Любовь выше доброты
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Из зала]: ... кого нужно, чтобы не перерождаться?
[Драгилев А.К.]: Ну, я в целом согласен.
[Из зала]: Ну, тогда можно, кого нужно полюбить?
[Драгилев А.К.]: Ну, кого-то. Того парня.
[Из зала]: Слушая лекцию, я пришла к тому, что здесь, в этом мире, любви настоящей нет. Здесь мы просто эксплуатируем друг друга, выражаем свою, грубо говоря, похоть. Тогда получается, что мы так и будем перерождаться?
00:00:29 [Драгилев А.К.]: Ну, я соглашаюсь.
[Из зала]: Что нужно сделать, чтобы не перерождаться?
[Драгилев А.К.]: Полюбить того парня. У вас есть идеал?
[Из зала]: Он собирательный.
[Драгилев А.К.]: А вот, полюбите идеального парня. В Бхагаватам есть такой стих, там говорится, что каждый восход и закат солнца укорачивает нашу жизнь.
00:00:56 Поэт, он смотрит на восход солнца и говорит: «Какая жизнь прекрасная», мудрец смотрит и говорит: «Так, ещё осталось на двенадцать часов меньше». И только тот, кто верен идеалу Абсолютной Красоты, над тем не властно время. Ему всё равно восход или закат. Тот, кто предан своему идеалу, над тем не властно время.
Того, кто соприкоснулся с внутренней реальностью, не интересует внешняя
00:01:21 [Из зала]: Один преданный мне сказал, но я сейчас понимаю что это белиберда, но он сказал, что самый высший аспект, самая высшая реализация души – это созерцать Кришну, Радху, их игры. Вот откуда это в человеке, в душе, вот это стремление занять позицию смотрящего? Не участвующего в каких-то действиях, как это сейчас было сказано в Бхагаватам, что созерцать истину, почему нужно именно созерцать? Чайтанья говорил, что нужно ей служить, но о созерцании не было речи.
00:02:04 [Драгилев А.К.]: Есть разные аспекты истины, если вы хотите её наблюдать, то она появится определённым аспектом вам и вы не будете с ней в активных отношениях. В данном стихе речь идёт о том, что существуют внутренняя реальность и внешняя реальность. Говорится, что если человек соприкоснулся с внутренней реальностью, то внешняя реальность уже для него теряет всякую привлекательность, его увлекает та реальность субъективная.
00:02:41 [Из зала]: Соприкосновение это и есть созерцание?
[Драгилев А.К.]: Ну, да. То есть если под созерцанием вы понимаете пассивное наблюдение, то это то, к чему стремятся йоги, они созерцают мировую душу или сверх-душу внутри себя. Как бы они смотрят на эту форму сверх-сознания.
00:03:05 Но, если под созерцанием понимать следование за ней, то есть поиски её, когда мы ищем, мы тоже созерцаем. Мы в своём сознании держим объект поиска, то тогда истина открывается активной стороной, она открывается своими играми, своими забавами. Если вы хотите просто созерцать, о чём говорил ваш друг, то она будет пассивная, как мировая душа.
00:03:37 Она находится в пассивном состоянии, вы просто её наблюдаете, она не движется. С какой бы стороны вы её не обходили, она всегда к вам лицом. У неё нет зада. Но если вы хотите искать её, то есть если вы стремитесь к этой истине, то она начинает двигаться, то есть она проявляет такой аспект как лила – игра и это большее созерцание, это большая сосредоточенность.
00:04:08 Вот этот стих, он как бы обыгрывает две стороны. С одной стороны говорится о внешней и внутренней реальности и тот, кто соприкоснулся с внутренней реальностью, его уже не интересует то, что происходит во вне. То есть вот эта круговерть состояний, мы с вами, как бы, мы наблюдаем, казалось бы, явления и действия окружающего мира, а на самом деле мы наблюдаем лишь изменения собственных состояний, то есть мы, как бы, ощущаем разные состояния.
00:04:42 Нам кажется, что мы наблюдаем внешний мир, объекты внешнего мира, на самом деле, мы просто меняем свои состояния и нам что-то видится. Например, если я смотрю на розовую стену, то это не розовая стена, а просто у меня состояние наблюдения розовой стены. И вот когда мы меняем свой взгляд или переводим свой взгляд, переводим свой слух, ощущаем разные запахи, то это всего-навсего смена наших состояний.
