Сквозь гуны материальной природы
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, текст 22, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 20 октября 1973 года в Бомбее, Индия.
«Так, живое существо, оказавшись в материальном мире, следует дорогами жизни и наслаждается тремя гунами природы. Оно соприкасается с материей и в результате встречается с добром и злом в разных формах жизни».
00:00:46 Пурушам означает наслаждающийся, живое существо. Недавно я уже рассказал о том, что такое пуруша. Пуруша значит наслаждающийся. Пракрити- это объект наслаждения. Пракрити стха означает материальный мир. Хотя живое существо- неотъемлемая часть Бога и духовно по своей природе, оно приходит в этот материальный мир наслаждаться. Изначальная причина прихода в этот материальный мир с духовного уровня состоит в том, что живое существо хотело наслаждаться. В духовном мире единственный наслаждающийся- Верховная Личность Бога. Все остальные служат Ему, Его наслаждению. Но здесь, в материальном мире все пытаются стать всевышними и сделать остальных объектами своего наслаждения. Все пытаются стать Богом. И последняя ловушка майи состоит в том, что человек заявляет: «я- Бог». Когда он пытается стать великим бизнесменом, землевладельцем, министром, президентом или богатым человеком в обществе, кем-то большим, когда же ему не удается стать этим великим, тогда он делает попытку стать единым с Богом. Слившись с Богом, он станет величайшим. Такова философия. В основе всего стоит желание стать великим. Потому что, если я не стану великим, я не смогу наслаждаться.
00:03:02 Итак, что представляет собой поле наслаждения этой деятельностью? Это тело. Мы уже говорили об этом. Кшетра, кшетра- гья. Тело является полем деятельности. Пуруша- живые существа оказались в ловушке материальной энергии. Это называется пуруша пракрити стха. Живому существу совсем не обязательно находится в материальном мире, но оно решило наслаждаться материальным миром, поэтому оно здесь. Но оно может отказаться от этого. Это называется освобождение, спасение. Оно может оставить всё это, мукти. Об этом также сказано в Шримад Бхагаватам: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите] это называется мукти. Здесь каждое живое существо пребывает анидха рупам. Анидха рупам означает «то, чем ее природа не является», ее природа служить, но оно находится здесь ни как слуга, но, как господин.
00:04:46 Живое существо приходит сюда наслаждаться, но оно наслаждается не пракрити, но пракрити джанганам, качествами пракрити. Есть три качества пракрити: благость, страсть и невежество. Это производные материального мира. Поэтому, в другом месте описывается: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], это иллюзорная энергия. Есть три качества, поэтому мы видим разные формы жизни. Каждое живое существо находится под влиянием определенной гуны. Есть три гуны: добродетель, страсть и невежество. Если вы смешаете их, то получится 9 сочетаний. Три на три равняется девяти. Затем, если вы снова перемножите эти девять на девять, получается 81. Поэтому в мире существует 8 400 000 форм жизни. 900 000 видов, обитающих в воде. Также есть птицы, млекопитающие, деревья, насекомые и также человеческие формы жизни. Все эти тела предназначены для наслаждения в разных настроениях. Все пытаются наслаждаться, но живое существо наслаждается не пракрити, а общением, с соприкосновением с гунами.
00:06:38 Итак, каждое живое существо страдает или наслаждается. Наслаждения нет, все страдают. Это называется майя. Они страдают, но они воспринимают это, как наслаждение. Даже свинья, поедая экскременты, при этом думает, что наслаждается. Она наслаждается, наслаждается определенной пищей, соответствующей ее качествам. Сейчас, поскольку люди все больше погружаются в гуну тьмы, они питаются отвратительной пищей. И пракрити также сокращает до минимума обеспечение их саттвичной пищей. Например, в наши дни не хватает злаков, молока, сахара. Это на практике можно наблюдать, потому что люди всё больше погружаются в гуну невежества. Это отражается на продуктах питания. Вышеперечисленные продукты относятся к гуне добродетели, благости. Кришна просит нас: «патрам пушпам бхалам тойям», Он не говорит «дай Мне мяса, вина». Кришна может есть всё, но Он не говорит «давай Мне, всё, что угодно». Нет, Он в частности упоминает «патрам пушпам бхалам тойям». Вот это продукты в благости: рис, дал, пшеница, то есть злаки. Далее, сахар, фрукты, овощи, молочные продукты. Это продукты в благости. Также есть продукты питания, такие, как чили, очень острый. Это продукты в страсти. Также есть в невежестве разнообразная пища, испортившаяся, мясо, всё это в невежестве.
