Глупцы ломятся в дверь, которую ангелы обходят на цыпочках

Шри Чайтанья Сарасват Матх - 01 January 2022
аудиокнига для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:31:12 | качество: mp3 128kB/s 28 Mb | прослушано: 21 | скачано: 51 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:13 По сути, наш Гуру Махарадж Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад проповедовал только мадхура-расу. Но самое удивительное, что его проповедь на 90% состояла из объяснений того, что не является мадхура-расой. По его собственному выражению, он «пролил литры крови, чтобы объяснить, что такое не мадхура-раса».

00:00:37 Вопрос: В Брахма-самхите описаны Радха и Кришна, восседающие на троне на цветке лотоса с шестью лепестками. Почему шесть и что они олицетворяют?

00:00:49 Шридхар Махарадж: Простите, нам не положено обсуждать Игры Радхи-Кришны для нашего же блага. Эти вещи не выносятся на общее обозрение. В этом отличие Гаудия Матха от школы сахаджиев. Сахаджии слушают, воспевают и размышляют об «этом». Их задача — убедить себя, что они стали участниками Божественных Игр. А практика сводится к тому, что они воссоздают в уме некую картину и воображают себя частью этой картины. Вклеив своё фото в чужой семейный альбом, они надеются стать членом семьи. Несмотря на очевидную нелепость, у этой идеи множество последователей. Велик соблазн купить бриллиант за три гроша. Но за три гроша тебе обязательно подсунут подделку.

00:01:39 Высшая лила нисходит, когда сама сочтёт нужным, в каждом случае по-разному. И когда это случается, душа бессильна противостоять этому. Поток Божественных Игр увлекает её, и то, что происходит с ней — не плод воображения. Когда пройден отрезок регулируемого служения, садханы, лила нисходит сама собой, непроизвольно. Это не зависит от наших умственных, физических или иных способностей. Но сахаджии учат иначе: зная, как происходят игры Радхи-Кришны, можно стать их участником. «Слушая из уст вайшнава о сокровенных Играх Господа, ты входишь в эти Игры». Иными словами, опускаешь их до своего уровня.

00:02:26 Мы не придерживаемся этой точки зрения, её не разделял и наш Гуру Махарадж (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур): пуджала рагапатха гаурава-бханге — «Кто рассказывает о сокровенных Играх другим и утверждает, что таким образом открывает доступ в эти Игры, тот не имеет никакого отношения к вайшнавизму».

00:02:49 Шрила Бхактивинод Тхакур говорил: «Держись правил своего уровня; когда тебя пригласят на следующий — ты узнаешь новые правила».
йатха йатха гаура-падаравинде
виндета бхактим крита-пунья-расих
татха татхотсарпати хридй акашмад
радха-падамбходжа-шулхамбху-расих

(Шри Чайтанья-чандрамрита, 88)

00:02:59 Держитесь гаура-лилы Махапрабху и обнаружите в своём сердце поток радха-раса-судханидхи. Всему свое время. Не пытайтесь объять умом необъятное, иначе вы падёте жертвой собственного воображения. Чем дальше вы заходите в своём воображении, тем труднее и больнее возвращаться к точке отсчёта. Лучше идти долго, но верной дорогой. Делай то, что должно на твоём уровне, и не пытайся добиться быстрого результата. Когда твой час пробьёт, ты узнаешь об этом. Шрила Прабхупад никогда не позволял ученикам озадачиваться такими предметами, как Игры Радхи-Кришны.

00:03:41 Выполняй обязанности, предписанные твоему уровню. Если учишься в начальной школе, выполняй задания начальной школы. Не пытайся прыгнуть выше головы — делай то, что должен, и жди. Когда придёт время, тебя переведут в следующий класс. Это правило для всех ступеней духовного роста. Не опускайся до положения неверующих, кому, чтобы двигаться дальше, нужны убедительные доказательства, описание конечного результата. Не связывайтесь с сахаджиями: вместо реальности вы получите отражение реальности, вместо йога-майи — майю.

00:04:21 Он и Она прекрасно знают, кого и когда пригласить в сокровенную область. Попасть туда невозможно без Их соизволения. Ищите подлинный бриллиант, не соблазняйтесь подделками. Видеть реальность мешают две вещи: тень и отражение. И то, и другое сбивает с толку, но отражение более коварно.