00:05:14 То есть есть состояние наблюдения розовой стены, есть состояние наблюдения войны. Войны не происходит, происходит просто перетекание одного состояния в другое. А мы называем это войной. И тот, кто соприкоснулся с внутренней реальностью, вот эта смена состояний, она перестаёт для него быть интересной. Он не находит в явлениях окружающего мира ничего значимого.
00:05:44 Кто-то пошёл войной на кого-то, кто-то отобрал у него кошелёк или несправедливо с ним обошёлся. Это просто изменение твоих состояний. Но это происходит, если ты соприкоснулся с чем-то более, более очаровательным, более притягательным. И вот когда ты соприкасаешься с этой внутренней реальностью, там есть несколько пластов.
00:06:09 Вот какой-то пласт этой внутренней реальности ты можешь просто созерцать и тебя вполне всё устраивает, ты просто созерцаешь вот эту вот безмятежность или Брахман, или созерцаешь некий облик сверх-сознания. И тебя в этом случае не интересует внешняя круговерть, но ты можешь пойти ещё дальше, ты можешь не просто пассивно созерцать внутреннюю реальность, а можешь принять участие в её играх, но в качестве слуги, конечно.
00:06:42 То есть более глубокий пласт этой реальности. А то, что просто созерцать игры Радхи и Говинды, понимаете, они же не актёры в Колизее, что мы собрались, заплатили им систеациями или динариями и наблюдаем как они там играют. Если вы хотите занимать просто наблюдательную позицию, тогда вы игры не заметите, а если вы хотите служить, тогда появляется игра, появляется смена декораций.
Почему люди служат своим чувствам?
00:07:19 [Из зала]: Я вот размышлял почему, я вот задал себе вопрос: почему я не хочу служить Господу, я хочу служить своим чувствам, то есть себе. Почему я не хочу служить идеалу Чайтаньи? Потому что я не могу видеть. Вот, допустим, меня спрашивают если бы я увидел идеал, то разумеется, наверное, он бы меня привлёк и очаровал на столько, что я бы рядом всё позабыл в этом мире, но как человеку можно по-настоящему захотеть служить, тому, чего он просто не может воспринять?
00:07:50 [Драгилев А.К.]: Нужно выказать этой реальности своё неравнодушие. Но в вашей посылке заключено равнодушие, то есть: вот Он явится ко мне, тогда я Ему буду служить. Если та, надмирная реальность откроется, тогда я и буду служить, а пока не откроется, что я ей буду служить? То есть, другими словами: Господь, тебе надо – сам придёшь.
00:08:11 А в общем так - Он сам придёт, если Ему надо, - это верно, но ты должен выказать свою заинтересованность, что это тебе надо. Что ты небезразличен к этому, показать своё желание, а не то, что надо – придёшь, то есть мне всё равно, придёшь – я Тебе буду служить, не придёшь – не буду. Это безразличие, у нас. Мы должны показать своё небезразличие.
00:08:38 [Из зала]: Господу молиться вслух, говорить: Ты мне небезразличен?
[Драгилев А.К.]: Начинай говорить вслух.
[Из зала]: Но это обман будет, потому что…
[Драгилев А.К.]: Ничего страшного. Говори вслух сначала.
[Из зала]: Говорить вслух это войдёт в привычку?
00:08:52 [Драгилев А.К.]: Поскольку ты не можешь не говорить вслух, то есть всё, что ты можешь говорить - это только вслух, хотя бы говори вслух. То есть дело в том, что мы живём в этом мире и мы ищем того, кто заинтересуется нами лично, не тем, что у нас есть, а вот нами лично, кому мы лично будем интересны. Потому что, как правило, нас окружают те, кому от нас что-то надо, не мы сами, а то, что у нас есть.
00:09:31 Если мы славные, то им нужно немножечко славы – погреться. Если у нас много денег, то им нужно от тебя денег. Если у нас есть сила, то они ищут у нас силы, то есть не мы сами нужны, не наша душа, а что-то, чем мы, казалось бы, обладаем. Таким образом этот мир и есть мир корысти. Потому что здесь нет никому дела друг до друга. Мы лично никого не интересуем, интересует наше обладание чем-то, наше имущество, поэтому здесь и нет любви.
