Лекция 16
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 В.О. Рузов. Пожалуйста, вопросики можно задавать по предыдущей лекции.
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов]. Обычно, если мы достигли, как мы говорили, вот этой яркой стадии, когда качнули в одну сторону, качнули достаточно широко, что никак уже не остановишь, и ход в противоположную сторону… Поэтому в любом случае придется испытать эти последствия. Поэтому если мы откроем и почитаем законы причинно-следственных связей, то мы увидим, что там говорится, что карма будет преследовать человека до тех пор, пока она не будет реализована, то есть пока не случится противоположное. Поэтому фактически невозможно избежать вот этой стадии депрессии после стадии гиперактивности: гиперактивность – деперессия, гиперактивность – депрессия. То есть такой философский маниакально-депрессивный психоз. Поэтому он проявляется как на физиологическом плане, как на психическом, так и на философском. В какой-то мере, когда мы практикуем развитие, мы выходим из-под этого влияния, но это не так, что раз – и все отключилось. Скажем так, что маятник потихонечку заканчивает свой вот этот разбег, поэтому мы становимся более разумными, поэтому следуем этим наставлениям трактатов и не слишком стараемся радоваться, когда становится хорошо. И соответственно маятник в другую сторону уже не так раскачивается, поэтому мы не сильно огорчаемся, когда приходят трудности. То есть это постепенно, постепенно лет так за 10, не за одни день. За один день если мы выйдем из-под влияния гунны, мы тут же умрем.
00:02:40 Ну, представьте, что вы из одной среды в другую попадаете: например, прыгаете с самолета в воду. Это кажется, что вода мягкая, просто разобьетесь. Поэтому и переход между достаточно отличающимися друг от друга средами психологическими – это шок. Есть такое понятие, знаете, культурный шок, возрастной шок, ещё какой угодно. И соответственно, если мы попадаем в неизвестную для нас зону обитания резко психологически, так же шок. И человек не выдерживает, он или сходит с ума или физиологические расстройства могут быть. Поэтому ничто не должно быть резким в этом мире. Такая наука как оздоровление, аюрведа, утверждает, что то, что вошло в нашу привычку должно меняться долго, столько, сколько эта привычка формировалась. Поэтому мы не можем быстро формировать новые привычки. Все, я привык вставать рано утром, я уже два раза в стал. Конечно, это не привычка, наверняка вы уже пробовали что-то делать много раз и привычка не выработалась. Наоборот мы поняли, что она и не собирается в общем-то вырабатываться особенно. То есть это годы, годы, годы. Новые привычки – это годы. Годы, ежедневно, ежедневно, годы, годы… то есть какой-нибудь солдат попадает в армию, он привыкает к этому, привыкает, привыкает, 1,5 года и примерно привык. Но потом он раз – и легко бросает свои привычки. Он бросает ходить строем, тут же отвыкает, моментально. Он бросает есть вовремя и так далее… и тут же эта привычка уходит.
00:04:27 Поэтому не всегда нужен этот быстрый переход. Как правило, быстрый переход к ломке приводит. Ну, попробуйте прыгнуть на проходящий поезд? Надо, чтобы он остановился. Мы в детстве так баловались, мы ездили за город, там была станция, но была проблема в том, что поезда не останавливались на этой станции. Мы когда были маленькими, мы прыгали, хватались за поручни и ехали. Если бы я сейчас так сделал, мне бы руки оторвало. А потом мне бы ещё ноги оторвал машинист. Но тогда как-то всё это проходило. Молодость дает более легкие переходы между какими-то такими явлениями. Но так или иначе всё это очень рискованно, опасно и в какой-то мере даже смертельно, поэтому не стоит экспериментировать с такими переходами, так как достаточно рискованно, может произойти излишний перегрев.
Человек может попасть в стадию такой тяжелой депрессии. Ему все может не нравится, все будет скучно, ему все будет казаться пресным, одинаковым. И так может длиться несколько лет. Поэтому лучше спокойно идти, за вкусом, человек должен постепенно развивать свой вкус, делать то, что ему нравится, то, что ему интересно делать в общем-то, и потихонечку так войти в другой мир. Поэтому есть два типа экспериментаторов с другой природой. Например, традиционно мы можем входить в холодную воду потихонечку, да? То есть аккуратненько трогая носочком воду.
00:06:08 Кто-то может конечно разбегаться и нырять. Но очень опасно нырять в неизвестную воду. Очень опасно. Однажды друг у меня нырнул, потом долго ему шею вправляли, оказалось, что глубина не та. Поэтому нам иногда может показаться, что очень здорово, что глубоко, и мы сейчас все такие молодые, здоровые нырнем, а там немножечко не та структура.
Поэтому постепенность – это разумность. Чем более постепенно мы действуем, тем спокойней будет переход, тем опять-таки мы избежим этого раскачивания. Мы спокойно войдем в какую-то структуру и спокойно в ней сможем находиться. Чтобы не было этого излишнего давления. Иначе конечно все очень экстремально. Экстрима итак в жизни хватает, и дополнять не надо, итак достаточно. Еще вопросики.
[Из зала, неразборчиво]
В.О. Рузов. Да, мы видим, что тело реально меняется до неузнаваемости. Это и есть реинкарнация. Мы реинкарнируем в течение 2-3 лет. То есть клетки тела меняются и тело уже абсолютно другое. Просто остается некоторая форма, но это уже другое. Да, как знаете, номер мы повесили тот же, машина той же марки, но другая. Другого уже года выпуска. Все детали другие. Все другое.
00:08:03 Поэтому иногда, когда мы прослеживаем вот так человека в реальной жизни видно, как это происходит. Поэтому можем конечно же сделать выводы соответствующие. Понять, что у нас есть реальная возможность что-то менять в этой жизни. Мы можем что-то менять, весь вопрос в какую сторону и что надо менять. Поэтому можно из этого делать выводы соответствующие.
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов]. Это о разных вещах идет речь. Когда человек получает освобождение, это значит он избавляется от влияния материального мира. Материальный мир не действует на него, но это не значит, что он стал намного ближе к абсолютной истине. Просто материя перестала на него так сильно довлеть. Однако тенденция к материальной деятельности осталась, поэтому просто освобождение ни к чему не приводит, поэтому всё равно придется как-то дальше продолжать свою деятельность, так как эта тенденция к материальной деятельности осталась. Это можно понять на примере отпуска. Отпуск – это временное освобождение, то есть вы освободились от работы, от этих тягот, от начальника, от этих ежедневных вставаний, от этого метро, от всего освободились, все. И лежите где-нибудь на пляже полностью довольные. Но тенденция к деятельности осталась. Поэтому через некоторое время лежать становится скучно, вы начинаете нервничать, думать, а как там на работе, а что там в конце концов происходит, а не дай Бог я опоздаю на работу, там меня пожимают конкуренты … Мы начинаем нервничать и что?
00:10:28 Поэтому всегда билет в два конца – туда, обратно. Он дешевле и обычно человек именно его старается купить. Потому что на определённом этапе мы понимаем, что этот билет, он так сказать, выгоднее. Все равно судьба нас заставляет возвращаться, поэтому есть такая услуга в аэрофлоте, можете купить билет туда, обратно. Это есть такая форма освобождения, то есть это дешево, можете почувствовать свободу, однако она обязательно закончится. Поэтому с самого начала человеку уже не очень радостно, поэтому он пытается веселиться изо всех сил.
Как мы говорили, человек только в самолёт садится, он уже старается начать. То есть каждую секунду веселья он считает, поэтому он сразу старается напиться как следует, чтоб веселье началось с самолета, чтобы его не пускали уже в этот самолет. Такой вот уже экстрим начался. Поэтому довольный он через 2 недели возвращается, у него там шея немножко сломана, в полицию он 2 раза попал, в самолёт его 3 раза не пустили, деньги он пытался потерять, и так далее… И он очень довольный возвращается и всем рассказывает, как он здорово отвлекся. Но это не является большим достижением. Поэтому в серьезных духовных трактатах говорится, что это не цель. Это не цель.
00:12:08 Хотя это высоко и говорить об этом считается возвышенным. Можно обсуждать это часами, годами. И это будет очень умно, с какой-то степени кому-то даже непонятно. Но это не имеет никакого отношения к реальному развитию, это просто этап. То есть в реальности никакого освобождения нет, то есть приходится возвращаться. Да, человек лежит на пляже, да, вроде бы все свободно, но в уме у него ещё есть тенденция возвращаться и дальше работать. К сожалению, не заканчивается эта деятельность. Да, разобрались?
