Получите знание от Кришны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 13, текст 3, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 19 апреля 1974 года в Хайдарабаде, Индия.
Перевод: «Знай же, о потомок Бхараты, что, находясь в каждом из тел, Я также знаю их и что понимание природы тела и знающего тела, называется знанием. Таково Моё мнение».
00:00:47 Гьянам - знание. Верховная Личность Бога Кришна объясняет, что такое знание. По всему миру люди приобретают знание. Знание предназначено для людей, не для кошек и собак. Поэтому, у людей есть столько университетов, школ, колледжей, институтов, законов. У людей есть множество возможностей для приобретения знания. Если же я не знаю кто я, есть ли смысл в моем образовании? Как правило, несмотря на множество университетов по всему миру, люди продолжают считать себя телом, «я - тело, я - индиец, я - американец, я - индус, я - мусульманин». Все отождествляют себя с материальным телом. Какой тогда смысл в вашем высшем образовании? Здесь Кришна говорит: кшетра, тело и владелец тела. Я не тело, я владелец тела. Это гьянам. Кришна объясняет это в этой главе. Это тринадцатая глава.
00:02:58 Арджуна задал вопрос. В этой главе он задал этот вопрос: «Мой дорогой Кришна, я хочу узнать, что такое пракрити, пуруша, кшетра, кшетра гья и гьяна». Арджуна спросил обо всем этом. Арджуна ученик, а Кришна Учитель. Ученик смиренно вопрошает Учителя о знании. Так предписывают Веды. Вы не можете обрести знание без учителя. Путем умозрительных рассуждений мы не сможем прийти к истинному знанию. В настоящий момент множество философов и ученых пытаются развивать науку на предположениях: «я думаю, по-моему мнению, возможно» и так далее. Вот, что происходит. Известные философы, ученые выносят свои суждения: «я думаю это так». Так поступают все.
00:04:43 И народ это поддерживает. Каждый может рассуждать, как ему хочется и сейчас это признается всеми, как знание. К примеру, в настоящий момент, среди ученых принято считать, что жизнь возникает из материи. Это теория химической эволюции. Таких людей награждают нобелевской премией. Знание о том, что жизнь рождается в результате комбинаций материальных элементов, ошибочно. Это не знание, это невежество. Однако, идя этим спекулятивным путем, кто-то пишет толстые тома книг и получает нобелевскую премию, но где доказательства того, что жизнь возникает из химических соединений? Об этом говорил один именитый профессор в Калифорнийском университете.
00:06:07 Он ездил вокруг света со своими лекциями. Когда я был в Лос-Анджелесе, он тоже приехал туда. В университете Лос- Анжелеса работает доктор химических наук Сварупа Дамодар, он мой ученик. Он бросил вызов этому профессору: «вы говорите, что жизнь возникает благодаря соединению химических веществ. Если я предоставлю вам эти вещества, вы сможете создать жизнь»? «Этого я не могу сказать» - ответил профессор. Вот, что происходит. У вас нет определенного, конкретного знания, вы лишь теоретизируете и предполагаете, но это не знание. Однако мы получаем знание от совершенной личности. Таков ведический путь. Вы получаете знание от того, кто обладает совершенным знанием.
00:07:28 Знание делится на совершенное и не совершенное. Пока мы не совершенны сами, мы не сможем давать совершенное знание, поэтому мы должны обратиться за знанием к тому, кто совершенен. Так предписывают Веды. Гуру - это тот, кто обладает совершенным знанием. Человек не может быть гуру, если его знание не совершенно. Гуру значит тяжелый. Если я сам легкий и получаю знания от такого же легкого человека, какой толк в таком знании? Поэтому Веды предписывают абхигьятчет, обязан, гьятчхе - это форма глагола видхим используется в тех случаях, когда нужно передать значение долженствования, абхигьятчет, то есть это не вопрос предпочтения: могу обратиться, а могу не обратиться. Нет, вы обязаны обратиться. Так предписывают Веды.
