Жертвоприношение

13 March 2010
Что такое жертвоприношение? Жертвоприношения и занятия йогой. Жертвоприношения для Бога. Жертвоприношение для ума и чувств. Служение прасаду. Жертвоприношение для ума и чувств - 2. Жертвоприношение для разума. Огненные жертвоприношения. Жертвоприношение домохозяев. Жертвоприношения для разных сословий. Жертвоприношения в трёх гунах природы. Воспитание детей. Ревность в семье.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:35:06 | качество: mp3 64kB/s 43 Mb | прослушано: 681 | скачано: 1973 | избрано: 36
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Что такое жертвоприношение?

00:00:00 Разберем, где описываются правила проведения жертвоприношения. Есть такие священные писания - брахманы. В них излагается история и эзотерическое значение мантры и жертвоприношений. Каждый человек должен знать, какой тип жертвоприношения он должен совершать. Если он не будет этого знать, то его деятельность, она будет лишена силы. Сознание пропитывает как бы нас на весь организм, т.е. человеческое тело, на разных уровнях. У всех по-разному. Например, человек, который имеет в основном всё своё сознание на уровне материального тела. То есть, его сознание, оно всё находится в теле, много очень сознания в теле, мало - в уме, в пране, в разуме. В основном, в теле.

00:01:04 Как такие люди выглядят? Очень много сознания в теле. Они очень заботятся о телесном комфорте. Очень заботятся о здоровье. Очень заботятся о том, чтоб тело выглядело хорошо. Они изучают, как оно выглядит. Пытаются понять это всё. Так? Сознания очень много в теле. Человек может просто игнорировать это, или нет? А что он должен делать? Он должен... Сознание бывает двух типов. Первый тип сознания – это сознание, которое находится под воздействием ложного эго. Второй тип сознания – это сознание, которое находится под воздействием истинного эго. Так? Что такое жертвоприношение? Это система мероприятий, которая позволяет человеку изменить направленность сознания.

00:02:04 Если сознание в основном находится в теле, телесное сознание, то есть сознание пропитывает тело больше, чем всё остальное, какой тип жертвоприношения надо порекомендовать такому человеку?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Воспевание мантры всеми. Мы это разобрали на прошлой лекции. Теперь мы говорим, что другие жертвоприношения также следует совершать.
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Потому что в Бхагавад-гите написано, что аскезы, пожертвования, жертвоприношения рекомендуется совершать всем, ибо они смягчают сердце. Поэтому у нас есть ещё другие виды жертвоприношения. Мы должны знать, какие виды жертвоприношения надо рекомендовать кому, каким людям, чтоб очистить их сердце.
[Из зала] [неразборчиво]

00:03:04 [Торсунов О.Г.] Нет, здоровье – это да, а богатство – это другое. Мы говорим о теле. Так? Аскеза для тела. Так, раз. Аскеза для тела - что это такое, в благости, аскеза для тела?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А? Ну-ка, давайте быстрее, вспоминайте.
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Самая главная аскеза для тела?
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] «Это всё для меня. Это всё для меня», - какое это жертвоприношение? «Это всё я делаю для себя», - какое это пожертвование, жертвоприношение? Это может быть пожертвованием, да. Но какое это жертвоприношение?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Это уже не тело.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Ну какая аскеза для тела. Вошли в храм - аскеза для тела сразу произошла. Какая?
[Из зала] [Неразборчиво]

00:04:01 [Торсунов О.Г.] Поклон. Телом же делается аскеза. Да? Жертвоприношение – это вот этот вот поклон, это является эзотерической вещью. Это жертвоприношение, которое имеет свои плоды. Гораздо выше, чем многие другие жертвоприношения. Дает плоды гораздо более высокие. Если человек кланяется... То есть, ложное эго, оно хочет, чтоб тело стояло. Сознание пропитывает тело. Ложное эго говорит: «Не кланяйся, встань в сторонку. Всё. Ты уже здесь был в храме сегодня. Зачем тебе ещё раз кланяться? Встань просто, зайди. Больше не надо кланяться. Кланяться больше не нужно. Один раз достаточно. Духовного учителя увидел, один раз покланялся и больше не надо. Зачем?»

00:05:03 [Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Тело говорит.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Телесное сознание говорит таким образом с нами на своем языке. Но мы должны преодолевать его устремления и кланяться как можно больше. Так? Духовному учителю, божествам, если есть божества. Это называется аскеза для тела, жертвоприношение. Другими словами, это тоже жертвоприношение. И это жертвоприношение, какие плоды оно дает?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Уменьшается влияние ложного эго на телесное сознание. Истинное эго начинает влиять. Если человек украшен влиянием истинного эго на тело, то как такой человек выглядит?

00:06:03 У него появляется смирение в теле. В теле смирение появляется. Так? Как первый признак того, что в теле смирение появилось? Как это можно узнать, есть смирение в теле у человека или нет? Ну?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Правильно. Не на боль, а на автобусный синдром. Синдром наступания на ногу. То есть, человек едет в автобусе, ему наступили на ногу. [смеется] Будет он рычать или нет? Если не рычит, значит он уже своими поклонами добился того, что его телесное сознание, оно из уровня ложного эго превратилось в истинное эго. То есть, истинное эго воздействует на тело больше, чем ложное. Понятно, да? То есть, тело становится духовным. Потому что истинное духовное тело имеет духовную природу.

00:07:04 Поэтому говорят: «Тело есть, но оно духовное». Вот у святых людей тело духовное. Допустим, как у Нароттама Даса Тхакура, как у него, как он тело оставил, знаете? Нароттам Дас Тхакур как тело оставил?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Он, его ученики обливали, и у него тело начало таять, и оно начало стекать. Молоко из него появилось, потому что его духовная форма, в духовном мире он варит молоко там всё время, по-моему. То есть, его тело превратилось в молоко. И ученики начали подставлять кувшины, и рука стекала в виде молока. Понятно? То есть, тело имеет духовную природу. Этот феномен наши материалисты объяснить не смогут. То есть, он весь растаял, другими словами. Так он ушел в другой мир.

00:08:04 Материалисты объяснить не смогут. Они даже не смогут поверить в это. Таким образом, он ходил как все люди. Его можно было потрогать, да? Но у него было духовное тело. Так? Нам трудно понять. Таким образом. Тело одухотворяется. Как оно одухотворяется? С помощью поклонов. Мы совершаем этот вид ягьи (жертвоприношения), мы кланяемся, поклоны в уме можно отдавать. Поклоны – это для начинающих форма жертвоприношения, или для кого?
[Из зала] Это уже, по-моему, для средних.
[Торсунов О.Г.] Для средних. А для начинающих, нет? Так вот. Я Вам могу сказать, что у Госвами Вриндавана, я не помню кто. Кто, помните, кто?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Рагхунатха Дас. У него было.

00:09:04 У него было правило совершать определённое число поклонов преданным каждый день. Сколько он совершил? А?
[Из зала] Две тысячи
[Торсунов О.Г.] Две тысячи поклонов каждый день. Зачем он делал поклоны? Это личность, осознавшая свою духовную природу. То есть, он уже знал свою духовную форму. Какой смысл ему делать поклоны, освобождаться от телесного сознания?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Что? Просто вот этот вид жертвоприношения – это очень возвышенная вещь. Тело одухотворяется само собой. Но поклоны – это вид жертвоприношения, который гораздо более высокую природу духовную имеет, чем мы думаем. Понятно, да? Вырабатывает смирение в человеке. Это очень серьезная вещь. Так вот.

Жертвоприношения и занятия йогой

00:10:03 Вот это эзотерическое значение, допустим, поклонов описывается в брахманах. Там рассказывается об этих всех вещах. Дальше эзотерическое значение: допустим, мы находимся, в основном, на уровне праны. Пранамая, сознание на уровне праны, допустим. Сознание на уровне праны - такой человек, как он выглядит? Ему нравится заниматься цигунами всякими, дыхательными упражнениями, ему нравится резвиться, ходить в баню. Там прана движется, хорошо становится. Ему нравится смеяться, бегать, прыгать. То есть, на уровне праны сознание находится. Так? Какое жертвоприношение можно порекомендовать ему, такому человеку?
[Из зала] Харинаму.
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] Харинаму.
[Торсунов О.Г.] Харинаму? Харинама – это серьезная вещь. Это всем рекомендуется.

