Удовлетворённость, терпение и простота

Веда Радио - 21 April 2023
Что такое знание и в чём оно проявляется. Знания - это качества. Терпение - качество, которое характеризует собой знание. Терпение по отношению к себе. Качество простота с Абсолютной точки зрения. Простота в разных гунах материальной природы. Аскезы ума. Удовлетворённость. Ответы на вопросы: из какого чувства нужно развиваться в этом мире? Как правильно женщине взаимодействовать со своими желаниями? Как маме составить распорядок дня в большой семье, чтобы было время для саморазвития? Всё ли в мире справедливо?
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:11:23 | качество: mp3 64kB/s 24 Mb | прослушано: 69 | скачано: 46 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Звучит музыка.

00:01:04 Гармония жизни. Веда радио.

00:01:38 Ведущая: Так. Раз..Раз.

00:02:18 Ведущая: Так. Всё. Прошу прощения. Небольшая техническая неполадка была у нас в начале эфира. Доброго вечера пятницы каждому, кто проводит его вместе с нами. Меня зовут Анна. И по прекрасным традициям мы продолжаем изучать ведическое знание, которое заложено в Бхагавад-гите. И которое помогает возрождать наши лучшие качества, менять нашу жизнь. И вновь с нами на связи дорогой друг нашего проекта- психолог Гуна Манджари. И мы ждём Ваши вопросы, которые Вы можете оставлять на сайте vedaradio. fm или присылать нам в Whats app или Viber по номеру телефона +7 900-239 09 63. Ну, а я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:02:56 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

00:03:01 Ведущая: Спасибо большое, что Вы сегодня с нами. Прошу прощения за небольшую задержку в начале эфира. Надеюсь, дальше нам ничего не помешает. Очень интересно узнать, о чём сегодня пойдёт наша речь. Потому что мы каждый раз разбираем разные качества, которые советует возрождать в нас Господь и знания, которые помогают нам в этом (возрождении качеств). Поэтому передаю Вам слово с желанием узнать, о чём же сегодня пойдёт наша речь.

Что такое знание и в чём оно проявляется с Абсолютной точки зрения. Знания - это качества.

00:03:24 Гуна Манджари: Да. Мы продолжим изучать понимание того, что есть знание. Потому что и сейчас и всегда люди хотели знать, что такое знание и в чём оно проявляется; кто такой мудрый человек. То есть желание знать – это естественная природа, которая нам присуща, которая присуща душе. А мы все и являемся душами по своей сути. Душа обладает тремя качествами: «Сат»-она вечна, «Чит» - она находится в знании… И поэтому знать и стремиться к знаниям - это наша естественная потребность. И в зависимости от ступени эволюции, на которой мы находимся (в соответствии с тем уровнем развития, на котором мы находимся), нас будут привлекать те или иные знания.

00:04:25 Природа неистребима и поэтому мы всегда будем тянуться к той или иной информации, к тем или иным знаниям. Поэтому для того, чтобы получить абсолютное знание и возродить, восстановить свою вечную природу нам даётся абсолютное понимание того, что есть знание. Есть такое выражение: «Сколько людей, столько и мнений». И в этом конечно можно запутаться. Потому что один считает одно - и вроде правильно, другой считает другое - тоже вроде правильно. И вот так человек запутывается, потому что есть вещи, которые противоречат друг другу. Есть относительные моменты. Они как бы с одной стороны правильные, но в итоге получается что-то, далёкое от истины.

00:05:31 Поэтому для того, чтобы люди не блуждали в относительных понятиях, им даётся абсолютное понимание о том, что есть знание (как мы можем его определить и для себя понять). И мы уже ряд эфиров говорим об этом. Здесь, в Бхагавад –гите, знание даётся непосредственно Творцом всего, что нас окружает. Здесь говорится о том, что считается знанием с абсолютной точки зрения. И, как мы говорили неоднократно в наших передачах (для того, чтобы напомнить), знание - это не информация. Знания - это качества. То есть это качественная вещь. И поэтому здесь объясняется, что же является знанием. То есть какие качества являются знанием.

00:06:33 Мы по традиции напомним себе и тем, кто нас слушает, эти качества и продолжим их рассматривать. Продолжим их раскрывать или, как сейчас говорят, «распаковывать» для того, чтобы эту тему ещё больше и больше для себя усвоить и понимать, как они проявляются в жизни на практике, и как нам важно их культивировать, проявлять в себе.

00:07:09 Итак. Об этом нам говорит Бхагавад-гита из главы 13 с 8 по 12 стих. Здесь говорится о том, что «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни- это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединённом месте, отстранённость от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины- это Я объявляю знанием, а всё прочее называю невежеством».

00:08:18 Вот так говорит Верховная Личность Бога. И Он сам объявляет, что есть знание, а что есть невежество. Вот поэтому, основываясь на этом, мы можем сверять все понимания, все истины, которые к нам приходят. И найти таким образом абсолютное понимание и трактовку разных вещей, разной информации, всего того, с чем мы сталкиваемся в жизни.

Терпение - качество, которое характеризует собой знание. Терпение по отношению к себе.

