Лекция 10, часть 1
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Рузов В.О.]: Пожалуйста, с вопросиков можно начинать. Две недели мы не виделись. Должны возникнуть какие-то сомнения, радостные иди грустные – не знаю.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Я хотел отдохнуть, но шпионы узнали, что я там, собрались и заставили меня читать лекцию, поэтому, можно сказать, что я почти отдохнул. Мы договорились да, что такие эзотерические темы мы отдельно будем разбирать вечером по понедельникам. Помните? Вот вечером по понедельникам у нас будут отдельные эзотерические собрания, прямо у меня дома пока и для тех, кто очень хочет сойти с ума, примерно как я, что я очень не рекомендую, мы можем попробовать это сделать, поэтому там мы будем учиться совместным духовным практикам для тех, кого это интересует. Здесь будем теорию. Здесь теория, там практика, чтобы не совмещать, поэтому здесь теория, там практика, поэтому там я расскажу о практике. Ещё вопросики по теории?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: В Ведах…
[Из зала]: [неразборчиво]
00:02:05 [Рузов В.О.]: Есть два термина: первый атма, второй параматма. Что они значат? Атма - значит мы, наша душа, когда мы говорим наша душа – немножечко неверное выражение, правильнее сказать я – душа, то есть душа, когда мы говорим наша душа – немножко неверно. Атма - переводится как душа, то есть наша душа – неверно. То есть какие-то мы и что-то наше, как мой кошелек или моя квартира, моя машина, мои волосы – немножечко неправильное выражение. Когда мы говорим моё, значит временное. Поэтому правильнее будет сказать я - душа. Атма переводится как я – душа и она находится в области сердца, да, действительно, не в сердце, не то, что в каком-то желудочке, если его разрезать там находится душа – нет. В области сердца, так как душа по своей природе не материальна. Поэтому, соответственно не может находится в каком-то скоплении атомов, в какой-то гуще материи, в какой-то области материи. Может находится в том же месте, но на другом уровне реальности. Мы слышали есть разные уровни реальности, поэтому у нас есть грубое тело, тело состоящее из мышц, костей, крови и так далее, есть тонкое тело – это тело наших эмоций, тело наших желаний, тело нашего прошлого, в конце концов, тело нашего будущего, тонкое тело, тоже все слышали. Мы можем его усиливать, можем его уменьшать. Если мы ведем здоровый образ жизни, наше тонкое тело усиливается, тело наших желаний, соответственно, не желания наши усиливаются, а усиливается способность их терпеть. Называется усиление тонкого тела.
00:04:00 Соответственно, если мы ведем грязный образ жизни, совершаем весёлые поступки, тонкое тело ослабевает, и мы не можем терпеть наши глупости. И, соответственно, есть духовное тело. Духовное тело – это наше изначальное тело, в котором в общем-то мы и существуем в духовном мире и здесь оно свернуто в понятие душа, атма, свёрнуто, знаете как берём какое-то большое, что-то сворачиваем, сдуваем. Берём воздушный шарик, большой воздушный шар и сдуваем его до очень маленького размера. Берем большой диван, надувной диван сдуваем его, получается маленькое. Его можно переносить. Берем спальник, скручиваем, получается маленькое. Точно также мы берем наше духовное тело и сдуваем его до материального мира, очень маленькое получается, так как здесь оно нам не нужно. Мы им здесь не пользуемся. Так как мы в основном не занимаемся духовной жизнью оно не нужно? Поэтому оно очень маленькое находится рядом, не рядом, в области сердца, поэтому буквально, я мы говорим. Это правильно. Я говорю я. Я здесь – это атма, наша индивидуальность, наша душа или, правильнее сказать, я - душа. Что находится рядом с ней? Рядом с ней находится второе явление под термином параматма. Если атма – это душа от слова атом. Парам от слова высшая, контролирующая, наблюдающая, параматма. Кто это?
00:05:55 В разных традициях называется по-разному, в западных традициях это называется бог в сердце, друг в сердце, наблюдающий, как угодно: совесть, разные варианты. Если мы берем восточную традицию, санскрит, то тогда уже вступает термин параматма или сверхдуша. Буквально сверхдуша или правильнее будет перевести аспект абсолютной истины в нашем сердце, приходит как сопровождающая нас, так как одним тут совсем грустно. Да? Одиночество очень грустное явление, очень грустное явление, поэтому истина нас никогда не оставляет, берет нас за ручку и так сказать проводит экскурсию. Знаете есть комнаты ужаса, комнаты смеха всевозможные, не знаю, зачем их делают, вся жизнь один сплошной смех и ужас. Но ещё дополнительно людям хочется куда-то сходить на аттракцион, побояться дополнительно. Наверно, мало ещё всего было в жизни. Поэтому одному очень трудно, и мы никогда не чувствуем одиночество. Вы можете всё время почувствовать, что рядом кто-то есть. Мы не может оставаться в одиночестве. Это невозможно, потому что рядом с нами всегда находится эта контролирующая истина, она находится с нами и ждёт, пока у нас наступит момент разочарования. Пока нам наконец это всё надоест окончательно, когда мы всё попробуем, во все лужи мордой плюхнемся, обо все столбы лбом стукнемся, всё попробуем и поймём, что да… говорила мне мама. Всё это уже было, всё это уже пройдено. В восточной культуре это также называется жевать пережеванное. То есть все уже пробовали и толку никакого.
00:07:50 И когда к человеку приходит момент разочарования, вот тогда эта сверхдуша помогает нам найти учителя, помогает нам найти путь и толкает нас: давай иди, ищи, давай пойдем, что дома сидеть? Начинает проявляться в виде энтузиазма. У человека неудовлетворенность активная появляется. Если бы её не было, мы бы просто легли и не двинулись с места, но она толкает, толкает нас вперед, толкает нас искать путь. Мы идем, что-то пробуем, пытаемся что-то делать, какую-то благотворительность совершать, какие-то книги читать, куда-то ходить, что-то пробовать, пробовать, пробовать. Она толкает нас и наконец подсказывает нам путь, ведет нас по этому пути дальше за ручку, выводит нас отсюда постепенно. Поэтому контролирующая субстанция, которая находится рядом с вами. С нами совсем недалеко, в нескольких сантиметрах нашего материального мира, поэтому, в общем-то, и говорится во всех восточных традициях, что искать надо не вне, искать надо внутри, что уже прямо в нас этот микрокосм, то есть уже прямо в нас скрыта абсолютная истина, желает установить с нами контакт, поэтому нам нужно пробраться сквозь толщу ума, сквозь толщу разума, сквозь толщу эго, обусловленности нашей и встретится с истиной прямо в своём собственном сердце, прямо внутри своего собственного сердца. Поэтому описывается рай, ад, описываются страдания или радость, как внешние факторы. Но это не внешние факторы. По настоящему рай и ад, страдание и счастье – это внутреннее состояние. Это внутреннее состояние. Мы его сами создаем в результате того, движемся мы по пути своего развития или нет.
00:09:55 Поэтому, когда мы не движемся, этот друг в сердце, как совесть начинает взывать к нашему разуму: «Что ты делаешь? Сколько можно? Прекрати. Давай займемся чем-то настоящим». И когда мы встаем на истинный путь, мы испытываем радость прямо в сердце. Это ещё не мы радуемся. Это пока наш друг радуется. Мы ещё даже радости не испытали, мы чувствуем чью-то радость внутри. Мы ещё не можем радоваться. Настоящая радость знаете когда придет? Мы ещё не испытывали радости в своей жизни. Вот всё то удовольствие, которое мы испытывали не имеет никакого отношения к радости. Радость проявляется в сердце человека тогда, когда из его сердца уходит вожделение, зависть и гнев. Это называется на санскрите анартха неврити, когда из сердца уходят грязные желания. Не может одновременно радость и грязь быть в одном и том же месте. Как чистота и грязь не могут быть в одной квартире, что-то одно. Или там убрано или неубрано. Невозможно это совместить. Мы не можем спать и не спать, мы не можем есть и не есть, что-то одно должно быть. Поэтому когда из сердца уходят эти грязные желания, вожделение уходит. Гнев уходит, зависть – вот тогда естественным образом приходит наше стандартное состояние счастья, то есть счастье это стандартное, нормальное, естественное состояние души и мы это чувствуем. Да? все хотят счастья, радости? Все. Факт. Мы хотим, но… что-то нам мешает. То мешает? Вот эта собственная проблема в сердце – вожделение гнев, зависть.