00:11:05 Так. Конкретно вот тому, у кого много праны. пранаяма – это хорошо, да. Это жертвоприношение предназначено для прошлой эпохи. Вы совершенно правильно... Пранаяма. «Апани-джухвати-пранам-пранапана-татапаре». Да? [смеется] То есть, - «Выравниваем жизненный воздух. А тот, который движется снизу вверх, мы его останавливаем. Сверху вниз, снизу вверх тоже. Всё сосредотачиваем в центре». Да? Потом: «Жизненную энергию помещаем в макушку, ум помещаем в сердце, уводим его в разум. Сливаем его, разум помещаем в душу. Душу отправляем в макушку», и тю-тю! [смех в зале] Вот. То есть, смысл заключается в том, что это не для нас.

00:12:05 Мы не сможем. Ну, можете попробовать. На это требуется несколько тысяч лет, чтобы достичь этого успеха. То есть, они сидят... Это надо жить, как минимум, несколько тысяч лет. Это возможно было две эпохи назад. То есть, даже в прошлую эпоху это уже было невозможно. Итак, какие другие варианты кроме пранаямы?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Танцевать. Очень хорошо тоже.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Воспевать – это другое, я сказал. Это для всех. Воспевание Святых Имен – это ягья, которая для всех предназначена. Так. Танцевать. Да. Когда мы танцуем, что происходит? Движение праны, да?

Жертвоприношения для Бога

00:13:05 Но для кого прана двигается? Для кого мы танцуем?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А мы танцуем, на самом деле, для кого мы танцуем? Для преданных? Правильно? Показать, какое сари сегодня красивое. [смех в зале] Вот. Как, почему? Мы приходим зачем туда? Чтобы общаться с преданными? Мы приходим на службу, показываем, какое красивое сари. «Вот как я красиво руками могу поднимать. Как я ноги переставляю. Я научился. Этот танец преданных научился. Вот я ножку так ставлю. И ножку, вот, смотрите, как правильно это надо делать. Вот. Я намного грациознее всё это делаю. Я очень хорошо делаю, танцую. Иногда меня переполняет духовное чувство, и тогда я останавливаюсь. Я не могу уже двигаться. Потом я дальше продолжаю»

00:14:04 Это не ягья, не жертвоприношение. Это медитация на «Верховную Личность Меня». [смех в зале] Ясно, да? Жертвоприношение – это когда человек танцует для Бога. Он встаёт перед алтарем, и он думает: «Как хочет Бог, чтобы я танцевал?» Он изучает, он смотрит. Я так танцую - он смотрит, как божества на это реагируют. И он пытается отношения построить. Может, это воображение. Но, так или иначе, он танцует для Бога, он для него это всё делает. Он думает: «Как они будут реагировать? Им нравится, или нет, то, что я делаю?» Он танцует для Бога. Это жертвоприношение дает какие плоды? Сознание на уровне праны перестает находиться под воздействием ложного эго. Как это можно определить практически? Ну как практически можно это определить?

00:15:07 Ну давайте. Вы же сказали «на ногу наступить», там практически это, очень легко. Теперь с праной. Ну?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Не, ну как? Прана же, это вот. Причем тут возмущаются? Это совсем другое.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Так, это уже ближе. Ровно дышать начал. Так. Ну, Вы, наверное, не отгадаете. А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Вы не отгадаете. Точно. Человеку не хочется уже заниматься цигунами для себя. У него уже пропадает вкус заниматься пранаямой. У него пропадает вкус наслаждаться праной. Ложное эго же перестает действовать на прану. Начинает действовать истинное эго. У него появляется вкус танцевать перед божествами. У него такая пранаяма. Он не хочет уже, всё, ему не интересно заниматься всеми этими пранами.

00:16:06 Просто не интересно. Ему хочется танцевать перед божествами, чтобы что-то делать для божеств. Еще один способ ягьи для таких людей какой?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] ну, причём тут лекция? Движение праны - что мы, во время лекции танцуем? Парикрама, да? Чего, забыли? Парикрама! Мы же идем, двигаемся, да? Вот мы разок, Говинда Махарадж организовал парикраму разок, вокруг Говардхана, там 24 километра. Мы шли вечером, поздно вечером. Там, начали где-то после обеда и шли вечером. Так мы не шли, мы бежали 24 километра. Мы там танцевали, вот так кружились все кругом там это. И всю парикраму бегом, 24 километра. Представляете?

Жертвоприношение для ума и чувств

00:17:08 То есть, мы вот так вот круголями бежали. То есть, мы бежали не вперед, а иногда вперед. Вот. Иногда вперед, потом на месте танцуем. И всё время в танце, 24 километра вокруг всего Говардхана. Ясно, да? Вот, энергию девать некуда, да? Вот таким образом, вот это ягья. Ягья что такое? Кому мы поклонялись в движении? Свое движение мы предлагали Богу. Говардхан отмечен Верховной Личностью Бога. Движение мы предлагали Богу. И таким образом мы совершали ягью. Да? Понятно. Теперь сознание на уровне ума. Ложное эго пропитывает ум. У меня умственная платформа. Да? Допустим, я, всё моё сознание концентрируется в уме. Это значит, что я такой умствующий элемент. Да?

00:18:06 У меня такие иногда на лечение приходят, они меня замучивают вопросами. На умственной платформе когда человек находится, он во всём начинает сомневаться. Так как разум не утверждается в голове, он начинает сомневаться. И у него очень много, тысячи вопросов в голове, возможно. Но он не слушает. Когда ему отвечаешь, он не слушает. Он готовит следующий вопрос, когда отвечаешь. [смеется] Таким образом, что делать? Какой вид жертвоприношения?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Ну, ум причём тут?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Это уже разум. Ум.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] [Мауна]. Ответ мауна. Обет молчания.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Ну, правильно. Молодец! Правильно.
[Из зала] Смотреть на Бога.
[Торсунов О.Г.] Молодец! Смотреть на Бога - первое. Дальше?

00:19:06 [Из зала] Слушать
[Торсунов О.Г.] Слушать. Шраванам-киртанам
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Так. Ну как мы занимаем? Вот мы слушаем.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Нет, это уже Вы все чувства деятельности... Это не то. Слушанье, надо?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Так, вкушать прасад. Правильно. Дальше. Надо изучать, как это делать. Это жертвоприношение. Мы всё это делаем как жертвоприношение. Мы прасад вкушаем. А можем вкушать 20 лет Сознание Кришны. И на 21 год понять, что это жертвоприношение. Чем отличается человек, который кушает - который понимает, что это жертвоприношение от того, который не понимает? Как определить разницу?

00:20:08 [Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Наслаждаться. Наслаждается и тот, и другой.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] не хочет есть не прасад
[Торсунов О.Г.] Не хочет есть не прасад - первое отличие. Второе, следующее. Дальше. Более глубокое отличие ещё есть.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Молодец. Второе отличие: человек, который хочет, хочет служить Богу. То есть, он воспринимает прасад как жертвоприношение. Он, несмотря на то, что это уже прасад, он хочет сам, он хочет сам предложить ещё своему духовному учителю этот прасад. Чтобы не наслаждаться им, а чтобы дать поесть ещё духовному учителю, предлагать преданным также (он прежде, чем есть сам - в уме или вслух). Следующее отличие человека, который действительно совершает это жертвоприношение. Он ест не для себя.

00:21:13 Какое отличие следующее? Ну?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Ну прямо. не наслаждается. Это не наша философия. Дальше.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] О, молодец. Когда ест прасад, думает о Боге. Следующее отличие. Дальше ещё есть.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Что получит?
[Из зала] прополощет рот [смех в зале]
[Торсунов О.Г.] Рот прополощет? Тогда мы все чистые преданные.
[Из зала] [Неразборчиво]

00:22:08 [Торсунов О.Г.] Молодец. Не когда поест, а постоянно. Это тоже отличие. Человек не считает это своим. Надо понять. Вот это очень важно понять, что вот это вот очень глубокое отличие. Человек не считает пищу своей. Он когда ест, он искренне верит, что на самом деле ему просто повезло. Что ему это не принадлежит. И как отличить такого человека? Если ему меньше положили в тарелку, он этого не замечает. Просто он знает, что на самом деле ему просто повезло, что ему вообще прасад дали. Вот, и поэтому когда он вкушает, он чувствует очень большую благодарность за то, что ему дали предложенную Богу пищу. Там, в глубине, очень большая благодарность. Есть ещё другое отличие. Какое ещё отличие?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]

Служение прасаду

00:23:09 [Торсунов О.Г.] Служит прасаду - вот самое главное отличие. Человек начинает служить прасаду. Не «прасад служит мне», а он служит прасаду. Как человек служит прасаду? Это уже другой вопрос. Очень много всего. Человек не садится в грязной одежде - раз. Он служит прасаду. Дальше: человек во время вкушения прасада, он берет прасад руками. Не режет его ножом. Да? Там, он берет его руками. Так? Не перешагивает. То есть, он относится как к служению. Он служит прасаду. Следующий очень важный момент: человек, который служит прасаду, что он делает? В чем его отличие? Он во время вкушения очень сильно концентрируется. Вот это самое глубокое отличие.