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов]. Ну, тут уж как повезет. Это уже по соответствующим законам.
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов]. А мы не об этом говорим. У нас другая тема. Поэтому я и говорю, что тема такая сложная, что даже и непонятно в общем-то. Это может понять только тот, кто спрашивает. Но так как человек читал эту тему, я понимаю, что он читал, он спрашивает, я отвечаю. Поэтому если вы не читали, будет трудно понять, о чем я говорю, поэтому сильно не волнуйтесь, забудьте. Не страшно. То есть когда вы до этого места дойдете и поймете, о чем я отвечал, то есть это был пример, дело было не в работе, не в Сочи и не в отдыхе. Это был простой пример, который связан с этим философским аспектом. Потом будет понятно, когда вы дойдете до этого места.
00:14:08 Вчера мы закончили 15-ый стих, да? Сегодня 16-ый, я прочитаю, как он звучит на санскрите [читает, неразборчиво]. Что переводится как «абсолютная истина – изначальный философ и хранитель вселенной, регулирующий принцип, конечная цель, благодетель, прародитель человечества, пожалуйста удали сияние своих трансцендентных лучей, чтобы я мог видеть твою исполненную блаженства форму, ты вечная подобная солнцу личность как и я.
О чем идет речь? Очень высокий стих. Затрагивается такое явление, как солнце, на примере разбирается этот тонкий философский аспект. И вообще-то мы видим, что солнце во всех традициях является в какой-то мере представителем истины в этом мире. Так или иначе этот символ берется, обсуждается. И изучая этот пример, можно кое-что понять. Можно вывести для себя достаточно важные концепции, можем кое-что понять о самой истине. Например, солнце и его лучи качественно тождественны друг другу, солнце и его лучи – они в общем-то имеют одинаковую природу.
Аналогично этому абсолютная истина и все мы, живые существа также имеют тождественную природу, есть это тождество. Есть этот некоторый аспект единства. И число частичек, из которых состоят эти лучи солнца, бесконечное число. Но самое интересное, что мы можем из этого примера вынести, то, что солнце является солнцем вместе со своими лучами. Невозможно солнце отделить от его лучей. Вместе всё это явление называется солнцем.
00:16:16 Поэтому все философские трактаты потихонечку приводят нас к одной простой мысли: что любить абсолютную истину, изучать абсолютную истину, понимать абсолютную истину – это в общем-то любить её, понимать её, изучать её в месте с её детьми. Это все живые существа в этом мире, все живые существа, которые так или иначе проявляют природу жизни. Так же требуют нашего внимания, мы вчера говорили о том, что любовь, направленная к чему-то одному не является в полном смысле любовью, да? Так же, как уважение, направленное к чему-то одному, не является уважением. Мы это долго разбирали.
И поэтому требует нашего анализа, мы должны проанализировать, насколько в действительности мы правильно проявляем даже свои позитивные эмоции. Потому что позитивная эмоция, проявленная неправильно, становится негативной эмоцией.
00:17:12 Например, мы смеемся, это вроде кажется позитивная эмоция. Но если мы смеемся на похоронах – это неправильно. Потому что тогда плакать надо. Плакать – тоже позитивная эмоция, человек раскаивается, ему плакать надо, он переживает. Но если мы плачем на чьей-нибудь свадьбе, то это уже подозрительно. То есть эмоция должна быть правильно направлена, в нужном направлении. Мы узнаем здесь, что и любовь. И смирение, и уважение, разные позитивные качества должны быть направлены на каждое живое существо.
Помните, мы раньше говорили, да, что есть 3 направления наших качеств: на мир природы, на мир людей и на истину. Если мы какой-то дисбаланс в этом видим, значит, какая-то будет проблема.
00:18:00 В общем-то, именно вот эти неполные взаимоотношения являются причиной всех наших проблем. В этом идея, что если мы кого-то любим, кого-то ненавидим – мы всех ненавидим. Рано или поздно мы начнем ненавидеть тех, кого мы любили. То есть любовь, она по-разному может быть проявлена ко всем. Это факт. То есть одинаково мы не можем любить, конечно же по-разному. Но если мы кого-то ненавидим и кого-то любим, эта ненависть как более низкая эмоция, она стащит нас вниз, аннулирует позитивные эмоции. Понимаете?
Поэтому все должно быть в некоторой гармонии, мы должны её понять, поэтому попытаемся разобраться. Почему говорится об этих искорках, об этих лучиках солнца, почему везде приводится это пример, в любой философии? Что мы можем увидеть?
Еще несколько лет назад все были убеждены в науке, ученые, все, мы были убеждены, что жизнь на других планетах, спутниках солнечной системы просто невозможно, так как для нее нет якобы никаких условий. Поэтому исключительность нашего мира как-то так немножко неадекватно воспринималась. То есть примерно такая была идея, что там где мы можем жить, там могут жить другие. Если мы там жить не можем, там другие тоже жить не могут. То есть если я как ученый не могу жить в этом месте, тут никто не может жить. Однако все прекрасно живут, и никакой проблемы нет.
Что мы можем увидеть, что сейчас происходит? Простые, но очень поразительные открытия, сделанные на нашей же планете заставляют нас пересмотреть подобные взгляды. Речь идет об обнаружении живых существ в местах абсолютно не пригодных для жизни. Абсолютно непригодное место со всех сторон, такие, как жерло вулкана, кто там может жить? По теории? Никто, никто не может.
00:20:00 Горячие источники, в глубине гранитной глыбы, базальта, даже на глубине нескольких километров, могут быть абсолютно непригодные для жизни условия. Всего 10 лет назад наука отводила для жизни очень узкий диапазон, возможности, где может жить живое существо. Очень узкий интервал температуры, очень узкий интервал давления. Это было связано с жизнеспособностью ДНК. Все были уверены, что при нагревании до температуры +80гр. все должно погибнуть, да? Была такая идея раньше, концепция очень интересная. Однако не все так просто.
То есть мы считали, что основные элементы нашей жизни однозначно ДНК, белки и от нагрева они полностью разрушаются, поэтому ничто не может остаться живым. Но все оказалось не так просто. Еще в начале века сообщалось об обнаружении некоторых видов микроорганизмов в кипящей воде гейзеров. Этим сообщениям не верили сначала. Долго, несколько лет. Никто не верил, смеялись, говорили [неразборчиво]. Но исследования продолжались и в 80-е годы наконец эти явления, жизнь, признаки жизни какие-то, бактерии были обнаружены не только в горячих источниках, но и в жерлах вулканов, где температура заметно превышает критическую точку, которая была определена для жизни. К тому же выделяются ядовитые газы всевозможные, то есть жуть. Давление превосходит атмосферное в несколько раз. Достаточно серьезные варианты для жизни. Но не только живут, а в кипятке умудряются размножаться. Абсолютно спокойно, понимаете? Никакой проблемы нет.
00:22:05 Оказалось так же, что то же самое происходит глубоко под землей. Впервые в середине 20-х годов идея эта стала глубоко изучаться. Американские ученые исследовали нефтяные месторождения. И обнаружили на огромной глубине нормально живущих каких-то существ, которые спокойно питались нефтью, то есть жили в ней, ей питались, все хорошо, здорово, замечательно. Серой питались, вполне им было вкусно, нормально, никаких проблем не испытывали больших.
В последние годы микроорганизмы ещё глубже обнаружены, в более серьезных условиях – 4-5 км. То есть абсолютна температура какая-то непригодная для жизни, огромное давление. В 1997 году американские исследования говорили, что не прекращается жизнь, как бы мы ни уходили в эти глубин, ни попадали в эти состояния природы в абсолютно не пригодном варианте. Все равно что-то находится, какой-то новый вариант, и прекрасно живёт и существует.
Более того, выяснилось, что слой пород огромной толщины буквально кишит микроорганизмами. Жизнь кишит, буквально все шевелится. Хотя заселен конечно неравномерно, но жизнь присутствует. В одном грамме пород подземных бактерий насчитывается несколько десятков миллионов, множество огромное количество, разнообразие. Причем где угодно находятся в самых невыразимых обстоятельствах. Где угодно, под морями, под океанами, под барханами, где угодно, подземные бактерии.
