Качество - Терпение
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:07 Ведущая: Доброго вечера пятницы, всем кто нас слушает и слышит. Меня зовут Анна. Мы продолжаем постигать духовные знания и мудрость «Бхагавад-Гиты» под руководством давнего друга нашего проекта, психолога Гуна Манджари. И мы ждём ваши вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылайте нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. Ну а я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:36 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
00:00:39 Ведущая: Прошу прощения за небольшую задержку на несколько минут, но сейчас у нас восстановилась связь, надеюсь, нам она позволит поговорить о важных глубоких вещах, о которых мы говорим с вами. Передаю вам слово, чтобы узнать: «Какую же сторону знания сегодня мы с вами раскроем для себя?».
Знание – это практика!
00:00:59 Гуна Манджари: Да, я тоже надеюсь, что связь нам позволит пообщаться сегодня. Мы продолжим раскрытие, понимание того, чем является знание. И обращаемся мы за этим пониманием к источнику знания, к Абсолютному Источнику «Бхагавад-Гите». Там где всё знание, информация, которая необходима человеку, она была дана Источником, она была дана Верховной Личностью Бога. И здесь мы опять зачитаем определение того, что есть «знание», чем оно является. Ещё раз напомню, что понимание того, что знание - это есть информация, не совсем истинно. И как мы уже говорили неоднократно, что знание проявляется в качествах. Это не просто набор каких-то данных и осведомлённости. Это природа, это качество в его таком практическом понимании. То есть знание – это практика!
00:02:21 И сейчас я напомню нам, чем же знания являются, как это объясняет Верховная Личность Бога. В «Бхагавад-Гита» - это у нас 13 Глава, текст с 8 по 12 объясняет нам, что: «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни – это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне (это Верховная Личность Бога говорит), стремление жить в уединённом месте, отстранённость от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины - это Я объявляю знанием, а всё прочее называю невежеством».
00:03:35 Сегодня как раз тема, которую мы затронем, она связана с тем, чтобы проявлять терпение, и мы поговорим о том, насколько это важно и нас, наверное, проверяют на эти качества тоже.
00:03:49 Ведущая: Похоже да, у нас тут на практике сейчас мы будем его отрабатывать.
Проявление насилия по отношению к самому себе
00:03:54 Гуна Манджари: Да, оно всегда проще говорить, чем как-то проявлять. И мы остановились на том, что чем является насилие и дальше, начиная с того, что человек проявляет, прежде всего, это качество по отношению к самому себе, оно проявляется по отношению уже и к окружающим. Потому что, мы ничего не можем сделать к другим, чего бы мы не проявили к самому себе, такое «зеркало». Мы являемся таким «зеркалом».
00:04:37 И, что касается насилия, об этом можно много говорить, потому что тема очень актуальная. И чем дальше, тем она становится более актуальной. Потому что, чем больше становится материалистичным время, общество, в котором мы находимся в той или иной степени проявления этого материализма, тем больше будет проявлено насилие на разных этапах, в разных его аспектах. Сейчас в психологии даже есть такой термин «токсичные отношения», «абьюзивные отношения», это всё связано с проявлением насилия, которое выше допустимой нормы, потому что в той или иной степени мы все его проявляем.
00:05:33 В Ведах говорится, что само существование материального мира предполагает, что одни существуют за счёт других. Мы все используем в той или иной мере друг друга, ресурсы этого мира, как-то себя поддерживаем, это природа этого мира. Поэтому для поддержания какой-то минимум допустим, иначе невозможно существовать. Но когда человек (только человек может нарушать эту норму) нарушает, злоупотребляет своей свободой, для того чтобы нарушать принцип ненасилия - уже начинаются тогда реакции. Если мы говорим о сфере психологии, то возникают вот эти токсичные, абьюзивные отношения, которые разрушают жизнь человека, разрушают его окружение, жизнь тех людей, которые рядом с ним.
