Великая наука бессмертия - Бхагавад Гита
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Исторические факты возникновения «Бхагавад Гиты»
00:00:00 Гуна Манджари: (продолжение)….где это происходило, то есть это всё исторические факты. Как иногда, мы можем услышать такое выражение, что «эпос Бхагавад Гиты» или «эпос Махабхараты». Но это не эпос, это реальные исторические факты, и это место сохранено, там есть у археологов артефакты, то есть какие-то свидетельства о том, что это происходило на самом деле, действительно документы существуют. Кроме того, это знание и знание самой «Бхагавад Гиты» говорит само за себя, так как все истинные вещи проверяются временем, и всё, что сохраняется в течение времени, то и является истиной. Много чего ушло, много чего не дошло до нас, мы не знаем, но «Бхагавад Гита» сохранена, и она всегда присутствовала, она всегда передавалась от учителя к ученику.
00:01:09 Возможно, она не была широко известна на Западе, но она всегда присутствовала, это знание всегда присутствовало на Земле. И говорится, что «Бхагавад Гите» 5000 лет, но это письменному такому документу, но на самом деле «Бхагавад Гита» передавалась устно и она вечна. Её всегда передавали, миллионы лет, сколько существует Земля, она передавалась здесь и до этого также существовала.
00:01:51 Само действие, когда «Бхагавад Гита» была поведана, происходило 5000 лет назад, во времена «Махабхараты», когда существовала Земля, она была как единое Царство. В то время Землёй правили Куру и Пандавы, это две царские династии, которые существовали на Земле в то время. «Махабхарата» повествует о тех событиях, которые предшествовали появлению «Бхагавад Гиты», и это было великое сражение между двумя царскими родственными династиями.
«Махабхарата» - источник знаний о дхарме и вселенском законе
00:02:49 События, которые отражают это время, как раз описывает «Махабхарата». «Махабхарата» - это не простое историческое произведение. Сама «Махабхарата» является тоже Ведами, и там же в событиях, которые происходили, по ведам - Вселенский закон. «Махабхарата» повествует о дхарме. И мы говорили на этих встречах, на этих эфирах, что дхарма переводится как «неотъемлемая природа всего» и также существует определённый Вселенский закон.
00:03:38 Мы знаем, что государство имеет законы, оно имеет кодекс определённый, по которому живёт общество. И нарушение этого закона влечёт за собой наказание. Так как общество создано людьми, и тем более в то время, в которое мы живём, оно не является совершенным. Мы живём в Кали-Югу и оно имеет много недостатков, кроме того, что человеческая природа она не совершенна. Поэтому люди могут совершать какие-то вещи, правонарушения; они могут избежать наказания, либо они могут быть как-то наказаны не по закону, несправедливо – это всё влияние человеческого несовершенства и также того времени, в которое мы живём.
00:04:44 Время Кали-Юги само очень несовершенно, скажем так. В отличие от Вселенских законов, которые всегда совершенным образом проявлены, и они совершенным образом исполняются. Человек обязательно получит то, что он должен получить. Это выражаются в законах кармы, когда любое действие сопряжено с последствиями. Последствия обязательно придут в форме хороших или плохих проявлений в нашей жизни.
00:05:35 Это даже на физическом уровне проявлено как закон Ньютона, «физически каждое действие рождает равное ему по силе противодействие». То же самое происходит на тонком плане, на метафизическом плане. Когда каждый наш поступок, всё, что мы делаем, приходит к нам в форме разных событий в нашей жизни, в форме того, что мы имеем, что нас окружает, даже в форме того какой ум человек получает при рождении, в форме разума. То есть всё, что у нас есть в этом материальном мире, приходит как следствие наших предыдущих действий. Это всё связано с тем, о чём говорится в «Махабхарате».
00:06:32 И там, в форме истории, в форме исторических событий, которые происходили в то время, описан этот закон дхармы, то есть, как всё происходит, свод законов, что является правильным, что является неправильным. И это не является историческим каким-то повествованием или эпосом, это именно таким образом в форме истории, в форме событий описывается, даётся понимание свода Законов, Вселенских Законов.
00:07:11 Также это было рассчитано и на Кали-Югу, когда разум слабеет и людям достаточно сложно воспринимать какие-то философские произведения, а истории любят все, поэтому существуют многочисленные сериалы с бесконечным количеством сюжетов и серий. Они захватывают, люди, что называется, залипают на эти вещи, потому что это естественно. Всем интересны какие-то истории, какие-то сюжеты любовные, конфликты. Поэтому всё, что развивалось в эпоху «Махабхараты» в такой как бы игровой форме, в форме истории, в форме интриг, это всё было связано с дхармой. Таким образом, Господь учил, Он давал знания всем людям «что такое хорошо, что такое плохо».