00:24:00 Причем интересная особенность, могу отметить, при исследовании подземных бактерий оказалось, что жизнь их протекает в тысячи раз медленнее, чем на поверхности земли. То есть время меняется немножечко. В десятки, тысячи раз медленнее, и продолжительность их жизни очень велика. Очень долго могут жить. То есть меняется, условия меняются, давление меняется, температура меняется, срок жизни тоже меняется, пожалуйста, кто хочет долго жить, можно попробовать в виде бактерий попытаться пожить. Однако в человеческом теле не получится. Но сам принцип – жизнь есть.
Поэтому немножечко другое измерение, другое измерение жизни, но признаки жизни есть, что интересно. Если им становится совсем плохо, они впадают в спячку, но не умирают. То есть на вид абсолютно безжизненное живое существо, никаких признаков жизни, ноль эмоций, но потом жизнь возвращается. Достаточно опять вернуться к какой-то среде, которая более менее подходит для этого живого организма и жизнь возвращается. Очень интересно и необычно.
Поэтому такое мировосприятие, когда мы понимаем – жизнь есть, она везде есть, мы понимаем, что есть этот всепроникающий философский аспект истины, что истина присутствует, что мы должны быть очень аккуратны в этом мире. Мы не должны проявлять свой эгоизм по отношению к какой-то части этого мира и пытаться чувствовать каким-то повелителем данного региона, данной земли, данной планеты, данной страны. Везде уже есть какая-то жизнь, мы должны быть очень аккуратны, уважительны, мы должны стараться найти какую-то гармонию с этим миром, иначе начинает проявляться насилие. Мы сегодня об этом чуть позже поговорим.
00:26:05 Поэтому в этом трактате, который мы сейчас изучаем, абсолютную истину называют изначальным философом. То есть любая философия находит свой исток в абсолютной истине. Поэтому в нашу задачу входит не устанавливать границы жизни или границы смерти, как мы пытаемся – вот тут может быть жизнь, или вот тут может быть жизнь, и тут, пытаемся все время границы устанавливать, менять их. Нет. В нашу задачу входит понять идею, которая приходит от самой истины. В общем-то, это и есть наша задача – понять идею, концепцию.
И мы видим, что сейчас благодаря прогрессу, появилось множество удобных вещей, факт, интересных, удобных вещей. Вот лампочки Ильича, атомные бомбы, всё, что хотите. Но, что мы видим опять-таки? Разберемся в философской концепции – никакое изобретение, никакой шаг до сих пор не избавил человека от тех законов, которые действуют. То есть никакой закон, никакое открытие не избавило человека от необходимости умирать, стареть, страдать от болезней. Никаких концептуальных явлений в этом направлении не произошло. То есть ничего концептуально не изменилось. И всякий раз, когда человек пытается думать на эту тему, пытается говорить на эту тему, мы часто говорим на эту тему, да, он получает ответ, что мы не стоим на месте. Все слышали такое? То есть развитие идет, все развивается, мы не стоим на месте, но никто не уточняет, куда конкретно мы идем. Никто не может уточнить, а куда конкретно мы идем, к чему конкретно? Это понятно, что мы не стоим на месте, видно движение, это факт. Что-то новое появляется, что-то происходит, от чего-то мы отказываемся, идем, да. Вопрос – куда? К какой цели? Когда идет человек к непонятной цели, это очень подозрительно. Очень подозрительно.
00:28:00 Попробуйте спросить любого человека, который вам знаком, а куда ты сегодня пойдешь? Он говорит – не знаю. Ну, иду. Ты сейчас чем занимаешься? Иду. Это очень подозрительно, поэтому должно вызывать ряд вопросов.
Поэтому подобные ответы, которые мы слышим друг от друга, которые мы сами пытаемся себе давать. В общем-то мы сами пытаемся себе дать ответ. Подобные ответы говорят нам лишь только о том, что до сих пор мы не осознали концептуальные законы мироздания, фундаментальные законы. Они настолько видны, что почему-то не записаны, почему-то о них ничего не говорится, потому что мы видим, об этом даже не говорится, вот оно на виду. Но фундаментальные законы нельзя не учитывать, но они не учитываются. В современном движении фундаментальный закон не принимается во внимание. Однако, давайте его озвучим ещё раз, да?
В материальной природе все обязано пройти через 6 стадий развития. Все. 6 стадий обязательных, 6 стадий существования – рождение, рост, сохранение, какое-то экспансирование, производство потомства, ещё что-то, увядание и, наконец, прекращение деятельности, смерть. Все. Фундаментальный закон, и никак его невозможно обойти. Поэтому удивительно, почему он не принимается во внимание. И очень много мы можем встретить заверений, которые противоречат этому закону фундаментальному. Я понимаю, конечно, что не всегда человек отдает себе отчет, что он обязан все сравнивать с фундаментальными законами.
00:30:00 Поэтому иногда мы теряем саму жилку исследований в этом мире, мы теряем саму природу научности какого-то измышления, саму природу научности каких-то философских идей. Может даже до смешного доходить. Например, симпозиум, знаете, как переводится? Очень интересно. Это совместное распитие спиртных напитков. Понимаете? Поэтому не всегда мы можем собираться и говорить о фундаментальном. Это происходит, да, мы можем собираться и говорить о том, что даже противоречит фундаментальным каким-то идеям, время потеряно зря, но движемся куда-то по кругу, движемся, но по кругу ходим. Вроде что-то меняется, но система остается та же. То есть мы не можем ничего изменить в фундаментальных законах и пытаемся это делать, зря теряем время, зря теряем деньги, зря теряем свои усилия, вместо того, чтобы действительно заниматься делом, мы просто тратим время на борьбу с фундаментом каким-то, который, в общем-то, и разрушить даже невозможно.
Поэтому если мы обратимся к трактатам опять, то трактаты тоже говорят о прогрессе, но они определяют прогресс, как мы раньше выясняли, как развитие качеств человека. Не как появление чего-то нового – новой концепции, новой вещи, нового закона, нет. Как развитие качеств человека. То есть умение его помогать другим, умение двигаться самому по пути самосознания, то есть вообще его понимание глубины своей жизни. Вот это прогресс, когда человек глубже понимает своё предназначение в этом мире, это прогресс. Вот так определяется в трактатах. Прогресс, очень интересное определение. Да? Поэтому мы опять к этому вернемся. Например, мы говорили, что прогресс – это умение или понимание, как помогать другим. Мы часто к этому возвращаемся, к этой концепции.
00:32:00 Что такое помогать другим? Множество есть определений. Мы сегодня вокруг одного походим определения очень интересного. В одном из трактатов можно встретить такое заявление, что помогать другим – это верить в то, что человек, воспользовавшись своим разумом, сможет принять решение, за которое сможет нести полную ответственность. То есть одним словом, помогать другим – это верить в человека, верить в его разум, верить в его возможности, в его мироощущения, в его желание развиваться. Иногда это самая лучшая помощь. Кто бы хотел испытывать такую помощь? Чтобы в вас верили? Я бы хотел, да. 2 человека из всего зала. Вот 3. Остальные не хотели бы, чтобы в вас верили? А, хотят, но стесняются.
Иногда это самая лучшая помощь. А кто замечал, когда слышишь какой-то совет и возникает чувство раздражения? Вот те же самые люди, смотрите. Остальные так же стесняются, но тоже это чувствовали. Посмотрите. Вроде бы при какой-то опасной ситуации, при какой-то неудобной ситуации логичнее обрадоваться хорошему совету, да? Но мы ему не радуемся. А чему мы радуемся? Когда нам говорят, молодец, давай, сам справишься, когда сделаешь, придешь, расскажешь. Оказывается нам это больше нравится. Необычное, в общем-то это искусство. Это искусство и заложено в мудрости человеческой, вот это искусство помогать другим. Потому что, как мы выясняли, наше призвание и строится по этому принципу умения помогать другим. А иначе это что? Если мы не умеем помогать другим, мы что делаем? Мешаем другим. Да? Если мы не умеем помогать. Значит, мы всем мешаем.
00:34:06 У кого призвание мешать другим? Поднимите руку, чтоб я знал. Я буду знать. Конечно же у всех у нас призвание заботиться о других, помогать другим. Если мы не знаем, как это делать, мы не выполняем своё призвание. Когда мы не выполняем своё призвание. Мы находимся не просто в физиологической депрессии, не просто в какой-то депрессии тонкого тела, депрессии сознания, мы находимся в духовной депрессии. То есть что это?
