Голос совести

Санкт-Петербург - 17 October 2006
Как мы делаем выбор, опираясь на внутренний голос? Как совмещать мирскую жизнь и духовность? Для чего нужны знания? Что есть справедливость для вайшнава? Можно ли полностью избавиться от ложного эго? Что такое искренность? Как правильно повторять джапу? Как правильно относиться к святым?
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:27:53 | качество: mp3 64kB/s 12 Mb | прослушано: 561 | скачано: 476 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Как мы делаем выбор, опираясь на внутренний голос?

00:00:00 Это одно и тоже, что голос совести… сердце – это сердцевина, просто у нас под сердцем понимается такая мясная конструкция.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: ... Лечь и поспать. Постараться настроиться... Это сложно, надо настраиваться, слушать свой голос сердца.

00:00:19 Шрила Джива Госвами говорит, что голос сердца, он всегда говорит о самопожертвовании, то есть мы не знаем, разные же голоса, среди всех - голос совести говорит, так Джива Госвами описывает, о самопожертвовании, а все остальные - бесовские.
[Из зала]: То, что нам невыгодно.

00:00:41 [Драгилев А.К.]: Да, всё, что неполезно. Делай то, что неполезно. Например, хочешь выйти за красивого, а он бедный, или жениться, а она бедная. И вот первый голос совести, а потом идёт уже вот это «но» - это уже бес, бес говорит. Совесть всегда неполезная вещь, бесполезная, поэтому её пытаются затолкнуть. Совесть всегда говорит о жертве, о самопожертвовании, а бесовские голоса они говорят о стяжательстве, о накопительстве.

00:01:28 Но с совестью мы находим внутреннюю гармонию, потому что мы происходим от совести. Параматма – она порождает нашу атму, поэтому мы с ней в одной связке, мы одной природы с совестью или со сверх-душой. А всё остальное, внешнее, это бесовские голоса. Они, конечно, будут в гармонии, но внешней, которая нам не доставит удовольствия.

00:01:59 Если бы мы были телом, тогда бы мы были рады, когда нас окружает богатство, тогда нам было бы хорошо, когда телу хорошо, всегда. Если хотя бы один раз нам неуютно... Например, умер ребёночек твой, а ты в тёплой ванне лежишь, хорошо, тебе приятно, почему нехорошо стало вдруг? - внутренний дискомфорт, дискомфорт более тонкого порядка.

00:02:25 Или, например, вдыхаешь аромат розы, а у тебя, хвать, кошелёк украли. Ты не продолжаешь вдыхать аромат розы, ещё секунду назад тебе этот запах был приятен, а теперь мысль твоя тебя беспокоит и уже запах розы неприятен. А запах-то не изменился, роза же не стала неприятной.

00:02:47 То есть какой-то внутренний дискомфорт появился, это означает, что существуют разные планы нашего бытия: есть физические приятности, это когда гладкая поверхность, когда приятный запах, сладкий вкус, хорошая гамма; а есть умственные приятности, они немножечко другие. И когда умственный комфорт вступает в противоречие с физическим комфортом, мы выбираем умственный комфорт.

00:03:17 Например, нам говорят: «А что ты хочешь, тёплую воду, хорошую квартиру или чтоб твой ребёночек жив был?» - «Чтобы ребёночек был жив». Правильно, то есть мы выбираем, когда два плана бытия вступают в противоречие, мы всегда выбираем тот план, который ближе к нашему Я всегда. То есть внутренний комфорт для нас почему-то важнее, чем физический комфорт.

00:03:46 Вот когда есть внутренний комфорт, тогда и физический - мы не против, но когда они в противоречии, мы выбираем внутренний комфорт. Но, помимо умственного комфорта, мысленного комфорта, есть ещё более тонкий комфорт - это комфорт души. И вот здесь мы не всегда выбираем сторону души или совести. То есть мысль к телу соотносится так же как душа к мысли. И вот этот выбор мы...

00:04:22 Мы с лёгкостью делаем выбор в сторону мысленного комфорта, но мы не делаем с лёгкостью выбор в сторону душевного комфорта или духовного комфорта. Когда, например, мы сердцем чувствуем, что есть более высокая концепция, что есть более высокое представление о том, перед кем надо преклоняться, что Господь он наш не спаситель, он абсолютная красота.

