Нет смысла вообще ради этого действовать. Они приходят сами собой в положенное время. Так же как и невозможно предостеречься от страданий в этом мире, они также приходят к нам в нужный срок, то есть есть эта часть мы это берём из этой одной философской концепции, да, это факт, есть такое, да. То есть никто не ждёт страданий, но они приходят. Кто ждал страданий? Но они приходят. Из этого также мы понимаем, что и счастье приходит само собой, очень просто, не следует прилагать для этого слишком большие усилия, понимаете. Это всё равно, что очень сильно ждать хорошей погоды, она сама придёт, понимаете: очень сильно жду уже неделю, форточки открываю, проверяю, понимаете, деньги все в метеоцентр перевёл, большие пожертвования в гисметео перевёл, все. Она и так придёт когда наступит время. В этом есть часть в этого фатализма, присутствует да. Но в любом случае это приходит в своё время.

00:44:48 Вчера я прочитал про одного москвича, интересно, не знаю, слышали вы эту историю, нет, который нашёл на крыше своей дачи какую-то такую мазню на куске металла, мазня непонятная, на какой-то железяке. В общем абсолютная такая штука. Но он её не выкинул, что-то сдуру пошёл показал какому-то знакомому. Ну когда её протёрли и посмотрели, то оказалось, что эта невразумительная мазня это очень известная вещь, это картина, которая была сделана для Брежнева на кусках крыла от самолёта «Фантом», то есть ему какую-то там особую должны были презентацию сделать и во время какого-то конфликта ему сделали такой подарок и закинули куда-то и забыли про неё. Какой-то посол он всё это забыл и что-то там не получилось и в принципе никакой ценности не было в этом. И сейчас её выставили на торги и за миллион долларов продали. То есть какую-то вообще гадость, какую-то железяку за миллион долларов, пришло все просто в своё время. То есть в этом есть некоторый фатализм. Ну то есть сколько сейчас вы не пойдёте рыться в своих кладовых, так просто какую-нибудь железяку не найдёте на миллион долларов. То есть в этом есть эффект фатализма, конечно же он присутствует.

00:46:06 И основное направление деятельности, к чему мы подходим, это не стараться заработать счастье или избежать страданий, так как мы видим они сами приходят в свой срок. Основное направление деятельности – это помнить о духовной цели, думать о духовной цели и, в конце концов, постараться поделиться этой духовной целью с другими. Плюс к этому нужно быть благодарным за всё, что происходит в нашей жизни, будь оно хорошее или плохое. Вот эта память о духовной цели, фактически память об Абсолютной Истине и одновременная благодарность за всё, что происходит в нашей жизни, это даёт правильное направление деятельности, даёт возможность держать этот вектор в сознании, видеть эту стрелочку компаса.

В чём секрет размышлений об Абсолютной Истине?

00:46:59 В чём секрет размышлений об Абсолютной Истине? В том, что она совершенна, Абсолютная Истина абсолютна, а значит всё, что происходит с нами тоже абсолютно, тоже совершенно. И несовершенство в моей жизни только одно: я постоянно забываю о том, что Абсолютная Истина совершенна. И поэтому страдаю, то есть выхожу из под влияния этих духовных целей, не могу к ним вернуться. То есть постоянно материальные цели передо мной стоят и я их все время теряю, пытаюсь схватить, они все время теряются, уходят сквозь пальцы как песок.

00:47:36 Почему мы сейчас так много говорим о правильной деятельности и не так много о самой Абсолютной Истине? Потому что без правильного понимания своего положения в этом мире, без правильного понимания деятельности, без достаточного разочарования в наслаждениях, в поиске славы, в поиске богатства, в поиске материального счастья, мы не сможем внимательно слушать о самой Абсолютной Истине, это будет отвлекать, это отвлекающий фактор. Без достаточного разочарования в низменном счастье невозможно слушать о высоком, все время тянет домой быстрее этим заняться, потому что телепередачи очень важные, без неё никак жить нельзя, просто невозможно, она очень важна. Если человек её пропустил все, шансов нет на счастье в этом мире, тем более, что все другие посмотрели. И человек дико страдает, то есть он не может слушать уже, он не может слушать, он просто с ума сойдёт, потому что есть какая-то такая временная цель, которая как кажется даёт счастье. Но временная цель всегда даёт какое счастье? Временное.