00:06:47 Поэтому сейчас это так актуально, связано с эгоизмом людей, так как эгоизм возрастает вследствие материализма, то есть непонимание своей истинной природы. Оно проявляется на разных планах: где-то люди более материалистичны, где-то менее материалистичны. Кали-Юга распространена для всех и все проявляют материализм - в обществе, в пространстве он проявлен. Просто в каждом случае это будет иметь свою какую-то индивидуальность, а, в общем, тенденция существует для всех.
00:07:41 Поэтому нужно контролировать его в себе, прежде всего и развивать свою духовную составляющую, то есть не проявлять насилие по отношению к себе самому и всё остальное начинается с этого. И ещё раз напомню, что проявление ахимсы (не-насилия) к себе самому – это развитие понимания того, что я являюсь духовной душой, а не материальным телом и всё в соответствии с этим в жизни важно в жизни построить. И это такое небольшое резюме, о чём мы говорили, в наши прошлые эфиры. Может быть, мы ещё будем возвращаться к этой теме, потому что она актуальна.
Терпение, как божественное качество женской природы
00:08:39 И сегодня у нас идёт такое качество, которое характеризует знание, такое важное качество как терпение. И действительно это качество сложно переоценить. Качество терпение, действительно, очень важное и я это качество посмотрела по «Vedabase» по этому поисковику, и действительно очень сильно оно везде присутствует в знании ведическом, в Высшем знании. И говорится о том, что это проявление Божественного присутствия, Божественной природы, то есть там есть ряд качеств, среди которых есть и терпение.
00:09:38 Также там указано, где Верховная Личность Бога перечисляет как проявляется женская природа, как Господь проявляется в женской природе, как проявляется божественная женская природа. Мы так много любим об этом говорить, что женщина - божественна и «в чём же божественность?». Одно из качеств – это терпение, в этом божественность также проявляется в природе. И женщине даётся больше этого божественного качества, потому что оно необходимо, для того, чем занимается и для чего предназначена женская природа, и там без терпения никак.
00:10:37 Это такой важный показатель, когда мы говорим о женственности, об истинной женственности, о божественной женственности. Тема очень затребована, потому что действительно, знаний особо не давалось раньше, была общая психология для всех, а не было вот этой гендерной её составляющей. И сейчас как бы пытаются по-разному этот дефицит восполнить. И какие только определения не встречались в этой связи, что есть «женственность», «божественное», «я просто божественная», какие-то аффирмации совершенно непонятные, внушения. Но в любом случае, здесь есть определённая составляющая или какие-то внешние вещи, то есть «я – женщина и этим всё сказано» и т.д.. Масса всего можно встретить по поводу того, чем является женственность и божественность.
00:12:00 В Источнике знаний говорится о том, что это качества, там есть ряд качеств, может быть мы их перечислим как-нибудь, на следующих эфирах уделим этому внимание, но когда-то мы посвящали этому нашу встречу. Одно из качеств – это терпение, оно может быть не столь популярно в наши дни, но, тем не менее, оно даётся. Поэтому очень важно для того чтобы ощущать себя божественной, очень важно обладать этим качеством, а не просто как претензии на какое-то необычайное присутствие ощущения себя.
00:12:54 И здесь в комментарии вскрывается качество терпение, немножко почитаю, о чём здесь сказано: «Обладать терпением – значит безропотно сносить любые оскорбления и бесчестье. Тому, кто стремится обрести духовное знание, придётся немало претерпеть от людей, ибо такова природа материального мира. Даже Прахлада, пятилетний мальчик, который стал заниматься духовной практикой, оказался в очень опасном положении, когда его собственный отец воспротивился тому, что он стал преданным. Отец даже неоднократно пытался убить ребёнка, но Прахлада терпеливо выдерживал все испытания. Человек, стремящийся обрести духовное знание, столкнётся на своём пути со множеством препятствий, но он должен терпеливо сносить всё, что выпадает на его долю, и с решимостью продолжать свой путь».
