Быть честными к себе

Шри Чайтанья Сарасват Матх - 01 January 2022
аудиокнига для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:16:41 | качество: mp3 128kB/s 15 Mb | прослушано: 16 | скачано: 63 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:09 Существует разница между слугой и наёмным работником. Чаще всего к Богу обращаются с «деловыми предложениями», но настоящий преданный — это слуга. Шри Прахлада Махарадж замечает: «Тот, кто обращается к святым в надежде получить выгоду, подсчитывает барыши от общения с ними. Преданный не ждёт выгоды от Бога. Его волнует только одно — сможет ли он угодить Всевышнему. Для преданного, какое бы положение в обществе он ни занимал, желание Господа превыше всего.

00:00:42 У преданного нет корыстных намерений, его единственное желание — войти в семью Абсолюта. На этом основана чистая преданность — тато мам таттвато гьятва вишате тад анантарам (Бхагавад-Гита, 18.55). Преданный — это тот, кто действует, исходя из выгоды Бога, а не из собственной; кто задает вопросы Гуру, чтобы служить, а не ради накопления знаний с целью блеснуть перед последователями или облагодетельствовать страждущее человечество.

00:01:16 Однажды ко мне пришел человек и несколько дней подряд задавал вопросы. Они лились бесконечным потоком, как из рога изобилия. Наконец, я сказал: «Простите, здесь не справочное бюро». Одни обращаются к учителю из любопытства, другие — с вполне определённой целью — стать гуру широкого профиля и решать чужие проблемы, чтобы прослыть спасителем человечества. У каждого из них корыстные мотивы, они не понимают, что для того, чтобы войти в царство Абсолюта, нужно совсем другое.

00:01:51 Например, чтобы поклоняться божествам в храме, нужно иметь благовония, цветы, лампаду и т.п. Точно так же, чтобы войти в Мир Сверхсубъекта, нужно иметь пранипату, парипрашну и севу. Без этих трёх слагаемых поиск Бесконечного Абсолюта превращается в бессмысленное занятие и даже приобретает комические черты.

00:02:13 Пранипата буквально означает «припасть к стопам того, кого почитаешь». «Я устал искать счастье в мире выгоды. Я понял, насколько бесплодна затея удовлетворять свои потребности в мире наваждений. Я добровольно отказываюсь от попыток осчастливить себя в этом мире и передаю эстафету другим, кто все еще надеется». Пранипата — отказ от старых ценностей и признание новых.

00:02:39 Парипрашна означает «расспрашивать не из праздного любопытства, а с намерением изменить свою жизнь». Это означает быть готовым отдать себя в распоряжение того, кому задаёшь вопросы. Это состояние приходит, когда ничто в этом мире тебя уже не прельщает, когда остаётся только один вопрос: «Чем я могу быть полезен в другом мире, откуда пришел мой гуру».

00:03:05 И, наконец, самое важное — сева, служение. «Я иду в Высший мир для того, чтобы служить Высшему, а не возвыситься самому. Я хочу служить, быть в распоряжении того, кого ищу, о ком спрашиваю. Мне ничего не нужно от Высшего мира, я лишь хочу быть ему полезен».
тад вигьянартхам са гурум эвабхигачхет
самит паних шротриям брахма-ништам

(Мундака Упанишад, 1.2.12)

00:03:36 Абхигачхет означает то же, что и самьяк-гачхет — «билет в один конец». Абхи значит «полностью, целиком». «Я полностью разочаровался в прежней жизни и, чтобы начать новую, вручаю себя шротриям брахмаништам — тому, кто теоретически знает, какова моя новая цель, и практически может привести меня к ней, поскольку сам пребывает в этой Божественной сфере». Если у нас есть обратный билет, если мы теплим надежду вернуться в случае неудачи, то никогда не достигнем Высшего Мира, где служат Прекрасной Реальности.
тасмад гурум прападьета джигьясух шреях уттамам
шабде паре ча нишнатум брахманй упашамашраям

(Шримад-Бхагаватам,11.3.21)

00:04:29 Тасмат означает «последовательно» или постепенно — сначала соискатель разочаровывается в мире прежнего опыта, а затем приходит к выводу, что нужно искать иное, достойное место обитания и там устраивать свою будущую жизнь. Прападьета означает прапаннам — «предаться», целиком посвятить жизнь достижению этой цели. Джигьясух шреях уттамам — начать поиск высшей жизни: «Меня не устраивает низшая форма жизни. Я ищу нечто высшее».

00:05:05 Следовательно, нужно предаться тому, кто нисходит из Высшего Мира и способен представить мне истину — с двух сторон: во-первых, как он сам воспринимает её, во-вторых, как её воспринимали и изложили в Священных книгах учители прошлого. В писаниях изложен опыт высших сфер, недоступных нашим чувствам.

