Безумие материальной жизни
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:03Лекция по «Шримад-Бхагаватам», вторая песнь, первая глава, текст четвёртый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 7 ноября 1973 года в Дели, Индия.
00:00:22Преданный:— Перевод: «Люди, лишённые атма-таттвы, не задумываются над проблемами жизни, потому что слишком привязаны к таким ненадёжным воинам, как собственное тело, дети и жена. Несмотря на достаточный опыт, они не осознают неотвратимости смерти»
2.1.4]
00:00:43Шрила Прабхупада:— Да, здесь используют то же самое слово: апаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇[ШБ 2.1.2]. Те, кто слепы в отношении атма-таттвы, духовной науки, знания о вечной душе, эти слепцы, отождествляющие себя с телом, подобно кошкам и собакам, здесь приводится их описание. Они считают себя телом, я тело. Я американец, я индиец, я этот, я тот. Деха. И далее апатйа, дети. А также калатра, жена. Прежде всего человек отождествляет себя с дехой, с телом. Например, этот ребёнок. У него есть только одно представление: «Я — всё. Я — тело». Постепенно по мере того, как он подрастает, у него появляются половые желания, поэтому он начинает искать противоположный пол, калатра. Он ищет жену или подругу, или парня. Калатра-а̄ди. Сначала образуется центр, калатра, затем а̄тма-саинйешу. Наши привязанности к материальному миру усиливаются. Материальный мир вертится вокруг сексуального желания. В любом социуме, даже в обществе кошек и собак, в обществе птиц и так далее, куда бы вы ни отправились, даже среди обитателей вод, среди насекомых, мух, муравьёв — повсюду вы увидите сексуальное влечение. Это ади-раса. Все пытаются получить какой-то вкус. И это начало вкуса.
00:03:40У нас есть естественное влечение. Материальный мир основан на этом влечении к сексуальной жизни. И когда представители противоположных полов соединяются, законно или не законно, они соединяются, потому что это неизбежно, влечение есть. Но у людей, человеческой цивилизации, есть какие-то законы, в отличии от животных. Например, на улице собаки совокупляются, наслаждаясь. В человеческом обществе такие половые утехи, хотя это уже происходит в западных странах, я видел это. В публичных местах, на пляже, они не обращают на окружающих внимания, они ведут себя как кошки и собаки, никакой человеческой культуры.
00:04:55Итак, в отношении человеческой цивилизации есть определённые ограничения. Есть уступки в виде семейной жизни. Это цивилизованная форма существования. Но действие само по себе то же самое, хотя и цивилизованное. Но цивилизованная это форма или не цивилизованная, как только происходит сексуальная связь, влечение к материальному миру тут же в сотню раз усиливается. Если человек живёт один, влечение не такое сильное. Но когда мужчина и женщина соединяются, это влечение становится очень сильным. Потому что, чтобы содержать жену, необходима отдельная комната, отдельная квартира, гриха. Это называется грихой. Поэтому таких людей называют грихастхами, теми, кто живёт в грихе, в доме. Все живут в доме, мы тоже живём в доме, в этом храме, но грихастха — это тот, кто живёт с женой в доме. Грихастха — это не тот, кто живёт в комнате или в доме, но это тот, кто живёт с женой, грихини.
00:06:23Итак, если у нас есть жена, нам нужна квартира, или комната, или дом, в соответствии с нашим положением. И так же нам необходима какая-то земля, для того чтобы производить пищу. Сейчас людям уже не нужна земля, им нужно что-то другое. Какой-то рабский труд, деятельность на заводе. Но раньше у людей был надел земли, чтобы выращивать пищу, кшетра. Гриха, кшетра, затем после заключения брака появляются дети, сута. Затем появляются также друзья, родственники. Сута апта. Затем витта, деньги. Это центр всего. Итак, как только мужчина сходится с женщиной, всё это требуется сразу же.