00:08:46 Итак, вот совершенный учитель - Кришна, истинный джагат гуру. Кришна Верховная Личность Бога нисходит в этот мир в должное время. Кришна является в определенное время. О времени Его прихода говорят шастры. К примеру, солнце восходит в определенное время. Все знают, что в 6.30 утра произойдет восход солнца. В этом нет сомнений. Аналогично, в шастрах описывается. Когда приходит Кришна, когда Он нисходит в эту вселенную. Один раз в день Брахмы, в конце Двапара юги. Дни Брахмы описаны в Бхагавад Гите. В 43 лакха лет, умноженное на тысячу, составляют один день Брахмы. Тысячу раз по 43 лакха, плюс ещё столько же с таким промежутком, в этот мир приходит Кришна. Почему Он приходит? Тоже описывается.
00:10:24 Итак, Верховная Личность Бога Кришна нисходит, чтобы дать нам знание Бхагавад Гиты, которое Он сообщает нам Сам. Так, что после Его ухода, вы можете пользоваться Бхагавад Гитой. Вы тоже, как и Арджуна можете получить ответы на все ваши вопросы, не только религиозные. Конечно, когда речь касается знаний о Боге, это считается религией. Но английский словарь приводит иное значение слову «религия» нежели то, что под этим понимаем мы. В словаре сказано: религия - это вера. Но вера может быть, как истинной, так и ошибочной. Однако, религия не может быть ошибочной или истинной. Религия должна быть истинной. Например, сахар сладок. Понятие верный или ошибочный здесь не применимы. Сахар всегда должен быть сладким.
00:11:50 Вы не можете это изменить. Вот, что такое религия. Чили острый, это верно, чили не может быть сладким, а сахар - острым. Это религия. Ведические шастры описывают религию так: дхарма. Простое определение религии звучит так: законы, данные Богом. К примеру, законы страны издаются правительством, это верно. Вы не можете относится к законам правительства, как к тому, чему можно верить, а можно и не верить. Это не закон. Что такое закон? Закон подразумевает, что вы должны в это верить. Если вы не верите, вы будете наказаны, таков закон. Аналогично, религия в значении английского словаря - это определенная вера. Я могу принять веру индуистскую или христианскую, вы можете принять, а можете не принять, в этом нет обязательности, но это не значение религии.
00:13:20 Религия - это то, что вы обязаны принять, не важно, верите ли вы или не верите, вы обязаны принять. Это религия. И что это за религия? В Бхагавад Гите мы читаем: «сарва дхармам паритьяджа». Это религия. Почему Кришна говорит? «Я нисхожу на эту планету в этой вселенной, чтобы восстановить принципы религии». Что такое дхарма? Это не дхарма индусов, мусульман, христиан и так далее, нет. Кришна Верховная Личность Бога приходит в этот мир не для того, чтобы учить какой-то сектантской дхарме. Есть одна дхарма. Какая? Предание воли Бога. Это дхарма. Чего ради, вам предаваться Богу, если у вас нет к Нему любви? Например, мы подчиняемся законам правительства. Почему? Потому что мы убеждены, если я буду следовать законам страны, я буду хорошим гражданином и у меня не будет никаких проблем.
00:15:06 Мы знаем это и потому предаемся законам правительства. В настоящий момент мы повсюду видим не совершенное правительство. По этой причине народ протестует, создаются партии, одна партия стремится занять правительственные посты, когда она уходит, на её место приходит другая партия, но и те, и другие не совершенны, поэтому они не могут издавать настоящих законов, чтобы людям жилось спокойно и счастливо. Это беда. Когда же мы получим законы от совершенного, мы сами достигнем мира и совершенства. Это настоящие законы. Об этом говорит Шримад Бхагаватам. Если мы посвятим себя служению Васудеве, Верховной Личности Бога.
