Бесконечные новости из духовного мира

Париж - 11 June 1974
Соотношение размеров материального и духовного мира. У людей, погрязших в материальном, нет времени, чтобы слушать о Боге. Атма-таттвам – знание о природе души. Нет никакой свободы у тех, кто пребывает под властью строгих законов материальной природы. Разные способы служения Кришне.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:25:24 | качество: mp3 128kB/s 23 Mb | прослушано: 126 | скачано: 119 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по «Шримад-Бхагаватам» вторая песнь, глава первая, текст второй. Прочитана Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 11 июня 1974 года в Париже.

00:00:14 Преданный: ­— Перевод: «О император, люди, погрязшие в материальном, глухи к науке о высшей истине и потому находят множество тем для обсуждения, связанных с жизнью человеческого общества»
[ШБ 2.1.2].

00:00:37 Шрила Прабхупада: — Итак, тема, о которой мы слушаем сейчас. Не так давно, где-то шестьдесят или семьдесят лет назад, один известный политик Индии, Маданмохан Марабхья пришёл на встречу с моим Гуру Махараджем. Он интересовался нашей деятельностью. Ему сказали, что наряду с другими видами деятельности мой Гуру Махарадж издавал каждый месяц газеты на английском, бенгальском, на хинди, на ории. А также выпускал ежедневную газету на бенгальском под названием «Надия Пракаш». И этот политик был удивлён: «Вы издаёте ежедневную газету на бенгальском языке?» «Да. А чему вы удивляетесь?» Но он был изумлён. Он был политиком, и он думал: «Как можно говорить о Боге, или о Кришне, каждый день в газете?» Он удивился. Потому что они думают, что, ну, порой мы посещаем храм, ну просим там: «Господи, дай мне хлеб наш насущный». И всё, на этом дело с Богом закончено. Но мой Гуру Махарадж ответил: «А чему вы удивляетесь? Этот город Калькутта занимает незначительную часть этой вселенной».

00:02:27 Кришна говорит в «Бхагавад-гите» Весь материальный мир пребывает в одной лишь части Моей энергии». Эка̄м̇ш́ена стхито джагат [БГ 10.42]. Когда Арджуна спросил о достояниях Кришны, тот рассказывал ему [санскрит]. И затем Он подводит итог: «Стоит ли говорить тебе о многом? Просто постарайся понять Мою энергию. Весь этот материальный мир покоится на одной лишь части Моей энергии». Духовный мир составляет три четверти. Допустим, энергия Кришны действует как единое целое. От этого целого одна четверть составляет материальный мир.

00:03:33 Что такое материальный мир? Сияние Брахмана распространяется повсюду, и в одном лишь уголке этого сияния Брахмана пребывает махат-таттва, материальная энергия. Об этом говорится в другом месте. Материальный мир означает, что бесчисленные вселенные исходят с дыханием Маха-Вишну. Бесчисленные вселенные. Мы не можем изучить даже одну вселенную, в которой находимся, а их несчётное число. И все знают, все видели звёзды, планеты. Это лишь одна вселенная. И вот такие вселенные выходят миллионами во время дыхания Маха-Вишну. Когда Он выдыхает, они выходят. Когда Он вдыхает, они входят внутрь. Так происходит творение и уничтожение.

00:05:08 Итак, цель заключалась в том, что материальный мир является лишь проявлением одной четвёртой энергии Кришны. А внутри материального мира находится столько вселенных! И каждая из вселенных содержит множество планет. Это одна из планет, на которой мы живём. На этой планете множество городов: Калькутта, Бомбей, Мадрас, Дели, Париж, Лондон – сотни, тысячи городов. И в каждом городе издают газеты. И газета не одна, их по три, по четыре издаётся каждый день. Это самая незначительная планета, и тем не менее, столько новостей, которые можно услышать.

00:06:07 Поэтому здесь говорится: миллионы, миллионы тем для слушания. Это факт. Особенно в западных странах каждый день выходит по три-четыре газеты. Если в материальном мире столько новостей, на этой незначительной планете, просто представьте себе, сколько новостей в остальных трёх четвертях проявления Его энергии! Поэтому мой Гуру Махарадж сказал: «Вы удивляетесь, господин Марабхья, тому, что мы выпускаем каждый день газету? Мы можем выпускать каждую минуту по газете, но, к сожалению, нет читателей». Вот для этих газет читатели находятся. Но что касается наших газет, с нашими новостями, то нам приходится проповедовать: «Не могли бы вы прочесть это?» Но людей это не интересует. Им интересней читать мирские новости, слушать радио, читать газеты, журналы. Поэтому говорится ш́ротавйа̄дӣни ра̄джендра.