00:07:24Гр̣ха-кшетра-сута̄пта-витта[ШБ 5.5.8]. Таким образом привязанность к этому материальному миру усиливается. Моха — значит иллюзия. Что такое иллюзия? Я — тело, и я принадлежу этому материальному миру. Это моё общество, это моя страна, это моя жена, это мои дети. Это иллюзия. Почему иллюзия? Потому что это иллюзорно. Никто не является вашей женой, никто не является вашими детьми. Живые существа собираются вместе на волнах времени. Например, на волнах реки мы видим множество травинок, они скапливаются вместе, затем волны снова разделяют их. Одна травинка уплывает в одну сторону, другая — в другую. Таково положение. Вследствие нашей карма-пхалы, действий и последствий нашей кармы, мы искусственным образом собираемся здесь в форме семьи, общества, страны, общины, нации. Через несколько лет волны времени разделяют нас. Вы отправляетесь в одно место, вы в другое, вы в третье.
00:08:50Поэтому здесь сказано: деха̄патйа-калатра. Те, кто слепы, те, кто не познали себя, такие люди — апаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇. Дело в том, что человек, жизнь человека предназначена для атма-таттвы. Наша жизнь предназначена для постижения себя. Но люди утратили всякий разум. Они думают, рассуждают как кошки и собаки: я тело, я американец, я индиец, я брахман, я шудра. Они тратят всё своё время и силы на это. Как кошки с собаками рассуждают: я собака, я кошка, я тигр, я бык, я это, я то. Итак, человеческое общество уподобилось таким кошкам и собакам. Приобрело ту же психологию отождествления себя с телом. Потому что у них нет знания о себе.
00:10:01«Бхагавад-гита»начинается с самопознания. Асмин дехе[БГ 2.13]. В теле пребывает дехи– истинный владелец тела. Итак, такие людиапаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇, они только и делают, что занимаются всем этим: телом, детьми, женой, отношениями. Деха̄патйа-калатра̄дишу. При помощи калатры мы увеличиваем наше существование. Стри– значит то, что расширяет. Стри. Когда человек женится, жена расширяет его отношение. Как только у меня появляется стри, у меня появляется тесть и отношения с другой семьёй. Семьи сходятся вместе и появляются дети. И так наши отношения увеличиваются. Это мой шурин, это мой тесть. Это мой отец, это брат, это брат брата, это отец тестя. И Арджунадумал: «Как я могу убивать их? Они все мои родственники». Подобно обычному человеку, Арджуна играл роль обычного человека. Он рассуждал: «Это мой шурин, это мой брат, это мой племянник. Это мой тесть, это мой дед. Как я могу их убивать?» Но они будут убиты. Никто не может их защитить.
00:11:47Но мы паш́йанн апи на паш́йати. У меня был отец. Он был убит, он ушёл, он умер. Я тоже умру и уйду, и мой сын тоже умрёт и уйдёт. Почему же мы зависим от того, что умрёт и уйдёт? Никто не выживет, никто. Например, великие лидеры в нашей стране или в любой другой стране. Они поглощены национализмом. Они не могут отказаться от своего поста премьер-министра, или президента, или лидера. Даже великие вожди, как Ганди, у него было сва-раджи. Я написал ему письмо: «Махатма Ганди, вас уважают как религиозного человека. Если вы будете проповедовать это (то, что я делаю), если вы будете проповедовать «Бхагавад-гиту»… Он был также поклонником «Бхагавад-гиты». Нет, даже после того, как он получил сва-раджи. Он запутался в этих отношениях, и, пока его не убили, он так и не оставил свой пост.
00:13:06Каждому приходится оставлять, добровольно или по принуждению, но добровольно люди не оставляют. Это болезнь, материальная болезнь. Всех заставят оставить, вы не можете жить здесь вечно. Они так хорошо устраиваются. Строят хороший дом, хорошее царство, прекрасный город, большой счёт в банке, хорошее общество, община, нация. Но они забывают об одном: в любой момент меня могу вышвырнуть, в любой момент! Нет гарантий. У Парикшита Махараджабыло семь дней. Ему было сказано: «Ты умрёшь через семь дней». Нам никто не гарантирует даже секунды. Таково наше положение. Тем не менее, мы так привязаны.