Вот это вот недовольство жизнью, оно сидит где-то внутри. Может даже во вне у нас все хорошо, и мы даже способны испытывать радость от каких-то жизненных перипетий веселых, мы даже способны вести себя радостно. Но внутри сидит вот эта вот заноза – что-то не то. Да, мы всего этого достигли, немножко по головам, немножко отобрали, немножко обманули, немножко где-то подсуетились, немножко не через заботу всё это получено. Поэтому да, здорово, когда человек что-то отбирает, ему весело. Он бежит, хохочет. Видели, когда один человек у другого человека что-то отбирает, бежит мальчик, портфель у своего друга отбирает, бежит и хохочет. Пока мальчик его не догоняет. Понимаете? Так же и в этой жизни происходит.
Да. Мы можем испытать временную радость от того, что мы что-то получили незаконным путем. Очень здорово. Это все равно, что знаете, к нам пришел счет с соседней квартиры, мы берем и знаете. Обычно человек не смотрит, какая там квартира, у, как мало! И мы радуемся. А у нас было за полгода долга. А мы тут смотрим, а у нас переплата за 4 месяца, вот, вообще хорошо. Да, но потом мы пытаемся проверить, а там оказывается соседняя квартира.
00:36:12 Так же и в жизни происходит. Да, сначала весело, здорово. Но потом мы начинаем догадываться – так просто не бывает. Все очень уравновешено. Сегодня мне жена рассказывала интересную историю, она ездила утром по делам. И она шла, торопилась, и какая-то девушка подошла, попросила перевести бабушку через дорогу, слепую бабушку. Она конечно же согласилась, потратила своё время, перевела бабушку через дорогу, села, приехала на другую станцию и не знала, куда идти. И она вышла, как обычно оглянулась, туда ты вышел или нет, тут же вышла такая же бабушка, только уже не слепая. И сказала: вы ищете это место, пойдемте, я вас проведу, и вязал за руку и довела до этого места. Вот такие моменты очень показательны. Это иногда, когда мы хорошо расположены, карма открывается перед нами. Иногда мы можем увидеть реально причинно-следственные связи. Это редко очень происходит, это нужно очень ценить, потом всем рассказывать. Потому что иногда это можно увидеть, можете записывать такие моменты, потом мне присылать. Я их обычно у себя в дневнике публикую, ещё где-то. Это очень важные моменты, помните, да, мы говорили об очень важных особенностях, в науке есть какие-то парадоксы, приоткрывание законов. Потому что они немножечко так скрыты от нас, эти законы, как стены скрыты облицовкой. Мы не можем увидеть. Так же и мир так же устроен.
Истины закона прикрыты от нас. Для чего? Для того, чтобы … страшно даже подумать для чего. Чтобы у нас была возможность находиться в невежестве. Чтобы у нас была возможность не понимать, что происходит. Потому что как ни странно, не все хотят знать, что происходит. Не все хотят знать, для чего это нужно? Вы заметили?
00:38:17 Попробуйте человеку что-нибудь начать рассказывать, и он вам скажет: не надо мне вот этого всего, я живу, у меня все нормально. Пробовали? Не надо вот этого вот, вот не надо, тебе мозги промыли, вот ты и ходи довольный, а мне не надо, у меня и так все хорошо. То есть не хочет человек знать.
У нас была интересная история. Однажды мы строили дом большой, очень дорогой дом, страшные деньги, все очень дорого, сами знаете, как это все сейчас строить. Очень дорого, все такое супер-супер дорогое. И строители должны были всё это вовремя сдать, знаете, как всегда эта спешка. А всегда скоро зима почему-то. Вот в строительстве всегда скоро зима, я не знаю почему. Но в строительстве не бывает скоро лето или весна, зима почему-то всегда. И всегда что-нибудь не успевают – окна, двери… почему-то всегда поджимает зимний период. Или у меня одного такое, я не знаю. Есть такая тенденция какая-то хитрая. И они быстренько все сделали красиво и это осенью все принимали, когда была ещё такая погода нормальная. Все было хорошо, здорово, но зимой вдруг как подуло прямо из стены. Ну, что делать, надо разбирать. Облицовку сняли. А там части стены нету вообще. То ли торопились, то ли не успели, то ли забыли, то ли все равно… ну, вот бывает у нас такое – нету части стены. И зимой это все проявилось, снег вдруг подул из стены. Разобрали – нету стены. Вот такие чудеса.
Поэтому что-то скрыто, мы не можем сразу видеть, но верить хочется, что там все нормально. Верить хочется, но когда приоткрывается, становится очень интересно. Мы начинаем понимать законы. Тогда мы начинаем понимать законы. Поэтому обязательно себе записывайте, с другими делитесь, мне присылайте, я всем расскажу. Имя не буду говорить. Очень интересные бывают случаи.
00:40:16 Мне постоянно что-то рассказывают, мне очень интересно, потому что это в жизни каждого происходит. Можно увидеть законы. Поэтому вот такие определения прогресса.
И мы ещё говорили сейчас об ответственности. Почему это так важно? Потому что любое действие, неважно, чем это действие закончится, но если мы за это действие несем ответственность, оно будет способствовать нашему развитию. Нам кажется, что только действие закончившееся положительно, будет способствовать развитию. Так кажется? Это неверно. Потому что действие может закончится как угодно. Оно может закончится позитивно, может закончится негативно, может закончится непонятно как, может вылезти боком через несколько лет. Да? Никто не знает этого. Вообще непонятно, чем все закончится. Иной раз сам не знаешь – это хорошо или плохо. Поэтому не по результату мы можем оценить деятельность. Причем этот результат может меняться со временем. Сейчас хорошо, послезавтра уже плохо, послепослезавтра опять нам уже не нравится, потом опять так, опять не этак. Поэтому человек может что-то делать, потом переделывать. Потом делать, опять переделывать. Очень трудно сделать выбор. Особенно, когда большой выбор. Знаете, когда человек ходит и обои выбирает – это все! Вот прямо на его лицо жалко смотреть. Видели, как человек обои покупает? Его можно снять на фильм, это будет 2-хчасовой фильм ужасов. И то же самое сейчас с любыми вещами, да, так происходит.
Поэтому когда большой выбор, человек понимает, что невозможно совершить какой-то выбор, чтобы результат был однозначно. Вот когда не было выбора, было ясно – вот это дешевое, это дорогое. У меня есть деньги либо на дешевое, либо на дорогое. Вот я купил дорогое, потому что у меня были деньги на дорогое. А не было денег на дорогое, я его и не купил, я купил дешевое. Все просто.
00:42:08 Поэтому в какой-то мере, в трактатах об этом говорится, что выбор – это насилие над сознанием человека. Все так хотели выбора, помните? Но выбор – это насилие, поэтому сейчас все депрессию испытывают. Оказывается депрессия от того, что солнца нет. Это часть только депрессии. Основная городская депрессия – это слишком много выбора. Слишком много выбора. И выбирать очень трудно. Это давление постоянно, давление.
Выбор должен быть небольшой. Между качественным и некачественным, дорогим и дешевым. Все понятно, просто. Но когда слишком много выбора, начинаются проблемы. Особенно, если у человека нет, на кого положиться. Например, если мы зависимы, и нам деньги дает какой-то другой человек, все очень просто, мы себе что-то подобрали, пришли денег попросили, нам не дали, мы довольные ходим дальше. Нам дали, мы довольные купили, мы не верим своим глазам. Но если мы сами делаем этот выбор, нет ничего страшнее, когда у нас есть эта возможность выбирать. Вот тогда на определённом этапе сознание просто отключается у человека. Поэтому слишком много тоже плохо, помните мы говорили, да, об этом. Некоторые проблемы возникают, поэтому эта депрессия. Поэтому в общем-то нельзя с этим экспериментировать. Нужно себе какое-то время задавать. Такой знаете, современный шопинг - опасное, изматывающее явление. Нужно временем себя ограничивать. Не больше вот 2-х часов. И нужно, чтобы кто-то вытащил оттуда, чтоб кто-то вытащил. Потому что сам человек уже не вытащится. Потому что такое чувство, что за углом оно должно быть. Вот в 675 бутиках этого не было, ну, вот чуть-чуть… А вот в следующем точно должно быть.
