Выбор пути развития

Москва - 01 January 2007
Принцип поэтапного духовного развития. Наш «Золотой век» - это возможность выбора пути развития. Истинная и ложная духовная жизнь. Способ определения развития человека. Необходимость активной деятельности. Очищение тонкого тела. Почему важно помнить, что нам здесь ничего не принадлежит. Наши скрытые желания. Как импульсивные поступки формируют нашу карму. Задержка ответной реакции позвояет увидеть суть происходящего. Необходимость обдумывания, время для размышлений. Некоторые особенности семейных отношений. Необходимость «хитрости» в семейных отношениях. Необходимость финансового планирования. Необходимость отказа от вредных привычек.
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:37:46 | качество: mp3 64kB/s 44 Mb | прослушано: 1811 | скачано: 1260 | избрано: 44
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Принцип поэтапного духовного развития

00:00:00 [Рузов В. О.] Пожалуйста, вопросики можно задавать. По вчерашней теме, по предыдущим темам.
[Из зала] Что происходит, если человек пытается сразу встать на духовный путь, и показать, что он старший? Такое возможно вообще?
[Рузов В. О.] Иногда возможно, но в основном, если у нас негармонично установлены отношения на материальном уровне, то мы не сможем правильно развить наши взаимоотношения на духовном уровне.

00:01:12 То есть необходимо, в общем-то, правильное прохождение первичных этапов развития, прежде чем приступать к высшим этапам. Поэтому в основном последовательность развития – это сначала, человек берется за голову, это то, что мы говорили о прохождении пяти этапов, что это разные аспекты здорового образа жизни. То есть человек себя гармонично ведет по отношению ко всем живым существам, это дает ему возможность получить разрешение приступить к духовному развитию. То есть дается некое разрешение, лицензия, или виза, скажем так, виза. Поэтому человек может очень близко подойти к духовному развитию, но если виза не получена, если он до сих пор причиняет вред другим живым существам, то он даже может попасть в аэропорт пункта прибытия, но таможню не пройти.

00:02:16 То есть он может видеть очень близко, ему будет казаться, что он уже одной ногой в духовной жизни, он может находиться среди духовно-развитых людей, но вот шага, окончательного шага сделать не получится. Это называется, Огьято Сукрити. Сукрити – это накопленное благочестие, накопленное правильное поведение. И если его нет, невозможно сделать этот шаг, не получается. И поэтому, конечно же, в основном правильное развитие приходит постепенно, и затрагивает все направления жизнедеятельности человека.

00:03:02 Начиная с самых простых, и кончая самыми сложными. Поэтому начинаем с самого простого, с жизнедеятельности, с питания, со взаимоотношений с природой, с другими живыми существами, с людьми, и в конце концов получаем разрешение общаться с истиной. Когда мы перескакиваем эту степень, то появляется этот эффект ложного духовного развития, что человек думает, что он живёт духовной жизнью, говорит о самых возвышенных вещах, интересуется самыми возвышенными вещами, однако, в реальности на этом уровне он не находится. Как студент, он может конечно придти и сесть вместе со студентами 5-го курса, и какое-то время его даже не заметят, но это не сделает его студентом 5-го курса. Все равно придется потом встать и пойти учиться на свой курс.

00:03:59 Поэтому конечно это создаст какую-то иллюзию на какое-то время, и многие люди так пытаются действовать, приобщиться сразу, приобщиться, войти в элиту. [смеется]. Не получится. У нас как знаете, когда человек становится астрологом, психологом, целителем, он сразу о себе объявляет, 48 дипломов, 56 посвящений, то есть сразу вся стена завешана дипломами, всё, что хотите, но это не делает его действительно потомственным целителем, это не делает его потомственным астрологом, то есть это невозможно. Чтобы быть потомственным астрологом, нужно родиться в семье астрологов, в России просто нет потомственных астрологов, поэтому очень трудно быть таким астрологом, это фактически невозможно. Но те, кому хочется приобщиться, он пытается навешать себе на грудь этих орденов, медалей, ещё чего-то. Но это не работает.

00:05:06 Мы говорили, получается как не аккредитованный институт, да, очень красиво, очень похоже, но в реальности этого уровня нет. Поэтому нужно быть спокойным, терпеливым, как мы говорили, последовательным, никуда не торопиться, спокойно ступенька за ступенькой проходить этапы. Нам, в общем-то, особенно спешить некуда. Метод решения проблемы немного другой, мы не сможем кого-то обмануть в духовной жизни, не получится. Еще вопросики.
[Из зала] А если есть интерес к духовным предметам.
[Рузов В. О.] Вряд ли это интерес к духовным предметам, это интерес к мистическим предметам. Между мистикой и духовностью огромная разница. Духовность, как мы выясняли, это желание отдать все ради любимой истины, это жертвенность, это самоотдача, это подвиг.

00:06:14 Мистика – это желание всё получить от духовности, всё, чтобы у меня появилось здоровье, появилось богатство, появились физические силы, появилось видение, слышание, всё, что хотите, это желание все получить, а духовность – это желание все отдать. Поэтому, как правило, человек интересуется не духовностью, он интересуется мистикой. Поэтому, как правило, желающих действительно изучать духовность не так много. То есть люди приходят, слушают лекции, но когда чувствуют, что речь идет не о мистике, а о духовности, обычно мало кто остается, то есть единицы.
[Из зала] Я это и имел в виду.
[Рузов В. О.] Ну, да.
[Из зала] То есть, если к духовности
[Рузов В. О.] Вот если к духовности интерес, то конечно же да, но это, как мы уже говорили, фактически, если у человека сразу появляется этот интерес, это значит, что этот человек уже несколько жизней отдал этому пути, несколько жизней.

00:07:12 Мы можем увидеть, иногда человека сразу интересуют аспекты, видно, что он этим занимался в прошлой жизни. Человек может практиковать какие-то практики, он может даже не догадываться, что это за практики. Поэтому если человек сразу приходит, как правило, это говорит о том, что у него несколько прошлых жизней уже были посвящены этому пути, но так или иначе путь был. То есть не бывает такого, чтобы раз и всё, это уже исключительный путь. Есть такое, чтобы раз и все за одну секунду, но этот путь на столько исключительный, что мы не можем себя к нему приписывать. То есть мы не исключительны, поэтому даже, чувствуя в себе интерес к духовности, мы всё равно не должны пренебрегать благочестием.

00:08:02 Мы не должны пренебрегать здоровым образом жизни, здоровыми отношениями, иначе можно разрушить всё, потому что как накапливается позитивная деятельность, так и накапливается негативная. Накапливается – приходит депрессия. В конце концов это усталость. Что такое усталость? Это признак неверной деятельности. Поэтому время от времени мы должны отдыхать, потому что мы действуем не верно. Поэтому человек может просто устать и отойти от развития. То есть простая усталость, элементарная может быть. Действительно признак развития – это вкус, как вы правильно заметили, вкус к позитивному. Поэтому когда этот вкус появляется к позитивному, конечно это признак того, что человек что-то делал позитивное, явно что-то делал, факт. Ну, как минимум, он раскаивался [смеется]. Трудно это назвать позитивной деятельностью, но видно, что на пути к истине столько много бонусов этих, столько много этих эффектов прощения, что даже если человек просто раскаивается, хотя это не является позитивной деятельностью, это он просто раскаивается в том, что он совершил, он ничего не сделал, он просто раскаялся в том, что совершил, у него уже появляется вкус к развитию.

00:09:28 Однако, если он реально не практикует чистую жизнь, как правило это все быстро заканчивается. Я видел много примеров, когда человек попадал в тюрьму, и, как правило, очень сильно раскаивался, ситуация такая подразумевает серьезное раскаяние. И на основе этого он легко приходил к развитию, но как только получал освобождение, как правило, он думал, что всё, дело сделано, можно жить дальше спокойно, и оставлял путь развития. Я много видел таких вариантов.

00:10:01 То есть мало раскаяться, необходима реальная жизнь в духе здорового мышления, здорового питания, здоровых отношений, необходимо реальное ежедневное поведение в этом духе. Потому что можно работать целый месяц, и потом один день прогулять, и будет штраф 50%-ный. Прогуляешь один день, а премии лишат, 13-ой зарплаты уже не будет. Поэтому, как мы говорили, главное в нашем деле – это некоторое постоянство, некоторая верность. Я ответил на вопрос? Еще вопросики.
[Из зала] Как понять, на каком уровне находится моя верность, и как её развивать?
[Рузов В. О.] Фактически в верности нет никакого развития, или мы верны, или не верны, тут развивать нечего.

00:11:06 Поэтому прежде чем чем-то заняться, как мы говорили на прошлой лекции, не хочешь есть, не смотри на еду, не хочешь идти, не смотри на дорогу. Если мы решили чем-то заняться, то мы должны отдавать себе отчет, что мы должны этим заняться навсегда. То есть фактически нашу верность определяет смерть, смерть говорит о том, был человек верным или нет, потому что в любую секунду мы можем взять и аннулировать всё, то есть в верности все очень грустно. Если мы один раз не верны, верности уже нет вообще, поэтому здесь нет вариантов. Поэтому если мы за что-то беремся, мы должны сразу браться за это серьезно. Это принцип разума. Разум – это понимание, что если я за что-то берусь, я должен довести это до конца, а до конца, значит, фактически до смерти.