00:14:05Все думают: «Мне очень удобно дома, у меня есть жена, у меня есть дети, счёт в банке, столько всего: нация, община — я в безопасности, я защищён». Почему человек так думает? Праматта. Потому что он безумен. Он сумасшедший. Одержимый духами, каждый из нас. Это моя каста. Тот, кто находится под влиянием материальной энергии, он подобен человеку, который одержим привидениями. Одержим привидениями. Возможно, некоторые из вас видели человека одержимого. Он несёт всякий вздор. Точно так же ма̄йа̄-граста джӣва. Та джива, которая слишком погружена в телесное мировоззрение, забывшая о себе, о своём я. И все думают, как сумасшедшие, думают, что всё это защитит их, потому что они стали безумцами. Праматта. Хорошо, вы сражаетесь при помощи воинов, но если вы знаете, что все мои воины погибнут, то какой смысл в этой битве? Вы предпринимаете какие-то меры, чтобы одержать победу. Они не знают. Они каждое мгновение видят… [санскрит]
00:15:56У Юдхиштхиры Махараджиспросили: «Что самое потрясающее в этом мире?» Юдхиштхира Махарадж обладал глубокими духовными познаниями, и он сразу же ответил: «Самое удивительное – то, что все думают, что я буду жить». Он видит, он постоянно видит, что кто-то умер, его несут в крематорий или ещё куда-нибудь. Но он думает: «Я в безопасности. Мне ничто не угрожает». Это самое удивительное. И здесь повторяется то же самое. Теша̄м̇ праматто нидханам̇ паш́йанн апи на паш́йати. Закрывая глаза. Они не могут вам оказать никакой защиты.
00:16:55Предположим, сейчас вы хорошо устроились. Но сколько лет это будет продолжаться? Самое большее — сто лет. Не более того. Потому что ваше тело в материальном мире, особенно в этот век, не может прожить больше ста лет. И люди в наше время умирают в шестьдесят, семьдесят, восемьдесят лет. Это считается очень преклонным возрастом. Но придёт время, об этом сказано в «Шримад-Бхагаватам», в эту эпоху, если человек сможет прожить до тридцати лет – его будут считать глубоким стариком. И это время скоро придёт. Конечно, какое-то время ещё потребуется… Поскольку Кали-югаусиливается, люди становятся всё более и более праматта, всё более уподобляются животным. И потому срок их жизни естественным образом будет сокращаться. Потому что они уже не люди, они будут млеччхамии яванами. И в конце придёт Кришна.
00:18:19В то время Кришна не будет уже проповедовать, потому что кто его поймёт? Все они млеччхи. Даже сейчас это происходит. Тут такой хороший район, но никто не заинтересован. Это никого не интересует. Попросите их: «Пожалуйста, приходите сюда, мы обсуждаем «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», постарайтесь понять науку самосознания». «О, это чушь! Что это такое? Когда умру, всему придёт конец». Такова современная цивилизация. Даже сейчас, хотя прошло всего пять тысяч лет с начала Кали-юги, а Кали-юга длится четыре лакха тридцать две тысячи лет. Прошло лишь пять тысяч лет из этого срока, с начала битвы на Курукшетре, и по-прежнему осталось ещё четыре лакха и двадцать семь тысяч лет. Представьте себе, через пять тысяч лет мы настолько деградировали! Что же случится через четыреста тысяч лет?
00:19:25Люди будут уменьшаться в размерах, потому что они не смогу получать должного питания. Как, например, даже сейчас наши тела мельчают. Один мой духовный брат из Германии в 1934 году, когда он пришёл, это Садананда, когда он пришёл, он был очень худым и тощим. Я спросил у него: «Вы немцы, я думал, что вы очень крупные и мощные. Почему ты такой худой и тощий?» И он сказал мне: «В детстве, во время Первой мировой войны, продовольствия сильно не хватало, и только детям давали масло». И он показал мне свои наручные часы, и он сказал: «Вот столько давали в неделю». Если люди не смогут получать достаточного питания, как они смогут быть рослыми и крепкими? Поэтому люди мельчают. Риса нет, гхи нет, этого нет, того нет. А рис вообще перестанет существовать, больше не будет риса, не будет пшеницы, не будет сахара, не будет молока. Об этом сказано в «Шримад-Бхагаватам». Если вы не получаете всех этих продуктов – как ваше тело будет развиваться? Оно будет уменьшаться в размерах. И тогда касторовые деревья будут считаться очень большими. Всё это сбывается постепенно.
