Лучше всего служить Кришне

Нью-Дели - 04 November 1973
Проклятие Махараджа Парикшита. В чём состоит долг человека перед лицом смерти. Неизбежность перевоплощения – первый урок «Бхагавад-гиты». Мы должны готовиться к своей следующей жизни. Атмавит, те, кто действительно постигли себя, принимают религию, данную Кришной, Верховной Личностью Бога. В мире Вайкунтхи нет зависти. Люди утратили интерес даже к тому, чтобы слушать о трансцендентной жизни. Миссия Чайтаньи Махапрабху. Преданные поклоняются Кришне вместе с Радхарани. В действительности мы служим только своим чувствам.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:32:15 | качество: mp3 96kB/s 22 Mb | прослушано: 233 | скачано: 134 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:15 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», вторая песнь, первая глава, текст первый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 4 ноября 1973 года в Дели, Индия.

00:01:29 Преданный: — Перевод: «Шри Шукадева Госвами сказал: Дорогой царь, твой вопрос достоин всяческих похвал, ибо несёт благо каждому. Все трансценденталисты единодушны в том, что ответ на него — важнейшее из всего, о чём следует слушать»
[ШБ 2.1.1].

00:01:52 Шрила Прабхупада: — Итак, Шукадева Госвами пришёл в то время, когда Махараджа Парикшит ожидал свою смерть. Махараджа Парикшита проклял мальчик-брахман на смерть через семь дней от укуса змеи. Представьте себе, какой могущественной была брахманическая культура: даже мальчик, родившийся в семье брахмана, ему было всего десять или двенадцать лет, услышав, что его отца оскорбил Махарадж Парикшит, повесив на него мёртвую змею – друзья рассказали ему о том, как оскорбили его отца – и он отомстил: «Через семь дней змея укусит царя, и он умрёт».

00:03:05 Итак, когда всё было решено – Махарадж Парикшит был очень могущественный, он мог нейтрализовать проклятие брахмана, но он не стал этого делать, он принял его. Поэтому Господь Шива сказал: преданный Нараяны ничего не боится. Он был проклят: «Через семь дней ты умрёшь». Но он не боялся: «Хорошо». Он подготовился. К нему пришли многие сведущие учёные, святые, цари, полубоги – потому что он был императором мира и он находился в преддверии смерти. Великие люди, даже Вьясадев находился там. И Парикшит Махарадж сказал: «Каков мой долг? Вы все великие души. Я скоро умру, каков же мой долг?» Это очень важный вопрос.

00:04:36 Мы очень тяжело трудимся в этом материальном мире, но мы не готовимся к смерти, которая является неизбежным фактом: всем суждено умереть. Современная цивилизация боится смерти. Но люди не знают, как противодействовать ей. Такова современная цивилизация. Но есть метод. В «Бхагавад-гите» Кришна сообщает нам, что наша истинная проблема жизни – это смерть. Рождение, смерть, старость и болезни. Рождение – это начало. И тот, кто родился, непременно умрёт. Если же человек не рождается – ему не нужно умирать. Вот истинная проблема: почему нам приходится рождаться? Люди не знают даже о том, что после смерти есть жизнь. Первое наставление «Бхагавад-гиты»: татха̄ деха̄нтара-пра̄птих̣ [БГ 2.13]. Так же как мы меняем наше тело в течение этой жизни: с младенческого на детское, с детского на юношеское, на старое тело и затем мы покидаем наше тело – и Кришна говорит точно так же. Так же, как я был маленьким ребёнком, у меня было другое тело, точно так же, когда я оставлю это тело – я получу следующее другое тело. Люди не знают даже того, что существует деха̄нтара-пра̄птих̣ – неизбежность перевоплощения. Они не придают этому значения.

00:06:45 И существует великое множество разных тел. Например, мы сидим здесь, дамы и господа, у каждого из нас своё уникальное тело. Нет двух одинаковых тел. Это факт, мы можем убедиться в этом. Почему у нас разные тела? Мы даже не пытаемся понять это. Не только человеческое тело, но есть и другие тела. Тела существ, которые обитают в воде; тела, приспособленные для жизни на земле; формы жизни растений; насекомых; птиц; млекопитающих; человеческие тела. Среди людей есть тоже разные формы жизни: американцы, индийцы, другие. Почему существуют разные тела? Какова наука? Почему существуют разные формы тела? Всё это – следствие нашей кармы, разных психологий. Но мы не знаем об этом.