00:48:50 Если бы это действительно было счастье, то человек посмотрел бы и на всю жизнь остался счастливым. Но что он делает дальше? Ему нужна следующая серия. Как только он посмотрел эту, он опять несчастен, ему тут же нужна следующая. И человек видит это каждый раз и не может понять - временное счастье, его нужно постоянно поддерживать, на этом основаны все телесериалы. Можно хоть миллиард серий снять, миллиард серий снять, ему нужно новую смотреть. Только по этой причине это обманное счастье, иллюзорное. То, что временное, это иллюзорное. Все равно, что выдали зарплату и тут же забрали назад, извините ошиблись. Посчитайте-ка. И вы её считаете и вам говорят: «Ну-ка, ну-ка, ну-ка» и забирают, говорят: «Все, ошиблись», понимаете. «Вам в этом месяце не положена зарплата», понимаете. А вы её уже в руке не могли удержать.

00:49:43 И тоже самое с другими вариантами происходит тоже самое берём, ну вот самый грубый пример, какой-то там телесериал. То есть человек вот он думает все, он садится, чипсы, понимаете, телевизионные, ТВ-пачка, садится, довольный, вся семья смотрит, думает: «Вот оно счастье» Вот, но оно заканчивается и что ему делать? Уже рекламируют следующую серию. Он опять боится её пропустить. Но в действительности это просто издевательство, наркомания простая, очень яркий признак такого наркоманского синдрома. Если он не посмотрел, у него абстинентный синдром начинается и у него ломки начинаются: «Я опаздываю», понимаете, «опаздываю». Еду иногда, у нас там автобус идёт и все кричат: «Быстрее давай, быстрее, опаздываем, опаздываем». Там 10 часов, какая-нибудь комедия и они все: «Быстрее давай, быстрее. Около дома прямо остановись, около дома» То есть он бы прямо к себе на этаж заехал была бы возможность, понимаете. Его ломает, видно, настолько привязан к этой очередной дозе временного наслаждения.

00:50:52 Просто есть более глубокое наслаждение, есть менее глубокое. Поэтому с более глубоким борются например, с наркоманией борются. А с сериалами не борются, но абсолютно тоже самое явление, ничем не отличается, физиологически даже ничем не отличается абсолютно. Если на симптомы посмотреть, та же самая симптоматика, та же самая абсолютно. Но это наоборот всячески поощряется. Так как же развивая одни виды наркомании, можно бороться с другими видами наркомании? Это все равно, что пропагандируя пиво, бороться с водкой, да вот такой тоже нонсенс, абсолютно. То есть до сих пор все борются, чтобы объявить пиво безалкогольным напитком. Ничего себе безалкогольное, что никто пиво не пил что ли? Ничего себе безалкогольный напиток, понимаете, вообще безалкогольный, ага. То есть невозможно развивать одну часть, а с какой-то другой бороться, вот она двойственность, конечно страдает человек, его разрывает на куски.

Умение понимать

00:51:54 Поэтому мы не можем без понимания этого спокойно слушать об Абсолютной Истине, нас будет разрывать, будет мучить этот синдром, мы будем хотеть ещё какую-то дозу получить. Но даже говоря о бессмысленности материальной жизни, мы говорим не просто о её бессмысленности, а мы говорим о её бессмысленности без Абсолютной Истины, понимаете. То есть она бессмысленна, но при одном условии: без Абсолютной Истины. Когда мы к этому добавляем элемент духовности, тут же появляется смысл, это уже превращается в миссию. Если элемент духовности не присутствует, это называется прожигание, а если элемент духовности появляется, это уже называется миссия, чувствуете, всего один элемент, и тут же меняется. Что ты делаешь? Один человек прожигает, а у другого миссия, есть разница? Есть разница, концептуальная, всего один элемент. Это все равно, что еда без соли и с солью. Все, без соли вроде бы тоже самое, есть невозможно. Соли чуть-чуть добавили, уже есть вкус. Поэтому в некоторых трактатах так и говорится: соль земли и так далее, то есть прямо такое даётся сравнение.