00:08:23 «Махабхарата» - это необычное произведение, и личности, которые участвовали в этой «Махабхарате», специально пришли с определённой миссией, для того, чтобы преподать человечеству урок, научив его законам дхармы или вечным Вселенским Законам. Я думаю, многие знают «Махабхарату», читали или известные индийские телесериалы, это любимая тема «Махабхараты», многие смотрели.
00:09:00 Там описываются истории между божественной и демонической природой, которую мы разбирали на ряде наших эфиров. Там это всё проявлено в форме событий, в форме различных ситуаций. И династия Пандавов, в которой родился, проявился главный герой «Бхагавад Гиты» Арджуна, представляла собой Божественную природу, а династия Кауравов представляли собой природу демоническую. И династия Пандавов были близкими друзьями с Верховной Личностью Бога - Кришной. Тогда как Кауравы были враждебны по отношению к Пандавам и причиняли им всякие беспокойства.
00:10:14 Об этом как раз и повествуется в «Бхагавад Гите», что личности демонической природы всегда будут враждебны, завистливы по отношению к личностям божественной природы, по отношению к Верховной Личности Бога. Личности божественной природы признают присутствие, главенство и дружбу с Верховной Личностью Бога, а личности демонической природы конкурируют с Верховной Личностью Бога, хотят сами им быть, проявляться даже на самом мизерном, ничтожном уровне. Но всё равно они проявляют своё такое отторжение от Высшей Божественной природы, настроение конкуренции и настроение такого отвержения.
00:11:14 В силу этого они обладают всеми теми недостатками, пороками, о которых мы говорили, когда рассматривали личностей демонической природы. Естественным образом они в этой борьбе теряют всё, потому что в конце «Махабхараты», в конце этого произведения всё было разрушено, все кшатрии, все воины, Кауравы были уничтожены. Потому что говорится, что «тот, кто поддерживает дхарму, он защищается дхармой, а тот, кто идёт против неё - будет уничтожен», таков Закон природы.
Почему страдают хорошие люди?
00:12:01 Когда мы видим, достаточно часто, особенно в Кали-Югу, что люди не очень хорошие, не очень позитивные, не честные и так далее, живут хорошо, а честные и хорошие живут плохо; то есть это извечный вопрос: почему страдают хорошие люди? Дело в том, что когда мы смотрим на ситуацию в каком-то узком отрезке времени, мы не можем видеть всю ситуацию, мы не можем видеть всю картину. Для того, чтобы понять всю картину, нам нужно увидеть весь узор, что называется.
00:12:48 Так как наша душа вечна, и она не ограничивается одной жизнью, то мы не можем проследить, что происходит с человеком дальше, что происходит с ним в следующей жизни. И даже на протяжении этой жизни, мы не можем проследить в течение ряда лет, что с ним может произойти, или какое внутреннее состояние испытывает человек, который нарушает дхарму. Поэтому плоды хороших и плохих поступков обязательно приходят, и они обязательно найдут человека, но иногда нужно время для того, чтобы всё созрело.
00:13:34 Тем более, если говорить о Кали-Юге, это время очень такого негативного плана; очень видны и кажутся успешными люди, которые обладают не божественной природой, обладают греховной природой. Тем не менее, дхарма достигнет каждого, и каждый получит плоды своих поступков. Это действует на совершенном уровне, тут не бывает ошибок, тут не бывает каких-то несовершенств, всё обязательно достигается и настигает любого человека.
Победа божественной природы над демонической для освобождения из материального мира
00:14:22 Иногда поле битвы, на котором происходило событие этой войны, когда была поведана «Бхагавад Гита», его называют дхарма-кшетра: кшетра – это поле, дхарма – это вечный закон, о котором мы говорили. Исторически это место называлось Курукшетра, оно до сих пор существует в Индии, туда можно попасть; там собрались многомиллионные армии. Это сражение было объявлено, так как этому предшествовал ряд событий: когда Куру нарушали все законы дхармы, и там всё очень подробно описано. Были произведены нападения, похищения, Куру пытались похитить жену Пандавов, было также произведено похищение их собственности, их земли, обман, поджог, отравления, то есть все признаки агрессии были проявлены династией Куру, и война была неизбежна.
00:15:56 Так как мы говорим об этом очень часто, что божественные и демонические натуры находятся в конфликте из-за того, что демонические натуры проявляют агрессию, проявляют такое богоборческое настроение не просто на словах, но и в деле, поэтому конфликт неизбежен и эта война была неизбежна. И в силу разности природ происходит вот эта битва и мы все ведём эту битву. В Кали-Югу божественное и демоническое, как мы говорили неоднократно, может находиться в одном человеке. Мы ведём эту битву внутри себя, для того, чтобы победила наша божественная природа, а демоническая натура наша будет, конечно, сопротивляться, она тоже не будет сдаваться без боя, поэтому этот внутренний бой происходит в нас постоянно.