00:04:44 То же можно сказать и о Святом Имени, харинаме: у него есть тень и отражение. И то, и другое не является подлинным, но если тень — один из этапов к восприятию Имени, то отражение — тупик. Главное, с самого начала уяснить: в реальность невозможно проникнуть разумом или воображением. Спящему иногда снится, что он проснулся, но это продолжение сна.
ачинтйах кхалу йе бхава на тамс таркена йоджайет

00:05:11 Не пытайтесь загнать непостижимое в рамки рассудка. Когда оно прикоснётся к вам, вы сами почувствуете его и удивитесь, насколько происходящее превзошло ваши ожидания. На тамс таркена йоджайет. Реальность самостоятельна и самопроизвольна. Она живёт собственной, не зависящей от вас жизнью. Над ней нет законов: к одному Она придёт в одном обличии, к другому — в ином. Она бесконечна, в том числе, бесконечно свободна. Она не подчиняется законам здравого смысла. Божественные Игры происходят из Бесконечности, а не в вашем уме. Готовьте себя, ждите, желайте, но не пытайтесь сделать реальность объектом своего опыта.

00:05:58 Когда Махапрабху говорил о высших лилах, он отключался от внешнего мира. Он описывал свой опыт кришна-лилы, только находясь в трансе. В Чайтанья-чаритамрите есть несколько мест, где Махапрабху рассказывает о высших лилах Кришны, таких, как говардхана-лила и джалакели-лила. Он находился в таком состоянии, что в беспамятстве бросился в океан в Сваргадваре, и волны унесли Его в Чакра-тиртху. В таком же состоянии Он описывал Игры джалакели. Примерно то же самое произошло с Ним в Чатак Парвате — когда тело Махапрабху превратилось в сгусток плоти, напоминающий огромную тыкву.

00:06:42 Он описывал игры Кришны и свои переживания, но эти описания Он не заимствовал из книг. Книги, даже самые авторитетные, лишь путеводители. Никакие книги не дадут ясного представления о реальности, поскольку в них излагается чужой опыт. Нас предостерегают: «Не пытайтесь схватить то, что вне чувственного опыта. Когда наступит ваш черёд, реальность явит себя сама. Не торопите событий. Пройдите программу начальных классов, обозначенную Шастрами и Гуру, имейте терпение. Если повезёт, вас пригласят в следующий класс».

00:07:20 Сосредоточьтесь на гаура-лиле — остальное откроется само собой. Когда Высшее будет довольно вами, оно прикоснётся к вам на короткое время, чтобы дать себя почувствовать, и исчезнет. Вы даже не поймёте, что произошло. Нечто живое поманит вас в неведомую даль и навсегда свяжет с собой невидимой нитью. Вы будете вечно к этому стремиться. Но не пытайтесь сделать это предметом опыта. Оно выше вас, оно будет открываться вам, когда захочет, и исчезать, когда захочет.

00:07:53 Даже обычный человек не посвящает посторонних в свои отношения с близкими людьми, что же говорить о Всевышнем Господе и Его играх с возлюбленными? Кто вторгается в запретную зону и увлекает за собой других — тот враг себе и своим последователям. Он может описывать картинки, которые всплывают в его голове, но они не имеют отношения к реальности.

00:08:17 Вопрос: Можно ли изображать в живописи атрибуты этих Игр, например, цветок лотоса?

00:08:23 Шридхар Махарадж: Лотос олицетворяет красоту и нежность. Его лепестки — это различные формы счастья, расы. То, что обычно называют «красота», «нежность», «счастье», не имеет ничего общего с реальной красотой и нежностью. Эти слова употребляются лишь потому, что в нашем мире чувственного опыта нет более подходящих. Мир любви и мир похоти разделяет бездонная пропасть. Любовь и похоть, сходные по форме, противоположны по сути.

Духовный цензор

00:08:56 Наш Гуру Махарадж не разрешал нам даже читать книги, в которых описывается Божественная Чета: Говинда-лиламрита, Става-кусуманджали и даже Уджвала-ниламани. Нам не разрешалось входить в «запретную зону». Если он узнавал об этом, он очень огорчался. Он необычайно бережно относился к духовному здоровью учеников.