00:24:07 Он во время еды не расслабляется, а концентрируется. Он хочет, хочет понять. То есть, во время еды что он делает? Он занят самоосознанием. Он хочет понять, где же тут вкус, божественный вкус? Он хочет понять, где же тут ключик. Хочет понять божественный вкус. Он когда ест, отличие заключается в том, что он ест очень сосредоточенно. Он концентрируется. Так? Не расслабляется, а концентрируется. И во время вкушения он делает это. Он ест ради уважения. Уважения и к окружающим, которые сидят вокруг него. Он делает это из чувства долга, уважения перед преданными.

00:25:09 И наслаждается именно этим, что он ест рядом с преданными. Он ест из уважения к прасаду. Наслаждается этим, что он ест прасад. Он из уважения к прасаду ест, а не из уважения к самому себе. Так? И когда такой человек вкушает, он выглядит совершенно иначе. Он очень тщательно пережёвывает пищу, служа прасаду. Потому что, представляете, допустим, Вам достался кусочек пищи из рук Господа Кришны. Маленький кусочек прямо из рук Господа Кришны. Допустим, Вам его дали. И Вы раз - его сразу в желудок. И всё. И что?

00:26:09 Ничего не сработает там, в одной извилине. Нет? Сработать должно. Что должно сработать? «Неправильно сделал». Да? Надо в рот положить, и почувствовать вкус, духовный вкус. Так? Таким образом, человек, который служит прасаду, он не сразу его проглатывает туда. А он жует его, пытаясь почувствовать духовный вкус. Он пытается прасад как бы понять, служит ему, самоосознанием занимается. Понятно, сколько отличий? Теперь давайте на себя посмотрим. Насколько мы, как мы там его вкушаем? Что мы делаем в это время?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] У него пропадает вкус во время вкушения прасада. Это ещё одно отличие. Он хочет служить прасаду, вкуса нет.

Жертвоприношение для ума и чувств - 2

00:27:09 Итак, когда у человека сознание на уровне ума, он должен занять чувства служением Богу. Тактильную чувствительность как мы занимаем служением Богу?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Хлопаем в ладоши – раз. Дальше. Ну, мы же не всю жизнь хлопаем в ладоши, не постоянно, не каждый день. Так? Что мы делаем каждый день?
[Из зала] Читаем.
[Торсунов О.Г.] Читаем джапу. Кого мы касаемся?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Мы Вриндадеви касаемся. Да? Что мы с ней там делаем во время джапы? Мы её усмиряем, да? Вот так берем джапу: тыщщщ! Да? Чтоб она там не запутывалась. [смех в зале]

00:28:13 Да? Мы её усмиряем. Да? Потом: мы её приучаем ко всем лишениям, тяготам и лишениям. Да? От службы Богу. То есть, мы берем её грязными руками, так как можно воспевать же Святые Имена в любом состоянии сознания, да? После туалета. Да? Мы берем после туалета осквернёнными руками. Да? Берем почему? Потому что можно ведь джапу воспевать в любом состоянии сознания. Так? Можно. Можно в туалете джапу воспевать, повторять Святые Имена?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Можно. Даже нужно. Можно в туалете? Можно. Можно после туалета в осквернённом состоянии, не помывшись вот джапу повторять, сразу как с постели встаешь можно? Даже нужно. Да.
[Из зала] [Неразборчиво] [смех в зале]
[Торсунов О.Г.] Да. Но вопрос заключается в том, нужно ли при этом Туласи брать?

00:29:11 Вот именно. Подумайте об этом, Господа, на досуге. То есть, мы тактильную чувствительность как занимаем служением? Мы служим Туласи во время джапы. Мы говорим: «У меня джапа что-то маленькая. То есть, кто кому служит - не понятно вообще. То ли я ей, то ли она мне? Она что-то маленькая, путается там между пальцами». Мы будем вообще, мы будем, допустим... У нас духовный учитель - мы будем там это, думать маленький он или большой? Мы просто ему служим. Шрила Прабхупада очень невысокого роста был, да? Мы об этом думали там? Думаем? Маленький он или большой? Нет. Вриндадеви - это кто? Это манджари. Да? Ближайшая спутница Господа. Так?

00:30:11 Если сейчас перед нами встанет ближайшая спутница Бога, что мы будем делать?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Мы даже не знаем, что мы будем делать. Мы будем, просто встанем вот так, рот откроем. И всё мы забудем, что надо делать. [смеется с залом] В это время. Вот она, пожалуйста: считается, что тело Туласи - вот это вот деревце. Оно неотлично от духовного тела. То есть, это духовное тело Вриндадеви. Это её духовное тело. Это не материальное тело. То есть, есть материя, да? Там дерево есть, древесина, всё там, есть материя. Но там находится внутри духовное тело. Оно проявлено. В Туласи проявлено духовное тело. Поэтому человек, который берет Туласи-четки, во время повторения Святого Имени он должен понять, что он служит четкам. А не четки служат ему.

00:31:13 Вот это и называется ягья. Вот это жертвоприношение и называется жертвоприношением с помощью тактильной чувствительности, которая дает что? Очищение уму. То есть, ложное эго в этот момент убегает из ума, когда человек так делает. Понимаете? Но мы должны начать поклоняться джапе, джапа-мале. Мы должны четко поклоняться начать. Иначе будет проблема, очень большая проблема у нас в жизни, если мы так не будем делать. Потому что мы столько оскорблений наделаем. Дальше... Вкушение прасада сказали. Смотреть на Господа. Как смотреть на Господа?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] снизу вверх. [смех в зале] Не сверху вниз [смех в зале] Вот так, да? Измерять Его.

00:32:10 Так. Какие ещё варианты?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Вы знаете, у меня в жизни был такой казус. Когда я пришёл только в Сознание Кришны, увидел божества, я смотрел на Господа целыми днями. Мне так нравилось смотреть на его лицо. Но потом доброжелатели сказали мне: «Почитай на самом деле Шримад Бхагаватам, как надо на Господа смотреть». Говорит, - «Ты должен смотреть только на стопы и не поднимать глаз». И 2 года я не поднимал глаз на Господа. Я ходил по храмам и смотрел только на стопы. Всё. И потом кто-то заметил и говорит: «А ты что?» А меня спросили: «Как тебе Божества, нравятся?» Я говорю: «Я не могу знать. Я смотрю только на стопы». Он говорит: «Ты что? Совсем что-ли с ума сошел?» [смеется] Я говорю: «Мне так сказали, научили».

00:33:09 Просто мы должны иметь немножко ума, чтобы понять, что это глупость. Это называется Аштанга йога. Это медитация. Медитация, которая вызывает в человеке смирение. Это возвышенный метод продвижения в духовной жизни. Но человек может заниматься этим методом. Но прежде всего он должен научиться смотреть на Бога. Надо как можно больше смотреть на божества: лицо и т.д. Просто смотреть на божества. Понимаете? Как можно больше смотреть. Как смотреть? С открытым сердцем. Чтобы понять это, надо понять такую вещь, что когда мы на божества смотрим, мы Бога не видим. Первое время мы Бога не видим. Не надо себя обманывать, тешить иллюзией какой-то.

00:34:10 Мы Бога не видим. Так? Что мы видим? Что мы видим? Что Бог видит нас. И поэтому когда мы видим, что Бог видит нас, мы должны думать об этом. Что он нас видит в это время. Мы должны об этом думать. И постепенно мы увидим, что мы видим Бога. Только когда ты начинаешь служить божествам в своем уме, тогда он начинает видеть, человек начинает видеть Бога в божествах. Как это проявляется? Первые признаки того, что человек начинает видеть Бога в божествах - как это проявляется?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] У человека появляется вкус. Он чувствует необыкновенную радость, глядя на божества. Он видит изменение их настроения. Да? В соответствии со своим настроением.

00:35:11 Он начинает... Они ему сниться начинают. Он начинает с ними общаться в уме как-то. То есть, не так, как там ему что-то сказали, а просто он чувствует, что божествам, наверное, не нравится, что я делаю вот так или так. Так у пуджари развивается постепенно вот это вот манаса-сева. Вот манаса-сева - это является самой главной ягьей, жертвоприношением для ума. Что такое манаса-сева? Все знают? Манаса-сева – это служение в уме. Рекомендуется для всех преданных. Не только для начинающих, но для всех преданных рекомендуется. Если Вы хотите продвигаться в духовной жизни. Когда Вы предлагаете прасад Господу, Вы предложите Ему ещё одно блюдо, которое приготовьте в уме по-быстрому.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Да, вкусное блюдо. Просто яблоко порежьте и предложите Ему в уме.