00:17:03 Во времена событий «Махабхараты», когда была поведана «Бхагавад Гита» это всё было развёрнуто, это всё происходило в пространстве. Собрались многотысячные армии для того, чтобы решить этот спорный вопрос, потому что Кауравы хотели отнять всё у Пандавов в силу того, что они испытывали зависть к таким личностям, наделённым божественной природой; и это просто в силу антагонизма обязательно происходит. Люди, которые находятся в материальном мире, испытывают зависть изначально. Это зависть к Верховной Личности Бога, но она проявляется в различных моментах, таких как война, проявление насилия, на разных уровнях проявляется эта изначальная зависть. Зависти лишён только тот, кто находится в йоге, или во взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога, кто признаёт Его, про этого человека можно сказать, что он лишён зависти.
00:18:28 События, которые происходили во время этой битвы таковы, что Арджуна - главный герой и воин участвовал в войне со стороны Пандавов, попал в сложную ситуацию: когда он был лучшим лучником на то время, но, наверное, и сейчас был бы лучшим воином. Потому что это были не просто люди, которых мы знаем, это были сверхлюди, они были все, во-первых, внешне совершенно другие, гигантского роста, обладали совершенно другой природой, более мощной, продвинутой.
00:19:25 Арджуна должен был сражаться с Кауравами. Они были родственниками, это были его братья двоюродные. На стороне врага также сражались его учителя, и опять же родственники, друзья, так получилось. Кришна – Верховная Личность Бога - выступал как его колесничий, и также Он был его ближайшим другом, в то время Кришна воплощался на Земле. И Арджуна перед битвой, когда Кришна вывел его колесницу перед армией, Арджуна испытал большое смятение, так как он увидел родственников, среди тех, кого он должен был сразить.
00:20:26 Естественно, Арджуна был человеком, личностью божественной природы, он испытал огромное сострадание, у него даже слёзы полились из глаз. Он сказал, что лучше откажется от сражения и будет жить в лесу в изгнании, чем он получит своё Царство назад ценой смерти таких уважаемых и дорогих ему людей. Тогда Кришна поведал ему знание, которое мы называем «Бхагавад Гита». Это знание о душе, о вечности души, знание о том, что существует божественная и демоническая природа, знание о Высшем Абсолюте, о том, что существует духовная природа и о том, как душа, воплощённая в теле человека, может выйти победителем из любого сражения.
00:21:29 Вот об этом была «Бхагавад Гита» - как быть успешным в этой жизни перед лицом любых сражений. Также оно очень всё непосредственно связано с нами, с нашей душой. Хотя может показаться, что Арджуна, эта личность, жил тысячи лет тому назад и совершенно другие условия, всё совершенно другое, мы можем посмотреть на это как на эпос, но на самом деле это всё непосредственно связано с нами, потому что каждый из нас держит такую битву. Господь выводит нас перед нашими привязанностями, которые мы должны победить в себе, над которыми мы должны подняться, для того чтобы стать свободными, обрести счастье и все от этого только выигрывают.
00:22:38 Также те личности, те воины, которые были на поле битвы Курукшетра в присутствии Верховной Личности Бога, они все получили высшее благо, они получили освобождение из материального мира, то есть они получили духовную обитель, там где нет рождения, старости, болезни и смерти. Они как бы очистили свою вечную природу, и, таким образом, приняв участие в этой битве, на которой присутствовал Верховный Господь, получили высшее благо, так или иначе. Сегодняшние воины они не совсем такого плана, не совсем такого порядка, но вопросы дхармы, божественные и демонические натуры они разыгрываются в материальном мире как вечные истории.
Освобождение от страданий материального мира, путём избавления от зависти
00:23:44 Поэтому Господь дал Арджуне, который впал в отчаяние, который был в кризисе, который был растерян как ему правильно поступить, в чём же его благо. Здесь Господь ему поведал самое важное знание, которое должно знать живое существо, через него поведал эту историю для нас для всех и не случайно эти события все развивались. Они развивались для того...,
[не слышно с 24:16 по 25:16]
...
чтобы мы могли учиться, чтобы мы могли постигать и познавать «что такое хорошо, что такое плохо» и что такое «абсолютное благо» для нас.
00:25:28 Недаром, это знание называется Раджа-Видья, раджа - это царское знание, и это знание называется царь знаний. Есть специальная книга, которая называется «Раджа-Видья», она есть в Gitabase, такой сайт, где самые важные такие из «Бхагавад Гиты» стихи и комментарии отдельно выделены в отдельную книгу, где можно с этим всем ознакомиться.