00:12:06 Потому что всё требует определённого развития. Поэтому тут принцип только один – если мы попадаем в это состояние безверия, если мы чему-то изменяем, мы должны видеть, как все аннулируется. И, поняв, что мы все аннулировали своим собственным решением, мы должны делать выводы, и понимать, на сколько серьезно это понимание верности, на сколько серьезно это понимание ответственности. Фактически человек и состоит из этого понимания верности и ответственности. Поэтому если у нас есть это понимание, мы развиваемся, если нет, всё просто аннулируется, всё, что мы делаем, просто аннулируется. И однажды нам должно надоесть аннулировать всё, что мы делаем, просто должно надоесть. И когда человеку надоело, это значит, что он понял, раскаялся и стал на путь духовного развития, то есть ему должно надоесть быть неверным, ему должно надоесть всё терять.

00:13:12 Поэтому человек фактически приходит к этому через некоторую безысходность, через некоторое разочарование. Он должен понять, что столько было возможностей, и я всё сам бросил, всё сам не довел до конца. Понимаете? Кто-то уже чувствовал наверняка такие эмоции, я уверен, поэтому мы должны или сами придти к этому, или почувствовать глупость прекращения дел на середине пути. Поэтому выбор за нами. Еще вопросики?
[Из зала] [неразборчиво] Какова перспектива наша на этом пути? [неразборчиво].

Наш «Золотой век» - это возможность выбора пути развития

00:14:15 [Рузов В. О.] Есть много всевозможных идей по этому поводу. То, что реально вижу я, это то, что у человека есть выбор, и вот я это понимаю, как золотой век. Золотой век – это возможность выбора. Потому что в принципе не может быть такого времени, когда человек будет обязан заниматься духовным развитием. Я не думаю, что появится такое время, когда все будут обязаны практиковать духовную жизнь, поэтому я думаю, что разница в принципе состоит в том, есть у нас этот выбор или нет.

00:15:00 И мы видим реально, что выбора становится больше, факт. То есть мы можем это наблюдать, то есть даже за 20, за 30, за 40 лет мы видим, что реально выбора становится больше. У нас есть выбор, мы можем реально придти в магазин, и выбрать для себя какой-то путь, то есть, есть всё, вариант куда пойти и кого послушать. Мы видим, что достаточно более или менее все разрешено, и есть какая-то возможность. Поэтому лично для меня сейчас это представляется, как возможность выбора. А уже внешние ситуации, лично у меня есть ряд сомнений, что внешняя ситуация будет улучшаться, лично у меня есть ряд сомнений, что она будет улучшаться, потому что в принципе я не находил этих однозначных утверждений, что именно внешняя ситуация будет улучшаться.

00:16:03 Все-таки речь идет о возможности духовного роста, а не о улучшении внешней ситуации. Поэтому будет лучше, слава Богу, я только всеми руками, но я честно говоря, нигде не находил однозначных заверений, что именно погода улучшится, преступности станет меньше, или ещё что-то. Вот на счет этого у меня есть ряд своих личных сомнений по этому поводу. Поэтому все-таки мир таков, какова атмосфера вокруг нас, мы это реально замечаем. Поэтому если мы пользуемся этим выбором золотого века, вот этим особым периодом нашего времени, и попадаем в эту одухотворенную атмосферу, создаем её вокруг себя, это и есть наше маленькое воплощение этого времени, которое можно вернуть, так сказать, есть у нас эта возможность почувствовать эту ситуацию духовного развития.

00:17:07 Поэтому я бы все-таки был аккуратен в каких-то однозначных заявлениях по поводу того, что все будет лучше. Я бы все-таки был аккуратней с этими заявлениями, я бы все-таки однозначно говорил о том, что выбор точно будет, выбор точно будет, вот по поводу всего, есть у меня ряд сомнений. Но опять-таки я оговорюсь, это моё личное мнение по этому поводу, поэтому поживем, посмотрим. Мы не сможем в любом случае захватить весь этот период, поэтому есть некоторый вариант разума восприятия, и разум восприятия описан в астрологических трактатах, это значит, что лучше может быть на 20%, на 25%, не может быть лучше на 200%, на 300% не может быть.

00:18:01 Это значит катаклизм, это значит, что слишком коренные изменения, от которых может быть ещё больше проблем. Поэтому мы, как люди разумные, не будем все-таки ожидать таких глобальных изменений, на наш период времени все-таки реально ожидать 20% изменений, это реально, 30% смены, это реально. Это то, что может быть в нашей жизни. Когда человек ожидает 100% даже изменений, это даже немножечко попахивает такой профанацией. То есть, оно может быть на 100, на 200, даже на 1000, но за эти огромные промежутки времени, которые записаны, за 1000. Если нас реально ожидает ближайшие 30 лет, у кого-то 40, то мы можем рассчитывать на реальные изменения, которые описаны в астрологических трактатах. Например, так рекомендуется человек рассчитывать на изменение зарплаты. То есть ему говорят, что вы можете рассчитывать на 20 – 30%-ые изменения, это реально достаточно. Если вы будете больше трудиться, если вы будете прилагать больше усилий.

00:19:12 Но если вы рассчитываете на 300% изменений в зарплате, это нужно все поменять коренным образом, и ещё не известно, будет ли лучше. Поэтому нужно быть разумным и видеть, что есть какие-то перспективы, но нужно рассчитывать на какой-то такой реальный процент изменений. Я ответил на ваш вопрос? Еще вопросики.
[Из зала] Вы рассказали о [неразборчиво].
[Рузов В. О.] Мы говорили, что есть общий план, есть часть плана на определённый период времени, поэтому у нас есть разный возраст, есть разные ситуации.

00:20:10 И все эти ситуации описаны, и в общем-то, как план меняется в соответствии с этими ситуациями. Поэтому описываются разные типы возраста. Например, описывается юность, описывается средний возраст, и описывается старость. И дается определение, как человек должен действовать в эти определённые периоды в времени. Описываются разные состояния социальные, когда человек ученик, когда человек учитель, когда человек без семьи, кода человек с семьей. Поэтому даются такие описания, эта система называется Варнашама Дхарма. Варнашама Дхарма – это описание обязанностей человека в соответствии с его положением в жизнедеятельности. Поэтому, изучая эти типы поведения, типы жизнедеятельности, мы можем понять, как себя вести в определённом жизненном укладе.

00:21:06 То есть если нам, например, это неизвестно, мы можем спросить того, кто знаком с этой системой. Поэтому уже это описано, уже достаточно серьезно разобрано, поэтому уже заранее есть инструкция, как себя вести определённым образом на том или ином этапе жизни. Поэтому все описано, инструкция есть.
[Из зала] А где это взять?
[Рузов В. О.] Практически во всех ведических трактатах об этом говорится. В Бхагавад Гите можно об этом говорить, почитайте, очень много описывается, достаточно много. Фактически во всех, то есть это тема, которая проходит обязательной нитью через любое ведическое произведение. Поэтому мы должны просто интересоваться этим. То есть, если на интересуют наши задачи на определённый промежуток времени, мы должны этим поинтересоваться. Где конкретно про меня, я, что.

00:22:05 Лучше всего спрашивать, то есть принцип всегда работы с трактатами – это консультация с тем, кто разбирается в этих трактатах, потому что самому иногда бывает трудно разобраться. Но, если мы консультируемся с тем, кто уже знаком с этой темой, обычно мы легко можем понять, каковы наши основы жизнедеятельности, то есть что мы должны делать на конкретном этапе своего пути. У нас есть, например, большой трактат, мы его разбирали, Человек и религия, на столике продается, и там описывается буквально каждый год жизни человека, каков план на каждый год жизни человека. Поэтому нужно почитать, посмотреть, периоды описываются все, с семилетнего, много посмотреть, и найти для себя очень много полезного. Еще вопросики?

Истинная и ложная духовная жизнь

00:23:01 Разобрались? Задайте все, потому что сегодня у нас некоторое частичное завершение темы.
[Из зала] Попрошу вас ещё вернуться к этой теме, религиозность и духовность. Иногда можно встретить такое настроение у людей, склонных к религиозности, настроение разделять свою жизнь на духовную и материальную. А одно к другому отношения особо не имеет, скорее всего это неправильно.
[Рузов В. О.] Да, духовность – это и есть настроение жизни, или материализм – это настроение жизни. Поэтому когда идет разделение, на самом деле разделения нет, это 100 %-ый материализм [смеется]. Знаете, это можно встретить очень интересно. Например, в Индуизме сейчас есть такое явление, как, скажем так, ложный браманизм, это когда очень высоко развитая личность, со всеми посвящениями, он разделяет свой день на браманический, и не браманический.

00:24:11 Например, он может встать, выкурить сигаретку, выпить кофе, потом он идет, принимает омовение, и с этой минуты, как он принял омовение, он браман, и он не курит, не пьет, ничего. Можно это увидеть. Или, например, в другой традиции, например, может быть в мусульманских традициях, есть такое явление интересное, что когда они держат пост, то они обычно строго днем следуют. Но наступает ночь, они говорят: «Ну, Аллах уснул, ну, а раз спит, можно покушать, что-нибудь сделать». [смеется]. Так происходит иногда. Поэтому мы видим, что во всех духовных традициях, во всех религиях присутствует этот ложный, ложная религиозность, скажем так.

00:25:05 Ложная духовная жизнь. На самом деле это никакая не духовная жизнь, это просто религиозный фетиш. Ну и что, что человек одел какую-то форму, это не делает его квалифицированным. Поэтому, ну, фетиш некоторый, ну, хоть фетиш какой-то сохранился, тоже хорошо. [смеется]. Хотя бы человек на какое-то время понимает, что что-то делать не хорошо, хотя бы на какое-то время. Или в одной из стран можно встретить такой день, в который ничего нельзя делать, то есть нельзя руками ничего делать. Поэтому там запускается такая техника домашняя, которая по расписанию включается, выключается, то есть так интересно устроено, то есть люди подстраиваются под реальность.