00:10:15 И единственный, кого мы лично интересуем, не зависимо что у нас есть, а вот сам я – это Господь. Потому что то, что у нас есть Его не интересует. Потому что это всё Его, понимаете. То есть Он единственный искренне заинтересован в нас самих. То есть Он единственный любящий нас. И ради этого, хотя бы ради этого, чтобы встретиться с тем, кому мы лично интересны, достаточно просто показать своё небезразличие Ему.
00:10:50 Всем остальным до нас нет дела, всем остальным есть дело до того, что у нас есть. Потому что у них этого нет. Какие-то может возражения?
[Из зала]: То есть кто-то кого-то интересует не за что-то, а потому что это уже...
[Драгилев А.К.]: Если кто-то нами интересуется...
Истинная любовь к нам у того, кто ничего не ждёт от нас
00:11:06 Вот, просто нами, то это Господь или его представитель - шри-гуру, это тот, кому не интересно обладание нашим имуществом, нашей властью, славой, богатством или физическими способностями, Его это не интересует. И если Он показывает небезразличие нам, это значит, что Его интересуем мы. Другими словами, если бедный с вами заводит дружбу, значит, ему нужны какие-то деньги.
00:11:39 А если богатый, который молод, богат, знаменит, вдруг, говорит: «Давай подружимся, давай отметим наше знакомство». Значит, либо у нас есть то, чего ему не хватает, либо его интересуем мы как личность. И так сложилось, что в этом мире нет таких людей, нет таких существ, которым мы интересны были бы. Те, кому интересны мы, они не от мира сего, им ничего от нас не надо.
00:12:13 Среди бесконечного количества личностей кто-то один обладает бесконечным богатством. Если, допустим, мы возьмём сто человек, то среди ста один самый богатый, но он не бесконечно богатый, он просто богатый среди этих ста. Если мы возьмём тысячу человек, то он самый богатый среди тысячи, а если мы возьмём бесконечное количество, то самый богатый будет бесконечно богат, понимаете?
00:12:45 Если мы возьмём среди ста человек самого знаменитого, то это будет знаменитый среди ста человек, а если мы возьмём знаменитого среди бесконечного количества сущностей, субъектов, то это будет бесконечно знаменитый. Точно так же с красотой, среди двух один более красивый, среди десяти кто-то более красивый. Но среди бесконечного количества субъектов самый красивый обязан быть бесконечно красивым.
00:13:18 И он бесконечно красивый, или сильный, или знаменитый, или мудрый, он стал таковым не в результате того, что превзошёл путём эволюции других, он всегда был таковым, то есть бесконечно знаменитый он, или бесконечно сильный, он не поборов других стал таковым, а он всегда, а все остальные лишь его отражения.
00:13:47 И вот так случилось, что вот эти вот бесконечно красивый, бесконечно знаменитый, бесконечно сильный, бесконечно любящий, это всё сходится к одному и тому же лицу, это всё Он, это не четыре разных человека, понимаете? Как Карл Маркс и Фридрих Энгельс, это не четыре человека. Самый красивый, самый великодушный это всё один и тот же, это не два человека. И хотя бы ради этого нужно выказать своё небезразличие ему.
00:14:25 Если мы выказываем небезразличие, мол, придёшь, значит, я буду, откроешься - буду Тебе служить, не откроешься – не буду Тебе служить. То и Он будет к нам безразличен, то есть Он, другими словами, говорит: «Ну, если тебе безразлично приду я или не приду, ну, тогда я и не приду, тебе же всё равно». Но если ты жаждешь встречи с Ним, но здесь проблема, встретиться можно с Ним только если ты его раб.
00:14:52 Раб Бесконечной Красоты, если ты Ему сдался на милость, тогда, прибывая в нашем сердце, Он видит наше небезразличие и Он, как правило, приходит. Так говорят знающие. Продолжая вот этот ряд рассуждений, мы можем сказать, что среди двадцати человек, которые нас окружают кто-то самый небезразличный к нам. Например, кому-то нужны наши деньги, имущество, власть и слава.