00:44:10 Поэтому это некоторое насилие. Люди в менее развитых городах, им проще немного. Я помню свой город, там всего одни нормальный большой магазин, представьте. Один. Да, в нём там 4 этажа, но он один. Его можно за час обойти весь. Поэтому выбор очень простой – за час обошел, постоял, задумался, и пошел купил самое, что тебе подходит. Все очень просто. Но если большой выбор, если у вас много магазинов, вы думаете - в это магазине нет, да, подозрительно. Наверно я не в тот магазин приехал, надо ехать в другой. Вот так начинается, так мы теряем жизнь, время, деньги, все, усилия, и депрессия начинается. Слишком большой выбор. Поэтому вот этот результат, он в общем-то не всегда и важен. Развивает человека по-настоящему ответственность за совершаемое действие. Ответственность.
Если мы реальную несем ответственность за свои действия, эта деятельность для нас развивающая. Эта деятельность дает нам результат, мы получаем результат. Мы становимся положительнее. Мы в себе развиваем определённые качества. А ответственность – одно из самых важных качеств в нашем характере. Одно из самых важных. Поэтому рано или поздно это качество, которое мы развили за все эти ситуации жизненные, за все эти трудности рано или поздно это качество приведет нас к тому, что мы возьмем ответственность за свою собственную жизнь. И может быть даже ещё за чью-нибудь. То есть рано или поздно. Именно для этого нужна ответственность, чтоб мы рано или поздно за себя её взяли, а потом ещё за кого-то другого. Так интересно происходит.
00:46:00 С другой стороны, прогресс определяется в трактатах как адекватное восприятие реальности, то есть когда мы адекватно воспринимаем, когда мы выходим из состояния иллюзии. Почему мы страдаем? Почему вообще человек страдает? Есть один из интересных вариантов ответов. Потому что мы ожидаем одного, а получаем совсем другого. Почему мы ожидаем совсем другое, потому что мы неадекватно ожидаем. Мы неадекватно воспринимаем то, что происходит. Поэтому у нас неадекватные ожидания, они не оправдываются, мы страдаем. Кто виноват? Все вокруг, ситуация вокруг, все враги люди. Кто виноват? Наше неадекватное восприятие виновато. Мы сами виноваты, нашей неадекватностью виноваты. В этом секрет, просто мы так все воспринимаем.
Соответственно, если мы адекватны в своем восприятии, тогда будем получать примерно то, на что рассчитывали. Так как наш расчет становится адекватным, то приходит примерно ожидаемый результат. Все очень просто. Адекватность. Поэтому если мы не получили то, на что рассчитывали, а это такое достаточно частое состояние нашего сознания, значит виновато в этом наше ложное миропонимание, наша некоторая неадекватность, не те ожидания от мира, не те законы мы рассматриваем. Соответственно мы не должны все сваливать на время, на место, на обстоятельства, других людей. Это просто уход от собственной неадекватности.
Как стать адекватным? Этим мы и занимаемся. Именно сейчас. Адекватное восприятие, объясняется в этом же трактате, это видеть мир с точки зрения абсолютной истины. Значит, если мы изучаем трактаты, которые описывают абсолютную истину, пытаемся их понять в кругу тех, кто так же пытается разобраться, то есть у нас есть тенденция двигаться именно в эту сторону, то соответственно наша адекватность будет все реальней и реальней, она будет все гармоничней и гармоничней, то есть чем больше мы общаемся с теми, кто занят именно этим поиском, тем более мы адекватны, тем более реальней наша адекватность.
00:48:27 Одним словом, адекватность – это близость к истине. Чем более мы близки к истине, тем более мы адекватны. Чем более мы далеки от истины, тем менее проявлена наша адекватность. И отсюда же постоянно вытекают разговоры о счастье, да? Все очень любят об этом поговорить, поэтому мы тоже пару слов об этом скажем с другой стороны. С этой стороны, с сегодняшней стороны зайдем.
Понимание счастья опять-таки зависит от адекватности состояния человека, от нынешнего состояния адекватности всего социума. Насколько современный социум адекватен, насколько сейчас иллюзорность сознания довлеет на д общественным мнением. И сейчас какую концепцию нам дает социум? Давайте посмотрим на неё, очень интересная концепция. Социум нам говорит, счастье – это удовлетворение от достижения давно вынашиваемых идей, целей, желаний и ожиданий. Это социальная концепция, очень четко и реально выраженная, да? Еще раз могу повторить, чтоб сообразить. Счастье – это удовлетворение от достижения давно вынашиваемых идей, целей, желаний и ожиданий. Да? Это социальная концепция. Очень интересно и необычно. То есть счастье ставится в полную зависимость от чего? От внешних факторов. Вы заметили? В полную зависимость от внешних факторов.
00:50:00 А каковы эти внешние факторы? То есть фактически – люди, природа, экономическая ситуация и тому подобное. Каковы они? Какова их природа? В первую очередь, ненадежность, нестабильность, временность, да? Непрогнозируемость. Всё, что хотите. Что это значит? Что в таком положении дел вот этот социальный вариант счастья просто недостижим, просто в теории. Просто в теории недостижим, поэтому мы видим, как все пытаются именно этот вариант счастья культивировать, поэтому все испытывают полное страдание. Потому что этот вариант, он недостижим по определению. Не те условия, не тот фундамент. Например, карьера зависит от кого? От начальника. Да? От него зависит все. Мы можем биться сколько угодно, много лет, он скажет : мне не нравится этот дядя, мне не нравится эта тетя. Просто скажет: а он мне не нравится. И ваша карьера 10-летняя рухнула на корню, так ведь? От кого-то зависит все что угодно, от какого-то человека. Вы ему не понравились и все. Обучение от какого-нибудь ректора зависит, что-то не понравилось … Семья от супруга зависит, воспитание от родителей, процветание от экономики. От чего угодно. Здоровье от продуктов питания.
Обычно продают книги «Как я стал миллионером», «Как стать миллионером». Недавно мне один мой друг дал мне прочитать книгу «Миллионеры в минусе». Очень интересная книга, читал кто-нибудь, нет? Это как известные миллионеры разорялись до минус миллиона. За несколько дней. Толстенная вот такая книга. Ее так просто не найдешь, она не популярна. Очень интересно, можете найти, прочитать. Книга так и называется «Миллионеры в минусе». Очень отрезвляющая книжка. Очень отрезвляющая.
00:52:10 Как только такие книжки появляются на прилавках, общество становится адекватным немножко. Значит, появляется адекватность. Ну, что такое слишком радостное восприятие? Поэтому есть и другая часть стороны. Я почитал, сразу стало легче. Жить стало легче, веселее. Товарищи. Все стало хорошо. В этом принцип, что должно быть адекватное восприятие, да?
Здоровье зависит от продуктов питания, то есть мы не можем как-то менять эти факторы, которые нас окружают. Да, время от времени мы видим небольшой просвет на затянутом тучами горизонте, да? Ждем постоянно. Я так радуюсь, когда солнце выглядывает, небо, бежим, смотрим. Но радость почему-то не долгая. Это похоже скорее на чудо, чем на стройную и понятную систему достижения радости и благополучия в жизни. Скорее на чудо похоже.
В какой-то момент человеку даже может показаться, что жизнь – это вечная борьба с какими-то жизненными трудностями, с собственными недостатками и мимолетными подачками блаженства, больше похожего на облегчение страданий. Кажется, что счастье может быть только мимолетным. А заслужить этот миг придется годами страданий, борьбы с дурными привычками, своим благочестивым поведением. Такого человека просто будет постоянно в сон клонить, если есть место он начинает засыпать. Все спят сразу, все – сон. Вообще сон – это разрыв тонкого тела с грубым телом. Сон – это очень интересное явление.
Почему оно такое сложное и до сих пор с ним никто разобраться не может, потому что этот момент состоит в том, что разрывается тонкое и грубое тело. Пух! Разрыв происходит. Поэтому во время сна физическая боль отступает на некоторое время. Этим же свойством, кстати, обладают наркотики. Наркотики тоже разрывают связь между грубым и тонким телом, поэтому человек на какое-то чувствует облегчение, но так как потом опять связь устанавливается, то ещё хуже. На какое-то время облегчение приходит, поэтому есть вот эта вот привязанность, к такому наркотическому состоянию. Факт. Очень интересно.