00:16:27 Васудева одно из Имен Кришны. Кришна явился, как сын Васудевы. Также Васудева означает «всепроникающий». Оба значения равны, Кришна сын Васудевы, Он приходит, Он принимает. Хотя Он является изначальным источником всего, тем не менее Он приходит в образе человека, становясь сыном Своего преданного, такого, как Васудева или Нанда Махараджи или Махараджи Дашаратха. Таков Его выбор. Он может явиться где угодно. Кришна совершенен. Если мы воспользуемся уроками Кришны, Его наставлениями, мы обретем совершенное знание. Так следует изучать Бхагавад Гиту. Если вы считаете Кришну обычным человеком, вы будете одурачены. Мы должны признать Кришну. Почему? Потому что все шастры признают Его, Кришна сту Бхагаван свайям. Садху, шастры, гуру являются свидетельством этому.
00:18:11 Согласно нашему ведическому знанию, если нечто подтверждено Ведами, мы должны это признать. Поэтому Веда - это знание, совершенное знание. Садху шастра, шастра - это Веды, садху, то есть святые и гуру, того, кто следует указаниям шастр, ведическому знанию, называется святым. Того же, кто не признает знания Вед, последователей Вед, не признают за авторитет. Это относится даже к Господе Будде. Он не признавал авторитета Вед и поэтому не был признан в Индии, хотя Господь Будда пришел в Индии, на некоторое время многие люди стали последователями его религии буддизма, но позднее буддизм исчез из Индии, он распространился за её пределами. По какой причине? Дело в том, что Господь Будда не признавал авторитета Вед.
00:19:27 Хотя Господь Будда считается воплощением Бога, мы вайшнавы поклоняемся Господу Будде, шрути джатам, утверждение Вед называется шрути джатам, ниндаси. Миссия Будды состояла в том, чтобы остановить убийство животных. Ему пришлось отвергнуть ведические принципы, потому что Веды не всегда, но иногда рекомендуют приносить животных в жертву. Он пришел ради того, чтобы положить конец убийству животных, поэтому на какое-то время он отверг авторитет Вед, чтобы люди не оправдывали кровавые жертвоприношения тем, что они рекомендуются в Ведах. Итак, чтобы помешать людям воспользоваться этим поводом, он сказал: «Я не признаю авторитет Вед». По этой причине его считают атеистом. Это долгая история. В любом случае, если подвести итог, мы должны признавать знания, полученные от совершенного. Наше знание будет несовершенным, если мы не получаем его у того, кто совершенен. Поэтому Арджуна спрашивает, что такое пракрити - материальная природа. Пуруш - это тот, кто пытается эксплуатировать.
Обрыв записи
00:21:33 Пракрити, постарайтесь понять, женщина, стри. Как можно, чтобы одна женщина- стри желала наслаждаться другой стри. Это невозможно. Должен быть пуруша. Хотя живые существа называются здесь пурушами, они не являются таковыми, они пракрити. Джива бхута маха бахо, они относятся к высшей пракрити, но они не пуруша, они лишь пытаются быть пурушей. Это называется иллюзией. Если женщина переодеваются в мужчину и желает действовать, как мужчина, это искусственно, это невозможно. Аналогично, живое существо не пуруша, оно пракрити, но так как оно желает наслаждаться материальным миром, природа предоставляет ему одежду, как у пуруши, чтобы оно воображало себя наслаждающимся пракрити. Пракрити не может наслаждаться другой пракрити. Только пуруша может наслаждаться.
00:22:53 Это также описывается в Бхагавад Гите. Шанти, если вы желаете шанти, умиротворения в душе, если хотите мирной жизни, вы должны знать эти три истины: Кришна - Верховный бхокта, наслаждающийся. Мы пытаемся подражать Ему, это иллюзия. Если вы попытаетесь ухватить нечто иллюзорное, вы лишь зря израсходуете силы, вам это никогда не удастся. Даже, если у вас это получится, вы не сможете быть счастливыми, потому что это все лишь иллюзия. Итак, истинный бхокта Кришна. Люди стремятся к миру, шанти, но вот формула достижения шанти. Мы должны знать, что Кришна Верховный наслаждающийся всем. Если вы подвергаете себя суровой аскезе, предположим, вы занимаетесь бизнесом, это тоже тапасья.
