Давайте всегда говорить о Кришне
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по «Шримад-Бхагаватам» Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, вторая песнь, глава первая, текст с первого по пятый. Прочитана 26 июня 1974 года в Мельбурне.
00:00:31 Шрила Прабхупада: — Шукадева Госвами, которого царь Парикшит принял своим духовным учителем, отвечает на вопрос царя: «В чём состоит обязанность человека, находящегося в преддверии смерти?» Парикшит Махарадж должен будет умереть через семь дней, его проклял мальчик-брахман на смерть через семь дней. Дело было в том, что царь охотился в лесу, а когда он устал, он зашёл в жилище одного мудреца и попросил его дать ему воды. Но мудрец был погружён в медитацию, и он его не услышал. Из-за того, что Парикшит Махарадж испытывал сильную жажду и голод, он увидел лежащую рядом мёртвую змею, и он поднял её и надел на шею медитирующего мудреца. Весть об этом донеслась до его сына, двенадцатилетнего сына, тот услышал, что его отца оскорбили, и тотчас же он проклял царя на то, что змея укусит его через неделю.
00:02:19 Хотя после того, как медитация отца закончилась, отец узнал об этом, он очень сожалел. Он сожалел о том, что прокляли такого великого царя, он очень, очень сожалел об этом. Но что уже можно было поделать: проклятие мальчика-брахмана должно было сбыться. Потому что в те дни даже просто по касте своей брахманы были очень сильны, обладали великой духовной силой. И когда Парикшиту Махараджу сообщили, что ему придётся умереть через семь дней, он принял это проклятие: «Да, я совершил ошибку, оскорбив этого мудреца». Хотя он мог бы и нейтрализовать это проклятие – он тоже был очень могущественным, но он не стал этого делать. Такова история.
00:03:15 Он сразу же оставил своё царство, семью, детей и направился на берег Ганги. Сел там и начал готовиться к неизбежной смерти, которая должна была наступить через семь дней. И поскольку он был императором мира, и он должен был умереть, эти новости разлетелись повсюду, и все великие люди, великие святые, даже полубоги – они тоже пришли повидаться с ним. И он спрашивал у всех: «В чём мой долг? Что я должен делать сейчас?» И тогда туда прибыл Шукадева Госвами. Шукадева Госвами был юношей, но он был парамахамсой. Его приняли в этом большом собрании, видя в нём великую душу, обладающую знанием. Хотя при этом присутствовал его отец, Вьясадева, все встали, даже его отец встал, чтобы поприветствовать его – он был такой великой душой. И затем ему предоставили место на возвышении, как это требует традиция. И он должен был давать советы Парикшиту Махараджу, который спрашивал: «Что же я должен делать?»
00:04:44 Но с самого начала своей жизни Парикшит Махарадж был преданным. Он сам был преданным. Преданным Господа Кришны. И он спросил: «Должен ли я посвятить себя сознанию Кришны?» Потому что он был преданным Кришны. И многие собравшиеся люди давали ему разные советы: «Махарадж, ты должен в момент смерти делать то-то и то-то, это, то…» Там было много великих личностей. Он был в замешательстве. Но он был преданным Кришны с самого начала своей жизни. И он спросил: «Не лучше ли сосредоточить свой ум на Кришне?» В этом был его вопрос.
00:05:42 В ответ на его вопрос Шукадева Госвами ответил: «Мой дорогой царь, варӣйа̄н эша те праш́нах̣, – нр̣па – царь, он обращается к царю, – мой дорогой царь, твой вопрос поистине славен. Потому что в ответ на твой вопрос, – он знал, – ответ заключается в «Шримад-Бхагаватам». Тот спросил о Кришне, и в качестве ответа Шукадева Госвами поведал весь «Шримад-Бхагаватам», восемнадцать тысяч стихов. И каждый стих, он настолько важен, что, если серьёзный ученик будет изучать каждый стих в отдельности, чтобы понять хотя бы один стих, ему потребуется целый месяц. А там восемнадцать тысяч таких стихов. Так что для того, чтобы серьёзно изучать «Шримад-Бхагаватам», на это потребуется восемнадцать тысяч месяцев. Восемнадцать тысяч месяцев – сколько это лет? Тысяча пятьсот лет (смех). Настолько это важная книга, «Шримад-Бхагаватам». И каждый стих – это новый стих. Это уникальный стих, это не повторение одной и той же темы. И всё очень глубоко продумано.
