Лекция 10, часть 5
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 С вопросов можно начинать задавать.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] у детей обычно нет каких-то негативных моментов в их смехе. Но когда приходит средний возраст, вот тут уже не до юмора. Это уже вариант злословия.
00:01:22 Обычно, взрослый, культурный человек не смеется просто так ни над чем. Над чем тут особенно смеяться? Тут ничего смешного нет. Все достаточно серьезно, и любая ситуация требует осмысления. Когда мы смеемся над чем-то, то это должна быть явная поучительная ситуация, не связанная с какой-то неприятностью для другого человека. Есть вариант анекдота, где личность, отстраненная от нашей ситуации, и какая-то поучительная история. Есть раздел юмора, который построен на том, чтобы расширить наше сознание. Когда юмор имеет оттенок злословия, то это не имеет отношения никакого к расширению сознания. Это, к сожалению, сужает наше сознание. Мы будем вынуждены попасть в такую же ситуацию. Пока детство, никакой проблемы нет, потому что детям свойственна бесконечная радость.
00:02:40 Беспричинная. Но в более зрелом возрасте необходима культура. Смех в культурном обществе считается не очень культурным. Не очень позитивным и воспринимается достаточно враждебно. Фактически, не допустим. Или он имеет оттенок негатива, или он имеет эротический оттенок. Смех допустим после поучительной истории, которая несет в себе латеральный смысл. Эта латеральность, или необычность выхода из какой-то ситуации, вызывает позитивный смех. Когда мы видим, что из каждой неразрешимой ситуации есть 3 выхода.
00:03:47 Когда мы видим такую ситуацию и три выхода, эта латеральность, необычность выхода, вызывает у нас позитивный смех. Это расширяет наше мышление. В остальных ситуациях нужно сдерживать своё желание посмеяться. Это будет культурно и это не будет вызывать эффект оскорбления. Другому человеку не понравится, если вы над ним посмеетесь. На каком-то этапе, в каком-то возрасте нужно обратить на это внимание. Иначе будет напряженная ситуация.
00:04:28 [Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] несерьезная – даже не то слово. Это уже злостность. Когда человека радует чужая неудача – это некоторая злостность сознания. Злорадность. Есть радость и злорадность. У детей это нейтрально. Для них все игра, а в игре смех. Он не имеет какой-то злорадности. Игровая ситуация несерьезна. Они смеются над самой ситуацией. Но когда мы становимся взрослыми и видим, что явно кто-то попал в какую-то ситуацию, и мы смеемся, это уже злорадство. Придут проблемы, когда мы будем вынуждены попасть в такую же ситуацию.
00:05:25 Когда мы заметили, что ребенок смеется над чьей-то проблемой, с этим уже нужно бороться. За это уже нужно ругать. Иначе к нему будут приходить последствия его злорадного смеха. Смеяться нужно в определённых моментах. В телесериалах стоит дядя и у него в руках табличка «Смеяться». Там на самом деле ничего смешного нет, какая-то ситуация тупая в этом сериале, но т.к. там стоит дядя с табличкой, которого не видно, то весь зал смеется. Мы за это платим деньги, за то, что стоит дядя и регулирует. Культура – это тоже регуляция наших эмоций. Если пришло время посмеяться, надо посмеяться за компанию. Культура – это регуляция наших действий, и смех тоже нужно регулировать. Как и любое другое чувство, любое другое поведение требует этих ограничений.
00:06:40 Если коротко.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] дело не в перекоре. Дело в том, что эгоистичность в детском возрасте ещё не введена в рамки приличия. Ребенок естественно хочет быть в центре внимания. Всеми удобными способами он будет вызывать на себя концентрацию внимания. С возрастом эта эгоистичность будет уменьшаться, т.к. социальность будет давить, социум будет уменьшать нашу эгоистичность.
00:07:45 Мы будем вводить её в культурную систему. Но это не значит, что она уйдет. Эгоистичность останется, но мы будет выражать её уже культурными способами. У ребенка эта эгоистичность не прикрыта, поэтому он будет делать все, чтобы вызвать на себя внимание. Будет орать, кричать, баловаться, всё, что угодно. Опытные родители знают, что если проявлять правильно своё поведение, какое то время игнорировать проявление эгоизм… если эгоизм не подпитывается, то он через какое-то время успокаивается. Ребенок может плакать показательно, такие эгоистичные проявления. В детском возрасте они не несут негативной окраски.
00:08:43 Но когда он взрослеет, тогда начинается тяжелый эгоизм, и тогда придется иметь дело со сдерживающими факторами. Ничего не поделаешь, дети все такие. Есть такой эгоизм, он проявлен. Он естественен, поэтому особо волноваться не стоит.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] а как вы хотели?
00:09:30 Ребенок – это не чистый лист бумаги. Это уже сложившаяся структура в течение миллионов, миллиардов лет. Она раскрывается на наших глазах во всей своей красе. Не так, что мы скажем пару добрых слов своему ребенку, и он исправиться раз и навсегда. Попробуйте с кем-то поговорить! Так просто ничего не поможет. Наша задача – дать понимание культуры. Как мы говорили, если будет дано понимание культуры, у ребенка станет традицией совершать добрые дела. Совершая эти добрые дела, он будет постоянно держать своё сердце в размягченном состоянии, и когда придёт время, он встретиться с нужным для него вариантом знания, и оно прорастет в его сердце.
00:10:30 Но мы не можем просто так взять и изменить человека. Можем забить, можем ухудшить ситуацию. Можем сделать так, что черепаха втянет щупальца в себя. Есть 5 чувств. У черепахи 4 ноги и голова. Когда есть опасность, она в себя все втягивает. Остается один панцирь. Также и человек: если мы создаем некоторые жесткие условия жизни, он втягивает свои чувства внутрь. Становится таким спокойным, как нам кажется, стабильным. На самом деле просто ушел внутрь себя. Однажды всё это проявится и взорвется. Будет атомное проявление характера. Можно каким-то образом заставить человека быть, как нам кажется, правильным, но это, все равно, форма интровертного давления.
00:11:44 Когда все уходит внутрь сознания. Но не испаряется. Никуда не девается. Культура больше основана на показательном явлении, кода мы долго и упорно объясняем простейшие культурные традиции. Их не так много, можно привить. Всегда во всех культурах это прививалось. Если с человеком работали, с ребенком работали, то какие-то культурные традиции ему прививали. Это возможно. Привычка формируется. Если вас приучили правильно держать вилку, - вы уже будете правильно её держать, уже по-другому не сможете. Нужно просто сформировать минимальные правильные привычки и потом надеться на хорошее.
00:12:45 Оно может произойти, может, и нет. Это уже не в нашей власти. Еще вопросики.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] в этом случае объясняется, что разница в поведении колоссальна.
00:13:39 Не думаю, что в нашем мире есть такая разница. Мы примерно все одинаковы. Мы все одинаково веселые. И женщины, и мужчины. У нас нет жесткого разделения. На Востоке существует такое достаточно серьезное разделение по уровню поведения. Это было традиционно заведено. Существуют определённые фамилии, уровень культуры, где люди живут своими моральными нормами. Что было проще. Т.к. нет смешения, то легче прогрессировать. Он прогрессирует в своем кругу. У нас все смешано, нет никакого разделения, мы, примерно, одинаковые все. У нас странно, когда один человек считает себя выше другого.
00:14:41 Наш уровень, примерно, одинаков. Я не думаю, что для нашей ситуации это подходит. Это ситуация для другой культурной системы. Здесь даже понять это трудно, не видя, как это происходит в культурной традиции. Понять трудно. Если явное разделение в поведении, тогда человек не обязан следовать за традицией другого человека, у которого явно на несколько порядков ниже мышление и поведение. Даже если это его родственник.
00:15:25 Не обязан. Если вы приходите на какой-то праздник, и ваш родственник требует от вас напиться насмерть, это не значит, что вы должны следовать этим рекомендациям. Хоть что бы вам ни говорили. Это не входит в ваши обязанности. Если просто говорить. Нам более-менее просто здесь жить, у нас нет таких проблем с разделением. На Востоке есть большая проблема, т.к. заведено создавать семьи с человеком равного сословия, равного сознания, равного финансового положения. Это дает некоторую гарантию спокойной жизни. Один вид мышления, один вид запросов, один вид культуры – легко жить. Когда разные запросы, тогда трудно.
00:16:27 Иногда мы наблюдает проблему, когда создаются семьи с разным уровнем мышления или когда у кого-то меняется жизненная ситуация: кому-то наследство неожиданно приходит огромное. Тут же семьи начинают распадаться. Достаточно смешно все происходит. Если мы создаем семью, нужно это учесть до некоторой степени. Все-таки жить всю жизнь и должен быть какой-то уровень взаимопонимания.