00:13:59 Вот такое объяснение терпения и здесь много всего в этом комментарии, очень много зёрен понимания заложено. Здесь упоминается история одного мальчика Прахлада, эта история находится в «Шримад-Бхагаватам», когда он от рождения осознавал присутствие Верховной Личности Бога во всём. Отец его, так получилось, был величайшим демоном во Вселенной, и вот такой антагонизм получился между ними. И когда это проявилось, что его сын не является тем, кем бы хотел видеть его отец, так как будучи демоном, он пытался его убить неоднократно. Но Прахлада видел Верховную Личность Бога во всём, проявлял терпение, так как он это видел – ничто не смогло его убить. Вот такая решимость.
00:15:20 Это важно знать, это важно понимать, что, как и говорится в Библии, тоже есть такое подтверждение, что каждому даётся по его вере, воздастся по его вере («По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29)). Вера – действительно очень мощная вещь и всё, что у нас в жизни есть, связано вот с этим пониманием. И конечно мы не можем имитировать этот уровень, пока у нас нет такого высокого совершенного уровня реализации, который был у Прахлады, и мы не можем себя подвергать такому риску, которому подвергал себя он. Но, тем не менее, очень важно понимать и иметь такой пример. И понимать, что это реально происходило, и что это реально.
00:16:12 Может быть, в нашем случае не совсем, но в принципе это существующие вещи. И поэтому очень важно понимать этот момент, что терпение также непосредственно связано с уровнем нашей внутренней реализацией, это божественное качество. Много всего можно услышать и много всего, что есть по поводу терпения, потому что тут, опять же вот это слово «важно» много раз я повторяю, но это действительно так.
Терпение без разума есть терпение в невежестве
00:16:49 Тут нужен разум, для того чтобы правильно трактовать вот такое качество как терпение. Вообще ко всему нужен разум, потому что даже самые хорошие вещи могут быть испорчены или как-то неправильно трактованы, если нет разума. Потому что, как мы говорили ранее, терпение бывает также, если оно материального плана; если нет разума, если оно в невежестве. Терпение бывает в трёх качествах, гунах материальной природы. И терпение в невежестве – это просто терпение без осознания, неосознанное; тогда как Прахлада находился на высшей ступени осознания, он понимал, что происходит, он ощущал, он знал точно о присутствии Верховной Личности Бога во всём. Это знание было им реализовано.
00:17:54 Тогда как терпение в невежестве – это человек просто находится в темноте, это как животное, то есть как осёл. Его нагружают какими-то тюками, грузами, где-то на Востоке можно увидеть эту картину; и его погоняют, и он просто терпит, он не понимает «зачем это, куда он это, что ему от этого будет, зачем он это всё тащит». Это просто такое терпение на уровне животных и на санскрите называется «мудха» - переводится как «животное», «осёл», когда человек просто терпит, не понимая, зачем он это делает, какое благо ему от этого. И вообще он просто терпит, чтобы не думать, чтобы не давать себе объяснение для чего это. То есть его разум очень ленив, он находится во сне, не пробужден, и это терпение – терпение животного, это не о том качестве идёт речь.
00:19:16 Терпение как мы говорили о том, что все качества, о которых здесь говорится, которые характеризуются как знание; они обязательно должны сочетаться с разумом, тогда это будет знание. И вот терпение непосредственно должно сочетаться с разумом, когда мы понимаем - для чего это происходит в нашей жизни, мы понимаем и видим картину. Иногда картина, целая картина, полная не видна нам бывает сразу, но мы понимаем, для чего мы это делаем, терпение обязательно должно быть в осознанности.
00:20:09 И здесь говорится, что: «Тому, кто стремится освободиться от влияния этого мира, обязательно нужно это качество культивировать в себе». Это определённого рода валюта, которую мы платим за то, чтобы получить что-то вообще в этом мире или получить Высшее благо для человеческого существования. Вот это и есть терпение. Таким образом, мы проходим какой-то свой урок, свой экзамен, проявляя вот это терпение. Я уже упоминала, это происходит во всём и для того чтобы достичь каких-то успехов в этом мире, нас тоже проверят на терпение обязательно.