00:54:33 И таком настроении конечно же счастливым не станешь, как мы сейчас записали. Почему? Потому что, мы выясняли, да, вчера, счастье кроется в умении делиться с другими. Если мы можем делаться счастьем с другими, это в общем-то и есть наше предназначение, наша задача, наша миссия – делиться счастьем с другими. Вопрос: как делиться тем, чего нет? Как можно осуществить своё предназначение. Похоже на что? На заколдованный круг какой-то, да?
То есть мы станем счастливыми, если будем делиться счастьем, но чем поделиться, если счастья нет? Чувствуете, да, как интересно звучит? Загадка. Сейчас мы разберемся. Однако, если мы поймем один из таких же концептуальных законов, который нам объясняет, что счастье может быть 2-х видов. Это счастье материальное и духовное. Тогда все очень гармонично расположено по своим местам.
Материальное счастье связано с временным, например, с нашим временным телом, оно имеет свои признаки, которые мы описали выше. Вот это счастье, 6 вариантов, то есть рождается, развивается, стабилизируется, стареет, умирает, вот эти варианты. Прохождение всех этих этапов. Материальный вариант. Поэтому все грустно в материальном счастье.
А так как духовное счастье, 2-ой вариант, связано с вечным, а значит отличается уже от этой безнадежной ситуации, о которой мы говорили, оно связано с душой человека, а значит должно быть вечным, увеличивающимся и наполненным знанием. То есть это уже интересно. Этот вариант счастья нам уже интересен. И что это значит, опять-таки вернемся к началу лекции сейчас. Давайте постараемся восстановить сейчас картину, к которой я шел.
00:56:31 Что это значит? Что мы должны полюбить душу человека. Не тело человека, а душу человека. Что это такое? Полюбить душу человека, можно только поняв природу души человека. Давайте вспомним, что такое душа, на примере солнца. Это частичка, маленькая частичка абсолютной истины, да? Мы с этого начали. Поэтому и любить душу можно только полюбив что? Полюбив саму истину. Поэтому если человек способен полюбить истину, разобраться в ней, в действительности став к ней ближе, в этом случае он способен полюбить душу в каждом живом существе. И в этом случае он способен встать на путь достижения духовного счастья. И тогда оно будет увеличиваться и не будет прекращаться. У него появятся эти факторы антиматериального мира, нематериального мира. Очень необычно. И тут человек может подумать, что счастье скрыто в религии. Вовсе нет. Сейчас я эту концепцию немножко развею. Потому что может показаться, что это так. Что вот, опять нас подвели к религии. Вовсе нет. Вовсе даже наоборот, не всегда так.
Часто человека привлекает в религии не возможность очистить своё сердце или полюбить абсолютную истину, а сила, которая дает необычное какое-то развитие, какие-то силы, человеку хочется чего-то действительно достичь. Каких-то опять-таки достижений человеку хочется.
00:58:00 И по этому поводу много говорится в буддисткой философии. Будда объяснял именно этот момент. У него очень много на эту тему интересных моментов разобрано. Он объяснял своим последователям, что силу надо брать не в религии, а в следовании принципам морали. Он это объяснял. Очень важно. Вы пожалуйста разделите в своем понимании вот эти концепции. Если вы хотите какой-то силы достичь, каких-то результатов, каких-то материальных плодов, это вам не сюда. Если вы хотите силы, нужно к чему-то культурному обратиться. В принципах морали, в ахимсе, поэтому он провозгласил эту идею силы. Хочешь быть сильным – ахимса., ненасилие. Хочешь быть сильным следуй ненасилию. Вот это идея Будды, очень серьезная идея. Поэтому такое огромное количество последователей. Реально дают силу. Реально дают силу.
Но сама по себе религиозная деятельность не приводит к пониманию абсолютной истины. Это только один из этапов её достижения, который подводит человека больше к пониманию вечности своей души. Эта современная религиозность просто подводит человека к пониманию вечности своей души, но не всегда к пониманию истины. Кто замечал? Вот многие замечали. Что вроде про душу-то понятно, что душа вечна и надо позаботиться о вечной душе, но вот с истиной уже проблемы, уже так просто ничего не разберешь. Замечали вот эту туманность некоторую? Она есть. Есть. Причем достаточно серьезная туманность. То есть религия больше о душе говорит. Что вот душа, вечная, что ей надо заниматься, и думать, как спасти свою вечную душу. Но конкретно об истине очень мало говорится. Очень мало. Немного. Немножечко. Так просто не раскрывается.
01:00:05 Поэтому нужно быть очень аккуратным. Поэтому что открывает в действительности истину? Только любовь к истине открывает саму истину. Такой, какова она на самом деле. На Востоке поэтому есть особый термин, он звучит как бакти. Бакти – это любовь к истине. Если человек развивает бакти, неважно в какой концепции, неважно в какой философской структуре, неважно в какой религиозной структуре, неважно где, в каком месте и с кем, но если он развивает именно любовь к истине, его понимание истины углубляется. Он начинает её понимать.
Если он просто следует религиозным догмам каким-то, нормам поведения, каким-то идеям, он просто понимает вечность души, не более этого. Сейчас понятно, что я объясняю? Да? Никто не заснул, нет? Но это очень важно, я перед Новым годом сейчас очень важные вещи расскажу, потом можно будет об этом подумать, будет интересно. И по тому, сейчас очень интересный момент психологический, по тому, как человек воспринимает абсолютную истину, можно очень точно понять истинное состояние сознания человека, его души. Это саамы лучший тест. Нет более лучшего теста на сознание человека. Обычно мы слышали - скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты, да? Это очень близко.
Но по-настоящему эта истина в ведической психологии скрыта. Она звучит так: скажи мне в какого Бога ты веришь, и я скажу кто ты. Вот это изначальная была поговорка. Это была поговорка старых-старых психологов, которые много-много тысяч лет назад помогали людям. Браманы их называли. И они сначала спрашивали человека, в кого ты веришь, расскажи мне о том, в кого ты веришь. И давали точное заключение состояния психики человека.
01:02:00 А сейчас у нас скажут, если ты в кого-то веришь, ты уже … Это очень грубое определение. Есть потоньше. Сейчас мы разберем. Если дам простые понятия, это очень тонкое явление. Например, если мы видим в Боге, в истине верховного судью, значит сами мы ведем жизнь преступника. Понимаете? Или боимся совершить преступление, очень сильно боимся. Это наше сознание. Сейчас я объясню, сейчас вам все перечислю и вы поймете, о чем идет речь. Хотя время от времени нам даже может не хотеться совершать какие-то такие правонарушения. Но если мы видим в истине судью, значит мы совершаем преступление. Я рассказывал, как у нас ловят тех, кто шапки снимает? То есть очень просто, у человека сняли шапку, он жалуется в милицию, звонит, едет милицейская машина, и просто по улице разгоняется со всей силы. Мигалку включает и разгоняется. И вор, он начинает бежать. Потому что думает, что это его ловят, что его опознали. И все. И тот, кто срывается и бежит, его ловят. Поэтому будьте аккуратны.
Один мой друг, он однажды тоже побежал зачем-то… Это было очень плохо, я даже расскажу. Такая знаете, интересная жизненная ситуация. Один мой друг шел домой, его пригласили вырезать стекло, он взял с собой этот стеклорез, пришел, вырезал стекло и довольный пришел домой. Шел домой через лес, лесопарковый такой лес. Как обычно, иногда у нас такая страшная обитель. И он шел, и увидел, что появились два каких-то здоровых мужика, и крикнули – вот он! – и побежали к нему.
01:04:00 Ну, что должен делать нормальный. Увидев, что к нему бежит толпа других мужиков? Он должен убежать. Да? Это разумно. Не особенно долго думал, что они там кричат, а кричали они – стой, милиция! И ему было абсолютно все равно, и он руки в ноги и давай бежать со всех сил. Но они были люди более тренированные, меньше курили наверно, больше занимались спортом. Догнали. Неаккуратно догнали. Так сказать, по всем правилам догоняли. Догнали его неаккуратно. И что интересно, что они искали в этом районе того, кто ограбил рядом какой-то магазин. И в этом магазине тоже кто-то вырезал стекло. И как вы умаете, что они нашли у человека в кармане? Стеклорез! О! И все. Раз его догнали, и радостный и довольный он просидел несколько дней. В милиции его тут же опознали, и только через несколько дней, когда его нашли, жена, там все его искали, его смогли кое-как оправдать. А так уже все: со стеклорезом в кармане убегал. Оказал сопротивление, ну, все. Но повезло все-таки как-то, человек выпутался более менее, много хороших дел в своей жизни сделал. Поэтому все хорошо закончилось.
