Один святой день
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Шримати Вишнуприя
00:00:09 Сегодня святой день васанта-панчами, пятый день растущей луны месяца Магх, когда Кришне предлагают только что распустившиеся весенние цветы. В этот день на свет явилась Шримати Вишнуприя. Её отца звали Санатана Мишра, он принадлежал к древнему брахманскому роду и был великим преданным Господа Вишну. Шримати Вишнуприя Деви — вечная супруга Шри Гаурасундара в Его облике Гаура-Нараяны. Согласно Шри-Гаураганодеша-дипике, она является Сатьябхамой в Играх Кришны в Двараке. Она была второй женой Махапрабху. Их свадьбу устроил Кашинатх Пандит.
00:00:47 Шримати Вишнуприя — идеал самопожертвования и верности Гауранге Махапрабху. Она приняла санньясу, когда ей было всего четырнадцать лет. С того дня она вела почти затворническую жизнь, служа матушке Махапрабху — Шачидеви. Каждый день с рассвета до заката она повторяла Святое Имя и после каждой мантры откладывала зёрнышко риса, затем собирала этот рис, варила и предлагала Господу. Это всё, что она съедала за целый день.
00:01:14 Когда Шачидеви покинула мир, заботу о Шримати Вишнуприи принял её брат. Впоследствии она установила дома мурти, божество Махапрабху, — и служила Ему до конца жизни. Этому божеству по сей день поклоняются в Храме «Махапрабхура Бади» (Дом Махапрабху) — здесь, в Навадвипе. Если в этот день мы почтим её святую память, может быть, она смилостивится и поможет нам хотя бы на шаг приблизиться к Махапрабху.
Шри Пундарика Видьянидхи
00:01:44 Сегодня также день явления Пундарики Видьянидхи. В Кришна-лиле он — Раджа Вришабхану, отец Шримати Радхарани. Шри Пундарика родился в богатой и знатной брахманской семье из Чхатаграма. Его семья имела большие владения по всей Бенгалии. Титул Видьянидхи ему присвоили позже, в знак признания его учёности.
00:02:07 О таких людях, как он, говорят — любители красивой жизни. Он любил роскошную обстановку, дорогие одежды, изысканную пищу. В те времена любой состоятельный бенгалец считал своим долгом приобрести дом в Навадвипе, непременно на берегу Ганги, чтобы время от времени приезжать в Святое место в собственный дом и совершать омовение в Святой реке. Пундарика Видьянидхи не был исключением. У него был один из самых красивых и богатых особняков в Навадвипе. Обычно он жил в своём поместье в Чхатаграме и лишь несколько раз в году по большим праздникам приезжал в столицу в собственную резиденцию.
00:02:45 Шримати Радхарани, дочь царя Вришабхану (в Кришна-лиле), воплотилась как Гададхар Пандит в Гауралиле. У Гададхара Пандита был близкий друг по имени Мукунда Датта, большой поклонник Махапрабху. Мукунда был родом из тех же мест, что и Пундарика, — из Чхатаграма. Он знал, что под маской праздности в Пундарике скрывается глубокая религиозность и преданность Богу. Он видел в нём истинного Кришна-бхакту, Бхагавата-вайшнава. Состоятельный помещик (заминдар) для обывателей, Пундарика был примером преданности для тех, кто его знал близко. Однажды, услышав о приезде земляка, Мукунда, как всегда, отправился навестить его и пригласил с собой Гададхара Пандита: «Пойдём, я познакомлю тебя с вайшнавом».
00:03:32 Гададхар Пандит с детства стремился к обществу вайшнавов и терпеть не мог заумных майавади, поэтому обрадовался знакомству с новым вайшнавом. Он считал, что идея воспевания Имени Бога — самая высшая форма богословия. Поэтому, когда Нимай Пандит вернулся из Гайи и начал проповедовать харинаму санкиртану, он стал его приверженцем. До этого Гададхар Пандит старался не попадаться Ему на глаза, поскольку каждый раз Нимай пытался навязать ему спор о значении того или иного санскритского слова или доказывал какую-нибудь философскую истину. Но вернувшись из Гайи, Шри Чайтаньядев преобразился в вайшнава. Однажды Он сказал Гададхару Пандиту: «Я потратил годы на пустые разговоры о грамматике и философии, но тебе, мой друг, повезло — ты с самого детства был предан Кришне и испытывал влечение к Его Имени. Ты достиг цели жизни, едва успев родиться».