00:15:27 А кому-то просто деньги, мы ему более дороги. А кому-то нужны, даже если мы возьмём тридцать окружающих нас, ему нужны не все деньги, он ещё более бескорыстен к нам, он ещё более великодушен или более любящ. Среди сорока, ему нужны не все деньги, а чуть-чуть, совсем чуть-чуть, но если мы возьмём бесконечное количество субъектов, то самый великодушный или самый заинтересованный в нас это и будет тот кто самый-самый красивый, будет тот, кто самый сильный, если мы будем продолжать такое рассуждение.
00:16:09 То есть тот, кто наиболее великодушен к нам, ему от нас вообще ничего не надо. Если ограниченное количество окружающих нас, то самому бескорыстному что-то, да надо. А если бесконечное, то самому бескорыстному ничего не надо, понимаете? Это такое рассуждение логическое, можно так сказать.
Кому же мы интересны только как личность?
00:16:32 [Из зала]: А мы ему нужны в качестве рабов, доставлять ему удовольствие, да?
[Драгилев А.К.]: Мы ему не нужны в качестве рабов.
[Из зала]: Ну ведь нас интересует лично...
[Драгилев А.К.]: Да.
00:16:46 [Из зала]: А для чего тогда? То есть для того, чтобы ему доставить удовольствие, да?
[Драгилев А.К.]: Тогда его интересуем не мы, а удовольствие. То есть тогда ему что-то, тогда он ничем от других не отличается. Другим мы тоже нужны, чтоб доставить им удовольствие.
00:17:02 [Из зала]: А как понять тогда вайшнавские призывы: удовлетворишь гуру и удовлетворишь Кришну. Значит, выполнить что он попросит, это значит доставить ему какое-то удовольствие. Я может быть ошибаюсь...
[Драгилев А.К.]: Ну, тут, иногда, ну, не совсем так.
[Из зала]: Для чего тогда выполнять его просьбы, пожелания?
00:17:30 [Драгилев А.К.]: Понимаете, когда вы кому-то интересны это одно, а когда вы кому-то интересны чтобы вы ему доставили удовольствие – это другое. Здесь он уже вас отделяет от того, что у вас есть. Это способность доставлять удовольствие. А, дело в том, что Господь, Его называют Атмарама, Он может доставлять себе удовольствие самостоятельно, без нашей помощи.
00:17:55 Вот именно мы Ему интересны как личность, представим себе идеал, когда они любят друг друга, вот когда они любят друг друга им друг от друга ничего не надо. Им нужно, им достаточно, что вот он есть и я могу быть рядом с ним, мне достаточно, что она есть или он есть. Вот когда они чисто любят друг друга.
00:18:25 Вот тогда это означает, что мы лично ему интересны, наши свойства, наши черты характера, самим фактом нашего существования мы доставляем ему радость, а не тем, что мы служим ему как рабы. Но происходит такая метаморфоза, что когда любящие встречаются, то они на столько очарованы друг другом, что становятся добровольными рабами. Не то, что Он хочет принудить нас, чтоб мы Ему служили. А просто, будучи в нас заинтересован, Он как бы являет себя.
00:19:08 Когда мы для Него представляем интерес, Он как бы вступает с нами в какой-то контакт и это означает, что Он открывает Себя нам. И здесь неизбежно происходит, что мы очаровываемся и хотим Ему служить, то есть хотим быть Его рабом. Не то, что Он ищет новых и новых рабов, а просто невольно так происходит. Если Абсолютная Красота являет себя, то ты мечтаешь служить Ей.
00:19:37 Но когда нам от Абсолютной Красоты, то есть от Всевышнего, что-то ещё надо побочное, тогда мы неспособны Его увидеть, мы не способны вступить с Ней в отношения. Тогда мы получаем всё что угодно, кроме Её Самой и тогда Она не открывается. Поскольку Она нам и не нужна. Если нам от близких, от любовных отношений что-то ещё нужно, тогда нам и эта личность не нужна, но Она нам даёт свободу, она нам даёт власть, деньги, богатство, всё, что угодно, лишь бы Её не беспокоили.
Чем любовь отлична от доброты?
00:20:14 [Из зала]: В Гите Кришна говорит, что я отношусь ко всем одинаково, - но я имею в виду, что он заинтересован как-то в нас самих и во всех живых существах, - но к своим преданным я отношусь особо.
[Драгилев А.К.]: Когда они выказывают своё небезразличие и он идёт к ним с распростёртыми объятиями.