00:21:10 И есть такое выражение, что когда двое сражаются, борются, два борца допустим, то побеждает тот, кто на долю секунды проявил больше терпения, чем его противник. Видите, всё решает доля секунды, но тут важно дотерпеть до этой решающей доли секунды. Иногда это может длиться достаточно долго, но так или иначе судьба и наша ситуация; Высшие силы знают, что и как, когда нам дать и через какие мы должны пройти проверки, скажем так.
00:22:09 Даже если вы возьмёте сказки любых народов мира, а сказки – это тоже Ведическое знание, оно ещё называются на санскрите пураны, то есть в каких-то таких историях даётся Вселенский кодекс. Там все герои обязательно испытываются, насколько им хватит терпения, насколько им хватит выдержки и в конце они получают какой-то свой приз, но обязательно есть испытания на это качество. Поэтому терпение – это такое золотое качество. В контексте женственности хочется сказать, так как у нас в основном женская аудитория, что, так как мы живём в то время, в которое мы живём, в Кали-Югу и многие вещи они профанируются, они как бы звучат, говорят о правильных вещах, но даётся совершенно ложная интерпретация.
00:23:13 И вот женственность очень часто интерпретируют как «ты просто дай всем своим желаниям сбыться, чего-то вообще не терпи, не терпи, не терпи…» и всё такое. Вопрос не о том, чтобы тупо терпеть как животное, не понятно зачем, не понятно как, то есть тут очень важно разобраться во всех этих нюансах. Человек не должен быть животным, он не должен находиться в таком тупом состоянии, но в то же время, здесь есть грань между тупым терпением и вообще проявлением терпения в своей жизни, проявлением того, что всё в твоей жизни не случайно. Какие-то уроки, которые человек проходит, для того, чтобы что-то получить, для того чтобы эволюционировать в своём сознании.
00:24:18 Очень важно проявлять терпение. Просто часто вижу, что когда речь идёт о женственности, очень многие изображают женщину, как, я имею в виду многие кто объясняет, что такое женственность, как быть женственной; как некую такую вздорную истеричку, и это подаётся под соусом женственности. Но как мы прочли здесь, и сам Верховный Абсолют говорит: «Я – терпение в женщине». Поэтому это очень важно усвоить, потому что жизнь награждает тех, кто обладает терпением. И ещё раз подчеркну то, что терпение не должно быть тупым, всё тупое, конечно всё, что в гуне невежества - приводит к страданиям - это аксиома. Поэтому здесь очень важно разбираться в каких-то нюансах.
«Должно быть тяжело» - такова природа материального мира
00:25:33 Также, что ещё хотелось сказать по этому поводу, о чём говорится в этом объяснении, комментарии: «Тому, кто стремится обрести духовное знание, придётся немало претерпеть от людей, ибо такова природа материального мира». Мы знаем, мы много раз говорили о том, что природа материального мира, вот сейчас как раз идёт Наваратри, и, по-моему сейчас дни, которые посвящены Дурги. Это богиня, которая отвечает или контролирует материю, материальную энергию. Дурга, само её имя переводится как «тяжёлая». Сама природа материальная – тяжёлая, она так устроена, чтобы были трудности. И Дурга за это отвечает, чтобы было тяжело нам – это природа.
00:26:47 Также есть очень много психологических таких техник, направленности, посылов, которые говорят, что «если вы всё будете делать правильно, если вы будете делать вот так-то, то всё будет вот так-то». Всё может быть разложено вот таким образом по полочкам, мы так запрограммируем пространство, потому что жизнь состоит из каких-то программ. И мы правильным каким-то образом, ориентируюсь в этих программах, мы себе выберем «вот так-то у нас и будет». Не то, чтобы это было полностью неправдой, есть в этом доля истины, да, есть какие-то программы, есть автоматизм, но не всегда в итоге получается так, какие формулы мы выводим. Потому что природа материального мира будет давать нам сложности даже, если мы ведём себя правильно.