00:08:55 Итак, на прошлом эфире мы говорили о таком качестве как терпение. И мы посвятили этому качеству несколько эфиров. Это действительно очень важное качество, которое характеризует собой знание. Есть такое выражение: «Терпение и труд всё перетрут». Действительно терпение - это тот пробный камень, которым проверяется всё, оцениваются какие-то наши заслуги, достижения. Всё то, что мы получаем, когда проходим испытание в жизни, мы получаем благодаря терпению. То есть это какая-то проверка. Это знак качества. И мы говорили об этом несколько эфиров. Потому что действительно это важный момент.

00:10:13 Мы говорили о том, что так же важно проявлять терпение и по отношению к себе, по отношению к собственным несовершенствам, которые неизбежны в этом материальном мире. И нам это описывает и рассказывает об этом Бхагавад-гита. В ней говорится о том, что так же как и огонь покрыт дымом, все действия в этом мире, которые совершает земное существо, покрыты несовершенством. Очень часто у людей, которые идут по духовному пути или у людей развивающихся, желающих чего-то достичь, возникает стремление к совершенству, какая-то мания быть совершенными. И вследствие этого возникает полная неудовлетворённость, недовольство собой.

00:11:15 То есть вследствие того, что всё как-то несовершенно происходит, не так, как на совершенной картинке, которую рисует им их ум, вместо того, чтобы находиться в настоящем, люди переживают вот эти состояния неудовлетворённости собой несовершенными. Но глубокое изучение Ведических писаний помогает нам понять, что быть несовершенным - это естественное следствие того, что мы пребываем в этом мире. И такой запрос на полное совершенство-это тоже, с одной стороны, проявление гордости: «вот я уже освобождённая полностью совершенная святая личность».

00:12:23 Да, понятно, мы к этому стремимся и что у нас это есть в потенциале. Но идея в том, что находясь в материальной среде, материальной природе, мы не можем имитировать то, чего у нас нет, а просто должны признать положение вещей и принять это как данность (своё несовершенство) и иметь с этим дело и идти дальше. Мы должны правильно оценивать реальность и строить наши взаимоотношения с реальностью. И в этом нам помогает такое качество как терпение. Терпение проявляется тогда, когда мы понимаем с чем мы сталкиваемся: чем для нас является окружающий мир, наша индивидуальность, наша обусловленность здесь.

00:13:34 Истинное терпение проявляется, когда у нас есть знание - мы понимаем почему мы терпим, понимаем для чего мы терпим. Тогда терпение естественным образом приходит в нашу жизнь. Это качество не разрушает нас. Оно наоборот делает нас более сильными. Потому что только сильный человек может обладать истинным терпением. То есть человек, который осознан и находится в знании. Это что касается терпения. И если по этому качеству у нас нет больше вопросов, идей по раскрытию этой темы, то мы можем перейти к следующему качеству.

00:14:25 Ведущая: Давайте пока пойдём дальше, потому что много в прошлом эфире вопросов озвучено было. Но тема важная. Возможно, что-то придёт ещё в процессе.

Простота с абсолютной точки зрения

00:14:35 Гуна Манджари: Хорошо. Тогда мы обратимся к следующему качеству. И следующее качество, которое характеризует знание - это простота. Объяснение простоты может показаться несколько противоречивым. Понятно, что ко всему нужно прилагать разум (учитывать место, время, обстоятельства). Важно понимать в каких обстоятельствах мы находимся. И если какое-то качество может повредить чьей-то жизни или другим людям каким-то образом, то мы, естественно, действуем по ситуации. Это понятно. Это какие-то ситуативные моменты.

00:15:56 Но как и во всём, здесь (в Священных Писаниях) даётся определённый алгоритм действий, вытекающих из понятия «простота». То есть не нужно пытаться каким-то образом предстать перед другими людьми в таком особом свете. Даже на своих врагов нам нечего пытаться произвести какое-то впечатление. То есть не нужно играть в эти сложные игры. Это есть качество «простота». На самом деле это очень важное качество. И очень много о нём говорится в Ведических писаниях. Это качество также относится к качествам брахманов (брахманическим свойствам характера).

00:16:57 Брахманы стремятся развивать в себе это качество. Во всяком случае, они стремятся как-то подняться на ступень выше. Они стремятся представлять из себя некий такой эталон. Брахманы- это люди, которые стремятся учить других людей, говорить им о том, как им правильно жить, чему следовать. То есть вот такая задача у Брахмана.

00:17:28 Но тут важно понимать, что учителя и брахманы, которые обладают качеством простоты, ничего из себя не изображают, не претендуют на какое-то впечатление, не претендуют на видимость, не претендуют на то, чтобы казаться знающими или мудрыми браманами. То есть они не играют в эти ролевые игры, выражаясь современным языком. То есть они не находятся в каких-либо концепциях.

00:18:11 Человек, находящийся в гуне страсти очень склонен к концептуальности. Ему важно казаться кем-то. Если речь идёт о каком-то духовном пути или пути самопознания/саморазвития, то человеку, не обладающему качеством «простота» или недостаточно им обладающему, важна будет некая атрибутика, чтобы предстать перед нами. И не только атрибутика, но и некая видимость, впечатление, которое человек производит на других. Как то: духовный или очень самоосознанный. Этот человек ведёт себя таким особым образом как-то сообщая другим впечатление о себе, что вот он такой-не такой как все. Или как-то ещё. В общем становится очень, как говорится, «сложносочинённым».