00:36:12 Или, допустим, манаса-сева – это служение Господу в уме. То есть, можно в уме отдавать поклоны Господу, преданным постоянно. Если тебе неудобно, допустим, кланяться. Вот здесь пришли, все кланяются, ты не кланяешься. Ты будешь кланяться? Неудобно. Но в уме можно всем покланяться. Это манаса-сева. Это самый возвышенный метод, как можно ум ввести в состояние благости. Без всяких проблем. Ум очистится от ложного эго таким образом. Понятно, да? Что такое манаса-сева? Это самый возвышенный способ жертвоприношения в уме. Теперь жертвоприношение, как очистить разум, эгоистический разум?
[Из зала] [Неразборчиво]

Жертвоприношение для разума

00:37:13 [Торсунов О.Г.] Так вот, есть такой стих. Дравья-ягья Что такое дравья-ягья? Это свои средства отдавать Богу. Тапо-ягья. Тапо-ягья - это что такое? Это жертвоприношение с помощью аскез. Это всё усиливает разум. Йога-ягья. Йога-ягья - это что такое? Это связь с Богом, жертвоприношение с помощью вот этой связи с Богом. «Йогаягья-татапари свадйайаджнана-йаджнашча». Свадйайа-ягья. Что такое Свадйайа-ягья? Свадйайа-ягья – это самый возвышенный метод принесения в жертву своего знания.

00:38:15 Человек приносит своё знание в жертву Богу. Как это можно знание в жертву Богу принести? Принесение знания в жертву означает, что «я ничего не хочу знать, кроме божественного знания. Я отдаю все своё другое знание. [смеется] Не волнует- только духовное знание я хочу знать». Свадйайа-ягья – это очень возвышенный метод очищения разума. Этому методу может следовать только человек, который принял отреченный образ жизни. Все остальные люди пытаются следовать просто гьяна-ягье. Да? Гьяна-ягья – это изучение духовной литературы. Свадйайа-ягья – это когда ты вообще знать ничего кроме Бога не хочешь. А гьяна-ягья – это когда ты изучаешь. Так?

00:39:12 Мы все изучаем священные писания. Мы гьяна-ягьей занимаемся. Поэтому самый возвышенный метод – это постепенно погружать разум в духовное и отстраняться от материального знания. Понимаете? Поменьше думать об этом. Всё это будет само собой. Стараться больше о духовном, больше духовного знания приобретать, самое возвышенное, самое возвышенное. Самый возвышенный метод жертвоприношения – свадйайа-ягья, из жертвоприношений разума. Это единственное жертвоприношение, свадйайа-ягья, которое очищает человеку карму. То есть, происходит сжигание кармы. Карма начинает гореть. В Бхагавад-гите говорится, что карма с помощью знания превращается в пепел.

00:40:17 У нас есть грехи в сердце. Когда мы совершаем свадйайа-ягью, они уже начинают сжигаться. Понятно, да? Все поняли, что такое свадйайа-ягья? Это когда человек отрекается от материального знания. Мы можем отречься настолько от материального знания, насколько оно нам не нужно в жизни. То есть, есть некоторое материальное знание, которое нам в жизни нужно для того, чтобы поддерживать семью, совершать какое-то служение Богу. Да? В материальном обществе, в обществе людей. Так? Мы не отрекаемся от этого. Мы отрекаемся от всего постороннего, лишнего в жизни, что нам мешает жить, что нас отвлекает. Праджалпа и сплетни, политика (под политикой понимается лицемерие - прим.ред) и все прочее. Мы отрекаемся от этого вида материального знания.

00:41:17 Так? И таким образом мы сжигаем карму свою плохую. Таким образом, брахманы описывают всё это, эзотерический смысл жертвоприношений. В фраутах описываются обязательно основные ведические ритуалы, такие как ежедневная агнихотра и большие публичные жертвоприношения. Надо понять такую вещь, что вот всё, что, что мы сейчас с Вами объясняли, описали, это жертвоприношения, которые касаются личной жизни. Но есть жертвоприношения, которые связаны с обществом. И такие жертвоприношения, они устанавливают личность как личность, преданную Господу в обществе.

Огненные жертвоприношения

00:42:20 И как личность устанавливается в обществе? Как личность, преданная Господу в обществе устанавливается? Раньше устанавливалась с помощью агнихотры. То есть, огненное жертвоприношение. Что такое огненное жертвоприношение? С кем ты свои отношения начинаешь строить? С Ягьей. Кто такой Ягья? Это имя Господа. Да? Он действует через кого? Через Агни, полубог огня. Да? Мы предлагаем Агни масло топленое. Это масло ни кто иной как Ягья, Верховная Личность Бога. Вот жертвоприношение когда совершается огненное, кто там на этом жертвоприношении присутствует?

00:43:19 Там присутствуют две личности. Первая личность – я, вторая... Или наоборот, первая личность – Ягья, вторая личность – я. Имеют ли духовную силу предметы, которые участвуют в жертвоприношении? Все они не отличны от Ягьи. То есть, это всё – это личность, Верховная Личность Бога. Всё: топлёное масло, которое мы льем в огонь – это Верховная Личность Бога, которая присутствует в форме этого масла. Дальше: предметы, которыми мы это всё делаем – это тоже Верховная Личность Бога, Сама воплотившаяся в этих предметах. Она входит, Бог входит в это время во все эти предметы. Он входит в масло, входит в предметы. Куда Он ещё входит?

00:44:13 Он в тело брахмана, который совершает жертвоприношение, входит. «Тело тоже мне уже не принадлежит». Когда человек совершает жертвоприношение, ему тело уже не принадлежит. Он не может ничего со своим телом делать. Он будет делать то, что положено делать. Таким образом, есть такой стих в Бхагавад-гите, что всё это имеет природу высшего Брахмана: «Брахмарпанам брахма хавир брахмагнау брахмана хутам». Да, знаете такой стих? То есть, там всё: огонь, личность эта и все предметы, которые участвуют, масло – всё это является божественной силой. Все обладает божественной силой. Для чего всё это нужно? Мы устанавливаем свои взаимоотношения с полубогами, с Верховной Личностью Бога.

00:45:17 Мы утверждаемся в обществе как личность, которая служит Богу. Потому что есть два типа личности утвердившихся. Первое – это те, кто разоряет жертвоприношение. [Смеется] Это демоны. Второе – это те, кто совершает. Да? Это божественные личности. Понимаете, если человек живёт в мире, то он совершает... Раньше в предыдущей эпохе совершались огненные жертвоприношения, дабы утвердиться как личность, которая служит Богу. Так? Потому что мы начинаем соприкасаться с Богом. И таким образом происходит сильное очищение сознания на всех уровнях. Когда человек духовное жертвоприношение совершает, сознание на всех уровнях очищается. Мы совершаем огненное жертвоприношение, или нет?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Фитилёк предлагаем. Да? Это тоже огненное жертвоприношение. Там масло присутствует. Да? В фитильке.

00:46:16 Масло присутствует, предмет, с помощью которого это делаем, присутствует. Мантра присутствует? Присутствует и т.д. Просто это упрощённое огненное жертвоприношение. Так? Фитилёк когда мы предлагаем, это упрощённое огненное жертвоприношение. Таким образом, вот эти все Ведические ритуалы предназначены для описания публичных жертвоприношений. В «грехи» объясняются ритуалы, предназначенные для домохозяев. Особое значение уделяется самскарам. Итак, вот что значит жертвоприношение домохозяев?

Жертвоприношение домохозяев

00:47:13 Есть ли отдельные жертвоприношения, которые должен совершать грихастха, то есть домохозяин - тот, кто живёт дома. Почему вот такая есть целая область священных писаний, которые уделяют этому очень большое внимание? Для чего это нужно?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Ну это само собой, что он поддерживает. Вот основная проблема в чём заключается?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Вот, вот. Это единственный ашрам, где допускается расслабиться. Да? Имеется возможность наслаждать чувства. Так? Грихастха ашрам - законно человек может наслаждаться. В остальных, если он отрёкся уже от семейной жизни, может он наслаждаться? Нет. Санньяси может? Нет. Брахмачари может? Нет. Только грихастха. Поэтому есть раздел жертвоприношений специально для семейного человека. Все эти жертвоприношения направлены на то, чтоб он от погружения в грехи отвлекся.