Сам принцип, что по-разному в жизни происходит, поэтому если человек не дай Бог что-то чувствует за собой, он начинает так все и воспринимать. Один раз в жизни я с собой не взял паспорт. Один раз в жизни. И тут же меня остановили. А паспорт где? Забыл наверно дома? Уже фактически так меня спросили. То есть как только что-то мы не так сделали – тут же.
01:06:08 Вы видели как охрана работает в супермаркетах? Очень четко работает. Потому что сознание человека меняется, когда он совершает правонарушения. Никто не может себя так проконтролировать. Никто. Только очень опытные воры какие-то. Все, сразу увидят человека. Если это профессиональная охрана, сразу увидят. Вот, сознание человека меняется, человек начинает так, так все воспринимать необычно. Необычное восприятие.
Соответственно, если мы видим абсолютную истину как свет, как красоту природы, наше сердце тоже находится в состоянии цветущей весны, такой человек, он как одуванчик обычно сам, знаете. Истина – это любовь, это свет, и он сам такой так как одуванчик, как куст. Тоже как природа. Очень цветущий, да, здорово, но не более того.
Если мы видим истину как любящих отца и мать, значит мы становимся хорошими детьми или хотим стать ими. У нас состояние хорошего ребенка. Тогда мы воспринимаем истину как отца и мать.
Если истина для нас представляется другом, который нам помогает в трудных ситуациях, понимает наши мечты, надежды, мы тоже становимся хорошими друзьями всех живых существ. Вот с таким человеком можно дружить, если он истину как друга воспринимает. Это будет друг всех живых существ.
Но если мы видим как молодость и любовь, значит мы сами влюблены в абсолютную истину и несем эту любовь повсюду. Поэтому очень интересно. Если вы изучаете психологию, можете посмотреть, как интересно связана психика человека и восприятие абсолютной истины. Так время от времени поизучайте этот момент. Позадавайте людям вопросы и поузнавайте, если вы их близко знаете, посмотрите, насколько интересно связано вот это понимание человека истины с его реальным поведением. Это один из самых лучших тестов.
01:08:20 Считается самый лучший психологический тест. По этой информации можно вытащить из человека не только информацию о состоянии его подсознания, обычно тесты вытаскивают подсознание, да? Но в этом случае можно увидеть самое сокровенное, каждый уголок души человека. То есть психологический тест просто на подсознание состояния, этот тест вытаскивает состояние души, которое обычно человек скрывает. Обычно душу так просто не вытащишь. Поэтому мы можем этим воспользоваться и сделать для себя соответствующие выводы. Время моё заканчивается. Вопросики, пожалуйста, можно.
[Из зала, неразборчиво] Что такое спасти свою вечную душу? Как мы связаны с душой?...
[В.О. Рузов]. Первый вопрос я могу сказать, что вот это вот разделение о любви на вот эти концепции – это современное психологическое разделение. То есть я бы так не делил, а я бы так обобщил наоборот всё это вместе.
01:10:00 Наоборот Восток подходит обобщающее состояние любви как комплекс всего того, что вы перечислили, правильно направленный комплекс. Поэтому мы сегодня как раз это разбирали, и говорилось о том, что любовь находит своё комплексное выражение в том случае, когда она гармонично направлена как на источник любви, значит на абсолютную истину, так и на частички абсолютной истины, на всех живых существ. Это если коротко, вот так я могу ответить. А вот это подробное деление оно все-таки мне кажется будет не гармоничным. Поэтому Восток больше к обобщение этого чувства, то есть наоборот старается его со всех сторон раскрыть. Не выделить что-то одно, а наоборот показать, что любовь – это полная самоотдача. То есть когда мы все отдаем и тело, сознание, и мышление, и поведение, и возраст, и деньги, и заботу – все.
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов] Отдаем. Отдаем. Я могу посмотреть например… Я могу ощущать, я в принципе достоин этой вещи, но в магазине я должен отдать деньги.
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов] Про любовь. Ну, да. Во посмотрите, например, я говорю, что я люблю булку хлеба. Очень грубое выражение, но любовь, человек любит хлеб. Любите хлеб? Я люблю хлеб. Но несмотря на то, что я его люблю. Я должен это гармонично проявить. То есть я должен заплатить за это деньги в конце концов. Я должен потратить время. Вот я объясняю, это комплекс нашей самоотдачи, когда мы отдаем все. Вот когда человек способен отдать все , и он это делает добровольно, не ожидая ничего взамен, вот это явление комплексное называется любовью. Бескорыстная полная самоотдача, полная всего того, что вы перечислили. Ну, я понимаю, да. Корысть… корысть, когда мы ожидаем за свою любовь ответа. Когда мы хотя бы что-то ожидаем за свою полную самоотдачу. Вот это корысть.
01:12:29 Да, мы не говорили об этом в философском плане, просто приводил как пример. Конечно же, душа – это я. Поэтому вы правильно заметили, душа – это я. Поэтому я должен спасать себя. Я должен спасать себя. Нет, это не тупиково. Например, я тону, я должен себя спасать. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Я себя должен спасать, именно я. Я себя должен контролировать, именно я. Потому что мы те, кто могут саморазвиваться, могут самодеградировать, и могут ещё другим мешать. Поэтому мы конечно же себя и спасаем. Конечно не без помощи других. Поэтому есть тот, кто нам протягивает руку., когда наших усилий самоспасения не хватает, в восточной концепции приходит рука сверху – учитель. Но мы сами протягиваем эту руку, если мы не хотим её протянуть, сами же отказываемся, тогда уже никто не поможет. Поэтому мы себя… Кого нас? Я – душа. Могу деградировать, я – душа, могу развиваться. Мы можем делать выбор. Я душа, свободна делать выбор. Иначе почему часть людей сюда пришла, а часть нет? Потому что они как души сделали выбор.
[Из зала]. То есть душа может быть умная, глупая, энергичная, спящая
[В.О. Рузов] Вы очень много слов говорите. Да, но зачем. Давайте в чем-то одном разберемся. Свойство души определяется так – душа вечна. А соответственно своей вечности она проявляет весь спектр. И мы это наблюдаем. Например, даже одного человека мы знаем на протяжении нескольких лет, но посмотрите, как много в нём проявлено. Например, мы возьмем ребенка. Посмотрите, что только с ним не происходит от рождения до его старости. Поэтому мы видим как вечная душа проявляет разные свои спектры. Как свет разбивается на какие-то там тона, ещё что-то. Так же и мы видим, как в разных ситуациях душа проявляет себя. Конечно, есть такое понятие как обусловленность, не будем усложнять. Но так или иначе мы как личности, душа – это личность, проявляет свои качества. Вы заметили, что вы личность. И я заметил, что я личность.
01:15:00 Нет, душа – это есть личность. Может и тупиковая, у нас не тупиковая, у нас все нормально, ничего тупикового нет. Душа – это личность. Поэтому нам интересно, если мы не личности, нам не интересно. А видите, нам интересно, у вас своё мнение, у нас свое. Это называется личность. Личность – это своё мировосприятие. В современной системе что называется парадигма. Но мы разные, называется личность. У нас личностная концепция. Есть ещё другая концепция – безличностная, значит мы одинаковые. Кто-то заметил, что мы все одинаковые? Я не заметил. Весь мой жизненный опыт показывает, что мы все разные. Причем даже когда мы хотим стать одинаковыми, например, в армии нас всех стригут одинаково, все остаются разными. Кто-нибудь нашел себя копию в этом мире? Хотя бы один из вас нашел? Близнецы точные копии? Абсолютно разные. Поэтому так как мы не находим этого подтверждения единства, мы видим, что мы личности, мы разные. Что нас объединяет? Родство с истиной. Мы те самые частички света, которые, как мы говорили, исходят от солнца. Поэтому есть истинные частички истины. Поэтому по своим качествам подходим к этому определению, но количественно мы другие, мы отличаемся друг от друга. Поэтому нам интересно, если бы мы были одинаковые, нам было бы неинтересно. Нам интересно, это делает нашу жизнь интересной. Мы разные, причём очень разные. Причем понять другого практически невозможно. Пробовали кого-нибудь понять? Если мы одинаковые, тут же поняли друг друга все. Не было бы никакой проблемы. Вы бы сразу понимали, чем книги заканчивались, чем фильмы бы заканчивались. Сразу понимали все кроссворды. Было бы понятно, как мыслит тот человек.