[Из зала]: Просто я очень часто слышал, что у него такие поразительные качества, он любящий, он любит нас, он добрый.
[Драгилев А.К.]: Так нет, он не добрый, он любит.
00:20:49 [Из зала]: Любит?
[Драгилев А.К.]: Да. Доброта и любовь разные вещи. Любит – это значит терпит. Вот в христианской концепции любовь, хотя там произносится это слово, но там Господь нетерпим, то есть там, если ты в Него не поверил, что Он твой спаситель, это такой ужасный грех, что Он тебя будет мучить вечно, Он тебя отправит в ад на веки. И второго шанса у тебя не будет.
00:21:15 Только потому что в Него не поверил, ты будешь всегда страдать. Он тебя не убьёт за это, Он тебя будет мучить вечно, хотя там произносятся слова любви. Любовь – означает вечное терпение, то есть какие бы ужасные вещи ты не совершил, как бы ужасно ты в Него не верил, какие бы проступки против Него ты не делал, Он всегда готов тебя принять. Ни один раз, ни два, ни миллион, а всегда. Вот это есть любовь, но не доброта.
00:21:47 [Из зала]: Те преданные, которые были здесь в этом мире, которые действительно его любили, почему-то он заставлял переносить некие страдания, гонения, лишения. Тот же Христос, да, тот же Харидас Тхакур, он, конечно, потом их всех спасал, но прежде чем спасти их, они выносили страдания.
[Драгилев А.К.]: Это нам кажется, что они страдали.
00:22:20 [Из зала]: Но им же было больно, понятно, что они были в сознании…
[Драгилев А.К.]: Нет, они понимали, для них главное, чтоб Он существовал. Царица Кунти, она говорит, что: «Вот когда нас гнобили, но Ты был рядом, мы даже не замечали ничего», то есть другой мог бы сказать, что мы страдаем, а вот когда мы обрели царство земное, но Ты уехал от нас, вот тогда мы действительно страдаем.
00:22:47 То есть в этом мире, когда человек бросается на амбразуру за родину, он не страдает, он знает, что он спасёт страждущий народ от поганых завоевателей. И он ликует в этот момент, для него физические страдания не существуют. Он идёт на смерть с улыбкой за родину. А что говорить о тех, кто за Господа идёт?
00:23:16 Вот, поэтому Иисус Христос он говорил, что когда он молился в этом саду Гефсиманском, он говорил: «Ты хотя бы мне намекни, что я ради Тебя буду, я конечно пойду на крест, но Ты успокой меня, хотя бы намекни, что я ради Тебя это сделаю». Вот, то есть он страдал не от гвоздей, а от того, что он хотел знать ради него он это делает или он просто думает, что ради Него. Так что преданные, они не страдают.
00:23:47 [Из зала]: Нам кажется…
[Драгилев А.К.]: Нам кажется, да. Нам кажется. Вот когда ты, например, думаешь о своей любимой, наступаешь на кнопку канцелярскую, тебе же не больно. Но не больно ведь, правильно? Или когда ты любишь кого-то, а тебя в это время комар кусает, ты же не замечаешь этого.
00:24:07 Качественной разницы нет, но в этом мире, конечно, в мире корысти мы всё это замечаем. Потому что любви нет, мы и замечаем эти страдания. В этом мире, как бы, вместо любви мы пожираем друг друга. Это как в том анекдоте. Мама, смотри: «Дядя тётю ест». – «Дурачок, не ест, они целуются». А вообще-то точно ест. Вот нам кажется целуются, а на самом деле едят друг друга. Дядя тётю, тётя дядю - все едят, эксплуатируют в смысле.
00:24:46 То есть нам кажется, что любят, то есть целуются, а если присмотреться, действительно едят друг друга. Потому что мир эксплуатации. Когда мы любим, то нас интересует сам субъект, когда нас кто-то любит, то мы его интересуем лично. А когда нам делают добро, то он не себя отдаёт, а он даёт что-то, постороннее от себя.
00:25:13 Когда вам делают добро, то вам что-то дают, а когда вас любят, вам достаточно, чтобы этот субъект рядом присутствовал, даже ничего бы вам не давал, а рядом просто был. То есть вам достаточно его самого, когда есть любовь, вам достаточно самого. Вот подлинная любовь выражается в том, что он есть и я есть. Если я люблю, то мне достаточно того, что он есть, мне от него ничего не надо, а в доброте происходит взаимообмен неким имуществом.