00:19:33 И это тоже - одно из испытаний, которое бывает с людьми, которые развиваются, с духовными людьми. Им достаточно сложно бывает в общении, потому что каждый из них пытается как-то впечатлить окружающих своим уровнем, или поведение у них бывает достаточно сложное. И к такому человеку достаточно сложно подойти. То есть он себя на вершине ощущает. Поэтому бывает достаточно непросто в таком обществе. Это один из этапов очищения. Происходит такой процесс как анартха-нивритти. Мы говорили об этом в прошлом эфире.

00:20:32 Когда человек идёт по духовному пути, то это подобно тому, как масло топится на огне. Масло ставится на огонь и этот огонь подобен процессу очищения. Масло можно сравнить с нашим сознанием. Вся муть, которая находится в масле, поднимается наверх для того, чтобы дальше она как-то выгорала, её снимали с поверхности. То же самое происходит, когда человек начинает очищение - все его скрытые для него самого анартхи, или недостатки, начинают выходить наружу. Начинает всё становится явным.

00:21:41 Также его гордость, тщеславие- это всё начинает быть более проявленным. Кроме того появляется повод определённый, потому что человек практикующий или достигший чего-то, действительно отличается от обывателя. Его уровень более высокий. И поэтому такое качество как простота очень важно. И простота связана, во-первых, с осознанностью человека. Когда человек осознаёт, что всё, что у него есть; всё, чего он достиг- это, в принципе, не совсем его заслуга. Потому что мы получаем.

00:22:55 По своей природе мы не являемся закрытыми системами. Мы связаны либо с одной природой, либо с другой. Мы получаем либо от материальной природы (мы находимся с ней в связи, мы получаем от неё какую-то силу и возможности что-либо делать; то есть гуны материальной природы действуют таким образом, что мы проявляемся тем или иным способом - то есть проявление материи через нас происходит), либо, если мы развиваемся и каким-то образом возвышаем своё сознание, свои качества, то это означает, что мы связываемся и с духовной природой.

00:23:57 Опять же источник которой - Верховная Личность Бога. То есть всё, что в нас есть - это благодаря тому, что мы связаны с Ним (будучи его неотъемлемыми частицами). Поэтому по сути дела мы можем только выбрать источник, с которым мы будем связаны. И это понимание естественным образом упрощает наше восприятие в том плане, что мы не присваиваем себе какие-то проявления. Мы естественным образом перестаём ощущать себя вершиной всего. И эгоцентризм в нашем сознании больше над нами не давлеет.

00:24:52 И поэтому нам становится проще, нам становится проще жить. И мы сами становимся более простыми. И эта наша простота исходит из знаний. Мы говорили о том, что терпение исходит из знаний, так же и простота является проявлением знаний. Вот почему в объяснении того, чем является знание, в главе Бхагавад-гиты говорится о том, что знание является качествами. Поэтому так важно это всё понимать и видеть в качественном применении… Я слышу какие-то посторонние звуки. Меня нормально слышно? Связь у нас нормальная?

00:26:01 Ведущая: Да. Я слышу Вас прекрасно. Не знаю, что за звуки. Сейчас постараюсь проверить, но слышим мы Вас очень хорошо.

Простота в разных гунах материальной природы

00:26:08 Гуна Манджари: Спасибо. И поэтому так важна простота. Проявление простоты является также проявлением знаний. И, как мы говорили ранее, те качества, которые перечисляются как качества человека, обладающего знанием, важно рассматривать в их таком абсолютном проявлении. Потому что будучи под влиянием модусов материальной природы (гун материальной природы), эти качества также могут преломляться (под влиянием материи). И они могут проявляться не так, как те качества, о которых говорится в Бхагавад-гите (качества свидетельствующие о знании человека, о том, что он находится в знании).

00:27:22 То же самое и с простотой. Простота в гуне невежества – это вот такая простота, которая «хуже воровства». Как говорится в классике: когда человек совершенно подобен животному. Совершенно спокойно можно такой простоте поставить знак равенства с тупостью. То есть человек просто не различает каких-то нюансов, он не понимает каких-то обстоятельств из своей жизни. Простой означает тупой. Не об этой простоте идёт речь.

00:28:14 И также есть простота, которая связана с гуной страсти. Это когда человек как «рубаха парень» со всеми. Он такой свойский, чтобы со всеми завязать хорошие отношения, чтобы со всеми завязать какие-то выгодные для себя связи. В общем человек рассчётлив в своей простоте бывает. И с виду он такой простой, вот такой очень общительный, открытый для всех. Вообще никаких тайн нет.

00:29:19 Но это всё может быть проявлением невежества и страсти, когда человек просто полностью находится под влиянием материи этого мира и погружён в материальную деятельность. Он весь такой простой и очень, есть такое слово, экстравертивный. Человек, который развивается и погружается во внутреннюю сферу, более склонен к интроверсии (погружённости в себя). Поэтому простота такого человека будет идти через знания, через понимание.