00:09:19 Душта пхала карибе арджана — Шрила Бхактивинод Тхакур предостерегает: «Переступив запретную черту, вы навлечёте на себя беду». Духовный путь начинается с осознания того, что наше сердце представляет собой комок похоти, жадности и зависти. Затем идут шраддха, садху-санга, шраванам, киртанам и, наконец, анартха-ниврити — когда исчезают похоть и прочая грязь. Только затем появляются ручи, асакти и бхава-бхакти — зачатки подлинной преданности. Затем расцветают према-бхакти, снеха, мана, пранайя, рага, анурага, бхава и махабхава. Ступени духовного роста существуют не для того, чтобы через них прыгали, а для опоры при каждом следующем шаге.

00:10:13 Вот одна история, почти курьёзная, об отношении Прабхупады к преждевременному «взрослению» души. У него был ученик, замечательный преданный, много сделавший для Миссии, который неожиданно увлёкся интимной стороной жизни Кришны. Он взялся за книги ачарьев, встречался с садху и постоянно донимал Прабхупаду вопросами про «это»: «Что делает Кришна, отправляясь на свидание? Кто Его возлюбленные? Кто как одет и что говорит?».

00:10:43 Прабхупада наотрез отказывался обсуждать эти темы. В конце концов, наш герой оставил общество Прабхупады, выбрав уединение. Через несколько месяцев Прабхупада вспомнил о нём: «Теперь мой ученик живёт другой жизнью. Он так вжился в образ девушки гопи, что стал одной из них. Естественно, Кришна, питающий особую слабость к деревенским девушкам, не мог остаться равнодушным. Теперь у них роман, парочка ждет потомства!».

00:11:13 Учитель Прабхупады, Гауракишор Бабаджи, тоже не жаловал любителей получить всё и сразу. Однажды возле его хижины на берегу Ганги поселился молодой человек, ученик Прабхупады, подавшийся в отшельники. По примеру Гауракишора он соорудил себе скромное жилище, воспевал Святое Имя, обсуждал стихи Нароттамы Тхакура и усмирял плоть. На вид это был безупречный бабаджи (отшельник). Но как-то Гауракишор заметил: «Чтобы родить ребёнка, недостаточно кричать, хватаясь за живот. Прежде чем ребенку появиться на свет, должны произойти известные события». Так он оценил духовные успехи соседа-подвижника.

Благо в чистом виде

00:11:59 Прежде нужно соприкоснуться с «веществом» под названием шуддха-сатва, чистое бытие, — благо в чистом виде. Только потом можно пытаться «отведать» тонкое, хрупкое и легко ранимое нечто, наполняющее мир, внешне напоминающий наш, но совершенно иной по содержанию.

00:12:20 Согласитесь, нехорошо вторгаться в чужую личную жизнь из любопытства. Глупцы ломятся в дверь, которую ангелы обходят на цыпочках. Нужно всегда помнить об этом. И упаси бог оказаться в стане неверующих, которые всегда требуют доказательств и опытов. «Опишите всё до последней мелочи, а мы подумаем, достойно ли это нашего внимания».

Истина — в красоте

00:12:45 И в других областях мира преданности много красивого, чарующего, способного привлечь искреннего соискателя, а высшие лилы пусть останутся высоко над головой, в сфере идеалов. Лилы Господа требуют очень бережного отношения, особенно мадхура-лила.

00:13:04 Год спустя после того, как я пришёл в Матх, наш Гуру Махарадж Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада взял нас в проповедническую поездку во Вриндаван на месяц Карттика. Там он попросил Бхарати Махараджа читать и объяснять седьмую Песнь Шримад-Бхагаватам — историю мальчика Прахлады — и строго-настрого запретил касаться любых тем, связанных с Вриндаваном: Радхи и Кришны, друзей пастушков, матушки Яшоды…

00:13:34 «Проповедуй шуддха-бхакти, основы преданности. Расскажи им о Прахладе. Вриндаван погряз в сахаджии. Прежде чем касаться Игр Кришны, хорошо бы дать общее представление о преданности. Пусть поймут, что такое преданность, тогда у них отпадёт желание вторгаться в чужую личную жизнь». Это Прабхупада говорил о жителях Вриндавана.

