Природа сознания

01 January 2008
Что такое приятность? Чем духовное счастье отличается от материального? Вечность духовной реальности. Духовное влияние. Как понять, что ты на правильном пути? Обязательные условия духовного пути. Последовательность и практичность. Природа сознания. Что такое духовное настроение? Препятствия на духовном пути. Энергия отчаяния. Для чего нужно терпение? С чего начинается духовный путь? Ответы на вопросы: Как нужно решать проблемы? Сознание определяет, что мы делаем.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:30:27 | качество: mp3 24kB/s 15 Mb | прослушано: 658 | скачано: 771 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Что такое приятность?

00:00:00 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Ну вот люди все пошли сейчас пить водку, не надо их переубеждать, зачем? То есть вы можете назвать это их путём, им это нравится.
[Вопрос]: «Ну да, нравится».
[Рузов В.О.]: Ну это путь разве?
[Вопрос]: «Я не знаю [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Ну вот, подумайте. Какой путь, мы говорим? Путь - это путь развития. Поэтому если человек идёт биться головой об стенку, разве это путь? Это не путь, это самоубийство называется.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Вы думаете, что путь к Богу - это путь чувственного удовольствия? Тогда путь к Богу - это жрать, понимаете. Проверено, отработано, на каждом углу стоит доказательство: путь - это жрать. Посмотрите, на каждом углу иногда даже не еда продаётся. То есть еда - это нечто другое, то есть еда - это то, что даёт здоровье. Еду так просто не купишь, это нужно умудриться купить еду. То есть еда - это то, что хотя бы поддерживает нашу жизнь. Но вокруг продаётся именно жратва, даже не еда, понимаете. И люди жрут, вот если посмотреть, жрут.

00:01:22 Я все время прохожу перед переходом такая стеклянная штука, сейчас модно сидеть и в окошко смотреть на голодных людей. Это страшно смотрится, я всегда боюсь, прохожу, очень похоже на зверинец, то есть в зверинце так живут. Достаточно страшно всё это смотрится и всем приятно, факт. Любой, когда ест, испытывает некоторые радостные чувства. Но это вовсе не доказательство, потому что абсолютно негодяйские вещи кому-то делать приятно, скажем так, очень добро, абсолютно страшные вещи кому-то делать приятно. Иначе не делались бы, в конце концов. Даже страшное человек делает, потому что ему это приятно делать.

00:02:31 Поэтому приятность - это как раз не направление пути, а приятность - это тест на наше сознание: что нам нравится, на этом уровне наше сознание и находится. Приятность - это то, по чему мы можем догадаться, на каком уровне мы сейчас находимся Поэтому если нам нравятся низменные вещи, мы на низменном уровне находимся, понимаете. Невежество называется, нравятся низменные вещи, здорово, понимаете. Человек сидит целый день у пивной точки, в луже, довольный, понимаете. Ему оставляют пиво в бутылках, он довольный, у него на лице радость, низменные вещи нравятся. Если человеку нравятся страстные вещи, он на уровне страсти, ему хочется разбогатеть, ему хочется быть красивым, ему хочется быть успешным. Ему это нравится, страсть, ночной клуб, весело, понимаете. Если человеку нравятся благостные вещи, он находится на уровне чистоты, ему нравится возвышение, ему нравится чистота, ему нравится обучение, ему нравится рассуждения, факт. Но и этого мало. Все это материальные уровни наслаждения, поэтому все они приводят к деградации, в конце концов. Поэтому только развив в себе радость от совершения духовных дел, человек может быть спокоен, понимая, что он в действительности развивается. Потому что даже радость на уровне благости может привести к деградации. Вот так, я ответил на вопрос?

Чем духовное счастье отличается от материального?

00:04:30 [Вопрос]: «Духовные ощущения имеют место быть [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Нет, мы всех обманываем, мы все врём, каждую лекцию. Каждую лекцию я вру и говорю, что счастье будет на духовном уровне развития. Последние 8 лет я вру каждый день.
[Вопрос]: «Я не об этом».
[Рузов В.О.]: А о чем? Вы меня спрашиваете. То есть на каждой лекции я об этом говорю, что уровень духовности - это уровень вечности, знания и блаженства. Вы помните об этом? Я каждый раз об этом говорю, что цель наша - освобождение, то есть вырваться из тисков материальных иллюзий, из тисков материальной радости и наконец встать на путь действительно духовного счастья. Ну так в чем проблема?
[Вопрос]: « Проблема есть отличие духовного ощущения от [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Есть конкретное отличие, понимаете. Материальное счастье - это страдания, а духовное счастье - это счастье, понимаете?

00:05:32 [Вопрос]: «Пример есть?»
[Рузов В.О.]: Есть, вся ваша жизнь, посмотрите на своё лицо. Вы пример того, что материальное счастье - это страдание. Всю жизнь вы искали счастье, факт? Факт. Нет его, не нашли здесь, его тут нет, понимаете. Любое материальное счастье - это просто обман, потому что оно обязательно заканчивается страданием. На прошлой лекции мы это очень подробно обсуждали, помните?
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Плохо. Мы говорили о том, что ко всему позитивному обязательно идёт бонус, очень негативное, помните?

00:06:11 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Да, то есть это мир, где у каждой монетки две стороны, обязательно. Поэтому материя - это то, что всегда плохо заканчивается. Сегодня я еду и читаю рекламу в метро. Там какой-то банк или не банк, не знаю, в общем какая-то штука завлекающая. И в результате там написано: «И вы обретёте уверенность в будущем дне» Я подумал, вот это лучше бы не писали, понимаете. Вот нет её этой уверенности в будущем дне, потому что будущее в материальном мире очень грустное, понимаете. Будущее материи - это всегда разрушение, ничего сделать невозможно. Вы не можете остановить разрушение в материи. Поэтому любой материальный план - это глупый план, так как он обязательно ведёт к разрушению.

00:07:23 В этом принцип, что мы пытаемся имитировать в материальном мире духовное счастье. Мы пытаемся себя убедить, что всё это точно не закончится. Все заканчивается. Физика ещё это объясняет, химия объясняет, в школе мы это изучали, все заканчивается, нет ничего вечного, наукой подтверждено. Соответственно, чтобы мы не построили в мире не вечного, оно обязательно закончится. То, что заканчивается, может быть счастьем?

Вечность духовной реальности

00:08:01 [Вопрос]: « [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Вот и я сомневаюсь. А поэтому то, что заканчивается, по определению горе. Горе - это то, что заканчивается. Поэтому как мы себя обманываем? Мы пытаемся первой частью наслаждаться, а второй частью обвинять других. Мы даже не отдаём себе отчёт, что оно все всё равно заканчивается. А мы пытаемся перевести ответственность на других. Мы говорим: вот в первой части все было хорошо, но потом пришли враги и все испортили, понимаете. Если бы не враги, то все так и было бы хорошо, понимаете. Мой бы сын так бы жил и жил, если бы его не сбила машина. Он бы не жил, он бы всё равно умер, понимаете. Но этот человек начинает ненавидеть какого-то другого человека. Он думает, что вот кто-то явился причиной какой-то смерти. Нет, все умрут, понимаете. След о себе оставить невозможно в этом мире. Почему? Некому оставлять свой оставить, они тоже умрут, понимаете.

00:09:08 И наша иллюзия материального мира состоит в том, что мы пытаемся уйти от второй части. Это знаете такая поддельная банкнота. Видели как делают поддельные банкноты? С одной стороны как настоящая, а с другой написано «подделка». Видели, в ларьке продаётся? Вот это материальная жизнь. Мы её берём: 100 евро, идём в киоск покупать счастье, а нам переворачивают и говорят: «Что вы даёте? Посмотрите, там написано «подделка»» Вот это называется кризис средних лет. Человек первые 30 лет как-то пытался эти 100 евро конвертировать в счастье, ходил, везде предлагал, на рынке пытался сдать, ещё где-то в ларьке, никто не взял, понимаете, не конвертируется, подделка, все материальные планы плохо заканчиваются, все разрушается, ничего не остаётся, просто стирается.

00:10:11 Вот именно с этого и начинаются все духовные истории, заметьте. Никто не понимает к чему это все рассказывается про потоп вообще. А все думают, что это про потоп рассказывается. Да дело не в потопе, был, не был, какая разница? Он был на самом деле, дело не в нем. В действительности, это одна из первых концептуальных историй, на которой пытаются всем показать: тут все будет смыто, все: дачи, дома, Москва, абсолютно не вечный город. Кажется как так, вот Москва наверное точно вечный город, да? Нет. Будет время, когда никто не вспомнит, что Москва вообще была. И про Россию никто не вспомнит, что она была, понимаете. Все будут удивляться: «Ну было что-то [неразборчиво] какой-то, знаете, сейчас раскопали. Сейчас мы там были, ездили туда». И все ходят, туда просто приезжают какие-то маленькие раскопки, что-то было и там все просто сидят, водку пьют, довольные: «О, тут что-то было» А что было, никто даже уже не помнит, что там было. Никто даже точно сказать не может, а что там было собственно говоря.