00:27:58 И здесь в этом объяснении это проиллюстрировано: «Даже Прахлада, пятилетний мальчик, который был Святым, выражаясь нашим языком, тем не менее, проходил в жизни вот такие сложности, тяжёлые вещи. Его родной отец хотел его убить неоднократно, делал это разными способами». И можно сказать «вот что он сделал не так? где он там папу своего не уважал? или что-то ещё, почему это произошло?», то есть мы можем начать пытаться анализировать всякими современными методами. Тем не менее, здесь чётко даётся объяснение, что такова природа этого мира, не обязательно, что «мы плохие, или мы что-то сделали неправильно, или что-то не так, или мы где-то сделали не то», нет, это не обязательно. Это просто так, это аксиома.
00:29:08 Поэтому понятно, что важно какие-то причинно-следственные связи вычислять, какая-то логика необходима. Только животное живёт без логики, и то оно учится каким-то вещам. Но, тем не менее, наряду с этим, наряду с тем, что мы руководствуемся логикой, нам также важно понять, что мы никогда не поймём всё до конца, потому что логика этого мира, природа такова, что должно быть тяжело. Даже если ты хороший, то тебе тоже будет тяжело, может быть даже больше, для того, чтобы ты стал ещё лучше.
00:29:54 Видите, здесь не работают эти наши привычные человеческие причинно-следственные, логические связи и это очень важно понять, что есть что-то такое необъяснимое, на санскрите называется ачинтья. Поэтому это важно понять и не пытаться всё проконтролировать своим умом, своим интеллектом, который ограничен. Очень важно принимать собственную ограниченность и проявлять терпение, для того чтобы понять в чём же высший план. И понятно, что это не всегда легко, это всегда чаще всего сложно, тяжело, это сфера проверки, это там где нас проверяют - годимся мы для того чтобы получить тот дар, на который мы нацелились, то есть нас будут проверять.
00:31:08 Поэтому очень важно руководствоваться разумом для того, чтобы рассчитать наши силы на длинную дистанцию нашей жизни, или каких-то проверок, для того чтобы у нас была возможность, силы, понимание, вдохновение терпеть те или иные вещи - это всё говорит о внутренней силе. Это очень важно знать, понимать.
00:31:50 И перед тем как мы перейдём к диалогу, я хотела ещё зачитать в «Шримад Бхагаватам» 8.6, что говорится о терпении. Сам Верховная Личность Бога говорит такие слова и говорит это полубогам, которые состязались, или это даже не было битвой, у них с демонами была такая задача получить нектар, который они получали вместе с демонами, но так или иначе нектар достался полубогам; Господь им говорит: «О, полубоги, терпение и умиротворённость помогают добиться осуществления любого желания, но тот, кто охвачен гневом, никогда не достигнет своей цели. Поэтому, о чём бы ни просили вас демоны – исполняйте их просьбы, не споря с ними».
00:33:04 Да, жизнь будет каким-то обстоятельствам подвергать. Иногда мы пытаемся избежать эти обстоятельства, но если у нас, получается избежать, то значит это не те обстоятельства, которыми нас будут испытывать. Вопрос разума он обязателен, иначе человек будет искать проблемы на свою голову, это тоже показатель не сильного разума. Я говорю о том, что какая-то ситуация неизбежно встаёт перед нами, как бы мы не пытались её обойти, вот она есть в нашей жизни и всё. И тогда нам нужно понять, как её принять, как научиться это терпеть, найти ресурсы и с этим вопросом как-то расположиться.