00:08:03 Но Парикшит Махарадж, хотя он является царём… Сейчас царь, или президент, они уверены: «Я премьер-министр. Я президент. Моё положение непоколебимо», – потому что он премьер-министр. В этом проблема. Великие люди думают: «Моё положение незыблемо. Я премьер-министр. Я Рахис. Я Бирла. Я большой человек, моё положение незыблемо». Но Парикшит Махарадж так не думал. Хотя он был императором, самым могущественным царём. Он не думал: «Я в безопасности, мне нечего опасаться. Моё положение непоколебимо. Я император всего мира». Нет. Он сразу же встревожился: «Мне придётся умереть через семь дней, я должен подготовиться». Это проблема. Мы не знаем, умрём ли мы через семь секунд. Никто нам не гарантирует этого. Парикшит Махарадж был по крайней мере уверен, что умрёт не раньше, чем через семь дней. Но что касается нас – мы не можем этим похвастаться. Мы можем погибнуть в любую минуту – в автомобильной аварии, столько смертей происходит. Смерть неизбежна, и когда она произойдёт – никто не знает.

00:09:30 Поэтому мы должны учиться у Махараджа Парикшита. Мы должны готовиться к своей следующей жизни. Это человеческая жизнь, в противном случае мы животные. Кошки, собаки не знают, какова будет их следующая жизнь, они думают… Они ничего не знают. Если человек не знает: «Как я готовлюсь к следующей жизни?» – он не лучше, чем кошка и собака. Таковы слова шастры, это не я говорю.

00:10:17 Го-кхарах. Го – значит корова, кхарах – осёл. Каждый, кто думает: «Я тело. Я индиец, американец. Я брахман, я кшатрий, чёрный, белый, толстый, худой, тот, этот» – это а̄тма-буддхих̣, деха̄тма-буддхих̣. Следует знать: я не тело. Это истинное знание. Но никто этого не знает. Все думают… люди сражаются по всему миру, например, Израиль и другая сторона, арабы, они думают: они тела. И они сражаются из-за этого. Все думают: я тело. Кошки, собаки друг с другом дерутся. На самом деле, мы не тело. Это знание. Поэтому «Бхагавад-гита» начинается с того, когда Арджуна задумался, он не хотел сражаться из-за тела: «Кришна, они мои родственники, мои братья. Там мой дед, мои племянники. Как я могу их убивать?» И поэтому, когда Арджуна принял Кришну своим духовным учителем, он сказал: «Кришна, до сих пор мы говорили как друзья, но это не приведёт ни к какому решению, потому что разговоры между друзьями – пустая трата времени. Давай говорить серьёзно. Я принимаю Тебя мои духовным учителем. Отныне учи меня». Таков путь обучения.

00:12:06 Например, Махарадж Парикшит тоже пытался учиться у собравшихся там святых, учёных. По крайней мере было определено, что всё, что скажет Шукадева Госвами, будет признано всеми, все примут его слова. Поэтому Шукадева, когда Махараджа Парикшит спросил его, Шукадева Госвами отвечает: варӣйа̄н эша те праш́нах̣. Парикшит Махарадж спросил, он был преданным Господа Кришны с самого начала своей жизни, поскольку в династии Пандавов они все были преданными Кришны, и Парикшит Махарадж тоже был преданным с самого своего детства. Он поклонялся Божеству Кришны, он играл так с ним. Как Мирабая, у неё была кришна-мурти. Те, кто рождается преданными, они естественным образом склонны к этому. Об этом упоминается в «Бхагавад-гите»: преданные с самого детства получают возможность поклоняться Кришне и стать сознающими Кришну.

00:13:20 Итак, Парикшит Махарадж был преданным Кришны. И он спросил у Шукадевы Госвами: «Должен ли я теперь полностью посвятить себя сознанию Кришны?» И поэтому ответ от Шукадевы Госвами состоял в следующем: «Да. Это очень хорошо. Это принесёт тебе славу. Ты думаешь о Кришне». И далее: лока-хитам̇. «Мой дорогой царь, этот праш́нах̣, этот вопрос, обернётся благом не только для тебя, но для всего мира, лока-хитам̇».