00:48:18 Например, жертвоприношение для того, чтобы рожать в духовном сознании детей. Так? Там есть несколько жертвоприношений. Первое жертвоприношение какое? Это подготовка к зачатию ребенка. Дальше, процесс самого зачатия. Дальше, это выращивание, то есть растить ребенка. Это тоже жертвоприношение. Рожать ребенка – тоже жертвоприношение. И человек, который освоил все это, ему некогда наслаждаться. [смеется] Он думает, как бы тут не нарушить все вот это вот, всё это жертвоприношение он боится нарушить для того, чтобы родить личность, которая будет обладать божественными качествами. Потому что когда он так всё правильно сделает, он о наслаждении даже не будет думать, ему некогда будет.

00:49:17 Но когда он так сделает, он как раз в этом сознании зачнет ребенка. Именно такой ребенок и родится. Какой ребенок? Который будет думать только о Боге всё время. Потому что именно в этом сознании человек зачинал ребенка, такое сознание и будет. Так? И это всё описано очень подробно, как человек должен медитировать, также во время зачатия ребенка и т.д. Это очень важно. Мы ничего не знаем этого. Ко мне как-то одна преданная подошла, кулачком по столу стукнула и сказала: «Я в Сознании Кришны ребенка зачинала. Посмотрите, на что он похож. [смеется с залом] Разве я такого хотела себе?» Там оболтус стоит полный. То есть, это означает, что не в Сознании Кришны зачинала.

00:50:15 То есть, можно считать, что ты в Сознании Кришны, но до Сознания Кришны ещё далеко. Надо изучать. Это очень важный момент для домохозяев. Некоторые домохозяева думают: «Мы далеки. Мы отречены от всего этого. Мы отречены». То есть, или брахмачари думают: «Я никогда не буду грихастхой. Поэтому мне не надо» Потом раз - и прижало, стал грихастхой. Но ничего не изучал. Это же ягья - как выбрать себе жену в Сознании Кришны? Как выбрать себе невесту в Сознании Кришны? Это ягья, жертвоприношение. Как это надо делать правильно? Надо сначала изучать, когда ты брахмачари, надо изучать, как это делать. Для чего? Для того, чтоб... Или если ты будешь санньяси, помогать своим ученикам правильно выбрать себе супругу. Или если ты не хочешь быть санньяси, отречённой личностью, то ты сам должен научиться правильно выбрать себе жену в Сознании Кришны. Зачем? Для того, чтобы прогрессировать в духовной жизни, чтобы удовлетворить Бога.

00:51:19 Как брахмачари чаще всего поступают? «Я уже отречен от всего материального. Меня это всё не волнует». Так? Раз меня это всё не волнует, значит я не думаю вообще о том, чтобы жениться, и всё, меня это не волнует. Потом когда планеты не так встали, как надо, за 2 недели раз - увидел какую-то матаджи, увидел: «Ааа»
[Из зала] Она!
[Торсунов О.Г.] И всё. «Даю тебе два часа. Я понял, я наконец понял, что мне надо сменить ашрам, даю тебе два часа на размышление». Всё. А себе он не дает ни секунды в этом случае. [смеется] Ну это же глупость. То есть, это жертвоприношение. Человек должен контролировать чувства, он должен как минимум год, допустим, изучать, как ему жениться.

00:52:23 Потом он должен ездить на всякие фестивали, изучать, как же это выглядит матаджи, которая чистая преданная. И вроде все чистые преданные с виду. [смеется] Ну вот это жертвоприношение. Это жертвоприношение. Домохозяева же, они делают всё для того, чтобы отвлечься от притягивающего влияния дома. Вот притягивающее влияние дома начинается с того момента, когда человек женился. Его засасывает, дом засасывает. Что надо делать? Надо жить среди преданных. Если по возможности. То есть, не всегда есть возможность там, допустим, чтобы преданные жили внутри дома. Но, по крайней мере, надо приглашать как можно больше преданных на прасад.

00:53:19 надо стараться больше вместе служением заниматься. Не только у себя дома заниматься чем-то или на работе, а с преданными как-то общаться больше. То есть, отвлекаться. Раздавать пищу, готовить пиры, приглашать на программы, организовать намахату и т.д. То есть, разрывать свой, незыблемость своего семейного очага. Разрывать вот эту гриху. Гриха что такое? Это погружение во внутреннее семейное сознание. «Моя хата с краю - ничего не знаю». [смеется с залом] Вот это надо разрывать, потому что это грихамедхи. Основное отличие заключается в том, что они ставят Бога в центр семьи, а не свои финансовые вопросы. То есть, грихастхи означает, что они служат, они живут в доме для Бога. У нас бытовало мнение некогда, что божества не надо заводить и алтарь не всем дома.

00:54:21 Не все вынесут, смогут понять как бы этот стандарт, даже просто алтарь. На самом деле, все грихастхи должны иметь сначала панча-таттву. А потом повышать стандарт постепенно и иметь божества. Обязательно. Все должны поклоняться дома божествам. Почему? Потому что в этом случае в центр жизни становится Бог. И тогда это грихастха ашрам, а не грихамедхи уже. Надо понять разницу. В Дхарма-сутрах объясняются обязанности, соответствующие системе варнашармы. То есть, нужны жертвоприношения, или нет? Всем членам варнашармы. У нас есть брахмачари, грихастхи, санньяси, ванапрастхи. Да? Также у нас есть шудры, вайшьи, кшатрии, брахманы.

Жертвоприношения для разных сословий

00:55:19 Все эти 4 вида сословий и классов общества, все они имеют свои жертвоприношения. Для шудры какое жертвоприношение, которое предназначено лично для него?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Это послушание. Жертвоприношение, он должен слушаться, воспитывать в себе смирение. Для вайшьи какое жертвоприношение? Защита коров. То есть, он жертвует своим делом. Он предпочитает заниматься больше коровами, нежели чем-то другим. Или пытается близко приблизиться к торговле, к благости. То есть, он связывает свою жизнь с коровами. Или он связывает с пищей свою жизнь, чтобы не просто зарабатывать деньги, а распространять прасад.

00:56:17 Он пытается приблизиться, или он распространяет книги, зарабатывает. То есть, он приближает свою жизнь к тому, чтобы зарабатывать деньги и одновременно совершать распространение духовного знания. Так? Максимально, насколько он может это сделать. В этом заключается жертвоприношение. Второй вид жертвоприношения вайшьи? Драгья-ягья – жертвовать собственность. Это его основное. То есть, это предназначено специально для него. Для кшатриев жертвоприношение какое? Для правителей, руководителей какое жертвоприношение? Для тех, кто руководит обществом? Какое жертвоприношение?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Правильно. Они должны следить, жертвоприношение, они само собой следят, это жертвоприношение. Они не просто следят за соблюдением законов. Они пытаются божественные законы утвердить в обществе. Так?

00:57:22 Законы Бога. Так? То есть, например, если есть какой-то закон, но он не вписывается в Веды, человек должен пытаться больше Ведическим правилам, утвердиться в Ведических законах в обществе. Понимаете? Есть руководители, которые не всегда следуют Ведическим нормам. Но это не жертвоприношение. Жертвоприношение означает, что человек утверждается в Ведических нормах, в руководстве людьми на предприятии. И для брахмана самое главное - это что?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Давать духовное знание. Правильно. То есть, самое главное – это давать знания людям.

00:58:16 Для кшатрия защита божественных доходов, защита божественных законов для вайшьи. Это дравья-ягья – раздача собственности. Для шудры это послушание возвышенным личностям, служение возвышенным личностям. Так? Теперь дальше пойдем. Для брахмачари какое жертвоприношение главное?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Послушание, служение гуру, служение своему духовному учителю - вот что самое главное для него. Для грихастхи самое главное жертвоприношение? Какое?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Совершенно верно. Служение божествам и служение другим ашрамам.

00:59:21 То есть, самое главное для них – это служить ашрамам всем, организовывать жизнь, поддерживать ашрамы другие и служить божествам, делать это всё в угоду божеств, которые стоят дома. Для ванапрастхи самое главное жертвоприношение?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Самое главное жертвоприношение для ванапрастхи – это утвердиться в отречённом образе жизни. То есть, он даёт обет своему духовному учителю в отречении от мирской жизни. И самое главное жертвоприношение для того, кто уже отрёкся, то есть санньяси?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Давать духовное знание другим. Правильно. Понятно? Разобрали всё это?

Жертвоприношения в трёх гунах природы

01:00:22 Таким образом, мы с Вами разобрали вот эти вот все различные виды жертвоприношений, которые кроме санкиртана-ягьи мы должны проводить с Вами. Теперь поговорим о жертвоприношениях в трёх гунах материальной природы. О жертвоприношениях благости - делаются из чувства долга.