00:26:02 Поэтому в любой традиции это можно встретить, придумать, что вино – это кровь Бога, или ещё что-нибудь понапридумывать. В философии это называется оправдательная философия. Когда нам чего-то хочется, и мы подводим какие-то идеи, традиции, привычки, какую-то философию, какие-то выписки, какие-то цитаты, что-то находим, чтоб оправдать своё поведение. Поэтому это есть везде, называется обманная религия, Кайта Ватхарма. То есть, если мы буквально возьмем термин Кайта Ватхарма – обманная религия. Поэтому факт, мы говорили, что человек может быть на вид максимально религиозен, но абсолютно недуховен. Поэтому по внешним признакам духовного человека не определишь.

Способ определения развития человека

00:26:59 Поэтому в Бхагавад Гите даже есть целая глава, где Арджуна спрашивает, как определить развитого человека, как он ходит, как он дышит, как он действует, как его определить, как? Потому что это вечная проблема, она ещё 5 тысяч лет назад всех волновала. Как же найти его, этого духовного человека? Почитайте, очень интересно [смеется], там описываются все эти признаки. Не по внешним конечно атрибутам, Но и внешние тоже важны конечно же, но не только по внешним. В основном, конечно, самый для нас простой метод, это о речи человека. Поэтому есть такой закон в Ведах, хочешь быть умным – молчи. [смеется]. Но если мы начинаем говорить, наше сознание выходит через речь, мы не можем долго говорить правильные вещи, которые нам не соответствуют, невозможно.

00:28:01 Поэтому если вы слышите, что человек долго говорит разумные вещи, значит, ему можно доверять, если долго. Если 5 минут говорит – этого мало, если день говорит – мало, если год говорит – мало. Если 10 лет говорит правильные вещи, значит, можно доверять. Потому что невозможно, то, что на уме, то и на языке. Если на уме какие-то ложные вещи, с языка это всё равно начнет слетать. Какое-то время человек может говорить правильно, знаете, культурно. Если я вас не могу терпеть, я могу какое-то время с вами приятно говорить, но если меня достать, я сорвусь, хватит, не могу больше. Поэтому, в общем-то, реально понять уровень современного развитого человека, можно по его речи. Поговорите с людьми, и поймете сразу, кто о чем думает. То есть не возможно, язык не контролируется. Даже великие шпионы, они проговариваются время от времени, проговариваются всё равно [смеется], всё равно проговариваются.

00:29:02 Как знаете, на востоке есть такой прием, как ищут вора. Если кто-то украл, всех местных жителей вызывают обычно там, там какой-то дом большой, их всех зовут, вызывают астролога, приходит астролог, ставит палку и говорит: «Сейчас мы проведем астрологический метод опознания, кто вор, поэтому сейчас все должны взяться рукой за эту палку». И все подходят и берутся. И он потом спрашивает: «Все взялись за эту палку? И даже тот, кто украл?» Он говорит: «Да». [смеется с залом]. Невозможно, на воре и шапка горит, поэтому язык, он не контролируется, поэтому даже простейшими методами можно за язык все вытянуть, узнать, человек проговаривается. Поэтому если вы с человеком достаточно долго разговариваете, или слушаете, вы можете понять его сознание. То есть фактически через язык вытаскивается сознание человека.

00:30:06 [Из зала] [неразборчиво].
[Рузов В. О.] Мы говорили, да, что сначала не всегда, но на протяжении достаточно продолжительного времени все становится понятно.
[Из зала] А сразу как понять?
[Рузов В. О.] Нам и не нужно сразу всех понимать, перед нами не стоит такая шпионская задача, всех рассекретить. Перед нами стоит задача, ко всем относиться дружелюбно. Если мы хотим понять, к кому стоит прислушиваться, а к кому нет, тогда стоит послушать кого-то долго, и будет все понятно. А так перед нами не стоит какой-то задачи, там моментально определить уровень другого человека, её нет, такой задачи. Это немножко такая подозрительная задача.
[Из зала] Я не могу понять.
[Рузов В. О.] О чем?

Необходимость активной деятельности

00:31:00 [Из зала] [неразборчиво].
[Рузов В. О.] Ну, да.
[Из зала] [неразборчиво].
[Рузов В. О.] Дружелюбие – это примерно один уровень развития. Когда мы общаемся с тем, у кого выше развитие – это уже не дружба, дружбы быть не может, это уже ученичество.
[Из зала] [неразборчиво].
[Рузов В. О.] Вопросы?
[Из зала] [неразборчиво].
[Рузов В. О.] Так я и говорю, что в бытовой варианте не стоит такой задачи кого-то как-то определять, или дифференцировать, поэтому об этом речи не идет.

00:31:59 В бытовом варианте мы должны быть друзьями всех живых существ. Поэтому нам все равно, какой у кого уровень, речь идет в определении каких-то приоритетов, за кем идти, куда идти, как идти, кого слушать, с кем общаться и т. д.
[Из зала] [неразборчиво].
[Рузов В. О.] Ну, обычно люди так просто не сидят. Если у них есть высокий уровень духовного развития, как мы разбирали, то появляется деятельность. Вчера, помните, мы разбирали? То есть деятельность появляется, и эта деятельность очень активна, и поэтому будет видно эту деятельность однозначно, её будет видно. То есть человек уже не сможет сидеть, сложа руки, его будет видно, то есть он будет показывать, приносить, продавать, доставать, всё, что угодно. То есть его деятельность будет достаточно такая, скажем, агрессивная, достаточно агрессивная. Потому что деятельность требует некоторой агрессии.

00:33:01 Без агрессии никак. Это давление необходимо. Это как жизнь сейчас идет под знаком страсти, бесполезно от человека, так сказать, спокойно, ласково и тихонько о чем-то просить, достаточно нужно решительно и настойчиво ему объяснять то, что происходит. Если вы просто станете на улице, и будете пытаться что-то людям давать, и будете думать, что люди сами к вам подойдут и возьмут. Вряд ли. Поэтому нужно идти и вставать на самом проходе, и тыкать в живот своими там этими флаерами, то есть достаточно нужно так активно действовать. Мы видим, чтобы мы сейчас не делали, необходима некая серьезная активность, нужно идти и договариваться, объяснять, достаточно громко это все преподносить. То есть для мира страсти требуется некоторый страстный подход.

00:34:04 А иначе просто эффективность будет на нуле, просто на нуле. Может человеку хватит на хлеб, но реально нужно нести миссию не получится, то есть миссия требует некой серьезной, иногда даже опасной активности. Поэтому если миссия есть, то вы будете слышать гром вокруг этого человека, то есть он будет идти, действовать, будет активен достаточно, то есть уровень требует некоторой миссии всегда, то есть оно всегда требуется миссией. Есть конечно исключения, но в основном это миссия.
[Из зала] А не будет эффекта гербалайф?
[Рузов В. О.] Будет, конечно. Конечно будет.
[Из зала] А не испортится?
[Рузов В. О.] Сначала все испортится, потом человек поймет как надо, и будет действовать лучше. Конечно будет, да.

00:35:03 Мы же проходили все эти этапы вчера, все описывали, да, будет сначала, человек будет объявлять истину только своей прерогативой, говорить, что только он, только его продукт, только его бизнес, только его религия, только его истина. Конечно да, будет, это нормально.
[Из зала] А у людей, которые будут с тобой общаться, не будет у них отношение как к гербалайфу?
[Рузов В. О.] Каждый достоин того, что он встречает в этой жизни. Закон кармы таков, что каждый встречает то, что он хотел. Это описывается в любом философском произведении, называется Обманщик и обманутые. Поэтому не бойтесь, если мы говорим неправильные вещи, то они будут услышаны теми, кто хотел услышать неправильные вещи. Когда мы будем говорить правильные вещи, они будут услышаны теми, кто достоин правильных вещей. Все очень грамотно взвешено.

00:36:03 Все очень грамотно взвешено. Могу сказать даже на своем примере. В практике консультирования всегда, когда человек становится консультантом, у него возникает вопрос, как я могу консультировать, если я ничего не знаю? То есть ужас такой некоторый обуревает человека. И мой опыт таков, что к человеку приходят именно те люди, у которых те проблемы, которые может решить этот человек, этот консультант однозначно. Вот у него есть какой-то жизненный опыт, к нему будут приходить именно те, у кого подобный жизненный опыт. Когда он будет расти, к нему будут приходить люди, достойные его нового опыта. И так все будет растянуто на всю жизнь. Поэтому никакого страха нет, абсолютно. Мир достаточно серьезно устроен, есть эти тонкие законы, поэтому желающие обмана получат обман, желающие истину — получат истину, каждый встретит того, на что он способен, на что он готов, чего он хотел, поэтому можете особенно не волноваться по этому поводу.

Очищение тонкого тела

00:37:12 Все будет хорошо. Разобрались? Хорошо. Мы остановились на том, что разумный человек должен всегда помнить, что кроме абсолютной истины здесь никто ничем не владеет, да? И поэтому каждый должен брать только то, то выделено ему, как его доля. И приводится в одном трактате пример с коровой, очень интересный пример. Она дает молоко, но сама не пьет это молоко, очень интересно. Она питается травой, питается соломой, но её молоко предназначено для других целей, для пищи.