00:11:19 А придёт время, тоже самое на развалинах Москвы будут сидеть какие-то пьяницы и говорить: «А что тут было-то?» «Не знаю, назвали Асква» «А точно Асква?» «Ну некоторые говорят «Москва», некоторые «Исква». Ну мы не знаем. Учёные пришли к выводу, что может быть правильнее Усква все-таки, понимаете. И будут сидеть и думать: «Да, а чем они занимались-то?» «Да не знаю, какие-то отсталые люди были, понимаете.» Ничего не останется. То есть проверено: цивилизации приходят, уходят, приходят, уходят, ничего не остаётся. То есть и это время настолько маленькое, это просто наша иллюзия она говорит нам: вот, так хорошо идёт, первая половина будет все лучше, ещё одно кольцо построим. Ну не хватит, сверху, снизу ещё построим, понимаете. И все будет здорово, все будет замечательно. Нет, все разрушится, понимаете, факт.

00:12:11 Поэтому любой материальный план - это изначально депрессивный план. Чувствуете как все депрессивно звучит? Очень депрессивно, и было бы все очень грустно. Но слава Богу есть духовная реальность. Она вечна, она сразу же даёт вечность, даёт знание, даёт блаженство и счастье. Давайте вспомним эту идею ещё раз. Другие думают, что все зависит только от них, что все зависит от судьбы и поэтому действовать нужно, исполняя свои долги в реальности, но ставя высокодуховные планы. И так как мы будем идти к цели, то эта цель уже будет влиять на нас, понимаете. Поэтому уже здесь мы обязательно ощутим и попадём под влияние вечности, знания и блаженства, под влияние духовного, потому что мы уже идём к этому, понимаете. А когда человек к чему-то идёт, он уже попадает под это влияние. То есть он ещё может быть не достиг, но он уже под этим влиянием.

Духовное влияние

00:13:16 Человек поступил, например, в медицинский институт, он попадает под влияние медицины? Попадает, он уже начинает пахнуть спиртом немножко, понимаете. Он уже ходит в халате. Он уже видел труп. Он уже выучил три кости, как они называются. То есть он уже под влиянием, он уже похож на врача. Но он ещё не врач, понимаете. Точно также и человек, который идёт к духовному развитию, он может быть ещё духовно не развит, но он уже находится под влиянием духовного развития, а соответственно он уже может находиться под влиянием вечности, знания и блаженства, понимаете. Если это не ощущается, значит извините, надо встать на этот путь,. Трудно ощутить путь, если мы на него не встали, очень трудно.

00:14:10 Как невозможно рассказывать все прелести какого-то блюда, понимаете. Сегодня я кушал идли, так вкусно, белые рисовые шарики, с подливом. Думаете какое-то издевательство, правильно? Невозможно ощутить. Приходите в гости, попробуете. Поэтому абсолютно в нашем распоряжении, наш выбор под влиянием чего находится: материи или духа, вот в этом наш выбор. Мы говорили душа имеет пограничную природу, она может выбирать. И что нас останавливает сделать духовный выбор? Страх, мы боимся потерять что-то ценное, мы боимся потерять своё материальное будущее. Фактически мы боимся потерять старость и смерть, они для нас настолько ценны.

00:15:15 Что у нас есть впереди? Старость и смерть, болезни, так? У кого юность, здоровье и вечная жизнь впереди, поднимите руки, чтобы я сразу знал. Нет ни у кого. У всех впереди старость, болезни и смерть. Что терять вообще? Смотрите, даже если я все вру, вот меня обманули, то есть Бхагавад-гиту подделали какие-нибудь масоны. Все это обман вообще от начала до конца. В любом случае первая часть, о которой я рассказал, это правда, доказано. Все стареют, болеют и умирают, да. Поэтому почему бы не рискнуть в любом случае? Потому что всё равно что-то нужно делать, так оставлять эту ситуацию нельзя. Нельзя просто стареть и умирать, нужно что-то делать. Поэтому хороший вариант, почему бы не попробовать. Разобрались, нет?

00:16:15 [Вопрос]: « Что-то так, [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Надо просто идли попробовать, будет вкусно, будет хорошо. А вы эту часть запишите на реверсе знаете и пусть она у вас дома все время играет, вот это объяснение и нормально. Через месяц будет хорошо. Я так делал раньше. Я когда чего-то не понимал, раньше было удобно, были магнитофоны и там на реверс поставишь. И я себе ставил вещь, которую я не понимал и она у меня все время играла. Я её мог неделю слушать или две, пока наконец до меня не доходило иногда, то есть какие-то вещи ...., я так делал. Очень практично кстати, я не шучу. Потому что сознание иногда не может подстроиться под какую-то цепь размышлений и его нужно, так сказать, переварить вот эту вещь. Поэтому я вот так делал и мне помогало. Тогда ещё кассеты были в то время. Некоторые кассеты насмерть просто заслушивали, так вот на реверс... годами иногда некоторые кассеты, то есть я их наизусть помню до сих пор. То есть вот нужно было в чем-то разобраться в концептуальном, таком серьёзном. Это помогает да.

00:17:30 Ну то есть не расстраивайтесь, если что-то не понятно, в общем-то в этом нет большой проблемы, нужно просто это скормить себе, чтобы оно переварилось и будет нормально все. Какие-то вещи нам легко усваиваются, какие-то трудно, это абсолютно нормально, это не является проблемой. Самое главное по этому поводу сильно не волноваться. Как знаете, если не хочется есть, не ешьте говорится в аюрведе, понимаете. Если вы смотрите, на столе стоит еда, которую вы не хотите есть, не нужно себя заставлять, не ешьте. Поэтому и с философией, если что-то не понятно, ну и Бог с ним, ну не понятно, потом разберёмся, понимаете, не страшно. Ага, вопросик у вас был.

00:18:19 [Вопрос]: «В принципе, уже практически ответили, просто по предыдущему вопросу немножко [неразборчиво], вернуться хочу. Вот действительно, когда человек встаёт на какой-то духовный путь, а он знает приблизительно, что ему нужно делать. [неразборчиво]. Опять же, что будет критерием, что я на правильном пути, потому что бывают такие жалобы, вот я молюсь, а ко мне гуру приходит [неразборчиво]. Зачем я молюсь, то есть ничего не работает, все плохо. Вот опять тот же критерий, что если я стою на правильном пути, а не толкусь на месте и это, это что должно быть внутреннее [неразборчиво] когда человек только только начал практику».

00:19:12 [Рузов В.О.]: Нужно понять, что все наши подтверждения чего-то, они основаны на ложных ожиданиях. Например, мы думаем, что все должно тут же уйти. Кто это сказал? Наоборот. Если вы идёте мыться, то оказывается, что мы грязные. Когда мы узнаем, что мы грязные? Когда мы моемся, понимаете. Вот пока мы сидим, руки не моем, все нормально, все чистое. Руки начали мыть, пошла грязная вода, понимаете. Только в процессе очищения можно увидеть грязь. Поэтому человек, который не понимает духовного процесса, он тут же разочаровывается. Поэтому духовный процесс - это слушание. И слушание рассеивает наши иллюзии, слушание рассеивает наши ложные ожидания. Поэтому что значит признак того, что мы встали на этот путь? Признак того, что мы встали на этот путь - значит то, что я на нем стою.

Как понять, что ты на правильном пути?

00:20:15 [Вопрос]: «Это я так думаю, что я на нем стою, понимаете? То есть я всё равно в любом случае».
[Рузов В.О.]: Если вы встали на путь, вы находитесь в обществе тех, кто стоит на этом пути, вы не можете быть одна. Вот вы здесь находитесь, вы на пути сейчас, понимаете. И как проверить, на своём вы пути или нет? Вы будете соответствовать этому пути. Если вы не будете соответствовать, вам придётся отсюда уйти. Как только ваше сознание выйдет из пути, вам тут невозможно будет оставаться ни одной секунды. Поэтому то, что мы на пути, характеризуется тем, что мы в обществе тех, кто на этом пути, вот и все, никакой проблемы, понимаете. А остальное всё это вторичные факторы, обычно они основаны на ложных ожиданиях. То есть мы себе как-то представляем путь, у нас нет опыта пути. Поэтому даже не пытайтесь, так сказать, изнутри понять, как это должно быть, нужно просто каждый раз спрашивать, вот и все. Для этого есть те, кто рядом с нами. Поэтому рядом с нами всегда есть те, кто на порядок больше нас прошли по этому пути, на порядок, на 20 лет больше, на 40 лет больше, на 60 лет больше, понимаете, на порядок больше.