00:21:02Тем не менее, праматта. Люди с ума сходят поэтому. Почему? Деха̄патйа-калатра̄дишу. Они с ума сходят. Мы должны поддерживать общество, дружбу, семью, страну, общину. И люди сражаются, бунтуют. Потому что когда пищи не хватает, чего-то не хватает, то естественным образом люди будут драться как кошки и собаки, убивать друг друга. Люди позволяют себе убивать даже своих собственных детей, делая аборты. Поскольку люди деградируют, они убивают живых существ во чреве, и за это придётся ответить. Последствия придут. Таких людей будут убивать в утробах их матерей. Почему совершается столько абортов? Потому что ребёнок, оказавшийся во чреве матери, грешен. В прошлой жизни он много раз убивал, и сейчас его множество раз будут убивать, сколько раз он убивал бедных животных. Таков закон природы.
00:22:20Как, например, по законам государства, если вы убиваете кого-то, то правительство убьёт вас. Жизнь за жизнь. Точно так же закон Бога гласит, что если вы убиваете даже муравья, вы будете отвечать за это, и вас накажут. Люди не знают об этом. Они не знают об этом. Они думают: «Как я хорошо устроился! У меня хороший счёт в банке, я родился в замечательной нации, обществе, у меня есть жена, дети, они меня защитят». Они вас не защитят. Никто вам не окажет защиты, вы должны защищаться сами. Все ответственны за свои дела. Никто за ваши поступки отвечать не будет.
00:23:09Поэтому в следующем стихе Шукадева Госвамиспрашивает Парикшита Махараджа: «Всё это не защитит тебя». Абхайам. Этот мир бхайам, переполнен страхом. Все боятся. Ахара-нидра-бхайа-майтхуна. Эти четыре черты присущи телу. Нам нужна еда, нам нужен сон, нам нужен дом, или квартира, или комната, нам нужна пища. У нас есть чувства, и половое желание очень сильное. Ахара, нидра, бхая. И мы всё время боимся, поэтому у нас есть полиция, правительство. Всё это необходимо для поддержания тела. Если мы зависим от так называемой нации, общины, друзей, мужа, жены и детей — они нас не защитят. Защита в другом. Парикшит Махарадж ожидал смерти, и он спросил: «Каков мой долг? Что я должен делать? Я скоро умру». Люди не знают. В чём мой долг? Я был премьер-министром, я был тем, я был этим. Хорошо, сейчас смерть приходит, и она отнимет у меня всё, что у меня было. В мгновение ока, всё, что я приобрёл. Негодяи не задумываются об этом. Они не думают.
00:25:05Бхагаван говорит«Мошенники, атеисты не верят в Бога. Хорошо. Но я приду как смерть». Кто не поверит в это? Кто тот смельчак, который скажет: «Я не верю в смерть». Можете ли вы так сказать? Есть ли такой смелый человек? Вы можете сейчас говорить, подобно безумцу: «Я не верю в Бога», — хорошо. Но Бог придёт как смерть, и вам придётся поверить в него, неизбежно. Поэтому они праматта. Если я говорю: «Я не верю в правительство. Что же такое правительство, сэр?» Попробуйте поступить не так — вас арестуют и накажут. Верите вы или не верите, не важно. Точно так же, если негодяи говорят: «Я не верю в Бога», вы можете сказать этим безумцам. Но Бог говорит: «Да, не верь». Как, например, Хираньякашипу, он не верил в Бога. Когда Нрисимхадевявился, чтобы убить его, ему пришлось поверить. Вот что-то пришло. Что-то.
00:26:35Поэтому мы должны принимать прибежище не у семьи, не у нации, не в общине, не у детей и друзей — нет, они нас не защитят. Поэтому Кришнаговорит в «Бхагавад-гите»: сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇— «Я единственный друг». Эти мошенники приходят, играют роль моих друзей. Слепые лидеры, они не могут защитить даже себя. Он становится другом, он даёт мне совет, говорит о национализме, о том «изме», об этом «изме», но он не может защитить даже себя, как он может защитить меня? Это разум. Это разум.