01:01:19 Второе – совершаются в надлежащее время. Третье – в надлежащем месте. Четвертое – с достойными людьми. Да? Жертвоприношение в страсти совершается для того, чтобы получить что-то взамен; для того, чтобы насладиться плодами своего труда и делается неохотно, без особого желания. Да? Вот в благости всё понятно. Что касается страсти, здесь нужно пояснение. Допустим, можем мы совершать жертвоприношение наше повседневное, которое мы считаем жертвоприношением благости, мы можем их в страсти совершать? В основном, мы их совершаем в страсти. Допустим, поклон делаем. Зачем?

01:02:19 Чтобы все видели, какой я смиренный преданный. Вот если, допустим вот, пример. Вот все сейчас многие возразили в уме мне. Да? Сказали: «Да нет, я кланяюсь из чувства долга», - там и всё прочее. Многие возразили. Теперь вот смотрите, я Вам сейчас пример приведу очень простой. Вот, допустим, вот кто в храме жил - знает. Туласи стоит, Вриндадеви стоит, растение Туласи. Допустим, когда служба. Да? Все подходят, кланяются, капают водички. Потом Туласи стоит уже одна, мимо нее проходят, даже задевают иногда - не замечают вообще. То есть, это же показуха. Правильно? «Какой я возвышенный, какая я возвышенная личность, как я уважаю, как я ценю». И каждый с таким пафосом поливает Туласи. Да? А потом целый день бегает и даже не замечает.

01:03:21 В чём заключается тогда твоё правильное сознание во время жертвоприношения, вот этого вот проведения мероприятия поклонения Туласи? Понятно, да? Это в страсти считается. Это человек делает в страсти, а не в благости. Потому что он двуличный. То есть, он с одной стороны так делает, с другой стороны - так. Насчёт наслаждения плодами своего труда все знают. Во время приготовления прасада. Если человек к повару подходит и говорит: «Ты чего сегодня готовишь?» Ему надо ответить: «А какой первый должен быть вопрос?»
[Из зала] Для кого?
[Торсунов О.Г.] Да. Первый вопрос должен быть: «Для кого готовишь?»

01:04:18 Если он спросит: «Для кого готовишь?», ответ на второй вопрос сразу придёт. Как? «Вот для кого готовлю, у того и спроси, чего я готовлю. [смеется с залом] Что ты у меня спрашиваешь? Я просто слуга». Так? Можно так шутить. Но на самом деле, мы должны понять принцип. Принцип заключается в том, что мы на самом деле готовим не для себя. Хотя всегда мы готовим для себя. Мы должны научиться готовить не для себя. Мы готовим только для себя пока. В этом вся заключается проблема. Поэтому в гуне страсти всё это делаем. Хотя, Господь, Он принимает, несмотря ни на что. И мы кушаем прасад, как ни странно. Но всё зависит от того, какого уровня прасад мы кушаем. В этом проблема. И сделанный неохотно... Теперь кто из нас что-то охотно делает? Есть такие, нет? О, один человек нашелся. Это очень легко проверить. [Смех в зале]

01:05:23 Охотно человек делает, или неохотно? Как проверить? Какие будут мнения?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Отлично. Правильно. Попросить что-то сделать. Когда человек что-то делает из своего внутреннего чувства долга, это может быть задействовано ложное эго. Он самоутверждается; человек, может, самоутверждается, он может для себя делать охотно. Но когда если человека что-то попросят и он безукоризненно сразу охотно начинает что-то делать - это означает, что он преодолел вот эту проблему. Ясно, да? В противном случае, когда человек сам себе задание даёт и делает охотно, это ещё не значит, что он делает в благости. Понятно, да? И пожертвования в невежестве совершаются в нечистом месте, в неподходящее время

01:06:26 Совершаются с недостойными людьми, совершаются с оскорблениями достойных людей и без уважения к Священным Писаниям. Так? Теперь давайте вопросы Ваши. Тема разобрана, в принципе. Какие? Неужели всё понятно? Я сейчас тогда сам могу спросить сразу.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Что не понятно?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Ну, допустим, место не всегда определяется по тому, то это место или не то. Оно определяется по чистоте, в какой гуне находится. Допустим, нам надо проводить службу с утра.

01:07:19 Это жертвоприношение. Мы когда с утра проводим службу, в каком месте служба должна проводиться? В чистом. Так? Не в том месте, когда мы совершаем, когда в грязном месте проводим. То же самое. Когда мы совершаем жертвоприношение, готовим пищу для Бога, в каком месте мы должны совершать? В чистом. Так? Мантру мы в каком месте должны читать? В чистом. С достойными людьми что означает? Не вступать в чрезмерные отношения с теми, кто не служит Верховной Личности Бога. Так? Чрезмерно. То есть, по долгу службы можно, но чрезмерное отношение не надо - это уже жертвоприношение в гуне невежества. Тогда все твои остальные жертвоприношения они оскверняют. Ты совершаешь жертвоприношение, но нет чистоты сознания.

01:08:21 Если чрезмерное отношение. Что значит чрезмерное отношение? По твоей воле. Ты не по своей воле можешь общаться, по долгу службы. Но когда ты сам хочешь этого общения, ещё увеличить его - это уже значит, что ты в осквернённом состоянии будешь потом повторять Святые Имена Бога и т.д. Да?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Да, можно. Это уже другое. Это когда человек проповедует, говорится, что на самом деле этот человек уже становится преданным. Тот, кто слушает проповедь - это уже преданный. А тот, кто не слушает, Вы же ему не будете проповедовать. Правильно? Мы проповедуем тем, кто слушает. А кто не слушает, мы им не проповедуем. Или Вы проповедуете тем, кто не слушает? Это глупость, этого делать не надо. Надо если человек прислушивается, надо проповедовать. Когда он прислушивается, значит, что он уже стал преданным за это время, и он совершает преданное служение, слушая о духовном знании.

01:09:22 И относиться к таким точно так же, как к преданным.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Кришна не принимает прасад, если нет Туласи. Кришна не принимает прасад, если нет любви. Просто когда есть Туласи, любовь в любом случае будет. Потому что Туласи, она чистая преданная, она даст любовь своему Богу. И Бог в состоянии любви примет прасад вместе с Туласи, с цветочками туласи. Но надо понять такую вещь: даже если нет Туласи; у Вас нет возможности иметь Туласи, допустим... Это для божеств стандарт - предложение прасада с Туласи. Есть стандарт просто. И у человека нет такого стандарта - предлагать с Туласи. Он предлагает без Туласи. Но без чего нельзя предлагать? Без любви Богу нельзя предлагать прасад. Это оскорбление.

01:10:23 Ну, бхогу, в смысле. Так. Дальше. Какие вопросы есть? Или все понятно? А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Нет, нет. Все правильно. Вы сказали правильно, но ответ будет тоже очень простым. Вы любите своего ребенка? Да. Это любовь? Да. Это любовь. Хотя бы любите, предлагайте Богу с тем же чувством, как Вы любите своего ребенка. То есть, у человека развивается та раса, тот вкус, в каком сознании он находится, в каком теле он находится. Например, у женщин часто вкус супружеской любви, как к мужу к Богу может женщина относиться. Или как к своему ребенку.

01:11:21 И Вы в этом умонастроении можете или так, или так предлагать. В зависимости от того, какие отношения Вам будут ближе. То есть, Вы как своему лучшему, самому любимому ребенку предлагаете, допустим. Или как любимому мужу. А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Нет, у брахмачари тоже свои отношения. У них с Богом тоже есть, могут, у них же есть друзья, они испытывают вкус от дружеских отношений. Или отношения с духовным учителем. Они испытывают вкус от почитания духовного учителя. Точно так же они почитают Бога. Понимаете? То есть, в зависимости от типа тела. Человек может испытывать определённый вид любви в силу своей природы. Дети, допустим, они испытывают очень сильную любовь к своим родителям. Но взрослые люди, они не сильно испытывают любовь к своим родителям. Это уже утрачивается вкус, теряет свою силу. Может, не полностью, но теряет все равно.

01:12:25 Но зато у взрослых людей проявляется другой вкус – любовь к своим детям. И поэтому можно точно также поклоняться Богу, развивая тот тип вкуса, который у тебя есть. Так часто в Индии женщины делают, они к Богу относятся как к своему ребенку. Очень часто. Я много раз встречал. И они очень сильно продвигаются в этом. Или относятся к Богу с таким почтением, как к мужу. Точно также мужчины могут, тоже в зависимости от типа вкуса. Как к своему духовному учителю, допустим, с любовью. Просто если у нас... Я почему эти вопросы заостряю? Я Вам сейчас объясню. Вот, допустим, смотрите: я провожу службу своему духовному учителю. Я, помню, с ним встречался там, он меня накормил прасадом там и т.д.