00:21:28 [Вопрос]: «Ну просто вот же [неразборчиво] белое братство, ведь Бог знает там сколько. Они же тоже свято верили в то, что они идут к Богу, что они на правильном пути» .
[Рузов В.О.]: Ну так в чем проблема?
[Вопрос]: « [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Вот я только что это объяснял, примерно минут 30, специально очень ясно. Вы тоже переслушайте, запишите вот, на реверс поставьте. Вот я очень чётко объяснял все эти вещи сейчас. Вот что вас конкретно волнует скажите мне, потому что вот эту тему я разбираю на каждой лекции. Вот что? Или вас просто это беспокоит без всяких философских идей?

00:22:12 [Вопрос]: «Нет, будут ли у меня какие-то внешние субъективные ощущения, что я иду в правильном направлении? Или я верю в то, что [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Ну вот видите, вот я и говорю, то есть вы ждёте каких-то ощущений. Но у вас нет опыта духовных ощущений. Только когда они придут, вы потом сможете спросить: «Вот у меня появилось ощущение. Это духовное ощущение или материальное?» И вам смогут рассказать. Но пока нет опыта, вы не сможете никак это определить, вы всегда будете обманываться. Именно этим и пользуются как раз товарищи всевозможных, так сказать, не путей, непутёвые люди. Отсутствует, мы говорили о признаках пути, ну давайте вспомним, ну что такое, уже 4 глава, посмотрите. Кто мне перечислит признаки пути, что должно быть, каковы признаки пути?

00:23:13 [Из зала]: «Учителя»
[Рузов В.О.]: Не учитель, учителя должны быть. Учителей должно быть много. И они должны что делать? А? Что они должны делать учителя?
[Из зала]: « Учить».
[Рузов В.О.]: Ну учить, понятно. Ну а что они должны делать? О, интересно. Что должны делать на духовном пути учителя?
[Из зала]: « Рассказывать».
[Рузов В.О.]: Что рассказывать?
[Из зала]: « О душе».

00:23:44 Рузов В.О.]: О душе. Ещё о чем?
[Из зала]: « Что мы не тело, а душа»
[Рузов В.О.]: Ну, ещё и чем, в конце концов?
[Из зала]: « Что есть Бог».
[Рузов В.О.]: Да, учителя должны вести к Богу, понимаете, а не к себе. То есть учитель этот тот, кто ведёт к Богу, а не тот, кто ведёт к себе, понимаете, очень простая идея. И их должно быть много. И они должны вести какую жизнь? Святую, праведную жизнь. То есть это личность реально дошедшая, до высот духовного развития, их должны быть много, понимаете. Они должны реально показывать нам то, к чему идти, они должны вести к Богу, очень просто. И что ещё должно быть?

00:24:32 [Из зала]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Что мы изучаем?
[Из зала]: «Трактат».
[Рузов В.О.]: Трактат должен быть, должно быть откровение, должен быть божественный трактат. Не то, что там кого-то осенило и он в туалете сконтактировал с Юпитером и у него трактат появился, понимаете, он его написал. Все, трактат, вот я написал трактат все и меня тут назначили его распространять все, понимаете. Нет, должен быть трактат, авторитетное духовное произведение, уходящее своими корнями к источнику духовности, к самому Богу, должен быть божественный трактат, понимаете. Их по пальцам пересчитать. Невозможно трактат у себя в спальне написать или невозможно его откопать, понимаете. Сейчас откапывают трактаты: «О мы откопали трактат, открыли на уровне [неразборчиво]», понимаете, нет.

00:25:28 Что ещё должно быть? А? Должно быть много последователей, которые находятся на разном уровне развития, чтобы мы видели, что они первоклассники, второклассники, третьеклассники, четвероклассники, пятиклассники, шестиклассники, всех много. Когда мы видим, что последователей много и они все находятся на разном уровне, то мы понимаем в чем суть развития. Мы видим это развитие, его видно реально по представителям этого пути, понимаете, его видно, факт. Что ещё должно быть? Должна быть практика. Из чего практика должна состоять?
[Из зала]: « Из молитвы».
[Рузов В.О.]: Из молитвы и ограничений, понимаете. Должен быть грех ограничен, а молитвенная практика должна быть отработана, она должна являться ежедневной, отработанной деятельностью, понимаете. Вот, пример пути, пожалуйста.

Обязательные условия духовного пути

00:26:27 [Вопрос]: «Просто вот извиняюсь, я пометочку сделала, чем обусловлен мой вопрос. Страх того, что... в христианстве есть такое понятие, что понятие Бога и второго [неразборчиво] сатаны, что это как бы отец лжи . И вот там идёт предупреждение такое, что лукавый , он будет человека пытаться [неразборчиво] с пути истинного сбить, так сказать, будут у человека препоны какие-то и чем более утонченная ложь, тем труднее распознать. Поэтому иногда даётся действительно информация истина и с такими вкраплениями какого-то лжеучения допустим. Вот это очень трудно дифференцировать».
[Рузов В.О.]: Вообще не трудно.
[Вопрос]: « То есть чем человек более развит, то тем утончённее ложь».

00:27:22 [Рузов В.О.]: Не трудно, нет, нет. Вот схему, которую я описал, невозможно в ней обманывать. Обман и суток не проживёт, понимаете. Ну как можно, посмотрите, какая схема отработанная, не нами созданная, понимаете. Нам кажется, что может быть обман, потому что мы мыслим в некотором состоянии непонимания того, что происходит. Но в действительности, в схему не может как-то вкрасться обман, потому что всегда какая-то схема развития несёт в себе совершенство. Что это значит? В совершенство не может ничего вкрасться. Просто мы не видим этого совершенства. Поэтому думаем, что нас можно обмануть. Поэтому как мы видим, как я говорил, в системе всегда есть личности, уже достигшие понимания совершенства. Поэтому как их можно обмануть? Невозможно обмануть. Нас может быть и можно. Но поэтому мы должны быть в окружении тех, кто видит больше нас, понимаете. В этом и идея пути, что когда мы идём с теми, кто уже достиг совершенства, с теми, кто пытается его достичь, с теми, кто находится на разных стадиях этого совершенства, нет никаких проблем, вы просто идёте и спрашиваете у всех встречных: «А правда говорят, что пиво очень полезно для детей?», понимаете. Очень просто проверить, понимаете. И вам тут же расскажут: «Да нет, не очень в принципе полезно. Кефир все-таки полезнее намного», понимаете. Тут же всё это прояснится.

00:29:08 То есть в самом пути нет проблем. Есть проблема в нежелании окружить себя теми, кто идёт по пути, вот и все. Проблема всегда в некоторой нашей надежде на то, что я пойму все сам. И вот это обязательно подводит нас к этому искушению, вот это искушение, вот эта прелесть. То есть как только человек думает, что я сам разберусь, мне больше никто не нужен, вот это значит, что он сошёл с пути, потому что у него нет шансов, вот тут вы правы. Поэтому чем мы и занимаемся, мы пытаемся обезопасить своё развитие всеми этими аспектами, которые я перечислил. В подлиннике это звучит так, три условия: гуру, садху, шастры, то есть учителя, последователи, трактаты, вот. Если вы посмотрите на любое более менее нормальное духовное движение, именно это присутствует, есть учителя, есть трактаты, есть последователи. Если вы чего-то не находите, не надо. Или оно явно притянутое за уши, значит лучше подумать, а надо ли это вообще или нет. Сразу будет какая-то трудность.

00:30:34 Поэтому тот, кто пытается как-то обмануть, ему нужно или написать трактат, ему нужно объявить себя великим учителем и ему нужно создать последователей, чтобы напудрить всем мозги, понимаете. Так появляются какие-то чудеса нашего времени, понимаете. Но в любом случае невозможно создать множество святых личностей, не получится. То есть схема должна приводить к выпуску, должны быть выпускники, то есть те, кто сдали госэкзамены. То есть должны быть святые и их должно быть много. А если, вот представьте, что на потоке учится 500 человек или сколько там сейчас поток, я не знаю, разные потоки, представьте. И вы спрашиваете у одного : «А с кем можно встретиться из тех, кто сдал ГОСы? » Ну говорит: «Ну в этом году никто не сдал. И в том никто» «А вообще кто-нибудь сдал?» «Ну один человек сдал, это наш ректор» Подозрительно, согласитесь. А поэтому все великие пути они изобилуют историями о святых, о святости, о жизни святых, жизнеописании святых, просто изобилуют, деться от них некуда, действительно истинные пути. А если путь и не путь вовсе, то там всегда какая-то такая эксцентричная личность, которая сама себя объявила, сама головой об стенку стукнулась и ей самой в голову пришло, что она теперь великий гуру, понимаете. Это как самому себе диплом распечатать. Поэтому он обычно один, у него все грустно, святых нет.