00:26:12 Мы можем немножечко тоже обратиться к «Раджа-Видья» - царю знаний, где говорится о том, это из Бхагавад Гиты главы 9 текст 1: «Верховный Господь сказал: Дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе самое сокровенное знание, обладая которым, ты освободишься от всех страданий материального мира». Потому что Арджуна находился в жутком страдании. Он должен был убить всех тех, кто дорог ему, тех, кто восстали против него и против дхармы. Это то, что испытывает живое существо, находясь в материальном мире, оно либо страдает, когда ему нужно как-то бороться, сражаться за дхарму, либо страдает от того, что он нарушает законы дхармы, и приходят последствия.
00:27:24 Здесь Верховный Господь даёт знание, которое избавляет живое существо от всех страданий. Как бы это не звучало, может показаться утопичным, но это реальность. Люди, которые практикуют это знание, могут это видеть, могут это почувствовать. Также здесь важный момент Верховный Господь сказал: «дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь мне…», то есть это знание будет открываться по мере того, как мы будем избавляться от зависти к Верховной Личности Бога, через это мы будем избавляться от зависти ко всем живым существам. И причиной материального мира является зависть живого существа. Это то, почему мы находимся здесь, это то, почему есть смерть, старость, рождение и болезни всякие, проблемы.
00:28:28 Корневая причина – это зависть к Верховной Личности Бога, но также этот корень проявляется в зависти к другим живым существам и даже в зависти к самому себе, когда мы не даём себе возможности духовного развития. Потому что тут есть, опять же для того чтобы живые существа реализовали своё желание быть Богом, реализовали свою зависть, есть материальная энергия майя, которая помогает нам находится в иллюзии, того что мы сможем что-то из этого мира получить для себя вечное. Хотя мы понимаем, что ничего не вечно, но, тем не менее, мы действуем и думаем, так, как будто, что-то мы можем отсюда забрать.
00:29:33 Зависть – это ось материального мира, вокруг которой всё вращается. Особенно это проявлено в век Кали, когда зависть наиболее присутствует в обществе, в пространстве. Время это проявляет, и можем видеть, как всё этим пропитано и всё буквально, чем дальше, тем больше. И просто на наших глазах всё это разворачивается в тех же соцсетях, которые стали очень могущественны и люди, их жизнь во многом виртуальная и чем дальше, тем больше она становится всё более и более виртуальной. И каждый в этом виртуальном пространстве старается вызвать зависть других, показывая что-то, привлекая, таким образом, интерес к себе, интерес, природа которого основана, в принципе, на зависти. И все как бы это дело развивают и культивируют, потому что есть в этом сила определённая, влияние века Кали, и мы это можем видеть.
00:30:54 И тут Верховный Господь говорит Арджуне, что «… Я открою тебе это знание, поскольку ты не завидуешь Мне…» поэтому в этом послании всем нам, если мы будем развивать наши отношения с Верховной Личностью Бога, если мы будем эту зависть в себе как бы культивировать в наши отношения с Ним, служение Ему. Таким образом, мы тоже можем получить это знание из сердца, так как Господь присутствует в нашем сердце всегда как Параматма рядом с душой. Он может открывать нам это знание извне, изнутри, также Он будет вести нас, давать нам разум для того, чтобы мы могли постичь это знание.
00:31:46 И это один из секретов духовной эволюции, духовного развития: побороть свою зависть, не культивировать, а наоборот, что называется, действовать вопреки этой зависти, признавая Верховную Абсолютную Истину, не себя. Действуя не эгоцентрично, а наоборот богоцентрично, даже если мы ощущаем, что это не совсем естественно для нас, но, таким образом, мы даём ему знать, что мы хотим побороть, вырвать корень зависти из нашего сердца. Господь, находясь в нашем сердце, видя наши побуждения, будет нам помогать избавляться от этого корня зависти. И открывая себя всё больше и больше, наши отношения с Ним, нашу истинную природу, мы будем избавляться от страдания материального мира, мы будем испытывать счастье, несмотря ни на что.
Практическое знание открывается реализацией в сердце: страдание сменяется умиротворением и духовным счастьем
00:33:06 Действительно, в конце «Бхагавад Гиты», и вообще, по мере того как Господь открывал Арджуне «Бхагавад Гиту», Арджуне всё легче и легче становилось, а в конце он был очень вдохновлён и сказал, что: «все сомнения мои ушли, я всё понял». Арджуна преисполнился духовной радости и вдохновения, получив это вечное знание. Также Кришна говорит в Бхагавад Гите в 5 главе 29 тексте говорит о том, что: «Мудрецы знающие, что Я – Высшая цель жертвоприношений и аскез, Верховный владыка всех планет и плод Богов, а также благодетель и доброжелатель всех живых существ избавляются от материальных страданий и обретают умиротворение».