00:24:24 Вам приходится очень тяжело трудиться, деньги достаются не легко. Но вот вы обретаете деньги, это тоже плод вашей тапасьи. Порой мы видим, как бедняк трудится, не разгибая спины и становится миллионером, есть много таких примеров, но это тапасья. В результате вам достаются миллионы долларов, но вы не можете ими наслаждаться. Это же касается ягьи. Веды описывают множество ритуальных церемоний для достижения чего-то великого. Вы можете это обрести, но Кришна говорит: «когда ты обретешь это, ты не наслаждающийся. Наслаждающийся Я». Но кто это признает? Все скажут: «я заработал это тяжелым трудом, а Кришна всё заберет»? Да. Если вы хотите наслаждаться сами, вы никогда не будете счастливы. Отдайте всё Кришне и тогда будете счастливы. Такова формула.
00:25:43 Это простая формула, но, если мы поймем ее. Он собственник, сарва локам махешварам, Он должен наслаждаться. Предположим, плотник изготавливает очень красивую мебель, замечательный шкаф. Кому принадлежит этот шкаф? Плотнику или человеку, который платит ему, который снабжает его деревом? Кто владелец? Очень простая философия. Чем бы мы ни пользовались. Аналогично. Допустим вы строите дорогой небоскреб. Но кто дал материалы, кирпичи, камень, дерево, железо? Где вы это взяли? Это собственность Кришны. Вы не можете сами производить эти кирпичи, железо или дерево. Это собственность Кришны.
00:26:57 Эти пять материальных элементов: земля, вода, воздух, огонь, даже ум и разум. Ум, если бы у вас не было разума, вы не смогли бы нечего создать из этих материальных компонентов. Например, в Америке до того, как европейцы и выходцы из других стран, в основном европейцы, отправились в Америку, земля Америки уже была. Всё уже было, но так как у индейцев не было достаточно разума, они не могли превратить Америку в то, чем она сейчас стала. Им недоставало разума.
00:27:40 Итак, наша промышленность создает столько всего, но разум для этого нам тоже дан Кришной. Буддхи тоже дает Кришна. Об этом сказано в Бхагавад Гите. «Я нахожусь в сердце каждого». «От Меня вы получаете разум, память, а также забвение». Мы во всём зависим от Кришны. Иначе, почему один человек необыкновенно разумен, а другой нет? Почему такая разница? Если вы исследуете тело разумного и менее разумного человека, вы обнаружите, что в анатомическом и физиологическом отношении, они одинаковы, у них та же кровь, те же кости, тот же спинной мозг, те же мускулы, та же кожа, те же кровеносные сосуды, то же сердце, всё тоже самое. Но почему один человек не очень разумен, а другой наделен великим интеллектом?
00:29:10 Почему такая разница? Потому что одному Кришна дал разум. Об этом сказано в Бхагавад Гите. Если Кришна благосклонен к вам, вы получите нужный разум в нужный момент. В противном случае вы будете лишены этого. Итак, мы целиком и полностью зависим от Кришны. Кришна руководит нами, поэтому за верным знанием нужно обращаться к Кришне. Санскрит…От меня… Поэтому Арджуна по-настоящему разумен, поэтому он спрашивает у Кришны, что такое пракрити, кто такой пуруша, кто кшетра гья, что такое гьяна, что такое кшетра. И Кришна отвечает.