00:32:26 Большинство, если посмотреть на те же какие-то восточные отклонения именно так все. То есть это один бедный пытающийся вытянуть весь этот обман, который уже настолько истощился, что он уже просто при смерти находится, то есть очень все грустно. Обычно как только умирает такая личность все, никто даже не вспоминает, что было такое направление. Поэтому это называется апасампрадая, отмирающее движение, умирающее движение, никто даже не вспоминает, что это было, понимаете. Есть целые справочники таких движений, уже умерших давно, их миллионы. Каждый человек время от времени пытается вокруг себя создать какую-то массовку, каждый пытается стать главой компании какой-то, рубахой парнем. В развитии это приводит к тому, что человек сам пишет свой трактат, объявляет себя миссией и так далее, так все вот неинтересно проходит. Поэтому вы легко поймёте.

00:33:33 То есть невозможно обмануть трезво мыслящего человека, у никогда я не поверю. Если трезво мыслящий человек хотя бы один раз услышавший, я надеюсь вы это слышали много раз, во всяком случае я это стараюсь рассказывать, знаете, его никогда не обманешь, я голову даю на отсечение, что вас никогда не обманешь. Если вы это просто послушали хотя бы один раз, невозможно обмануть, понимаете. Потому что у человека есть сомнение по этому поводу. И будет дико подозрительно, если он хотя бы один раз понял саму идею пути. Поэтому путь защищён. Трактат защищён. В трактате даже одну букву убрать нельзя, трактат защищён санскритом, понимаете. Трактаты защищены языком, они составлены поэтически специально. Для чего вообще поэтические размеры? Не изменишь слово, попробуйте слово изменить в стихе так просто подобрать. Очень трудно подобрать слово. А представьте это философский стих. Как вы подберёте слово, чтобы изменить? Не подберёте. Окончания не исправите, понимаете, очень трудно, понимаете.

00:34:53 Поэтому все подсчитано, все известно, все выучено, все отработано. Все защищено, понимаете, идеально защищено. Путь идеально защищён. Почему мы сходим с пути? Это как я говорил желание эксперимента, хочется поэкспериментировать. Тут все понятно, работать надо, то есть путь, к сожалению, не обманывает. Поэтому путь говорит, что не будет он усыпан лепестками роз, понимаете. Будет много труда, то есть труден путь развития, нет в этом какой-то идеализированности. Это не просто только есть торт и пить лимонад. Нет, духовный путь - это работать над собой, факт, да. Но награда будет честная, это тоже я могу сразу сказать, понимаете. Победа обеспечена и награда будет честная.

00:35:58 Поэтому всегда нужно быть также аккуратным, когда нам обещают бесплатные пирожки, понимаете. Когда нам обещают что-то очень дешёвое. Духовный путь это не дешёвка, это саморабота, это работа над собой, никто не будет за нас над нами работать, никто, не смогу я ничего для вас сделать. Всё, что я могу сделать, это вдохновить вас на работу над собой и все. Я не могу за вас ничего сделать, Вячеслав Олегович не сможет сделать, ничего, понимаете. Всё, что я могу рассказать, это саму технологию работы над собой, вот и все, понимаете. Каждый должен сам взять и проделать ту же работу, что проделал я, понимаете. Ничего невозможно сделать, никакого чуда не будет. Невозможно прослушать лекцию Вячеслава Олеговича и стать Вячеславом Олеговичем, невозможно. Нет, нужно пройти те же 20 лет развития, те же, день за днем тех же испытаний от начала до конца. Просто я могу помочь, вот и все. У меня есть какой-то маленький опыт мой, моих лет развития, я могу помочь. То есть я сдал эти контрольные работы, понимаете. Вот могу помочь их тоже сдать, вот и все. Но я не буду их за вас делать, и никто не будет, понимаете, никто не будет.

00:37:15 Поэтому уход с пути это ожидание чуда, когда человеку говорят: «Прослушай семинар из 3 лекций и получи великое откровение. И ты будешь великим, у тебя все будет здорово» Знаете, каждый семинар примерно так называется, все. После нашего семинара все, все.

Последовательность и практичность

00:37:42 [Вопрос]: « [неразборчиво] это опять же вот параллель с христианством. Если в Ведах такая же ссылка, есть ли параллель такая, есть такое понятие в христианстве грех [неразборчиво], если я правильно формулирую. Когда уже человек достигает определённые уровни духовного роста и совершает грех, когда уже благодать там [неразборчиво] наступает, то есть человек [неразборчиво] осознанно, достигнув определённого духовного уровня все [неразборчиво], то есть у него уже нет как бы [неразборчиво]. Вот есть ли такая аналогия, параллель в Ведах, что-то подобное или здесь допускается, что мы можем экспериментировать, возвращаться обратно, бегать туда-сюда вот или все-таки здесь тоже есть какая-то планка?
[Рузов В.О.]: Честно говоря не очень понял.
[Вопрос]: «Не очень?»
[Рузов В.О.]: Не очень.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»

00:38:56 [Рузов В.О.]: Мне трудно понять, о чем идет речь, потому что на нашем уровне духовного развития это ещё слишком высокие материи. На нашем уровне развития нужно научиться избегать греха, вот задача на ближайшие 20 лет, просто избегать греха, телесного, умственного, понимаете, тонкого и грубого. Нужно пройти какие-то простые вещи. Когда сознание очистится, будут понятны более тонкие вещи, понимаете. Поэтому наш уровень - это уровень Бхагавад-гиты. Бхагавад-гита - это трактат для начинающих, это все мы.
[Вопрос]: « На этом уровне допускаются ошибки [неразборчиво]?»

00:39:52 [Рузов В.О.]: Они не допускаются, а наша жизнь состоит из одних ошибок, мы состоим из одних ошибок. И эти ошибки - это ошибки деятельности. То есть мы пока не то, что не встали на уровень размышлений о чем-то духовном, на уровень каких-то внутренних процессов, мы сейчас стоим на уровне грубого греха. То есть всё, что мы совершаем, оно не греховно, а не культурно, а в основном даже греховно. То есть мы просто даже не понимаем это отличие. Вот эти стихи мы разбирали, отличие позитивного действия от негативного действия, посмотрите 4 глава об этом говорит, да? Как отличить что делать-то, в конце концов? Поэтому сначала мы должны свою деятельность, свою внешнюю природу очистить. Когда внешняя природа очищается, тогда наша внутренняя природа начинает соображать, понимаете, то есть мы начинаем все понимать. Поэтому последовательность такова в йоге, что сначала идёт яма нияма - это принятие правил жизни и строгое следование правилам жизни. Поэтому пока мы не стоим твёрдо на правилах и ограничениях, пока мы точно не утвердились в культуре и в идеях чистоты вот этого поведенческого аспекта, то, что мы в этих последних лекциях и разбираем, сознание не будет понимать более тонкие моменты просто невозможно. То есть это как принцип, что надо утром встать сначала тело помыть, а потому уже думать над чем-то, то есть невозможно думать.

00:41:32 Поэтому трактаты последовательны и многие движения этим страдают. Они не акцентируют внимание на реальных этапах развития человека, но много говорят о возвышенных этапах, это называется ложный трансцендентализм или ложная духовность. Когда столько всего говорится о Боге, о том, о сём, но о том, что хотя бы нужно, так сказать, водки поменьше пить и хотя бы хоть какую-то ахимсу следовать хотя бы чуть-чуть, то есть об этом даже речь не идёт, даже не услышите. Более того, вам скажут, что это тебе не нужно и не думай об этом, то есть и не надо. Но с этого все начинается, то есть все начинается с чистоты. Чистота - это первый шаг. Пока не прошли первые два шага: это чистота, это принятие хорошего, хороших принципов поведения, отказ от плохих принципов поведения. Пока человек этого не сделал, его сознание не способно к дальнейшему, то есть дальше уже не пустят. Понимаете, в ресторан даже грязного человека не пустят, даже в ресторан не попадёшь, в самое грязное место в ресторан попасть невозможно, если грязный. Кажется наоборот, должны туда пускать. Но нет, не пускают, понимаете. Самое грязное место казино не пустят, если грязные придёте, понимаете, даже туда не пустят.

00:43:07 Поэтому чтобы наше сознание раскрылось, то есть когда грязь, все скукоживается, не замечали нет? Грязь все скукоживает, скукожено. Поэтому мы должны своим действием помыться, омыться, и тут же сознание расправится, все будет понятно, все будет легко, никакой сложности не будет. То есть необходима вот эта первичная чистота, то, что тут же делает все понятным. Как говорится, нельзя читать трактат, не вымыв руки, понимаете, такие простые вещи. Что будет? Проблема будет, мы не так все поймём. Ну тот же пример с едой - нельзя кушать, не помыв руки, почему? Толку не будет, будет просто расстройство желудка, понимаете. Так вот если в грязном состоянии трактат читать, тоже все не так поймёшь. Поэтому это всегда было святым действием трактат. То есть нужно прийти домой, помыться, сесть, успокоиться, взять книжечку, и в спокойном состоянии почитать, тогда все и поймёшь, понимаете, иначе не получится.