00:34:14 То есть это знание не просто нечто какая-то теоретическая информация, которую мы знаем, мы всё знаем ещё и это знаем, что-то из «Бхагавад Гиты» можем процитировать. Это знание практическое, оно открывается в форме реализаций в сердце, оно проявляется в форме того, что живое существо реально избавляется от страданий и обретает умиротворение. Поэтому здесь важно знать теорию, это важно, но знание также должно открыться у нас из сердца. И оно открывается, когда мы изучаем «Бхагавад Гиту» и мы стараемся жить, как там говорится, и мы стараемся пользоваться этим знанием в нашей повседневной жизни. Просто она остаётся теорией или индийским эпосом; а когда мы применяем эту философию на практике, когда мы практикуем то, о чём в ней говорится, действуем таким образом, то знание из теоретического, переходит в практическую сферу.
00:35:42 И мы реально начинаем испытывать счастье, умиротворение и вот этот груз материальных проблем просто сваливается с нас. Это такая тема, я понимаю, может быть, очень обширная, потому что есть много хорошего, и люди очень часто говорят, что не испытывая сложности, вы не испытываете радость, то есть это двойственность такая, что если вы не испытываете голод, то вы не испытаете радость от пищи, или что-то ещё, если вы не испытаете страданий, то вы не испытаете счастье. Это такой релятивизм, то есть относительный момент. Это всё относительные вещи материального мира и они держат человека в рабстве. Потому что для того чтобы быть здесь материально счастливым, ты должен быть постоянно в напряжении, ты должен постоянно бороться за это счастье.
00:37:03 Допустим, бедняк, ленище сидит на паперти и просит милостыню и вот ему дадут какой-то пятачок, мелочь, вот он и счастлив; он сегодня купит себе кусочек хлеба, там ещё что-то. Это никак с него не снимает то, что он нищий и завтра ему опять надо будет просить этот пятачок или ещё что-то, чтобы бороться за своё существование. То же самое и здесь, в материальном мире: даже самые богатые люди, миллионеры, они всё равно борются за своё счастье, у них есть большие возможности материального существования. Человеку бедному может показаться, что «как с такими деньгами можно страдать?» Однако, можно! Ибо материальная энергия она обеспечивает всем так же и их дозу страданий.
00:38:03 Может, у такого человека нет страданий бедняка, но у него другие проблемы: как всё сохранить? и также то, что люди рядом с ним ради его денег, нет искренних отношений, много фальши, много другого пятого и десятого. Обычно у людей таких обеспеченных больше склонность к депрессиям, и они уже не знают, как в одной песне пелось «что им хотеть», и те же бессонницы, тот же страх смерти или перенасыщенность какая-то внутренняя, как бы сказать, уже тошнит несколько от возможностей, от того, что у них всё есть.
00:39:04 Чувства тоже насыщаются, пересыщаются, если им постоянно всё давать, что они хотят. Это как на пирах в Римской Империи, когда они просто переедали, и ели до того, что они просто не могли есть больше, они как-то щекотали себя павлиньими пёрышками внутри, в гортани вызывая рвоту, чтобы есть опять, потому что чувства лимитированы. Они не могут постоянно на наслаждении быть. После того, что человек дал всё своим чувствам слишком много, наступает фаза пресыщения, это неизбежный алгоритм, поэтому это всё к тому, что в материальном мире все должны сражаться за своё счастье. То есть это не происходит легко и естественно.
00:40:12 Тогда как духовное счастье просто есть и ты ничего для этого не делаешь, это твоё естественное состояние. И духовное счастье может дать Раджа-Видья, царь знаний, которое Верховная Личность Бога поведал своему другу, а позже ученику, попавшему в такое кризисное состояние, состояние полное апатии и горя, но дал ему знание, при помощи которого он обрёл вечное благо, вечное счастье для того, чтобы это всё получили мы. Потому что Арджуна уже находился на уровне освобождения, он был освобожденной личностью. Он был спутником Верховной Личности Бога и поэтому не испытывал страданий материального мира.
00:41:21 Но для того, чтобы это знание получили мы, он попал под влияние иллюзии материальной и он испытал всё это горе, отчаяние, внутренний коллапс разрушения. Для того, чтобы было поведано это знание, и он получил его. И он опять воссоединился со своей духовной природой для того, чтобы всё это происходило, чтобы любой человек, который живёт на Земле, мог пройти тот же путь, что прошёл Арджуна. И обрести наивысшее вечное знание, царь знаний, избавиться от всего гнёта материальной энергии и стать счастливым, вечно в знании, в блаженстве. Это о том, о чём «Бхагавад Гита».
00:42:24 Это знание универсальное, то есть оно находится во всех священных писаниях, они в той или иной мере отражают это знание, потому что оно вечно, и оно не является религиозным. Это как Санатана-дхарма и переводится как вечный закон, который находит своё отражение в разных религиозных проявлениях и религиозных учениях, которые приходят или устанавливаются от Верховной Личности Бога для того, чтобы люди могли получать знания, получать этот путь как им восстановить себя, свою природу и восстановиться с источником всего - Верховной Личностью Бога. Вот что немножко можно сказать сегодня, эту тему можно продолжать, есть о чём говорить, но, конечно, настало время для нашего диалога. Есть ли какие-то вопросы? Какие-то мысли по поводу сказанного? Мы можем сейчас немножко обсудить.