00:07:29 Каждый стих здесь – а̄тмавит-самматах̣ – одобрен всеми, кто постиг себя. Атмавит. Атма – значит душа, вит – тот, кто знает. То есть тот, кто полностью познал себя. Их называют атмавит. Обычно люди анатмавит, то есть они сознают своё тело. В общей массе едва ли можно найти сейчас человека, которого можно назвать атмавит, того, кто постиг себя. Все говорят: «Я тело. Я индиец, я американец, я канадец, я австралиец. Я белый, я чёрный, я брахман, я шудра. Я тело». Атмавит – значит «я душа». Ахам брахмасми, ведический афоризм. Если человек понимает: «Я не тело. Я вечная душа», – его называют атмавит. То есть он достиг освобождения. Он не отождествляет себя с телом.
00:08:54 Есть три уровня отождествления. Те, кто пребывает в дремучем невежестве, они как животные. Например, собака думает, что она тело. Собака не понимает, что она не тело, она душа. Она просто не способна понять это. Потому что она родилась в таком теле, она оказалась в ловушке этого тела, тела животного. И собаки не могут думать. То есть животные, кошки, собаки, они не знают, что они отличны от тела. Но в настоящий момент столько именитых учёных, профессоров, учителей – они относятся к той же категории, что и собака. Потому что собака думает: «Я тело». И эти великие люди тоже думают: «Я тело». И вследствие вот этих телесных представлений, на основе этих телесных представлений строится множество наций, великих наций. И всё построено на телесной концепции, а не на атмавит. Атмавит означает: «Я отличен от тела, я душа». Ахам брахмасми.
00:10:17 Итак, кр̣шн̣а-праш́нах̣, вопросы о Кришне. Понимание Кришны означает находиться на духовном уровне, атмавит. Это не материальный уровень. Что такое материальный уровень? Я тело, ты тело. Кришна тоже, как и мы. Люди думают, что у Кришны материальное тело, и что Он подобен нам. Аваджа̄нанти ма̄м̇ мӯд̣ха̄ [БГ 9.11]. Кришну не следует считать обычным человеком. Мы поклоняемся Кришне в этом храме не как обычному человеку. Но Кришна так добр, Он Верховная Личность Бога. Он больше величайшего, и при этом Он может стать мельче мельчайшего, в этом Его величие. Он может показать Арджуне вират-рупу, вселенскую форму, и в то же время Он может разговаривать с Арджуной как обычный его друг. Это Кришна. Вы читали «Бхагавад-гиту». Он разговаривал, находясь на колеснице. Он был другом Арджуны, но, когда возникла необходимость, Арджуна захотел увидеть вселенскую форму, и Кришна показал ему эту вселенскую форму. Гигантскую форму, которая включала в себя всё. Итак, Кришна – это Атма, Параматма и Бхагаван, и так же Брахман.
00:12:17 Итак, кр̣шн̣а-праш́нах̣. В Кришну входит всё: прошлое, настоящее, будущее; движущееся и неподвижное; большое, маленькое. Таково понимание Кришны. Что значит понять Кришну? Это означает прошлое, настоящее, будущее, маленькое, большое, движущееся, неподвижное – всё это понимание Кришны. Всё относится к одной из этой категорий. Всё должно быть либо в прошлом, либо в настоящем, либо в будущем. Итак, в Кришне находится и прошлое, и настоящее, и будущее. И движущееся, например, мы: животные, или люди, птицы, или насекомые, обитали вод. Мы движемся. Есть также неподвижные существа: холмы, камни, растения, трава. Они не двигаются, но мы движемся. Итак, мы существуем в прошлом, настоящем или будущем. Есть также очень большое, больше, чем самое большое, вся вселенная. Хотя у вас есть самолёты, вы не можете долететь до туда. Столько машин было придумано, механизмов, но люди не могут долететь даже до Луны, не говоря о других планетах. И для нас это что-то очень огромное. Когда мы говорим о вселенной, мы даже не можем представить себе её размеров. Учёные, они просто подсчитывают в световых годах. Но мы не можем достичь какой-либо планеты даже в этом материальном мире, что говорить о Кришне. Кришна находится в духовном мире. Мы не можем измерить даже длину и ширину этого материального мира. Наше знание настолько не совершенно и настолько скудно. Что мы можем понять о духовном мире! Материальный мир является проявлением одной четвёртой энергии Кришны, а три четверти энергии Кришны проявлены в духовном мире. Таково понимание, кто такой Кришна.