00:44:20 Поэтому последовательность есть некоторая. Поэтому идея развития быть практичным, то есть спрашивать о том, что в действительности сейчас нам мешает. А мешает нам сейчас поведение, реальное поведение, мы хулиганы, понимаете. Как в институте, чтобы хорошо учиться нужно хотя бы перестать хулиганить. Невозможно сидеть на уроке, кричать, хулиганить, пары прогуливать, невозможно выучиться, нужно хотя бы перестать хулиганить. Поэтому мы сейчас немножко хулиганим. Нужно так немножечко прийти в себя и все будет понятно, тут в общем-то все связано между собой. Разобрались? Мы об этом будем говорить, эти моменты я немножечко затрону.

Природа сознания

00:45:25 А сегодня мы должны разобрать два стиха, я сейчас быстренько их прочитаю, 23-24. 23 стих звучит так:

гата-сангасйа муктасйа
джнанавастхита-четасах
йаджнайачаратах карма
самаграм правилийате

Переводится так:
«Действия человека, который освободился от влияния гун материальной природы, утвердился в духовном знании и трудится только ради Меня, становятся целиком духовными, и все их последствия растворяются в Абсолюте».
И 24 стих:

брахмарпанам брахма хавир
брахмагнау брахмана хутам
брахмаива тена гантавйам
брахма-карма-самадхина

Переводится так:
«Человек, целиком погруженный в мысли обо Мне, непременно достигнет духовного царства, ибо он полностью отдаёт себя духовной деятельности, в которой и жертвенный огонь, и всё, что приносится в жертву, обладает одной и той же духовной природой, природой Абсолюта».

00:46:27 Такие стихи, видите, все о деятельности идёт речь. Сейчас я это объясню эти 2 стиха быстренько. Сознание имеет непостижимую природу, сознание имеет природу, которая позволяет перемещаться не только в пределах материального мира, но и может перемещаться, переноситься из мира материального в мир духовный. Сознание, мы говорили, пограничная энергия, может быть и там и здесь. И такой перенос сознания в духовную реальность называется освобождением. Для этого необходимо сосредоточить сознание на духовном. Чтобы перенестись в духовную реальность нужно на этом и сосредоточить сознание. То есть на чем мы сосредоточили своё сознание, там мы и находимся, легко понять. Если у нас зуб заболит, мы будем в зубе находиться, мы будем думать только о зубе. О, все, мы там будем, все наше сознание будет там, понимаете. Если я что-то увидел, я там уже в этом месте, я весь там, я уже не здесь, я там. Меня нужно окликнуть: эй, в себя приди, понимаете. А я там, сознание, может переноситься куда-то.

00:47:40 Для этого необходимо сосредоточить сознание на духовном, то есть осознать природу своей души, как мы сейчас правильно говорили. Поэтому всё, что он делает, он делает только для того, чтобы стать ближе к духовной реальности. Вот в этом стихе даётся это определение человека, вставшего как раз на путь. Он делает все, чтобы стать ближе к духовной реальности. Он чётко понимает, что нужно делать, чтобы стать ближе, а что не нужно делать, что отдаляет его. И такая деятельность, которая вся направлена на то, чтобы стать ближе к Истине, она перестаёт приносить материальные страдания, это состояние освобождения. Такая деятельность она не просто ведёт к цели, она ещё и перестаёт приносить материальные страдания. То есть деятельность ради духовных целей, ради самого Абсолюта называется ягьей или жертвоприношением. Сознание такого человека очищает не только его тело или его дом, оно способно очищать атмосферу целой планеты, говорится в этих стихах. Поэтому говорится, чем больше людей пребывают в возвышенном состоянии сознания, тем чище становится атмосфера этого мира.

Что такое духовное настроение?

00:49:01 И духовное настроение - это желание сделать что-то для распространения счастья. Вот это духовное настроение: мне хочется, чтобы счастья было больше, вот это настроение духа. И называется служение всем живым существам, служение всем, служение миру, особое настроение, особое явление. Это естественное настроение души, то есть фактически и есть настроение души. Как мы можем понять, что мы находимся на телесной платформе? Нам не хочется ничем делиться, то есть тело оно жадное по своей природе. И когда мы мыслим телесно, то есть наше тело главное, то в нас такая жадность проявляется, чего бы ради? Но когда мы встаём на путь духовного развития, у нас естественно появляется щедрость, один из признаков. Спрашивали о признаках этого, вот один из таких косвенных признаков, такой человек становится щедрым, он готов делиться. Он не просто готов делиться, а это его желание, желание делиться счастьем естественно.

00:50:14 Всё имеет какую-то цель, нужно понять такой момент. Карандаш создан, чтобы им писали, да? Цель должна быть какая-то. Что-то создано, есть какая-то цель. Карандаш создан, чтобы им писали. Тетрадка создана, чтобы в ней писали, да? Цель какая-то должна быть. Стакан, чтобы в него воду налили. Цель какая-то. Всё, что создано, имеет какое-то предназначение. Человек думает сейчас, что предназначение имеет только тот, кто должен был умереть, но почему-то остался жив, вот у него есть какая-то цель. Думает: «О да, наверное, у меня цель какая-то есть, что-то меня КАМАЗом не сбило», понимаете. «Наверное у меня есть какая-то цель». У всех есть цель. Предназначение имеют все, и предназначение как мы выясняли – это делиться счастьем.

00:51:07 Но счастье приходит только от соприкосновения с источником счастья, вот в чем духовная идея. И такой путь к счастью и называется духовным развитием, или путём к Богу. Как знаете, пусть будет грубое сравнение, но светильник может стать счастливым светильником, только если его включат в розетку, понимаете, грубо очень. Но не может сам человек стать счастливым. Человек может стать счастливым, только если он подойдёт к Богу вот и все, если он станет ближе к Богу. Вот насколько человек стал ближе к Богу, настолько он стал счастливее, понимаете, очень просто. Поэтому светильник, не включённый в розетку, это депрессивный светильник, светильник в депрессии. Вот и мы сейчас светильники, не включённые в розетку, то есть депрессивные. Поэтому легко узнать человека, который включился. Раньше знаете как наших людей ловили? Я расскажу.

00:52:08 Было время, когда гоняли за духовность. И милиции были даны распоряжения, ловить товарищей, которые в России занялись духовной практикой. Сказали: « Всех улыбающихся ловите. Всех, кто идёт и сильно улыбается, всех ловите, это точно они». И ловили, потому что не могли никак с собой ничего поделать. Довольный идёт человек, счастливый, улыбается постоянно. То есть он как-то включился. Знаете, может быть не на полную, но как регулятор такой постепенный, он уже подключился, реально включён в сеть. Даже шаг, один шаг уже что-то заработало. Как на утюге, да? Даже на одно деление пык, уже заработало, уже пш, уже греет, понимаете. Поэтому даже если человек не много делает, но он уже это чувствует и от него уже исходит и все уже дома боятся: что-то ты какой-то суетящийся подозрительно. Обычно думают, что наркотики человек начал употреблять, точно наркоман, понимаете.

00:53:18 У меня друга чуть в психушку не закрыли. Абсолютно, человек вообще в жизни не курил, не пил, он пошёл, так сказать, в армию сдаваться торжественно. Он до этого в монастыре лет 5 прожил, такой с самого детства товарищ был. И он когда пришёл, ему говорят: «О, все признаки больного человека» Говорит: «Какие?» Говорит: «Вы постоянно улыбаетесь и слишком молодо выглядите». Невозможно было объяснить, что он с детства не пьёт, не курит, ничего. То есть в этом возрасте уже страшные люди, они уже пропитые, уже прокуреннные, уже видели горе, понимаете. А он пришёл, такой вышел спокойный, счастливый, радостный и его чуть не закрыли, мы его еле-еле оттуда, там взятку пришлось давать. Он уже потом больше не пошёл, все, подозрительный человек, слишком молодо и радостно выглядит, как-то да, нехорошо.

Препятствия на духовном пути

00:54:21 Есть конкретная цель. Вот этот процесс подключения называется йогой, который мы разбираем. 4 глава тоже особый вид йоги. Кажется, что всё должно идти легко и здорово, но почему-то никто не срывается с места, не бежит заниматься духовной практикой, никто не бежит к духовной жизни. Что-то мешает, что-то останавливает. Есть препятствия, которые мы сами себе создаём, препятствия на духовном пути называются привязанностями. Привязанности - это препятствия на духовном пути. И мы сами завязали эти узлы, и теперь, запутавшись, сами и не можем их развязать, привязанности, очень интересное явление.