00:11:35 Соответственно, на что направлены первые усилия? На культурные успехи, то есть культура. Что нам говорит культура? Что если ты будешь себя вести культурно, то есть хотя бы контролировать свои вот эти некоторые проблемы в сердце, то лучик счастья из собственного сердца начнет пробиваться, начнет пробиваться, мы начнем его ощущать. Поэтому всё ещё впереди – это радует по-настоящему. Всё только начинается. В общем-то три шага только нужно сделать: избавиться от вожделения, избавиться от гнева и избавиться от зависти. Поэтому первые 10 лет наших семинаров мы будем говорить об этом. Кому скучно, можно сразу разойтись. Но если мы разберём эти три понятия, если мы можем от них избавиться, результат будет достигнут. Мы увидим себя, мы увидим своё состояние, мы его обретем, мы сможем дальше двигаться самостоятельно, то есть это наша первая задача – избавится от этих простейших проблем нашего сердца. Это простейшие проблемы. Мы не затрагиваем глубочайшие философские проблемы нашего сердца. Это простейшие физиологические. С ними можно разобраться. С ними, в общем-то, достаточно легко разобраться. Всё, что для этого нужно – это правильное общение. Если мы хотим быть хорошими, но общаемся с плохими, мы будем какими? Плохими. Если мы хотим быть плохими и общаемся с хорошими мы будем какими? Хорошими. Это духовная математика очень интересная, поэтому не важно кем вы хотите быть, важно с кем вы общаетесь. Поэтому а с кем поведешься, от того и зарплата, поэтому мы будем стараться получать хорошее общение, мы будем стараться общаться с теми, кто изо всех сил старается избавиться от вождения, гнева и зависти. И, соответственно, даже если нам не хочется этого и мы не понимаем, зачем от этого избавляться оно уйдет, мы даже этого не заметим.
00:13:54 Мы естественным образом испытаем счастье духовной жизни. В общем-то достаточно перспективно и интересно. Ещё вопросики пожалуйста.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Фактически, мы создали этот мир. Сказать более философски: для нас он создан. Мы хотим испытать состояние самостоятельности. Всегда у всех рано или поздно возникает это состояние, обычно в детстве. Да? Хочется самостоятельности. Я сам, - мы говорим. Да? Я сам и хотим самостоятельности. Нам кажется, что если мы будем самостоятельны, то мы будем счастливы. И вот как только эта иллюзорная идея проникает в наше сознание, у нас начинаются большие проблемы. Тут же начинаются большие проблемы, потому что счастье в общении, а не в самостоятельности. Самостоятельность - это горе. Общение - это счастье. Поэтому, как только у нас появляется идея самостоятельности, мы тут же начинаем испытывать горе и нам создается мир для самостоятельных. Соответственно чем он наполнен? Нашим собственным горем. Мы его сами этим наполнили, поэтому сначала, в общем-то, даются полномочия творцу. Этот творец имеет термин, звание Брама. Это не пиво. Почему-то пиво делают Брама, я не знаю, что это значит. Брама – это не пиво. Брама – это творец этого мира. Творец этого мира. Брама – это должность. Это не имя, это должность. Брама. Это творец и ему дается задание сотворить и начинается писание: день первый, второй, третий, то есть творится - это всё достаточно интересно.
00:16:28 Есть целые книги, которые описывают процесс творения. Например, второй том Шримад Бхагаватам. Вообще Шримад Бхагаватам описывает очень подробно процессы творения. Можно почитать, сойти с ума, как что из чего появляется, как все эти процессы происходят – очень интересно. Мир творится и когда мир создан, в общем-то, заселяется этими добровольцами. Такой первый «Дом 1», заселили и сверху смотрится на это всё очень смешно. Очень смешно и грустно, как все пытаются пожениться, развестись, то есть примерно то же самое. Большой «Дом 1» такой. Уже все остальные программы это следующие номера – 2, 3, 4. Это изначальный дом примерно представляет из себя песочницу, песочницу. То ест мы довольные, мы освободились от родителей, мы индивидуальны, бросаемся в свою песочницу и собираем свои песочные замки и что мы наблюдаем? Что как бы мы не строили свой песочный замок, рано или поздно он или сам развалится или кто-то на него наступи. В основном, наступают. Вы заметили? Так очень так неаккуратно ой, извините. Ну и что, что вы целый день его строили? Ничего страшного. На каком-то этапе после 100 000-го песочного замка у нас дона возникнуть дурная мысль: может что-то здесь не так? У нас должен появиться голод, усталость, желание вернуться домой и покушать пирожков, и вот когда это желание появляется тогда мы начинаем слушать голос сердца. Начинаем звать маму. И вот этот зов родителей называется мантра. Мантра. И изначальная мантра всех времен и народов АУМ, АУМ – мы зовем. Проще она звучи ОМ. ОМ. Нас в русском варианте АУ, мы зовем своих родителей и родители откликаются, родители откликаются. Так устанавливается связь. Вот это установление связи ребенка с родителем на санскрите звучит, как йога.
00:18:57 Йога – это когда с помощью звука, мантры мы зовем своих родителей и они поняли что мы одумались и соответствующим образом мы находим дорогу домой, ободранные все, уставшие, голодные, восполняем то, что мы потеряли за то время, которое мы пытались быть самостоятельными. Поэтому урок этого мира – это не стать самостоятельным. Урок этого мира научиться быть по-настоящему зависимым. В любом случае мы зависимы. Мы зависимы от всего. От всего. Мы зависимы не на100 мы на 200% зависимы, но мы изо всех сил не хотим быть зависимы от самого главного – от своего счастья. Поэтому когда мы захотим быть зависимыми от своего счастья, от источника счастья тогда эта йога начинает срабатывать. Мы восстанавливаем свои взаимоотношения, мы возвращаемся домой и, в общем-то, этот мир вспоминаем как страшный сон. Кто-то помнит, как он игрался в песочнице? Чуть-чуть, что-то было. Я помню – песочница, что-то такое очень мутное. То есть мы это вспоминаем как нечто далекое и не особенно нужно, очень редко если себя заставит. Примерно точно также в душе остаются воспоминания о материальной жизни, как дурной сон. Да. Что-то было, но что уже не помню если коротко. Если сильно не углубляться, примерно так из себя представляет картина. Ещё вопросики?
[Из зала]: [неразборчиво]
00:20:47 [Рузов В.О.]: Нет. Параматма, скажем так, воспитательница в этом детском саду, которая всё время рядом. Родители – это буквально абсолютная истина мужского рода, абсолютная истина женского рода или по-русски сказать будет очень красиво – божественная чета. Бог отец и бог мать, если проще говоря, по нашему. Так как мы, не секрет. Созданы по образу и подобию, и соответствующим образом есть Бог отец и есть Бог – мать, поэтому в разных традициях они по-разному называются, по-разному о них рассказывается, но принцип в этом – мужской аспект абсолютной истины, женский аспект абсолютной истины. Отец, мать – очень просто. Но это высокие материи, но интересные, интересные. Был вопрос?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Здесь, в материальном мире есть разница между материальным телом, тонким телом и духовным телом. И, в соответствии с материальным телом, существует уровень развития тела и в соответствующем теле находится соответствующее сознание. В духовном мире нет материальных тел. Нет материальных тел, просто мы… всё здесь создано по образу и подобию духовного мира.
00:22:32 Буквально можем понять, что этот мир – кривое зеркало духовного мира. Поэтому тут есть деревянные деревья, там есть деревья, но не материальные, духовные. Духовное тело состоит из вечности, знания и блаженства, поэтому эта душа и абсолютная форма абсолютно счастлива в этом варианте. Здесь есть корова, в духовном мире тоже есть корова, но не материальная корова, не из материального тела – не из кости. Не из плоти, не из мяса – другая форма. Чтобы это понять… Понять это очень просто – нужно обрести духовное тело, и тогда мы сможем об этом поговорить. Сейчас мы не сможем об этом поговорить, т.к. у нас есть опыт только материального тела. У нас ещё даже не так велик опыт тонкого тела. Мы ещё не начали ним работать. Мы ещё взялись чуть-чуть за своё тонкое тело и мы почувствовали, что трудно. Да? Мы только начали его ощущать тело своих желаний, тело анартх, проблем. Все эти препятствия в сердце. Мы почувствовали, что оно очень крепкое, не хочет нас отпускать. В какой-то мере оно даже сильнее, чем наше физическое тело. Физическое тело надо накачивать, чтобы оно становилось сильным. Тонкое тело уже сильное. Оно уже сильное. Оно уже накаченное. Оно уже привыкло требовать себе всё, что оно хочет. Хочу думать и буду об этом думать, поэтому у нас ещё нет опыта духовной жизни. В какой-то мере это даже не актуально. Мы можем чуть-чуть об этом знать, но сейчас это не актуально. Это не следующая ступень нашего развития.