00:38:06 Поэтому к корове особое отношение на Востоке, корова – это особая форма жизни, фактически это настоящая инопланетянка. Мы будем говорить про инопланетные формы жизни, это настоящая инопланетянка, поэтому описывается как форма неземная, особая форма. К тому же она делает всё, чтобы обеспечить нас самыми важными продуктами питания, очень необычной, самой важной, самой полезной пищей. И в чем секрет этих продуктов? Я пару слов скажу, раз уж мимо этого проходим. Есть некоторый секретный механизм, который нам неизвестен, это тонкое воздействие на материю, тонкое воздействие на материю. И секрет в этом особом воздействии. Мы знаем, что у любого грубого тела есть его тонкая оболочка.

00:39:04 Это всем известно сейчас, не секрет, это тонкое тело, и называется телом желаний. Что такое тонкое тело? Это тело желаний. Все наши желания находятся в этом теле. Некоторый склад, тело желаний, но если разобраться, то тело желаний – это наша карма, наши желания – это наша карма. И не важно, что это, будь то ложка, будь то пол в квартире, будь то машина, будь то тарелка, будь то тело человека, все они имеют карму, которая хранится в их тонком теле, в этом тонком окружении. Глазами его не видно, но мы можем понять, что это такое, это все наши желания, все наши желания. Они летают вокруг нас. Вообще эти желания, они сравниваются с мухами, которые летают вокруг [смеется], потому что достаточно такие подозрительные желания летают вокруг.

00:40:09 И мы можем вымыть все эти предметы, то есть можем применить механическое воздействие. Мы применяем это механическое воздействие, но это не поможет нам очиститься от кармы, то, что происходит, от кармы эти предметы. Но эти элементы, которые исходят из тела коровы, в них есть определённая мистическая сила, они очищают тонкое тело, способны очистить тонкое тело, тело кармы. Например, в Ведические времена врач, делающий операцию, обрабатывал инструменты не только на огне. Всем известен этот метод, на огне обрабатывается, не только на огне, это был последний вариант. Но до этого он кипятил их в молоке, потом в коровьем масле, до этого он снимал тонкую карму инструментов.

00:41:03 Снималась тонкая карма инструментов. Без этого нельзя было проводить операцию, если карма инструмента не снята, нельзя было проводить операцию ни в коем случае, потому что все нужно учитывать, не так просто вылечить человека. Вы заметили? Не так просто, поэтому все учитывалось. Поэтому любой предмет очищается от предыдущей кармы если соприкасаются с этими продуктами, с молоком, с маслом, или даже с навозом, или коровьей мочой, очищается от прошлой кармы. Особая тайна, это секрет, который известен не только йогам, сейчас я вам напомню, вы вспомните интересное время. Такое тонкое воздействие известно из покон веков, и применялось для тонкого лечения тела. До сих пор известен метод излечения через принятие ванны из молока. Знаете такой? До сих пор. И это тонкий метод лечения. Причем тут вообще молоко? Оно никакого воздействия большое на физическое тело не оказывает, большого физического воздействия никакого.

00:42:06 Но тонкое тело очищается и болезнь человека проходит. Даже иногда стакана молока может хватить на целую ванну, чтобы тонкое воздействие произошло. Естественно там какая-то Клеопатра описывается, еще, я не помню, у кого были деньги, они может быть полную ванну. Это факт, это древнейший метод, это очищение тонкого тела, тела желаний, тела кармы. Погружение в Саттву, в благость, особое явление, особое необычное явление. Метод, все его помнят, может быть забыли, как это действует, но действует. Так же до сих пор популярен масленый массаж. Только все забыли, что именно топленое коровье масло должно использоваться для массажа, все почему-то стали технические масла применять.

00:42:58 Ну и что, что в них добавлены ароматизаторы. Смысл массажа не в этом. А смысл массажа это по-настоящему очистить и грубое и тонкое тело, поэтому как выводятся токсины, так и тонкое тело очищается. Если мы используем топленое коровье масло. В этом секрет.
[Из зала] А его можно использовать для всех конституций?
[Рузов В. О.] Ну, не страшно, если вы не будете 10 раз в день на протяжении года, то не страшно. А там уже посмотрите по реакции. Если прямо там супер питты выходят из равновесия, ну, сбалансируете, не страшно. Это уже тонкости, сам принцип в должной мере для всех нормально. То есть оно считается вообще по своей сути подходящим к любому здоровому человеку. Естественно, если перебор, то всегда будет плохо, но это уже можно проконсультироваться со своим лечащим врачом, если есть какие-то кожные проблемы. Но сам принцип, что тонкое воздействие, тонкое воздействие оказывается. Всегда нужно мало употреблять масла, массаж будет хороший.

00:44:16 То есть очищается не только грубое тело, но и тонкое тело, карма очищается. Почему мы говорим об этом? Потому что человек, очистивший только своё физическое тело, не способен помнить о том, что ему на этой планете ничего не принадлежит. Вот в чем секрет, понимаете? То есть если мы просто помылись, если мы просто одели чистую одежду, мы не можем помнить эту истину, о которой мы уже пятую лекцию читаем, да? Почему мы так долго об этом читаем? Потому что это концептуальная мысль. И даже её трудно помнить. В течение дня она помнится, а потом все. Вот кто сегодня в течение дня это помнил? Вот я думаю, что мало кто. Вы помнили, да?

Почему важно помнить, что нам здесь ничего не принадлежит

00:45:05 [Из зала] Знали.
[Рузов В. О.] Знали, не значит, помнили.
[Из зала] А что значит помнили? Я, например, знаю, и при каждом удобном случае об этом вспоминаю. А каждый день я не могу…
[Рузов В. О.] Да, вот в этом идея, что мы об этом вспоминаем. Это должно стать нашей сутью, сутью знания, поэтому это долгий процесс, это долгий, и возможно это только, если наше тонкое тело очищается, только если наше тонкое тело очищается. Это интересно. Поэтому если этого нет, человек будет постоянно забывать, забывать эти истины, потом не вспоминать, и может быть деградация, факт. Это кажется безобидным, но когда человек не помнит, что здесь все ему не принадлежит, что здесь все не его, то это обязательно приводит к преступлению. Если человек не помнит, что это не его, он начинает в конце концов думать, что ему здесь должны, что это его, что почему-то ему недодали.

00:46:04 И постепенно он приходит к прямому бандитизму, он начинает воровать или отбирать, может скатиться до прямого бандитизма. Это достаточно опасно. Мы сами построили свой дом из земли, из дерева, из камня, из цемента, из металлов, которые купили тем или иным образом. Но если мы обратимся к этому трактату, мы узнаем, что всё равно мы не можем создать ни один из этих материалов, ничего не можем создать. Мы их можем купить, но создать мы их не можем, создать-то мы не можем, оно не наше. Мы можем собрать их вместе, можем придать им какую-то форму. Но как мы их можем создать? Никак. Мы можем собрать вместе, придать форму, не более того. Посмотрите, что происходит: рабочие на заводе не имеют права требовать, чтобы считали его вещью вещь, которую он изготовил, просто на том основании, что он её изготовил.

00:47:08 Ну и что, что вы стояли на конвейере и собирали эту машину? Машина не становится вашей. Ну и что, что я участвовал в её сборке, она не моя. Поэтому человек должен это понимать. Так мы и получаем зарплату в виде возможности. Мы можем получить только зарплату за то, что мы что-то делаем, а ту вещь, которую мы изготовили, она всё равно не будет нашей. Мы можем получить зарплату, и эта зарплата – это те самые возможности, которые открываются перед нами, это зарплата за честный труд, за честную жизнедеятельность, за правильное отношение ко всему, что нас окружает. Что это за возможности? Как мы выяснили – это хорошее общение. Это возможности хорошего общения. Это сила справляться со своими дурными привычками, тоже хорошая возможность, сила справляться со своими дурными привычками, это желание приносить людям счастье.

00:48:04 И самое главное, мы получаем возможность встретиться со своими учителями, это самая главная возможность. И тут мы напомним, что есть два типа учителей. Кто помнит, как они называются? Шикша гуру и Дикша гуру, очень интересно, мы понимаем, что всё, что у нас есть, просто доверено нам для того, чтобы мы приносили другим счастье, и к нам приходит эта зарплата в виде встречи с учителем. И эти учителя делятся на два типа: Шикша и Дикша. Что это такое? Сейчас мы разберемся. Есть интересная разница между двумя типами учителей. Первый называется Шикша. И тот, и другой дает наставления. Но когда дает наставления Шикша гуру, Шикша учитель, он дает наставления, полагаясь на собственную силу ученика, он видит уровень ученика, он видит его силу, и он дает такие наставления, чтобы ученик, используя свои силы, мог продвигаться по этому пути развития. Понимаете? Очень просто.

00:49:13 То есть он рассчитывает на силу ученика. Дикша гуру действует по-другому. Дикша гуру, он дает наставления вместе с силой, что дает ему наставлению следовать. Как родители говорят своему ребенку: «Иди в магазин и купи хлеба». Но что они ещё делают? Они дают денег на то, чтобы купить хлеб. Понимаете? Поэтому Шикша от Дикша учителя отличается очень простым образом. Шикша говорит: «Есть у тебя деньги на хлеб?» «Да». «Иди, пожалуйста, купи». А Дикша говорит: «Иди купи хлеб, на тебе на него деньги». Понимаете разницу? Поэтому кого важнее всего встретить? Дикша гуру. Потому что его наставления будут приходить вместе с возможностями исполнять, мы получим эту возможность исполнять.