00:13:59 Во Вриндаване недоумевали: «Почему Гаудия Матх толкует о прописных истинах нам, обитателям Вриндавана? Седьмая Песнь — о примитивной преданности. Мы уже давно доросли до Десятой Песни!».

00:14:12 Прабхупада оставался непреклонным. Через несколько дней на берегу Радха-кунды и Шьяма-кунды он читал лекции по Упадешамрите, которая, по словам автора, Рупы Госвами, является азбукой бхакти. Находясь в месте, где проходили Игры Божественной Четы, он ни словом не обмолвился о Кришне и Шримати Радхарани. Прабхупада направлял наше внимание на основы и не позволял забираться в дебри высоких материй. «Поливайте корень, — говорил он, — плоды появятся сами собой».

00:14:44 Сидя на ступеньках между Радха-кундой и Шьяма-кундой во Вриндаване, проповедуя высшую любовь к Богу, он ни разу не упомянул Кришну, Радху, гопи и матушку Яшоду. Он прочёл лишь Седьмую Песнь Бхагаватам и Упадешамриту, основы учения Махапрабху, изложенные Рупой Госвами.
вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопаштха дхирах
етан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат
кришнашйочаих пранайа-васатих
прейасибхйо 'пи радха-кундам часйа
мунибхир абхиташ тадриг ева вйадхайи
йат прештхаир апй алам асулабхам
ким пунар бхакти-бхаджам тат премедам
сакрид апи сарах снатур авишкароти

00:15:04 Таков был его метод обучения: дать основы, остальному научит жизнь. Он говорил: «Знания Говинда-лиламриты или Кришна-бхаванамриты откроются сами в нужный срок. Хороший врач знает, какое лекарство и в каком количестве дать больному».

00:15:24 Пуджала рага-патха гаураве-бханге. Пусть этот идеал вечно остаётся на недосягаемой высоте — в этой жизни, в следующей и до скончания веков. Пусть он всегда будет у нас над головой, а не под ногами. Пусть в нашем сердце живёт чистая вера, что однажды нас пригласят туда. Дай бог, чтобы эта идея никогда не умерла в нас…

00:15:50 Ученик: Но ведь в Чайтанья-чаритамрите Кришнадас Кавирадж Госвами ссылается на Говинда-лиламриту, Уджвала-ниламани и другие, как вы говорите, запретные источники.

00:16:02 Шридхар Махарадж: В Чайтанья-чаритамрите есть три главы, которые мы не рекомендуем делать предметом пристального внимания. К ним относится и заключительная часть разговора Махапрабху с Раманандой Раем, где они обсуждают лилы Радхи и Кришны. Для нас это запретная зона. Безусловно, читая книгу в кругу преданных и гостей, совершая параян, мы не пролистываем эти главы, мы просто их не обсуждаем, не вникаем в подробности. Эти лилы Господа относятся к высшим материям. Для нас, учеников Сарасвати Тхакура, они были своеобразным табу: «Не вдавайтесь в подробности, — говорил он, — придёт час, и вам это откроется само собой. Не выносите личную жизнь Господа на всеобщее обозрение. Не делайте из неё предмет обсуждения».

00:16:56 Однажды во Вриндаване произошёл такой случай. Там жил друг детства Прабхупады, очень близкий друг, известный адвокат. Как-то он навестил Шрилу Прабхупаду в Матхе, они долго беседовали, и было видно, что Прабхупада рад встрече с другом. Через несколько дней он, как принято, отправился к нему с ответным визитом, взяв с собой Парамахамсу Махараджа. Во дворе слуга сообщил, что хозяин ожидает в гостиной на втором этаже. Поднявшись, они увидели его в обществе некоего госвами, объясняющего тонкости раса-лилы. Прабхупада, не говоря ни слова, развернулся и ушёл. У ворот друг догнал его: «Почему ты ушёл, тебя задело, что мы обсуждаем раса-лилу? Но ведь мы ничего не выдумываем. О ней говорится в Шримад-Бхагаватам».

00:17:46 Прабхупада ответил: «Мой Гуру Махарадж строго-настрого запретил мне обсуждать эти вещи. Он сказал, если я буду слушать о раса-лиле, то нанесу Господу оскорбление, поэтому, повинуясь учителю, я вынужден уйти».