00:09:00 Итак, наш долг, как людей, выбраться из круговорота рождения и смерти и перестать перевоплощаться в разных формах жизни. Такова миссия человеческой жизни. Человек обладает развитым сознанием, которое предназначено для того, чтобы вызволить его из цикла рождения и смерти и перестать бродить по разным формам жизни. Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], так живые существа пуруша пракрити стха, находящиеся в этом материальном мире, скитаются с планеты на планету, перерождаясь в разных формах жизни, но их болезнь- это рождение и смерть. Даже, если вы родитесь на Брахмалоке.
00:09:56 Как говорит Кришна: «даже, если ты вознесешься на Брахмалоку, высочайшую планету этой вселенной, там тоже есть смерть. Ты не сможешь избежать этого». Это истинное познание. Я не хочу умирать, но я вынужден. Я не хочу стареть, но я вынужден стареть. Я не хочу болеть, но болезни приходят ко мне без спросу. И это настоящая проблема. Вы можете добиться очень долгой жизни, удобной жизни на высших планетарных системах. Например, люди совершают благочестивую деятельность. Результатом такой благочестивой деятельности является то, что вы рождаетесь в очень хорошей, добропорядочной или состоятельной семье, вы рождаетесь красивым, получаете хорошее образование. Джанма, значит происхождение, благородное происхождение. Аишварья, значит богатство, состояние. Шрута- образование. И шри- красота. Праведная деятельность дарует вам всё это, но греховная деятельность приводит к противоположному результату, вы рождаетесь в очень неблагополучной семье, папайони, некрасивыми, не образованными, вы страдаете всевозможным образом.
00:11:34 Итак, в какой бы форме жизни вы не оказались, джанма, мритью, джара, вьядхи. Не подумайте, что так как у вас очень красивое тело, вы родились в очень добропорядочной, благородной семье, вы очень образованы, вы сможете избежать джанма, мритью, джара, вьядхи. Это невозможно. И это настоящая проблема. Сат йони, жизнь высшего порядка и асат йони, папайони. Почему один человек рождается в не благополучной семье, другой рождается в добропорядочной семье? Причина в карана гунам санга сья, в следствии его общения с разными качествами.
00:12:25 К сожалению, эта наука о том, что существует рождение после смерти и этому свидетельствует наш опыт, люди не задают вопросов об этом. Они думают, что можно улучшить свою жизнь, но это невозможно. До тер пор, пока человек не изменит своих качеств, он не сможет улучшить свою жизнь. Это исключено, они не знают об этом, они делают ложные попытки улучшить свое положение. Никто не пытается стать бедняком, все стараются стать богатыми, но это невозможно, потому что у человека определенное тело и это тело уже предрешено, ему придется испытать счастье или страдание, соответствующее его телу. Поэтому шастра говорит: «ты должен пытаться достичь того, чего ты не достиг, чего ты не получил в своих прошлых жизнях».
00:13:31 Совершая праведную деятельность или не благочестивую деятельность, мы получили определенное тело здесь на этой планете, или на высшей планетарной системе. Хорошо, но не это является решением моей проблемы. Реальная проблема- это джанма, мритью, джара, вьядхи. Мы должны стараться, мы должны беречь свое время, чтобы использовать его на то, чтобы выбраться, избавиться от джанма, мритью, джара, вьядхи. В этом цель всей ведической цивилизации. Поэтому здесь говорится: тасья вахету, правету ковида, если вы разумны, вы должны стараться так построить свою жизнь, чтобы высвободиться из круговорота рождения и смерти. Мы должны очистить наше существование, чтобы возродить наше изначальное положение, вечную жизнь, блаженную жизнь, исполненную знания. Вот, что нам необходимо. У современной цивилизации нет такого знания, все стараются улучшить свои условия, но это не улучшение. Настоящее улучшение- это выбраться из круговорота рождения и смерти. Это реальное улучшение.
Спасибо вам большое.
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 13 January 2023