00:34:14 И вот здесь говорит Верховная Личность Бога, что «…терпение и умиротворённость…» - видите терпение и также нам нужно понять, где черпать умиротворённость, для того чтобы проявлять терпение; «..помогают добиться осуществления любого желания…» - вот это ключ осуществления любого желания. Вот такая презентация или размышление на тему терпения. Если есть какие-то ещё мысли у вас, Анна, у наших слушателей, мы можем сейчас об этом поговорить.
Ответы на вопросы
Что это за качество такое – безропотность?
00:35:03 Ведущая: Спасибо большое, дорогая Гуна Манджари. Видите похоже мы прошли урок на терпение. Интернет нам дал спокойно углубиться в эту тему. Меня очень глубоко затронуло слово «безропотно», вот вы читали этот текст, и я бы хотела у вас узнать: «Что значит безропотно принимать оскорбления в свой адрес, какие-то неприятные вещи, которые приходят в нашу жизнь? Что это за качество такое – безропотность?».
00:35:32 Гуна Манджари: Безропотность – это и есть проявление терпения. Понятно, что то о чём мы говорим – это как бы идеал, эталон, мы должны знать, что это хорошо, это правильно – безропотно. Но мы все на пути, и человек не должен, как говорится в тех же Ведах, мы не должны имитировать тот уровень, который нам не свойственен, иначе это тоже будет нас тормозить и это причина определённого падения на духовном пути. Потому что люди, и мы можем видеть, которые практикуют или даже не только, которые практикуют, но хотят быть хорошими, тоже такое сценарное может быть поведение – у них внутри всё клокочет и бушуют, но они внешне изображают, что всё хорошо, всё нормально - они “безропотны”. То есть это внешняя такая как бы имитация. Это не будет приносить пользы, скорее наоборот, человек должен быть осознан.
00:36:56 Поэтому ропот у нас может быть, мы это с кем-нибудь можем обсудить, мы можем попытаться разобраться. Обычно нам не хватает внутренних сил, разума, чтобы самому себе объяснить. Обычно мы ищем кого-то, с кем мы можем поговорить на эту тему – это нормально, мы учимся. Когда разум становится очень сильным и вот эта внутренняя сила возрастает, то мы просто принимаем ситуацию, как она есть.
00:37:34 Мы просто понимаем как, много раз такой пример приводился, что допустим, вы находитесь в тесном транспорте, и кто-то ходит по вашим ногам, топчется. Конечно, это вызывает возмущение «что такое? – это неприятно, и вообще в чём дело?», вы можете возмущаться, но когда вы поднимаете глаза и видите, что человек слеп, то никакого ропота нет, вы всё понимаете – это всё понятно. И, то же самое, вот эта безропотность, истинная безропотность – это уровень реализации знания, когда человек понимает, что движет людьми, что они слепы, они несчастны – не просто теоретически, он это очень хорошо осознаёт – это уровень зрелости.
00:38:34 Как продемонстрировал Иисус Христос, когда его распяли, он говорил: «прости их – ибо не ведают, что творят», не то что он изображал сценарное поведение или терпел не понимая, что происходит и боялся возмущаться. Кстати говоря, он не был таким очень спокойным как изображают, он был достаточно ярким, проявлял свою волю, свой гнев. Когда надо было проявлять – он проявлял. Но тем не менее, он очень хорошо понимал, то есть это уровень просветлённости, когда человек больше не находится под влиянием иллюзии, он понимает очень хорошо, что движет другими людьми. Он просто видит их как детей, которые капризничают, шалят просто, потому что они дети.
00:39:41 Это не уровень какой-то теории, это уровень глубокой реализации. Это не то, что нужно имитировать, это нужно понимать, что когда этот уровень откроется нам, мы будем также безропотны, потому что мы будем видеть ту болезнь, в которой находятся окружающие. Как говорится: «врач на больных не обижается», тут то же самое – это уровень реализации, который даёт вот эту безропотность. Как врач, он же не ходит, не жалуется, не оскорбляется от того, что больные себя так ведут.