00:30:08 Если мы хотим обрести истинное знание, мы должны обратиться к Бхагавад Гите. Такова наша проповедь. В Движении сознания Кришны мы проповедуем это послание. Получайте знание от Кришны. Это всё, что требуется. Не обращайтесь за знанием к негодяям и глупцам, вы будете сбиты с толку. Такова наша проповедь. Почему бы вам не воспользоваться этой возможностью? У нас не очень трудная миссия, у нас очень легкая задача, потому что мы не выдумываем нечего, как негодяи, которые любят говорить «я считаю». Кто вы такой, чтобы так считать? Чего стоят ваши рассуждения? Мы сразу же отвергаем их. «Я считаю, по моему мнению,». Вот, что происходит. Великие ученые, философы, мы не признаем их. Мы должны убедиться, что человек получил знания от Кришны.
00:31:22 Тот, кто получил знание от Кришны… Например, Арджуна сказал Кришне: «Мой дорогой Кришна, я сам не могу разрешить те трудности, которые возникли в моей душе. Никто, кроме тебя не сможет мне помочь». Арджуна знал, что Кришна Верховная Личность Бога и потому предался Ему. Он предался. Прежде они разговаривали, как друзья. Дружеские разговоры не могут привести к какому-либо хорошему результату, это пустая трата времени. Когда же разговаривают учитель и ученик, у этой беседы есть смысл. К примеру, мои ученики приняли меня своим гуру, и они принимают всё, что я говорю, я их не подкупал. Эти европейцы, американцы. У меня нет денег. Я приехал в Нью-Йорк с семью долларами.
00:32:26 Какие у меня были деньги, но они приняли меня. Таков процесс. Вы должны отыскать того, кого вы сможете принять своим гуру. Этот гуру должен быть авторитетом. Зачем, в противном случае, принимать гуру самозванца. Кто является истинным гуру? Это тот, кто признает Кришну своим гуру. Это истинный гуру. [Не понятно] Кришна говорит: «систему йоги, описанную в Бхагавад Гите, Я впервые поведал Богу Солнца, а Бог Солнца в свой черёд передал это знание своему сыну Ману, Ману Икшвакаве брави, Ману пересказал тоже знание своему сыну Икшваку». Иными словами, это знание действительно исходит из Кришны. В начале Шримад Бхагаватам также сказано, Адикаве - это Господь Брахма, а Брахма есть ведическое знание.
00:34:06 Брахму не кому было учить, Брахму называют Прапитамаха, он в совершенстве постиг ведическое знание, он Адикави, но откуда он получил знание? От Кришны. Брахма передал его Нараде, Нарада Вьясадеве, Вьясадева другим ачарьям. Такова парампарам. Есть парампара, знание передается без искажений, это тоже знание, но оно передается по цепи ученической преемственности, от одного к другому. Тот, кто получил знание в цепи учителей и учеников, например, сейчас мы изучаем беседу между Кришной и Арджуной. Арджуна является прямым учеником Кришны. Если вы воспринимаете Бхагавад Гиту, как её понимал Арджуна, вы получаете совершенное знание. Если же ваши знания о Бхагавад Гите опирается на объяснение так называемого ученого или политика, это не более, чем обман.
00:35:24 В таком знании нет смысла. Таков путь. Постарайтесь постичь Бхагавад Гиту так, как это делал Арджуна. Арджуна спрашивает у Кришны, примите ответы Кришны. Арджуна признал Кришну. Всё это постулаты Бхагавад Гиты. Мы обращаемся к вам с единственной просьбой, если вы хотите знания, которое получил Арджуна, получайте его от Кришны или того, кто принял Кришну своим гуру, изначальным гуру, тогда ваше знание совершенно. В противном случае вы будете обмануты, вы не получите истинного знания, это невозможно. Поэтому Кришна говорит, прежде всего Он сообщил, что тело кшетрам, поле деятельности. К примеру, у фермера есть поле, которое он пашет плугом. Урожай, который соберет фермер, будет зависеть от его усилий и возможностей.