00:17:06 Он очень важен. Если семья уже создана, тогда поздно, после драки кулаками не машут. Нужно жить спокойно и не взвешивать, кто лучше и кто хуже. У нас этого нет. Представьте себе, что женщина всю жизнь жила в богатой семье, где не принято было работать. Всегда есть прислуга, это богатая семья. Женщина там ни разу в жизни не готовила и не стирала. Не знает, что это такое. Всё, что она делала – изучала искусство, играла на музыкальных инструментах и посещала театральные представления. И тут она выходит замуж за работника завода, металлурга, например, который всю жизнь тяжело работал и считал каждую копейку. Естественно, у них будут проблемы во взаимопонимании. Я видел это в реальных ситуациях, даже когда была небольшая разница, то всё равно такая «сживаемость» проходила достаточно тяжело. Очень трудно было начать делать то, что ты никогда не делал, и найти этому какое-то объяснение.
00:18:23 Некоторый дополнительный скандал обеспечен. Но у нас все одинаково, у нас нет таких разделений. Даже в богатых семьях экономят на прислуге. Обычно стараются просто пожить. Еще вопросики. По вчерашним темам. Разобрались? Итак, мы остановились на восьмом пункте. Он звучит так: «Нужно неуклонно следовать указаниям священных писаний». Простой пункт, но нужно в нём разобраться.
00:19:32 Сначала может показаться, что Веды и другие трактаты дают огромное количество указаний. Такое количество, что даже прочитать за всю жизнь их не успеешь. Огромное количество. Например, «Махабхарата», величайшее произведение, содержит 100 тысяч двустиший. В 4 раза длиннее Библии, в 7 раз длиннее «Илиады» или «Одиссеи». Огромное произведение. Однако, как мы выяснили, из всех наставлений выделены самые важные. А из них первоочередные, то, о чем мы вчера говорили. Самое важное, самое интересное мы вчера разбирали, самое нужное. Мы также останавливались на том, что деятельность человека становится позитивной или негативной не от того, что он делает, а от того, что он думает во время этой деятельности.
00:20:49 Мы тоже это разобрали. Даже если один человек убивает другого человека, мы говорили, что невозможно понять, в чем смысл данной деятельности, хорошо это или плохо. Так просто не ответишь на этот вопрос. Не подойдешь к этому, потому что мы видим, что невозможно это понять, пока не узнаешь все подробности. Вся суть в подробностях, вся суть в деталях. Вся суть в том, что же находится в сознании человека.
00:21:23 Для чего он это сделал, каков был мотив. Первое, что пытаются выяснить – мотив. В нашей жизни мотив имеет основное значение. В одном случае человека убивают, чтобы ограбить. Это, однозначно, не допустимо. В другом случае кто-то может защищает свою семью от грабителя, и тут же ситуация меняется на противоположную. Сотни вариантов. Но сознание определяет мышление: почему человек это сделал? Не «что», а «почему»? Нас возмущает не «что» сделано, а «почему» это сделано, по какой причине. «Что» – это уже вторично, все можно исправить, поэтому важно – «почему»?
00:22:20 Именно мысль определяет наше развитие. Злоупотребление мыслью приводит к деградации. Если мы правильно используем своё мышление, мы развиваемся; если злоупотребляем мыслью – мы деградируем. Из-за своего мышления человек способен опуститься ниже животного поведения. Он может стать ниже животного. Веды рекомендуют придерживаться позитивного мышления, контролировать своё мышление, находиться на уровне достаточно высокого осмысления ситуации. Т.е. должны быть мысли о духовном, мы говорили. Фактически, любые другие мысли, кроме мысли об Истине, делают наши поступки в той или иной форме негативными. Любой поступок, который не был сделан, чтобы Истина восторжествовала, любой поступок, который не был связан с духовным прогрессом, любой поступок, который не нес в себе идею развития, он, так или иначе, является негативным.
00:23:57 Так или иначе, даже если он дал на вид позитивные плоды. Даже если он принес здоровье, принес деньги, принес процветание, славу, успех, но если в нём не была заложена идея развития, так или иначе, потом начнутся проблемы. Так или иначе, все очень плохо закончится. Так это определяют законы кармы. Это ведический путь, путь размышлений. Когда человек размышляет об Истине, находится в этом состоянии – это путь медитации. Это путь духовного настроя. Он принимается его на всю жизнь. Человек принимает позитивное мышление, учится мыслить позитивно и он принимает это. Это настроение дает человеку гарантию развития. Если человек принимает правильное мышление, это дает ему гарантию развития.
00:24:55 Если человек принимает все остальное, кроме правильного мышления, никакой гарантии развития нет. Человек может принять всё, что от него требуют, во внешнем плане. Например, может одеться в какую-то одежду, в которую его попросят, может сменить прическу, может научиться говорить нужные слова, может выучить какие-то книги наизусть. Может делать все по правилам. Может соблюдать все правила, но если его сознание не изменится, и в его настрой не войдет этот позитив, связанный с Абсолютной Истиной, - ничего не имеет смысла. Просто все аннулируется. Позитивное мышление принимается на всю жизнь.
00:25:43 И сохраняется. Это самая хорошая привычка. Самая хорошая привычка человека – это постоянно думать о духовном. Это самая хорошая привычка. Она культурно задавалась с самого процесса воспитания. Всегда была какая-то духовная традиция, которая участвовала в процессе образования. Задавался менталитет понимания, что все в этом мире связано с духовностью.
00:26:17 Он задавался с самого детства, проходил красной линией через всю жизнь человека. Теперь этой привычки нет, поэтому её нужно создавать заново. Создать её очень трудно. Если мы не привыкли к чему-то, то новую привычку создавать трудно. В нашу задачу входит терпеливо и стабильно сохранять в своем сознании возвышенное настроение. Нужно выжигать в себе правильное сознание, вырезать. Есть возврат в негативность: что все плохо, нехорошо, что будет ещё хуже. Человека нужно постоянно возвращать, самого себя возвращать в правильное состояние, не смотря на все отвлекающие факторы. Мир очень беспокойный, он будет нас отвлекать. Но мы должны сохранять позитивное сознание.
00:27:23 Это гарантирует нам развитие. Нужно сохранять путь. Наш путь – путь размышлений. Пока мы помним об Абсолютной Истине – мы на пути. Как только мы перестали думать, мы ушли в сторону. Тут же начались проблемы. Путь определяется тем, о чем человек думает. Если человек думает о водке – это путь алкоголизма. Все очень просто. Если человек думает об Абсолютной Истине – это путь к Истине. О чем мы думаем, это и есть наш путь. Очень интересно себя контролировать и смотреть, сколько же я путей перебираю за день: туда сходил, сюда сходил, туда сбегал, об этом подумал, о том подумал. На определённом этапе человек должен научиться все свои идеи держать в рамках одного пути. Контролировать: помогает это ему духовно развиваться или нет.
00:28:24 Если не помогает, нужно отбрасывать эту концепцию, как бесполезную, потому что это просто отход от развития. Все просто. Когда мы находимся в рамках этого пути, то это не обязательно должно продлить срок нашей жизни, это не обещается; это не обязательно вылечит нас от всех болезней, это тоже не обещается. И, скорее всего, не принесет нам миллионы долларов. Тем более это не обещается. Но! То настоящее счастье, о котором мы говорим, настоящий уровень духовных взаимоотношений с Истиной, не измеряется в материальных категориях. Не возможно его измерить в деньгах, не покупается. Не возможно измерить в здоровье. Не возможно измерить в возрасте. Ничем. Нет в этом мире чего-то, что можно обменять на духовное понимание человека.
00:29:27 Вы не можете насобирать и пойти поменять, это вещи несравнимые. Что бы человек ни получил в результате своей материальной жизни, всё это просто бесценок, просто пыль. В духовном пути есть неизмеримая субстанция, и т.к. она неизмерима, её не могут оценить. Если попытаться это рассказать простому человеку, он не увидит никакой ценности, потому что ценника нет. Настолько велика цена, что ценника нет. Например, на Землю нет ценника. Сколько стоит земной шар?
00:30:15 Это не значит, что это никому не нужная вещь. На море тоже нет ценника. Просто изменить цену не возможно. На небе ценник не висит. Мы привыкли мыслить тем, что можно измерить в рублях, долларах. В чем-то, в здоровье, ещё в чем-то. Но духовные эмоции не оцениваются, их невозможно оценить. Мы говорили, что когда в наше сердце приходит первая духовная эмоция, мы понимаем, что все эмоции, которые были до этого, - это ничто, и не имеет никакого отношения к счастью. Представьте себе, только первая эмоция! После этого человек, как правило, уже не может измениться в обратную сторону. Если человек хотя бы один раз понимает, что такое бесценное, все! Для этого мира он уже потерян. Можно на нем поставить крест. И всё это понимают, пытаются спасать, вызывают депрограмматоров.