Но что интересно, если один человек что-нибудь запутал, то другому интересно распутывать. А ещё интересно, один человек так все запутал, что сам не знает, зачем он это запутал, когда и как это распутать. Но делают очень умное лицо. А для этого другому человеку нужно распутывать. Но современная психология на это очень похожа. Все так умно, запутано, но в реальности разговоры ни о чем. То есть трудно понять, о чем речь. Поэтому и мы и обратились к Востоку, потому что достаточно все просто. Объясняется эта простота, она даже немножко пугает. То есть в основе системы есть определение мудрости и определение глупости. И глупость – это очень сложно отвечать на простые вопросы, да? Определение мудрости – это очень просто отвечать на сложные вопросы. Поэтому Восток, он старается двигаться в этом направлении, мы тоже будем стараться двигаться в этом направлении. Будем стараться все-таки попроще отвечать на сложные вопросы. Тогда будет легче разобраться в чем-то, и так уже все запутано донельзя, поэтому наша задача распутывать. Очень просто раз – и распутывать. То есть можно узел долго…, можно разрезать и все.
01:18:10 [Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов] Территориально я его читал в магазине в Индии. Нет, просто прочитал. Я даже не помню. Там немного. У нас здесь все есть. Да, конечно. Это не я придумал, упаси Бог. Вот есть ссылка, там совсем маленькие трактаты. Все ведические трактаты, если вы их видели, они очень маленькие. Автор вед? Это ведический трактат. Все аюрведические трактаты, их авторами является Дехан Вантари. Очень просто – Дехан Вантари. Его имя известно, да. Вантари известная личность, конечно. Аюрведа – это то направление, которое принес Дехан Вантари, он является основателем этих наук. И то знание, которое он ведет именно в школе аюрведы, оно является изначально одобренным Вантари и в общем-то им разработано. Да, уже кто там из учеников, можно конкретно разобрать, но то, что это им одобрено, это точно.
01:20:00 То есть это классическое знание в общем-то ничего особенного такого. Но это уже там да, но сам принцип. Именно к этой личности конечно же все идет. Уже мы можем там разные последователи, но это уже от школ зависит.
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов] Очень интересно, да. Мы любим хорошие вопросы. Спасибо большое. Еще вопросики пожалуйста. К Новому году я буду все веселее и веселее рассказывать. Да? А, это вы просто сказали, что рады. Я тоже рад, да. Ну, последний мне задайте вопрос, чтобы моя душа обрадовалась. Что было не понятно, я тогда расскажу.
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов] Я понимаю, да. Если вы не знаете, какие у вас отношения с абсолютной истиной, у вас очень глубокие отношения с абсолютной истиной, которые называются шанти раса. То есть они такие спокойные отношения. Неопределенные. Это очень глубокие отношения. То есть если вы думаете, какие у вас отношения с абсолютной истиной, это же очень глубокие отношения с абсолютной истиной. То есть обычно отношений с истиной нет, если человек об этом не думает. Если человек думает, какие отношения, значит уже первичные взаимоотношения. То есть спокойные. И вы спокойно её воспринимаете. Она есть.
01:22:08 Какие у вас отношения там с Эйфелевой башней? Спокойные, да? Спокойные, хорошо.
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов] Ну, там со статуей Свободы, хорошо. То есть спокойно, мы знаем, что она есть в принципе. Какие с ней особенные отношения? Никаких. Мы знаем, что есть. Этот факт есть. Но если мы принимаем, что этот факт есть, то спокойные отношения – это уже очень много. Потому что абсолютная истина – это все-таки не Эйфелева башня, а нечто более глубокое, поэтому если мы просто принимаем, что абсолютная истина есть и мы думаем, какие же у меня с ней отношения, значит это уже очень глубокие отношения. Это уже целая ступень, на которую очень трудно встать. Это и есть отношения. Поэтому они описаны, очень глубоко разобраны. Целый трактат этому посвящен. Это целая ступень. И в общем-то на ней мы так достаточно долго находимся. Такая хорошая твердая ступень.
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов] А тогда вы мне дайте определение дружбы и товарищества. Вот дайте. Не нет, а да. Если вы не сможете дать определение дружбы и товарищества, то тогда я вам с радостью отвечу, чем они отличаются. Потому что это вопрос не ко мне. Это вопрос к вам, то есть вы сами себе задали вопрос. Сами можете себе дать определение и сами можете ответить и сравнить своё определение. Понимаете? То есть я тут, в принципе, ни при чем. Разобрались?
01:24:11 Хорошо, значит у нас осталось 2 дня на этой неделе, которые мы сможем собраться, мы идем очень плотно: 11 тем в день. Нам нужно разобраться с этим трактатом. Чтобы с нового года вступить в эру 600 лекций по трактату, который называется Бхагават Гита. Да… Кто выживет, я не знаю. Это не много, это всего 2 года. 2 года – это очень мало. 2 года, но если мы его пройдем его все-таки, то в завершающий стих мы отпразднуем. Обещаю большой праздник.
[Из зала, неразборчиво]
[В.О. Рузов] Вы будет главный за поставки, кого и чем мы будем праздновать. Раз вы сами вызвались, вы будете отвечать. Вот мы вас уже назначили. Отвечать так сказать за качество доставленных методов радости. Поэтому мы войдем, да , в эту эру очень интересных лекций. Будем их читать, проходить. Ибо это то, что необходимо, чтобы по-настоящему стать специалистом философии счастья. Никак иначе. Поэтому мы так потихонечку, аккуратненько их пройдем. Все будет хорошо.
Значит мы определились те, кто хотели поехать с нами с Индию с датами, да? Со 2 по 17 апреля мы определились с этими датами. Поэтому те, кто с нами вели разговор, подойдите к моему секретарю, уточните, потому ч о билеты нужно заранее заказывать, билет на самолёт стоит 800 долларов, туда, обратно. Поэтому подойдите, поговорите отдельно. Все будет в этом плане хорошо.
01:26:23 Так же определилось время проведения фестиваля на базе в лесу. С 15 по 17 марта будет следующий фестиваль, совсем скоро. Поэтому да, тоже те, кто хотят успеть, постарайтесь успеть зарегистрироваться. Чтобы все было весело. На этой неделе 2 дня, на следующей опять у нас вся неделя почти пройдет в лекциях, а после Нового года мы будем в разъездах некоторое время числа до 12, да? До 14 будем в разъездах. И после 14-го у нас начнутся лекции. С какого числа? С 15-го числа уже начнутся лекции. Поэтому будет такой хороший рождественский отдых. Отдохните хорошенько, приготовьтесь. Прочитайте все Бхагават Гиты. Купите её хотя бы. Вот это задача до Нового года – купить Багават Гиту. Вот именно этот вариант, да? Есть у тебя там на столе? Покажи мне, именно этот. Но есть другие варианты. Не покупайте другие варианты, чтобы именно этот читать. Сейчас много разных изданий, мы будем именно ту читать, посмотрите, запомните, как она выглядит, называется издательство Бактиведанта ….. [неразборчиво] вот запомните. Мы именно эту книгу будем изучать. Поэтому её нужно купить и прочитать. Я увижу по вашим глазам, что вы её прочитали. Они будут немножко по форме книги. Это очень важно, я сразу вижу тех, кто читает, потому что они начинают со мной говорить на иностранном языке, который только я и этот человек может понять. Понимаете? Поэтому давайте, я хочу чтобы все заговорили на одном языке, чтобы он был всем понятен. Если вы её прочитаете, то мы попадем с вами на один и тот же уровень взаимопонимания. Это очень важно и наша жизнь закончится хорошо. Я могу вам это гарантировать, потому что эта книжка закончилась хорошо. И так же наша жизнь – должна тяжело начаться, как эта книжка, и хорошо закончиться. Поэтому это книга жизни, есть такое название. Поэтому очень все тяжело начинается и хорошо заканчивается. Своеобразно. Это мы и должны изучить. Хорошо. Большое спасибо.