00:04:51 Она никого не спасает, она живёт только в своё удовольствие. Она ни добрая, ни злая, она живёт только в своё удовольствие. И мы понимаем, что это понятие, то есть это представление о том, кому надо поклоняться, выше, чем представление о том, кому надо поклоняться, потому что он тебя спасёт. Где-то там, в глубине души мы это понимаем, но мы не признаём этого.

00:05:15 Мы говорим: «Нет, лучше уж пусть у меня будет мысленный комфорт, пусть я буду с мыслями, что я хожу на крестный ход, что я сало не ем, я мантру повторяю и меня спасут». Это мысленный комфорт, мы выбираем его против души, часто. И вот сделать вот этот шаг, отказаться от страховки, оказаться от устойчивого чего-то в сторону неизвестности...

00:05:49 Или как Шридхар Махарадж говорит: «Сделать шаг в пропасть или умереть, чтобы жить». При том что то, что ты будешь жить, тебе не гарантируют. Вот это есть тот самый выбор души или совести, потому что пользы никакой это не приносит, это бесполезно. Из этого ничего не выгадаешь. Мне не удавалось до сих пор, но я представляю что можно.

Как совмещать мирскую жизнь и духовность?

00:06:14 [Из зала]: Всё равно нужно работать где-то, выбирать… [гомон из зала].
[Драгилев А.К.]: Это вы о чём? Вы вообще о чём? Работать... Мы же с вами о птичьем базаре по-моему говорим.
[Из зала]: Ну, как-то совмещать духовность и вот это вот, жизнь вот в этом мире. Как-то, ну, например, человек пришёл в храм и там лет десять…

00:06:35 [Драгилев А.К.]: А как совмещать: насвистывать мелодию и вести автомобиль, как это совмещать? Как это? Как вы можете две разных деятельности делать одновременно? Вот как можно свистеть и вести автомобиль? Ты либо свисти, либо автомобиль веди. Выбирай. Вот примерно то же самое вы спрашиваете: а как, как жить в семье и служить идеалу? А как свистеть и автомобиль вести?

00:07:09 А как дышать и кататься на лыжах? Как совмещать, а? Это вы уж выбирай, либо катаешься на лыжах, либо дыши. Поэтому выбирайте, это же невозможно, да? Преклоняться перед идеалом своим, служить какому-то идеалу и жить в семье это же невозможно...
[Из зала]: Иногда у человека просто нет выбора.

00:07:30 [Драгилев А.К.]: Ну, тогда и вопрос отпадает, если нет выбора. Ну, и вопроса тогда нет, у него же нет выбора. Нет выбора – это значит он вынужден что-то делать.
[Из зала]: Это знание всё трансцендентное... [неразборчиво]

00:07:47 [Драгилев А.К.]: Слушать их, слушать.
[Из зала]: Слушать через ум опять же, через материальные чувства…
[Драгилев А.К.]: Ну, хоть так, другого нет способа. Или вы хотите катетер, раз, и чтобы опа-на, заправился духовными знаниями.

Для чего нужны знания?

00:08:04 [Из зала]: Просто как пища для души.
[Драгилев А.К.]: Пища для души, но она через уши входит. Пища, она же через рот входит, так и пища для души через уши. Как можно слушать и смотреть, по-моему нельзя.

00:08:20 [Из зала]: Может быть он имел ввиду, что когда говорят, что когда... даже сегодня, по-моему, говорили, что мы обитаем на плане знания, мы душа, мы сознание, что нам нужно как-то…
[Драгилев А.К.]: Отказаться от знаний, да, от этих вот... Гьяна-шунья-бхакти, Гурудев говорит.

00:08:44 То есть святое неведение, быть непорочными. Знания не нужны, честно говоря, они только обременяют. То есть если у вас спросят: «Что вы хотите: много знать или быть счастливым?» Конечно, счастливым, потому что знание это, что? Это сила. Что вы хотите?
[Из зала]: Надо много знать, чтобы спокойно жить в этом мире.