00:24:20 Следующая ступень нашего развития – это избавление от вожделения, гордости и гнева. Когда наше тонкое тело будет растворяться, тогда мы естественным образом начнем понимать, что такое духовное тело. То есть оно естественным образом придет. Поэтому сейчас мы можем просто понимать одну простую идею. Что всё здесь отражение духовной жизни. Но здесь всё наполнено временностью, невежеством и страданиями, а духовный мир, все тела духовного мира наполнены вечностью знанием и блаженством. Соответственно, в общем-то, нет какой-то градации. Нет, как у нас разделения на невежественный, знающий, плохой, хороший – нет этого разделения. Пожалуйста, ещё. Что ещё возникло? Все довольны? Нет сомнений. Хорошо. Итак, мы приступаем к 10 мантре трактата Шри Ишопаннишад, да? 10-я, соответственно, у нас третья часть семинара. Кто-то уже был на первых двух, поэтому это уже третья часть семинара. Первые две есть уже на диске, да? Мантра 10 звучит так, послушайте: [неразборчиво] Перевод буквально такой: мудрецы объяснили нам, что процесс совершенствования знаний приводит к иному результату, чем культивирование невежества. Интересный стих о знании, поэтому мы будем достаточно долго его разбирать.
00:26:22 О чем идет речь? Речь идет о системе культивирования знания. Так как знание помогает нам решать эти проблемы нашего сознания. И, как мы выясняли, раньше мало получить определённое количество информации. Уже достаточно всего мы получили, уже столько информации мы получили, что не знаем, куда это деть. Огромное количеств информации. Просто огромное количество информации. Бесконечное количество информации. Получая определённое количество информации, но с ним нужно что-то делать. Его надо взрастить, довести до определённого стояния, что-то с ним сделать и это похоже на культивирование земельного участка. Нам это знакомо, поэтому мы разберем этот пример. Сначала надо вспахать землю. Нет ничего проще, но именно это мы забываем сделать. Когда человек приходит получать знания, первое, что он забывает сделать, что знание на жесткое сердце не ляжет, ничего не получится. Сердце должно быть мягким. Сердце должно быть распаханным, культивированным, вспаханным, надо распахать землю. Что это такое? Что это за методики размягчения своего сердца? Сердце должно быть размягченным. Что такое добрые дела? Каждое доброе дело делает наше сердце мягче – замечали? Можно попробовать. Очень интересно. Сердце становится мягче, но сейчас человек с мягким сердцем непопулярен, человек с мягким сердцем - баба какая то, - говорят, нет, не имеет никакого отношения ни к мужскому ни к женскому роду. Вообще никакого отношения не имеет.
00:28:16 Человек с мягким сердцем – это человек раскрытый для получения знания и доброе дело раскрывает сердце. У нас боятся раскрывать сердце, боятся. Необходимо, чтобы сердце было готово, чтобы принять это семечко, которое будет брошено, это семечко знания. Даже самая доброе, самое чистое знание, самое сильное знание, такое идеальное знание, но если оно будет брошено, если это семечко идеальное самое такое вот дорогое семечко будет брошено на асфальт – толку никакого, толку никакого, ноль, поэтому должно быть, в общем-то, сочетание этих двух явлений. Первое явление – это знание должно быть более менее соответствующим истине, но второе условие уже от нас зависит. Сердце должно быть подготовленным. Невозможно, хоть убейте. Наверняка, вы пробовали кому-то что-то объяснить. Есть такой опыт? И как? Не похоже ли это, когда мы бьёмся головой о стену? Иногда очень похоже. Звон стоит. Можно разбить голову в кровь, толку ноль. Мы чувствуем – не хватает немного мягкости сердца. А это называется благочестие. Мягкость сердца – благочестие, подготовленность, подготовленность. Поэтому не прорастет. Даже очень хорошее семечко. Кажется, так же всё понятно, так же всё здорово! Не прорастает. Человек говорит: - Ерунда какая-то. Кому это всё надо? Поэтому в Ведах утверждается: человек не должен пренебрегать добрыми делами. Человек не должен пренебрегать возможностью совершать добрые дела. А возможность приходит специально для нас. Этот мир интересным образом устроен.
00:30:11 Та самая параматма, сверхдуша, она время от времени указывает нам на доброе дело – смотри, можно совершить доброе дело. Это она. Вот когда мы вдруг видим, что можно совершить доброе дело – это она, параматма, сверхдуша в сердце наш лучший друг подсказывает нам: есть возможность вспахать, смотри, трактор мимо едет. Давай его попросим вспахать наш огород. Знаете, как радуются огородники, когда мимо трактор проезжает. Бегут навстречу, потому что вручную достаточно долго и наше сердце – это не три сотки и не две. Нам кажется сердце такое маленькое – нет. Сердце – это гектаров двести, очень большое сердце. Это не наш мускульно-физический орган размером с кулак. Нет, наше сердце, мы будем лучше говорить это наше тонкое тело. Если мы наше тонкое тело сейчас увидим, то человек, он своей мыслью моет легко переноситься на противоположную часть земли. Давайте подумаем о чем-нибудь… о тёплом море. Был кто-нибудь на тёплом море, в Сочи где-нибудь? Давайте подумаем о пляже, вспомните, как это здорово, а вспомните, как вы лежали на берегу, как вы в этом море купались… чувствуете, куда тонкое тело перенеслось? Оно перенеслось реально. Оно там. Мы здесь, оно там. Мы здесь, оно там, сейчас столько методик, визуализаций всевозможных. Медитаций, чтобы куда-то перенестись. Но это просто методика расширения тонкого тела. У нас с ним и так проблемы, зачем его ещё расширять? Представьте, у вас 10 соток вы их вскопать не можете, а вы говорите: - Хочу 5 гектаров! Но будет просто тяжелее.
00:32:01 Не нужно расширять тонкое тело, не нужно расширять тонкое тело, не нужно. Не нужно летать по всему мирозданию.
- А я вчера ночью путешествовал на Венеру, - знаете можно встретить таких товарищей. Ну и что?
- А я на Плутон, - говорит другой.
Ну и век вам тут жить с таким широким тонким телом. Что с ним делать? Человек приходит и говорит:
- Я взял в аренду 100 гектаров, поссорим что будет весной с этим.
Только множество проблем будет от этого. Поэтому наша задача не расширять наше тонкое тело. Наша задача понять, как сделать мягкой субстанцию нашего сердца, чтобы правильно знание упало в наше сознание и проросло, дало плод. Что это за плод? Желание избавляться от дурных поступков, желание становится лучше. Если это желание не появляется, значит наше сердце, объясняется, буквально заковано в железо, буквально заковано в железо, железное сердце. Время железных сердец называется Кали юга. Юга Кали – время железа, когда сердце становится железным и человек слышит много всего хорошего, но у него не появляется желание самому стать хорошим. Человек слышит много всего, но это не прорастает, не прорастает. В общем-то, если мы вспомним прежние времена, то в системе образования достаточно серьёзно практиковались какие-то добрые дела. Нужно было какие-то, там я не знаю, газетки собирать макулатуру, там металлолом какой-то собирать, помните, какие-то такие интересные явления. Всевозможные явления, даже просто, в конце концов, субботник – это очень важное явление для народа. Почему вообще есть такое явление, как субботник?
00:34:13 Мы должны всех выгонять, чтобы что-то убрать – это значит что общество абсолютно бескультурно, потому что в культуру входит естественная уборка вокруг своего дома. То есть человек не может прийти домой, если дома не убрано, он не может зайти домой. Он должен взять метлу и убраться вокруг своего дома. Это культура. То есть культура – это когда убрано, когда дома убрано и вокруг дома убрано. У нас культура сейчас половинчата. Дома убрано. Это не культура. Это полное бескультурье. Если дома убрано. А вокруг нет – это не культура. Это отсутствие культуры. Всё. Поэтому, так как есть некоторая, к сожалению, деградация культуры, поэтому необходимы добрые дела, то есть человек должен мотивироваться, должен привыкать делать добрые дела, привыкать. Буквально такой субботник должен быть каждую неделю, человек должен каждую неделю что-то делать, выходить, тогда сердце будет мягким. Если этой системы нет деланья добрых дел, тогда очень трудно, всё трудно, сердце твёрдое, знания не усваиваются, учителя должны просто орать или стучать линейкой по столу. У нас была преподаватель математики и у неё был отработанный приём. У неё была такая железная линейка. Бац. Весь класс он вздрагивал. Так очень доказательно звучало. Что делать? Нет другого метода. Если семечко само не прорастает, нужно его вдалбливать, вбивать внутрь сознания. Конечно методика уже другая, поэтому человек не должен пренебрегать. Доброе дело – это шаг навстречу своему счастью.