Воля Гурудева

00:18:03 Шрила Прабхупада был необычайно строг во всём, что касалось раса-лилы, джулана-лилы и других Игр Кришны. Мы стараемся следовать его примеру, во всяком случае я. Сейчас в некоторых миссиях эти Игры даже ставят на сцене, в нашем Матхе этого не будет никогда. Из общения с Гурудевом я уяснил: Игры Господа — не предмет изучения, тем более — не спектакль. Он не допускал, чтобы эти вещи обсуждались в кругу преданных. Мне кажется, Шрила Прабхупада был бы недоволен, узнав, что в некоторых его общинах раса-лилу сделали объектом развлечения.

00:18:41 Эти вещи слишком высоки, чтобы превращать их в спектакль. Я должен быть честным по отношению к себе и своему учителю. Использовать гуру ради продвижения своих идей — это низко. Я не хочу ничего в этом мире — ни самоутверждения, ни славы великого проповедника, ни толп последователей. Я не хочу устраивать спектакли, чтобы привлечь людей и расширить поле проповеди. Я не хочу превращать идеалы в забавное зрелище. Пусть этим занимаются другие, мне это не по душе. Пусть другие слывут великими учителями и проповедниками. Я всего лишь ученик. Я хочу сохранить чистоту идей и идеалов, которые принёс в этот мир наш Гурудев.

00:19:26 Я навсегда останусь учеником, верным учеником Гуру Махараджа. Молю об этом и сделаю всё возможное, чтобы ни на шаг не отойти от его указаний. Использовать идеал ради достижения собственной цели — значит унижать его. Я не хочу делать аттракцион из того, чему поклонялся мой гуру. Ради привлечения последователей люди готовы на всё. Так было и будет. Но я в этом участвовать не хочу.

Раб раба Божьего

00:19:55 Когда Прабхупада предложил мне проповедовать на Западе, я ответил: «Если вы настаиваете, я поеду. Но, мне кажется, я не справлюсь, для этой задачи у вас есть более подготовленные ученики. Во-первых, я не знаю, как следует, английского. Кроме того, неловко чувствую себя перед большой аудиторией. Лучше я буду на вторых ролях делать для Вас черновую работу». Узнав о моем нежелании ехать за границу, мои духовные братья санньяси удивлялись: «Махарадж, многие мечтают о таком предложении. Проповедовать в Европе. Вы были бы первым, кто принёс учение Махапрабху на Запад. Вы прославились бы на весь мир как выдающийся проповедник. Напрасно вы отказываетесь от такой возможности».

00:20:42 Я ответил, что быть великим проповедником и остаться в памяти потомков не входит в мои планы. Я был бы счастлив прослыть нижайшим рабом Махапрабху Шри Чайтаньядева. Я не ставлю цели стать великим и знаменитым. По мне лучше быть в защите, чем в нападении. Пусть голы забивают другие.

Вымаливать милость

00:21:04 Я просто ищу истину и знаю, что стремление быть кем-то значимым — помеха в этом поиске. Поэтому молю вайшнавов и всех вас о милости — не дайте мне пасть жертвой гордыни и корысти, помогите стать смиренным и покорным рабом Господа, не поддаться искушению быть выше других.

00:21:23 Всё, о чем я мечтаю, — быть нижайшим рабом Господа, тад даса-дасадасанам дасатвам дехи ме прабхо. Пусть моя вера в Него окрепнет настолько, что я буду довольствоваться чёрной работой, как самый последний раб. Самоутвердиться в высших сферах, попасть в близкое окружение, в круг первых лиц — не дай бог даже подумать об этом. Пусть наградой мне будет самая незначительная связь с Божественным. Быть вечно нижайшим рабом — вот предел моих мечтаний.

00:21:56 Махапрабху говорит: «Кришна, пусть я буду пылинкой у Твоих стоп».
айи нанда-тануджа кинкарам патитам мама
вишаме бхавамбудхау крипайа тава
пада-панкаджа-стхита-дхули-садришам вичхинтайа

«О, сын царя Нанды, я, твой вечный раб, оказался в пучине океана иллюзий и расплачиваюсь за свои поступки. Но теперь, осознав своё несчастье, прошу Тебя, позволь стать пылинкой у Твоих лотосных стоп».