00:14:07 Итак, таково движение сознания Кришны. Это не прихоть. Я отправился в страны Запада, потому что я люблю Кришну, и я хотел проповедовать, нет. Лока-хитам̇. Как только движение сознания Кришны началось в западных странах, люди сразу же приняли его. Приняли. Потому что это лока-хитам̇. Оно действительно приносит благо. Все эти молодые люди из Америки, Европы – почему они так серьёзно отнеслись к этому? Я их не подкупал, у меня не было денег, чтобы их подкупать. Они приняли его. Потому что это лока-хитам̇. Лока-хитам̇.

00:14:55 И далее, какое следующее слово? А̄тмавит-самматах̣. А̄тмавит – познавшие себя души. Атмавит – просветлённые души, трансценденталисты. Они не интересуются материальными делами. Атмавит. Есть три категории атмавит, или таттвавит: некоторые из них брахмавит, некоторые – параматмавит, некоторые из них – бхагавадвит. Те, кто пытается понять Абсолютную Истину путём познаний, собственных познаний, их именует брахмавит. Они могут достичь уровня Брахмана и не выше этого. Йоги же, пытаясь познать Абсолютную Истину при помощи медитации, именуются параматмавит. А преданные, бхагавадвит, или бхагаваты, их называются бхагаватами. Есть три класса трансценденталистов, вит, но все они признают это: а̄тмавит-самматах̣.

00:16:23 Мы должны признать то, с чем согласны атмавит, необычные люди. Сейчас стало модным придумывать собственный путь познания. Нет. Но нужно видеть, признают ли его атмавит, признаёт ли его ведическая культура, тогда он истинен. В противном случае вы не можете выдумывать свой путь. Поэтому по всему миру существует множество религиозных принципов, потому что люди выдумывают, выдумывают их. На самом деле религию нельзя выдумать. В соответствии с ведической культурой религия – это дхармам̇ ту са̄кша̄д бхагават-пран̣ӣтам̇ [ШБ 6.3.19]. Дхарма должна быть дана Верховной Личностью Бога. Как закон устанавливается государством, правительством. Вы не можете установить закон, это невозможно. Если вы придумаете какой-нибудь закон, я придумал такой-то закон, я буду следовать этому закону, своему закону – это вам ничего не даст. Вы должны следовать закону, установленному правительством. Подобно этому, религия – это религия, данная Верховной Личностью Бога, и атмавит, те, кто действительно постигли себя, принимают именно эту религию, а не выдуманную религию.

00:17:57 Поэтому из «Бхагаватам» мы узнаём: религиозным системам, основанным на обмане, нет места в «Шримад-Бхагаватам», проджджхита – им нет там места. Мы их там не находим. Эта «Бхагавата», эта традиция Бхагаваты предназначена для парамо нирматсара̄н̣а̄м̇. Матсара̄та̄. Как Шридхар Свами объясняет: пара уткарша асаханам. Если человек не может терпеть того, что его друг или другой человек поднялся над ним, преуспел, он завидует ему. Это материальный мир, даже если мой брат преуспел лучше чем я – я завидую ему. Соперничество. Но бхагавата-дхарма – это нечто совсем другое. Преданный никогда не завидует другому преданному. Если друг или духовный брат, или брат преуспевает в своей преданности, то другой преданный не станет ему завидовать. Он лишь благодарит его: «О, мой дорогой брат, моя сестра, мой отец превзошёл меня настолько в преданности! Я не способен на такое. Как же я могу следовать за ним?» Вот сознание Вайкунтхи.

00:19:30 Например, в материальном мире все завидуют. Если я становлюсь богаче вас, вы завидуете мне: «О, как этот человек так разбогател? Мы занимаемся тем же самым делом». Это материальный мир. Мы не ценим друг друга здесь. Но в мире Вайкунтхи люди служат с преданностью Богу. Например, Радхарани и гопи, они занимают одно и то же положение, но гопи знают, что Радхарани поклоняется лучше, чем мы. Поэтому единственное, что они хотят делать, это соединить Радхарани с Кришной. Это сознание Вайкунтхи. Они не завидуют: «О, Кришна любит Радхарани так сильно, мы завидуем». Нет, нет. Совсем нет. Они хотят этого: «Кришна любит Радхарани так сильно, и Радхарани так сильно любит Кришну – нужно постараться, чтобы они встретились». И они счастливы от этого: Кришна и Радхарани теперь вместе. Это приносит им счастье и это сознание Вайкунтхи. Здесь, в материальном мире, предположим, одна девушка соперничает с другой, потому что у неё хороший юноша, и она желает их разлучить. Это материальный мир. Но в Вайкунтхе есть тоже разнообразие отношений, но это разнообразие сосредоточено вокруг Кришны. И это называется а̄тма-самматах̣. А̄тмавит-самматах̣. Атмавит, постигший себя, те, кто действительно достиг духовного уровня. Это должно быть одобрено.