00:53:04 Иногда одного элемента не хватает. Вот буквально если бы мы сейчас изучали санкхью, такую аналитическую метафизику, то мы бы разобрали 24 элемента, что-то похожее на таблицу Менделеева. 24 элемента основных разбирается. И даётся 25 элемент, 25 элемент - Абсолютная Истина. И вот без этого 25 элемента все это, все эти 24 предыдущие не имеют смысла, потому что связывает их 25 элемент, Абсолютная Истина, всепроникающий называется элемент, Абсолютная Истина, всепроникающая. Он буквально даже проявляется в этом мире как притяжение, то есть есть этот элемент связывающий все.

00:53:55 И как мы выяснили человек должен понимать, что он делает, с какой целью он делает. Без этого понимания всё превращается в суету, есть такое слово интересное суета сует. То есть человек не понимает, что он делает, он суетится, понимаете. И директор это сразу видит, подчинённый суетится и он сразу это понимает: «Что суетишься?» Говорит: «Я пытаюсь работать» «Где ты работаешь? Ты суетишься», понимаете. То есть работа - это всегда более менее спокойное целенаправленное действие. Что такое суета? Это действовать, не задумываясь о смысле этого действия. Когда мы действуем, не задумываясь о смысле этого действия. Я как все. Ну все так, и я так, понимаете.

00:54:42 В Индии можно увидеть людей, которые поклоняются орудиям своего труда, швейным машинкам поклоняются, торговому лотку, машине, все такое. То есть они искренне думают, что именно от них зависит их счастье. Вот реальный элемент, от которого зависит моё счастье, моя швейная машинка. Вот из неё реально вылазят штуки, которые мне приносят деньги и счастье, вот она реальная штука, из которой вылазит счастье. И все, они поклоняются швейной машинке. Они это видят каждый день своими глазами: вот оно счастье откуда вылазит, понимаете. Что может быть реалистичнее. Но что они совершают в действительности? Они совершают оскорбление Абсолютной Истины, совершается оскорбление Абсолютной Истины, которая даёт им всё, и орудия труда в том числе, то есть откуда-то же это берётся. Это все равно, что поклоняться розетке, электричество идёт из розетки, понимаете. Откуда идёт электричество? Из розетки, да. Но особо философски развитый обыватель он должен поклоняться электрическому щитку в коридоре, да? То есть это уже продвинутый пользователь. Но особо великие философы они понимают, что есть подстанция на целый район, это уже на уровне Платона, Сократа,. Но увидеть всё это дальше, что в действительности всё это даёт в конце концов энергия природы, а природа чья? Природа Бога, это уже достаточно далёкие от реальности понятия.

00:56:28 В трактатах это называется грех неблагодарности. И в Ведах говорится, что единственный грех, который невозможно искупить – это грех неблагодарности. Неблагодарность не искупается ничем, невозможно искупить, очень тяжёлые последствия вызывает. Поэтому человек в любом случае должен быть благодарным, чтобы ни происходило, чтобы не попасть в это состояние, которое потом очень трудно исправить. И как выразить свою благодарность Абсолютной Истине? В этих же стихах мы находим ответ, Он Сам раскрывает нам этот ответ. Быть благодарным Абсолютной Истине – это постоянно говорить о Абсолютной Истине, постоянно слушать о Абсолютной Истине, постоянно читать о Абсолютной Истине в современном варианте и постоянно помнить об Абсолютной Истине. Вот это быть благодарным. Как только мы забываем об этом, мы совершаем интересное явление как грех неблагодарности, очень интересно. Так, время, вопросы пожалуйста по этим двум стихам.

Ответы на вопросы

Чем отличается теология от психологии?

00:57:40 [Вопрос]: «А можно не по этим?»
[Рузов В.О.]: По этим. Мы про эти же стихи говорили.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Ничего страшного. Пока по этим стихам. Послушайте, вот там есть много дисков, 1500 моих лекций, ну купите какой-нибудь диск, послушайте вот. Нужно так, это только 4 глава, чтобы немножечко войти в русло о чем мы говорим, нужно прослушать предыдущие.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Ну так тем более.