00:31:25 Пытаются как-то разговаривать, бороться, подсыпать всякие гадости в еду. Всё, что угодно, отсылать к бабушке в деревню. Но ничего сделать невозможно, потому что человек один раз сравнил бесценное с ерундой этого мира. Один раз. Один раз он почувствовал, что к нему кто-то относится бескорыстно. Достаточно одного раза. Кто-нибудь чувствовал? Чтобы понять, что все остальные отношения ничего не стоят в этом мире. Можно спокойно о них забыть и больше никогда не вспоминать. Одного раза достаточно – почувствовать бескорыстие. А если мы один раз почувствовали, что о нас заботятся по-настоящему? Один раз, что нас любят? И один раз мы испытали встречное духовное чувство?! Подкатило, невозможно! Чувствовали? Об этом обычно не говорят, но я уверен, что чувствовали. А иначе, что бы вы тут все сидели? А если не чувствовали, тогда вы должны сильно волноваться по этому поводу, и постараться сходить туда, где это чувствуют.
00:32:37 Это возникает на определённом этапе. Если вы находитесь в кругу любящих и бескорыстных людей, вы способны испытать прилив духовной эмоции, он приходит. Это сравнивается с тем, как человек подходит к водопаду. В этом году мы ходили на большой водопад. В Индии. Я пытался его сфотографировать, было очень трудно. Постоянно объектив покрывался маленькими каплями. Хотя издалека подходил, всё равно невозможно было, нужно было все время протирать объектив. Когда мы только подходим издалека к чистой бескорыстной любви, к духовности, в нас начинают попадать маленькие капельки.
00:33:25 Для этого всё, что нам нужно – это постараться с серьезностью отнестись к тому, что происходит. Без насмешки. Если есть насмешка, /мы фактически сегодня с этого начали/, типа: «Ну-ну, что ещё скажете, что ещё предложите? Ну, давайте это попробуем». Если есть такое восприятие, такой подход, немного пессимистический, то тогда невозможно ощутить духовную эмоцию. Необходимо постараться один раз сердцем раскрыться. В пессимистически настроенное сердце ничего не придет. Даже торт вкусный не получится. Если с пессимизмом торт готовить, вкусным он не получится.
00:34:25 Даже из торта получится что-то ужасное, гадость. Если мы открываем своё сердце, если мы подходим к этому серьезно, стараемся понять мир духовных эмоций, мир бескорыстия, если мы стараемся понять глубину отношений, то эта эмоция приходит. И мы тут же понимаем, что весов таких нет, чтобы оценить этот перевес. Когда едешь через границу, самое страшное – это перевес. Кто-нибудь ездил? Существуют традиционно русские схемы обмана перевеса. Если поедите, спросите опытных людей. Потому что придется платить страшные деньги. 10 долларов килограмм перевеса. Страшные деньги. Перевес можно посчитать. Он очень дорогой. Но перевес в эмоциях посчитать невозможно. Настолько велика разница. Мы просто меняем свою жизнь раз и навсегда, мы хватаемся за это и понимаем, что у нас появился шанс обрести настоящую жизнь.
00:35:55 Уйти от этого обезболивающего состояния. Материальность – это желание обезболиться. Когда обезболивающее действует, мы считаем это состоянием счастья. Когда у нас дико болит зуб, мы съедает одну таблетку, но не помогло, мы съедаем вторую – не помогло, третью, четвертую, и, наконец, через полчаса отпускает, мы становимся счастливыми. Зуб не болит… целых два часа. Это состояние материального счастья. Ничего не болит. Но когда мы по-настоящему ощущаем духовную эмоцию, мы понимает, что всё это просто метание между зубной болью.
00:36:36 Минутки обезболивания между материальными страданиями. В нашу задачу входит найти эту духовную эмоцию. С жадностью найти её, ощутить её и потом держаться за неё и не отпускать. Она не останется, сразу предупреждаю. Духовная эмоция придёт и не останется. Она просто даст ориентир. Как солнце. Солнце невозможно взять, поймать и оставить себе дома. Солнце вошло в наше окно и там осталось. Нет, так не бывает. Солнце светит для всех. Оно просто дает нам ориентир, к чему двигаться. Когда мы начинаем двигаться, идем к этому водопаду, все больше и больше капелек попадает на нас. Наконец, когда мы подходим совсем близко, мы становимся насквозь мокрыми.
00:37:36 Но мы ещё можем встать под сам водопад. В зависимости от того, сколько мы прилагаем усилий, насколько близко мы подходим к духовности, настолько мы понимаем бесконечную разницу между духовной жизнью и материальной. Настолько по-настоящему мы начинаем оценивать духовную жизнь, и переоцениваем то материальное, что у нас есть. Мы должны принять это до конца жизнь, этот путь. Если мы его примем, мы постепенно дойдем. Не так, что капнуло, потом перестало, «ну что ж пойду теперь в другом месте искать». Есть такой известный анекдот.
00:38:24 Врач говорит больному: «Теперь я даю тебе лекарство, и ты должен пить его до конца жизни». Больной спросил: «Пока я буду его принимать, я буду жить?». Врач сказал: «Нет. Пока ты будешь жить, ты будешь его принимать!» В этом разница. Как я говорил, духовность не даст нам здоровье, не даст нам более длительный срок жизни. Мы не будем жить по 800 лет. Она не даст нам счет в банке. И машине не обязана появиться. Или наследство. Всё, что мы получим – мы получим настоящий путь, и мы будем идти по этому пути всю свою жизнь. Он закончится хорошо. Материальные блага нам сейчас кажутся благами, но когда мы получим духовный опыт, всё это вместе взятое покажется смешным. Люди, духовно развитые, смеются над этим.
00:39:38 По 8 пункту есть какие-то вопросы? Он философский, может быть нужно что-то выяснить?
[Вопрос] не разборчиво. Что-то про уравновешивание духовного и материального.
[Рузов В.О.] я понимаю. Тогда переходим в 9 пункту.
[Вопрос] можно по 8-му?
[Рузов. В.О.] давайте по 8-му.
00:40:45 [Вопрос] не разборчиво. Что-то о цели.
[Рузов. В.О.] например, вы идете в магазин и выбираете продукты. Смотрите, помогут вам эти продукты идти к цели или нет. Все просто. Поэтому мы какие-то продукты покупаем, а какие-то не покупаем. Мы лимонад покупаем, а водку – нет. Почему? Потому что мы знаем, что водка явно не сходится с нашим путем. Наш путь пролегает мимо водки. Поэтому мы не покупаем этот продукт. Все просто. И что бы ни делали, что бы мы ни принимали в этой жизни, что бы мы ни планировали, мы смотрим, насколько это помогает нам идти вперед.
00:41:55 Если помогает как-то, мы это принимаем, и никакой проблемы не испытываем. Все просто.
[Вопрос] если это не ведет к духовной цели, то это обесценивается?
[Рузов В.О.] да, обесценивается. Какой в этом смысл. Например, вы взяли водку, выпили, день потеряли. Какой смысл? День потерян, и его не возможно восстановить ни за какие деньги. Даже вернуть не возможно. Просто потерянное время, и никакого смысла в нём нет. Никакого опыта человек не получил от этого. Негативный опыт ничего в себе хорошего не несет. Можно всю жизнь получать негативный опыт, а толку не будет. Есть такая концепция, что человеку нужно испытать все, и тогда он сможет от этого отказаться.
00:42:52 Есть много таких философов. Очень модных, не буду говорить. Они диктуют эту концепцию. Человек должен попробовать плохое, разочаровать, и потом от этого отказаться. Не факт. Просто потерянное время. Миллионы людей делают плохое и в этом не разочаровываются. А наоборот становятся рецидивистами-профессионалами. И нормально себя при этом чувствуют. И никакого прогресса.
00:43:24 Вопрос даже мысль требует смелости…
[Рузов В.О.] какая мысль?
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] не пить водку? Да, это смелая мысль. Кто-то испугался? Кто-то пил водку? Я пил. Я помню, чем все заканчивается.
[Вопрос] но этот опыт оказался положительным?
[Рузов В.О.] он не оказался положительным, лучше бы его не было. Это вовсе не положительный опыт. Лучше бы я никогда не пил. Этот опыт ничего хорошего не дал.
00:44:12 Ничего хорошего. Чтобы знать, что что-то плохо – не обязательно это пробовать. А иначе тогда давайте все попробуем. Новые наркотики все попробуем, чтобы точно знать, что это плохо. А вот кто-нибудь бил себе со всей силы стулом по голове? Кто-нибудь из вас… откуда вы знаете, что это плохо? Надо же попробовать хотя бы раз в жизни. Это не путь разума. Путь разума – не пробовать плохое, а потом на основе этого делать хорошие выводы. Человека можно попробовать убить. А вдруг всем от этого будет хорошо? Мы же не пробовали. Не нужно все пробовать. Путь разума – это не совершать плохое. Вот это – ловушка. Это модная философия, утвержденная философия западного мира постоянно везде проскальзывает. Философия, что нужно все попробовать и разочароваться.