00:50:11 Поэтому если мы до сих пор не встретили, значит, у нас есть ещё какое-то остаточное желание быть хозяевами чего-то в этом мире. То есть не приходит эта возможность встречи, нужно проконтролировать, на сколько мы правильно воспринимаем то, что находится вокруг нас. То есть вот этот ключик к жизни, он прямо в наших руках. Это не просто какой-то там код да Винчи, чаша Грааля, нет, настоящая возможность все изменить. То есть если мы меняем своё сознание на правильное, если мы действительно понимаем, что мы все здесь получили взаймы, то жизнь полностью меняется. Нам встречаются удивительные возможности, мы буквально начинаем жить другой жизнью, все просто меняется.

Наши скрытые желания

00:51:04 Учителя нам будут встречаться на каждом шагу. И что же нам мешает всё это сделать? Что же нам мешает стать на этот путь? И мешают нам стать на этот путь скрытые желания. Сегодня мы затронем очень важную тему. Эта тема называется Скрытые желания. То есть нам может показаться, что мы уже готовы, нам может показаться, что мы уже созрели, нам может показаться, что все хорошо, но в подсознании сидят наши враги, это наши собственные скрытые желания, которые почему-то не согласны с нашими намерения изменить жизнь к лучшему, почему-то не согласны, им и так хорошо. То есть внутри нас живут партизаны, живут.

00:52:01 Они не видны в процессе жизнедеятельности, кажется, что все нормально, все спокойно. Кажется, что их нет, что они нас оставили, ушли, и человек даже может гордиться своей чистотой. Но не тут-то было. Они появляются при особых стечениях обстоятельств, в экстремальных ситуациях. Эти скрытые желания появляются в экстремальных ситуациях. Когда? Когда появляются, помните, огонь, вода и медные трубы, когда начинаются проблемы и испытания, тогда начинают вылазить партизаны на поверхность, выкуривать их начинают серьезные испытания. Вот эти скрытые желания выходят на свежий воздух тогда, когда нас что-то нервирует. Вот, например, человек нас нервирует, ситуация нас нервирует, или когда появляются деньги, они вылазят, возможности, противоположный пол появляется, начинают вылазить на поверхность.

00:53:01 Вдруг, не смотря на своё прекрасное поведение, может в течение 10 лет было все нормально, вдруг человек срывается с поводка и совершает абсолютно сумасшедшие поступки. Видели, как это происходит? Вдруг. Это не вдруг, они жили там всегда, всегда там жили. И тогда он совершает абсолютно сумасшедшие поступки, в которые сам потом не может поверить. И обычно после таких фестивалей человек раскаивается, думает, что его бес попутал, пришел бес, кого-то попутал. Нет, это не бес, это его бессовестные скрытые желания. Очень легко свалить на какого-то беса. Нет. Бессовестные желания, скрытые желания, на которые мы сами закрывали глаза и не хотели на них обращать внимание. Мы догадывались, что там не все так просто.

00:54:01 Догадывались, и сейчас догадываемся, не хотели бороться заранее. И вдруг после этих ситуаций оказывается, что мы не способны владеть собой, что мы до сих пор не сами себе хозяева. Наш желания до сих пор сильнее нас, и правят нашим сознанием и поведением, могут вылезти в любой момент, то есть мы рабы пока собственного сознания, к сожалению. Вы знаете, почему мы иногда совершаем эти сумасшедшие поступки. И современная психология знакома с такими проявлениями, называет их подавленными. Но они не подавленные. Какие же они подавленные? Они способны подавить нас. Что же это за такие подавленные? Очень даже не подавленные, они нас способны подавить, если захотят. Нет, скорее они скрытые, более правильный термин будет скрытые. Причем мы сами не хотим признаться себе в том, что они есть. Как государство, знаете, оно во многом не хочет признаваться своим гражданам.

00:55:05 В том, что они не способны защитить от природных явлений, от бандитов, от мафии, от инфляции, оно просто не может, но просто об этом принято не говорить, но это есть. Как только вы становитесь директором чего-нибудь, то вы сразу понимаете, что просто никому ни о чем не говорится, а на самом деле множество проблем. Были когда-нибудь директором чего-нибудь? Обычно есть вещи, которые вот есть, и бесполезно, и вот они есть, и всё, ничего не сделаешь, лучше просто никому не говорить, что оно есть. Знаете, такой простой тест с черными пятнами, берутся на лист капаются чернила, и человеку показывается. Проходили такой тест? Простейший тест. Просто черные пятна. И говорится человеку: «Что вам это напоминает?» Можно вытащить какие-то скрытые желания. Кому-то начинает напоминать окровавленный нож [смеется] или ещё что-нибудь.

00:56:01 Естественно разумный человек никогда не поведется на подобный тест. Сразу говорю, что если вас когда-нибудь будут проверять на адекватность, на любой тест, который бы вы проходили на что-нибудь непонятное, нужно сразу говорить, что это прекрасная бабочка, она самая прекрасная, она очень любит своих бабочек детей. И она желает всем добра и счастья, но она очень любит свой прекрасный лес, и ей очень нравится пение птиц, и она желает всем добра, и она очень хочет работать, чтобы заработать больше денег для своей семьи. И вас тут же отпустят домой, и будет все хорошо. Все знают об этом? Поэтому если что, я просто предупреждаю, сразу рассказывайте очень добрую историю про бабочку-семьянина, которая любит все. И вас тут же отпустят домой, и все будет нормально. Ничего не придумывайте, и не пытайтесь там увидеть. У нас очень опытные в этом деле специалисты, они тут же поставят диагноз соответствующий.

00:56:59 Вы знаете, на приём к терапевту приходит человек и рассматривает такие рисунки. Ему показывают черный квадрат. Он говорит: «Ну, что, сразу понятно, это кровать». Ему дают черный круг. Он говорит: «Сразу понятно, это кровать». «Ну, а это что?» - и дают ему черный треугольник. Он говорит: «Ну, вообще извращенец. Зачем вам треугольная кровать?» [смеется]. Какие-то подсознательные вещи живут в нас конечно, их можно вытащить при желании, механическим путем, но обычно не так просто, потому что объем нашего сознания чрезвычайно велик, фактически оно содержит информацию обо всех наших жизнях, и время от времени эта информация всплывает. Можно её потревожить необычной ситуацией и эта информация может всплыть, время от времени такое происходит. Обычно эта ситуация всплывает, когда стандартные методы для разрешения ситуации неприменимы.

00:58:02 Когда мы не можем какими-то методами стандартными что-то решить, всплывает какая-то информация из подсознания. Бывает такое. А почему так сделал, сам не знает. Вот она всплыла из прошлого. Наш ум похож, знаете, есть такая река Ганга, очень интересная река. На вид очень спокойная, очень тихая, но вода мутненькая такая, и время от времени из неё может дельфинчик выпрыгнуть, время от времени может крокодильчик выскочить, много там что может быть. И очень много подводных течений, поэтому плавать через неё нельзя ни в коем случае. Кажется, что спокойная, тихая река, плавать ни в коем случае нельзя, нет человека моментально, бум и всё, подводное течение, ничего не остается. Там знаете сколько люде утонуло, в Ганге, потому что все едут, думают так все просто, много подводный течений, лучше с ней не шутить.

00:59:00 Также наше сознание. Вроде спокойненькое, но мутненькое, там много чего, подводный течений. То есть на поверхности нашего сознания может одно, в глубине – совершенно другое. Например, привязанность может проявляться в виде двух вариантов, или в виде любви, или в виде чего? Или в виде ненависти. Одна и та же привязанность, очень легко происходят переходы. Вы замечали? Очень легко. Посмотрите, сейчас очень интересное явление, терроризм, очень интересное явление. Чем оно интересно? Террорист ненавидит объект, связанный с процветанием. Вы заместили? Какие-то торговые центры пытаются взорвать, ещё что-то, то есть какие-то символы процветания. Это говорит о чем? Что за их религиозными лозунгами скрыта обыкновенная зависть к процветанию, не более того.

01:00:02 Потому что зачем уничтожать символ процветания? Потому что просто зависть, не более того, просто зависть, скрытая зависть. Они могут сколько угодно выдвигать свои религиозные требования, но любой человек, хоть чуть-чуть разбирающийся в сознании, тут же видит, что просто зависть и всё, не более того, просто зависть, не более того, ничего там нет, никаких требований нет, просто желание доставить беспокойство тем, у кого что-то есть, не более того. Очень простые мотивы, ничего сложного, очень простые мотивы. Как же бороться с такими проявлениями в нашем собственном характере? Совет только один. Мы его сейчас изучим, что это за совет, совет очень простой, называется он не быть импульсивным. То есть необходимо научиться выжидать, выжидать, когда чувства успокоятся.

Как импульсивные поступки формируют нашу карму

01:01:00 Необходимо научиться выжидать, когда чувства успокоятся. Каждый должен помнить золотое правило народной психологии – утро вечера мудренее. Вспомните, это золотое правило. Разумный человек понимает, что мгновенная деятельная реакция на ситуацию таит в себе карму, вот это карма. Когда мы сразу начинаем действовать, вот это и есть карма, карма – это деятельность. Выход из-под влияния кармы – это выжидание. Когда я думаю, как мне поступить. Когда я думаю, как мне не то, что поступить, а отреагировать на ситуацию. Знаете, такое бывает, когда новый коллектив, и кто-то сказал какую-то шутку, и все молчат, думают, как же реагировать. И кто-то один хи-хи, рассмеялся, и все засмеялись, понятно, нужно смеяться [смеется].