00:25:47 Имуществом, я имею в виду, какими-то благами, духовными или материальными - это доброта. То есть ты даёшь что-то от себя. А в любви вам достаточно друг друга.
[Из зала]: Необходимо присутствие самого субъекта, да? А доброта это субъекта может не быть рядом, но что-то от него...
00:26:06 [Драгилев А.К.]: От него что-то, да.
[Из зала]: То есть это…
[Драгилев А.К.]: Добро какое-то. В любви не то, что нет доброты, просто доброта, она как бы часть, она незначительная. Добро и зло, оно там, внутри этого всего.
00:26:21 Любовь такое всеобъемлющее понятие, что оно как бы подминает под себя доброту, добро, зло, ненависть, симпатию, привязанность, все вот эти ниши, как бы вторичные признаки. В любви присутствует и доброта и недоброта, то есть любовь, она как бы шире. В доброте нет зла, нет жестокости. А в любви есть и жестокость тоже, то есть она шире, понимаете? Она вне добра и зла.
О свободе в любви
00:27:01 А в чём проявляется зло, того, кто тебя любит? В том, что он может сбежать, это зло, да, это жестокость. В торговых отношениях зло проявляется – у тебя могут что-то отобрать, твоё имущество. Когда отношения корыстные, то мы под злом понимаем, что у тебя что-то отберут, тебе что-то не дадут. А когда отношения чистые, то под злом уже понимается совсем другое, что он может пропасть или он может тебе свободу дать. Вот это жестокость и это всё включено.
00:27:35 [Из зала]: Но ведь существо может полноценно любить, только когда мы свободны?
[Драгилев А.К.]: Как только ты любишь, то свободы уже нет, потому что ты уже привязан. Свобода, она нужна для того, чтобы от неё свободно отказаться. В любви присутствует и свобода, и рабство. А в свободе нет рабства. То есть свобода – это ущербное, усечённое понятие.
00:28:00 То есть когда сердца любят друг друга, но это, возможно, опять-таки, мы сейчас говорим о высших отношениях, проецировать на что-то из своего опыта не нужно. Не нужно вспоминать её или его, понимаете, мы говорим о высшей реальности. Так вот, когда они любят друг друга, то в этом есть и свобода, и рабство, потому что когда ты любишь, ты раб, но при этом ты готов исполнить любую его прихоть.
00:28:38 То есть он свободен в изъявлении своих прихотей, а ты готов рабски исполнить любую его прихоть добровольно. То есть и свобода и раб, то есть ты как бы раб абсолютно свободного, потому что ты ему готов позволить что угодно. А в свободе, если ты просто свободен этого нет, то есть любовь это всеобъемлющее, всепоглощающее понятие, в ней есть и добро и зло, и свобода, и рабство, но опять-таки не нужно это проецировать на что-либо из нашего земного опыта.
00:29:16 Речь идёт не о ней, не о нём.
[Из зала]: Это чувство спонтанно возникающее или это можно в себе развить?
[Драгилев А.К.]: Нет, развить нельзя. Развить в себе можно отвращение к низшему. Отвращение к безобразному можно в себе развить, а чувство прекрасного нельзя в себе развить. Как вот пару дней назад спрашивали про, что такое молитва и как правильно молиться. Как научиться правильно молиться.
00:29:45 А молитва, это крик души, научиться невозможно, но возможно научиться не молить об иллюзорном, то есть не молить о грязном. Вот это возможно научиться, а молить о чистом невозможно. То есть если ты не будешь молить о каких-то благах, о спасении, об избавлении, тогда возможно придёт подлинная молитва. Если в трудные минуты ты не будешь молить об избавлении, тогда может быть придёт молитва о чём-то существенном, о чём-то настоящем.
00:30:23 Если ты не будешь молить о бренном, то ты сможешь молить о настоящем. Вот это можно в себе воспитать, это и есть садхана-бхакти или такая ежедневная кропотливая работа над собой. Не молить ни о чём низшем, ни о чём бренном, это трудно научиться. А молить о чём-то реальном, настоящем возможно, когда это реальное приходит. Как Шридхар Махарадж говорит: «Прекрасная Реальность Сама Себя явит, тогда можно будет молить».