00:05:26 В Шримад-Бхагаватам рассказывается, что Шри Прахлада Махарадж отказался принять награду от Самого Бога, когда тот решил отблагодарить его за служение. На са бхритьях са ваи ваник: «Кто принимает от Тебя плату за служение — тот не слуга, а торговец». Кто обращается к гуру и Кришне ради личной выгоды, тот хочет вступить с ними в деловые отношения. Он торгуется с Богом, предлагая Ему свой товар. Преданный должен постоянно спрашивать себя: «Зачем я иду к Богу, что мне от Него нужно и кто кому служит — Он мне или я Ему?»

00:06:05 Однажды один знаменитый госвами, слывший знатоком Писаний, созвал людей, чтобы прочесть Шримад-Бхагаватам и затем поделиться своим пониманием Книги. Среди приглашённых был Шрила Гаура Кишора Дас Бабаджи, который во время лекции не произнёс ни слова. Когда гости разошлись, он велел своему слуге окропить помещение водой и смыть скверну коровьим навозом.

00:06:29 Слуга удивился: «Зачем? Здесь только что декламировали Шримад-Бхагаватам. Разве место, где говорят о Боге, не свято?» На что Гаура Кишора Дас Бабаджи ответил: «Ты слышал, как здесь говорили о Боге, а я слышал, что говорили о деньгах».

00:06:47 Госвами не случайно пригласил на лекцию Бабаджи. Его присутствие придало собранию больший вес, пришло больше почтенных людей, а сам Госвами заработал больше денег. Ради этого он и устраивал публичные чтения. Для него главным было не служить Кришне, а преподнести Его другим с выгодой для себя. Торговать Бхагаватам оскорбительно и пагубно для духовной жизни. Самое важное в преданном служении — это то, ради чего мы служим. Прежде чем сделать что-то, нужно спросить себя, для чего или для кого я делаю это? Поэтому знаменитый толкователь Шримад-Бхагаватам Шрила Шридхара Свами говорил:

00:07:33 са чапритаива сати яди крийета
на ту крита сати пашчад арпийета

«Преданный должен сначала предложить свое деяние Господу, а потом совершить его, но не наоборот».

00:07:42 Сначала нужно вручить себя Богу, тогда всё, что ты делаешь, будет принадлежать Ему само собой. Неправильно копить плоды своей деятельности, а потом предлагать Всевышнему. Они должны принадлежать Ему с самого начала. Поскольку Кришне и так принадлежит всё, предложить Ему что-то означает — согласиться с Его правом владеть всем, в том числе и нами. Мы узнаём о Нем только с Его соизволения. Раскрываясь нам, Он преследует цели не мои и не наши, а Свои собственные. Поэтому проповедь о Нём должна быть ради Него, а не ради чего-то другого.

00:08:23 Институт проповеди существует только по указанию свыше. Если ты проповедуешь, исходя из выгоды Бога, а не своей собственной, значит делать это нужно по Его указанию. Лишь в этом случае проповедь будет служением. Проповедь по собственному разумению — это самодеятельность ради славы или денег: «Смотрите на меня, я великий проповедник, я несу благо людям». Только проповедь от имени обитателей Высшего мира может считаться подлинной. «Иначе,— предостерегает Прахлада Махарадж,— это торговля, торговля истиной».

00:09:03 Преданность — особая среда обитания, в которой души живут, чтобы служить Абсолютному центру. Когда живое существо действует от имени Центра и каждый свой шаг соизмеряет с Его интересами, это называется сознанием Кришны. Реальность существует Сама по Себе и ради Себя. Раз Бесконечность, Всевышний, существует ради Себя, значит, всё существует ради Него, в том числе и я. Мы с уверенностью можем сказать, что живём только тогда, когда служим Всевышнему. Поэтому каждый свой поступок, каким бы значимым он ни казался, следует оценивать только с одной точки зрения — вписывается ли он в понятие «служение Абсолюту».

00:09:50 Но как это узнать? Что служит критерием? Слова святых, вайшнавов, и Священные писания, шастры. Только самонадеянные глупцы полагают, что знают, как служить Абсолюту. Лишь вайшнав может определить, служим ли мы Всевышнему. Однажды мой духовный брат профессор Саньял заметил: «Кто читает Бхагаватам по собственной инициативе, тот, вероятно, набирается знаний, но не становится преданным. Тот же, кто читает Писания вайшнавов по указанию вайшнавов, совершает преданное служение». Даже чтение Священных книг бесполезно, если об этом не просит вайшнав, поскольку знания, почерпнутые таким путём, не ведут к Богу. Только следуя указаниям вайшнавов, можно быть уверенным, что чтение Священных книг — богоугодное дело.

00:10:42 Садху-санге кришна-нама: «Господь несомненно слышит, когда мы воспеваем Его имя в обществе преданных и принимает служение, которое мы выполняем в обществе преданных. Быть среди преданных — значит выполнять их указания, т.е. занимать положение слуги. Тот же, кто сам решает, как служить Богу, ставит себя в положение господина. Тот, кто на самом деле проникся духом служения, открывает себе дорогу в духовный мир. Успех в духовной жизни зависит от того, какое положение мы выбираем: слуги или господина».