00:09:08 [Драгилев А.К.]: Да, знания нужны для того, чтобы власть обрести над этим миром. Знания счастья не дадут.
[Из зала]: Но оно должно привести к счастью. Чаще всего что-то делается...
[Драгилев А.К.]: Знания нужны для того, чтобы отказаться от этого мира. То есть познать этот мир, для того, чтобы понять, что он не представляет никакой ценности. Вот для этого нужны знания.

00:09:31 Если вы собрались в космический полёт и уже никогда не вернётесь на Землю, что вам нужно знать о Земле? Вот вы летите на ракете, через двадцать минут ваша ракета отправляется и больше никогда не вернётся, что вы будете о Земле знать? А зачем вам это знать? Нет, а вот вы не вернётесь, погибнет или не погибнет, зачем? Что вам нужно знать? А если вот ваша ракета отправляется куда-то в духовный мир.

00:10:03 [Из зала]: Махарадж, смотря какие знания нужны, материальные или духовные.
[Драгилев А.К.]: Так вы и спросите про какие знания.
[Из зала]: Трансцендентные…
[Драгилев А.К.]: То есть знания нужны, но для чего? Чтобы найти дорогу до ракеты. То есть вы находитесь в Питере, а ракета стартует из Бомбея.

00:10:21 Вот вам знания нужны только для того, чтоб добраться. Вам деньги нужны чтоб добраться до Бомбея, знания нужны, чтоб знать как добраться и всё. Всё остальное, карту Мадраса или маршрутное расписание автобусов из Нью-Йорка в Филадельфию или какая самая глубокая морская впадина, или в каком году открыли бетаметазон. Зачем? Не что это такое, а в каком году открыли? Что это такое итак понятно.

00:11:00 Вот зачем вам это всё знать?
[Из зала]: Это же химия, это же химия.
[Драгилев А.К.]: Вот как только возникает, возникает, ну как же… Всё, тогда ракета без вас.
[Из зала]: [неразборчиво] Чтобы деньги заработать нужно стать алхимиком, как, например, золото получить или как заработать деньги. Это же нужно, чтоб добраться до Бомбея…

00:11:23 [Драгилев А.К.]: Вот, если вся ваша жизнь: получение знаний, получение энергии в виде денег - направлена на то, чтоб добраться до стартовой площадки, тогда это имеет смысл, это имеет какую-то ценность, всё остальное бессмысленно, не имеет ценности никакой. Все знания, силы, а дальше каждый сам решает, нужно мне вот это знание, нужно мне знать бенгали или нужно мне знать санскрит, нужно мне знать то или это, это уже каждый сам решает.

00:11:56 Это в индивидуальном порядке. Нужно мне быть в семье, или нужно мне оставить семью. То есть всё, каждое наше действие или каждый наш позыв познать что-то, должно быть подчинено одной цели: добраться до стартовой площадки. Ни больше, ни меньше. Если у вас меньше знаний, вы не найдёте, если больше знаний, то это будет груз, который вас остановит.

Что есть справедливость для вайшнава?

00:12:23 [Из зала]: Скажите, Махарадж, у меня такой вопрос: мы все живём в материальном мире и вот сейчас говорили о вопросе совести. Как бы, я могу сказать, что совесть она в материальном мире, так скажем, присутствует. Вот как вести себя вайшнаву, если он видит, что совести у человека нету?

00:12:43 [Драгилев А.К.]: Нет, совесть – это понятие субъективное. Вам нужно на свою совесть обращать внимание, а не на чью-то, пусть со своей совестью другие справляются.
[Из зала]: А вот некая несправедливость, вот как?
[Драгилев А.К.]: А несправедливость – это не совесть, это из области размежевания участков - несправедливо поделили заслуженное мною.

00:13:04 [Из зала]: А как вайшнаву себя вести?
[Драгилев А.К.]: Вайшнавы вообще выводят за скобки понятие справедливости. Вайшнавов не интересует справедливость, потому что здесь всё несправедливо.

Можно ли полностью избавиться от ложного эго?