00:04:29 Итак, Мукунда Датта и Гададхар Пандит отправились в гости к Пундарике. И какая же картина предстала их взору? На роскошном диване сидел уверенный в себе господин и курил золотой кальян, украшенный драгоценными камнями. Тело его благоухало дорогими ароматами. Длинные волосы, умащённые дивно пахнущими маслами и искусно уложенные локонами, ниспадали на плечи. Двое слуг обмахивали его шёлковыми опахалами с ручками из красного дерева и золота. И этого господина Мукунда называл вайшнавом?
00:05:08 «Какое отношение, — думал Гададхар Пандит, — имеют к вайшнавизму кальян, табак, шёлковые халаты, слуги? Что для Мукунды признак преданности — диван из слоновой кости?». Мукунда почувствовал разочарование друга и, будучи прекрасным певцом, нараспев произнес стих из Бхагаватам:
ахо баки йам стана-кала-кутам
джигхамсайапайайад апй асадхви
лебхе гатим дхатрй учитам тато 'нйам
кам ва дайалум шаранам враджема
00:05:27 «Кому мне нести своё сердце, как не Кришне? В ком еще столько милости? Если он простил Путану Баки, которая вознамерилась отравить Его самым коварным способом — притворившись кормилицей и намазав ядом грудь, то наверняка смилостивится надо мной. Он не только не отверг убийцу, а пил её молоко, признав её наравне с матерью. У кого ещё столько милосердия, как у моего Господа? У кого мне ещё искать прибежища?».
00:05:55 Внезапно Пундарику словно подменили: «Она смочила грудь ядом, чтобы отравить младенца. Убить грудного ребёнка таким способом, что может быть ужаснее? И что же Он? Признал её кормилицей, отнёсся к ней, как к матери. Его великодушие непостижимо. К кому мне ещё обращаться за милостью?».
00:06:14 Пундарику трясло. Он как безумный размахивал руками, рвал волосы на голове, разодрал шёлковый халат, отпихнул ногой кальян. Вскочил с дивана и начал крушить всё вокруг — мебель, посуду… Затем, обессиленный, рухнул на пол и зарыдал: кам ва дайалум шаранам враджема — «У кого ещё просить милости?». Потом вовсе лишился чувств.
00:06:39 Гададхара Пандит понял, что судил незнакомца по внешности, хотя знал, что вайшнава не судят по одежде, причёске, по манерам и другим внешним признакам. Пундарике просто напомнили эпизод из Игр Кришны, и он лишился рассудка!
00:06:54 По дороге домой Гададхар Пандит признался другу: «Мукунда, я оскорбил великого вайшнава, приняв его за обычного человека, погрязшего в заботах о своём благополучии. Я погиб как преданный. Меня уже ничто не спасёт. Если бы он только согласился стать моим учителем, может быть тогда, служа ему, я искупил бы своё оскорбление. Другого способа быть прощённым за вайшнава-апарадху я не знаю. Я немедленно отправлюсь к Нимаю Пандиту и спрошу его совета».
00:07:24 (Ещё до того, как Пундарика приехал в Навадвипу, Махапрабху вдруг стал звать: «Бап Пундарик! Бап Пундарик!». Бап — значит «отец». «Отец Пундарик, отец, где ты?» — восклицал Нимай, испытывая чувства Радхарани).
00:07:39 Когда Гададхар рассказал о своём намерении Махапрабху, тот, не задумываясь, поддержал его: «Отправляйся к Пундарике немедленно и попроси его взять тебя в ученики». Гуру для нас — отец, поэтому не удивительно, что Махапрабху одобрил желание Гададхары принять инициацию у Пундарики Видьянидхи. Пундарика — царь Вришабхану, отец Шри Радхики, а Гададхара — Шри Радхика в Гаура-лиле.
00:08:03 Пундарика Видьянидхи никогда не купался в Ганге, поскольку считал недопустимым касаться ногами Священной реки. Раз в день, до восхода солнца, когда все ещё спали, он приходил на берег, зачерпывал воду ладонями и смачивал голову. Днём он не ходил на Гангу — не мог смотреть, как люди ныряют в неё, плюют и стирают одежду в её святых водах. Обычно брахманы, прежде чем идти в храм или читать молитвы, не принимали пищу, чтобы не оскверниться, и омывались в Ганге, чтобы смыть прошлую нечистоту. Пундарика же, прежде чем начать день, пил немного воды Ганги или окроплял ею себя. Для нас он должен быть примером правильного отношения к Святой Матушке Ганге.