00:14:44 Поэтому, когда человек спрашивает о Кришне, он достоин прославления. Поэтому он говорит варӣйа̄н эша те праш́нах̣. Потому что ответ на этот вопрос будет включать в себя всё. И люди получат благо, лока-хитам̇. Обязанность святого человека – действовать на благо общей массы людей. Вот кто такой святой человек. О Госвами, о шад-госвами, говорится: [санскрит]. Шесть Госвами были великими учёными, в разных писаниях, вича̄ран̣аика-нипун̣ау. То есть они знали досконально разные писания, они были знатоками текстов. Так говорится о Госвами. Зачем им нужно было изучать столько писаний? Сад-дхарма. Точное значение слова дхарма – это предписанный долг. На английский это слово дхарма переводят как вера. Вера может смениться. Как, например, сегодня у меня такая вера, завтра я могу сменить её. В действительности же перевод слова дхарма – это не вера, это предписанный долг.
00:16:38 И каков же должен быть наш предписанный долг? Сад-дхарма. Сад – значит вечное. Наш предписанный долг. Сейчас я работаю как американец. Кто-то работает как индиец, или как немец, или как англичанин, или как семейный человек. У каждого есть какой-то предписанный долг, какие-то предписанные обязанности. Но этот предписанный долг, допустим, я работаю как американец, или европеец, или австралиец – это всё временно. Потому что тело временно. Я считаю себя телом, поэтому мой долг, так называемый долг, тоже временен. Как только телу приходит конец – начинается новая глава, то есть новые обязанности. Допустим, в этой жизни я человек, в следующей жизни я могу и не быть человеком. Журналистам не понравились эти мои слова (смех). Я сказал журналисту, что в следующей жизни вы можете стать животным, и он напечатал, что Свами может стать животным. Да, свами тоже может стать животным. Так называемый свами станет животным непременно (смех). То есть в этом нет ошибки. Но мы преданные. Мы не боимся того, что станем животными. Наше единственное желание – стать сознающими Кришну.
00:18:21 Итак, животные, коровы, телята – они сознают Кришну. Вы видели изображение Кришны. Так что нам лучше даже стать животным Кришны, в этом нет ничего плохого. Даже если мы станем животным Кришны – это тоже очень достойное рождение. Это не обычное рождение. Кришна обнимает Своих животных. Вы видели на картинах: Кришна обнимает их, коров, телят. Кришна всегда пасёт коров. Его называют пастушком. Стать животным Кришны – это великая, великая удача, это не обычно. Любой спутник Кришны, будь он пастушком, или телёнком, или коровой, или деревом Вриндавана, растением, цветком или водой – они все преданные Кришны. Им нравится служить Кришне в разных ролях. Кто-то служит Кришне как Его питомец, кто-то служит Кришне как фрукт или цветок, как дерево, как вода Ямуны, или как прекрасные пастухи и пастушки, или как отец Кришны, как мать Кришны. Кришна не безличен, у Него очень много тех, кто Его любит. И Кришна тоже их очень любит. Поэтому по-другому Кришну называют Пашу-пала, паш́у-па̄ла-пан̇каджа. Он заботится о животных. Ему нравится пасти коров, ухаживать за ними, сурабхи. Это коровы-сурабхи, не обычные коровы. Коровы-сурабхи. Таких коров можно доить сколько хочешь и брать у них сколько хочешь молока. Это сурабхи.
00:20:36 Поэтому Шукадева Госвами говорит: «Ты спросил о Кришне, это прекрасный вопрос». Разговоры о Кришне именуются кришна-катхой, темами о Кришне. Темы о Кришне, или наставления, данные Кришной – это «Бхагавад-гита». А темы о деяниях Кришны – это «Шримад-Бхагаватам». Так или иначе, давайте всегда говорить о Кришне. Такой должна быть жизнь людей в сознании Кришны. Это жизнь Кришны, поклонение Кришне в храме. Продавать книги Кришны – «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту», думать о Кришне, повторять Харе Кришна, есть кришна-прасад, идти на риск для Кришны, трудиться для Кришны или как Арджуна сражаться для Кришны. Ему не хотелось сражаться, но ради Кришны он сражался. Так что сражение ради Кришны, труд ради Кришны, мысли о Кришне. Если вы едите кришна-прасад, говорите о Кришне, читаете для Кришны… Кришна, Кришна, Кришна, Кришна. Это жизнь, это сознание Кришны. И это славная достойная жизнь.