00:55:30 То есть каждый раз, когда я говорю себе, что ох, как я сейчас себя здорово чувствую, мне ничего больше не надо, все у меня здорово и все будет, так сказать, в этом мне больше ничего не нужно, в этот же момент завязывается здоровенный узел, который привязывает нас к тому материальному наслаждению, которое мы ощутили. Думаем: «Вот так бы только было и все нормально, вот так бы жизнь прожить и все будет хорошо». В этот момент мы завязываем узел своими руками: «А мне и так нормально» и мы завязываем этот узел. То есть привязанность приводит к тому, что мы заражаемся той энергией, которая исходит из объекта, к которому мы привязались. Сейчас я это объясню. Например, мы все привязаны к нашим телам. Но как мы выяснили, неумолимые явления, происходящие в теле, это старость и смерть. Поэтому привязавшись к своему собственному телу, мы начинаем испытывать что? Страх старости и смерти.

00:56:41 Если, например, нас привязать к собаке, мы очень скоро сами будем пахнуть, как псина, от нас будет вонять как от псины. Так и привязанность к любому материальному объекту заставляет нас пахнуть старостью и смертью, потому что любой материальный объект он этим обусловлен, он проходит эти этапы. Вот истинная причина всех депрессий. Депрессия – это запах материи, запах старости и смерти. Мы привязываемся к материальному и мы попадаем под влияние материального, под влияние старости и смерти. Соответственно, если мы привязываемся к объектам духовным, мы начинаем чем пахнуть? Духом начинаем пахнуть, такие духи интересные. И дух имеет три основных запаха. Состав этих духов, мы выяснили, достаточно прост. Всего три элемента, такая эзотерическая парфюмерия. Всего три элемента: вечность, знание и блаженство, очень хорошие духи, и мы начинаем пахнуть этим, как я сейчас говорил. То есть от человека начинает исходить вечность, знание и блаженство, оно начинает исходить, очень приятный запах, очень приятный запах, понимаете.

00:58:05 Я в городе в одном прочитал лекцию. И после лекции женщина одна ко мне подошла и говорит: «Знаете, я ничего не поняла, но в какой-то момент мне показалось, что я больше не умру» Говорит: «Приезжайте ещё. Я ничего не поняла, но в какой-то момент я забыла о смерти». А я говорю: «Дома просто читайте Бхагавад-гиту и будет этот страх проходить, все нормально будет» То есть люди чувствуют какой-то запах, вот запах духовности он идёт. Это запах вечности, запах знания, запах блаженства. Он тянет нас и когда мы этот запах можем различать, все, нас уже не обманешь. Мы говорили сегодня, как не ошибиться? Если мы почувствовали этот запах однажды, все, как можно сбиться, мы знаем этот запах вечности, знания и блаженства. Мы найдём его везде. Это запах жизни, запах молодости, запах любви. В нем все это. Может, парфюмерам уже пора что-нибудь такое создать?

00:59:11 Но нет в этом мире, к сожалению, такого парфюма. Это божественный запах, и он приходит только от прямого соприкосновения с аналогичным объектом. Только прямое соприкосновение даёт этот эффект. Поэтому пока мы не приблизились, не насытились этим запахом, будет ещё немного действовать этот материальный страх, страх старости и смерти. И духовная практика – это наука о завязывании духовных узелков. Материальные мы умеем завязывать, нам необходимо привязаться теперь к духовному, к тому, что будет действительно хорошо пахнуть, такое духовное макраме, надо научиться завязывать духовные узелки.

01:00:01 В чём ещё опасность материальных привязанностей? Эта опасность состоит в том, что привязанность уводит нас опять-таки с нашего пути. Как это происходит. Если мы к чему-то привязаны, нам приходится за этим идти, понимаете. Если мы привязаны к машине, мы будем бежать за машиной. Если кого-то привязать к машине, он будет бежать, никуда не деться. И не дай Бог за что-то движущееся зацепиться, самое страшное, да? Человек больше всего этого боится за что-нибудь движущееся зацепиться. Но мы уже за чем-то бежим, мы уже к чему-то привязаны. У меня отец однажды с машины прыгал в колхозе куда-то ездил и зацепился за какую-то проволоку и машина поехала, и он кольцом обручальным зацепился и он бежал долго за этим автомобилем, потом шрамы какие-то остались. И он больше перестал носить кольца после этого. И ему это так все запомнилось, что он даже мне потом говорил: кольца не носи, ничего не носи. Я говорю: «А что такое?» «Зацепишься» И так это было реализовано, то есть видно долго он бежал, что больше не носил никогда ничего. Но в действительности мы все сейчас привязаны к чему-то и зачем-то бежим. Очень опасная ситуация, просто не видим этого.

01:01:26 То есть любая материальная привязанность заставляет нас бросить свою цель и идти за собой, непонятно куда, непонятно зачем. Что может быть глупее и опаснее этого. Помните мама говорила: «Не ходи с незнакомыми людьми»? Так же мы идём за какими-то привязанностями. Что же теперь делать, осознав, что мы не просто привязаны, мы распяты фактически на своих собственных привязанностях? Мудрость говорит нам, что из всего можно извлечь благо. Теперь мы попробуем понять, какое благо мы можем извлечь в нашем случае. Все это называется особой йогой. Кто знает, как первая глава Бхагавад-гиты называется?
— [неразборчиво]
— Ага, а по-русски как? Йога чего?
— Разума.
— Нет. Кто вспомнит? Это было совсем недавно. Йога, третье слово Арджуны, а второе? Что там было с Арджуной? Йога отчаяния Арджуны называется первая глава. Вспомните и вернитесь на несколько месяцев назад. Чувствуете, как далеко осталась первая глава Бхагавад-гиты, а нам до 18 нужно дойти. Ну так держите как-то в голове.

Энергия отчаяния

01:02:54 Йога отчаяния называется, йога отчаяния. С этого начинается Бхагавад-гита, с йоги отчаяния, вот этого состояния беспомощности, понимания, что я сам привязал себя к самому дну этого материального мира, я сам всё это сделал своими руками. Я завязал свои узлы настолько тщательно, что теперь даже сам их не могу развязать, зубами не получается. Это отчаяние. И это одна из самых сильных материальных эмоций - отчаяние. Кажется все, самый низ, но в этом случае мы имеем дело с колоссальной энергией. Энергия отчаяния - колоссальная энергия, которая сосредотачивается прямо в нас самих. Соответственно и человек мудрый может воспользоваться этой силой, поэтому это одна из видов йоги, с этого и начинается в принципе йога, когда мы это понимаем. Колоссальная энергия даёт возможность сделать глобальный шаг в своём развитии, поэтому есть эта йога, йога отчаяния.

01:04:05 Отчаяние даёт возможность совершать чудеса. Вот столько историй на эту тему. Помню у нас столько было историй. И охотник у нас на верхушку дерева заскочил. 10 метров, он прыгнул сразу, он медведя увидел и запрыгнул. Потом никто его не мог снять и сам слезть не мог. И столько историй у нас было вообще. Отчаяние и запрыгнул, в телогрейке, в валенках, на 10 метров. Как там оказался, сам не знает. А помните мать, которая подняла автомобиль, который пытался наехать на её ребёнка. То есть чудо происходит. Когда человек в отчаянии, некоторое чудо начинает происходить. За бампер взяла и подняла машину, понимаете, пыталась наехать, да. Столько всего удивительного происходит в момент отчаяния, а значит если правильно направить это состояние, в духовное русло, мы можем порвать с глупостью, мы можем разорвать эти узлы, мы можем выбраться из этой ситуации, встать на путь духовного развития. Поэтому разумному человеку никогда не страшно, так как он понимает этот закон: он думает, чем отчаяннее ситуация, тем больший скачок в своём развитии он может совершить, он не боится этого, потому что больше сил будет, можно разорвать эти узлы привязанности.

01:05:33 И если человек не хочет использовать такой кризис для своего развития, он начинает искать оправдания своему нежеланию. Не хочет использовать кризис, ищет оправдания. Он начинает искать материальные способы выхода из кризиса. И конечно, ничего лучше греха придумать не может. Так приходит алкоголизм, наркомания, какой-то блуд. То есть человек действительно какое-то время чувствует облегчение, так как он немного расслабился, снял нагрузку своих привязанностей. Но то, как он это сделал, рождает ещё одну дополнительную привязанность. Если он снял это, так сказать, алкоголем, у него появилась привязанность к алкоголю, понимаете. Он пытался алкоголем снять эту нагрузку, а у него ещё одна дополнительная, ещё какая-то.

01:06:33 И тут мы вспоминаем закон решения материальных проблем. Это закон такой: когда материальные проблемы решаются материальными способами, то сами решения материальных проблем они приносят намного больше страданий, намного больше проблем, чем те проблемы, которые мы пытались решить. То есть сами решения приносят во много раз больше проблем, чем то, что мы пытались разрешить. Так и происходит, посмотрите. Как только мы начинаем материальным способом решать ситуацию, тут же все хуже становится, понимаете. Мы получаем ещё более тяжёлую ситуацию.

Для чего нужно терпение?