01:13:24 То есть, он мне дал какую-то милость. И я это помню, у меня в сердце горит любовь к нему. Так? Я как бы это постоянно вспоминаю. И таким образом, у меня есть с ним какие-то отношения. Точно так же человек должен развивать отношения с Богом, когда он предлагает пищу. Должен то же самое вспоминать. Что на самом деле это Бог, это Верховная Личность Бога, представитель моего духовного учителя. То есть, мой духовный учитель как бы идет, несет в себе силу Бога. Это он как бы Его силу передает. И поэтому мне так хорошо с ним было. Точно также человек настраивается и таким образом он имеет личное отношение с Богом в это время. Понимаете? Очень важно это понять. Если мы не будем этого делать, просто: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, пять минут, без двух секунд, без одной...»

01:14:25 Всё. «Харе Кришна Харе Кришна...» [смеется] Снимаем прасад, предложено. «Ты почему опоздал? Почему через 6 минут привез? Что, кушать неохота? [смеется] Почему через 6 минут снимаешь? Или через восемь? Кушать неохота? Давай быстрее!» Всё. А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Ну я просто, я говорю так, чтобы Вы посмеялись. Вы же спите. [смех в зале] А Вы теперь будете смеяться, да? Ну, ладно. Хорошо. [смеется] Как будто Вы не знакомы с такими ситуациями. О том, что я сейчас говорю. По-моему, это у вседх бывает. Так? Что?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Ну хорошо: «Десять минут, без девяти секунд, без восьми секунд, без трех, без двух. На старт, внимание, марш. Харе Кришна, Харе Кришна...» [смеется] Всё. Глаза квадратные, какие тут отношения с Богом вообще?

Воспитание детей

01:15:25 Вот теперь представьте: Вы садите своего сына, даете ему тарелку и говорите: «За 10 минут чтобы поел». Он ест, Вы на часы смотрите. [смех в зале] «Без девяти секунд, без восьми секунд, без трех, без двух, без одной секунды. Стоп!» Всё, тарелку вырываете. Вы сами едите. Ну это же глупость. Так? Глупость или нет?
[Из зала] Да.
[Торсунов О.Г.] Какая тут любовь? Где тут любовь, любовное отношение где? Нету любовных отношений. Какие ещё вопросы?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Вот, хороший вопрос. Как воспитывать детей, которые не зачаты в Сознании Кришны?

01:16:21 Очень хорошо. Воспитывать, учитывая, что они не зачаты духовным путем, что они зачаты в нетрезвом виде или там ещё как-то. Надо это учитывать. Потому что не надо требовать от детей больше, чем они способны в этом случае. Надо понять их природу. Надо понять, на что они способны, и в соответствии с этим пытаться их двигать вперед. Это означает, что вот, допустим, это означает, что лоцман бывает опытный и бывает неопытный. Допустим, айсберг, плывет айсберг навстречу судну. Один лоцман оплывает его в соответствии с тем расстоянием, которое видно снаружи. Да? Вот, допустим, он 15 метров высотой, 15 метров гора плывет. И он оплывает его на 15 метров. Так? Неопытный.

01:17:22 А опытный оплывает на 3 километра. Почему? Потому что знает, что он может перевернуться, в момент переворачивания он опрокинет судно, потому что там в глубине очень большая внизу гора. Так? Точно так же ребенок. Надо понять принцип. Он заключается в том, что ребенок сказал: «Нет, я не хочу это делать». И всё. Это вот маленький айсберг. Мы думаем: «Та! Он ещё ребенок. Он не понимает, хочет он или нет». И мы начинаем его третировать. Надо понять, что за его простым детским словом кроется там непонятно какая карма огромная. И изменить как бы, человек дергается и видит, что изменить не так просто. И он начинает искать ошибки: в чем же он ошибался? Наверное, не вовремя за уши начинал тянуть его со всей силы, - он думает. Но на самом деле в чем заключается ошибка? Ошибка в тактике. Почему ошибка в тактике? Потому что ребенок на самом деле может быть ещё так далек от духовной жизни, от преданного служения, что его надо подводить даже ещё более мягко, чем, допустим, человек, которому ты проповедуешь на улице.

01:18:35 Может быть, надо ещё мягче с этим ребенком обращаться, чем с человеком, который на улице находится. Потому что неизвестно, сколько у него ещё дороги до Бога там не пройдено, если ты его в таком состоянии зачинал, не в самом лучшем. Если человек настроен таким образом, он не ошибется. Он пройдет с ребенком ровно тот путь, на который этот ребенок способен. И тогда он добьется какого-то определённого успеха. И ребенок ему будет очень благодарен. Если же человека тянуть за уши, какой толк? Мультик про Винни-Пуха смотрели? Когда он застрял в двери.

01:19:22 «Будем ждать». Вот! [смеется] Вот совершенно верно, никаких вариантов ведь больше нет. Надо просто подождать, пока у него немножко там не переварится, не пройдет. Таким образом, с ребенком вот тактика ожидания самая лучшая. То есть, надо быть очень аккуратными. Надо ему давать ровно столько, сколько он несет. И не надо думать, что он не несет, потому что мало на него нажимаем. Не надо. Так? Да? Вопросы.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Это говорится для мальчиков после 7 лет. Потому что в Ведическом обществе как бы ребенок означал мальчик. Потому что мужчины воспитывали только мальчиков.

01:20:25 Девочек воспитывали матери. В Ведическом обществе девочек воспитывали матери, поэтому Чанакья Пандит имел в виду мальчика. То есть, мальчик означает, что где-то до 5-7 лет ребёнок растёт, надо ему дать нежность, чтобы он почувствовал родительскую любовь. А потом, после 5-7 лет надо дать ему возможность понять, кто такой авторитет, что отец является авторитетом для него, чтобы он находился в варнашраме. То есть, ребёнок, который не ценит своих родителей, не считает их авторитетом, он выпадает из варнашрамы. Но палку здесь жалеть надо, то есть… В том случае не надо жалеть палку, когда, допустим, ребёнок меня обижает, я не должен бить его палкой. Я должен стараться воспользоваться другими способами: молчанием, допустим, не общаться с ним. Но если ребёнок, мой ребёнок обижает мою жену, допустим, его маму, тогда я могу и палкой воспользоваться.

01:21:29 Понимаете? То есть, это допустимое мероприятие, когда приходит вопрос, доходит до палки, то её жалеть не надо. Вопрос до палки может дойти в любой семье. Но! Как это делать - это уже тоже другой вопрос. Потому что если ты с ненавистью бьёшь ребёнка – это самое плохое, что только есть. Поэтому если человек действительно ведическим образом воспитан, он знает, как пользоваться палкой в воспитании ребёнка, но мы все не знаем. Поэтому часто даётся совет: бить детей не надо вообще. Часто даётся такой совет - вообще не надо бить детей, потому что мы не знаем, как это делать. Мы не знаем, что надо в сознании очень спокойном, с любовью это делать; чтобы ребёнок понял, что отец желает добра, допустим. Это не надо делать часто. С любовью как-то, да, это больно, но человек не злится.

01:22:25 Я не злюсь на сына, допустим. Сейчас общество настолько деградировало, что людям не советуют бить своих детей. Почему? Потому что независимость у ребёнка. А бить когда ребёнка хорошо? Когда он проявляет независимость только на какой-то маленький период времени. Ему щелкнул по ложному эго - по заднице, там же ложное эго находится. Он раз, и вышел из этого состояния, и всё, и на этом всё закончилось. Так? Просто выбил его из состояния эгоизма. Но сейчас мы находимся в такое время, что дети рождаются уже в состоянии глубочайшего эгоизма. Они не могут просто даже выходить из него, они не хотят ни для кого ничего делать, никому служить. Точно так же, когда женятся двое супругов, когда... Сейчас не Ведическое общество, то есть мы вышли уже из этой полосы ведической жизни. Это значит, что люди уже рождаются здесь, в этой местности, с отклонениями сознания.

01:23:25 Женщина не хочет уважать своего мужа, когда замуж выходит. Она не уважает его. Хотя это основа для её... Замуж выходить за человека, которого ты не уважаешь – это всё равно что повеситься раньше для ведической женщины было. Она должна уважать или просто не выходить замуж – одно из двух. Если она не уважает, значит нечего замуж выходить. Вот. Мужчина должен принять ответственность за женщину. Это значит, что она должна как бы его быть послушницей, то есть он ей даёт советы в жизни, она слушает его. Он должен сам быть серьёзным человеком. Или если он несерьёзный человек – он не должен жениться до тех пор, пока серьёзным не станет точно так же. Понимаете? Но это Ведическое общество. У людей такие принципы были в жизни. Они так считали, они так думали.