00:22:10 Здесь говорится: [санскрит]. Парах̣ – значит высший совершенный. Вы слушаете «Шримад-Бхагаватам» о Кришне. Есть много тем для слушания. Например, в газетах вы слушаете о множестве разных новостей, но если вы слушаете что-нибудь о Кришне – это единственная совершенная тема. И сегодня утром во многих газетах опубликовали эту новость – лидер движения Кришны, движения Харе Кришна, то есть в газетах написали слово «Кришна». И люди читают. Это очищает атмосферу, заряжает её духовной энергией. Тысячи и миллионы людей прочтут: «Кришна». Хотят они того или не хотят – они будут читать «Кришна» (смех). И это принесёт им благо. Даже они если один раз произнесут слово «Кришна» — это принесёт им благо. Неважно, что там в газетах пишут. Нас это не интересует (смех). Просто потому, что они произнесут слово «Кришна» — это пойдёт на благо. И это пойдёт на пользу движению сознания Кришны.
00:23:49 Вопросы по лекции
Гопи-Кантха: — Шрила Прабхупада, какое благо получит человек, если он берёт «Шримад-Бхагаватам» на улице и даёт какое-то пожертвование, чтобы помогать печатать новые книги?
00:24:07 Шрила Прабхупада: — Я уже объяснил. Они будут читать, они увидят изображение Кришны, и они сразу же получат благо. Они спросят, что это нарисовано. Вы скажете: «Кришна». Они скажут: «Это Кришна?» С самого начала. С самой обложки они уже начнут получать благо. Потому что, если вы произносите слово «Кришна» — это обращается благом. И если он читает… Конечно, если он платит за книгу, он будет читать. Вы даёте возможность человеку узнать о Кришне. И их жизнь становится возвышенной.
00:24:47 Преданный: — Шрила Прабхупада, раньше вы говорили, что Кришна – это прошлое, настоящее и будущее?
Шрила Прабхупада: — Всё. Всё, о чём вы можете только подумать, Кришна включает в Себя всё. Без Кришны нет ничего, потому что возьмите всё, что угодно. Например, этот стол. Этот стол – он каменный. Этот камень – тоже Кришна. Мы читали в «Бхагавад-гите». Кришна говорит: «Эти пять физических материальных элементов: земля, вода, воздух, огонь, эфир; ум, разум и эго – это Мои отделённые энергии». Например, я говорю, моя речь записывается. И затем она будет проигрываться. Тот же звук моего голоса будет исходить. Это моя энергия. Но она отделена от меня. Меня здесь нет в записи, но тем не менее этот звук, он в точности повторяет мою речь. Потому что эти слова исходят из меня.
00:25:59 Аналогично, Кришна говорит: «Земля является эманацией Моей энергии». И поэтому… Камень – тоже земля, это другая форма земли. Поэтому это проявление энергии Кришны, поэтому это Кришна. Энергия и источник энергии – они неотличны друг от друга. Как, например, Солнце находится в девяноста трёх миллионах миль от вас. Но солнечный свет, как только он достигает вас, вы понимаете, что это такое – вот этот жар солнца, свет солнца. Сразу же понимаете. И это сознание Кришны.
00:26:45 Когда человек узнаёт о Кришне, чтобы он ни видел. Когда он видит камень – он также видит Кришну. Потому что он сразу вспоминает, что камень – это проявление энергии Кришны. И это сознание Кришны. Ничто не отличается от Кришны. Это сознание Кришны. Когда человек понимает, что всё является проявлением Кришны, энергией Кришны. Как, например, огонь находится где-то, но огонь демонстрирует свою энергию в форме света и тепла. Хотя огонь, он где-то далеко. Например, солнце далеко, очень далеко, но тем не менее, благодаря свету солнца и теплу солнца, энергия солнца распространяется по всей вселенной.