00:37:00 Аналогично, у нас есть поле, тело и мы трудимся, вы, я, все, трудимся, пользуясь своими знанием и разумом, поэтому я сам не тело, я хозяин тела, я тружусь при помощи своего тела. Изучите себя, посмотрите на своё палец, спросите себя: «я палец»? Нет. Вы не палец. Это ваш палец. Я голова? Спросите любого ребенка: «что это такое, мальчик мой»? «О, это мой палец, папа». Ни один ребенок не скажет «я палец». Даже ребенок такое не скажет, но вся материальная цивилизация построена на представлении «я - тело, я - индиец, я - американец». Отсюда рождается вся эта глупость. Это мешок с костями, плотью, кровью, мочой и калом, наше тело – мешок. Вскройте его, и вы увидите всё это внутри, кровь, мышцы, кости, мочу, кал и так далее.
00:38:45 Означает ли это, что великий гений - это лишь сочетание мочи, испражнений, крови, костей? Почему бы вам тогда не создать ещё одного гения из таких компонентов? Но именно так считают так называемые ученые, философы. Они создали какую-то клеточную теорию, но это не факт. Факт заключается в том, что внутри тела находится хозяин тела душа. Причина нашего разума, маленького или большого не материя, но Кришна. Таково ваше положение. Но где вам получить это знание? Не в университете, а в Бхагавад Гите, поэтому наша единственная проповедь такова: сознавайте Кришну, постарайтесь понять всё, природу всех проблем, их решение содержится в Бхагавад Гите. Сейчас в мире актуальна проблема продовольствия.
00:40:00 Ее не решить переговорами на том или ином уровне. Вчера один корреспондент спросил: «сер, какова ваша точка зрения на Бхагавад Гиту». Двайтавада, двайтавада. Об этом мы поговорим позже. Спуститесь на землю. Предположим, в мире наблюдается дефицит пищи. Кришна не предлагает решать эту проблему при помощи философии двайтавады или адвайтавады. Кришна предлагает практический способ [не понятно]. Анад, у вас должно быть достаточно злаков для того, чтобы кормить животных и людей. Это практично. К чему разговоры об адвайтаваде или двайтаваде? Когда вы испытываете нужду, когда вам требуется ана, Кришна предлагает практическое решение ана бхаванти. Он нигде не говорит, что проблемы пищи нужно решать за философскими дискуссиями, адвайтеваде или двайтавади. Вот практический совет.
00:41:19 Вы должны выращивать достаточно зерна. Праджаньят, если выпадает достаточно дождей, будут хорошие урожаи зерна. Философия адвайтавады или двайтавады здесь ни при чем, это практическое решение. Кришна разделил человеческое общество на четыре сословия: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Эти социальные классы должны существовать. Если не будет разумных людей брахманов, если будут одни шудры, вы не сможете быть счастливыми, это невозможно. К примеру, для существования тела нужны и голова, и руки, и живот, и ноги. Если у вас нет нечего, кроме ног, вы труп. Но, даже, если у вас только голова, вы тоже мертвец. Все четыре части тела должны быть на месте. Как можно нарушать этот закон. «Нет, нет, нам не нужна голова» или «нам не нужны ноги».
00:42:37 Нет, Кришна говорит: нет, это мой регулирующий принцип, он предназначен для вас, поддерживайте высшее сословие разумных, интеллектуальных людей, не беспокойте их, предоставляйте им все возможности, пусть они постигают ведическое знание и помогают вам». Это необходимо. Так вы найдете решение всем проблемам: социальным, политическим, экономическим, философским, религиозным, всем. В этом предназначение нашего Движения сознания Кришны. Изучайте Бхагавад Гиту, как она есть, не пытайтесь давать всевозможных глупых толкований, без толку тратя своё время. Тогда вы получите помощь в решении всех своих проблем и ваша жизнь будет успешной. Такова наша просьба.
Спасибо вам большое.
транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 26 March 2022