00:30:22 Всё равно у нас я какие-то звуки слышу посторонние. Вы меня нормально слышите?

00:30:32 Ведущая: Да. Слышим Вас хорошо. Не знаю откуда берутся звуки. Может быть какие-то помехи. Сейчас буду решать этот вопрос. Надеюсь, что в эфир они не идут. Видимо к Вам только вот через skype.

00:30:44 Гуна Манджари: Ну ладно, ладно. Если только ко мне, то я попробую потерпеть. Если невозможно это устранить. Будем дальше рассматривать такое качество как простота. Очень важно это всё отслеживать в себе. Мы говорили о том, как проявляется простота в гунах материальной природы. Когда человек пытается произвести впечатление и пытается быть вот таким простым, то есть играет на этом качестве, то это не совсем то, о чём говорится в стихе Бхагавад-гиты. Как то: будь таким простым и всё такое. Мимикрируй под окружающую среду совершенно растворяя себя.

00:31:58 Здесь о качестве простота говорится в таком высшем его понимании, высшем его аспекте. То есть когда человек не строит никаких концепций, никаких ментальных построений внутри себя. Это означает, что человек не ментален… Меня слышно нормально?

00:32:39 Ведущая: Я надеюсь, сейчас проблем нет. Вас слышно хорошо. Надеюсь, у Вас нет посторонних звуков.
Аскезы ума. Удовлетворённость.

00:32:47 Гуна Манджари: Да, спасибо. Звуков уже нет. Я не слышу (звуков). На всякий случай проверила, что мы на связи. И что касается простоты, то это вот такое качество очень важное, и в Бхагавад-гите очень часто упоминается это качество. И здесь говорится о том, что: удовлетворённость, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называется аскезой ума. Очень часто когда говорится о том, что для того чтобы человек развивался, ему необходимо совершать аскезы, люди думают о том, что аскеза - это как нырять в прорубь, себя голодом морить или что-то ещё.

00:34:00 И когда говорят: «Нет, наверно, аскезы - это не для меня», то можно ответить, что на самом деле аскезы - это для всех. И аскезы бывают разного уровня. Бывают аскезы для тела. Может быть, это подходит, особенно когда человек молод или когда у него сильное тело. Тогда, может быть, будет более релевантно какие-то такие аскезы телесного плана больше в свою жизнь вводить, внедрять.

00:34:39 Дальше, когда человек больше духовно развивается, то речь заходит о более тонких аскезах. И здесь мы как раз можем узнать об аскезах, связанных с умом. Аскезы ума (аскезы связанные с умом) – это удовлетворённость, простота (о которой мы говорили), сдержанность, самообладание. Это называется аскезой ума, и их, в принципе, может совершать каждый. И очень часто мы не задумываемся о таких вещах, как аскезы ума.

00:35:26 И очень часто люди, которые идут по духовному пути, так же не знают о такой вещи. Они имеют склонность проявлять какое-то неудовлетворение, неудовлетворённость собой. Это тоже считается признаком высокого уровня развития. Понятно, что какая-то скромность, здоровое критическое отношение к себе - это важно. Но во всём важно соблюдать меру. Очень часто, особенно среди людей постсоветского пространства можно услышать такое постоянное недовольство собой, постоянное распекание себя. Вот какая-то такая чрезмерная самокритика на уровне самоистязания.

00:36:26 Недовольство это постоянно, и проявляется оно и в отношении окружающих людей, близких, детей - недостаточно совершенные, что-то не то… И здесь (в Бхагавад- гите) говорится о том, что быть удовлетворённым- это, как ни странно, аскеза ума. Очень важно культивировать в себе умение быть удовлетворённым. У нас сегодня что-то со связью…

00:36:59 Ведущая: У нас всё хорошо. Всё в порядке. Неполадок нет. Всё хорошо.

00:37:04 Гуна Манджари: Вы меня слышите, да ?

00:37:06 Ведущая: Да, мы слышим Вас прекрасно.

00:37:07 Гуна Манджари: Это, видите, у нас начало ретроградного Меркурия. Вот, он очень характеризуется такими моментами. Связь какая-то неоднородная. И да, мы говорили об удовлетворённости ума. И это очень важное качество. Для того чтобы обладать здоровой психикой и развиваться духовно, развиваться вообще, очень важно такое качество как умение быть удовлетворённым. Потому что человек, который не может обуздать свой ум (а умение быть удовлетворённым - это и есть обуздание своего собственного ума) всегда будет находиться в состоянии внутреннего зуда. Ему всегда будет чего-то не хватать.

00:38:19 Он не будет умиротворён, не будет удовлетворён. Это означает, что он позволил своему собственному уму оседлать себя и гнать себя постоянно. Так проявляется гуна страсти. Это постоянная неудовлетворённость. То есть чего-то не хватает, мне мало, меня куда-то тянет постоянно. Человек просто не может остановиться и быть удовлетворённым. И, к сожалению, мы живём, когда страсть и невежество преобладают. Это всё очень сильно муссируется (чувство неудовлетворённости).