00:58:17 [Вопрос]: «[неразборчиво] вы не могли бы назвать? Вот вы сказали благость, [неразборчиво] страсть, [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Невежество.
[Вопрос]: «И кто там у нас? Люди у нас на уровне страстей земного шара, а дальше кто там?»
[Рузов В.О.]: Ну другие живые существа.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Не всегда. Это в других трактатах описывается, не в этом трактате. Это описывается в Шримад Бхагаватам, в 7 песне. Можете купить трактат, почитать. Сейчас не это мы разбираем. Вот по этим стихам пожалуйста, то, что мы сегодня прошли.

00:58:57 [Вопрос]: «А вот видите, вы трактуете движение вперёд или движение вглубь, вот по этим стихам?»
[Рузов В.О.]: У вас есть вопросы? Нет. А что вызвало у вас сомнения? В чем вопрос-то?
[Вопрос]: «Вы очень часто говорите о развитии [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Вот я сегодня объяснял развитие очень подробно.
[Вопрос]: «Это движение вперёд для вас или движение вглубь, если вы говорите о духовном развитии?»
[Рузов В.О.]: Не очень пониманию, о чем вы спрашиваете. Я очень подробно сегодня объяснял этот момент, признаки развития мы очень подробно разобрали, направления развития очень подробно разобрали, признаки противоположного развития мы подробно разобрали.

00:59:41 [Вопрос]: «Ну вот вы говорите о том, что, например, сознательность, и связываете любовь и сострадание, деятельность в сознательности. Но разум не руководит вот этими состояниями сострадания. Вы это связываете с деятельностью разума. Любовь и сострадания относятся к эмоционально-чувствительной сфере [неразборчиво]».
[Рузов В.О.]: Вы про психологию говорите. Это не психологию, это теология.
[Вопрос]: «Ну это понятно, всё, что у вас там понятно».
[Рузов В.О.]: Ну да, это теология, это не психология.
[Вопрос]: «[неразборчиво] разумным состоянем сознания».

01:00:08 [Рузов В.О.]: Мы говорим о теологических вещах, это не психологические вещи. Современная психология придумала все эти термины абсолютно недавно, им 30-40 лет, некоторым не больше 100, и они не имеют никакого обоснования под собой, это абсолютно придуманные вещи. Все внутренние явления уже давным давно описаны в теологических трактатах, очень подробно разобраны, очень точно разобраны. Поэтому мы изучаем именно эти явления. Это не имеет никакого отношения к современной психологии, вообще никакого. То есть психология блуждает в дебрях своего непонимания того, что происходит, не видит самого главного - отличия души от тела. Поэтому все концепции психологические они построены на главной неправильной предпосылке: они думают, что мы это тело. Они думают, что мы это мозг, они думают, что мы это какая-то мозговая активность.

01:01:07 Но даже современные исследования интересные они уже больше направлены к теологическим направлениям. Например, вот эта концепция того, что основная активность исходит из области сердца она уже принимается современными исследованиями, и достаточно много исследований на эту тему проводится и достаточно много приведено клинических фактов, когда сознание сохраняется при частичном и полном отключении какой-то активности головного мозга и так далее. В общем-то, сейчас это, скажем так, не основная тема для нас, но сам принцип, что в психологии основная концепция, которая должна была отталкиваться от души, психо, изучение души полностью потерялось за годы её развития и ушло вообще от души, превратилось в грубейшую физиологию.

01:02:11 То есть психология сейчас это обыкновенная физиология, которая изучает электрические импульсы прохождения этих импульсов и, так сказать, какие реакции они вызывают. И уже разбивают эту физиологию на какие-то подкатегории. Но не идёт никакой речи об отличии души от тела, тоже категория теологии. Поэтому-то наука, которую мы изучаем, это теологическая наука, то есть это наука о душе. То, чем пыталась заниматься психология, но забыв о Боге, о душе, к сожалению, полностью себя дисквалифицировала и не может помочь душе человека. И самое интересное, что и психике-то в результате помочь не может, и психические расстройства-то лечить не может в результате. Почему? По той же самой причине, потому что когда разорвана концепция души и тела, не восстановив эту грамотную связь, не восстановив это понимание, которое приводит к спокойствию.