00:13:15 [Из зала]: Махарадж, пока существует материальное тело, можно ли полностью избавиться от ложного эго?
[Драгилев А.К.]: Можно.
[Из зала]: Можно, да.
[Драгилев А.К.]: В Бхагаватам приводится пример, про высохший орех, то есть там скорлупа отдельно, а внутри уже орех никак с ней не связан. То есть вы можете как семечко в орехе, уже никак не быть связанным в скорлупе. Так вот тык-тык-тык-тык, то есть вы как бы внутри, но вы и не внутри.

00:13:41 [Из зала]: Скажите, а если не будет ложного эго, то как поддерживать... ?
[Драгилев А.К.]: Я не знаю как это. Что поддерживать?
[Из зала]: Ну, я имею в виду даже моду вот эту вот.
[Драгилев А.К.]: Моду? А зачем?

00:13:52 [Из зала]: Тогда одежда не нужна, если нет ложного эго…
[Драгилев А.К.]: Почему? Холодно ведь. Вас интересует, чтоб тепло было или как со стороны это выглядит в глазах противоположного пола. Что вас интересует? Что важнее?
[Из зала]: [неразборчиво]

00:14:13 [Драгилев А.К.]: Нет, это всё равно как, как последователи. Если я, например, выйду голый, последователи скажут, вот какой отречённый, как же не это.
[Из зала]: А ложное эго заставляет нас одеваться?
[Драгилев А.К.]: Ложное эго заставляет нас раздеваться. Для чего мы одеваемся покрасивее? Для того, чтоб раздеться потом.

00:14:31 Для чего люди красивые одежды носят? Для того, чтоб раздеться. Фертильность свою продемонстрировать, способность плодоносить, способность продолжить себя в этом мире, для этого они знания получают, всё направлено на то, чтоб впечатлить. Ради чего? Чтобы продолжить себя в своей кровиночке, впечатлить.

00:14:57 А впечатлять можно, например, среди умных своим умом впечатлить их, среди богатых - своими богатствами, среди преданных... вот здесь вот происходит спотыкание и мы начинаем среди преданных своими знаниями, своей преданностью впечатлять, знанием древних языков, умением просыпаться по утрам...

00:15:24 [Из зала]: Но это не является необходимым?
[Драгилев А.К.]: Мотивация важна, это не значит что все, кто рано просыпаются, они делают для того, чтобы другие это оценили. Я лишь говорю что такое возможно. Вряд ли это происходит, но я говорю, что такое возможно. Вряд ли мы учим санскрит для того, чтоб впечатлить других, но такое возможно.

00:15:46 Какой-то у вас вопрос, да? Нет? Громко думаете.
[Из зала]: [неразборчиво] Этим можно заразиться или постепенно зрелость приходит?
[Драгилев А.К.]: Это приходит от других. Сначала мы узнаём, что есть другие ценности.
[Из зала]: А вообще этот процесс очень медленный…

00:16:20 [Драгилев А.К.]: Он не во времени происходит. Время вообще вещь субъективная. Сначала мы узнаём, что существуют другие ценности, что существует другая валюта. А потом, постепенно, общаясь с теми, где ходит эта валюта, мы начинаем её приобретать. Обогащаться этой валютой, это: самопожертвование, преданность, самоуничижение, в смысле понимания себя как полного ничтожества.

00:16:53 [Из зала]: Есть вот разные люди, которые плюют на эту готовность пожертвовать всем, одни сильнее, другие - меньше. От чего это зависит?
[Драгилев А.К.]: Это одинаково, просто в разное время.

Что такое искренность?

00:17:04 [Из зала]: Что такое понятие искренность?
[Драгилев А.К.]: Я уж позабыл. Я уж…
[Из зала]: Очень часто слышу «быть искренним», надо быть искренним, но это не то, что надо только правду говорить, а что вот такое?
[Драгилев А.К.]: Это надо правду себе говорить, потому что другим мы всё равно правду не скажем.

00:17:32 [Из зала]: Искренность когда слово и честность совпадают.
[Драгилев А.К.]: Это правдивость, а искренность это по отношению к себе. Искренность, она направлена внутрь себя.
[Из зала]: Пример какой-нибудь можно?
[Драгилев А.К.]: Пример искренности. Когда ты слышишь голос сердца, а он, как бы, очевиден всегда, то ты не стараешься его загнать в дальний угол, наверное так. Искренность сложная вещь.