00:39:14 И, кстати говоря, женская природа больше склонна к проявлению страсти, то есть к проявлению желаний в большом количестве. Есть очень много современных направлений, которые, скажем так, эксплуатируют это женское качество хотеть всё больше и больше. И понятно, что, может быть, чисто природно женщина больше склонна иметь большее количество желаний. И понятно, что есть какие-то потребности, и они должны как-то удовлетворяться более или менее. То есть нужно дать себе возможность удовлетворить свои потребности. Иначе ум просто взбунтуется и перейдёт в другую крайность. Это всё понятно.

00:40:19 Какое-то умеренное удовлетворение своих чувств уместно. Но дело в том, что современная культура и общество нам диктуют размах вот этих желаний. Например, все вот эти марафоны желаний и то, что муссируется, особенно, в женских кругах. И даже среди практикующих саморазвитие женщин можно услышать такие моменты и такие направления - «развивай свои желания». То есть постоянно какой-то стресс и давление на свои желания. Во главу всего ставятся свои собственные желания (например, желание развития - а, может быть, ты этого ещё не знала; а давай ты будешь вот это желать; а давай ещё вот это желание и ещё вот это»).

00:41:32 Бесконечный поток идёт на раскручивание вот этого механизма желаний. И тут важно понимать, что желания никогда не удовлетворяются полностью. Это как пытаться контролировать огонь подливая в него масло. И это делает несчастным того же, кто эти желания раздувает в себе. То есть это как невозможно остановить зуд расчёсывая вот это место зудящее. То же самое в отношении с желаниями. И опять же особенно в женских кругах муссируют эту тему. Эта тема эксплуатируется здесь в связи с тем, что женщина имеет больше желаний, у неё склонность быть более в гуне страсти. Страсть связана с желаниями. Не обязательно с какими-то явными сексуальными желаниями, но с желанием разнообразного проявления материи.

00:42:43 И, понятно, что я не призываю к каким-то крайностям. Потому что это тоже проявление негативных качеств, проявление невежества. Мы должны быть в знании относительно собственной природы, которая подразумевает, что, да, у нас есть тело, диктующее нам какие-то условия. Может быть, в красивых вещах, каком-то окружении, комфорте есть необходимость. Это можно себе дать. Но раздувать это всё до каких-то неимоверных размеров есть куда. Потому что у нас сейчас возможностей увидеть как живут другие достаточно много. И они нам рассказывают, как они живут, как они путешествуют, как им хорошо. И поэтому для того, чтобы бесконечно развивать вот эти желания, этот зуд, у нас тоже много возможностей сейчас.

00:43:57 Потому что сейчас всё очень открыто, всё очень доступно увидеть и узнать, «заглянуть в чужую жизнь». В общем как никогда сейчас есть перспектива это всё увидеть. Но тем не менее важно всё-таки руководствоваться знанием, истинным знанием, которое говорит нам о том, что удовлетворённость ума, удовлетворённость - означает знание. Это означает пребывать в знании (находиться в удовлетворённости). И для женщины это очень важно. Потому что вот этот сценарий старухи из сказки о Золотой рыбке – очень свойственный сценарий женской природе.

00:44:59 Я наверно повторяюсь, но всё-таки хочется, чтобы эта мысль была в балансе. Когда мы находимся под влиянием страсти, мы склонны к крайностям. Либо я ухожу в потакание всем своим желаниям и развиваю, раздуваю их. Либо, если я понял или поняла, что это неправильно и это ведёт меня только к ещё большей неудовлетворённости, ещё большему внутреннему зуду, то тогда всё - я завязываю все свои чувства, все свои какие-то потребности на узел. И грызу сухую корочку хлеба. Ну, это так, образно выражаясь. То это тоже проявление гуны страсти. Другая крайность.

00:46:08 Поэтому, да, мы должны понять какие-то свои потребности, свои природные вещи и как-то удовлетворить их. Важно умение успокоиться, а не просто раздувать, развивать желания всё дальше, дальше и дальше. Иначе мы никогда не найдём покоя. Мы просто будем слугами своего вот такого ненасытного ума. А ум по природе, как мы уже поняли, ненасытен. Он обладает вот таким свойством.

00:46:44 Гуна страсти сравнивается с огнём. И огонь важно контролировать. Нельзя бесконтрольно лить туда топливо (масло или бензин) или дрова туда подкладывать. Он просто будет разгораться больше и больше. И просто сожрёт всё, что будет в его досягаемости. Если его кормить всё больше и больше, то в его досягаемости будет всё больше и больше вещей, всё больше и больше пространства. То есть таким образом такая необузданная страсть пожирает самого же человека, который потакает своим необузданным желаниям путём их постоянного исполнения. Всё новые и новые желания в конце концов поглощают, как говорится, своего хозяина, сжирают его.

00:47:58 Это можно видеть в общем-то в окружающей нас действительности. Люди, которым всё доступно (или что-то доступно), просто не в состоянии себя удержать. Они просто деградируют, разрушают свою психику и жизнь. Это что касается удовлетворённости и простоты. Это всё из одного же списка. Поэтому если есть какие-то вопросы, мы можем как-то немножко наш диалог начать. А то, я думаю, нас время как раз к этому призывает. И, пожалуйста, давайте поговорим, если есть вопросы и какие-то реализации.