00:22:17 «Всё, о чём прошу Господа, — быть пылью у Его стоп». Пусть эти слова будут нашей путеводной звездой. Кто-то назовёт это самоуничижением. Но для нас это предел мечтаний, недосягаемая высота — быть пылью на дороге, где ступает Господь. О какой раса-лиле может идти речь, если Сам Махапрабху мечтает стать пылинкой у стоп Кришны! А дальше — на всё Его воля. Наша скромная цель — самая отдалённая связь с подлинной Реальностью, а не близкие отношения с вымышленным Кришной.
пуджала рага-патха гаурава-бханге

00:22:53 Пленительное упоение. Пусть рага-патха, самопроизвольная преданность, навсегда останется нашим идеалом. Мы будем служить Ей, подчиняясь правилам и заповедям (видха-марга).

Яд оскорблений

00:23:06 Когда Прабхупада был на Радха-кунде, местный священник в разговоре с ним обронил такие слова: «Мы, брахманы Враджи, готовы благословить Рагхунатха Даса Госвами. Если ему нужна наша милость, мы готовы её оказать».

00:23:21 Прабхупаду словно пронзили раскалённым железом: «Дас Госвами — глава нашего клана, клана гаудия-вайшнавов. Учитель над учителями. А этот знаток заповедей и храмовых правил собирается низойти до Даса Госвами! Если бы я был затворником-бабаджи, то пропустил бы его слова мимо ушей и просто покинул бы Вриндаван. Но на моих плечах лежит ответственность за Миссию. Я отвечаю за ученическую преемственность, родоначальником которой был Дас Госвами. Преемственность, благодаря которой в этом мире живёт идея Божественной любви. Слова этого человека отравляют всё во Вриндаване, поэтому я не прикоснусь к еде, пока не получу противоядие».
На следующий день брахман пришёл к Прабхупаде и извинился.

Реальность и отражение

00:24:12 Сегодня я постарался передать своё восприятие Гурудева, чтобы ни у кого не было заблуждений на счёт того, какое место в его сознании занимают сокровенные Игры Господа. Пуджала рага-патха гауравабханге… — недостижимый идеал. Давайте довольствоваться этим: тад даса-дасадасанам дасатвам дехи ме прабхо… — служить слугам слуг, в самых низших эшелонах. Это не упражнения в красноречии — это то, о чём мечтают преданные. Махапрабху говорит:
нахам випро на чха нара-патир напи ваишйо на шудро
нахам варни на чха гриха-патир но вана-стхо йатир ва
кинту продйан-никхила-парама-нанда-пурнамритабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах

00:24:46 «Я не священник, не царь, не торговец и не раб-крестьянин (брахман, кшатрий, вайшья, шудра); я не послушник и не мирянин, не отшельник и не странник (брахмачари, грихастха, саньяси и ванапрастха). Я — слуга того, кто служит лотосным стопам Кришны, безбрежного океана Божественного счастья, Самосущей Истины».

00:25:11 Не думайте, что это красивый стихотворный оборот. Так вайшнавы видят своё место в Реальности. Именно это мироощущение, ощущение себя рабом, является пропуском в Высшую Реальность. По-настоящему ощутить себя низшим и недостойным — вот что делает нас пригодными к высшему служению.

00:25:30 Чтобы войти в ту Обитель, требуется бесконечное самозабвение, полный отказ от своего «я». Частица сознания должна переплавиться в частицу самопожертвования — только тогда её допустят в иное измерение, сверхглубинный мир, необъятный для чувств и рассудка, — мир, уходящий в самые недра Сознания. Тот, кто хочет соприкоснуться с той Реальностью, должен зазвучать на иной, сверхтонкой частоте, частоте самопожертвования и самозабвения. Мы можем войти в тот мир только как безропотные рабы, отказавшись от любых притязаний. Превратиться из «нечто» в «ничто», из положительной величины в отрицательную, постоянно отдающую себя.

00:26:15 Любой, самый незначительный позыв к самоутверждению, обладанию чем-либо, немедленно закрывает нам доступ в те сферы. Желание быть среди избранных, самоутвердиться, обеспечить себе вечную жизнь среди приближенных первого лица, стать бессмертным, найти место поближе к Божественным Играм — всё это попытки самоутвердиться.