00:08:47 Его ближайшим другом в Пури был Сварупа Дамодар. Когда он впервые приехал в Пури, то обратил внимание, что в Храме брахманы одевают Господа Джаганнатха в накрахмаленные одежды, которые традиционно считаются нечистыми. Он счёл это богохульством. Как можно облачать Господа в нечистые ткани!? Дело в том, что изготовление ткани на ручном станке требует, чтобы нить была жесткой и не провисала. Для этого её предварительно вымачивают в рисовом отваре. Ткань получается накрахмаленной. В Бенгалии, прежде чем предложить одежду Божеству, её стирают в воде. Но в Пури накрахмаленная ткань не считается нечистой. Служители храма предлагают её божествам и носят сами. Пундарике это казалось дикостью.
00:09:34 Следующей ночью к нему во сне пришли Джаганнатх с Баларамой и принялись хлестать его по щекам, приговаривая: «Ты зачем явился сюда? Искать недостатки в наших слугах? Прекрати это делать или отправляйся домой!».
00:09:49 Наутро он обнаружил, что щёки у него горят, как после множества пощечин. Он поспешил к своему лучшему другу Сварупе Дамодару: «Я в сердцах бог знает что наговорил служителям Храма. И Джаганнатх с Баларамой явились ко мне во сне и устроили мне взбучку. Посмотри, как Они разукрасили меня!».
00:10:09 Таким необычным вайшнавом был Шри Пундарика Видьянидхи — воплощение отца Шримати Радхарани. Будем надеяться, что памятование о нем в этот святой день поможет нам расти духовно.
Шри Рагхунандана Тхакур
00:10:21 Сегодня также день рождения Рагхунанданы Тхакура. Он появился на свет в местечке Шриканда, недалеко от Катвы, в семье потомственных аюрведических врачей, кавираджей. Его отца звали Мукунда Кавирадж, который был настолько искусным лекарем, что к нему обращались за помощью даже цари. Рагхунандана всю жизнь соблюдал обет безбрачия. Он был очень красив и любил танцевать в киртане.
00:10:48 Семья Мукунды Тхакура из поколения в поколение поклонялась старинному домашнему божеству. Однажды, когда Рагхунандана был ещё подростком и, возможно, только что получил брахманский шнур, то есть — уже мог служить в алтаре, отец попросил его: «Я сегодня вернусь поздно. Пожалуйста, позаботься о божестве, а главное, накорми его».
00:11:10 Так и сказал: «Накорми божество». Днём матушка Рагхунанданы, как обычно, приготовила угощение и принесла к алтарю. На время предложения алтарь принято закрывать, чтобы не нарушать трапезу Всевышнего. Мальчик закрыл двери алтаря, сосредоточился и стал произносить молитвы: «О Господь, отведай это угощение. Оно приготовлено для Тебя».
Но божество не отвечало и вообще не подавало признаков жизни. Мальчик заплакал: «Неужели Ты не понимаешь? Отец наказал мне накормить Тебя. Если Ты не поешь, мне от него влетит».
Он так искренне плакал, что Кришне ничего не оставалось, как сойти с алтаря и всё съесть. Довольный Рагхунандана поблагодарил Господа и вышел.
00:11:53 Когда мать пришла за прасадом, она не поверила своим глазам: «Сынок, почему тарелки пустые?» — «А разве что-то должно было остаться? Кришна съел всё, что мы Ему предложили». — «Не смей мне лгать, Божества не едят! Мы предлагаем пищу Кришне, чтобы потом съесть её самим как прасадам». — «Клянусь, я не притрагивался к еде, Кришна всё съел». — «Не морочь голову матери, а то я рассержусь! Мало того, что ты съел наш обед, ты ещё всё сваливаешь на Кришну, который и есть-то не умеет».
Мальчик заплакал: «Клянусь, я не лгу». — «Хорошо, вот вернётся отец, я всё ему расскажу. Уж тогда не жди пощады!».
00:12:32 Вечером мать сдержала слово: «Посмотри на нашего сына. Мы вырастили жулика и вруна. Съел весь прасад и сваливает на Кришну».
«Отец, я говорю правду, мне действительно пришлось долго уговаривать Кришну поесть. Он сначала не отвечал, а потом согласился. Ты же сам просил накормить Его. Откуда мне было знать, что еда на алтаре предназначена не Кришне, а нам?» — «Ты в самом деле не лжёшь?» — «Да, отец, клянусь». — «Тогда покажи, как всё было».
Мать приготовила вечернее подношение и отправила сына к алтарю. На этот раз отец подглядывал из укромного места и видел, как Кришна ест из тарелок.