00:36:14 Доброе дело это шаг навстречу духовной жизни. Доброе дело – это шаг к своему будущему. Поэтому любое доброе дело – шаг вперёд, любое негативное дело – два шага назад, соответственно. И вот это доброе дело можно сравнить с поворотом ключа в замке, на который закрыт от нас духовный мир. Этот мир вечности, знания и блаженства, он закрыт от нс на замок. В том мире всё закрыто на замок, поэтому и каждое наше дело доброе – это поворот этого ключа, мы поворачиваем его - чик, поворачиваем и мы должны повернуть его определённое количество раз. Замочек такой с секретом, нужно повернуть и на определённом круге он открывается, называется просветление. Просветление – это замок открылся, ещё не дверь. Просветление – это замок, дверь ещё не открылась. Поэтому просветление - это знаете, когда из под двери свет бьёт, мы чуть-чуть приоткрыли двери там яркий свет горит, называется просветление, но дверь не открыта мы невидим что внутри. И уже просветление для этого мира – это много, очень много. Если человек просто приоткрыл двери, ему в глаза бьёт свет – это уже много для этого мира, но это не наша даже задача. Это даже не является нашей задачей.
00:37:37 Наша задача войти в эту дверь. Это для нас промежуточный этап, он не должен занимать ни одной секунды. Мы открыли и должны сразу войти, но человечество привыкло стоять возле этой двери. Какой хороший свет! Так хорошо светит. Представьте, что вы пришли домой, приоткрыли дверь, там светло и вы стоите около двери смотрите на свет – во здорово, светло, пахнет вкусно. Это смешно. Поэтому ненужно медитировать на свет. Понимаете? Медитация на свет – это медитация на щель из-под собственной двери. Не нужно медитировать на свет. Нужно зайти в эту дверь. И мы научимся, как в неё заходить. Нужно зайти, а не стоять на пороге. На пороге стоять не надо. А мы медитируем на любовь, на свет, на запах из кастрюли. Нет. Нужно зайти и начать общение, начать общение – так интересно. Поэтому мы должны получить этот доступ, однако, как мы выясняли, каждый злой поступок заставляет нас повернуть этот замок обратно, поэтому мы туда-сюда крутим. Вот вся наша жизнь. Туда покрутили, сюда покрутили, туда. Очень смешно будет смотреться. Такого человека обычно сразу сажают в сумасшедший дом. Представьте, что ваш сосед замок туда покрутил, сюда покрутил, но не откроется, сюда - туда покрутил и так 10 лет подряд. Очень странно, да? Скорее всего заберут, но это вся наша жизнь. Вся наша жизнь такая. Мы сюда открутим – туда покрутим, открутим, подкрутим – открутим. То открываем, то закрываем – очень подозрительно.
00:39:19 Вот такая бесконечная, туда - сюда деятельность называется на санскрите сансара. Самсара. И буквально бесконечная череда, бесконечный круговорот самсара, бесконечный круговорот, туда-сюда. И, в общем-то, наше положение на оном и том же месте сохраняется. Вроде и делаем что-то, но аннулируем, делаем что-то потом аннулируем. Поэтому пришла пора начать двигаться только веред – в этом задача, потому что мы все умеем делать добрые дела, но беда в том, что мы ещё помним как делать плохие, поэтому стоим на месте. Пришла задача понять, что точно уже нужно отказаться от глупостей и двигаться только вперед. Для этого, как мы выясняли, человек должен принять добровольные ограничения, добровольные самостоятельные ограничения, которые позволяют человеку двигаться только вперед, совершать только позитивные поступки. Эти ограничения достаточно просты, человек должен избегать глупостей, эти глупости стандартны, всем не нравятся. Всем не нравится алкоголизм, всем не нравится курение, всем не нравятся азартные игры, всем не нравятся измены – это всем не нравится. Вот то, что не нравится это просто не надо делать – очень просто. Это не даже что-то такое очень нужное, великое или полезное, нет. Это абсолютная проблема. Все знают, что от алкоголизма проблемы? Все уже знают? Кто-то не верит? Все знают, что от курения большие проблемы? Кто-то не верит? У меня уже двое родственников умерло от курения в очень молодом возрасте на моих глазах в тяжелых муках. Я уже знаю, что это большая проблема. Это большая проблема.
00:41:10 Все знают что от азартных игр большие проблемы. Ваши друзья не проигрывали квартиры, машины, свою семью? Вот у меня проигрывали друзья. Очень интересно происходит. Все знают, что измены очень плохо кончаются? В общем-то, все знают. Все всё знают, осталось просто этого не делать, что интересно. Сумасшествие мира состоит в том, что все знают, что это плохо и всё равно делают. Это сумасшествие, 100%-е сумасшествие. Знают что плохо, а всё равно делают. Это похоже, как человек сидит и стучит себе молотком по пальцам. Больно. Что же делать? Да что ж такое больно так! Может по другому пальцу? Бум. Да ты смотри – тоже больно. Понимаете? Вот также человек думает: может выпить, что-то так плохо… ладно пойду лучше поиграю в карты. Ой, что-то я всё проиграл, что-то пойду это… сидит и молотит себя по пальцам. Попал случайно мимо: о, вроде нормально. Сумасшествие. Поэтому человек должен принять добровольные ограничения, просто перестать молотить себя по пальцам. Это даже не ограничения. Это просто разум, просто разум. Нужно просто перестать быть сумасшедшим. Это даже не входит в порядок ограничений. Это просто стать нормальным человеком, перестать делать то, что явно плохо, перестать делать то… вот если я говорю: перестаньте биться головой о стену каждый вечер – это что? Ограничение? Это является ограничением? Не является. И вот то же самое я говорю: перестаньте пить. Это разве ограничение? Это не ограничение. Это просто нормальный образ жизни. Это нормальное человеческое существование, очень простые вещи. Просто человек начинает двигаться вперед. Такие простые ограничения способны сразу сделать человека первично счастливым. Ему хорошо становится. Он уже себя хотя бы по пальцам не бьёт.
00:43:20 Ему уже хорошо. Просто не бьёт себя по пальцам - уже нормально. Уже первая такая, первый уровень земного счастья – по пальцам постоянно не попадает, поэтому некоторые ограничения нужны – факт. Например, если мы хотим достичь успехов спорте мы должны своё тело ограничивать – вставай, беги, туда, сюда, подымайся делай что-то. Если мы хотим достичь успеха в жизни, нужно ограничить свои желания, тогда мы достигнем успеха в жизни, желания – в этом секрет востока. Есть два способа исполнить свои желания, сейчас мы изучим очень простые. Первый способ – это идти у них на поводу. Очень простой способ. Знаете такой способ? Все знают? Идти на поводу у своего желания. Хороший способ. Идти на поводу и заработать себе большое количество неприятностей, но когда мы идем на поводу у своих желаний, мы зарабатываем себе большое количество неприятностей. Всё пробовали? Все пробовали. Проверено. Но есть ещё другой способ. В первом случае мы себе получили проблемы, мы себе получили болезни, мы себе получи страдания, пошли на поводу, но второй способ очень интересный – это ограничить и контролировать свои желания. Ограничить и контролировать свои желания и тогда что происходит, как вы думаете? Они исполняются сами, но так что делают нас счастливыми и свободными, так что делают нас счастливыми и свободным – очень интересный способ, необычный способ. Одним словом, нужно научиться культивировать своё сердце. Если мы ограничиваем свои желания они исполняются естественным образом.
