В чём прогресс
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, текст 5, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 28.09. 1973 года в Бомбее, Индия.
00:00:20 Вчера мы говорили о кшетрам, что значит тело, как мы оказываемся в разных видах тел, как мы обретаем эти тела. Есть 8 400 000 видов жизни. В зависимости от качеств, три качества, умноженное на три, образует девять, девять, умноженное на девять, получается 81. По крайней мере, к низшим формам жизни относится 81 лак или 8 100 000. Кроме того, около 400 000 форм жизни относится к человеческим существам. Необходимо это понимать. К сожалению, в настоящее время люди настолько глупы, что не верят даже в следующую жизнь. Мудха. У них нет даже основ духовного знания, не говоря уже о понимании Бога или Кришны.
00:01:48 Основой духовной науки- это понимание «я не тело, я- вечная душа и сейчас я опустился на уровень материального существования, и поэтому, в соответствии с разными своими желаниями, я воплощаюсь то в одном теле, то в другом, и скитаюсь по всей вселенной иногда в этом теле, иногда в другом теле, иногда на этой планете, иногда на другой планете. Такой стала моя несчастная судьба». Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «мы вращаемся в круговороте рождения и смерти, скитаясь по вселенной и таким образом во время наших скитаний, если нам выпадет удача общения с преданными, и мы поймем ведическое знание гьяна вайрагьи юктайя». Человеческая жизнь предназначена для обретения знания и развития вайрагьи, а не для усиления животных наклонностей до самой смерти. Не для этого предназначена жизнь человека. Человеческая жизнь предназначена для тапасьи.
Обрыв записи…
00:03:31 Раджарши, Господь Рамачандра, Махарадж Парикшит тоже раджарши, Махарадж Икшваку- раджарши, и много было таких, они были раджарши. Монархия не была дешевкой, царь был риши, поэтому его называли раджарши. Царь правил подданными с дозволения великих мудрецов, таких как Нарада. Он посещал Махараджа Юдхиштхиру. Тоже самое относится к другим царям.
00:04:19 Итак, духовная наука предназначена для великих, для брахманов, кшатриев, не для вайшьев и шудр. Необходимо обрести качества брахмана и кшатрия. Итак, поэтому Кришна говорит: «имам раджаршиевиду». До тех пор, пока человек не стал риши, великим риши, великим святым, он не сможет понять духовную науку. Поэтому Кришна говорит, хотя Кришна Сам Верховная Личность Бога, Он Сам может передать авторитетное духовное знание, тем не менее Он ссылается на утверждение риши. Такова ведическая традиция передачи знания. Вы не можете установить какую-либо догму, сказав: «по-моему мнению это так». Чего стоит ваше мнение? Даже Кришна говорит: «риши бхир бахудгагитам». Есть разные риши: Гаутама риши, Канада риши. В Индии есть шесть философий, но они не признаются. Риши бхих, например, Девала риши, Нарада риши, Вьясадева, Асита риши, Ванаки риши. Их признают.
00:05:55 Итак, есть разные философские пути познания, поэтому Бхагаватам обобщает [не понятно]. Человек не считается риши, если его мнение не отличается от мнения других. Вы риши только в том случае, если у вас уникальная философия и если я хочу стать риши, то я обязан не соглашаться с вами. Например, в нынешнее время мы видим это в научных кругах, среди философов. Поэтому говорится, человек не станет риши, если у него не будет личного мнения, отличного от мнения других. Поэтому Кришна говорит: «риши бхир бахудагитам», кого же тогда нам принимать? Мы должны принимать. Об этом сказано в ведических писаниях «шрута йо бив инда». Ведические писания- это Сама, Яджур, Риг, Атхарва. Они различаются, они, это одно ведическое знание, но мы понимаем его по-разному, в соответствии с нашей способностью понимать. Но, в действительности, все ведические писания нацелены на постижение Кришны. Такова цель Веды- понять Кришну.