00:21:07 Итак, движение сознания Кришны одобрено. Это не выдумка, родившаяся по чьей-то прихоти, оно одобрено. Как Арджуна сказал Кришне: «Кришна, Ты Парабрахман». Кто-то может сказать: «Кришна и Арджуна друзья, поэтому Арджуна прославлял своего друга, называя его Парабрахманом». Нет, Арджуна сказал: «Я прославляю Тебя не потому, что Ты мой друг. Твоё положение признают Девала, Асита, Вьяса и Нарада». Это называется а̄тмавит-самматах̣. Вьясадев, Нарада, Девала, Асита – все великие мудрецы признают Его. Точно так же в настоящий момент у нас есть четыре ачарьи, даже пять ачарьев: Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхавачарья – все они признают кришнас ту бхагаван сваям. Даже Шанкарачарья, имперсоналист. Тем не менее, он дал комментарий к своей «Бхагавад-гите»: са бхагаван сваям кршнах. Он сказал: «Кришна – Верховная Личность Бога». Итак, Кришна признан, и поскольку Парикшит Махарадж хотел говорить о Кришне, была рассказана «Бхагавата». Она наполнена кришна-катхой. Здесь она начинается. Поэтому Шукадева Госвами сказал: а̄тмавит-самматах̣.

00:22:58 Мы слушаем о множестве разных новостей. Чем мы занимаемся в этом мире, в большом городе Дели? Утром мы получили стопку газет, где множество рекламы, рассказывается о разных политических скандалах и так далее. Всё это бесполезная трата времени. В нашей стране сколько страниц содержит газета новостей? В западных странах это огромный мешок. Есть множество разных новостей – всё это глупость. Поэтому мы говорим: ш́ротавйа̄дишу йах̣ парах̣.

00:23:41 Если происходит какое-то политическое собрание, многие сотни людей приходят, чтобы послушать. Но когда мы говорим о Кришне – никто не приходит сюда. Хотя это ш́ротавйа̄дишу йах̣ парах̣. Это лучшая тема для слушания. Таково положение материального мира. Люди утратили интерес даже к тому, чтобы слушать о трансцендентной жизни; о том, что представляет собой эта жизнь, следующая жизнь; как можно исправиться; как можно возвыситься. Люди просто как кошки и собаки заняты тяжким трудом. Поэтому шастра говорит: вид̣-бхуджа̄м̇ [ШБ 5.5.1]. Вид̣-бхуджа̄м̇ — это свиньи, поедающие экскременты. Они тоже очень тяжело трудятся в поисках своих испражнений: «Где испражнения? Где?»

00:24:43 И Ришабхадева предупреждал: «Мои дорогие сыновья, эта жизнь, человеческая жизнь, не предназначена для тяжёлого труда лишь ради еды, сна, секса, защиты». Для чего же она предназначена? «Мои дорогие юноши, постарайтесь совершать аскезу, тапасью». Тапасья – значит добровольно принимать на себя какие-то лишения. Не лишения… Например, в нашем обществе мы говорим: воздерживайтесь от недозволенных половых связей, от употребления одурманивающих средств, мяса, от азартных игр. Но в западных странах это люди делают каждый день. Однако они отказались от этого. Но они не умерли, все эти юноши и девушки, принявшие сознание Кришны. Они отказались от всего этого: они не вступают в недозволенные связи, они не едят мясо, они не употребляют одурманивающих средств, не пьют даже чая и кофе. Они даже не курят сигареты. Это небольшая тапасья, аскеза. Но мы стали такими неудачниками. Мы идём на поводу у негодяев-лидеров, глупцов. И мы утрачиваем возможность, предоставляемой этой человеческой формой жизни, позволяющей нам решить все наши проблемы.