01:03:13 С чего начинаются, например, трактаты по йоге, да? Они начинаются с этого главного заключения, то есть «читта вритти ниродха» или «йога приводит к спокойствию в сердце», к спокойствию в душе. И человек успокоивший своё сознание, может смотреть вглубь происходящего. Но чтобы успокоить своё сознание необходимо понять вечность своей природы. Потому что если наша природа не вечна, тогда как же можно успокоиться? Тогда как можно действовать вообще, как можно тогда вообще развиваться? К чему всё это нужно, если все заканчивается? Поэтому не поняв природу души, а значит природу вечности души, невозможно быть спокойным, иначе человек остаётся больным психологически, он постоянно обеспокоен: зачем я всё это делаю? Зачем я рожаю детей, зачем я зарабатываю деньги, зачем я причёсываюсь каждое утро, понимаете? Зачем я не ворую, понимаете? Если всё это действительно закончится и я не вечен, так нужно пойти грабануть банк и жить как следует хотя бы последние годы, потому что умереть можно в любую секунду, понимаете?

01:04:21 И он сильно беспокоится: как же, что будет, а как же так? А не хочется же нигилировать, нигилировать как-то грустно: земля к земле, вода к воде, как-то грустно. Поэтому это уже состояние психического расстройства, от этого идут остальные все виды расстройств. То есть сначала человек очень сильно беспокоится о проблеме бренности. И не разрешив эту проблему бренности, того, что все заканчивается в принципе, все другие проблемы человека не решаемы, потому что вот это вызывает основные беспокойства, вот это основной зуд в сердце: как же так, зачем это все нужно, если всё это временно.

01:05:02 Но теология тут же даёт ясное понимание. 2 глава Бхагавад-гиты - это основа всей психологии. Поэтому перечитаете её ещё раз. Тот, кто прочитал 2 главу Бхагавад-гиты может больше психологию не изучать, потому что вся психология рассказана во 2 главе Бхагавад-гиты, это сразу могу рассказать, да. То, что я изучил за 6 лет в психологии я могу сразу сказать все рассказано во 2 главе Бхагавад-гиты, потому что даётся главное понимание души, даётся полная очень точная характеристика вечности души. И соответственно человек получает этот эффект «читта вритти ниродха», успокоение, и с этим успокоением он уже может дальше решать свои проблемы. Он уже может понять что такое путь, он уже может понять, что такое Абсолютная Истина, уже может встать на этот путь, он уже может идти по нему.

01:05:55 То есть чем Бхагавад-гита и занимается, эта последовательность: 2 глава - основа, потом 3 глава - начало деятельности, 4 глава - совершенное знание. И так дальше это развитие идет, полностью формируя сознание. И расписываются все элементы сознания, опять-таки 2 глава раскрывает все элементы сознания, разделяя очень точно сознание на ум, разум, ложное эго, истинное эго, очень точно давая эти характеристики, которые, к сожалению, психология не может дать, не может дать этого отличия ума от разума, тем более от эго. Тем более вот эти детерминизмы, которые мы сегодня разбирали. Поэтому вот этот основной детерминизм, привязанность к телу, вот он не решён и не может быть решён, пока не будет принята вечность души. Поэтому, к сожалению, отодвинутая теология на второй план привела к тому, что как мы видим вот то, о чем мы сегодня говорили, ушла эта цель, цель показать присутствие души. И эта цель ушла и соответственно все потеряло свой смысл, понимаете, просто потеряло свой смысл.

01:07:17 Поэтому также психология. То есть душа ушла из психологии и она потеряла свой смысл, все, ничего не осталось, грустная физиология, к сожалению. А должна решать сложные проблемы. Поэтому мы пытаемся вот эти термины сейчас восстановить в их изначальном смысле, которые к сожалению утеряны. Поэтому сознание- это энергия души. Разум - это функция полезно - не полезно. Ум - это функция нравится - не нравится. Эго - это функция, с чем я себя отождествляю, понимаете. Тело - это временный элемент, в котором присутствует вечная душа. Развитие - это разотождествление себя с материальным телом, понятие вечности души. Деградация - это большая привязанность к материальному телу, привязанность к временному, а соответственно к страданиям. Вот такие вот основные термины, на которых мы разговариваем, вот этот вот принцип, разобрались?