01:02:02 Так вот, мы способны так себя вести, мы способны контролировать ситуацию, поэтому фактически карма – это необдуманная реакция на происходящее, это карма. И за карму следует расплата в виде иллюзии. Эту иллюзию открыл Павлов, он её поймал за хвост, Павлов, знаете, очень хороший товарищ, он поймал иллюзию за хвост, он даже получил за это Нобелевскую премию. Это единственный человек, который, описав иллюзию, получил за это Нобелевскую премию. Я вам напомню, он ставил простейший опыт. Он сначала звенел во время того, когда собака кушала. Помните? Звенел в колокольчик. А потом звенел без еды. И что думала собака? Она впадала в иллюзию, она думала, что где-то есть еда, у неё начинали течь слюнки. Что это такое? Это иллюзия, 100-процентная иллюзия, то есть она думала, что еда рядом, а еды нет. Понимаете?

01:03:04 Но в нашей человеческой жизни как мы себя ведем, посмотрите. Мы приходит домой, думая, что ужин будет готов, а его нет. И что мы начинаем делать? Устраиваем скандал, ругаемся, возмущаемся, только так, слюна-то течет, я пришел домой, должен быть ужин, а его нет. Мы ведем себя как собака Павлова, не более того. Мы открываем кран синего цвета, из него льется кипяток, вот у меня так постоянно. Я постоянно приезжаю в какие-то новые квартиры, и люди когда привыкли, они знаю, левое такое, правое такое, а ты когда приезжаешь, ты смотришь, где синий, где красный. Знаете об этом, что синий – это холодный, красный – горячий. И я открываю синий, и на меня льется кипяток. И мы начинаем всех водопроводчиков вспоминать, как зовут.

01:03:59 Мы пытаемся эксплуатировать противоположный пол, а потом оказывается, что он радостно эксплуатирует нас, а не мы его. И мы объявляем любого представителя противоположного пола нехорошим словом, всех сразу, одинаково. Мы думаем, что вовремя нашего отпуска на курорте должна быть только хорошая погода. Мы приезжаем, а все время льет дождь, и мы пытаемся вернуть свои деньги назад. Мы хотим мальчика, а рождается девочка. Думаем: «Ну, следующий точно будет мальчик». А рождается ещё 3 девочки. [смеется]. Их на всякий случай называют Саша, хоть имя будет среднее. Мы идем за зарплатой 26-го числа, а её задерживают. Мы перекрываем автостраду, начинаем касками стучать на Красной площади, ещё что-нибудь. Мы думаем, что наша страна самая сильная, самая умная, а другие с этим не согласны. Мы им войну объявляем, очень интересно.

01:05:07 Мы хотим жить вечно, но неумолимая старость смотрит в наше зеркало, и мы кончаем жизнь самоубийством. Вообще мы ведем себя как люди, вот в чем вопрос. Нас, людей отличает от животных контроль своей реакции на происходящее, вот что, именно это. Пришла пора меняться. Мы сейчас похожи на человека, который уснул, не закрыл балкон, и в комнату налетели комары. И ему лень встать, и он пытается как-то отогнать, натянуть простынь на себя, он всю ночь пытается с ними бороться, но встать лень, поэтому он бьет себя за глупость, сам себя бьет всю ночь за глупость. Да, наш мир немножко похож на китайский рынок, все очень похоже на фирменное, но на самом деле дешевая подделка, но очень похоже на фирменное.

01:06:08 Секс так похож на счастье, но длится всего несколько мгновений, потом приходят тяжелые проблемы. Любовь кажется вечной, а через месяц растворяется в обыденности. Все надеяться, что дети позаботятся о них в старости, а они до самой старости из карманов мелочь таскают. Тело кажется таким сильным, красивым, но после 30 вдруг начинает отказывать почему-то. Есть почему выйти из себя, есть где понервничать, но мы не должны верить раздражителям, то, с чем мы сталкиваемся, это уроки. Давайте вспомним, то, с чем мы сталкиваемся, это все уроки, которые мы должны научиться ценить. А значит, наша реакция на раздражитель должна быть какой? В виде благодарности. Помните, мы говорили благодарность? Так вот в виде благодарности.

Задержка ответной реакции позвояет увидеть суть происходящего

01:07:02 Как этого добиться? Только через задержку реакции. Еще раз мы к этому вернемся. Только через задержку реакции. Именно поэтому йог учится задерживать своё дыхание. Понимаете? В общем-то, в этом важная причина, и в этом главный секрет. Именно тут тонкий смысл пранаямы, тонкий смысл всех этих дыхательных практик – научиться увидеть, что это возможно. Потому что если мы можем дыхание остановить на какое-то время, значит, мы и реакцию можем остановить. Почему нет? Мы же обычно не практикуем остановку дыхания, но оказывается можно, и очень даже приятно оказывается. Пробовали когда-нибудь дыхание останавливать? Если правильно делать очень даже приятно, очень даже интересно, очень простые методы. Сначала через правую ноздрю вдыхается, потом через левую ноздрю вдыхается, очень просто, интересно, никаких особых проблем нет.

01:08:12 И вдруг окажется, что это возможно, эта задержка реакции очищает ум, это способ очистить наше сознание. Оказывается, если мы задерживаем реакцию, это колоссально очищает наше сознание, как задержка пищи очищает организм от токсинов. Если он постится, то выходят наши токсины. Но если мы задерживаем реакцию, выходят токсины ума, вот те самые скрытые желания, они начинают выходить. Если мы способны задержать нашу реакцию на происходящее, мы становимся мудрыми. Почему? Потому что наше сознание очищается, и мы начинаем видеть суть происходящего. По сути всего одна ночь проходит, мы говорили, утро вечера мудренее, а мы уже способны понять, что эта ситуация пойдет нам на благо, и мы уже можем даже начать ощущать благодарность за то, что произошло.

01:09:04 Всего одна ночь, а мы уже становимся мудрыми. До мудрости всего одна ночь. Понимаете? Не вся жизнь, всего одна ночь [смеется]. Как интересно. Но мы не способны это делать. Просто не хотим, хотя все очень просто. И вот в эти первые секунды очень трудно оценить важность происходящего. Когда что-то происходит, очень трудно оценить важность. Жена приготовила нам новое, особое блюдо, мы его попробовали, говорим: «Что за гадость?» Мы не поняли, что оно просто новое, мы ещё к этому не привыкли. Мы говорим: «Что за гадость?» Но это не гадость, это необычный рецепт. И это скорее всего верх кулинарного искусства, но мы сразу проявляем свою реакцию. А если мы не успели на автобус?

01:09:59 Мы говорим: «Чтоб у него колеса все отвалились». Нет. Может, как интересно начался день. Понимаете? Может, как интересно начался день. Может не гадость, а какой необычный рецепт. Может не чтоб у него колеса отвалились, а как интересно начался день. Вот эта оценка происходящего, как интересная ситуация, когда мы оцениваем то, что происходит, как интересное, эта оценка превращает нашу жизнь в школу, когда мы оцениваем новую ситуацию как интересную, мы превращаем нашу жизнь в школу. И что это делает? Это делает решение наших проблем тоже интересными, и решать эту проблему становится интересно. Жить становится интересно, и решение тоже интересно, если мы сразу оцениваем ситуацию, как интересную, какая интересная ситуация, я потерял кошелек. [смеется].

01:11:05 Поэтому если мы относимся ко всему как к интересному, то мы можем интересно прожить жизнь, в правильном сознании ученика, мы это разбирали. Но, к сожалению, для нас проще не ждать изменения в нашем сознании, а постараться решать ситуацию грубыми способами. Мы пытаемся трясти этот китайский магнитофон в надежде, что он заработает как настоящий, но вытряхиваем из него последнюю надежду. И эта агрессивность делает нас ужасными, а нашу жизнь беспросветной. Если мы просто агрессивным внешними способами пытаемся решить ситуацию. Мы бросаем одну вещь, покупаем другую, бросаем одного супруга, заводим другого, бросаем одну работу, переходим на другую, переезжаем из города в город, из страны в страну. Это не просто психическое расстройство.

01:12:00 Вот этими изменениями или добавлениями ничего не решить. Это похоже на алкоголизм, даже некоторая форма алкоголизма. Мы стараемся жить так, чтобы казалось все хорошо. Это принцип алкоголизма, нам хочется, чтобы все было хорошо. В принципе хорошее желание, но другого метода он уже не знает, и пробовать не хочет. Просто выпил, кажется, что вроде все хорошо. Хорошее желание в принципе. У алкоголизма хорошее желание, просто метод подозрительный, а желание-то нормальное, чтобы все было хорошо. Мы все хотим, чтобы все было хорошо? Мы все потенциальные алкоголики, если не найдем другого способа. Факт? Факт, если не найдем другого способа. Но так долго не протянешь, потом обязательно приходит белая горячка, в результате которой человек попадает в ад уже при этой жизни, черти становятся его друзьями, он слышит музыку ада, видит его жителей. Что делать?

01:13:00 Опять мы выясняем, нужно научиться делать паузу. Опять мы вернулись к этому методу, уже третий раз за сегодня. Интересен опыт, встречались интересные движения, которые существуют уже несколько лет. Называется эта организация Настоящая любовь ждет. Знаете такую организацию? Очень интересная. Это организация молодежи, которая ставит своей целью воздерживаться от секса до брака. И сейчас в её рядах под три миллиона человек, и Буш лично поддерживает эту организацию, по 200 миллионов долларов ежегодно выделяет в поддержание этой организации. Очень интересная, необычная организация. Поэтому если мы поймем, в чем этот секрет задержки реакции, фактически мы поймем суть контроля нашего сознания, вот это будет йога, и это решит все наши проблемы. Потому что мы сможем по-настоящему увидеть ситуацию.