Ответы на вопросы

Из какого чувства нужно развиваться в этом мире?

00:48:55 Ведущая: Спасибо, Гуна Манджари, что поднимаете эту тему. Действительно в этом мире очень сильно пользуются неудовлетворённостью современных людей, предлагая им всё больше и больше разжигать их желания. Вот, спрашивают такой вопрос. Вы говорили об этом много, но чтобы ещё раз утвердиться в понимании… Вопрос такой: «Очень часто желание развития происходит именно из чувства неудовлетворённости. Но как развиваться в этом мире? Из какого чувства тогда?»

00:49:24 Гуна Манджари: Да, это достаточно такой своевременный вопрос. Дело в том, что мы не можем полностью отказаться от влияния материи, то есть гун материальной природы. Страсть и невежество тоже нужны. Нам нужно невежество в какой-то степени, чтобы затормозиться, заснуть, расслабиться. Это всё мы используем. Вот эти влияния. То есть находясь в этом теле, в материи мы не можем полностью избавиться от влияния материи. Это нам необходимо даже для того, чтобы находиться вот в этом теле, здесь жить и быть достаточно здоровыми и адекватными. Поэтому, да, мы используем и страсть и невежество.

00:50:17 И страсть нужна для того, чтобы подняться из невежества. Потому что когда мы сильно находимся под влиянием инерции, мы слишком расслаблены, мы слишком попустительствуем. И мы плывём по течению, которое ведёт нас (как говорится в этом высказывании, что эскалатор идёт всегда вниз. Да, вот эта энтропия - это всё влияние материи. Она ведёт нас вниз, к деградации. И поэтому, чтобы вырваться из этого, нам нужна страсть. Нам нужно как-то себя мотивировать. Нам нужно себя как-то, ну в общем-то, заставить каким-то образом. Какие-то амбиции или какая-то неудовлетворённость и желание движения - это нам необходимо. Страсть - для этого.

00:51:19 То есть страсть - своеобразный трансфер из гуны невежества в благость. То есть без страсти мы не перейдём в благость. Если мы находимся в полном невежестве, если мы просто апатичны, и мы полностью пассивны и не активны, и ничего из себя не представляем, то мы не сможем быть в благости. Это невозможно. То есть нам важна страсть для того, чтобы мы себя мобилизовали, для того, чтобы мы что-то начали делать. Если мы просто неактивны, безынициативны, мы «никакие», то это означает, что это невежество. И нам нужно активизироваться, начать себя как-то мотивировать, начать немножечко какой-то такой азарт проявлять в своей жизни (желание каких-то достижений).

00:52:20 Во всяком случае, чтобы подняться из этого болота, и то нужна мотивация. То есть видеть что- то, что принесёт нам больше пользы, больше блага. Замотивироваться и подняться. Ну, а страсть - это тот инструмент, на который нельзя опираться. То есть, да, можно [не слышно] то страсть заканчивается невежеством, мы опять выгорим. То есть если у нас просто бесконечное количество желаний (страсть заставляет нас двигаться вперёд, вперёд, вперёд), то в какой-то момент они нас истощат, мы выгорим. И мы скатимся в невежество.

00:53:14 Поэтому страсть - это хороший инструмент [не слышно] по жизни, то есть плохая опора для жизни. Но в качестве инструмента, да, мы не отказываемся, пользуемся ею. Как-то так можно ответить.

Как женщине правильно взаимодействовать со своими желаниями?

00:53:40 Ведущая: Благодарю Вас за понимание. Очень часто Вы учите нас балансу или разумности в том числе. В наших желаниях это незаменимая вещь. Следующий вопрос от женской аудитории: «Многие женщины наоборот живут в состоянии подавленности своей природы и желаний. Как тогда правильно взаимодействовать с желаниями для женщины?»

00:54:00 Гуна Манджари: Ну, видите ли, это тоже проявление другой крайности. Это влияние невежества. Само слово “невежество” означает “незнание”. То есть невежда - тот, кто не знает. И непонимание своей природы тоже относится к этому качеству, качеству невежества. Поэтому тут нужна золотая середина, нужен баланс, вот как Анна только что сказала. И разум вот как раз в этом проявляется. Как говорится, дьявол проявляется в крайностях, а Бог проявляется в мелочах. Поэтому здесь нужно знакомство с собой, со своими потребностями, со своей природой, с возможностью какой-то реализации.

00:54:58 Потому что это не обязательно лежит где-то в нереальных вещах или в чём-то очень таком дорогом или в каком-то заоблачном. Всё, как говорится, при творческом подходе можно решить. Всё на месте решается. Много-много вещей, которые мы просто не замечаем. Они находятся вокруг нас. С их помощью мы можем свою природу поддержать. Поэтому нужно знание, нужен внутренний поиск.

00:55:34 Замерзание, такая внутренняя безжизненность – это как раз относится к стагнации. Это проявление невежества. Многие люди в наше время заражены вот такой внутренней стагнацией. Они не умеют думать самостоятельно. Они не умеют двигаться самостоятельно. Они полностью в таком состоянии бессилия и внутреннего такого застоя, затора. Поэтому здесь важно внутреннее такое пробуждение. Не замерзать, что называется, внутри себя, а двигаться. Это вопросы пробуждения разума.