Зачем Кришна рассказывает про все пути к Нему, если в итоге нужно всё оставить и просто предаться?
00:43:43 Ведущая: Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари, за такой обзор этого священного писания, как оно явилось в этот мир, какие основные уроки, ценности нам несёт. Это важно так сонастроиться с тем посланием, которое даёт Господь. И интересные вопросы сегодня от слушателей, спрашивают, вот такой первый вопрос: «Зачем Кришна рассказывает про все эти пути к Нему, если в итоге нужно всё оставить и просто предаться?».
00:44:11 Гуна Манджари: Дело в том, что мы не можем всё оставить и просто предаться, потому что это путь. Это не как в мультфильме всё оставил и предался, это определённое развитие, это процесс. Также как мы не можем за один день накачать себе мышцы, мускулатуру как у какого-нибудь бодибилдера. Мы занимаемся и постепенно это всё в процессе упражнений, в процессе преодоления мы получаем вот это тело. То же самое в процессе познания, в процессе нашей деятельности, в процессе соблюдения дхармы, следования нашей природе, мы получаем вот это наше духовное тело, оно проявляется, поэтому это всё процесс.
00:45:12 Всё нуждается в какой-то продолжительности действий, то есть это не дешёвый трюк «раз, два… и всё, что дешево и сердито», оно и есть дёшево. А реальные вещи должны быть проверены во времени, в какой-то протяжённости по времени. Кроме того, у нас есть наши желания, и они всегда исполняются, потому что Верховный Господь не диктатор, как популярное сейчас слово, абьюзер – тот человек, который игнорирует ваши желания, игнорирует вашу природу, он хочет, чтобы всё было по его, вот так действует абьюзер. А Верховный Господь - высший джентльмен, поэтому Он даёт нам возможность реализовать наши желания, нашу природу.
00:46:24 Поэтому мы пробуем, у нас масса желания, у нас нет желания предаться вот так сразу. У нас есть много всего, и мы не знаем ещё всех своих желаний; то есть в процессе духовной практики мы их очищаем, мы с ними ознакамливаемся. И постепенно, постепенно, когда мы поймём, реально поймём, а не теоретически, не то, что вы там послушали что-то на «Веда-радио» и мы поняли моментально. Когда мы поймём практически, что да, это наше желание, и единственное наше желание это просто предаться, то это произойдёт. Но так как у нас нет этого желания, мы все достаточно обусловлены материей, и своими какими-то ещё вещами, мы должны попробовать понять, что в этом счастья нет и в этом счастья нет, да вот мы действительно хотим вот этого, то тогда это всё произойдёт.
00:47:30 Вопрос не в том, что как вот Он сделает, а вопрос в том, что есть наши желания, которые он обязательно учитывает. Он не поступает вопреки нашим желаниям, опять же, это не абьюзерские, не диктаторские отношения. Он уважает свободу воли живого существа, он всегда рядом с живым существом, в форме Параматмы путешествует из жизни в жизнь, всегда наблюдает, но всегда даёт возможность действовать соответственно с желаниями. Это такой очень тоже момент обширный, глубокий, наши желания, потому что иногда нам кажется, что вот мы хотим этого, но на самом деле, оно по-другому происходит.
00:48:23 Есть такая история, такой рассказ, я часто привожу этот пример Братьев Стругацких «Завтрак на обочине», по-моему, он называется, когда [не слышно с 48:36 до 48:45] обязательно должно сочетаться с знанием, пониманием. Когда у нас будет вот это знание реализовано, мы точно будем знать и хотеть, что вот мы именно этого хотим, тогда это и произойдёт. Тут весь вопрос в наших желаниях. Мы этого не хотим, поэтому это не происходит за «раз и всё!», потому что наши желания всегда под законом определённым.
00:49:18 Тут может возникнуть встречный вопрос «А почему всегда получается не по-моему?», потому что у нас есть масса желаний, которые сбылись и у нас есть, выражаясь современным языком, не экологические желания, за которые приходят последствия. Мы должны будем эти последствия отработать, поэтому какие-то негативные вещи происходят в нашей жизни, это всё такой клубок кармы, в общем-то. Поэтому развиваясь духовно, изучая высшее знание, мы поймём, в чём наше истинное желание, и чего мы реально должны хотеть. И когда мы реально захотим этого, тогда всё начнёт происходить в нашей жизни, реально как в «Бхагавад Гите» описано.
Как нужно подготовиться к чтению «Бхагавад Гиты»?