00:45:10 Если мы не ограничиваем свои желания и идем у них на поводу, они исполняются сразу, но с большими проблемами. Например, посмотрите мы хотим украсть что-то, нам нравится какая-то вещь и очень простой способ – пойти её украсть. Мы её украли, она прямо сегодня у нас. Например, я хочу машину и вот машина стоит прямо подокном. Кто-то из вас приехал. Я выхожу, сажусь и уезжаю на ней. Она прямо сегодня у меня. Но что приходит в результате? Проблемы, болезни, страдания, тюрьма, меня бьют по лицу скорее всего прямо монтировкой из этой же самой машины, то есть много больших проблем – факт? Есть другой способ – ограничить это желание, сказать, подожди, давай поработаем спокойно, заработаем деньги, лет через 5 заработаем деньги. То есть мы зарабатываем эти деньги, работаем, да и это желание исполняется, но мы не получаем этих проблем и мы понимаем, может её не нужно в конце концов? Может на метро легче доехать? То есть пока мы зарабатываем на эту машину, мы начинаем понимать, а нужна ли она вообще. То есть мы протрезвеваем. Протрезвение наступает в процессе ограничения этого желания, протрезвение наступает. Да и так нормально.
00:46:26 Я ещё столько же похожу. Я 5 лет походит пешком, ещё 5 лет похожу. Я просто говорю, дело не в машинах. Сам принцип. Понимаете? Мы получаем, оно всё равно исполняется в любом случае, да, но без проблем, честно, через ограничения. Да мы работали, да откладывали каждый день – то сё исполнилось. Как называется культивирование сердца. Если мы не культивируем своё сердце, то прямая дорога в тюрьму и никакого развития и затем, соответственно, когда мы сердце своё разрыхлили семечко попадает, начинает развиваться. Но для того чтобы семечко дальше развивалось надо что делать? Поливать его. Водичка. Что это за водичка, которой мы поливаем наше сердце? Это вода стабильности и благодарности. Стабильность и благодарность. Необходима стабильность и благодарность. Но, всё было бы хорошо, если бы вода вызывала рост только одного семечка. Вспомните свои дачи. Что вызывает вода? Рост ещё чего? Сорняков. Вот что интересно. Вот тут начинаются интересные явления. Что надо делать с сорняками? Пропалывать. Кто знает, как регулярно их надо пропалывать? Да. Ежедневно. Их нужно постоянно пропалывать. Что это такое мы сегодня говорили. Это гордость, это зависть, это гнев, вожделение - те явления, которые начинают проявляться в нашем сердце, множество интересных явлений и мы выясняли что нужно делать для того, чтобы это происходило легко.
00:48:20 Нужно находится в кругу специалистов, которые понимают толк в духовной жизни, в духовном земледелии, понимают толк в духовном земледелии. У нас нет достаточного опыта, у нас нет опыта духовной жизни, у нас нет опыта самоосознания. Нет опыта развития, чтобы самостоятельно бороться. Мы выбрали не то. Если мы не знаем, как выглядит наш росток, то вместо сорняков мы вырвем наш росток. Сорняк иногда красивее выглядит, чем росток, поэтому мы должны точно знать, что к чему. Мы не должны просто так брать и бороться с этим. Мы должны знать, как действовать, кто-то должен нас научить. Самостоятельно бороться очень трудно. Никакие методики самолечения поэтому не помогают, не поможет. Мы не должны заниматься самолечением, должен быть какой-то специалист, который подскажет нам, как правильно действовать, поэтому в восточных трактатах рекомендуется принять врача учителя, который сможет сказать, как действовать, каковы признаки болезни симптомы, как справится с подобным симптомами. Помните, кто говорил из врачей из древних врачей, он говорил интересную вещь вылетело у меня, он говорил: «Нас трое: я ты и болезнь». Помните? «Но если ты с болезнью будешь против меня, я не справлюсь». Понимаете? Поэтому мы должны быть очень аккуратны. Иногда знаем сами, как надо поступать, поэтому те помощники, что рядом с нам, они могут нам не помочь, если мы не хотим принять эту помощь. И затем росток надо подвязывать, когда он становится высоким, его нужно подвязывать, иначе его будет тянуть опять к земле.
00:50:13 Время от времени человеку хочется вернуться к прошлому, его тянет назад к земле. И что это такое? Это соблюдение правил и предписаний, то, о чем мы уже говорили. Без них дальнейший рост невозможен. Нужно подвязать свой росток, чтобы он рос вверх, иначе ствол не выдержит тяжести плодов, мы согнемся, поэтому чтобы войти в этот мир – мир вечности, как мы выяснили, мир знания, мир блаженства, нужно в этом мире жить по его законам. Это условие. Чтобы войти в мир счастья, нужно в этом же мире жить по законам счастья. Чтобы войти в мир счастья, нужно, чтобы все вокруг нас становились счастливыми, тогда мы войдем в мир счастья – всё очень просто. Тогда даже смерть не покажется нам трудной и тяжелой – нет. Смерть трудна, только потому что переход из мира одних правил в мир других правил очень болезненный, когда мы живем по одним правилам и хотим попасть в какие-то другие правила. Это очень болезненный переход. Но если атмосфера одна и та же, если здесь у нас мы создаем атмосферу любви и мы переходим в мир любви - нет проблемы, всё хорошо, всё легко и просто. Мы можем даже этого не заметить, поэтому всё в этом мире мы будем понимать по аналогии. Сейчас мы разберем пункты, которые нам предлагает этот трактат для понимания, что нужно делать, чтобы взрыхлить своё сердце, что нужно делать, чтобы размягчить своё сердце.
00:51:50 Будет несколько пунктов перечисленных, вы их читали, да, в этом трактате в этом стихе, да? Первый пункт, который задаёт нам этот трактат, звучит так: необходимо стать безупречным человеком и научится оказывать должное почтение другим, глобальный пункт. Мы хотим, чтобы наша жизнь менялась. Все этого хотят, для этого мы тут собрались, мы хотим изменений. Мы ждем новых возможностей, нам хочется стать, можем быть, богатыми, может быть, счастливыми, мы хотим каких-то изменений, но зачастую мы сами отказываемся от этого не понимая, что стоим прямо перед решением своих проблем. Сами отказываемся от решения своих проблем. Как это происходит? Очень просто. Мы не понимаем важность человеческих отношений. Мы не понимаем важность отношений. Мы не видим основу всего того, что происходит с нами в этой жизни. Вот в чем наша проблема - мы сами отказываемся от того, что нам дается. Это основа, как мы выясняли нашего отношения к другим живым существам, поэтому всё что произошло хорошего в нашей жизни, всё что произошло хорошего - результат нашего хорошего отношения к другим. Соответственно всё, что произошло плохого в нашей жизни результат чего? Нашего плохого отношения к другим. Всё очень просто. Поэтому как устроить себе хорошую жизнь? Надо хорошо относиться к другим. Кажется куда проще?
00:53:30 Помните, мы говорили, Лев Толстой говорил, что я спросил у одной девушки, какой самый главный человек в этом мире, какое самое главное время и какое самое нужное дело? Лев Толстой интересные вещи говорил, и девушка ответила:
- Самый главный человек тот, с кем в данную минуту ты общаешься. Самое главное время, в котором ты сейчас живешь и можешь общаться с этим человеком. А самое нужное дело – это сделать добро тому человеку, с которым ты в данное время общаешься. Очень глубоко он понимал эту систему. То есть для достижения счастья необходимо культивировать собственное сознание. Мы должны научится делать счастливыми других, соответствующим образом наша жизнь автоматически становится счастливой. И наше сознание состоит из множества деталек, аспектов, каждый из которых надо отшлифовать, каждую деталь надо отшлифовать в процессе межличностных взаимоотношений. Любая встреча с любым другим живым существом предназначена, чтоб мы поработали над каким-то аспектом нашего сердца, над каким-то аспектом нашего сознания, отшлифовали какую-то сторону своей души, какую-то грань. Каждая встреча. Если мы этим не воспользовались, какая-то грань осталась неотшлифованной, мутной, необработанной и эта работа, мы говорили, эта работа - терпение и благодарность, да? Эти два определения, потому жизнь будет создавать для нас столько встреч, сколько требуется для того, чтобы отшлифовать все проблемные части нашего сознания, ровно столько. Это может быть много.