00:13:12 Такой замечательный преданный был Рагхунандана Тхакур. Он так завораживающе танцевал в киртане, что даже Махапрабху не мог отвести от него глаз. Во время Ратха-ятры колесницы сопровождали семь групп санкиртаны — в одной из них, состоящей из жителей Шриканды, танцевал Рагхунандана Тхакур.
Шри Рагхунандана Тхакур считается Прадьюмной Аватаром. О нём рассказывают немало чудесного. Например, на берегу озера Мадхупушкарини растёт дерево кадамба, на котором по сей день, как он того желал, ежедневно расцветают два цветка для подношения его божеству.
Шри Рагхунатх Дас Госвами
00:13:54 Сегодняшний день благословен ещё и рождением Шри Рагхунатха Даса Госвами. Это произошло почти пятьсот лет назад в небольшом селении Кришнапур, в округе Хогли. Он принадлежал к роду Каястхов. Его отец, Хиранья Маджумбар, и дядя, Говардхан Маджумбар, владели почти всеми землями в Бенгалии. Рагхунатх был единственным ребенком в семье. Только доход от аренды земли ежегодно приносил семье два миллиона рупий, что по тем временам сумма астрономическая. Миллион двести рупий выплачивалось царю, а восемьсот тысяч владельцы оставляли себе.
00:14:36 Рагхунатх узнал о Махапрабху, когда тот уже принял отречение, санньясу. После церемонии санньясы Махапрабху ненадолго оставил Навадвипу, а вернувшись, направился домой к Адвайте Ачарье. Там и состоялась их первая встреча с Рагхунатхой, когда тот приехал в Навадвипу с отцом и дядей. Хиранья и Говардхан ежегодно жертвовали средства санскритским школам и их учителям. В их число входила знаменитая тола (школа) Адвайты Ачарьи.
00:15:07 Личность Махапрабху и Его доктрина произвели на Рагхунатха такое впечатление, что он решил не возвращаться домой, порвать с прошлой жизнью и навсегда остаться с преданными. Но Господь, видя, что творится в сердце юноши, поспешил остудить его пыл: «Не переусердствуй. Не давай волю чувствам. Пусть любовь, которую ты питаешь к Кришне, живёт глубоко в твоём сердце. Не выставляй её на всеобщее обозрение. Пусть о ней не знают другие. Придёт час, и Кришна подскажет тебе, что делать. А пока ступай домой. И, главное, не делай из преданности публичного зрелища».
стхира ханйа гхаре йао на хао батула
краме краме пайа лока бхава-синдху-кула
«Успокойся и ступай домой — будь благоразумен. Душа не сразу выбирается из океана материальных уз».
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 16.237)
00:15:58 Позднее, в Панихати, он познакомился с Нитьянандой Прабху. Нитьянанда попросил его устроить пир для преданных: «Ты сын богатого человека. Закати такой пир, чтобы ни один бхакта не вышел отсюда на своих ногах».
Рагхунатх сделал так, как его просили. Были приготовлены и съедены горы еды. Нитьянанда сиял от счастья: «Теперь я доволен тобой. Очень скоро наступит твой день. Ждать осталось недолго».
00:16:25 Затем он обратился к преданным: «Посмотрите на этого юношу. У него столько богатств, сколько нам и не снилось. Мирские удовольствия сами плывут к нему в руки, но он к ним равнодушен. Милостью Кришны он порвал связи с этим миром и ждёт не дождётся, когда покинет отчий дом, где утопает в роскоши, и будет просить милостыню на улице. Его идеал — преданность. Что может быть выше? Любовь к Кришне сводит его с ума. Она — его настоящее богатство. А к мирским благам он питает отвращение».
00:16:59 Однажды Хиранья и домочадцы заметили, что Рагхунатх почти не появляется в покоях дворца и подолгу сидит в домике прислуги, поближе к воротам. Почувствовав неладное, отец распорядился не спускать с него глаз и приставил к нему десять стражников и соглядатаев, чтобы сын не сбежал.
00:17:17 Как-то на рассвете во дворец пришёл семейный гуру Маджумбаров Ядунандана Ачарья и, увидев у ворот Рагхунатха, попросил его об одолжении: «Я должен уехать на несколько дней по срочному делу, и мне не на кого оставить своё божество. Раз уж я тебя встретил, не мог бы ты от моего имени попросить кого-нибудь из брахманов послужить божеству в мое отсутствие?» — «Конечно, как скажете, учитель. Мы выйдем из дворца вместе — вы поедете по своим делам, а я пойду искать брахмана».