00:45:15 Не нужно пробовать и разочаровываться. Давайте повесимся разок, чтобы разочароваться в повешении. Разок, почему нет? Русская рулетка. Не нужно пробовать плохое, чтобы в этом разочароваться. Разум – это умение принять на слух. Называется «шабда-брахман». Шабда-брахман – это истина через звук. Нам сказали, что пить плохо, - и мы не пьем. Плохо будет. У меня есть этот негативный опыт, поэтому я говорю вам: «Не пейте – плохо будет». И не курите – будет ещё хуже, и не воруйте – посадят. Есть опыт уже у кого-то, и он не нужен. Без этого, без всякого этого опыта приходили святые люди, ничего этого не делали, а говорили нам: «Пожалуйста, не делайте этого – плохо будет».
00:46:15 Плохо будет. Не занимайтесь… не изменяйте мужьям и женам, СПИДом заболеете, умрете. «Нет, давайте хотя бы разок СПИДом заболеем. Откуда они знают, что это так плохо? Разок же можно! А потом сделать вывод на основе этого». Нет. Это не наша теория. Наша теория – сразу не делать плохое. Делать выводы на основе шабда-брахмана, звука. Нам говорят, что это плохо, и мы это просто не делаем. Однажды одного святого спросили, почему он говорит, что это нельзя, то нельзя, наркотики нельзя. «Мы сейчас докажем, что наркотики расширяют мышление. Вы никогда не пробовали наркотики, попробуйте – увидите». Не нужно что-то пробовать, чтобы знать, что это плохое. Культура – это умение не делать плохое. А не пробовать делать плохое. Давайте не будет пробовать делать плохое, чтобы понять, что оно плохое. Это плохо заканчивается. Не нужен нам плохой опыт.
00:47:34 Не нужен. Почему он нам не нужен? Потому что любое действие вызывает привычку. С любой привычкой очень трудно справиться. Если мы даже один раз совершили какой-то проступок, это уже привычка. Эта привычка будет время от времени всплывать в соответствующих ситуациях. Она будет всплывать вновь и вновь. От нее уже так просто не отделаешься в этой жизни. Она будет преследовать, она будет сидеть. Называется «впечатление», «самскара». Она впечатывается, эта привычка. Мы сделали что-то, у нас есть опыт. Это остается. Семечко дальнейшего опыта посажено.
00:48:20 Что-то совершено, и как результат – желание это совершить вновь. Это семечко попадает в наше сердце и при неблагоприятных обстоятельствах, например, друзья соответствующие… Например, мы выпили один раз ради эксперимента. Выпили, нам стало плохо, нас всю ночь тошнило, на утро болела голова, мы поняли, что это плохо и больше пить не будем. Но! Мы это уже сделали один раз. И однажды мы попадаем на какую-нибудь стройку, где нам нужно работать, и там все пьют изо дня в день. Пьют и пьют, и нам говорят: «Давай с нами тоже». Т.к. мы это делали, то однажды рука потянется, и человек выпьет второй раз. Еще один маленький эксперимент. И тогда это закрепится. Любое действие вызывает желание совершить его повторно.
00:49:20 Так приходит рецидив. Как только совершается рецидив, все! Это уже система, очень трудно потом будет выпутаться. У нас столько проблем в жизни, столько негативных желаний, столько негативных мыслей, столько всякой глупости, от чего нужно избавиться. Не нужно получать нового негативного опыта. Нужно учиться на звуке. Получать урок из звука. Если нам чего-то хочется, лучше пойти поговорить с тем, у кого есть по этому поводу какие-то идеи. Послушать эти идеи, насколько это нужно в действительности. Не нужно этого эксперимента. Это очень плохой эксперимент. Он плохо заканчивается. Еще вопросики по 8 пункту. Разобрались с этим? Это очень важно. Не экспериментируйте над жизнью, она одна, очень неустойчива, очень ненадежна, подвешена на ниточке, и кое-как мы живем, еле-еле, душа в теле.
00:50:40 И еще, если экспериментировать над этим – упаси Бог! Тут без экспериментов как бы живым остаться! Не экспериментируйте над жизнью. Карма – вещь очень грустная. Она постоянно навешивается над нами, как снег. Навешивается «шапка», которая может в любой момент сорваться и унести все. Обвал может произойти. Наша карма постоянно висит над нами. Любой маленький эксперимент может жизнь нашу изменить так, что ничего уже не вернешь. Я много раз это видел, когда человек пытался экспериментировать над своей жизнью и потом уже не мог вернуться к предыдущему состоянию. Такие были тяжелые последствия!
00:51:42 Такие были тяжелые последствия. Человек уже не мог вернуться. Нам кажется, что я справлюсь, ну, попробую, сделаю выводы, и все будет хорошо. Не факт! Я видел многих людей, которые не справились. Мои друзья, они сейчас находятся в тяжелейшем состоянии. Не справились, решили поэкспериментировать. Не нужно это делать. Плохо заканчивается. Если сильно хочется, сходите к вытрезвителю, посмотрите там. Как заносят, выносят. Очень хороший опыт, помогает. Поработайте немного в вытрезвителе.
00:52:24 Это хороший опыт. Может быть что-то будет понятно. Разобрались? Мы хотели перейти к 9 пункту в связи с вопросом. 9 пункт звучит так: «Необходимо полностью воздерживаться от всего, что может помешать процессу самоосознания». Я начну с 9-го, потом может, успеем к 10 перейти. Есть много факторов, которые останавливают наше развитие. Множество факторов. Сейчас о самом опасном поговорим. Самый опасный фактор – это половая распущенность.
00:53:12 С этим нельзя экспериментировать. Ни с чем. Много опаснейших факторов, вчера мы их перечисляли. Половая распущенность – один из самых опасных факторов. Мы поговорим сейчас об этом. Тема «веселая». В самом слове «секс» заключена философская тайна этого явления. Знает кто-нибудь, как корень этого слова переводится? Очень интересно, сейчас мы поймем суть этого явления. Корень этого слова означает «разделение», «разделять». Это значит, что пока мы отделены от Абсолютной Истины, пока есть разделение между материей и духом, пока мы отделяем себя от духовной жизни, пока мы считаем себя самостоятельными, пока мы считаем себя независимыми, вся наша жизнь – это один сплошной секс. Мы отделены от духовной жизни. Секс – это отделение от духовной жизни. Мы пытаемся заменить духовное единение чем? Материальными межполовыми отношениями. Мы пытаемся заменить… Но два человека не могут быть вместе постоянно.
00:54:45 Материальные отношения кратковременны, неудобны, всё равно заканчиваются опустошением и расставанием. Но нам кажется, что если постараться, то можно найти такого партнера, с которым все будет божественно, т.е. постоянно. Но постоянные отношения могут быть только в духовных отношениях. В материи не могут быть постоянные отношения. Они могут быть только с Богом, постоянные отношения. Но среди наших знакомых Бога нет, и как бы мы не экспериментировали в сексуальных отношениях, ничего не получится.
00:55:27 Потому что нет в них постоянства и вечности. Просто заменитель. Сейчас я скажу одну очень осторожную вещь, меня должны правильно понять. Тема осторожная. Духовная жизнь – это восстановление вечных взаимоотношений с Богом. Это состояние вечных отношений с Богом называется духовным экстазом. И как мы говорили, он в миллиарды раз сильнее, чем все сексуальные отношения вместе взятые. Толку от них никакого нет. Такое единство в отношениях с Богом имеет термин «самадхи». Имеет право называться любовью. Все остальное в этом мире – это форма вожделения. Или одним словом «секс». Форма разделения. Контроль взаимоотношений – это контроль нашего развития. Если мы контролируем взаимоотношения, мы контролируем своё развитие.
00:56:48 Один мудрец говорил важную вещь для нас. Он говорил, что «если вы свяжетесь с человеком первого сорта, то вы тоже станете человеком первого сорта. Но если вы свяжетесь с человеком третьего сорта, то вы станете человеком пятого сорта». Очень интересная фраза. Сделайте свои выводы. По этой части есть вопросики? Задайте мне их сейчас, чтобы мы дальше пошли.
[Вопрос] не разборчиво
00:57:49 [Рузов В.О.] чтобы понять, какого счастья нам хочется, мы должны понять качество счастья. Счастье должно быть постоянным. Уж чего-чего, а в сексуальной жизни нет постоянства. Очень большие проблемы именно с этим. Поэтому это никакого отношения к счастью не имеет. То, что кратковременно – мучительно. Межполовые отношения мучительны по своей природе.
00:58:18 Т.к. не имеют постоянства.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] от нас не зависит, какие отношения мы будем строить. Отношения будут зависеть от нашего уровня. Это не так, что мы решили построить взаимоотношения на высоком уровне. Нет. Наши взаимоотношения будут естественно соответствовать нашему уровню. Не так, что я нашел партнера, и мы с ним решили, что наши взаимоотношения будут на каком-то уровне. Такого не бывает. Какие мы, такие и будут наши взаимоотношения. Муж и жена всегда дают обет: «Я тебя век не обижу, буду тебя защищать всю жизнь». Говорил вам муж такие слова? На свадьбе никому муж такое не говорил? Или уже на свадьбах такого не говорят? Или забыли уже? Обычно что-то такое говорят: «Да я век на тебя голос не подыму, я тебя буду защищать”. Что происходит потом? Все думают, что они будут жить в счастье, что они никогда не расстанутся. Всегда будут за ручку ходить.