00:27:50 Аналогично, Кришна при помощи своих двух энергий: материальной и духовной – распространён повсюду. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Есть две энергии, как тепло и свет. Одна энергия – это духовная энергия, другая – материальная энергия. Материальная энергия является низшей энергией, а духовная энергия – высшая энергия. Что такое духовная энергия? Джива-бхута, живые существа. Живое существо выше, эта энергия высшая, потому что она управляет и повелевает низшей энергией, материей. Это всё очень научно, это не просто сентименты какие-то. Всё в сознании Кришны научно. Человеку необходимо просто иметь разум, чтобы понять это. Когда он это понимает, он увидит, что Кришна повсюду. Об этом сказано в «Чайтанья-Чаритамрите» [санскрит]. Когда продвинутый преданный видит что-то, он не видит некую формацию, он видит энергию. Очень продвинутый преданный, он не увидит даже камень. Он сразу же вспомнит о Кришне: «О, Кришна настолько могущественен, что Его энергия проявляется в камне!» Поэтому он не видит камень, он видит только Кришну. И это сознание Кришны. Это совершенство сознания Кришны.
Он повсюду видит Кришну. Ничего кроме Кришны. Это сознание Кришны.
00:29:51 Преданный: — Шрила Прабхупада, вы говорили о низшей энергии и о высшей энергии. Это две общие категории. А есть ли какие-то другие категории энергий, помимо этих двух. В частности, как мы можем понять Шримати Радхарани?
Шрила Прабхупада: — Она является духовной энергией.
Преданный: — Она джива-бхута или…
Шрила Прабхупада: — Нет, нет, нет. Она Кришна. Если всё Кришна, разве Радхарани не Кришна? Она Кришна. Она энергия наслаждения Кришны.
Преданный: — Она не джива?
00:30:26 Шрила Прабхупада: — Нет, нет, нет. Она Кришна. Кришна разделил Себя на Свою энергию и на Себя самого. Эта энергия, изначальная духовная энергия, это Радхарани. Об этом говорит Джива Госвами. Когда Кришна желает наслаждения, Он не может наслаждаться низшей энергией. Он не может согласиться на это. Поэтому та же высшая энергия, то есть Кришна, разделяется надвое. То есть это Радха и Кришна. И затем, когда они соединяются, это Чайтанья Махапрабху. Когда они разделены – это Радха и Кришна. Когда они соединяются – это Чайтанья. Анья – значит другая. Шри Кришна Чайтанья – это комбинация Радхи и Кришны. Когда они разделены на двоих – это Радха и Кришна. Таков смысл.
00:31:50 Таков вывод. Шри Чайтанья Махапрабху – это Радха и Кришна вместе. Но он играет роль Радхарани, чтобы понять Кришну. Это Чайтанья Махапрабху.
Ещё один вопрос.
Преданный: — Шрила Прабхупада, если Кришна повсюду, почему мы так подчёркиваем важность строгости жизни в атмосфере храма?
Шрила Прабхупада: — У вас есть глаза, чтобы увидеть Кришну повсюду?
Преданный: — Нет, Шрила Прабхупада.
Шрила Прабхупада: — Тогда вы должны уделять внимание храму. Если у вас есть глаза, чтобы увидеть Кришну повсюду, вам может быть и не нужно поклоняться в храме. Зачем вам пытаться подражать этому уровню? У вас нет ещё глаз, чтобы увидеть это.
00:32:40 Преданный: — Шрила Прабхупада, вы упомянули три состояния отождествления. Одно – это как животное, другие какие два?
Шрила Прабхупада: — Какие ещё два?
Преданный: — Одно – это когда мы отождествляем себя с телом, как животные. Вы сказали, что есть три состояния.
00:32:59 Шрила Прабхупада: — То есть отождествление с телом, с умом и отождествление с душой. Если человек невежественен – он как животное. Когда он продвигается, он становится философом. Но если он ещё дальше продвинулся, он становится преданным. Это три разные стадии. Как животное, как философ и как преданный. Когда вы думаете как преданный – это совершенство. Если вы думаете: я американец, я индиец – это уровень животного. Итак, согласно продвижению человека есть три ступени. Уровень животного, уровень ума и уровень души. Уровень души – это совершенный уровень.