00:56:35 Вот как только разум пробуждается, мы начинаем видеть, двигаться. А людям в большинстве случаев, особенно в Кали Югу, проще разум свой не использовать. Они просто заморожены. В замороженном состоянии проще полагаться на какие-то общие тенденции и идти в толпе. Потому что не надо думать. Так им кажется проще. Но это не проще- это сложнее. Пробуждение разума важно на всех этапах.

Как маме составить распорядок дня в большой семье, чтобы было время для саморазвития?

00:57:10 Ведущая: Полностью с Вами согласна. Вы знаете, практичный вопрос пришёл, тоже женский. Вопрос для Гуны Манджари: «Как составить примерный распорядок для мамы в большой семье, чтобы успевать отводить время саморазвитию и обучению?» Мне кажется, это тоже связано с темой, на которую мы сейчас говорили.

00:57:27 Гуна Манджари: Знаете, это очень конкретный вопрос. И есть люди, которые занимаются этими вещами. Это коучи. Просто нужно поговорить с таким человеком, который, может быть, поможет Вам увидеть Ваши же возможности. Наш ум привык мыслить теми или иными шаблонами: вот я привык (или я привыкла), что вот это должно обязательно быть так, или что вот на это должно быть столько времени, а это должно быть вот так. И из-за этих моментов мы можем не замечать возможностей и не быть более гибкой в той конкретной ситуации, в которой мы находимся.

00:58:21 Поэтому нужен человек, который поможет Вам увидеть привычные для Вас вещи, но под другим углом. И мы сможем увидеть много возможностей и там, где нам вчера казалось их и нет. Казалось, что так невозможно. И на это нужно вот столько-то времени затрачивать; тут нужно это готовить, так готовить. Тут вопрос творчества, гибкости и умения расширить своё видение на свою обыденную жизнь. И многие вещи могут открыться совершенно под другим углом. Это всё очень конкретно, и тут нет общих рекомендаций. Нужно конкретно рассматривать Вашу жизнь, ситуации, с которыми Вы сталкиваетесь, и как можно это всё разместить в Вашей жизни.

00:59:24 Сейчас, допустим, есть такая сфера. И Вы можете пригласить к себе людей, они помогут навести Вам порядок, помогут Вам более практично рассмотреть Ваше пространство (пространство Вашего дома, Вашей квартиры). Эти люди специализируются на этом. Так как наш глаз «замылен», и у нас есть свои лекала, по которым мы живём и работаем, то мы можем не видеть каких-то возможностей. То же самое человек со стороны может увидеть и помочь нам разобраться в нашей жизни и навести в ней порядок. Подобно тому как человек нам может помочь с нашим пространством дома, так же нам могут помочь разобраться с нашим внутренним пространством и тоже порядок навести.

01:00:29 Как всё, на что сколько времени, или что можно ввести в свою жизнь, что упростить, что и как расположить. То есть это всё творческий и практический подход и также развитие разума. Разум - это то, что помогает нам подняться над ситуацией. И когда мы поднимаемся выше, то естественно, у нас более широкий обзор, и мы можем видеть какие-то вещи.

01:01:00 И вот, например, когда я говорю с знакомыми со своими, и мы решаем какие-то вопросы, то человек может сказать: «Боже, как я раньше этого не видел… Или я столько лет, образно говоря, билась головой об этот угол своей ситуации, а можно было бы всё совершенно по-другому делать. И в я почему-то выбирала страдать или как-то жить очень тяжело. Хотя это не обязательно должно было быть в моей жизни». Много вещей решается очень просто. Но так как мы этого не понимаем, или разум недостаточно развит, и мы не поднялись над ситуацией, мы сражаемся с какими-то моментами, тратим много сил на то, что может быть гораздо легче сделано или вообще не обязательно.

01:01:58 Поэтому тут важно увидеть со стороны, подняться над ситуацией и развивать свой разум. Либо поговорить с кем-то, у кого он развит более или с человеком со стороны, с тем, кто более успешен в чём-то. Тут нужно разобраться со всем (со своими стереотипами, привычками). Привычки также есть ментальные. Это то, как мы привыкли думать о вещах. Но это не обязательно так оно и есть. Поэтому здесь перезагрузка очень важна. Очень важно это сделать.

Всё ли в мире справедливо?

01:02:42 Ведущая: Да, благодарю. Согласна с Вами. Действительно помощь со стороны нам всегда нужна. Для этого всегда были наставники. Последний вопрос озвучу. Мне кажется, что он тоже связан с темой удовлетворённости. И по-моему он затрагивает фундаментальные вещи. «Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, всё ли в мире справедливо? Бывает, складывается ситуация так, что тебя в чём-то обвиняют и не хотят выслушать и понять. Как будто какая-то сила этим управляет, и нет возможности этому сопротивляться. Спасибо.»