00:18:03 Кришна – это есть, у нас есть совесть, а у этой совести есть своя совесть. Вот совесть нашей совести – это Кришна. То есть она стоит, Кришна стоит над, над параматмой или над совестью.
[Из зала]: Вот как-то в лекции я слышал, что Шридхар Махарадж говорил, что путь также лежит через Вайкунтху, то есть путь в служении также через Вайкунтху...

00:18:37 [Драгилев А.К.]: Вайкунтха – это олицетворение истины, Вайкунтха – это истина.
[Из зала]: Шалаграм Шивы... он объяснял...
[Драгилев А.К.]: Я про шалаграм ничего не знаю. Вайкунтха – это олицетворение истины, это план бытия, где правит истина. Голока Вриндаван – это план, где правит красота.

00:18:56 На каком-то этапе душа отказывается от истины, её истина не интересует, её интересует только любовь и красота. Но, чтобы отказаться от истины, нужно попасть на этот план истины, как ты от неё откажешься? Поэтому и говорится, что мы проходим Вайкунтху и так далее, все эти планы бытия или планы сознания. Сначала нужно отказаться от лжи, то есть от майи, от мира лжи, а потом отказаться от мира истины, потому что красота она над истиной и над ложью, она вне. Ну, или остаться в мире истины, там тоже ничего.

Как правильно повторять джапу?

00:19:42 [Из зала]: Говорят, что ходить и читать джапу это неэффективно. Интересно, в каком контексте это говорится?
[Драгилев А.К.]: Главное искренне повторяйте, не важно у тебя, ноги сжимаются рефлекторно или они у тебя расслабленны. Ты же языком повторяешь в конце концов. Главное на что твоё внимание сосредоточено, а не какие движения при этом ноги совершают.

00:20:10 Шридхар Махарадж он повторял ходя по балкону, но лёжа это вы уже хватили совсем.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Это уж точно невозможно. Имя Кришны нельзя лёжа произнести.
[Из зала]: А если человек болеет?
[Из зала]: Вот, допустим, человек болеет, прилёг и должен встать...
[Из зала]: А если он в постели, у него паралич.

00:20:39 [Драгилев А.К.]: Тогда ему не удастся произнести имя Всевышнего.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Молиться невозможно лёжа.
[Из зала]: Почему невозможно?
[Драгилев А.К.]: Он должен встать перед смертью. На колени, на колени должен встать, тогда можно уже умереть спокойно. Если нет, тогда в ад отправишься.

00:21:01 [Из зала]: Серьёзно?
[Из зала]: А если в уме человек произносит?
[Драгилев А.К.]: А что я сказал-то?
[Из зала]: Махарадж, ну, как бы, джапу... вот нет условий при которых [неразборчиво]
[Из зала]: [неразборчиво] это будет неэффективно.
[Драгилев А.К.]: В поезде нельзя повторять, надо сойти, повторить, потом на следующем поехать.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Я понял, они издеваются.

Как правильно относиться к святым?

00:21:52 [Из зала]: Махарадж, можно тему сменить?
[Драгилев А.К.]: Да можно не сменять, на самом деле, у нас, нам главное до шести дотянуть.
[Из зала]: А вот на счёт поклона, с чего мы начинали, а вы не могли бы объяснить, действительно смысл физического поклона.
[Драгилев А.К.]: Да, я уже сто раз объяснял вчера. Пока мы находимся на физическом плане сознания, то мы должны физически служить.

00:22:12 [Из зала]: Даже если взять пример с ИСККОНом, нам говорили, что если вы видите санньяси, вы должны всё равно кланяться, не важно это ваш гуру или просто санньяси. Смысл вот таких наставлений, в чём? То есть если ты увидел санньяси и не поклонился ему первый раз, ну, человек, обычный человек...