00:26:37 Мир Любви живёт иными законами — самопожертвованием, самоотрицанием, готовностью перестать существовать, если Господу это угодно. Желание самоутвердиться — совсем из другой области, из области стяжательства, похоти и корысти.
мароби ракхоби - йо ичха точара
нитьйа-даса прати тува адхикара

«Делай со мной что хочешь — уничтожь или прижми к сердцу, я Твой раб навеки».

00:27:01 Солдат-камикадзе ради отечества готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, собственным именем. Он готов умереть как безымянный солдат — без памятника, без надгробья. Ради удовольствия Кришны можно перестать существовать как элемент сознания даже в сознании других. Пусть другие слывут великими преданными, участниками радха-кришна-лилы. Остаться неизвестным навеки — лишь бы Господу было хорошо. «Если потребуется, я готов перестать существовать. Если Ему приятно, я перестану быть». Таковы настроение и мировосприятие, необходимые для пребывания в тех сферах. Там всё пронизано этим настроением — тонким, чистым и непорочным.

00:27:48 Всё, что нам остаётся — молить о милости Шрилу Прабхупаду, Его Божественную Милость Шрилу Сарасвати Тхакура. Слава Гуру и Гауранге.
пуджала рага-патха гаурава-бханге
Прабхупада строго запретил нам жить на Радха-кунде. Когда Гаудия Матх приобрёл небольшое одноэтажное здание неподалёку от Лалитакунды, он распорядился достроить там второй этаж. «Впрочем, — добавил он, — я всё равно там жить не буду».

00:28:13 Я спросил: «Зачем строить второй этаж, если там никто не будет жить?» — «Я не говорил, что там никто не будет жить. Там будут жить те, ради кого мы живём — Бхактивинод Тхакур и Гаура Кишор Бабаджи Махарадж, — наши учителя. Они поселятся на втором этаже, а мы — на первом, чтобы прислуживать им».

00:28:33 Затем добавил: «Сам я буду жить на Говардхане, для меня Радха-кунда — вечно недосягаемая вершина: там живут наш Гуру Махарадж и все учителя клана Шри Рупы. Им положено быть в непосредственной близости с Играми, мы же будем неподалёку, на Говардхане. Неподалёку, потому что нужно приходить и служить им. Но не совсем рядом, чтобы не мешать их Играм. Мы недостойны находиться в поле их зрения, но должны всегда, когда понадобится, быть в их распоряжении».
пуджала рага-патха гаурава-бханге

00:29:11 В этих словах признания — весь Бхактисиддханта Сарасвати, его сердце билось на этой волне: «Игры Господа вечно недосягаемы для нас — мы внизу преклоняемся перед ними. Мы никогда не ступим на эти вершины, не будем прикасаться к идеалам». Я как ученик Сарасвати Тхакура сделаю всё возможное, чтобы донести миру его отношение к этим лилам: «Высшее — значит вечно выше нас».

00:29:39 Однажды в Аллахабаде, возможно в тот самый год, когда получил посвящение Шрипад Свами Махарадж (Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж), Шрила Прабхупада во время лекции в парке при огромном стечении народа сказал: «Я бросаю вызов любому, кто осмелится усомниться в величии моего Гурудева. Я готов сразиться с каждым, кто считает, что есть более великие ценности, чем те, что принесли Бхактивинод Тхакур и Махапрабху. Мой Гурудев восседает на троне на самой вершине божественной пирамиды. И так будет всегда».
пуджала рага-патха гаурава-бханге

Сокровище

00:30:19 Я бесконечно признателен присутствующим здесь за то, что они помогли мне извлечь из сердца богатства, что я долго хранил там, воскресить в памяти прошлые переживания. Благодаря преданным я ощутил присутствие своего Гуру Махараджа, снова погрузился в атмосферу общения с ним. Мне некогда посчастливилось, находясь у Божественных стоп Гуру Махараджа, прикоснуться к несметному сокровищу, и теперь, благодаря вам, я смог заново пережить ощущения тех лет. Всё, что я узнал от него, я постарался передать вам. Поделился богатствами, некогда полученными от него в дар. Постарайтесь не растерять их.

00:31:03Шри Чайтанья Сарасват Матх, 13 марта 1981 года.

тайминг: Игорь Цуркин | Дорогобуж | Россия | 09 August 2024