Слабость сердца - что это такое?

01:08:35 [Вопрос]: «А вот когда [неразборчиво] цели, идём к этой цели и знаем, что мы не тело, а душа [неразборчиво] принципа, который обсуждает вот [неразборчиво] Бхагавад-гита и они нам близки, может быть в какой-то степени понятны. Но наше окружение оно без конца напоминает нам о материальном мире и не даёт нам как бы точно [неразборчиво] выбрали путь. Как ты можешь, зачем тебе это, это каждый день допустим. Но в общем, это проверка на прочность выбранной цели или что это такое и это нормально и надо спокойно к этому относится, какой-то выработать систему отношений с тем окружением?»

01:09:31 [Рузов В.О.]: Мы будем разбирать этот момент дальше, он будет представлен как слабость сердца, называется слабостью сердца научно. Это неспособность преодолевать препятствия на своём пути. И препятствия возникают всевозможные. Мы говорили, усталость, это могут быть философские сомнения, это может быть агрессивное поведение окружающих, может быть всё, что угодно, могут быть временные периоды в жизни, в конце концов всё, что угодно, множество препятствий.
[Вопрос]: «Это норма или [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Да это нормальное состояние, когда сначала проявляется слабость сердца. Сейчас мы коротко на эту тему скажем. То есть для того, чтобы слабость сердца преодолеть, необходима рука помогающая скажем так, кто-то должен помогать, всегда есть некоторая связка. Поэтому это понимание культуры, когда культурно разбирается связь между старшими, равными и младшими, то это понимание культуры даёт возможность в состоянии слабости сердца обратиться к старшему и получить недостающий заряд энтузиазма. Потому что если мы видим успешную личность, когда кто-то достиг успеха, мы тут же получаем и свой энтузиазм.

01:10:52 Как, например, видели футболисты выходят и берут с собой этих маленьких детей, которые занимаются в этих каких-то секциях на футболе. И они очень счастливые, довольные идут с этим футболистом, идя, за ручку с тем, кто достиг успеха, с какой-то звездой футбола он идёт. В спорте раньше это было, сейчас почему-то это ушло, уже все меньше. Но раньше всегда в какой-то большой команде были всегда молодые резервы и всегда вот вместе как-то, чтобы они как-то пообщались, чтобы они за ручку на сцену выехали. И они чувствуют вот эту силу от того, что это достижимо. Потому что, в действительности, путь всегда состоит из преодолевания трудностей, мы говорили, эта схема обучающая, когда мы должны сдавать экзамены определённые. Поэтому, конечно же, любой студент особенно на первом курсе к нему раз в пару месяцев приходит идея уйти. Учились на первых курсах? Да, вот он думает: зачем мне всё это нужно. Так все хорошо начиналось и так все плохо. И это ещё дальше, ещё 5 лет, зачем мне это нужно, пойду себе спокойно, устроюсь дворником, буду счастлив и все будет хорошо. И тут нужен кто? Или мама с метлой: «А ну иди учись», или какие-то внешние факторы, то есть кто-то нужен более сильный чтобы в момент слабости помочь, то есть в момент слабости требуется сильная личность. Поэтому общение, правильно установленное общение со старшими даёт возможность легко преодолевать кризисы слабости сердца.

01:12:38 Смотрите, так везде. Например, как людей в сетевой организации гипнотизируют, да? Вызывают миллионера одного единственного, который стал миллионером, он один на всю сетевую организацию, заметили, нет? Ну два, вот таких явных. А остальные все середнечки, еле-еле, все в поте, в мыле. И он один довольный обычно из самой верхушки, кто всех обманул, понимаете, да. И он всем этим в поте и в мыле рассказывает, как легко стать миллионером, просто этим занимаясь, работая на него, видели, да? То есть это, конечно, смешно, но принцип в этом. То есть человек всё равно получает силу. Даже если он идёт неверным путём, он всё равно получает силу от того, кто уже этот путь прошёл, стал успешным. Поэтому ...