00:22:31 [Драгилев А.К.]: То что?
[Из зала]: Надо поститься вес день...
[Драгилев А.К.]: Или?
[Из зала]: Ну, вот, говорили что надо поститься.
[Драгилев А.К.]: Нет, нет, а что, закон он как действует? Он же всегда меч с двумя лезвиями. Если ты выполняешь его, то ты получаешь один результат, если не выполняешь, то тебя карают за это.

00:22:52 [Из зала]: [неразборчиво] Реакции какие-то, ну, не объясняли подробно... [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: При Николае первом, какая была реакция? Немытая Россия, тёмные времена реакции, санньяси недолжны никому кланяться, кроме гуру.
[Из зала]: Нет, а вот другие люди, обычные люди, санньяси должны кланяться. Говорили, что даже если они шиваиты, то им всё равно нужно поклониться. По крайней мере и Индии так раньше может быть делали. Или это часть этикета?

00:23:31 [Драгилев А.К.]: Так и понимать, смиренный был. Гурудев однажды, мне [неразборчиво] Махарадж рассказывал, однажды ему кто-то поклонился и он в ответ тоже поклонился, и его Гурудев позвал его и сказал, что санньяси Шри Чайтанья Сарасват Матх не кланяются грихастхам, так Шридхар Махарадж распорядился, но, так сказать, как поступали святые, это их личный баджан.

00:24:10 [Из зала]: Я слышал такое, что прежде чем неофит успеет пасть, то даже гуру, он прежде...
[Драгилев А.К.]: Святые, они нам не для подражания, а для почитания. То есть, когда мы читаем, что вот такой-то святой делал то-то, [неразборчиво] Госвами пил только кефир, вообще больше ничего не ел, всю жизнь кефир пил.

00:24:35 Это не значит, что мы должны кефир пить, значит мы должны восторгаться его отречением, что он из самой богатой индийской семьи того времени, а при этом он такой был отречённый, что он ел гнилой рис, когда жил в Пури, а когда пришёл во Вриндаван он питался прокисшим молоком только - кефиром.

00:25:05 Это не значит, что мы также должны, собирать гнилой рис. Это будет демонстрацией своей фертильности ещё раз. Стяжательство уважения, нам не удалось заставить уважать себя тот мир, мир корысти, теперь попробуем, чтобы преданные нас уважали, а для этого нужно наложить на себя какие-то воздержания и чтобы они, так сказать, зауважали нас за это.

00:25:35 Вот когда мы читаем про жития святых, то мы не должны подражать, а должны понимать на сколько они нас превосходят в смирении, в терпении. Святые не для того, чтобы им подражать, а для того, чтоб следовать их указаниям.
[Из зала]: Всегда есть [неразборчиво], а из чувства долга можно…

00:26:03 [Драгилев А.К.]: Лучше делать, да, лучше делать из чувства долга. Лучше сделать что-то из чувства долга, чем не сделать этого. Лучше сожалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал. Поэтому надо исполнять долг, но не слепо, а прислушиваться. Может быть голос сердца говорит о каком-то другом долге? Sorry we in Russian here. We talking in Russian. No no. I mean you will not understand this...

00:26:38 Вот так происходит непонимание - я говорю: «извините, здесь все русские,» - и она подумала, что уйти надо. А я имел в виду, что она не поймёт просто, что по-английски не говорят. Человек... мы часто так. Правда? «Извините, здесь русские», она понимает, что только для русских.

00:27:04 [Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: А я же не это имел ввиду, я имел в виду, что просто мы по-русски говорим...
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: К сожалению, мы говорим по-русски. Вот о чём.
[Из зала]: Только по-русски.
[Драгилев А.К.]: К сожалению, мы говорим по-русски, а понимается как извините, уходите. Из-за разницы в языках.

00:27:24 [Из зала]: То есть когда дают гаятри мантру, дают определённые наставления. Вот если, как бы, нет возможности их выполнить, то лучше не читать или всё-таки?
[Драгилев А.К.]: Лучше читать.
[Из зала]: Стараться, даже если не получается, то всё равно...
[Драгилев А.К.]: Да, лучше читать неумело, не соблюдая какие-то внешние условия, чем поджидать когда же все условия идеально совпадут.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 21 October 2011
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 09 January 2016