00:59:52 Но проходит какое-то время, и что происходит? То, что соответствует уровню развития. Отношения соответствуют уровню развития. В этом нет проблемы, какие нам строить взаимоотношения. Нужно своим развитием заниматься, и наши отношения будут соответствовать нашему развитию. Мы не можем создать искусственные отношения. Можем какое-то время притворяться, целый месяц медовый. Но потом отношения всё равно встанут на естественную платформу.
01:00:27 Есть история: сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит. Сколько угодно можно притворяться, но однажды волк наестся и запоет. И его поймают. Мы должны просто заниматься своим развитием и не пытаться особенно волноваться по поводу того, чтобы построить какие-то возвышенные отношения. Нужно просто стараться жить возвышенной жизнью и следовать своему пути. Тогда взаимоотношения естественным образом будут утончаться и возвышаться. Не получится, будучи на одном уровне сознания, поддерживать другой уровень отношений. Спортсмен может сколько угодно говорить, что он выйдет на помост и подымет штангу в 200 кг. Когда он выходит на помост, все становится понятным, сможет он её поднять или нет.
01:01:26 То же самое и во взаимоотношениях. Они являются лакмусовой бумажкой, которая проявляет наш уровень развития. Не мы строим взаимоотношения, они показывают нам наш уровень развития. Когда мы меняемся, меняются наши взаимоотношения. Так более правильно. Еще вопросики по этому моменту. Такую страшную тему разобрали. Сейчас ещё более страшную разберем. 10 пункт. «Не следует принимать больше того, что необходимо для поддержания тела». Это прямой ответ на вопрос. Начнем мы с притчи о Сократе.
01:02:10 Увидев Сократа, который питался одними кореньями, один человек сказал: «Если бы ты поклонялся нашему повелителю, нашему царю, то ты бы не дошел до такого состояния, чтобы питаться кореньями». На что Сократ ответил, что «если бы ты питался кореньями, тебе не надо было бы служить твоему сумасшедшему царю. Все было бы хорошо». Еще вспомним Демокрита, он тоже высказывался на эту тему. Он говорил, что бедность и богатство – это слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, те, кто нуждается, те небогаты, а кто не нуждается, те не бедны. Вопрос в том, каковы наши желания, каковы наши нужды. Наибольшее количество вопросов в плане контроля своего пути, в плане рамок и ограничений, возникает по поводу денег. Я скажу сегодня немного об этом. Нас волнует чистота жизнедеятельности. Мы хотим очистить своё сознание от глупых желаний и стараемся избегать того, что может осквернить или аннулировать наше развитие. Духовное развитие дается не так легко, а аннулировать все очень просто.
01:03:34 Мы это уже увидели и боимся. Представьте себе, вы можете год заниматься своим духовным развитием, и за одну минуту все аннулировать. Даже за несколько секунд можно все аннулировать. Деньги – очень интересное явление. Это своего рода переносчики настроения живых существ. Носители настроения. Если человек отдал нам свои деньги добровольно, без обмана, с радостью, благодарностью, мы получаем все настроения, все типы энергий в свою копилку сил, в свою копилку сознания. Мы получаем позитивные эмоции. Но! Если деньги были получены обманным путем, с насилием, с негодованием, с недовольством, что мы получаем? Также получаем все эмоции. И эти эмоции придется переваривать, получив соответствующие неприятности.
01:04:43 В виде беспокойств и болезней. Деньги несут эмоцию. С другой стороны нужно понять, что деньги оказывают на человека вредное влияние, если их количество превышает уровень нашего духовного развития. Тут происходит некоторая проблема со взвешиванием. Ее легко почувствовать. Т.е. человек мало сделал за последнее время хорошего, мало сделал позитивного, мало сделал доброго, бескорыстного, а получил какое-то большое вознаграждение, получил большой объем процветания. На что это похоже? Это подобно тому, как если мы не проголодались, то дополнительная еда, обильный обед не пойдет нам на пользу.
01:05:45 Будут проблемы. От излишней пищи мы будем болеть, страдать, испытывать приступ лени, будем спать, и от излишней суммы денег, которая превышает наш уровень развития, придут подобные последствия: лень, интоксикации, депрессии. Сделаем интересный вывод: если человек недостаточно духовно развит, он может переварить безболезненно только небольшие суммы денег. Остальное будет приводить к его моральной интоксикации. Будет возникать гнев, зависть, злоба, гордость. Такие, моральные прыщи. Если человек ведет активную духовную жизнь, он вполне может усвоить достаточно большой объем поступающих возможностей.
01:06:44 И все будет нормально. Каждый должен соблюдать баланс. Баланс того, что он совершает хорошего и того, что он получает от жизни. Понимаете? Наше физическое, психическое и духовное здоровье будет в норме, если сумма того, что мы сделали хорошего, будет примерно равна той сумме, что мы получили. Сейчас такой человек не популярен. Ему будет трудно жить. От него жена уйдет. Его все будут считать дураком. Если человек делает много хорошего, что-то получает, опять делает много хорошего, опять получает, такого человека все будут считать дураком. «А где же накопления?» Например, в питании наука о здоровье говорит нам, что нужно приготовить столько, чтобы это съесть за один раз. Не нужно готовить в 4 раза больше, чтобы потом 5 дней подряд есть. Нужно приготовить столько, чтобы это можно было съесть за один раз. Это будет здоровое питание. Также человек должен уметь этот баланс контролировать. А значит, что если мы что-то получаем, мы должны торопиться уравновесить баланс. Должны торопиться сделать как можно больше добрых дел. Уравновесить излишек, чтобы нормализовать соотношение сил в нашем организме.
01:08:36 Иначе начнутся проблемы. Когда что-то к человеку что-то приходит, он активизирует свою добрую деятельность. Он старается больше делать добрых дел. Он понимает, что на себе нельзя это останавливать, иначе проблемы начнутся. Нарушение баланса в сторону недостатка денежных средств не так опасно, как нарушение баланса в сторону переизбытка денежных средств. Т.е. если мы растратим все на добрые дела, это не так опасно, если мы недорастратим на добрые дела. Если у нас останется излишек. Переизбыток опаснее. Такой человек постоянно находится в состоянии перегрева.
01:09:28 Его организм физически, психически работает с перегрузкой, он не справляется с той энергией, которую он получил. Он не может это переварить. Ест и ест. Представьте, что вас каждый час кормят, или каждые два часа, обильно. Организм не справляется с этим бешеным потоком. Поэтому за небольшое время он сгорает, как предохранитель в щитке. Постоянно перегретый, слишком много тока проходит. Трогали дома горячий провод? Очень опасно, потому что большой ток проходит через него. Может произойти короткое замыкание и все загореться. Когда через человека также много проходит, он всё это пытается… не успевает с этим справиться, он перегревается за небольшое количество времени, и потом сгорает.
01:10:27 Предохранитель перегорает. Тело и психика человека изнашивается, жизнь становится не милой, приходит стойкая депрессия, человек сгорает. Не успевает тратить поступающие деньги на добрые дела, человек пытается быстро их через махинации истратить, через глупости. Он не умеет делать добрые дела и не может деньги остановить, он чувствует, что деньги жгут, их нужно куда-то деть, поэтому тратит их на глупости. Может в рулетку спустить за одну ночь, ещё куда-то. Он не знает, как сделать доброе дело, поэтому он не просто не тратит их на добрые дела, он ещё и на глупости их спускает.
01:11:10 Еще все усугубляется. Он думает, что от этого какая-то польза есть. Нет, пользы нет. Он просто избавился от жжения чувств и эмоций других людей, но ещё хуже все сделал. Поэтому постепенно это доводит его до тюрьмы, до самоубийства, в крайнем случае, до алкоголизма. Очень тяжело заканчивается. Мы должны чувствовать баланс. Есть китайская история. Один мудрец встретил царя. И поразился его утомленным видом. Царь был такой утомленный и уставший. Все цари очень уставший. Путина видели? Постоянно очень уставший. Делает вид, что он очень бодрый, на самом деле, очень уставший. По нему видно. Мудрец спросил царя, почему он такой утомленный, уставший, и тот сказал, что он изо всех пытается сделать своё царство процветающим, старается все изучить, разные науки, старается что-то сделать, но так и не может избавиться от забот и тревог, столько сложностей, трудностей. Поэтому он такой утомленный. Хочет как лучше, но постоянно столько проблем.