00:55:30 Может быть для нас потребуется тысяча встреч, может быть десять тысяч встреч, может миллион, но пока мы не доведем до совершенства свой механизм восприятия других живых существ, пока мы не начнем правильно воспринимать реальность этого мира, пока мы неоценим отношения, пока мы не поймем, как нужно действовать в этом случае, мы не сможем вступить во взаимоотношения с абсолютной истиной никак. В эту дверь мы не войдем. Мы здесь все учителя друг для друга. Мы учим друг друга взаимоотношениям и до тех пор, пока мы не будем отшлифованы, мы не войдем в мир отношений с абсолютной истиной, не подпустят нас. Поэтому необходимо сдать тест на допуск, тест на допуск к самому ценному. Общение с абсолютной истиной - это самое ценное, что есть в этом мире - это ценнее чем золотой фонд, алмазная палата, намного ценнее. Общение с абсолютной истиной построено на принципах любви и поэтому необходимо сдать этот минимум любви к ближнему, сдать этот минимум наш, простой минимум любви хотя бы к самым ближним. Может быть мы не сдадим минимум любви ко всему миру, но хотя бы минимум к самым ближним нужно попробовать сдать, хотя бы какой-нибудь простой и проявляется это всё через терпимость и благодарность, опять таки, мы возвращаемся к этим терминам, и мы помним, что терпимость без благодарности – это ложная терпимость, а благодарность без терпимости – это ложная благодарность. Поэтому выход только один. Какой?
00:57:21 Благодарно терпеть, благодарно терпеть, терпеть с благодарностью, иначе недовольство будет увеличиваться, и мы станем и нетерпимыми, и неблагодарными, то есть толку в общем-то никакого не будет. И вот об этом культивировании сердца мы и будем говорить на 3 части нашего семинара, на этих трёх неделях, которые у нас есть, мы будем подробно разбирать. Сегодня я задал эту тему. Дальше будем подробно говорить о том, как сделать наше сердце мягким. Если мы сделаем его мягким, через три недели любое знание, которое будет попадать в наше сердце будет усваиваться и прорастать, давать свои плоды. Что-то вырастет из них. Уже в зависимости от того, какое семечко туда попало или вырастет яблоня в сердце или чертополох - уже кто себе какое знание вберет. Наша задача размягчить сердце, а там уже садите, что хотите. Задача тракториста вспахать, а уже садить будет сам огородник, так сказать, сам владелец участка. Поэтому Веды, чем интересны Веды, они дают всем возможность вспахать своё сердце, подготовить его для роста, а уже кто как дальше хочет расти – его личное дело. Чем интересны Веды, чем они универсальны. Поэтому я всё таки надеюсь на ваш разум, что не вырастет что-то большое и страшное, кактус, например, с надеждой, что он раз в 10 лет все таки зацветет, а может, нет лучше всё таки что-нибудь цветущее и пахнущее, что-нибудь действительно полезное дающее плоды. Вопросики вот по этой части сейчас мне задайте. Загрустили.
[Из зала]: [неразборчиво]
01:00:02 [Рузов В.О.]: Есть предписания для разных частей нашего сознания, нашей жизни. Есть предписания для физического тела. Есть предписания для нашего сознания, есть предписания для наших отношений. Есть предписания для нашей духовной жизни и по мере роста мы принимаем всё более и более тонкие предписания, всё более тонкие ограничения. Так как если мы не приняли грубые ограничения, от тонких ограничений толку никакого не будет, поэтому сначала грубые ограничения принимаем. Перестаём совершать грубейшие поступки. Да? Мы говорили сегодня о них: алкоголизм, азарт, невоздержанность, измены. Если грубая деятельность не остановлена – о какой тонкой может идти речь? То есть если первичная огранка не произведена, о каком потом рисунке на гранях может идти речь? Знаете, как бриллиант делают? Сначала грубая огранка, а ещё затем может быть рисунок нанесён, узор. Так делали царские украшения. Царские украшения на какое-нибудь ребро, на какую-нибудь плоскость наносился рисунок очень красивый. Сейчас так не делают – очень сложно. Но так делали раньше. Если не произведена первичная огранка, то как может идти речь о вторичном орнаменте? То же самое, пока мы не прекратили грубейшие поступки совершать, какая может идти речь о тонких каких-то? Мы это даже не замечаем.
01:01:53 Мы думаем, что у нас этих проблем нет и быть не может. Нет. Они есть. Поэтому мы сначала грубые какие-то принимаем ограничения для физического тела, потом мы тонкие ограничения принимаем для нашего поведения, для наших отношений, для нашего сознания, потом мы принимаем ограничения для духовного тела, для духовной жизни, поэтому соответственно человек узнает о ней всё больше и больше, узнаёт-узнаёт и с помощью своего консультанта учителя он принимает те ограничения, которые именно для него подходят, поэтому они становятся тоньше. Ограничения всё тоньше и тоньше. Примерно так это происходит. Пожалуйста, вопросики.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Тонкое тело - это тело взаимоотношений. Если мы имеем в виду плохую экологию, как плохой воздух, плохую воду, плохую землю - то нет, потому что тело взаимоотношений – это тело взаимоотношений и уже на плохие взаимоотношения накладываются ещё дополнительно плохой воздух, плохая вода и плохая земля. То есть последствия тяжелее. Скажем так: если внешние условия хороши, экология позитивна и мы испортили с кем-то отношения, то болезнь проявляется определённым образом, скажем так, без дополнительных осложнений. Но если ещё и внешние условия негативны, то болезнь проявляется, но с дополнительными ещё эффектами. То есть накладывается. Я бы так это всё таки представил.
01:04:15 То есть тонкое тело – это все таки тело взаимоотношений, это тело мышления, тело мысли, тело мечтаний, тело планов, а уже экология – это грубый мир и поэтому он больше оказывает воздействие на грубо тело, но в любом случае начало проблемы – это проблема во взаимоотношениях, просто уже накладывается дополнительный эффект, дополнительный минус накладывается, поэтому конечно же человек должен заботиться о том, чтобы не получать дополнительные минусы и стараться искать более чистые условия жизни. Мы думали в этом году, и по многочисленным просьбам трудящихся мы решили на весну взять с собой небольшую группу путешественников в Гималаи, очень небольшую, очень маленькую группу, но условия у меня будут очень серьёзные для тех, кто хочет попасть в очень удивительные миры этой планеты и условия тоже будут удивительные. Во всяком случае, я должен вас всё время видеть перед собой. Поэтому, об этом потом поговорим подробнее, сам принцип, что есть например места, где человек естественным образом вылечивается. Этот мир так устроен, что в этом мире есть места силы, где человек естественным образом оздоравливается, места для людей практикующих духовное развитие и там созданы такие условия, что человеку не нужно особо лечиться, так как само место его лечит, само место его лечит. Такие места есть в Гималаях, потому в них иногда достаточно на неделю приехать и вы можете год быть здоровым, год быть здоровыми.
01:06:22 Я это практикую ежегодно и более менее ещё живу пока что. Во всяком случае, слава Богу, каждый день читаю лекцию без перерыва. Поверьте мне. Это тяжелая работа. То есть у меня 360 лекций в году. Это очень тяжелая работа и как-то не одной ещё не пропустил, как вы заметили. Живой. Поэтому езжу я всего на одну неделю и этого достаточно. Поэтому мы можем стараться искать что-то для себя подходящее, подходящее, то, что способно приводить нас в форму. Если мы не можем постоянно жить в хорошем месте - это невозможно. Не может вся планета в одно место прийти – просто земля сойдет с орбиты и всё, если все там соберутся просто земля сойдет с орбиты. Нет. Но мы можем совершать паломничество, поэтому, слава богу, места паломничества совпадают местами, где мы можем восстановить своё здоровье. Это тоже хорошо. Поэтому тело физическое восстанавливается с тонким телом, мы получаем заряд духа, заряд физического здоровья – это очень хорошо для нашей жизни, очень позитивно, очень интересно. Ещё вопросики.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Да.
[Из зала]: [неразборчиво]
01:08:37 [Рузов В.О.]: С этим не надо бороться. Во сне вы, слава богу, не выпьете. Это нормально. Так как наше грубое тело перестало что-то делать, но сами впечатления, само слово очень интересно, остались впечатанными всё равно в наше сознание. Поэтому эти впечатления они могут нас преследовать всю оставшуюся жизнь. Никакой проблемы. Ну и ладно. Пусть хоть заснятся все на свете наши впечатления. Никакой проблемы нет. Главное в реальности это не проявлять никак. Это впечатления. Буквально в наше сознание впечатаны все эти вещи. Называется самскары. Как только мы что-то сделали сконцентрировано: ух, какое хорошее вино, какое вкусное, как только человек прочувствовал вкус какой-то гадости, в этот момент оно впечаталось - самскара называется, и осталось на всю нашу жизнь. Более того – может перейти на следующую.