00:07:34 Итак, у них нет времени на чтение тех скромных новостей, которые мы сообщаем им в нашем журнале «Обратно к Богу», новостей о Боге. Почему? Апаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇. Они не знают, что такое атма, и каков движущий принцип за всей этой деятельностью. Они не знают этого. Они живут поверхностной жизнью, бахир-артха. Дура̄ш́айа̄. Что это значит? У них столько новостей, которые они слушают с несбыточной надеждой на то, что они смогут существовать здесь и быть счастливыми. К примеру, у вас есть здесь эта триумфальная арка Наполеона. Наполеон завоёвывал всю Европу и думал, что будет наслаждаться этим. Но где Наполеон? Только арка осталась. Таково положение. Но он так тяжело трудился. Не только он, все трудятся. Арка останется, потому что это камень, но ему конец пришёл. Ему пришёл конец. Это называется апаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇. Дело в том, что эти люди не знают, что в действительности является реальностью, истинной реальностью. Их интересует только так называемая реальность.

00:09:35 И это очень важный момент, постарайтесь его понять. А̄тма-таттвам̇. Тот, кто не знает, что такое атма, что такое душа, природа души. Поэтому в «Бхагавад-гите» Кришна прежде всего говорит о природе атмы, вечной души. Он начинает с этого. Когда Он начал учить Арджуну «Бхагавад-гите», то Его первый урок состоял в том, чтобы убедить его в существовании души в теле. Это называется а̄тма-таттвам̇. Никто не знает об этом. Поэтому бахир-артха-ма̄нинах̣. Они всё время уделяют внешнему. Например, у нас есть какие-то внешние признаки, мы можем это легко понять. Вот это тело является внешним признаком, но настоящий я нахожусь внутри. Как только я покидаю это тело, эту внешнюю оболочку, оно превращается в мусор. Они этого не понимают. Они только и делают, что нагромождают этот мусор: «Несите больше мусора, больше!» К этому сводится их труд. Они думают: «Этот мусор меня спасёт». Это очень важный вопрос. Атма-таттвам озачает, что сейчас я нахожусь в этом мусоре. И покинув этот мусор, я нагромождаю много другого мусора. И таким образом я всю свою жизнь занят бесполезным трудом. И затем я переселяюсь из этого тела в другое тело, в другую мусорную кучу. Они этого не знают. Это называется апаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇. Апаш́йата̄м означает не видя. А – значит «не», паш́йата̄м – значит видеть, тот, кто видит. Он считает, что этот мусор является самым главным в его жизни. Он не видит атма-таттвы.

00:12:13 Гр̣хешу. Гриха – значит дом. Можете воспринимать это тело как дом: я живу внутри этого тела, и оно тоже своего рода дом. И затем это сознание расширяется: я живу на этой планете, она тоже мой дом. Я живу в этой вселенной – это тоже дом. Или же у меня есть небольшой дом, квартира, десять квадратных футов – это тоже дом. Мы привязаны к этому дому. Десять на десять футов или миллионы футов на миллионы – это дом. Мы живые существа находимся в этом доме. Воспринимайте всю эту вселенную как дом, потому что мы живём здесь. И мы меняем своё местоположение. Допустим, я приехал из Индии, из Бомбея. Я приехал в Париж. Всё это внутри дома, внутри этой вселенной, или в пределах этой планеты.

00:13:37 Итак, мы видим, как люди активно заняты. Они несутся со скоростью сто километров в час на своей машине в пределах Парижа. Они могут преодолеть сто, сто десять километров, но не могут выйти за пределы этого параметра. Наш соотечественник Рабиндранат Тагор, возможно, вы слышали его имя. Он был великим поэтом. Когда он находился в Лондоне, он увидел, как люди очень быстро ходят. И он отметил: «Эти люди ходят очень быстро, но эта страна такая маленькая, они же могут так упасть в море!» Вот что происходит. Собака в парке прыгает очень высоко, она бегает очень быстро. Но как только хозяин скажет ей: «Ко мне!» – она подчиняется, она склоняет голову. И он садит её на поводок. Она думает, что она свободна, но как только хозяин зовёт её, она тотчас же покорно подходит к нему. Таково наше положение.

00:14:47 Мы очень активно заняты чем-то, но хозяин – это материальная природа. Факт состоит в том, что мы пребываем под влиянием строгих законов материальной природы, у нас нет свободы. Мы этого не знаем. Мы так тяжело трудимся. По всему миру была война, особенно в Европе, за свободу. Вы обрели эту свободу. В Америке также свобода. Но где свобода, сэр? Они этого не знают. Почему? Они не знают, что такое свобода и чья свобода, они не знают этого. Поэтому они создали столько газет ради свободы, так называемой свободы. Но свободы нет. Даже великие лидеры не обладают свободой. Кто мы? Поэтому Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что настоящая свобода – это когда вы освобождаетесь от четырёх разных проблем. Каких? Джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи [БГ 13.9]. Если вы освободитесь от этих четырёх проблем, если вы больше не будете умирать, рождаться, стареть, болеть – то вот это свобода. Но где эта свобода?