00:07:31 Человек рождается вновь и вновь, изучает ведические писания, и в конце концов, когда он действительно обретает мудрость, бахунам джанма манте, когда он стал настоящим мудрецом, гьяна ван прападьянте, он понимает Кришну и предается Ему. Вот, что такое истинное понимание. Но Шри Кришна Бхагаван, здесь это особенно подчеркивается, Брахма сутра падаишчаива, Брахма-сутра- это Веданта сутра. Он ссылается на Веданта- сутру. Это авторитетное писание, есть разные философские взгляды: параманувада, нирвишешавада, савишешавада, майявада. Все эти философии мы отвергаем. Брахма- сутра- это Веданта-сутра. Она называется Брахма- сутра, потому что первый афоризм Веданта- сутры- это атато брахма джигьяса. Человеческая жизнь предназначена для вопрошания о Брахмане, Абсолютной Истине. Вот, что такое человеческая жизнь. Поэтому это писание называется Брахма- сутра. Оно говорит о том, что есть Брахман. Джанмади сья атаха, Брахман- это Верховный источник всего, поэтому Брахма- сутра называется неапрастхана. Есть неапрастхана, есть шрутипрастхана и смритипрастхана. Мы должны следовать прастхане, пути постижения Абсолютной Истине.
00:09:44 Брахма- сутру именуют неапрастхана, потому что Брахма- сутра основана на ясной логике, поэтому Кришна говорит: «хетумат», ты должен достичь понимания с позиции разума, логики. Человек может понять Абсолютную Истину. Абсолютная Истина в высшем своем проявлении- это Бхагаван. Это Парататва, Абсолютная Истина, которые одни именуют Брахманом, другие- Параматмой, а третьи- Верховной Личностью Бога. Начинающие, те, кто только начинают постигать Абсолютную Истину, видят в Ней Безличный брахман, Брамети. Те, кто продвинулись дальше, Брахмана достигают гьяни. Те, кто рассуждают об Абсолютной Истине с позиции ума, могут постичь Абсолютную Истину в ее безличном проявлении и те, кто, кто продвинулись несколько дальше, йоги, которые не только занимаются умозрительными рассуждениями, но и действительно практикуют, это йоги. Сознание йогов всегда поглощено медитацией. При помощи ума они поглощены постижением Вишну. Йоги находятся на второй ступени самопознания, но вышей ступенью познания является Бхагаван. Кришна сту Бхагаван свайям.
00:12:42 У Бхагавана множество экспансий: Вараха, Рама, Нрисимха. Первая экспансия Баларама, затем Санкаршана, Прадъюмна, Анирудха, затем Нараяна, Маха Вишну, Гарбхокадашаи Вишну, Кширокадашаи Вишну. Так Вишну таттва распространяет Себя во множество форм. Существует множество шастр, много ведических писаний, множество объяснений, но здесь Кришна ссылается именно на Веданта- сутру. Гьяна вайрагья юктайя, нужно досконально изучить Веданта- сутру, объяснения Веданта- сутры. Естественным комментарием к Веданта- сутре является Шримад Бхагаватам. Шримад Бхагаватам- это естественный комментарий, потому что автор- Вьясадева. Составив Веданта- сутру, следуя наставлениям Нарады Муни, своего гуру, гуру Вьясадевы- это Нарада Муни. Вьясадева не испытывал удовлетворения, даже после того, как написал Веданта- сутру. Он не был доволен своей работой и Нарада Муни посоветовал ему: «ты должен описать Верховную Личность Бога непосредственно и тогда ты будешь счастлив. Всё, что ты написал, это косвенное Его описание. Все эти ведические писания являются косвенным описанием. Но ты должен написать это напрямую». Поэтому Вьясадева взял Веданта-сутру и дал комментарий к самому началу Веданты-сутры.