01:12:37 Тогда мудрец сказал, что его способ избавления от забот очень странный, он никуда не годится. «Посмотри на лису или леопарда, у них пышный мех, дорогой, пятнистая шуба у леопарда, и они скрываются в лесах и горных пещерах, чтобы быть в спокойном состоянии. Они выходят наружу только по ночам, а днем отдыхают, чтобы их никто не увидел. Они очень осторожны. Даже когда им приходится терпеть голод или нужду, или жажду, они очень осторожно один раз в день выходят из пещеры, чтобы их никто не заменил, и то им не удается избежать капкана или сети, или охотника, потому что их мех, их шкура – источник их несчастий.
01:13:18 Их мех, их шкура – источник. Разве твоё положение не является такой же шкурой? Как ты можешь быть спокойным в этом положении? Поэтому, если хочешь спокойствия, если ты хочешь, чтобы проблемы ушли, - сними с себя эту шкуру, очисти сердце, прогони прочь свои желания, обратись к духовному пути и все будет хорошо. Но пока ты сам носишь на себе шкуру леопарда, за тобой будут охотиться». Поэтому, если у нас есть беспокойства в материальном плане, значит, у нас есть кусочек шкуры леопарда. Мы его носим, поэтому у нас столько беспокойств. Задайте по этой части вопросики, очень интересная часть.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] какую-то часть мы носим все равно. Чем-то мы гордимся. Это часть нашего эго. Чем-то мы гордимся, считаем себя чего-то достойными, у нас есть какие-то требования к этому миру, есть какие-то желания, мы считаем себя достойными чего-то.
01:14:38 Ведем себя в шкуре леопарда, мы считаем себя маленьким вариантом царя в этом мире. «Чего-то я достоин. Может быть, не всего, но хотя бы этого». И раз наша шкура становится ценна, нам ставят капканы. Жизнь раскидывает сети, и мы в них попадаем, время от времени.
[Вопрос] не разборчиво.
[Рузов В.О.] да, а как вы хотели? Попробуйте богато одеться и по городу погулять. Будут большие беспокойства. Также если человек берет на себя огромную ответственность просто так, у него будут большие беспокойства. Все будут ему завидовать, все будут его смещать, политическая партия против него организуется. Его будут пытаться убить, понимаете?
01:15:45 [Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] нужны, а кто говорит, что не нужны? Почему безвыходное? Вопрос в том, что вы хотите. Странно, если человек в такую ситуацию попал, и потом хочет спокойствия. Если вы родили ребенка, очень трудно потом хотеть спокойной жизни. Мы не лиса разбираем, мы царя разбираем, история про царя, а не про лиса. Если мы сами создали себе какую-то ситуацию, мы не должны на неё жаловаться, а мы все время жалуемся, это мы сами её создали, мы в ней находимся, это наша ситуация, что надо с ней делать? Я до этого объяснял.
01:16:50 Кто может мне напомнить? Мы попали в ситуацию, много чего к нам пришло, что нужно с этим делать? Нужно такое количество бодрых дел совершать, чтобы это аннулировалось. Тогда все беспокойства уйдут. Да, нужен баланс. А когда у вас очень много – попробуйте сделать хорошее. Не так-то просто, даже не дадут делать хорошее, очень трудно. К нам приходит зарплата, что мы с ней делаем хорошего в реальности? Сколько хорошего?
[Вопрос] не разборчиво.
[Рузов В.О.] нет. Как это каждый может понимать?! Не может каждый понимать! Не может каждый понимать хорошее. Мы для этого разбираем трактаты, которые описывают, что хорошее и что плохо.
01:17:43 Мы выяснили сегодня, что хорошо. Кто мне напомнит? Хорошо то, что помогает идти по духовному пути, - вот это хорошо. То, что не выходит за эти рамки. Если что-то помогает другим идти по этому пути – это хорошо. А то, что мешает идти – это плохо. Очень все просто, никто не может сам придумать, что хорошо, и что плохо. Это определение уже есть, эти рамки уже описаны, и вы можете легко понять, что хорошо и что плохо. Крошка спросила у отца, что такое хорошо, и что такое плохо. Все очень просто, понятно. Поэтому, если мы четко понимаем, что такое путь развития, мы очень хорошо понимаем в этой жизни, что такое хорошо, и что такое плохо. И, соответственно, мы можем легко помогать другим правильно, и правильно помогая другим, мы можем навести баланс в своем собственном притоке каких-то денег или средств, или процветания, уравновесить свою собственную жизнь до нормального состояния.
01:18:47 Да? Разобрались? Если мы не знаем, что такое хорошо, и что такое плохо, мы не правильно тратим полученные нами возможности, не правильно ими распоряжаемся, баланс не восстанавливается, и поэтому, даже делая людям хорошо, мы испытаем ещё больше беспокойств. Поэтому все жалуются: «Я начал делать людям хорошо, а мне тало ещё хуже». Так все жалуются? Потому что они не начали делать людям хорошо! Они сделали им хуже и себе в два раза.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] я вот только что сейчас объяснил. Сколько лекций вы уже посетили? Почитайте, этот очень важно.
01:19:28 Мы это разбираем на каждой лекции. На каждой лекции мы очень четко разбираем, что является путем. Какие есть правила и ограничения. Вчера мы очень четко разбирали. Были вчера? Если мы знаем для себя… для всех один путь духовного развития.
[Вопрос] это получается навязывание.
[Рузов В.О.] что значит «навязывание»? Мы ограничения не навязываем. Ограничения добровольны. Мы помогает только в том случае, если это способствует духовному развитию человека. Не способствует, - значит, это сделает ему хуже. Зачем делать хуже человеку? Понимаете? Например, к вам подходит к вам человек и говорит: «Стукните меня, пожалуйста, молотком по голове, я вас очень прошу». Вы не будете ему стучать, вы скажете, чтобы он сам шел себе стучал, если ему надо. Точно также, если мы видим, что это явно приводит к боли человека, зачем ему в этом помогать? Мы не будем ему в том помогать.
01:20:39 Есть множество желающим, которым можно помочь. Более радостно. В их пути. Если мы четко понимаем свой путь, мы сможем чужой путь тоже понять, почему нет? Потому что путь один для всех. Все просто. Законы одни и те же. Нет каких-то разных духовных путей. Есть разные стили прохождения. А путь один – это полностью избавиться от всех глупостей. Если наша помощь помогает человеку избавиться от какой-то глупости, это помощь в его пути. Но если наша помощь провоцирует в его глупости, или усиливает его глупость, соответственно, это мешает ему развиваться.
01:21:22 Все очень просто. Все глупости нам известны, мы о них знаем, они у нас все есть. Можете вспомнить свою жизнь, переписать свои глупости, они есть у всех тоже. Ни у кого нет какой-то исключительной глупости. Вы не можете придумать исключительную глупость. Все глупости уже давно придуманы и испробованы. У каждого их почти полный набор. Если какой-то нет, значит ещё просто не время. Она попозже придет. Мы знаем все глупости, поэтому учимся себе правильно помогать, другим правильно помогать, это и есть духовный путь. Очень интересный опыт.
[Вопрос] не разборчиво
01:22:50 [Рузов В.О.] вы делаете выбор. Это ваш выбор. Вы постоянно делаете выбор и его оцениваете. Если вы врач, вы можете понять, действительно ли это идет на лечение или нет. Но если вы не врач, вы не можете это понять. Это ваш выбор. Есть разные способы помогать людям, и на выбор – как им помогать. Обычно человек опытный сам устанавливает систему помощи. Он разрабатывает эту систему, он консультируется, как правильно помогать. Он имеет свою систему. Его помощь не спонтанна. Его помощь не разовая, не ежесекундная. Он старается сделать помощь эффективной. Ежесекундная помощь не эффективна. Если мы говорим о болезни и хотим помочь больному человеку, то нам эффективней найти действительно больного человека и заплатить за его лечение.
01:23:58 Прямо, если мы говорим об этом. Это лучше, чем, если мы дали, а человек не болен. Я просто говорю, сам принцип. Наша задача быть эффективными во всём. Чтобы эффективно и правильно наш баланс уравновесить, мы также должны систему разработать для себя. Для этого нужно подумать, что мы хотим, кому мы хотим помогать и как, и потом посоветоваться с опытными людьми, у которых есть опыт совершения благотворительности. Благотворительность – это отдельная тема.
01:24:32 Как правильно потратить деньги, чтобы от этого и вы и другие получили пользу. Все просто. Спонтанная благотворительность – это не благотворительность, это просто зов сердца. Хочется – дайте, и идите дальше. А вот уже баланс должен быть в системе, поэтому во всех духовных традициях устанавливают десятину, пожертвования в счет храма. Чтобы человек по этому поводу не волновался. Он просто берет, автоматически пишет заявление в канцелярию и просит, чтобы 10% перечисляли на такой-то счет. Сразу же автоматически, чтобы не волновались, что это идет на духовное дело, в духовную организацию. Каждый свою систему находит, советуется, ищет и считает, что это его баланс.