Охрана, видя своего подопечного в обществе гуру, ничего не заподозрила. Оказавшись за воротами, он пошёл прочь из родного дома. Может быть, по дороге он даже выполнил просьбу учителя — нашёл для него брахмана.
00:18:02 Прежде он уже пытался бежать, но всякий раз его ловили. Отец знал, что сын бежит в Пури, где живёт Махапрабху, поэтому догадаться, по какой дороге он пойдёт, не составляло труда. На этот раз Рагхунатх двинулся в противоположном направлении. Он остановился только под вечер в доме молочника, попросил молока и заночевал в хлеву. Наутро он уже шагал в Пури.
00:18:28 Когда его хватились дома, первым делом обратились к стражникам. Те сказали, что видели его вместе с гуру. Дома у Ядунананды его не оказалось. Было ясно — он опять сбежал в Пури. Тотчас снарядили погоню из десяти всадников и выставили дозоры на главной дороге. Через два дня преследователи вернулись с пустыми руками. На этот раз Рагхунатх перехитрил всех. Через двенадцать дней он добрался до Пури. В дороге он ел раз в три дня, в остальные дни питался святым духом. Кавирадж Госвами пишет, что ему придавала силы Божественная любовь.
00:19:04 Рагхунатх уже знал, что Махапрабху живет в Гамбхире, в маленькой хижине во дворе дома Каши Мишры, и направился прямо туда. Увидев жилище Махапрабху, он пал ниц.
Мукунда Датта сообщил Господу, что пришел Рагхунатх.
Махапрабху ответил: «Накормите и позаботьтесь о нём. В пути ему пришлось многое пережить. Он почти не ел двенадцать дней и едва держится на ногах. Пусть поживёт здесь несколько дней, пока не окрепнет, а потом сам решит, что делать». Неделю Рагхунатхе приносили прасадам, затем он отправился к воротам Храма Джаганнатха и стал просить милостыню.
00:19:43 Несколько раз отец с дядей пытались вернуть Рагхунатха домой, пока не поняли, что это бесполезно. Тогда они послали в Пури брахмана, дали ему деньги, двух слуг и поручили снять скромный дом для Рагхунатха, чтобы у него была крыша над головой и чтобы он не голодал. Рагхунатх перебрался в дом, но продолжал жить на подаяние. Два последующих года он приглашал в этот дом Махапрабху с преданными и устраивал пир из прасада. Но однажды ему пришло в голову, что делает он это из желания прославиться среди преданных, и что Господь вряд ли был доволен таким прасадом. С этого дня пиры прекратились.
00:20:21 Заботу о духовной жизни Рагхунатха Махапрабху поручил Сварупе Дамодаре, своему ближайшему спутнику и тонкому знатоку Писаний. Рагхунатх Дас Госвами великолепно освоил философию и труды ачарьев-вайшнавов. Он подарил миру замечательные стихотворения на санскрите.
Однажды Рагхунатх пришёл к Махапрабху мрачный: «Господь, из-за тебя я бросил отчий дом и живу, как нищий, но не знаю зачем. В чём смысл такой жизни? Научи меня, успокой сердце».
Махапрабху ответил: «Я передал тебя в заботливые руки Сварупы Дамодара. Он более опытный и знающий учитель, чем Я. Всё же, если хочешь слышать Мой совет, он таков:
00:21:06 грамйа-катха на сунибе грамйа-варта на кахибе
бхала на кхаибе ара бхала на парибе
амани манада ханйа кришна-нама сада ла'бе
врадже радха-кришна сева манасе карибе
«Не веди мирских разговоров. Не слушай, как о мирском говорят другие. Не вмешивайся в мирские дела. Не носи роскошных одежд, не ешь изысканную пищу, не ищи телесных удобств, принимай то, что приходит к тебе само собой. Всегда служи Святому Имени Кришны, оказывая почтение другим и не ожидая почтения к себе. Будь скромен, не ищи почета и уважения. Мыслями старайся служить Шри Шри Радхе и Кришне во Вриндаване. Погрузись сознанием во Вриндаван и служи Играм Радхи и Кришны. Это Мой совет тебе».
Он взял Рагхунатха за руку: «Но добиться этого на деле тебя научит Сварупа Дамодар. Я целиком поручаю тебя его опеке. Он — лучший духовный учитель».