00:50:14 Ведущая: Спасибо Вам большое за ответ, дорогая Гуна Манджари. Вот ещё один не менее интересный вопрос, может быть даже для некоторых жизненный: «Много раз начинала читать «Бхагавад Гиту», но становилось сложно, непонятно, я откладывала. Может быть, нужно как-то подготовиться, что-то ещё прочитать или что делать?».
00:50:35 Гуна Манджари: Да, «Бхагавад Гита» - тут важна также практика, тут важны единомышленники, то есть быть в обществе людей или человека, который вас вдохновляет, у которого есть вкус тоже к «Бхагавад Гите». Также рекомендуются лекции, есть каналы, допустим в «Telegram» каналы, Шрила Прабхупада - Вселенский духовный учитель, который принёс это знание, перевёл его, действительно, обладает полной реализацией, пониманием, вкусом к «Бхагавад Гите», он даёт лекции с переводом на русский язык.
00:51:32 Себя важно погружать в какую-то духовную энергию, потому что, как говорится, мы там, где какими гунами, какими модусами материальной природы мы обусловлены, то есть, что на нас влияет. И поэтому когда мы живём такой обычной жизнью, нам бывает очень сложно. Для этого нам нужно себя погружать в более высокие вибрации, выражаясь современным языком. То есть искать общество людей, как я уже говорила; слушать святого человека - Шрилу Прабхупаду, культивировать разум, понимая, что может быть у нас нет этого вкуса, это естественно; понимая, что это лекарство, которое мы должны принимать, хотим мы или не хотим, поэтому очень важно культивировать разум. Ум действует только из позиции нравится - не нравится, вот всё мне это безвкусно и я это делать не буду, но разум может сказать аппетит придёт во время еды и это просто нужно сделать, он действует из позиции нужно.
00:52:47 И поэтому когда мы культивируем свой разум, понимая, что нам нужно, мы определённый план своей жизни намечаем, что вот нам нужно, допустим, встретиться с теми и теми людьми, или пойти на те и те занятия класса, которые посвящены изучению, погружению в «Бхагавад Гиту» или других священных писаний, нам нужно эту практику сделать. И при помощи разума в нас пробуждается вкус, аппетит приходит во время еды. Иначе если мы будем только, как говорится, идти за тем, что нам нравится или не нравится, то это просто путь к деградации определённой.
00:53:32 Конечно, у нас должны быть какие-то приятные вещи в нашей жизни, особенно в женском теле, в женском воплощении, тут нужен правильный баланс. Нужна, это называется, Садхана или практика духовная, дисциплина духовная, то есть вот она должна быть в нашей жизни, тогда будет вкус приходить. И это будет всё больше и больше открываться нам из сердца, изнутри. Как говорится в «Бхагавад Гите», что гуна благости подобна вначале яд, потом нектар. То есть надо будет немножечко какие-то усилия приложить, вот в этом ключе.
Есть ли практическая пошаговая инструкция подобно медитациям, которой можно доверять?
00:54:23 Ведущая: Спасибо, вот как раз в продолжение этого вашего ответа, есть вопрос про открытие знания из сердца: «Здравствуйте! Знания, открывающиеся через сердце, как я понимаю, достигаются путём медитации, когда мы подключаемся к божественному сознанию. Есть ли практическая пошаговая инструкция подобно медитациям, которой можно доверять? Спасибо за эфир!».
00:54:47 Гуна Манджари: Да, спасибо за вопрос. Дело в том, что медитация неразрывно связана с состоянием нашего разума. Многие думают, что медитация – это просто ты отключился от всего и всё, да, это так. Но медитация – это высшая концентрация и сосредоточение, когда ты ничего кроме вот этой цели, у тебя ум свободен от всего, кроме вот этой связи. Поэтому очень важно культивировать свой разум и «Бхагавад Гита» как раз для этого дана, чтобы у нас был верный объект для медитации. Когда у нас правильно сформирован разум, мы можем медитировать на Высшую цель. Важно сформулировать разум правильным образом, тогда медитация будет успешной.
00:55:53 Медитация это как вы выпускаете стрелу, но что принесёт плод вашей медитации, зависит от цели, в которую вы стрелу выпустили. Если вы сконцентрированы на высшей цели, то ваша медитация будет успешной, и тогда вам сам Господь будет отвечать из сердца, потому что вы медитируете на то знание, которое Он дал непосредственно. Изучая «Бхагавад Гиту», практикуя, то о чём там говорится, общаясь с теми, кто изучает, это даст правильную самую мощную медитацию на высшую цель, на духовную природу, духовную обитель, соединиться с высшей целью. Медитация помогает нам соединиться с целью и если наша цель высшая, то наша медитация будет самого лучшего качества.
Как практически применять Гиту в реальной жизни?