01:14:02 В основном наша проблема в том, что мы не видим ситуацию, потому что сразу же реагируем на неё. Чтобы увидеть ситуацию, необходимо чуть-чуть хотя бы отодвинуться от неё во времени, и ситуация будет решена правильно. В этом секрет. Вопросы, пожалуйста, задайте мне.
[Из зала] А когда ситуация требует немедленного решения?
[Рузов В. О.] Когда экстренная ситуация – это особый разряд ситуаций. Мы разбирали, что есть стандартные ситуации, есть экстренные, есть ситуации воспитания, есть ситуации руководства. Поэтому сейчас мы разбирали стандартные ситуации, не экстренные. Если у вас что-то горит, то, пожалуйста, потушите сразу, не думайте об этом два дня, почему оно загорелось. Поэтому экстренные ситуации – это экстренные ситуации. Мы разбираем стандартные ситуации, не экстренные.

01:15:02 [Из зала] А какая степень замедления реакции на ситуацию. Иногда очень долго реагировать, например, если поздоровались, а он думает, поздороваться с вами или нет.
[Рузов В. О.] Встреча – это экстренная ситуация. Естественно, есть вот эта грань, которую мы должны сами определять, на сколько мы должны отодвинуть. Это называется практичность. А поэтому о чем-то можем мы ночь подумать, о чем-то может быть месяц надо подумать, о свадьбе может быть год надо подумать, то есть факт, мы можем сами с точки зрения практичность почувствовать, сколько надо подумать. Поэтому конечно же любой перегиб, как и не подумать – это проблема, так и передумать тоже. Поэтому в процессе проб и ошибок мы поймем как действовать, не стоит этого бояться.

Необходимость обдумывания, время для размышлений

01:16:04 Потому что опыт принимать скоропалительные решения у нас уже есть. Теперь нужно получить опыт передумывать, слишком долго думать, и тогда может быть у вас постепенно появится опыт думать нужное количество времени. Это культура, то есть культура – это умение подумать нужное количество времени. Мы так и говорим, мы с этим сталкиваемся и говорим: «Мне нужно подумать». Вы замечали? Когда вот мы чувствуем, что нельзя принимать скоропалительное решение, то есть это какой-то некоторый стиль, это некоторый стиль давать друг другу время, чтобы подумать, и самим тоже какое-то время поразмышлять по этому поводу. Но сейчас у нас нет времени, мы торопимся, у каждого с собой телефон, у каждого интернет, все очень быстро, нужно моментально. Вас поймают на переходе, вы там бежите на красный свет, и вас ловят, требуют быстрого решения, то есть никуда ни от кого не спрячешься, то есть, нет вот этого свободного времени, чтобы подумать, мы его сами лишились.

01:17:09 Вот очень рекомендую, раньше была такая культура, то есть вечером домой не звонить друг другу. Помните такую культуру? Вот нельзя было вечером звонить домой. А звонили только в рабочее время друг другу, или в первый час после работы. Вот после восьми уже не звонили, даже после семи не звонили. Сейчас мы можем друг другу звонить до самого отбоя. Поэтому вот эта культура ушла, и вообще до сих пор я встречаю людей, которые, приходя домой, отключают телефон. Знаете, есть такие люди. И это на самом деле очень разумно. И люди, которые это знают, они знают, что к вам можно дозвониться только в рабочее время, чтобы решить какие-то проблемы. А дома – это место, где нужно подумать немножечко, нужно побыть в своем мире, нужно настроиться на это общение, нужно подумать о том, что произошло, нужно подумать немножко о завтрашнем дне.

01:18:03 Должно быть какое-то время для размышлений. А его нет, время для размышлений нет. Соответственно, мы принимаем эти скоропалительные решения, от этого страдаем. Поэтому нужно уметь немножечко отключаться от активности, чтобы немножечко все переварилось. То есть, не нужно все время есть, какое-то время пища должна перевариваться. Если мы постоянно жуем, жуем, жуем, она просто перестает перевариваться и несварение наступает. Также и в сознании, нужно какое-то время, чтобы оно отключилось, чтобы этот вечер хотя бы прошел в размышлениях, даже просто в молчании. Иногда если человек просто не думает о какой-то жизнедеятельности, то к нему приходит правильное решение, он немножечко отстраняется, и начинает понимать правильное решение. Я так поступаю.

01:19:00 Когда у меня есть какая-то идея, я не могу понять, как её объяснить, то я просто бросаю всё, и иду гулять в парк, и гуляю, гуляю, часа 2 – 3 погуляешь, и появляется идея, как правильно объяснять. Я тут же возвращаюсь и дальше работаю. Вот я так действую. То есть это реально происходит в моей реальной жизни. Наверняка вы это тоже замечали. Очень простой метод. Нужно хотя бы отстраниться, и тогда решение приходит естественным образом.
[Из зала] Есть такое слово дурак, его применяют в мужском и женском роде, и относительно себя, других. И как это влияет? Говорят, что это слово, не стоит его говорить.
[Рузов В. О.] Дурак – это санскритское слово. Есть слово Махатна – это человек, который познал истину, а есть слово Дуратна – это человек, который не хочет познавать истину. Поэтому санскритские корни очень глубокие [смеется].

Некоторые особенности семейных отношений

01:20:01 Фактически на санскрите мы сейчас разговариваем. Очень много слов идет из санскрита, не хочу разбирать эти слова, но обозначают они примерно это, нежелание развиваться, поэтому, естественно, любая агрессивная окраска, так сказать, не подходит для близкого общения. Мы говорили о том, что пользу приносят приятные фразы. Поэтому если какое-то слово вызывает неприязнь, то пользы это уже никакой не принесет, значит, толку никакого нет.
[Из зала] Любимое словечко. Если человек постоянно называет этим словом…
[Рузов В. О.] Ну, иногда знаете, что может быть. А вы почему это спрашиваете?
[Из зала] Я просто наблюдала такие фразы.
[Рузов В. О.] У кого-то?
[Из зала] Да.
[Рузов В. О.] Ну, может им нравится. Ну, кому-то нравится, что его зайчиков называют, кому-то дурашкой. Такие сейчас интересные взаимоотношениям бывают. Как-то вот они находят слова, которыми называют друг друга. То есть какой он зайчик, какая она дурашка.

01:21:13 Ну, как-то люди умудряются жить с этим. Поэтому ну что делать? Нам трудно оценивать то, что происходит у других, лучше то, что происходит у нас, оценивать. Поэтому есть вещи недостижимые во взаимоотношениях. Иногда люди бьют друг друга, им от этого весело. Знаете, муж и жена одна сатана, и они вот, ну, подрались, ну, поцеловались, им ещё веселее. Эти отношения не на логике строятся, на чем-то таком, на некотором даже экстриме отношения строятся. То есть в отношениях должен быть такой некоторый экстрим, какое-то накаление, потом расслабление, потом выжидание, опять накал, опять… Чувства какие-то, вот если чувств нет, это уже подозрительно.

01:21:59 Если чувства есть, какой-то процесс идет, процесс идет, люди как-то уживаются, пытаются делать, у них получается или нет, но когда все затихло, все стало тихо, болото началось, значит, что всё, процесса нет. Процесс, он всегда какой-нибудь, активный всегда, поэтому даже милиция не вмешивается в семейные ссоры, потому что не поймешь там вообще это ссора или нет, или это у них любовь такая. Мы говорили, что современная любовь больше на войну похожа [смеется]. То есть такой захват территории силовыми методами, доказательство через громкость, это вообще военный метод через громкость голоса доказывать, кто громче зовет, равняйся, смирно, рота подъем, денег не дам, нет дашь, не дам, нет дашь [смеется]. Это просто война идет, но она обоих устраивает.

Необходимость «хитрости» в семейных отношениях

01:23:00 Понимаете, войны очень часто устраивают обе стороны, поэтому такая вот война, такая любовь у нас военная. Знаете, как покусывание, любовное покусывание, покусали друг друга, полюбили. Ну, а что делать? Такова традиция. Поэтому не всегда это прямо уж проблема, это просто, ну, стадия роста такая.
[Из зала] Можно ещё вопрос?
[Рузов В. О.] Да.
[Из зала] Как объяснить мужчине, что нужна забота, внимание?
[Рузов В. О.] Кто будет объяснять?
[Из зала] Или вот как…
[Рузов В. О.] Скажите, кто будет объяснять, мужчина или женщина?
[Из зала] Ну, просто как объяснить?
[Рузов В. О.] [смеется]. Женщина не сможет ничего объяснить мужчине, а мужчина ничего не сможет объяснить женщине. Не получится ничего объяснить. Вот поэтому…
[Из зала] Дикша гуру тогда?
[Рузов В. О.] Фактически объяснить что-то во взаимоотношениях невозможно.