00:30:57 Потому что подлинная молитва, это чтоб Она не уходила. Если Она ещё не явилась, как ты можешь о чём-то подлинном молить? Вот точно так же, что касается чувства прекрасного. Можно развить в себе стойкую неприязнь к безобразному, к омерзительному, и отвратительному, но чувство красоты нельзя в себе развить. Оно само придёт, когда Красота явит себя.
00:31:29 [Из зала]: Человек, если верит в Бога, оказавшись в трудную минуту, если он понимает, что только Бог может, Господь может помочь и его естественная реакция будет молиться, а с другой стороны действительно…
[Драгилев А.К.]: Но не надо молить.
00:31:51 [Из зала]: Что тогда делать? Переживать просто в себе внутри трудности?
[Драгилев А.К.]: Говорить: Господь, если Тебе надо, то пожалуйста, помучай меня, я Твой раб, Ты мой господин. Если Тебе угодно, пожалуйста, я в Твоём распоряжении. Но молить об избавлении я не буду.
00:32:08 Конечно, у нас за долгое существование в мире корысти возникли привычки молить кумиров, небожителей о спасении, об избавлении от страданий, конечно. Но эту привычку надо в себе искоренять, конечно, как Шридхар Махарадж говорил: «Лучше снести обиду, чем нанести обиду». То есть если вас бесчестят, поносят, то не пытайтесь отвечать, не пытайтесь показаться лучше, чем вы есть на самом деле, не выгораживайте себя.
00:32:56 Ещё косвенно говорил об этом Иисус Христос: «Если вас ударили по щеке, другую подставь». Это имеется в виду не когда вас там мутузят, а когда вас позорят, когда порочат ваше чистое имя, не пытайтесь выгородиться. И тем более, не просите, чтобы Господь вам помог в этом. Хотя первый позыв, конечно, такой, ведь мы читаем в молитвах, что слава преданного пронесётся по всем трём мирам, а не происходит этого, значит, нужно прилагать усилия.
00:33:32 [Из зала]: [говорят на английском]
[Драгилев А.К.]: [говорят на английском]
О страхе, рождении и смерти
00:36:11 [Из зала]: Говорят, что Кришна очищает преданному сердце и тушит пожар рождения и смерти. А как происходит процесс очищения сердца?
[Драгилев А.К.]: Знаете, как говорят, если вы боитесь пополнеть, то перед едой выпейте пятьдесят грамм коньяка, это уменьшает чувство страха. Понимаете? Это что касается пожара рождения смерти.
00:36:48 Как такового пожара рождения смерти не существует, поскольку Господа боится сам страх, понимаете? Первопричина всего сущего, является и причиной страха тоже. То есть страх, другими словами, имеет подчинённое положение. Поэтому говорится, что страх боится самого Бога.
00:37:11 Если бы Бог испытывал страх, это значит страх был бы причиной Бога. Страх не может быть причиной Бога. Господь прямая и косвенная причина всего, в том числе и страха, косвенная причина страха Он тоже. В высшем мире страх тоже существует, но страх потерять Его. В нашем мире этот страх потерять Его присутствует в виде страха потерять своё тело, потому что мы считаем, что мы боги, а там ты боишься потерять Бога.
00:37:46 То есть кого-то, потерять из виду Абсолютную Красоту, испытываешь страх, но это страх иного порядка здесь. Поскольку я себя считаю богом, то мы боимся себя потерять, то есть своё тело. Следовательно, страх тоже есть следствие этой абсолютной причины. И вот не существует рождения и смерти, существует страх перед смертью. А поскольку страх боится Самого Господа, то когда ты принимаешь убежище у Господа, то и страх убегает.
00:38:21 Ты уже не боишься ни рождения, ни смерти. Их итак нет, так же как нет восхода и заката, нам только кажется, что солнце встаёт. Также нет ни смерти, ни рождения, нет восьми тридцати, нет ни полуночи, ни полдня, ни осени, ни весны, есть Солнце. Но нам, отдалившимся от центра, если мы в центре солнечной системы, то для нас не существует восьми часов вечера, понимаете?