00:11:22 Как ни тяжело с этим смириться, но реальность существует сама по себе. Гегель, как никто другой на Западе, сумел выразить философию вайшнавов: «Нужно умереть, чтобы жить» и «Реальность сама по себе и ради себя».
ахам хи сарва-ягьянам бхокта ча прабхур эва ча
(Бхагавад-Гита, 9.24)

00:11:47 Идея «Реальность сама по себе» в Шри Гите звучит так: «Я тот, ради кого приносятся все жертвы». Поэтому Шри Шридхара Свамипада подчёркивает: «Сначала предайся, а потом служи. Иначе у тебя будет соблазн спрятать за пазуху то, что ты получил, и сбежать». Признай, подпиши соглашение, что всё, что у тебя есть, принадлежит Господу, и, служа Ему, помни, что пользуешься Его имуществом.

00:12:16 Прежде чем сделать этот шаг, нужно хорошо все взвесить. Готов ли ты «умереть, чтобы жить», умереть в настоящем, чтобы возродиться в будущем. Это нелёгкое решение. Шагнуть в будущее без оглядки и сожаления может лишь тот, кому нечего больше терять. Броситься в неизвестность может лишь тот, кто полностью разуверился в накопленных ценностях.

00:12:39 Но глупо отказываться от привычного ради неведомого. Чтобы решиться на это, нужно хотя бы краем глаза увидеть лучик, исходящий из той Реальности. Не каждый, кому выпала такая удача, отважится шагнуть в неизвестность, даже если он ощутил её прикосновение. На это способен лишь тот, кто честен по отношению к себе, кто признался себе, что этот мир не сулит ничего хорошего.

00:13:07 Большую роль в этом выборе играют заслуги перед Всевышним, сукрити, и положительная вера, шраддха. Порвать с прошлым, броситься с головой в неизвестность под силу лишь тому, в ком уже живёт светлая вера. Это необходимое условие. Сначала мы обретаем веру и благодаря ей мы начинаем общаться с преданными, садху-санга. И только потом мы начинаем исповедовать преданное служение в повседневной жизни, бхаджана-крия. Вера открывает дорогу в Высшие сферы бытия:

00:13:44 сакала чхадия бхаи шраддхадевира гуна гаи
«Брось всё и что есть сил прославляй благородную веру — луч новой достойной жизни».
на ваи видур ришайо напи девах
«Что говорить о простых смертных, если даже великие мыслители и богословы не в состоянии понять, что такое преданность Кришне».
(Шримад-Бхагаватам, 6.3.19).
Кто живёт за пределами страны преданности, не способен понять, что происходит внутри её границ.

00:14:09 Есть признаки, по которым геологи определяют наличие в недрах земли залежей нефти, золота или железа. Эти признаки лежат на поверхности, а сами богатства – в глубине. По признакам можно обнаружить полезные ископаемые, но добыть их можно лишь проникнув в недра земли. Поэтому Шри Чайтаньядев говорит: эхо хая аге каха ара «Божественная Реальность, которую ты ищешь, действительно существует, но попасть в неё можно, только разорвав оболочку материального мира».

00:14:43 Это возможно только при наличии веры. Чтобы сделать организм сильным, не нужно вводить стимуляторы в каждую его часть. Если желудок сыт — всё тело сыто. Так и вера, если она есть, всё остальное приложится. Если, обретя веру, душа вручит себя Божественной Красоте, она заполнит всё вокруг любовью и блаженством, в которых сама будет купаться. В этом путь к полному самовыражению и высочайшей гармонии. Часть достигает совершенства только в гармонии с Целым. Частица сознания тоже обретает счастье в созвучии с Сознательным Целым.

00:15:24 Если у вас хороший повар, не обязательно самому готовить еду. Отдайте повару продукты, он приготовит из них блюда, которыми будете наслаждаться и вы, и ваши близкие. Это правило применимо и в духовной жизни. Если всё, что у вас есть, вы отдаёте Высшей Красоте, Божественной Любви, вы творите атмосферу красоты и любви. Безусловно, живое существо ограничено в возможностях, но при этом оно может сделать мир прекрасным, если вручит себя и своё достояние Безграничному. Это должно быть главным правилом жизни.

00:16:03 Таким образом, Прахлада Махарадж советовал душам не опускаться до уровня торговли с Господом, поскольку это не в их интересах. У преданного должен быть внутренний цензор, который постоянно выявляет и пресекает желание состоять со Всевышним в «деловых отношениях». Причина этого желания коренится в склонности к самоутверждению и в стремлении снискать уважение окружающих. Подлинная преданность не имеет с этим ничего общего.

тайминг: Игорь Цуркин | Дорогобуж | Россия | 21 June 2024