00:21:51 Рагхунатх жил в Пури 16 лет, пока Махапрабху не оставил этот мир. Узнав об уходе Махапрабху, Рагхунатх немедленно отправился во Вриндаван. «Судьба подарила мне то, о чём даже нельзя мечтать — 16 лет жизни с Махапрабху. Теперь осталось взглянуть на Враджа-дхаму и покончить с собой, бросившись с Говардхана». С этими мыслями он пришёл во Вриндаван, где встретил Санатану и Рупу Госвами, и неожиданно для себя обнаружил, что Махапрабху не покинул мир, а живёт в этих двух святых.
00:22:23 Уходя, Махапрабху передал поток бхакти в руки Рупы и Санатаны и просил их сохранить и представить следующим поколениям в новом свете: «Кришна — Абсолют, Сваям Бхагаван. Докажите это всеми возможными способами, ссылаясь на Писания, исторические свидетельства, с помощью логики и здравого смысла. Он — Высшая Личность Абсолюта, а вриндавана-лила — высшее достижение души». Гита гласит — ведаиш ча сарваир ахам ева ведаих: «Цель всех Священных писаний — показать Меня как Высший Центр, Абсолют. Я учил вас этому, теперь вы должны научить этому других».
00:23:05 Таким образом, делом жизни Рупы и Санатаны было показать, что учение Махапрабху — суть и смысл всех Писаний. Увидев, что их устами говорит Шри Чайтаньядев, Рагхунатх оставил мысли о самоубийстве и попросил их принять его в ученики. До этого Махапрабху наказал Санатане Госвами: «Мои последователи бедны и беспомощны, заботься о них во Вриндаване. Я поручаю тебе быть учителем всех моих учеников, приходящих во Вриндаван». Санатана Госвами выполнял это поручение Махапрабху до последних дней жизни.
00:23:40 Рагхунатх был столь непритязательным к внешним условиям, что долгое время не имел даже хижины отшельника. Однажды он сидел на берегу Радхакунды и повторял Святое Имя. Внезапно из кустов появился огромный тигр, подош`л к Рагхунатху, посмотрел на него, спустился к воде, попил и удалился. Рагхунатх продолжал повторять мантру как ни в чём не бывало. Свидетелем сцены стал Санатана Госвами. Поражённый случившимся, он взмолился: «Рагхунатх, пожалуйста, довольно жить под деревом, построй себе скромное жилище. Не пренебрегай моим советом».
00:24:16 На следующий день Рагхунатх соорудил себе крошечный шалаш из сухих сучьев и соломы. Его пренебрежение к бытовым условиям порой не укладывается в сознании. Насколько отречёнными были Санатана, Рупа и другие госвами, но Рагхунатх в отречении превосходил их всех.
00:24:34 Ещё живя в Пури, Рагхунатх поначалу просил милостыню у ворот Храма. Затем, чтобы, как он думал, не смущать умы паломников, перебрался к чхаттре, где богатые горожане раздавали прасад нищим. Однако после ушел и оттуда, посчитав, что не вправе претендовать на то, что другим положено по карме.
00:24:55 Непроданный и протухший прасад отдавали коровам. Прасад, который протухал настолько, что к нему не притрагивались даже коровы, доставался Рагхунатху. Его дневной порцией была разбавленная в воде и посоленная пригоршня протухшего прасада. Однажды во время трапезы к нему в гости пришел Махапрабху: «Рагхунатх, я слышал, ты по-прежнему пируешь, но теперь в одиночку. Я пришёл просить у тебя прасада».
Отведав угощения, Махапрабху сказал: «За свою жизнь Я перепробовал немало прасада Джаганнатха, но такого вкусного ещё не ел!»
00:25:33 Какого же вкуса был тот прасад? Очевидно, что его вкус — не от мира сего. Сколько же должно было быть веры у Рагхунатха в прасад Господа, чтобы питаться гнилым рисом, который не то что люди, не могли есть даже коровы. И это притом, что он был сыном одного из богатейших людей Индии? Последние годы во Вриндаване его дневным рационом была чашка гхолы (подсоленной простокваши) в день. Для человека из плоти и крови это невозможно. Такие души, как Госвами, приходят из другого мира, поэтому им под силу подобные отречения. Если обычный человек попытается вести такой образ жизни, то умрёт от истощения.
Во Вриндаване Шрила Рагхунатх Дас Госвами изучал труды своего учителя Рупы Госвами, сформировавшего науку о расах — эмоциях в преданном служении, высшей из которых является мадхура-раса.