[Из зала]: [неразборчиво]
01:09:43 [Рузов В.О.]: Не рождаться больше. Если родимся – начнется опять, поэтому мы видим, что детство веселое – да? Ребенок пробует всё, что попало, всё в рот тащит, никаких ограничений. Даже не то, что съедобное вообще, просто всё. Пробует всё. А не дай бог переходный возраст – тоже всё, тоже всё пробует. Поэтому лет до 25-30 эти самскары прошлого, они опять проявятся и только годам к 30 опять придёт понимание, что так жить нельзя. Называется кризис средних лет, да мы говорили? То есть все самскары опять попробовали, опять стало бледное лицо, уже маленько заболела печень, уже маленько сломан нос, уже немножко выгнали с работы и после третьего брака наконец стало понятным, что не всё так просто, человек начинает понимать, что нужно что-то с этим делать и опять возвращается к духовной жизни. Могу открыть вам страшную тайну. То, что вы сейчас сидите здесь означает, что в прошлой жизни вы уже здесь сидели, может не в этой прям библиотеке. Но уже перед вами кто-то сидел и говорил то же самое – факт. С первого раза очень трудно начать. Первый раз обычно нужно быть родственником того, кто тут сидит и нужно с этим долго бороться, спорить, не соглашаться, то есть нужно где-то рядом быть, кошкой может быть в этом доме или попугаем, слушать об этом разговоры. Говорить:
- Ерунда какая, только время зря теряете!
В следующей жизни можно родится и прийти к духовной практике. С перового раза так просто не получится. Поэтому сначала мы были кем-то – кошками, какими-то собаками в семье трасценденталистов, где что-то практиковалось.
01:11:42 Потом нам удалось родится и мы встретились с каким-то учителем. Послушали немножко. Скорее всего, нам не очень это показалось практичным и мы опять умерли опять родились, опять нас прижало годам к 30, и мы опять пришли, уже нам интереснее стало намного и вся надежда на то, что мы не оставим это на следующую жизнь, а закончим в этой. Просто будем продолжать и всё до самой смерти, а иначе у нас опять появятся дела, мы отвлечемся, забудем, потеряем телефон, не сможем больше встретится, время больше не будет и опять придется рождаться и до 30 лет маяться тяжелейшим образом, чтобы опять прийти в себя опять с кем-то встретится и продолжать. Даже чтобы стать астрологом нужно три жизни. Только на 3–й жизни астролог начинает понимать карму. Чтобы стать врачом, нужно три жизни. Только на 3-ю жизнь врач начинает видеть болезнь. Чтобы стать учителем, нужно 3 жизни. Только на 3-ю жизнь учитель начинает доходчиво объяснять знания - это объясняется в Ведах. Чтобы стать просто специалистом нужно три жизни, а ещё музыкантом тоже. Я сегодня смотрел конкурс детских пианистов. Мне нравится всегда я смотрю, я поражаюсь. У него абсолютно лицо взрослого музыканта. Если смотрите конкурсы, абсолютно лицо взрослого музыканта. Ему 5 лет, он с абсолютно уставшим, бледным лицом взрослого музыканта играет, как будто он уже три жизни играл, и он точно эти три жизни играл. Всё.
01:13:26 Он просто родился его посадили, он что-то узнал и начал играть сразу. Ему уже грустно с самого детства. Явно третья жизнь – он с самого детства играет. У нас нет трёх жизней. С жизнями сейчас проблема. Очень трудно родится. В Китае легко. Но там грустно. Тут очень трудно родится. Очень трудно, поэтому нужно воспользоваться этой возможностью, постараться довести дело до конца, до генерального экзамена всё сдать и с этим рассчитаться раз и навсегда. Ещё вопросики?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Да. Мы говорили сегодня о том, что общение главенствует в нашей жизни, поэтому всегда необходима дистанция. Всегда необходима дистанция. Если мы видим опасность в общении, то мы должны держать максимальную дистанцию. Это не значит, что мы должны становится злыми и некультурными – нет, просто наша культура, в культуре есть этот защитный механизм, когда вы максимально культурны, но общения никакого. Это очень хорошо умеют делать люди, когда вы очень культурны, но общения ноль. Поэтому если вы видите опасность, вы можете быть максимально культурны, но общения ноль. Мы должны это уметь делать – факт. Защита должна быть, поэтому если мы чувствуем опасность нужно защищаться – факт, потому что вера, духовный путь оказывает на человека воздействие в самом начале его пути.
01:16:00 Буквально несколько шагов - уже колоссальное воздействие. Буквально, даже меняется его физическое состояние. По статистике на 36% человек, который идет по духовному пути меньше болеет. Факт. Но все эти позитивные факторы, которые возникают, они могут отвлечь человека от духовной жизни. Это называется тамбур. Тамбур – это побочные эффекты духовного развития. Что это такое? Это оздоровление, это процветание, это успокоение. Это независимость, знание и человек это получает, ему кажется, что он что-то получил от духовной жизни, на самом деле ничего, это просто тамбур, такой отсев идет, чего хочет человек в действительности. Поэтому запомните. Если мы в результате нашей практики, если мы в результате нашего поиска, нашего пути выздоровели, разбогатели, достигли положения какого-то в жизни, там продвинулись по административной лестнице, какую-нибудь любовь противоположного пола обрели, стали популярными, стали сильными, красивыми, разумными, заработали на квартиру, на машину, на золотой унитаз – всё это значит, что мы не в плюсе в своей жизни, а в полном минусе. Это значит, что мы в минусе. Почему в минусе? Потому что потеряли огромное количество времени в погоне за вторичными явлениями, за побочными явлениями духовного развития, потеряли, всё потеряли, потому что всё это всё равно сгниёт испортится, сломается, потеряется, разворуется, состарится и развалится – вторичные плоды. Толку от них никакого. Это называется ловушки или тамбур. Потеряли. Не в плюсе, а в минусе.
01:18:21 Всё, что действительно имеет цену – это любовь к истине и её детям. Мы это выясняли. Это развитие любви к истине. Всё остальное не просто дешевка, а опасность, опасное времяпровождение. Очень опасное времяпровождение. Человек, если он просто перестал убивать животных, например, принял на себя какие-то ограничения, стал вегетарианцем, он может легко превратиться в убийцу ещё худшего порядка. Это называется убийца души. В Шри Ишопанишад мы это читали. Убийца души. Как он может стать убийцей души? Если в своей духовной практике, если на своём пути развития он будет мечтать о деньгах, о славе, о здоровье, об известности, о спокойствии, о процветании, если он будет мечтать о вторичных плодах, он станет убийцей души, поэтому перестать учитывать тела очень просто. Перестать принимать водку очень просто. Перестать играть в азартные игры очень просто. Перестать изменять мужу и жене очень просто. Душу убивать перестать – во что сложно. Душу перестать убивать. Когда мы перестанем убивать свою душу – вот в чем проблема. Поэтому наша планета в Ведах называется планетой убийц. Как же, вроде никто никого не убивает? Все убивают свою душу. Все убивают свою душу. Мы убиваем или тела, или разум, или душу. Где спокойствие найти? И что самое интересное, это нам в общем-то не особенно-то и нужно. Если мы не развиваемся, значит нам не дадут успокоится убийцы. Если мы не развиваемся, нас будут тревожить – будут убивать наше тело, будут убивать наш разум, будут убивать наше сознание.
01:20:25 Нас будут постоянно тревожить. Они нас окружают повсюду - последствия нашего насилия над другими. А если мы уже перестали совершать насилие, значит не сможем спокойно жить, видя в каком опасном положении находятся все остальные. Потому невозможно получить никакого спокойствия в этом мире, потому что если мы будем к нему стремится, всё равно мы не сможем быть спокойным в мире убийц. А если мы не будем к нему стремится, то мы всё равно не будем спокойными видя, как другие страдают. Весь вопрос в том позитивно наше беспокойство или негативно. Поэтому любящий человек позитивно беспокоен, видели мать? Она беспокоится о своём ребенке. Она же не расслаблена. Она не медитирует на спокойствие, на радость и на блаженство. Нет. Мать постоянно беспокоится о своём ребенке. Так? Потому что она его любит. Поэтому любовь – это позитивная форма беспокойства. Любовь – это позитивная форма беспокойства. Очень опасна мать, которая перестала беспокоится о своем ребенке. Также отец очень опасен, который перестал беспокоится о своей семье. Поэтому как только мы перестали беспокоится – это очень опасное состояние, очень опасное состояние, поэтому наша задача не успокоится. Наша задача научится правильно беспокоиться. Тогда будет всё хорошо. Потому что это тоже может быть ловушкой такое успокоение. Обрести спокойствие, избавиться от беспокойств по поводу своих детей, свей семьи, своих ближних, перестать беспокоится по поводу того, что другим плохо – очень подозрительное явление. Такие тонкости. Я не запутал? Нет? Нормально? Разобрались? По этой части вопросики, кто не испугался?