01:03:12 Гуна Манджари: Да, это тоже важный вопрос. И на самом деле в мире всё справедливо и несправедливо одновременно. Как говорил великий святой и наш духовный учитель Шрила Прабхупада (он является для всех духовным учителем, кто следует вайшнавской традиции). Он говорил о том, что этот мир - это мир не для джентльмена. Это подобно тому, как человек (джентльмен) попал в тюрьму и ожидает, что там будет всё очень чинно и культурно. Но само место не предполагает вот этого поведения, этих ожиданий. То же самое материальный мир. Это своего рода тюрьма для вот таких обусловленных материей живых существ, где не предполагается, что всё будет чинно-мирно.

01:04:12 И сама материальная природа изображается с оружием в руках. Кто видел изображение Дурги знает, что она очень воинственна. Что даёт представление о том, кем является материя. Она разрушительна по своей сути. Поэтому тут важно понимать, что невозможно ожидать такого полного джентльменского обращения с тобой. Даже если ты прав, может случиться всё что угодно. И Шрилой Прабхупадой приводится такой пример, что даже Иисус Христос, который пришёл и дал миру самое лучшее, был распят в конце концов. Что плохого Он сделал, кроме хорошего? Поэтому да, не нужно быть в иллюзиях относительно того места, где мы находимся.

01:05:10 Само по себе оно не благоприятно, и здесь может быть всё что угодно. Даже если мы ведём себя самым наилучшим образом. Поэтому это важно держать в уме. Не стоит быть слишком наивным, слишком доверчивым в этом мире, потому что его природа недружественна сама по себе. Но и с другой стороны, да, действительно, есть карма, есть причинно-следственная связь, есть закон зеркала (какая-то пропорциональность - что мы даём, то мы и получаем). Может быть, к нам что-то придёт из прошлых жизней - какие-то реакции, о которых мы забыли. Да, есть и такая закономерность. Это тоже важно учитывать.

01:06:05 Вместе с тем важно учитывать, что это место (само по себе), где может случиться всё что угодно независимо от того, какой ты хороший. И если учесть то, что у нас у всех есть своя достаточно сложная карма, которая длится не одну жизнь, то мы можем получать “приветы” какие угодно. И для людей, которые идут по духовному пути, тоже есть свои нюансы. Когда их о чём-то предупреждает Вселенная или какие-то Высшие Силы, то Они тоже могут действовать каким-то нерациональным образом (нерациональным в нашем понимании). То есть учат нас чему-то. Какие-то уроки мы проходим.

01:06:59 Я с уважением отношусь к психологии. И, действительно, она занимает важное место в том, чтобы помогать людям. Но там тоже есть свои побочные явления, какие-то крайности. Например, желание психологии занять место Бога, всё рационализировать. Желание, тенденция всё объяснить рациональным путём в пределах какого-то человеческого восприятия (это Вам пришло за это; это за это, а это у Вас что-то с детства) – они не работают. Потому что мы ограничены. Мы не можем всё объяснить. Мы не можем объяснить те вещи, которые мы не создавали, которые мы не можем контролировать. Это всё вне нашего контроля.

01:07:59 И поэтому вот эта тенденция психологии занять место абсолютной истины и всё рационально объяснять - это совершенно тупиковая ветвь развития. И поэтому вот так отвечаю на Ваш вопрос. Да, есть, конечно, какие-то уроки, какие-то знаки, которые нам дают. Что-то у нас не получается из того, что нам кажется важным. Правильно, очень важно их учитывать. То есть нам что-то сигнализируют, сигналят о чём-то. Но понять это всё своим умом, как-то рационализировать нам не всегда представляется возможным. И открыто это может быть позже для нас как озарение, какой-то подарок, который нам дадут свыше. Не то что мы докопались до этого своим умом. Это и есть умение взаимодействовать с Высшим проявлением в свой жизни, в своей судьбе; и в конечном итоге с Высшей Абсолютной Истиной.

01:09:22 Ведущая: Благодарю Вас за ответ на этот вопрос, за раскрытие сегодняшней темы. На самом деле это качество простота, на которое я медитирую достаточно давно. Поэтому сегодня очень много важных вещей именно для себя я услышала. Прошу прощения за технические неполадки. Спишем это, конечно, на ретроградный Меркурий начинающийся. Но я надеюсь, впоследствии он нам больше не будет мешать. Спасибо большое! Как всегда очень много вдохновения получаем я и наши слушатели от общения с Вами. Поэтому благодарю и будем ждать новых встреч с Вами на волнах Веда радио.

01:09:56 Гуна Манджари: Спасибо Вам, Анна, за аскезу, которую Вы берёте на себя (и то, что у Вас достаточно поздно, и то, что вот такая связь неровная). Понятно, что всё это издалека транслируется и не при самых лучших технических возможностях. И спасибо, что Вы также помогаете раскрывать тему и так вовлечены в наши все обсуждения. И помогаете очень сильно, действительно. Спасибо нашим радиослушателям за такие глубокие вопросы. Без Вас не было бы всех этих бесед и раскрытия важных вещей. И да, мы продолжим тему «простота», потому что эта тема непростая. И желаю всем нам вот этой божественной простоты . Понимания и культивации этого качества. И до следующих встреч. До свидания.

01:11:08 Ведущая: Благодарю Вас за пожелания. До новых встреч. До свидания.

транскрибирование: Екатерина Курзенко | 17 July 2023