Вершина божественного служения
00:26:30 Шрила Рагхунатх Дас Госвами показывает своим примером высшую степень служения Кришне — радха-дасьям, служение Шри Радхике. Поэтому его называют прайоджана-ачарьей — учителем, указавшим на идеал. Шрила Санатана Госвами и Рупа Госвами относятся к другим категориям учителей — самбханда-гьяна-ачарья и абхидея-ачарья. Самбханда буквально означает «что есть что» или «каково моё положение в духовной иерархии». Об этом ясно пишет Санатана Госвами. Абхидея — это качества, которые нужно иметь для достижения высшей цели. Их раскрывает Шрила Рупа Госвами. Он учит, как достичь цели жизни, обители Любви. А эту цель, прайоджану, указывает Шрила Рагхунатх Дас Госвами. В своём знаменитом четверостишии он пишет:
00:27:26 асабхараир амрита-синдхумайаих катханчит
кало майатигамитах кила сампратам хи
тван чет крипам майи видхасйаси наива ким ме
пранаир врадже на ча барору бакаринапи
Здесь обозначена высшая цель, вершина достижений для последователей Шри Чайтаньи Махапрабху. Обращаясь к Шримати Радхарани, Рагхунатх Дас Госвами подытоживает учение Махапрабху: «О Госпожа моего сердца, я так долго и терпеливо ждал Твоей милости, пленительной и сладостной, что не могу больше молчать. Моя душа измучена, сердце разрывается на части. Умоляю, разреши быть рядом с Тобой на положении безропотного раба. Я проделал такой долгий путь, я так долго ждал, но моё терпение кончилось. Сжалься надо мной, Ты моя последняя надежда. Я не в силах больше терпеть.
00:28:08 Мне нет смысла жить дальше. Отныне Вриндаван для меня пустое слово! Я не хочу больше здесь жить. Мне здесь всё тягостно. Я не могу смотреть на Вриндаван, хотя здесь каждая пылинка связана с Играми Кришны. Что Вриндаван, если Сам Кришна мне безразличен, когда Тебя нет рядом с Ним. Без Тебя Кришна — никто в моих глазах. Мне опостылели собственная жизнь, Вриндаван Кришны и Сам Кришна. Появись Он рядом и предложи милость, я пройду мимо. Без Тебя, без служения Тебе, Он мне не нужен. Будь милосердна ко мне, своему покорному рабу. Ты — всё, что у меня есть! Без Тебя сознание Кришны — не сознание Кришны. Я не могу не преклоняться перед Твоим величием. Вокруг Тебя сосредоточены все Игры Кришны. Без Тебя моя жизнь бессмысленна. Я целиком принадлежу Тебе, моя Госпожа».
00:29:07 Предел наших мечтаний — служение Шри Радхе, радха-дасьям. Только Она способна привлечь к Себе Кришну. Она — Его вторая половина, Она испытывает высший вид упоения, расы, в высшей степени — качественно и количественно. Кто служит Шримати Радхарани, тот получает за своё служение высший в качественном отношении вид расы. Никакими другими средствами этой расы не достичь. Она предоставляет возможность служить Кришне наиболее качественным образом. Поэтому служить Ей — наша высшая цель и идеал.
00:29:43 Об этом во всеуслышание заявляет Шрила Рагхунатх Дас Госвами, наш прайоджана-ачарья, учитель, показавший вершину наших устремлений. Отдавая сегодня долг памяти этим великим вайшнавам, обсуждая эти предметы, мы, может быть, приблизимся хотя бы на шаг к вершине служения. Воистину, сегодня благословенный день.
Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур
00:30:05 В этот день ушёл из жизни Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур. Он родился примерно через 130 лет после ухода Махапрабху. Он написал комментарии к Шримад-Бхагаватам и другим Священным писаниям в помощь будущим последователям нашей философской школы, сампрадайи. Он — величайший учитель, ачарья. Он обладал необычайной способностью донести самую суть Писаний с точки зрения бхакти. Его устами говорили Шри Рупа и Санатана. Читая его книги, постоянно ловишь себя на мысли, что слышишь голос Рупы и Санатаны. По его милости Шри Баладева Видьябхушан написал Говинда-бхашью — комментарий к Веданта-сутре с точки зрения философии гаудия-вайшнавов. У этих великих учителей есть чему поучиться.
00:30:54 Шрила Вишванатх Чакраварти родился в Деваграме, в округе Муршидабад, в брахманской семье. Он блестяще знал санскрит и древние Писания. Его учителем и предшественником в нашей сампрадайе был Шрила Нароттама дас Тхакур, чьё влияние прослеживается во всех его произведениях. Его гению принадлежат десятки книг и стихотворений. Написанное им о Махапрабху, Навадвипе, Играх Радха-Кришны, Вриндаване, гуру-парампаре стало классикой священной литературы. Его стиль отличается точностью изложения и поэтичностью. Его перу принадлежат Гурваштаками и другие молитвы, которые мы поём каждый день.