00:57:07 Ведущая: Спасибо вам большое. Да, тоже очень важный ответ, который даёт нам определённую осознанность в подходе к изучению. Вот последний вопрос, так быстро пролетело время, но мне кажется, один из самых важных вопросов, у нас спрашивают: «Несколько раз читала Гиту, но всё остаётся на уровне информации, в особенности некоторые главы, сложно применить в реальной жизни. Как всё-таки меняться?».
00:57:33 Гуна Манджари: Во-первых, тут нужна практика, то есть «Бхагавад Гита» нуждается в практике, это не теоретическое познание, поэтому тут важно общение с теми, кто практикует эти знания. Не просто на уровне “кабинетного учёного” или “кабинетного философа”, а кто действительно практикует, потому что без практики знание не будет раскрываться. Кришна говорит Арджуне «…это знание тайное из тайн…», ну какая же это тайна, если вот везде печатается, можно прочитать на сайте и книг полно, тоже можно купить, это не секрет. Но секрет в том, что знание должно раскрыться из сердца, и его раскрывает Сам Господь из сердца, поэтому просто одной теории недостаточно, тут нужно действие для того, чтобы оно раскрывалось.
00:58:34 Если у вас есть рецепт какого-то вкусного пирога, но вы не готовите его, то вы не попробуете этого пирога. Да, у вас есть рецепт и вы знаете, что делать, но ничего не делаете, то пирога не будет. То же самое: тут даётся рецепт, тут даётся объект для медитации/ как мы говорили, но нужны действия. Поэтому нужно «Бхагавад Гиту» изучать в обществе тех, кто практикует, кто знает, у кого есть практический опыт, тогда это будет реализованное знание.
00:59:26 Есть много общения в этом плане, можно найти, людей, которые встречаются, общаются, изучают «Бхагавад Гиту», может можно и онлайн это делать, у нас тоже есть такие занятия. Не знаю, кому подойдёт время по Америке, страна отличается от того времени, которое, в основном, слушатели «Веда-радио», но если кому-то интересно можете написать. Я могу дать вам контакты, чтобы слушать онлайн, изучать он-лайн «Бхагавад Гиту», раскрывать её с теми людьми, которые изучают, практикуют, живут по этим принципам, потому что самому конечно это сложно, практически нереально. Нужно общение с единомышленниками, с теми, кто уже прошёл этот путь, у кого есть реальный опыт того, как это в его жизни ему помогло, у человека есть не просто теоретическое знание, а есть опыт.
01:00:53 Поэтому как кто-то говорил из таких классиков материализма «практика – критерий истины», по-моему, это говорил Карл Маркс, что, если мы не применяем на практике что-то, мы не можем в этом убедиться, а чтобы применять, мы должны общаться с людьми, у которых есть опыт. Также как, допустим, мы не сможем стать врачом, если мы будем просто читать медицинскую литературу. Мы должны поступить в мединститут, мы должны общаться с преподавателями, которые имели практику врачей, или ещё где-то, то есть найти среду, среда сделает из нас врачей, сами мы не сможем по книге стать врачом.
01:02:02 Да, нам это может быть как-то расширит наше понимание и мы будем понимать больше, чем другие люди, но нам нужны практики, поэтому мы общаемся с практиками, с теми, кто применяет это в жизни, нам нужен круг таких людей. Тогда знание переходит из области теоретической в практическую, только через общение, взаимодействие.
01:02:41 Ведущая: Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари. Вот сколько раз ловлю себя на мысли насколько же мы удачливы, что из каждой, из любой точки мира можем вот так подключиться даже к «Веда-радио» и услышать о божественном знании. Спасибо вам, за то, что сегодня так соприкоснуться нам помогли с песней Бога, непосредственно с Его посланием для нас, это очень ценно и мы так с большой пользой для души, для разума провели сегодняшний вечер. Очень рады Вас были слышать. Будем ждать продолжения наших бесед!
01:03:16 Гуна Манджари: Спасибо вам, дорогая Анна, и нашим радиослушателям, что позволили это сделать, и раскрыли эту тему. Одно из благословений Кали-Юги, вот того времени не удачного в котором мы живём, есть много возможностей для достижения духовного знания. Если раньше надо было медитировать очень долго, тысячелетиями, и совершать аскезы, что-то много всего надо было делать, то сейчас всё очень просто. Тот же самый интернет позволяет нам не ходить куда-то в горы, джунгли и искать просветлённого мудреца, а кликнуть на пару кнопок, образно выражаясь, и мы уже медитируем на песню Бога, и можем развиваться, получать опыт. Желаю всем нам, чтобы «Бхагавад Гита» всегда была явлена в нашем сердце, чтобы она присутствовала независимо от того, какой у нас религиозный путь. Путь - один, знание одно, поэтому всем успехов в этом пути. До следующих встреч! До свидания!