01:07:31 Тут важный момент есть, важный момент решения проблем. Важный момент состоит в том, если мы не видим возвышенного способа решения проблемы, то самым приемлемым будет выход - это терпеть эту проблему, вот это нужно понять, понимаете. Так как терпение хотя бы подготавливает нас к духовным методикам, терпение - это переходный период, понимаете. Если человек может терпеть, это говорит о том, что он созрел для духовной жизни. Вот это очень важно, так мы пытаемся отдохнуть от чего-то, как современный мир отдыхает, все поехали отдыхать друг от друга. Муж отдыхает от жены, жена от мужа. Решил отдохнуть, расслабиться, у всех потом проблемы. Устал от своей привязанности, от своей семьи, но метод, которым он расслабился, привёл к просто убийственным последствиям. То есть метод решения в тысячу раз хуже, чем сама ситуация. Поэтому если не можем найти высокий метод решения, лучше просто терпеть, это хотя бы даёт качество для духовного развития, это подготавливает нас, это такой важный момент.

01:08:59 И будучи в отчаянии, человек получает энтузиазм к поиску, отчаяние даёт энтузиазм к поиску. И такой человек обращается к объяснениям, которые даются в трактатах мудрецами, он ищет объяснения. Но зачастую, в чем тут проблема, мы сталкиваемся не с духовностью, а с современной философией. Вроде бы человек пошёл искать и вместо духовности он нашёл какую-то галиматью абсолютную. Ну такое факт происходит. Зайдите в магазин, попробуйте найти что-то духовное, одна галиматья. То есть и он сталкивается с этим философствованием. Что такое философствование? Мы говорили современная философствование, современная философия зачастую представляет из себя умение очень сложно объяснить простые идеи. Сейчас я объясню, как это получается. То есть чем более непонятно говорит человек, тем более понимающим его сегодня считают, понимаете как интересно. В этом парадокс, его тоже можно понять, этот парадокс, вот как появляется. В мире непонимания, где никто ничего не понимает, самым уважаемым считается самый непонятный человек, самый непонимающий. Так как мир непонимания, то самый непонятный считается самым уважаемым. Так интересно происходит.

01:10:30 Знаете, смотрел я один документальный фильм, про то, как подготавливали к каким-то философским то ли соревнованиям, то ли конкурсам, в общем подготавливали студентов, чтобы они выходили и зачитывали свои доклады. Такой обучающий был фильм. И мне запомнился момент, что студент выходил перед преподавателем и рассказывал ему, как он будет объяснять свою концепцию и преподаватель ему все время говорил: «Слишком просто говоришь, слишком просто говоришь, слишком просто говоришь. Сложнее давай, сложнее. Слишком просто говоришь» То есть вот это называется современная философия, сказать все посложнее. То есть учёный человек это тот, кто научился очень сложно говорить. Но может ли он объяснить, вот в чем вопрос. Объяснить может не каждый, далеко не каждый.

01:11:50 Как понять сложное? Как понять то, что сразу не увидишь? Для этого в этих стихах и даётся метод ягьи да или жертвоприношения. Некоторых пугает это слово, сейчас мы с ним ещё раз разберёмся. В этом нет ничего особенного. Жертвоприношение – это плата за то, что мы получаем. Когда мы платим за хлеб в магазине, это жертвоприношение, понимаете, просто термин такой жертвоприношение. Когда мы хлеб покупаем, это жертвоприношение в магазине, страшно нет? Не страшно. То есть для того, чтобы что-то получить, надо от чего-то отказаться, жертву совершить, пожертвовать что-то, отдать что-то, называется жертвоприношение, такой термин. Иногда он почему-то пугает, я не знаю почему. Но это плата за хлеб просто, расплата, все очень просто, карта виза. Так и для того, чтобы что-то понять, необходимо чем-то пожертвовать. В конце концов, тот, кто что-то берёт, но ничего не отдаёт, называется вором. В чём проблема воровства? В расплате? В расплате тоже, но самая главная проблема воровства состоит в том, что такой человек не может стать счастливым. Вор не может стать счастливым, по определению невозможно, понимаете.

С чего начинается духовный путь?

01:13:09 И духовный путь начинается с тренировки жертвенности или искусства отдавать. Иногда мы настолько жадные, что путь развития начинается очень добро по отношению к нам, потому что иногда у нас жадность колоссально развита. Поэтому путь развития очень добро к нам подходит и предлагает нам поучиться отдавать на самом плохом и ненужном. Вот отдай сначала самое плохое и ненужное. Мудрецы предлагают сначала отдать то, что явно вредит нам. Избавься от греха, отдай свою греховную деятельность, она явно вредит, факт, проверено, всем от неё плохо. Перестань совершать греховные поступки, научись отдавать все такое явно ненужное, давай потренируемся, увидь как это работает, понимаете, реальность.

01:14:00 Это приводит к постепенному очищению, так как хлеб, за который мы заплатили, уже не является ворованным, это чистый хлеб. Как человек чувствует, где взял, понимаете. Если ребёнок что-то домой притаскивает такое подозрительно дорогое, мама спрашивает: «Где взял?» Она не верит. «Подарили» «Не ври. Стащил. Неси назад», да? Грязная вещь, все. И также если мы за что-то заплатили, это чистое. Также и духовный путь, нужно что-то отдать, чтобы отчистить его, иначе путь материальным становится. Мы хотим это, так сказать, бесплатно все, украсть фактически, так происходит.

01:14:48 И затем мы увидим, что многие очень ценные идеи, к которым мы так привязаны в своей жизни, также являются причиной наших страданий. То есть пока мы не откажемся от грубого, мы не увидим, как нас мучает тонкое. Вот сейчас мы говорили до этого. То есть мы живём как спортсмены, которые одевают такие утяжелители. Кто-то занимался спортом? На руки, на ноги утяжелители одевают. Те, кто прыгают, бегают, они утяжелители одевают. И потом снимаешь легко. Мы похожи на таких спортсменов, которые забыли снять эти утяжелители и сами не понимаем, что происходит: что так тяжело. Но вот эти привязанности остались, эти утяжелители они на нас. Но мы к ним привыкли, то есть вот нормально, удобно, красиво. Настолько привыкли к тяжести, что не замечаем этого.

01:15:45 Поэтому умение расставаться с ненужным – это и есть одно из описаний духовного пути. Что может быть лучше, чем избавится от ненужного и оставить себе только полезное? Это духовный путь. Духовный путь - это когда остаётся только полезное, а ненужное убирается, то, что причиняет страдания, очень просто все. Поэтому жертвенность – это быстрый путь к счастью, так как мы прилагаем реальные усилия по избавлению от ненужного, мы сами избавляемся от этих глупостей. И под всем этим грузом, который давил на нас, вдруг оказывается наше любящее и знающее вечное сердце, душа. Оказывается вот оно просто завалено всеми этими ненужными вещами. И мешает всему этому жадность, как мы уже сегодня выяснили, причина страданий человека. То есть вообще духовный человек на первом этапе страдает, это внутренняя борьба, все её испытывают. Это некоторая неудовлетворённость на духовном пути в первые годы развития это как раз конфликт жадности с щедростью, он внутри идёт.

01:17:04 И кто победит? Тот, на чью сторону мы сами и встанем. То есть мы должны встать на сторону щедрости и помочь одержать ей победу в битве за собственное сердце. Если человек не может в этой битве победить, то он может бросить путь развития, уйти, значит, что победила жадность. И потом его можно узнать, что жадность в нём победила, понимаете. Он ходит потом и всех пугает: «О, был там, только все просят что-то. Все платно у них, , у них все за деньги. То дай, то дай» И они потом говорят всем : «Не ходи туда, у тебя квартиру отнимут», понимаете. Мы не отнимаем квартиры, сразу говорю, вообще ничего не отнимаем. Но так говорят, слышали, нет? Именно так говорят, вот я вам расскажу, понимаете. Все, жадность человека, она победила в его сердце и он не смог.... Но путь духовности - это путь отдачи, действительно, факт.

01:18:08 Квартиру всё равно отдавать не надо, она сама уйдёт в момент смерти, ничего не сможете сделать. Придут родственники и все, разделят, разменяют все, ничего не получится, сам принцип. Поэтому, осмыслив всё вышесказанное, мы сделаем вывод предварительный: то есть, если в сердце перестаёт жить зависть, человек довольствуется только тем, что приходит к нему естественным путём. Такое сердце считается предварительно чистым, и в нём поселяется духовность. Вопросики пожалуйста по этим стихам.

Ответы на вопросы

Как нужно решать проблемы?

01:19:02 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, можно два вопроса по теме? Вот допустим, на примере. Человек хочет денег, он в отчаянии. Просто выбирает материальный способ решения проблемы, идёт работать. Чем это плохой способ? [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Так, а что он решил, разве проблему? Ему больше не надо будет после этого работать?
[Вопрос]: « Ну он решит свои проблемы».
[Рузов В.О.]: Нет, что она больше не возникнет. Вот у вас нет 100 рублей. Вы пошли заработали 100 рублей, вы что, решили проблему? Значит больше тогда не работайте, если вы решили проблему. Нет, вы не решили проблему, она не решена. Попробуйте решить эту проблему, предложите мне. Материальный способ не решает проблему, он её увеличивает, понимаете. Потому что вы поработали, с этого начались какие-то долги там, вы кому-то должны, понимаете. Там что-то украли, на вас это списали, пока вы там свои 100 рублей заработывали.