01:24:05 Отношения – это в общем-то необъяснимая ситуация. И в отношениях мы можем подводить все к тому, чтобы человеку казалось, что все происходит как ему хочется, а на самом деле он исполняет наши желания. Помните, мы говорили об этом? У нас как раз появилась книжка на эту тему, пришла как раз новая книжка. Мы говорили об этом, что вот это искусство, когда мужчина думает, что он добился своего, а на самом деле женщина так все подвела, что он заставляет её делать то, что ей очень хочется. А ему кажется, что он её заставляет это делать, а ей этого очень хочется. Это вот искусство семейной жизни. Но если вы будете человеку объяснять что-то, это семейная лекторология, здесь два семинара, это семейная лекторология и нумерология любви и дружбы в текстовом варианте мы её получили, поэтому кто не был, можете почитать на эту тему, там все на эту тему рассказывается.

01:25:15 Поэтому да, это некоторая, знаете, такая хитрость должна быть во взаимоотношениях, нужно умудриться действовать так, чтобы человеку противоположного пола казалось, что он победил, а на самом деле мы подвели его к исполнению нашего желания. А прямое противостояние – это всё, прямое противостояние – это просто такая танковая бригада на танковую бригаду, лобовое столкновение. То есть обычно оба разбивают носы, все ходят, плачут, ненавидят друг друга, толку никакого. Тут нужна такая все-таки другая тактика, другой метод ведения боя.

Необходимость финансового планирования

01:26:02 То есть другой человек, он даже не должен догадываться. Нормально? Нормально. Такая реклама была, помните, интересная? [смеется]. «Я сказал на футбол». «А может к маме?» «Тогда я сказал к маме».
[Из зала] А как относится к той ситуации, когда спланировано событие очень важное, и при приближении к этому событию вдруг пропадает у нас эта возможность, чтобы это событие случилось. То есть может все-таки нужно, чтобы всё равно это событие произошло? Как правильно относиться? Ну, вот что-то и не получается.
[Рузов В. О.] Ну, это частный случай, лучше на консультацию сходить. Это очень сложный вариант. Тут всё, что угодно может быть.

01:26:59 Но вообще в принципе я вам скажу, что если вы что-то затеяли, то деньги должны быть отложены. Если вы их отложили, они не могут исчезнуть.
[Из зала] Я согласна.
[Рузов В. О.] Или вы их не отложили, это уже входит в категорию незапланированных действий. Потому что если вы что-то планируете, то планируйте, вообще план – это по поводу денег распространяется. Все остальное, это не так важно. То есть вы по поводу денег все спланировали, остальное все будет, но если вы деньги не спланировали, значит плана не было никакого [смеется с залом]. Просто не было плана, вы забыли план построить.
[Из зала] А когда у человека есть какая-то привычка, которую он бы хотел преодолеть, то какой должен быть толчок, чтобы сознание пробудилось. Человек осознает, что это плохая привычка, что с ней нельзя жить.

Необходимость отказа от вредных привычек

01:28:03 [Рузов В. О.] Нет такого дня недели, начав с которого можно бросить дурную привычку. Принцип только один. Когда у человека меняется окружение, человек способен кинуть эту дурную привычку, то есть он должен понять, что это привычка дурная. Как понять, что она дурная? Нужно попасть в общество хороший людей.
[Из зала] А если не возьмут, он ещё не вышел на тот уровень?
[Рузов В. О.] Как это не возьмут? Кого у нас сюда не берут? У нас сюда берут всех. 20 лет назад я бросил разом все свои дурные привычки. Я курил и пил. 20 лет назад я попал в общество хороший людей. На одну лекцию я попал. И когда я вышел, я закурил после лекции, я просто увидел, как на меня все посмотрели. И я бросил в этот же день курить и пить. Всё, больше 20 лет я курил, и не пил больше, все. За одну секунду я бросил. У меня даже ничего не было, никаких ломок, ещё чего-то, всё, мне просто стало стыдно перед людьми.

01:29:05 Вот это принцип, человек должен понять, что это дурная привычка. Если он поймет, если он увидит общество здоровых людей, надо общение менять. Он после этого на путь сознание попадет. В обществе хороший людей раскрываются глаза, что хорошо, а что плохо. Тут же раскрываются глаза, ему захочется быть хорошим. Всем хочется быть хорошим в обществе хороших людей. Это естественное желание любого – быть хорошим. Но для этого нужно реальное общество хороших людей. Если вокруг все курят и пьют, невозможно бросить курить и пить, потому что все вокруг к этому нормально относятся, и говорят: «Это все нормально, потому что мы нормальные мужики. Нормальный мужик должен уметь выпить и закусить».
[Из зала] А не будет такого, встречный вопрос. Если человек попадет в это общество, он подумает, что здесь дураки какие-то.

01:30:01 Он не поймет, что они для него хорошим обществом являются, он поймет, что они для него какие-то не такие. То есть для него это будет не хорошим, а плохим, у него окружение и так хорошее.
[Рузов В. О.] Да, поэтому это абсолютно в выборе самого человека.
[Из зала] А это разве не карма, идти, или не идти?
[Рузов В. О.] Почему карма? Это его желание. Мы говорили, у нас есть свобода выбора. Поэтому если мы захотим, мы делаем то, что захотим. Наша задача просто предложить, мы предложили и все. Мы видим, мы столько делаем этих предложений, но не все хотят.
[Из зала] [неразборчиво].
[Рузов В. О.] Необязательно. Просто путь, он есть путь. И путь, он однозначно лежит через отказ от вредных привычек.

01:31:03 Поэтому если человек хочет развиваться, он естественным образом будет находить этих людей, которые идут по этому пути.
[Из зала] Не подошло время еще, человек не готов ещё идти по этому пути.
[Рузов В. О.] Да, поэтому до какой-то степени человеку нужно отпить свое, откурить свое, отбаловаться, чтобы пришло это время, на основе некоторого разочарования поискать другое что-то. Мы не можем никак это торопить, не получится. Мы можем предлагать.
[Из зала] Это должно быть с собственного согласия.
[Рузов В. О.] Иногда да. А как вы думаете? Если человек бросил за одни день, может он 30 жизней пытался это изменить. Мы-то видим только одну жизнь. Поэтому наша задача – просто давать шанс, то есть чтобы была эта свобода выбора. Поэтому мы просто предлагаем эту свободу выбора, а уже кто как ей пользуется – это его личное дело. Но мы не можем заставлять человека. Это уже будет насилие, толку не будет никакого.

01:32:03 Заставить невозможно.
[Из зала] А обязательно человек должен бросить пить и курить? А можно, допустим, не начинать? И не будет ли это являться, что ему не с чем сравнить?
[Рузов В. О.] Можно, но это если он уже в прошлой жизни отпил и откурил. Поэтому в этой он может и не начинать. Иногда это действительно проблема. Если человек не имеет такого опыта, то иногда он может пол жизни прожить в таком воздержании, а потом пуститься во все тяжкие. Поэтому в общем-то, мы не должны рассчитывать на какое-то чудо, мы должны понимать, что каждый идет своим путем, но в нашей власти просто дать этот выбор, мы можем дать этот выбор. Но заставить человека мы не можем. А уже как в его жизни это идет, мы можем просто наблюдать.

01:33:04 Просто можем наблюдать. Ну, в конце концов, ещё мы можем за него молиться, это тоже хорошо помогает, когда кто-то за кого-то молится. Но если мы будем насильно заставлять человека, у него отвращение появится. Если мы будем насильно заставлять человека на лекции ходить, у него отвращение к лекциям появится, такое отвращение будет. Такое часто происходит, силой заставляют, приводят на лекции детей, отвращение происходит, невозможно. Просто выбор должен быть. Последний вопрос?
[Из зала] [неразборчиво].

01:34:21 [Рузов В. О.] Разница есть конечно. То есть на каждом этапе будет это скрытое желание, но будет и опыт борьбы на предыдущем этапе. Просто мы сейчас не представляем, какие скрытые желания в нас сидят. Если сейчас все вылезут, мы просто умрем на месте. Поэтому они будут вылезать постепенно, в соответствии с нашими силами. Вот на сколько мы сейчас готовы, такие скрытые желания проявятся. Поэтому чем человек сильнее, тем более страшные скрытые желания могут проявляться. К сожалению, но мы будем готовы, чтобы с ними справиться.

01:35:00 Это как задачи для студентов на разных курсах. Для первокурсников простые задачки, на третьем – посложнее, на выпускном – самые сложные. Понимаете? Также и у нас решение проблем растянуто на всю жизнь, чтобы они решались тогда, когда мы готовы их решать, когда мы уже знаем методики решения. Поэтому знаете, незнание – второе счастье. Знаете почему? Потому что не знаешь, и проблемы из подсознания не появляются. Есть два счастливых человека – это мудрец и глупец. Живешь себе, ничего не знаешь. Так мы ничего не знаем, никакие задачи решать не можем. Хоть что-то узнали, на эту тему появляется задача, домашнее задание. Поэтому не бойтесь, мы узнаем формулы борьбы со своими собственными партизанами, все будет хорошо. Есть люди опытные, которые уже прошли все эти этапы, они помогут.

01:36:06 Итак, мы расстаемся до 11 числа. С 11 числа ещё на две недели мы соберемся, не пропустите.
[Из зала] 11 августа здесь же?
[Рузов В. О.] Здесь же, да. Также 6.30.
[Из зала] Тема другая будет?
[Рузов В. О.] Нет, будет продолжение, будет второй стих из Трактата Шрилу Прабхупаду. Это мы с вами все время только первый стих разбирали, их 18. Поэтому на сайте уже расписание выложено, если что, не забудьте. Если что, перезвоните секретарю еще. С 11 числа также тут, две недели будут идти семинары. Спасибо большое. [шум в зале].

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 27 July 2013
обработка текста: Наталья Давиденко | пгт. Дунай Приморский край | Россия | 31 January 2016