00:27:21Поэтому Шукадева Госвами говорит: тасма̄д бха̄рата. «Ты не можешь зависеть от всех этих глупцов, это невозможно. Подготовься к смерти, это очень хорошо. Твой вопрос заслуживает похвалы». «У кого же мне принять прибежище? Должен ли я принять прибежище у Кришны?» Да. Кришна — сарва̄тма̄. Он находится в сердце каждого как друг. Он истинный друг. Он даёт мне совет. Он внутри, как совесть. Он даёт мне добрый совет. Он говорит: «Не привязывайся к материальному. Иди ко мне, предайся мне. Я окажу тебе защиту, я дам тебе разум». «Нет. Я отвергаю его. Я не хочу тебя. У меня есть свой друг, у меня есть нация, у меня есть моя страна, у меня есть жена, дети, счёт в банке. Зачем мне просить у тебя защиты?» Негодяй не видит, что всё это не защитит его. Поэтому совет такой.
00:28:57Они не знают, сарва̄тма̄. Хотя Кришна говорит: «Я сарва̄тма̄». Кришна говорит: [санскрит]. Кшетра-кшетраджн̃а[БГ 13.3]. Идам̇ ш́арӣрам̇ кшетрам. Тело – это кшетра, поле деятельности. Тот, кто знает… Я знаю, вы знаете, все знают, что это моё тело. Я — не тело. Если мы глубоко задумаемся, если мы посмотри на палец: мой палец, моя голова. Но мы не говорим: «Я голова». Но они думают: «Я голова, я тело». Не «я – тело», это моё тело.
00:29:51Итак, здесь всё ясно объясняется. Здесь даётся предварительное знание о духовной жизни, в «Бхагавад-гите». Кшетра-джн̃ам̇ ча̄пи ма̄м̇ виддхи. Есть двое кшетра-гья. Кшетра-гья, то есть собственник, знающий тело. Идам̇ ш́арӣрам̇ кшетрам. Тот, кто знает тело, его минует кшетра-гья. Итак, кшетра-гья. Я, вы — индивидуальная душа. Но есть ещё один кшетра-гья. Кшетра-гья — то есть я знаю. Я знаю боль и наслаждения моего тела. Вы знаете боль и наслаждение вашего тела. Но я не знаю, что вы испытываете в своём теле, и вы не знаете, какие боли и наслаждения испытываю я в моём теле. Это индивидуальная душа. Но есть ещё душа, Сверхдуша, Кришна. Он знает ваши боль и наслаждение, мои боль и наслаждение, его боль и наслаждения, всех. Сарвагья. Сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇.
00:30:59В действительности, он ваш друг. Потому что он пребывает вместе с вами. Это подтверждается в Упанишадах. Две птицы сидят на одном дереве, как друзья. Одна птица поедает плод, другая просто наблюдает. Ануманта̄. Упадрашт̣а̄нуманта̄. Ануманта — значит, что вы не можете прикасаться ни к какому плоду этого мира, не получив санкции Сверхдуши. И поэтому он Ануманта. Если вы говорите: «Если он даёт мне разрешение на какое-либо действие, как я могу отвечать?» Нет, он не даёт! Но поскольку вы настаиваете, он говорит: «Хорошо, делай на свой страх и риск». Он настаивает: сарва-дхарма̄н паритйаджйа, просто предайся мне. Он настаивает на этом. Но вы настаиваете на другом: «Я хочу красть, я хочу это, я хочу того». Но Кришна знает всё: «Этот негодяй всё равно будет поступать по-своему. Хорошо, поступай на свой страх и риск». Ануманта̄ упадрашт̣а̄. И он остаётся свидетелем. «Поскольку ты сделал это — теперь страдай. Теперь страдай».
00:32:17Представители христианства не верят в карму. В детстве, когда мы учились в шотландском церковном колледже в Калькутте, мы посещали лекции по Библии, и один профессор, доктор Аркхарт, сказал: «Если я пожинаю плоды своей прошлой кармы, то где тот свидетель, который видел, что я поступил плохо или хорошо?» Он не знал «Бхагавад-гиты». Тогда мы не обладали глубокими познаниями. Но позднее я прочёл в «Бхагавад-гите», вот свидетель, упадрашт̣а̄нуманта̄. Он свидетель. Он вечный свидетель. Он свидетель ваших поступков не только в этой жизни, но и во многих, многих прошлых жизнях. Он знает всё. Спасибо вам большое.