01:13:28 [Вопрос]: «Выбрал неправильное направление[неразборчиво]?»
[Рузов В.О.]: Даже если он выбрал неправильное направление, то чтобы его до конца пройти, ему нужно того, кто уже прошёл и преодолел все препятствия [неразборчиво]. Потому что на любой путь, правильный или неправильный, у него всё равно будут трудности. Ну пойдите самым неправильным путём, банк грабить пойдите. Сколько трудностей нужно преодолеть, чтобы банк ограбить? Но как они поступают, да? Они также, то есть есть там тот, кто уже всех ограбил и он делится умом, разумом как грабить так, чтобы не ловили. Ну то есть принцип тот же, получить силу от того, кто прошёл путь. Но это ещё можно сравнить с альпинизмом пожалуйста, кто-то должен быть сверху, страховать.

В чем состоит система культуры?

01:14:17 Поэтому вот эта в общем-то система культуры, которая стоит на страже развития, она в принципе и призвана сохранить уважение к старшим и любовь к младшим. Потому что уважением к старшим и любовью к младшим решается главная психологическая проблема развития, как слабость сердца. Если культура разрушена как сейчас, то есть старшие не уважаются, младших не любят, у кого получать поддержку? Кто реально даст поддержку? Кто поддержит, когда приходят трудности? Поэтому так вот и приходят разводы те же самые. Почему? Родителей не уважают, поженились против воли родительской, скажем так всем назло, пришли сообщили: нам всё равно до вашего мнения, ещё и родили раньше времени, то сё, пятое десятое. То есть горе всем причинили. Потом, когда пришли трудности, некому помочь, помощи неоткуда ждать. Но если есть культура действительно всё это делается красиво, грамотно, с уважением, то всегда помогут, всегда придут, всегда как-то в общем-то выручат, понимаете, выручат.

01:15:30 Никогда не было проблем с жилплощадью, понимаете. Все, семья появилась, вся улица собралась, все родственники пришли, взяли топоры, срубили новый дом. Какой нужно - 200 метров, 300 метров, какой? Срубим любой, понимаете. С радостью, с гиканьем, с гаканьем, понимаете, с пельменями. Пришли все родственники, все родные, близкие, все соседи и срубили дом какой хотите, 300 метров, проблем нет. Сколько хотите комнат? Одиннадцать? Будет одиннадцать, понимаете, да. И выделила деревня сразу гектар. Пожалуйста не волнуйся, вот тебе гектар. Сколько надо, два? Вспашешь два, дадим два, какая проблема, никакой проблемы. Но сейчас культура неуважения. Поэтому все попрятались по квартирам, никто никого знать не хочет, поэтому все проблемы пришли от этого, понимаете, все. Аграрная культурная система умерла, её нет. Поэтому как [неразборчиво] даже если родственники собрались не поможешь человеку новую квартиру купить так просто, не поможешь и никто уже не хочет. Поэтому для всех это головная боль, все мучаются.

01:16:46 То есть в действительности даже физические проблемы легко решаются, когда есть культурная составляющая, выраженная в принципе уважения к страшим, любви к младшим и к сотрудничеству с равными. Поэтому культура и стоит на этом страже. В общем-то в этом и состоит культура, все остальное в принципе и не относится даже прямо к культуре. Искусство - это даже и не прямо к культуре относится. Искусство - это больше относится к профессиональной деятельности, это профессиональная деятельность, профориентация, искусство. То есть тот, у кого профессия такая, быть деятелем искусств. А культура - это нечто другое. То есть культура - это система взаимоотношений. У нас культура искусством называется, это опять-таки какая-то современная трансформация очень подозрительная. Искусство - это работа, профориентация. Культура - это умение налаживать отношения, умение уважать старших, любить младших и сотрудничать с равными, понимаете.