00:16:28 Так называемые учёные, великие учёные, достигли больших успехов в науке, но они не освобождены от смерти. Им придётся умереть в определённое время. Профессор Эйнштейн, или любой другой великий учёный, не смог придумать никакого научного метода и научить своих студентов этому: «Как только я умру, просто используйте этот прибор, и я снова оживу». Где эта свобода? Поэтому так называемый научный прогресс, прогресс цивилизации – это просто прыжки собаки, вот и всё. В них нет ценности. Истинная ценность – это понимание атма-таттвам: «Кто я такой? Почему я вынужден умирать? Я не хочу умирать. Почему старость приходит ко мне? Я не хочу стареть! Я хочу оставаться красивым, молодым». Нет, сэр, это невозможно. Так где же ваша свобода? Ради чего вы так высоко прыгаете? Как только хозяин позовёт: «Да, сэр. Прицепите меня на поводок». Итак, вы полностью во власти природы.

00:18:00 Пракр̣тех̣ [БГ 3.27]. Пракрити, природа, дёргает вас за ухо: «Иди сюда!» «Да, сэр». «Иди сюда!» «Да, сэр». И он думает, что он свободен. Он пребывает в полной власти у материальной природы. Это называется ложное эго: «Я нечто. Я Наполеон Бонапарт, я Муссолини, я Гитлер». Это ахан̇ка̄ра-вимӯд̣ха̄тма̄. Глупец, негодяй. Они думают так. Никакой свободы, сэр. Никакой свободы. Одержимые ложной гордостью, они думают: «Я чего-то стою, я могу что-то сделать». Это болезнь.

00:19:01 И вот для них эти газеты представляют какую-то пользу. Но тот, кто утверждён в атма-таттвам, кто понимает: «Я Брахман. Я не принадлежу этому материальному миру». Вот для таких людей все эти так называемые новости в газетах бесполезны. Они лишь должны пытаться постичь Кришну. Это их единственная задача. У них нет других задач. И как только вы постигаете Кришну, Кришна заверяет вас: [санскрит]. Если просто постараешься постичь Кришну. И как ты сможешь это сделать? Служа. Служением. Кришна согласился: «Я приму твоё служение». Поэтому Он пришёл. Вы не можете служить Кришне в Его вселенском образе. Вот сейчас Кришна согласился. Вы можете прикасаться к Кришне. Вы можете прикасаться к Его лотосным стопам. Вы можете изготавливать одежду для Кришны с преданностью. Вы можете надевать их на Кришну. Вы можете готовить для Него какие-то блюда, в зависимости от ваших умений, способностей. Вы можете предлагать их Кришне, и Кришна будет есть. Он говорит: патрам̇ пушпам̇ пхалам̇ тойам̇ [БГ 9.26].

00:20:36 Кришна так добр. Хотя Он вездесущий, Он согласился принимать ваше служение просто для того, чтобы освободить вас от этого неверного представления, от отсутствия атма-таттвы. В этом смысл движения сознания Кришны. Кришна, Бог, велик. Насколько же Он велик? Вы не можете себе вообразить. И всё же Он соглашается принимать ваше служение. Он становится маленьким, и в этом Его величие. В материальном мире, если человек очень велик, он не может стать маленьким. Например, слон очень большое животное. Попросите слона: «Пожалуйста, стань как муравей размером». Это невозможно. Но Бог настолько велик, что, хотя Он размером со вселенную, Он может войти в атом. Он больше величайшего и меньше мельчайшего, это Бог.

00:21:58 В «Брахма-самхите» говорится: [санскрит]. Одна часть Кришны, Параматма, существует для того, чтобы просто творить этот материальный мир. Он входит в махат-таттву как Маха-Вишну. Он вошёл в эту вселенную как Гарбходакашайи-Вишну. Он вошёл в сердце каждого как Сверхдуша, Кширодакашайи-Вишну. И Он вошёл в атом, хотя Он так велик. Итак, это милость Кришны. Он может становиться мельче мельчайшего и больше величайшего. Мы не можем оценить Его величие, тот факт, что Он больше величайшего, это невозможно. Поэтому лишь по Своей доброте Он становится таким, что вы можете Ему служить. Это называется арча-мурти, арча-виграха. Поклонение Божествам – это арча-виграха. Поскольку один из элементов преданного служения – это арчанам.

00:23:33 Итак, слушайте о Кришне. Пойте хвалу Кришне. Запоминайте стихи и наставления, связанные с Кришной. Поклоняйтесь Кришне, Божеству, арчанам. Возносите молитвы Кришне. Есть девять разных методов служения Кришне. Постарайтесь постичь Кришну, следуя одному из этих методов или всем им. Кришна согласится, Кришна очень добр. Как только вы постигнете Кришну, Его природу, вот тогда вы действительно обретёте освобождение. Таков метод. Истинная наша задача – выбраться из материального мира. Если мы остаёмся привязанными к материальному миру – либо в форме этого тела, либо в форме национализма, более расширенных форм – это связывает вас, это ваша тюрьма. Поэтому нужно отнестись добросовестно к тому, чтобы постичь положение души, и к тому, как вернуться домой к Богу, и снова встретиться со Сверхдушой, Кришной, и жить там блаженной жизнью, исполненной знания. Вот чего мы хотим.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 25 July 2023