00:14:53 Итак, здесь Кришна Сам говорит о Брахма- сутре и комментарием к Брахма-сутре является Шримад Бхагаватам. Поэтому, если мы хотим постичь духовную истину, как она есть, то начинается это с наставления Кришны, с Бхагавад Гиты. Постарайтесь понять Бхагавад Гиту досконально и, если вы сможете в совершенстве усвоить науку Бхагавад Гиты, старайтесь после этого изучать Шримад Бхагаватам. Амалам Пуранам, трансцендентная пурана. Пурана значит дополнительное ведическое писание, которое завершает.
00:15:59 Дело в том, что изначальные Веды обычным людям очень трудно понять, Веды не для обычных людей. Только очень ученые брахманы, кшатрии изучали их, поэтому были написаны пураны и Махабхарата. Махабхарата предназначена для стри, шудр, двиджа бандунам. Стри- женщина, шудра и двиджа банду, двиджа банду- это тот, кто родился в семье брахмана, но не является брахманом. Это двиджа банду, друг брахмана. Тот, кто недостоин быть брахманом, такой человек лишь называет себя «я брахман», но при этом не обладает никакими качествами брахмана, его называют двиджа банду, другом брахмана. Например, сын верховного судьи может сказать, у него есть право сказать: «я друг моего отца» или «я сын верховного судьи», но, он это может сказать, но вы не можете сказать: «вы сам верховный судья». Для этого нужно квалификация, даже, если вы сын верховного судьи. Если у вас нет качеств, как вы можете сказать, что вы судья. Но сейчас это происходит. Особенно в Индии. У меня нет качеств брахмана, но тем не менее я говорю: «я брахман». Но таких людей называют двиджа банду.
00:17:42 *не понятно*... если у вас есть совершенное знание брахмана, тогда вы брахман. И Нарада Муни говорит, эту квалификацию могут обрести и другие. Также, как сын брахмана, в следствии плохого общения, опускается, точно также сын не брахмана может обрести необходимые качества. Это вопрос образования. Не подумайте, что определенный класс людей может заявить монополию на этот титул. Веды об этом не говорят. Веды предписывают. Как в Бхагавад Гите сказано: «гуна карма». Вы должны обладать качествами брахмана или кшатрия, или вайшьи, или шудры. Есть четыре класса общества. Если вы обладаете качествами брахмана, гуной, если вы действуете, как брахман, тогда вы брахман. Если у вас нет качеств, если вы не действуете, как брахман, как можете заявлять, что вы брахман. Это не позволительно. Так предписывают шастры. Нарада Муни говорит, у каждого есть квалификация и это естественно, это совершенно естественно.
00:19:24 Как определить к какому классу относится человек? Брахман он ли кшатрий, или вайшью. Есть квалификация. В обычной жизни мы это понимаем, мы понимаем, что человек является инженером по своим качествам, врач является врачом по своим качествам. Мы не спрашиваем чей ты сын, уважаемый инженер? Нет. Если у вас есть качества инженера, вы инженер. В противном случае, как вы можете быть инженером. Аналогично, варна- это брахманические качества. В Бхагавад Гите они перечислены, сатья, сам дама, титикша, арджавам. Также там написаны качества кшатрия. Кшатрии должны быть настоящими героями, они никогда не убегают с поля битвы. Если кшатрию бросают вызов: «я хочу сразиться с тобой», тот отвечает: «пожалуйста, я готов». Это кшатрий. Если такие качества у кого-то есть, то даже, если он не рождается в такой семье, Нарада Муни говорит, если у брахмана нет качеств брахмана, но, если у него качества кшатрия или вайшьи, или шудры, то тогда его следует относить к тому классу, качества которого он проявляет. Таково предписание шастры. Поэтому Кришна говорит [Ш. Прабхупада говорит на санскрите].