00:38:49 И солнце не уходит на Южное полушарие. А когда мы отдаляемся от центра, когда мы отдаляемся от первопричины, от Всевышнего, тогда солнце уходит куда-то, солнце ушло на Южное полушарие, восемь часов тридцать пять минут. Как так? Это не восемь часов тридцать пять минут, а на экране какие-то палочки. Вот я смотрю на экране палочки, а мне кажется, что восемь часов тридцать пять минут.
00:39:17 Я почему-то эти палочки отождествляю со временем. Или вот палочки крутятся, а мы говорим время идёт, а просто палочки крутятся. Вот, точно так же нет ни рождения, ни смерти, как нет полудня и полуночи. Но мы боимся этого времени, мы боимся, что палочки встанут в такое положение когда меня не будет. Это называется страх смерти.
00:39:40 Вот если мы приняли убежище у Прекрасной Реальности, у Абсолютной Красоты, у Всевышнего, тогда этот страх пропадает, то есть гасится пожар, это поэтическим языком говорится, не смерть уходит, как таковая, а в твоей голове она перестаёт существовать, следовательно, она и вообще перестаёт существовать. Другими словами, если боитесь умереть, выпейте пятьдесят грамм коньяка, страх притупится. Но лучше принять убежище у святого имени, это лучшее лекарство от смерти.
О правде и её красоте
00:40:16 [Из зала]: То есть в этом сообщении скрывается какой-то более глубокий смысл, да?
[Драгилев А.К.]: Понимаете…
[Из зала]: О душе, пожаре рождения и смерти...
[Драгилев А.К.]: Совершенно верно, да, просто Господа называют Уттама-шлока, то есть тот, о ком невозможно говорить непоэтическим языком, поэтому все описания его насыщены поэтическими метафорами, которые являются реальностью.
00:40:41 В высшем смысле метафора или миф это реально, а то, что мы с вами видим как реальность это миф. Поэтический язык он опять-таки показывает истину и при этом он её показывает с красивой стороны. В Бхагаватам говорится, что истина неполноценна, если она некрасива. То есть правда не может быть некрасивой. Мы ищем правду, но если правда безобразна, даже если это правда, она не правда.
00:41:14 Всё, всё что связано с Господом, все описания Его, Его игр, качеств они поэтически преподнесены. Конечно, в этом мире боятся правды, потому что здесь нет красоты, здесь есть польза. Этот мир пользы или эксплуатации. Есть два мира: мир этики и мир эстетики. Мир эстетики это там, где живёт Абсолютная Реальность, а мир этики, там где есть хорошо и плохо, это, хотя мир правды, в общем здесь все ищут правды, но поскольку здесь нет красоты, то и правда никому не нужна. Зачем она нужна?
00:41:54 Можно, например, крутиться и тогда у тебя голова закружится, потому что ты видишь окружающую карусель, а можно стоять на месте и карусель будет сама крутиться. И в том и в другом случае у тебя будет кружиться голова. Но в одном случае ты стоишь, а в другом случае ты двигаешься. То есть ты видоизменяешься. Вот в материальном мире, в мире корысти мы гоним эту волну, то есть мы сами видоизменяемся, мы попадём поочерёдно в три состояния: отупения, беспокойства и благополучия.
00:42:30 Смена вот этих состояний: отупение, беспокойство, или отупение, творчество и созерцательность – саттва, смена этих состояний заставляет нас воспринимать мир. Просто у нас меняется состояние и нам кажется, что мир движется, что вообще что-то есть вокруг, а это я нахожусь в центре и у меня состояние меняется. То есть я двигаю этим миром. Или как философ Беркли говорил: «Мир во мне». То есть я этот мир создаю, я им двигаю.
00:43:07 Но в иной потусторонней реальности мир уже движется и мы тоже его воспринимаем, и тоже он вскруживает голову, очаровывает. Но там движение совсем другое, там своё движение, своя лила, а здесь наша лила. Здесь мы очарованы майей и там мы очарованы майей, но там не мы причина движения, а здесь мы причина движения. Это маха майя, а там йога майя.
00:43:37 [Из зала]: Состояние не когда я двигаюсь, а когда мир вокруг двигается, это вот и есть…
[Драгилев А.К.]: Это Брахман.
[Из зала]: Брахман, да?
[Драгилев А.К.]: Это приостановка всякого движения, пребывание в свете.
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 11 January 2016