[Из зала]: [неразборчиво]
01:23:02 [Рузов В.О.]: Обычно, к нам приходят желания, которые были раньше. Они к нам приходят, и когда они исполняются, мы должны понимать, что исполняются наши прошлые желания. И когда наши желания исполняются, мы должны понять, для чего они исполняются. Все наши желания исполняются для того, чтобы мы могли больше в своей любви позаботиться о тех, кто находится рядом с нами. Очень просто. Поэтому конечно же человек должен хорошо заботиться о тех, кто находится рядом с ним. Поэтому можете это делать на все эти возможности, которые ему даются.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Да. Факт, конечно же. То, что человек получает какую-то сумму определённую - это значит, что раньше он мог правильно распоряжаться деньгами. Человек может получить какую-то сумму денег большую, если он мог раньше правильно распоряжаться деньгами, соответственно сейчас к нему пришли плоды, он получил проценты за правильное распоряжение деньгами. Что ему осталось сделать? Правильно распорядится этими процентами. Если он не распорядится правильно этими процентами, то соответственно в будущем он не получит процентов с этих процентов. Поэтому всё очень просто. Но всегда, когда в этом мире появляются какие-то возможности, человек должен помнить, что это тяжелое испытание.
01:24:30 Возможности – это всегда испытание, потому что возможности дают иногда человеку заблуждение по поводу своих полномочий. Тогда он может вместо заботы проявить насилие, может подумать, что имеет право на насилие, имеет право распоряжаться. Тут очень опасно. Поэтому любые полномочия, любые возможности – это некоторая проверка наших качеств. Помните? Огонь, вода, медные трубы, они очень подробно расписаны или ещё есть такой термин в нашей культуре, как прелесть, впасть в прелесть. Множество таких существует прелестей всевозможных, и человек думает: вот я же достоин, вот поэтому я теперь могу, опять таки, могу быть самостоятельным. Я же могу, я же заработал, я же получил эти полномочия, могу быть самостоятельным, поэтому могу оценивать других. И как только человек начал оценивать других, он опять попадает в свою песочницу, ему дают его горшок для песка и он делает свой очередной песочный замок, тратит свою жизнь. Поэтому если судьба будет к нему благосклонна, он очень быстро потеряет все эти возможности. И, как вы заметили, сейчас это очень быстро происходит: человек получает какие-то возможности и также быстро их теряет. Большая, так сказать, милость от судьбы, большая милость. Поэтому чем правильнее мы будем использовать наши полномочия, наши возможности, тем в общем-то безопаснее будет наше положение. Поэтому мы должны просить разум. Мы должны просить любви. Мы должны просить энтузиазма в духовной жизни, потому что всё остальное очень опасно. Это называется милость.
01:26:48 Этот энтузиазм в собственном развитии называется милостью. Слово немножечко уходит из русского языка – милость. Но милость - это когда нам хочется развиваться, когда нам хочется становится лучше - вот это называется милость. И в Бенгали есть интересная поговорка: милость надо у всех просить, если не дают, надо у всех брать взаймы. Если не дают – надо воровать. Милость. Просить, занимать, воровать, что угодно, но мы не должны потерять энтузиазм в своем развитии. Поверьте мне, очень легко может прийти духовная лень, очень легко. Я видел это сотни раз, как человек из самого активно развивающегося превращался в полный овощ на грядке, полный овощ на грядке превращался, и отправлялся в своё бесконечное путешествие по материальному миру со скоростью муравья. Я это видел множество раз, поэтому мы должны быть чрезвычайно аккуратны и постоянно находится в этом состоянии выпрашивания милости утех, у кого есть энтузиазм - называется благословение. На Руси была такая традиция – просить благословение. У отца, у матери, у всех – у святых, у икон, у кого хотите, благословение дайте. У нас забыли, что такое благословение, все забыли, что такое благословение. Благословение – это возможность не потерять энтузиазм в своём развитии. Вот что нам надо. Это называется благословленный человек – человек, у которого есть энтузиазм, поэтому у него нужно просить этого благословения. Кто у кого-нибудь просил хоть раз в жизни?
01:28:48 Руку поднимите. О, сколько специалистов. Это очень важно. Вы чувствовали потом облегчение – факт. Поэтому разумный человек у всех просит, даже, казалось бы, у подозрительных личностей, но всё равно просит. Потому что у каждого есть, чем благословить. У каждого есть в чем-нибудь энтузиазм. Даже энтузиазм алкоголика изо дня в день пить эту гадость и всё равно пить, у него можно попросить благословения и быть таким же вдохновленным в духовном пути, в духовной жизни. Конечно, лучше попросить у того, кто духовно развит. Но настоящее благословение мы можем получить от любого живого существ, если сможем терпеть его и быть ему благодарным – это настоящее благословение, тогда оно приходит автоматически, помните, мы говорили об этом. Если мы терпим кого-то и благодарны ему, благословение приходит автоматически и возникает энтузиазм. Последний вопрос.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Интересно, что благословение дается тогда, когда его просят. Понимаете? Вы можете выйти на улицу и благословить первого прохожего, но это не поможет. Для благословения нужен желающий благословения и дающий благословение. Поэтому когда один желает, а другой может дать, тогда бизнес получается, поэтому и здесь тоже мы должны понять, что с нашей стороны должно быть великое желание и должен быть человек, у которого есть эти благословения, и тогда он может их дать или хотя бы передать благословения своего учителя.
01:31:01 На востоке очень интересно. Вы можете приехать… в этом году мой секретарь Олег, он получал посвящение в хатха йогу, у него учитель, он был в Гималаях, получал посвящение. И он просил благословение его учителя на то, чтобы хорошо разобраться в практике хатха йоги, чтобы передать другим это знание, поэтому он посвящен, вот сзади сидит, есть учитель и этот человек, он отказался давать благословение. Он сказал: «Я не могу, у меня ничего нет, но я могу попросить своего учителя, чтобы он дал вам благословение. Если он захочет, он вам даст». И он стал молиться своему учителю, чтобы тот учитель дал нам благословение. Такой интересный восток. Поэтому так или иначе благословение придет, если мы действительно готовы его принять и мы готовы действительно использовать этот энтузиазм по назначению. Тогда благословение будет дано, и мы получим эту силу, чтобы сохранять энтузиазм в своем развитии, все будет хорошо. Мы будем твердыми, радостными и будем честно проходить все свои испытания, честно.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Вас – это кого?
[Из зала]: [неразборчиво]
01:32:33 [Рузов В.О.]: Я думаю, что вы уже благословлены, главное не терять своё благословение. Пока мы не теряем энтузиазм – значит это благословение есть. Если мы чувствуем в себе энтузиазм, если мы смогли встать и прийти, и общаться, значит благословление уже есть. Вот когда вы почувствуете что лень, значит энтузиазм и благословение закончилось, надо идти и заново просить. То есть, когда лень, нужно хотя бы сходит за энтузиазмом, за новым благословением, хотя бы за ним, тогда будет всё хорошо. Так. Значит мы будем работать в немножко измененном графике. Лекции будут в 7 часов – да? Лекции будут: вторник, среда, четверг, пятница. Суббота, воскресенье, понедельник - не будет, потому что суббота, воскресенье у меня будет выезд в Тулу, я буду уезжать, а в понедельник у нас будут домашние встречи. Поэтому три дня выходных целых, чтобы вы могли подготовить свои вопросы и 4 дня соответственно рабочих, сконцентрированных, три недели до 2-го по моему ноября, декабря, извините, до 1-го, потом выездной семинар под Нижним Новгородом, кто успел записаться и потом опять вернемся сюда – примерно так будет график, поэтому следите за сайтом за расписанием. Новые лекции я выкладываю, поэтому можно скачивать и быть в курсе событий. Какие-то вопросики организационные? Нет? Всем всё понятно? Хорошо. Большое спасибо, что смогли сегодня подойти. Спасибо большое.