01:25:28 Например, есть разные типы баланса. Если мы 10% решили, то это 10%-ный баланс. Можно подумать на эту тему. Насколько 10% являются балансом. Поэтому лучше всего 100% потратить на благие дела. Не важно, с теми они связаны или с другими, но если они на 100% будут связаны с развитием людей, это уже будет хороший баланс. Нужно научиться так распоряжаться деньгами, чтобы все до копейки деньги были потрачены на благие дела. Сразу не получится, но потихоньку будем пробовать. Это не значит, что мы останемся голыми и без денег. Наоборот, будет баланс, все будет хорошо и будет приносить пользу. Это всем понятно? Разве так не получается? У кого-то получается что-то оставить?
01:26:57 В любом случае все придется отдать, ещё и не хватит. Весь вопрос – будем мы это отдавать в счет нашего развития или в счет нашей деградации. В любом случае все отдашь. А не дай Бог, оставите, и все съест или банк, или инфляция, или ещё кто-нибудь. Все равно все придется отдать. Мы можем на какое-то время приостановить, но оно нас начнет жечь. Можно приостановить, чтобы до какой-то суммы добрать, чтобы опять вложить в какое-то хорошее, доброе дело. В любом случае все заберут, если не отдашь. Но если мы сами это делаем добровольно, если мы не пытаемся изо всех сил удержать это у себя, а добровольно это тратим на помощь другим, то устанавливается баланс, и мы себя чувствуем спокойно, радостно и счастливо.
01:27:51 Мы живем как хорошие люди. Все нормально у нас, все гармонично, мы сами спокойно, радостно отдаем на благо духовного развития своего и других людей. Все остальное – форма эгоизма. Это одно большое беспокойство. Тяжелое беспокойство. Весь вопрос – как мы отдадим, а то, что отдадим, это точно. Тут нет такого, что мы пришли в духовную жизнь, и нам сказали, что все нужно отдать, нет. Мы и до этого все отдавали.
01:28:27 ничего не изменилось. Принцип не изменился, качество изменилось. Мы уже знаем, как мы отдаем и на что. И значит, мы контролируем вектор движения. До этого мы ехали с завязанными глазами, на педаль газа давили и ехали с завязанными глазами. А теперь мы видим, куда мы едем, и мы знаем, что мы делаем. Это называется «йога разума». Мы четко знаем, во что мы вкладываем то, что к нам приходит. И чувствуем движение вперед. От этого приятно становится. Мы все контролируем. С любой точки зрения нужно контролировать свои вложения. Как мы это тратим, на что мы тратим.
01:29:22 Факт. Если мы не правильно вложили деньги, не туда, ошиблись или нас обманули, и наши деньги были потрачены неправильно, такое часто происходит, но очень хотели вложить деньги в духовное развитие, в духовный путь свой или других людей, и мы были уверены, что это так, но нас обманули, то эти деньги зачтутся нам, как вложенные в хорошее дело. Как мы говорили, деньги несут в себе эмоцию, а не номинал, количество нулей. Поэтому, если мы хотели вложить их правильно, и мы были уверены, что это так, но нас обманули, что-то не получилось, то эмоция принята, потому что она была вложена в эти деньги.
01:30:20 Но деньги не вложены, жалко, но эмоция вложена правильно. Все будет хорошо. Понятно? Поэтому не бойтесь. Если вы дали человеку, а он вас обманул и потом пропил, вы всё равно дали верную эмоцию. Но он вас обманул. Ну что поделаешь? Но на вас это зачтено. Вы эмоцию свою вложены. Это уже он получил, и баланс этот не правильно использовал. Это уже его дисбаланс, он его вылечит. Дисбаланс лечит. Все будет хорошо. Еще вопросики. Сегодня у нас сложные темы: деньги, секс, все такое, все самое веселое.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] да, просто воруется. Всё, что мы хотим себе оставить, оставить не получится. Мы родились в этом мире голыми. И уйдем отсюда голыми.
01:31:56 Ничего с собой не унесешь. Наша задача – все правильно потратить. Даже идея что-то оставить потомкам – она немного сомнительна. В Ведах говорится, что потомкам нужно оставить не деньги, а качества характера. Если у них будут качества характера, у них и деньги будут, и все будет хорошо. Но если мы оставим им деньги без качеств характера, они за один день растранжирят всё, что вы им оставите. За один день. Вы можете всю жизнь копить наследство своим детям, и они потом за один день все растратят. Если не будет качеств характера. Но если останутся качества характера, то к ним и деньги придут, и все остальное.
01:32:40 Все будет хорошо. Поэтому рекомендуется все потратить на их обучение, воспитание, духовность, потом хорошему человеку все дастся. Все будет нормально, а даже если и не дастся, ему будет всё равно хорошо. Хорошему человеку везде хорошо. Плохому человеку везде плохо. Если мы человека хорошим воспитаем, ему будет в этом мире хорошо. А если мы его не воспитаем, ему везде будет плохо. Хоть вы ему унитаз из чистого золота оставьте. Ему всё равно будет плохо на этом золотом унитазе. Толку от этого никакого не будет. В этом принцип. Как мы выясняли, наука жить – это наука тратить.
01:33:29 Нам что-то дается и смотрится, как мы это потратим, с какой эмоцией. Если мы правильно это тратим, нам уже дается что-то другое, и мы можем уже больше пользы принести. Опять правильно истратили, другое дается. Т.к. мы учимся на тратах. Мы учимся не на получении, а на тратах. Все очень просто. Представьте себе, что вы нанялись куда-то на работу, вам выделяют деньги и говорят, на что их нужно тратить. Вам дают деньги и дают список, на что нужно потратить. Если вы правильно потратили, то завтра вам дадут больше, и вы больше потратите. Потом больше, т.е. вам будут больше доверять.
01:34:17 Так же и этот мир. Нам дают какие-то суммы, какие-то возможности, мы их тратим, и если тратим правильно, нам даются большие возможности. Если нет – они прекращаются, обрубаются. Посиди, отдохни в тюрьме, все будет хорошо. Возможности есть. Нам посылается хороший человек, мы должны извлечь все возможности из этого общения. Как можно больше блага извлечь из общения. То, что нам посылается, мы должны как-то потратить. С наибольшей пользой. Это йога разума. Все возможности, которые у нас есть, нужно с наибольшим разумом потратить. Например, сейчас, - это возможность задать вопросы.
01:35:11 Тратьте сейчас свои возможности.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] самое главное, это что? Не могу понять? Что главное? Не покупается, это просто вы берете и не покупаете. Что значит «не покупается»? Деньги сами не покупают. Вы должны построить планы что-то купить. Я сижу дома, и у меня ничего не покупается почему-то. Нет. Вы должны пойти и купить. Нужно от чего-то отказаться, например, от еды и пойти что-то купить. Чтобы что-то взять, надо от чего-то отказаться. Нужно план какой-то построить. Научиться правильно тратить. Если не получается правильно тратить, соответственно нам ничего и не приходит. Тратьте правильно.
01:36:50 [Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] ну так пойдите и купите. сядьте на автобус и пойдите купите. Деньги пришли, а лень пойти и купить? Так я понимаю? Или что? Цели мелкие находятся, сами к вам приходят, и деньги у вас отбирают. Такого не может быть. Если у вас есть цель, вы идете и выполняете эту цель. Значит это просто не ваша цель. Тогда разберитесь с целями.
[Вопрос] какие нужны аскезы?
[Рузов В.О.] аскезы просто необходимы, чтобы добиться определённых целей. От обеда полезно отказаться, а ужин вообще врагу отдать. Очень полезно.
01:37:57 Мы всегда от чего-то одного отказываемся ради чего-то другого. Весь вопрос, чтобы всё это способствовало нашему развитию. Аскеза и ограничение очень полезны. Но они должны быть разумными и соответствовать нашему пути. Быть в рамках этого пути. Тогда будет все хорошо. Завтра пост, можете поститься. Очень полезный пост, можно ничего не есть, столько денег сэкономится. Можно купить себе книгу. Сейчас пища дорогая. День не есть – это целая книга. Давайте исполним вашу просьбу. Можно 30 книг купить. Каждому по книге, по большой, толстой книге. И здоровью полезно, и праздник духовный, духовное продвижение, т.к. пост в духовный праздник дает счастье человеку.
01:38:58 И деньги сэкономили, и книгу купили, столько сразу хорошего. Таких постов два раза в месяц. Две книги в месяц. За год 24 книги. 5 лет – сто книг. Еще дай Бог их прочитать. Вы за год прочитываете 24 толстых книги? На все хватает. Всего один день полезного для здоровья и духа поста, и ваше желание исполнено. Все счастливы и довольны. Вот вам практичное решение.
01:39:36 Я не шучу, завтра действительно так. Учтите. Весь мир завтра поститься. Можно тоже попоститься. Разобрались?
[Вопрос] не разборчиво.
[Рузов В.О.] это нормально, но что-то все-таки надо давать на развитие других. Конечно же, это духовный эгоизм, поэтому мы также должны заботиться и о других. Что-то нужно помогать другим. Что-то надо делать, насколько вы можете. Иначе могут быть какие-то проблемы. Баланс будет нарушен.