01:20:17 [Вопрос]: «Ну да, там ..
[Рузов В.О.]: Да, там начинается, ботинки стёрлись, там то, сё, понимаете.
[Вопрос]: « Проблемы визникают»
[Рузов В.О.]: Да, то есть их больше в результате оказывается.
[Вопрос]: « Да»
[Рузов В.О.]: Поэтому человек привык так поступать, потому что это единственное, что он знает, понимаете.
[Вопрос]: « Ну как правило так делается».
[Рузов В.О.]: Да, поэтому и нормально, это их жизнь, какая проблема, человек так живёт, это его жизнь, он видит только такой путь, факт. Поэтому у него нет денег, он идёт работать. Поэтому разумный человек он обеспечивает себя работой на всю жизнь, это называется, вылетело все уже из головы, называется призванием. Он работает на постоянной основе, это закон. Человек должен трудиться, трудиться, чтобы исполнять требования своего тела, желания своего тела. И он довольствуется именно той суммой, которая приходит в результате честного труда. Помните мы говорили: мудрый человек не занимает, он довольствуется тем, что приходит к нему само, понимаете, не занимает, это мудрый человек.

01:21:25 То есть видите, у него нет чего-то, жадность его обуяла, да? И он какое решение находит? Занять, понимаете? Так как поработать ему лень должное количество времени, он не хочет ждать, потому что работать это долго, да? А работа это такая благость более менее, то есть нужно работать стабильно, каждый день, раз в месяц зарплата. Что это такое? Не интересно жить, правильно? Желаний так много, по телевизору столько всего показали интересного, понимаете. Каждый месяц новый гаджет, одно название меня пугает. Эти гаджеты, они уже весь мир замучили. То есть очень хитро придумали такие маленькие дешёвенькие вещи каждый месяц новые, понимаете. И все себе ходят, покупают, понимаете. То есть нужно что делать? Он пытается решать, да? То есть как? Больше поработать, да? Больше поработать и он дополнительно работает, эти деньги получает, но в результате что, какие минусы, а? Да, здоровье, отношения и все пошло поехало, то есть и все, ни сил, ничего, потом заболел, все лекарства всё равно на лечение ушли.

01:22:32 — И ещё должен остался.
— Остался должен. А если он не дай Бог занял, то соответственно пошли проценты, там не успел расплатиться, пятое десятое, вечно виноватый, понимаете. Все в два раза хуже. То есть он минимум в 2 раза больше отдаст. Вот попробуйте влезть кому-то в долги в банке там. Минимум отдашь в 2 раза больше, запросто, понимаете. Это они все говорят, что мы с вас вообще ничего не берём, понимаете. Те, кто говорит, что они вообще ничего не берут, они берут больше всех, сразу предупреждаю, дураков нет, понимаете. Поэтому человек так пытается решать, вот он забывает например этот, так сказать, более менее культурный способ решения - довольствоваться как мы говорили, да? То есть не завидовать. Помните вот эту связь последнюю? Не завидовать и довольствоваться тем, что приходит само собой, то есть в результате честного труда. Потому что, если человек завидует, он не сможет довольствоваться тем, что приходит само собой, просто не получится.

01:23:30 Поэтому чтобы довольствоваться тем, что приходит само собой, необходимо от зависти избавиться, понимаете. Вот так вот интересно. Поэтому, что он начинает делать? Он начинает от зависти избавляться, начинает духовно решать эту проблему. Почему я, почему я так волнуюсь по поводу денег, почему я все время занимаю, почему я все время в какие-то крайности бросаюсь, почему я все время кому-то должен, почему так? То есть материалист думает надо просто найти другую работу, более успешную или может украсть, в конце концов, или занять? А духовный человек думает: это же с жадностью нужно работать. Я просто жадный человек и завистливый, нужно что-то с этим делать. Может пойти какие-то подарки сделать людям? Может [неразборчиво] свою щедрость? Нонсенс, звучит как нонсенс в современном мире. Вместо того, чтобы пойти и стать ещё более успешным, нужно вдруг работать над своей жадностью. И более того, когда человек кому-то что-то отдаёт, говорится, то он должен быть благодарным тому человеку, который у него взял. Вот это называется щедрость.

Сознание определяет, что мы делаем

01:24:40 Щедрость - это когда человек, который отдаёт, он благодарен тому человеку, который у него все-таки взял. Чувствуете? А все остальное это не щедрость, все остальное это тоже жадность. Если человек что-то отдаёт и ждёт, что это ему будут благодарны, что он им дал, это не щедрость, это жадность, это эгоистичная жадность, такая знаете махровая жадность, изощрённая жадность. Поэтому часто человек в этом разочаровывается. Он пытается кому-то что-то дать, но он ждёт ответ, но он был не щедрым в этом случае, он был изощрённо жаден. Поэтому если идёте отдавать, учится духовно решать свои проблемы, делайте так, будьте очень благодарны тому, кто большое спасибо, что взяли, о, слава Богу. Вы это чувствовали иногда да, что какому-то человеку что-то хотите подарить и до конца не верится, что он это возьмёт. Да, и потом он взял: о, спасибо большое, вы взяли, понимаете.

01:25:37 Поэтому чему нас учит культура, давайте вспомним, простым вещам. Дарить подарки. Вот культура очень просто подходит к этой методике. Почему культура стоит на страже духовности? Потому что она тоже самое объясняет очень просто. Мы сейчас это очень сложно разобрали, но культура просто говорит: нужно всегда при любом случае дарить всем подарки и быть очень благодарным тем, кто этот подарок взял. Вот все, уже вот мы поговорили о чем-то более менее таком на порядок выше. Поэтому работать надо, никто не против, надо работать, но немножко с другим сознанием. Помните да, опять к этому вернёмся. Действовать нужно в материальном мире, но цели должны быть духовные. Поэтому работать надо, никто не против работы, нужно идти и заработать 100 рублей. Весь вопрос как, с каким сознанием, понимаете? Сознание все решает.

01:26:39 Даже когда человек преступление совершает, то все пытаются понять его сознание: ты чего это вообще сделал? Ты что думал-то? Я спрашиваю: ты чем думал? Все пытаются понять его сознание. Если он был действительно, скажем так, в более менее в каком-то сознании аффективном, могут дать там условно, бывает. Но если он осознанно пошёл на преступление, планировал, план на бумажке у него нашли, все, по полной программе, понимаете. Поэтому следите за сознанием. Сознание определяет, что мы делаем, зачем и как, в конце концов. Понимаете как интересно. Ага, ещё вопросики? Один ещё можно задать.

01:27:39 [Вопрос]: «Можно вопрос. Я вот сейчас Махабхарату пересматриваю и там Юдхиштхира говорит о том, что как-то пришли четверо людей, которые совершили убийство. И один из них был брахманом, другой был кшатрием, вайшьей и шудра, да. И как он решил? Он решил значит, Дурьедхана сказал всех убить. А он сказал, одного спросил: «Ты кто?» Он говорит: «Я шудра.» «Тебе 4 года. Вайшью 8 лет заключения. Кшатрию 16 лет да, а брахмана я не имею права судить, его должны судить мудрецы.» Вот это такой вот мудрый подход?»
[Рузов В.О.]: Да.
[Вопрос]: « Уровень сознания определяет степень вины?»
[Рузов В.О.]: Конечно, да, да, да.

01:28:35 Сознание определяет, что это был за поступок. Не поступок определяет, а сознание определяет, что это был за поступок. По самому поступку трудно понять каково сознание. Нужно с сознанием разобраться и тогда будет понятен поступок. Поэтому спрашиваю: зачем ты это сделал? Ребёнок разбил окно, что тут не понятного? Но его спрашивают: зачем ты это сделал? Заметили? Что тут спрашивать-то собственно говоря? Но все хотят узнать зачем. Потому что дело-то не в поступке, дело в сознании, над сознанием нужно работать. Если бы сознание было тут не причём, то его бы не спрашивали, взяли бы новое окно вставили и ему бы сразу порку устроили и все. Но всем интересно понять - зачем ты это сделал, понимаете? И нам даже интересно, и ему интересно, всем интересно, зачем? И тогда мы можем понять, что там внутри. Поэтому нужно делать себе такой внутренний анализ: зачем, почему, к чему это все, почему я это делаю, зачем я это делаю. Нужно постоянно это анализировать, давать себе отчёт, осознанность должна быть, зачем я всё это делаю. Разобрались? Хорошо, спасибо большое. Такие мы сейчас сложные темы проходим.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 26 December 2011
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 21 March 2014