00:31:38 Шрила Рупа Госвами написал Бхакти-расамрита-синдху — «Блаженный океан преданности». Вторя ему, Шрила Вишванатх написал Бхакти-расамрита-синдху-бинду — «Капля этого океана». А из Уджвала-ниламани Рупы Госвами, «Бриллианта потустороннего мира», описывающего Кришну в мадхура-расе, он выделил Уджвала-ниламаникирану — луч этого бриллианта. И подобно Рупе Госвами, который описал поминутное служение Шри Шри Радхе Говинде в Ашта-калиялиле, он описывает поминутное служение Махапрабху в Чайтанья-лиле. Он оказал неоценимое служение школе гаудия-вайшнавов и одарил нас величайшей милостью.
Шрипад Бхарати Махарадж и Шрипад Парват Махарадж
00:32:22 Сегодня также день ухода двух наших старших духовных братьев санньяси — Триданди Свами Бхакти Вивека Бхарати Махараджа и Триданди Свами Бхакти Сварупа Парвата Махараджа.
00:32:34 Бхарати Махарадж был величайшим проповедником. Людям очень нравилась его манера преподносить сознание Кришны. Основанная исключительно на здравом смысле, его проповедь могла убедить кого угодно. Он и ещё один санньяси убедили меня бросить мирскую деятельность и полностью присоединиться к Миссии.
00:32:54 Парват Махарадж, как и Бхарати Махарадж, был одним из первых учеников Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати. Он родился в Сварупа Гандже, на противоположном отсюда берегу Ганги. Дом его родителей стоял по соседству с Сурабхи Кунджей, где в то время жил Бхактивинод Тхакур. Он рассказывал, что в детстве они с соседскими мальчишками видели, как Бхактивинод, гуляя по дворику, повторял Святое Имя и словно звал кого-то, кого близко знал. Так он звал Кришну. В старости Бхактивинод болел ревматизмом. Когда его донимала боль, он присаживался на цементный приступок, служивший ему сидением. Это сидение сохранилось до наших дней.
00:33:36 Шримад Парват Махарадж принял убежище у Прабхупады одним из первых, ещё когда был юношей. Одно время он заведовал хозяйством и был сторожем при Бхакти-кутире, тогдашней «штаб-квартире» Миссии, маленьком домике Бхактивинода Тхакура на берегу Ганги. Когда Прабхупада начал проповедовать, Парват Махарадж принял санньясу. Он объездил с проповедями всю Бенгалию, был и за её пределами. Он основал Гаудия Матх в Ориссе.
00:34:06 Однажды, когда я только пришёл в Матх, я слышал, как он рассказывал какому-то господину про свою проповедь на востоке. Местным не нравилось, что им проповедуют чужие. В одной деревне его встретили не очень дружелюбно: «Зачем вы приезжаете сюда? У нас есть свои сиддхи-махатмы. Там, на берегу реки, как раз живет один из них. Он достиг совершенства жизни. Если мы хотим узнать что-нибудь о Боге, мы идём к нему. Вам тоже не мешало бы». — «Я на своём веку повидал много сиддхов, алу-сиддхов и всяких других».
У слова сиддха есть два значения — «совершенная» (о душе) и «готовая, варёная» (в кулинарном смысле). Получилось: «Я уже видел много сиддхов» (т.е. варёной картошки и кабачков).
00:34:53 «Как ты смеешь оскорблять великую душу!» — возмутились жители деревни. — «Я никого не оскорбляю. Те, кто называют себя сиддхами или позволяют называть себя так — пустое место. Они ничего не знают о Боге. Махапрабху принёс нам высшее, что есть на свете. Всё остальное выбросьте на помойку. Мы пришли к вам от настоящего махатмы — примите Бхагаватам и Махапрабху. Это будет высшим достижением жизни. Забудьте про сиддхов-самозванцев, которые дурачат народ религиозным вздором, а сами желают лишь одного — славы и почестей».
00:35:32 В те дни в Гаудия Матхе были блестящие проповедники. Насколько позволяют мои скромные познания, я попытался рассказать о великих душах, перед памятью которых мы низко склоняем головы и просим Их о милости.
Я в почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами и молю их о милости к моей никчемной душе:
Ванчха-калпа-тарубхьяш ча крипа-синдхубхья ева ча,
патитанам паванебхьо вайшнавабхьо намо намах
00:36:02 Пожалуй, этой молитвой можно закончить этот рассказ.