01:24:25 У них так шла жизнь. Но сейчас всё наоборот. Сейчас женщина берёт замуж мужчину. Допустим, я общался с семьёй преданных. Они пришли со мной проконсультироваться. Они сели, он молчит, она начинает говорить: «Я решила выйти замуж вот», - говорит. - «Как вы думаете, мне стоит иметь детей или нет?» Я посмотрел на мужа: «Так, думаю, ну ладно, Кали юга». Ну, и мы начали беседовать. То есть, смысл-то в чём заключается? Что она-то вообще должна молчать была и не сказать ни одного слова, даже глаз она не должна поднимать. Так? Потом, дальше она говорит: «Да он у меня, знаешь, какой вообще?»

01:25:27 При нём: «Он у меня такой... Безалаберный...» Или что-то в этом... [смех в зале] Ещё замуж не вышла! Так? Тот же Чанакья Пандит, или кто-то там, в ведической литературе я где-то встретил, что если жена в присутствии своего мужа говорит о нём хотя бы какой-то, вскрывает хотя бы какой-то его недостаток или вне присутствия его – это значит, что она самая падшая женщина, которая только существует. Дальше уже некуда деградировать.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Нет. Он должен тоже только лично жене говорить, а в обществе он не должен говорить ничего плохого о своей жене. Это и есть защита своей жены. Он говорит о ней, прославляет её хорошие качества. Мы не ведические.

Ревность в семье

01:26:26 Поэтому, так как мы не ведические, нечего своих детей обвинять. Пытаться на них, так сказать... Мы сами не ведические. Как мы себя ведём? Конечно, они будут непослушными. Конечно, они будут расти... Так как мы сами не соблюдаем правил.
[Из зала] Если, например, жизнь так получилась, что мы пришли уже в возрасте, когда уже замужем.
[Торсунов О.Г.] Так. Стоит ли перестать наказывать мужа?
[Из зала] Нет. Стоит ли ему подчиняться, если он, например, не идёт к Богу? Жена, стоит ли так смиренно слушать его, когда она...
[Торсунов О.Г.] Знаете, что такое двойственность? Двойственность - это когда человек спрашивает: «Мне можно ругаться? Вообще, можно ругаться? Или всегда говорить только... Или плясать, всегда плясать под чужую дудку?»

01:27:26 Такой вопрос задают, я говорю: «Вы можете делать замечания в смиренном состоянии ума и при этом не обязательно плясать под чужую дудку». Это означает что? Что значит подчиняться своему мужу? При чём тут преданное служение? Разве это пересекается одно с другим? Если вы занимаетесь преданным служением, разве это вам мешает подчиняться мужу? Если вы занимаетесь преданным служением, то это вам способствует подчиняться мужу, потому что в вас культивируется смирение в это время. Если вы становитесь смиренным человеком, вы естественным образом начинаете подчиняться мужу. Даже если он не преданный, но ведь он же ваш муж. Он взял на себя ответственность за вас, значит вы должны в чём-то ему подчиняться. В чём-то, [смех в зале] всего лишь в немногом. Да?

01:28:26 Надо понять, что вы можете не подчиниться только в том случае, если он мешает вам заниматься преданным служением. Но! Как вы это будете делать – это уже совсем другой вопрос. Смиренная женщина это делает так, что муж просто улыбается и говорит: «Ну ладно, хорошо». Это всё от женщины зависит. Как вы это будете делать? Если вы делаете согласно карме, то есть вы так не подчиняетесь ему, что он будет просто счастлив от такого неподчинения. Мужчина же может быть счастлив от неподчинения своей жены? Может. Если она не подчиняется так, что ему становится хорошо. Что, нет? Вы мотаете головой?
[Из зала] Я говорю, нет, я понимаю то, что...
[Торсунов О.Г.] Какой это высокий уровень, да? [смех в зале] Ложное эго то как женщине контролировать? Как женщина может контролировать ложное эго? Как?

01:29:25 Только с помощью подчинения своему мужу, потому что особенность женского характера заключается в том, что женщина искренне ведёт себя только в своей семье. Только со своим мужем она бывает самой собой. А в обществе всегда она просто играет какую-то роль. Она может играть роль смиренного человека или чистой преданной; или ещё как-то. Это всё просто роль. Но только с мужем она будет самим собой.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Почему муж ревнивый? Потому что вы его, мы его оскверняем. Мы оскверняем его сознание своими мыслями, своими поступками. То есть, муж становится ревнивым, потому что жена недостойно себя ведёт. В каких-то случаях, когда муж совсем демон, как, допустим, в случае Вриндадеви, Туласидеви, когда её муж был совсем демоном, но он её не ревновал, он видел, что она целомудренна. Он был полностью уверен в том, что она никогда...

01:30:36 [Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Значит, вы неправильно себя ведёте с ними. Например, женщина не должна улыбаться кроме мужа никому.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Просто дхарма у человека вспыхивает в сердце, и всё. Женщина не должна смотреть доверчиво ни на кого, кроме мужа. Она не должна говорить ласковые слова никому, кроме мужа. Она не в присутствии мужа не должна красиво наряжаться и краситься. Это ведический стандарт. А вы следуете этому всему? Если нет, то автоматически у него в сердце будет появляться неудовлетворенность. И это называется ревностью.

01:31:26 Но если... Хорошо, если жизнь такова, что вы не можете делать по-другому, то почему тогда вы имеете претензию на этот счёт?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Ну так не надо иметь претензию, вы поймите, что... Вот сначала научитесь вести себя идеально по отношению к нему, а потом имейте претензию. Вы увидите, что сердце его сразу обмякнет. А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Нет, нет. Точно, сердце его обмякнет, сразу. Ничего не поздно. А?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] А уважение тоже приходит точно так же, как айсберг, тает гора, тает ледяная. Точно так же приходит уважение постепенно. Просто сейчас слишком много неуважения. Вам кажется, что: «Ну когда оно, это уважение придёт?» Но оно придёт скоро. Надо просто начать. В вас нет веры, не хочется. Это уже...Это не ведический стиль.

01:32:25 О! Вот с этого надо начинать: «Я не ведическая». Вот с этого надо, не с мужа надо начинать. Не надо говорить: «Муж ревнивый». Нет. Надо говорить: «Я не ведическая, поэтому у меня муж ревнивый». Так в чём тогда вопрос?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] [смеется] Мы ничего не испортили. Просто у нас есть определённый груз греховных реакций. Если ты разочаровался в отношениях, это ничего не значит. Можно просто следовать дхарме. Например, женщина может служить своему мужу не только потому, что она его любит, но и просто из-за того, чтобы стать ведической женщиной. Она должна культивироваться в ведический стиль. В Ведах говорится, что женщина, которая не служит своему мужу, пускай она совершает служение Гуру там, и всё прочее. Но когда она не служит своему мужу, не пытается служить своему мужу, может так случиться, что все остальные виды служения не будут иметь силы. Потому что она всё это будет делать фальшиво, не настолько, не настолько искренне.

01:33:31 Просто она будет играть. Есть у Чанакьи Пандита утверждение, что женщина, когда она поклоняется своему мужу, она на самом деле стоит гораздо выше тех, которые в обществе занимаются много чем, но не поклоняются своему мужу. А женщина, которая не поклоняется своему мужу, не служит своему мужу, она - даже если она будет очень верующим человеком - может так случиться, что она отправится в ад. Ну, я не говорю, что это обязательно. Всё зависит от того, какой муж. Но тем не менее, надо понять принцип, что для женщины смирение начинается внутри семьи. А не где-то в другом месте. И уровень смирения можно определить по отношениям с мужем.

01:34:28 Насколько ты смиренный человек - надо посмотреть, как к тебе относится муж. Тогда будет сразу видно, насколько ты смиренный человек.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] О! Молодец! С этого мы все начинаем свою духовную жизнь. Да?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Так. Вопросов стало очень много. Значит, теперь рекламная кампания: я предлагаю вам послушать лекции по грихастха ашраму, которые я читал в Омске. На все эти вопросы там есть ответы. Ну ладно, Харе Кришна.
[Из зала] Спасибо.
[Торсунов О.Г.] Шри Шри Гаура Нитай ки джай! Шрила Прабхупада ки джай! Нитай Гаура премананде!
[Из зала] Джай! Харибол!

транскрибирование: Дарья Тумакова | 18 January 2012