00:21:15 Мы должны признать Веданта-сутру, получать знания из Веданта- сутры. Шрила Джива Госвами говорит: «знание-это веда гьяна, Веданта- сутра гьяна». Вот, что такое знание, потому что там оно изложено с позиции совершенной логики. Так Кришна ссылается на авторитет Веданта- сутры. Мы должны признавать авторитет Веданта- сутры и стараться понять ее. Но Веданта-сутра объяснена в Шримад Бхагаватам. Если мы принимаем Шримад Бхагаватам. Прежде всего надо изучить Бхагавад Гиту и когда вы действительно осознаете это, эту науку. Что значит осознать Бхагавад Гиту? Это знать, что Кришна- Верховная Личность Бога. Это осознание. Кришна Верховная Личность Бога. В Бхагавад Гите Кришна говорит: «нет авторитета выше Меня». Если мы признаем это, что Кришна является авторитетом в последней инстанции, то вы познали Бхагавад Гиту. Если же вы хотите превратить Кришну в ничто, если вы хотите занять положение Кришны, как делают майавади, то вы просто становитесь мошенником.
00:22:48 Бхагавад Гита означает признавать Кришну Верховной Личностью Бога. И Кришна призывает: сарва дхарман паритьяджа. Это авторитет. Когда человек признает Кришну Верховным авторитетом. Например, если вы прошли вступительный экзамен, вас принимают в колледж, также и Бхагавад Гита является азбукой духовной науки. Люди не могут понять даже азбуки, не говоря уже об аспирантуре- Шримад Бхагаватам. Люди настолько оглупели, настолько опустились. Они не могут понять простых вещей, поэтому, наше Движение сознания Кришны прилагает все усилия, чтобы помочь людям понять Бхагавад Гиту, как она есть, без каких-либо абсурдных толкований. Такова наша миссия. Но люди не принимают этого. Если мы предлагаем им какую-нибудь фальшивку, вроде того, «что Кришна, вы тоже Кришна, я- Кришна, почему только Кришна должен быть Богом, вы тоже Бог и я». Вот это люди оценят, потому что люди любят обман. Эта ложь может звучать привлекательно для демонов, но те, кто являются истинными учениками Бхагавад Гиты, не признают это.
00:24:22 Поэтому Кришна говорит [Ш. Прабхупада говорит на санскрите] понять Кришну очень трудно, потому что Кришна говорит: «из многих тысяч людей лишь один может проявлять интерес к сиддхи». Что такое сиддхи? Сиддхи- это совершенство. Совершенство заключается в том, чтобы выбраться из плена материи, остановить круговорот рождений, смерти, старости. Это называется сиддхи. Кто же интересуется этим, люди умирают, как кошки и собаки, они смирились с этим. Но есть решение смерти, однако им это не интересно. Они готовы умирать, как кошки и собаки. Человеческая жизнь предназначена для решения рождения, смерти, старости, болезни, но они не примут этого. Они готовы рождаться в следующей жизни деревом и не против, они так и говорят: «я всё забуду». Но вы же будете стоять на одном месте 7 000 лет. «Нечего страшного», - говорят они. Это Кали юга.
00:25:46 Люди настолько отупели, люди очень медлительны, очень неудачливы и если человек встает на какой-то путь, вступает в какое-то движение, то это учение тоже очень разбавлено или какая-нибудь чепуха, манда матайе, манда бхагья, они очень неудачливы, они даже не знают, что они будут есть завтра. На самом деле так всё и происходит. Очень неудачливы, упадрута. Они всегда обуреваемы какими-то беспокойствами, природными стихийными бедствиями, плохим здоровьем, политическими треволнениями, поэтому так необходимо способствовать развитию этого Движения сознания Кришны, чтобы люди могли достичь совершенства в жизни. Хотя это трудная работа, тем не менее мы делаем всё от нас зависящее. Если люди воспользуются преимуществами этого движения, то все проблемы их жизни будут решены. В этом цель Движения сознания Кришны.
Спасибо вам большое.
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 06 January 2023