01:17:48 Поэтому если эта культура есть, и если у нас возникла проблема, все равные пришли помогать, понимаете. Старшие помогают советом, равные помогают силами, которые есть, младшие смотрят, как старшие сотрудничают, все просто осуществляется. То есть культурное общество живёт проще некуда, абсолютно просто легко решаются все проблемы, все простейшим образом решается. Так как культуры нет, нужно государство, нужна государственная система, понимаете. Очень сложная система пенсий, соцобеспечений, ещё чего-то, то есть все, нет культуры, нужно как-то вот механически всё это поддерживать. Механические способы всегда обезличены, а значит человек не чувствует в этом заботы. Да, какая-то поддержка есть, но отношений уже в этом нет, поэтому та же старость она приводит к страданиям, то есть нет в этом заботы.

01:18:47 То есть он вроде бы получает пенсию, но он недоволен ей, понимаете, нет довольства. Почему? Потому что нет в этом заботы. Если бы человек видел, что это действительно тот, кто должен о нём заботиться, да он свою возможную долю отдал, он никогда не будет противиться. Но так как этого нет, заботы нет, поэтому у человека недоверие, сомнения, тянет на подвиги, на революцию, к сожалению. Поэтому в принципе даже на уровне одной культуры уже можно решать вот эти начинающиеся проблемы. Просто как мы говорили если не хватает этого 25 элемента, действительно возвышенной цели, то даже культура теряет своё значение, превращается в профориентацию вот. Ага, ещё можно один.

Что такое разочарование?

01:19:53 [Вопрос]: «Вот без достаточного разочарования в наслаждениях сложно [неразборчиво]. Но наверное для того, чтобы слушать объяснения нужен какой-то запас чистоты человеку все-таки. Или вот может быть такое, что человек настолько разочарован, что он уже даже не может слушать. Что делать [неразборчиво]?»
[Рузов В.О.]: А как чистота связана с разочарованностью? Не очень понял.
[Вопрос]: «Ну вот когда человек разочаровался в минутных наслаждениях, он же может разочароваться настолько во всём, что уже ни о чем слушать не захочет»
[Рузов В.О.]: Может.
[Вопрос]: «Ну а можно что-то с этим поделать как-то?»

01:20:36 [Рузов В.О.]: Как мы говорили, это состояние цинизма. Это второе состояние привязанности, то есть можно себя очень любить, можно себя очень ненавидеть, и то, и другое привязанность. Поэтому мы выяснили, что разочарование должно всегда быть на основе слушания о Истине. Если разочарование оно само по себе, то это просто некоторая деградация. Мы говорили это цинизм, разочарование. То есть что такое цинизм? Когда человек разочаровался, но об Истине слушать не начал, поэтому его разочарование не привело к цели, то есть он не достиг смысла разочарования, понимаете. То есть что такое разочарование? Разочарование - это часть понимания, что все бренно, это истина, в конце концов. Разочарование - это в какой-то мере истина, потому что все разрушается, ни одного нет вечного элемента в материальном мире. Есть период распада, полураспада, все. Все на атомарном уровне распадается, абсолютно все.

01:21:44 Поэтому разочарование это понимание этого. Но когда человек к этому приходит, ему необходимо добавить этот 25 элемент. С атомом мы разобрались нужно атму добавить, атма от этого же слова, душу нужно добавить. Поэтому как мы говорили, и то, и другое, излишняя любовь к себе и излишняя ненависть к себе всё это одно и тоже, разницы никакой. Необходимо грамотное сочетание разочарования и слушания об Истине, понимаете, да. Если этого нет, все, человек слушать не может, понимаете. То есть если нет разочарования, человек слушать не может. У него есть надежда на то, что это будет вечно, эта музыка будет вечно. Нет. Но если есть должное разочарование, он уже увидел, что все заканчивается, вот это кризис средних лет и он добавляет к этому не дополнительный материализм, понимаете, а именно слушание, то тогда появляется действительно эффект.

01:22:58 Вот это в принципе и есть определение мудрости. Мудрость - это человек, разочаровавшийся в материальном и понимающий духовное, вот это мудрый человек. Все остальное это так называемая житейская мудрость, это просто набор неудач. Человек потом этим гордится, мудрый человек, 30 раз развёлся, он очень мудрый. 100 работ бросил, очень мудрый человек. Нет, это набор неудач в действительности. Опять-таки видите другая сторона не даёт никакого результата, поэтому опять-таки форма цинизма, не более того. Разобрались? Хорошо, спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 12 December 2011
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 20 March 2014