00:26:09 И об этом говорится здесь: в «Шримад-Бхагаватам», в «Бхагавад-гите». Поэтому миссия Чайтаньи Махапрабху: йа̄ре декха, та̄ре каха ‘кр̣шн̣а’-упадеш́а [ЧЧ Мадхья 7.128]. Такова миссия Чайтаньи Махапрабху. Такова миссия Чайтаньи Махапрабху: «Я приказываю вам: каждый из вас должен стать духовным учителем!» «Но у меня же нет квалификации, как я могу стать духовным учителем? Для этого нужно обладать великим знанием, знать санскрит». Нет, не нужно ничего. Просто говорите кр̣шн̣а’-упадеш́а.

00:26:49 Что такое кр̣шн̣а’-упадеш́а? Кришна говорит: [санскрит]. Просто идите от двери к двери и говорите: «Пожалуйста, предайся Кришне». И тогда ты духовный учитель. Я именно это и делаю. Что я сделал? Я приехал в вашу страну, чтобы говорить об этом: «Вот Кришна, Верховная Личность Бога, предайтесь Ему и вы станете совершенными». Это я и делаю. Это не очень трудно – стать духовным учителем. Вы должны просто стать очень серьёзными и искренними в служении Кришне. Поэтому Шукадева Госвами говорит: «Варӣйа̄н эша те праш́нах̣, очень хороший вопрос, лока-хитам̇. Он принесёт благо всему человечеству». Спасибо вам большое.

00:27:40 Далее следуют ответы на вопросы.
Шрила Прабхупада: — Лакшми-Нараяна. Мы не поклоняемся Кришне одному, мы поклоняемся Ему вместе с Его шакти, Его энергией. Поэтому мы обращаемся одновременно и к шакти, и к шактиману. Это очень просто понять. Допустим, если вы сидите вместе, муж и жена, и я обращаюсь к вам, и если ваша половина, жена, соглашается, то вы не можете уже отрицать. Поэтому преданные обращаются к Шримати Радхарани. Они больше преданы Радхарани, потому что Радхарани настолько мягкосердечная. Как только кто-то говорит: «Кришна», – она думает: «О, этот преданный выше меня!». И она сразу же рекомендует: «Вот очень хороший преданный, он выше меня. Пожалуйста, прими его». И Кришна не может не принять. Поэтому Харе Кришна. Прежде всего Радхарани. Мы обращаемся.

00:29:07 Мы настолько бесстыжие: мы служим нашему обществу, дружбе, любви, стране. Но они неблагодарны. Даже Махатма Ганди, который так бескорыстно служил своей стране, его же сограждане убили его, застрелили его. Спросите кого-нибудь в вашей семье. Никто не благодарен. Никто не скажет: «О, ты сделал столько ради меня! Теперь можешь уйти от дел». Нет, они вас не отпускают. До самой смерти вы должны работать. Вот каково положение. Поэтому разумный человек предаётся Кришне.

00:29:52 Материальное служение: я хочу служить согражданам. Это не служение согражданам. Например, видите, эти политики, все они представляют свой манифест: «Мы будем служить стране». Но они занимают положение в политике, чтобы служить себе, своей каме, своим желаниям. Они не служат стране никогда. Поэтому мы не служим ни стране, ни обществу, ни семье, ни мужу, ни жене. Мы служим своим похотливым желаниям. Похоть – это собственное удовлетворение чувств. Вот что происходит под именем служения. Это не служение, это всё похоть. Мы можем служить только Кришне. Это единственная личность, которая может принимать служение. Никто другой не может принимать служение. Поэтому вы должны заключить: «Как же служить Кришне?» В этом истинная дхарма.

00:30:59 Поэтому «Бхагавата» говорит: дхармах̣ проджджхита-каитаво [ШБ 1.1.2]. Дхарма, артха, кама, мокша – люди стремятся ко всему этому. Стать религиозным. Зачем? Чтобы получить денег. А что делать с деньгами? Услаждать чувства как следует. И затем, удовлетворив чувства, в этом материальном мире я стану Богом. Это ещё одна форма удовлетворения чувств: я становлюсь единым с Богом. Как вы можете стать единым с Богом? Но он желает этого. Он думает так. Поэтому «Бхагавата» говорит: каитава-дхарма, всё это обманная религия, ложная. Истинная дхарма, как сказано в «Бхагавад-гите»: сарва-дхарма̄н паритйаджйа. Точно так же «Бхагавата» начинается со слов парам̇ сатйам̇ дхӣмахи [ШБ 1.1.1]. Это дхарма. Это сознание Кришны.
Есть ли другие вопросы? У вас есть вопросы?

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 30 June 2023