01:40:36 Разобрались? Еще какие-то вопросики. Сегодня все должны остаться довольными, потому что темы сложные разбирали, никто не должен уйти с затаенной мыслью, что «ладно-ладно, мы это запомним». Все должны сейчас задать мне свои тайные вопросы. Еще есть время на один вопрос.
[Вопрос] не разборчиво
01:41:32 [Рузов В.О.] вы имеете ввиду, достичь баланс в тратах? Или в чем? Мы должны держаться того качества, которое помогает нам в развитии. Например, если вас устраивает, что к вам относятся с такой долей уважения, и вас это вдохновляет на дальнейший труд, это хорошо. Но если вы чувствуете, что вы недооценены, вами пренебрегают, вам уже это мешает. Вы уже чувствуете беспокойство, апатию и вам уже ничего не хочется делать.
01:42:18 Вы должны ставить такую цену за свой труд, чтобы чувствовать радость от своего труда. Радость труд приносит, но…материально нет? Радость куда дальше нести?
Вопрос не разборчиво
01:43:20 Значит, вы недооценили свой труд. Если вам не хватает денег, чтобы приехать на работу, какая же это работа? Если вам не хватает денег на проездной до работы, это уже не работа. Труд должен быть оценен так, чтобы вам хотелось дальше работать. А если вам не хватает денег, чтобы на работу приехать, какая же это работа? Не работа. Труд надо свой взвесить и оценить. Нужно посмотреть, сколько получают люди, примерно занимающиеся таким же трудом. И сразу станет понятным, реально мы оцениваем свои возможности или нет. Посмотрите на других людей, которые примерно этим же заняты. Это самый простой способ. Также можно оценить, сколько брать за свой труд. Например, я – путешественник, могу сказать, что нужно постоянного этого баланса придерживаться и за свои услуги просить определённую сумму. Когда приезжаешь в какую-то другую страну, не можешь оценить, сколько просить.
01:44:31 Потому что другой уровень жизни, все другое. Именно этим способом пользуешься: а сколько получают люди, которые примерно этим в этой стране занимаются? Спрашиваешь и назначаешь такую же цену, и все нормально. На Востоке есть такой метод: когда вам что-то продают, то вам подают чашку чая и спрашивают: а сколько у вас стоит чашка чая? Вы говорите, а они делают свои выводы, за сколько вам продать товар. Например, у них товар стоит 10 рублей, а чашка чая 2 рубля, а вы им говорите, что у нас чашка чая стоит 10 рублей, они уже умножают на 5 и вам продают за 50. Хитрые торговцы, они сразу оценивают уровень достатка. Спрашивают, сколько у вас проезд стоит в городе, и сразу определяют, какой уровень у вас зарплаты и сколько денег с вас спросить. Такие опытные торговцы. Поэтому, либо вы должны оценить, сколько получают люди, которые примерно этим же занимаются, либо вы можете оценить по каким-то другим второстепенным факторам, сколько стоят какие-то определённые явления, и поставить за свою работу определённую плату.
01:45:44 Если вы продешевите, вы не будете чувствовать радости от своей деятельности. Деятельность должна быть уважительно оплачена. Именно уважительно оплачена. Если она неуважительно оплачена, вы не будете её делать с радостью. Если она уважительно оплачена, вы будете вдохновлены на дальнейшую работу. Если не уважительно оплачена, вы будете постепенно отходить от этой деятельности, постепенно делать все хуже и не чувствовать радости.
01:46:14 Это бескорыстность, это называется баланс. Бескорыстие – это нечто другое. Это не значит, что мы работаем бесплатно. Бескорыстие – это когда мы не хотим обмануть других. А когда мы берем честно за услуги, которые мы предоставляем, и они честно оценены, эта честность к корысти никакого отношения не имеет. Корысть – это когда мы обманываем. Это корысть. А как мы обманываем, когда берем честно деньги за свой труд? Это не корысть. Это работа. Это взаимообмен. Это честность. Все честно. Бескорыстие – это нежелание обманывать. У нас нет никакой корысти, мы честно работаем, это мой труд, пожалуйста, заплатите мне за мой труд. Он столько-то стоит. Какая проблема? Не хочешь платить, значит, ты не уважаешь мой труд. Бескорыстно, не значит бесплатно.
01:47:23 Вовсе нет. Если нас не волнует «сколько», тогда мы сами потеряем энтузиазм, и у людей убьем уважение к нашему труду. Т.е. они тоже пострадают. Мы должны заботиться о благе других людей. Их благо будет увеличиваться, если они будут уважительно относиться к вашему труду. В Ведах говорится, что вы можете бесплатно помочь больному человеку, человеку в горе можете бесплатно помочь, больному, монаху, беременной женщине, солдату и т.д. Перечисляется ряд категорий, вот им можно все сделать бесплатно. Например, вы что-то делаете, и к вам приходит человек из таких категорий, и вы ему делаете бесплатно. Если вы хлебом торгуете, дайте ему булку хлеба бесплатно, пусть идет. Это то, что можно сделать бесплатно. Но другого человека не нужно провоцировать на глупости, потому что если он не будет уважать ваш труд, он не будет уважать чужой труд.
01:48:35 Если он не честно заплатит за вашу услугу, он эти деньги потратит на бутылку волки. Я так просто говорю. Он сэкономит на уважении к вам, а потратит на неуважении к кому-то другому. Тут нужно быть практичным. Практичность – наш принцип, ведический принцип. Это принцип культуры, все должно быть взвешено. Свою работу нужно оценивать достойно. Тогда эта работа будет развиваться, и у нее будет будущее. Вы будете чувствовать вдохновение, и люди получат благо. Например, в лекционной деятельности есть такое правило, я вам сейчас тайну открою. Бесплатная лекция должна быть не больше 20 минут. Если бесплатная лекция читается больше 20 минут, люди начинают неуважительно к лекции относиться. Бесплатно читаются только лекции-презентации, где невозможно найти противоречия и к чему-то прикопаться. Есть такой закон. У вас у всех есть какая-то работа, и вас могут попросить что-то бесплатно сделать. Часто так просят. Вы можете сказать, что можете провести презентацию.
01:49:57 Могу объяснить, показать, как это будет потом. У меня есть 15 минут, давайте я вам за 15 минут обрисую, что я делаю, и чем это заканчивается. Но не более того. Если вам понравилось – пожалуйста, можете сделать заказ. Так все и поступают. Бизнес на этом построен. Сначала какая-то презентация, потом, если понравилось, покупайте. Сама презентация бесплатна. Это некоторая гармония. Меня все понимают, что я говорю?
01:50:30 Все очень просто. Практичность! Не забывайте о ней! Как только вы её теряете, нарушается баланс. Все должно быть взвешено, отрешенность с практичностью должны быть вместе. Не будьте бескорыстны, не обманывайте никого и в то же время будьте практичны. Знайте цену всему и не вызывайте ощущения неуважения. Опять-таки не та эмоция. Вам деньги дадут, но эти деньги будут неуважительны, подачка. Вы получите эту эмоцию неуважения, и эти деньги просто вызовут в вас кислую эмоцию неуважения, горечь. Поэтому ставьте большую сумму за свой труд. То, что вы считаете достойным за свою работу, ставьте, там будет уважение. Все меня понимают? Наша задача – самим держать в себе позитивную эмоцию, и также смотреть, чтобы у тех, кто с вами связаны, у них тоже была позитивная эмоция. Здесь необходима практичность.
01:51:49 Она необходима. Духовно развитые люди безобидны, кажется, что они должны быть оборванные, грязные, бедные, абсолютно бескорыстные, снимающие с себя последнюю рубашку. Нет, они готовы отдать всю свою душу, всю свою жизнь, они их уже отдали, свою душу и свою жизнь. Всё, что они делают, так или иначе, связано с развитием других живых существ. Но они это умеют делать гармонично.
01:52:20 Вот в чем задача духовно развитого человека. А не просто раздать все и ходить плакать. И самому потом у всех деньги просить. Нет. Нужно так это делать, чтобы было гармонично. Чтобы и своя семья жила счастливо, и другие семьи развивались, чтобы сам был счастливым и другие тоже становились счастливыми. Чтобы сам был богатым, и другие становились богатыми. Чтобы сам был духовен, и другие тоже становились духовными. А не так, что всех сделал богатыми, а сам разорился. Всех сделал духовными, а сам деградировал. Все семьи вокруг счастливые, а своя семья распалась, поругалась и все разошлись. Какой в этом смысл? Это не гармонично.
01:53:02 Наш путь – путь гармонии. У нас все хорошо, и мы этим можем поделиться с другими, и у них тоже будет все хорошо. Так здорово. На такой хорошей ноте мы сегодня и закончим. Спасибо, что вы смогли подойти, завтра и послезавтра в это же время. В субботу и воскресенье выходной.