00:40:34 Кто-то из духовных учителей рассказывал, что когда он был молодым, ему делали операцию. Он получил наркоз, его там фиксировали на этом операционном столе, видно наркоз ещё не полностью подействовал, но сознание отключилось до какой-то степени. И так как он был молодым человеком, привыкшим тогда ещё, он был военного такого образца, и отстаивал себя, видно отключилось понимание, не понял, что происходит. Но, тем не менее, понял, что его пытаются то ли связать, то ли что и инстинктивно он боксёрский приём совершил.
00:41:38 Когда к нему после наркоза пришёл хирург, у него был фингал под глазом. Хирург не обижался, он просто покачал головой – вот такое безропотное принятие. Это означало то, что понимал кто врач, кто больной и как всё происходит – это уровень реализации. Если мы мелкие в своём сознании, мы не можем это изобразить, то есть нам нужно пережить какие-то вещи, которые мы должны пережить, и всё такое, разобраться и понять, что есть идеал, но к этому надо стремиться и не надо имитировать.
Где найти силы на терпение, когда близкие приносят много боли?
00:42:23 Ведущая: Да, спасибо. Очень хочется этой искренней любви научиться, которая поможет нам проявлять и терпение, и какие-то качества по отношению к близким. Вот как раз вопрос пришёл тоже про это, в продолжение: «Где найти силы на терпение, особенно когда близкие много боли приносят?».
00:42:44 Гуна Манджари: Да, это вот такой момент, который нуждается в раскрытии, в распаковке, когда к любому знанию нужно обязательно ещё разум прилагать, как ты будешь вот это Высшее знание применять в своей жизни. Мы много об этом говорили о том, что очень важно для того, чтобы как-то прогрессировать, быть успешным в своей жизни очень важен ресурс. И терпение тоже нуждается в ресурсе, это внутренняя сила. Истинное терпение происходит от силы, не от слабости, поэтому тут важно разобраться с окружением.
00:43:38 И как здесь прочли в последнем тексте «терпение и умиротворённость», нам важно понять, что мешает нашей умиротворённости. Терпение не просто из вынужденности, или из такой безвыходности возникает, а терпение как наш выбор, добровольно мы принимаем это на себя, и у нас есть ресурсы. Поэтому это важно, мы должны понимать свою природу, понимать, в чём наш ресурс, какой наш ресурс, и поэтому практически сделать определённые расстановки в нашем окружении, в нашей жизни.
00:44:30 Это конечно очень конкретный вопрос, и я знаю коучи этим занимаются для того, чтобы конкретно услышать о вашей ситуации, помочь вам самой увидеть как вы можете определённым образом построить свою жизнь, свои отношения, всё в своей жизни привести таким образом, чтобы вот этот ресурс для умиротворения у вас проявился. Вы увидели как вы можете конкретно свою жизнь построить таким образом, чтобы у вас была возможность умиротворяться и не подвергать свою психику определённому негативному деструктивному воздействию.
00:45:32 И конечно общие слова – это дистанцированность психологического и физического плана, если есть возможности, но я понимаю, что везде есть свои нюансы. Поэтому если человеку самому не понятно как ему построить свою жизнь, потому что «лицом к лицу – лица не увидать», то может быть нужен взгляд со стороны, совет, с кем-то нужно проконсультироваться, у кого более широкий разум. Человек со стороны может помочь вам увидеть, как вы можете в своей жизни, таким образом её построить, чтобы у вас был ресурс для умиротворения, также что означает и для терпения, чтобы это было терпение не в невежестве. Иначе это не принесёт пользы, это будет деструктивно. Поэтому здесь нужно, чтобы вы сами разобрались или вам кто-то помог разобраться конкретно в вашей жизни, с вашими жизненными обстоятельствами, как вы можете жить так, чтобы быть в ресурсе.
Как разумно поступить, если стараюсь быть духовной и не проявляю эмоций, а негативные качества мужа только усиливаются?
00:46:59 Ведущая: Спасибо вам большое за ответ. Вот слушая вас, понимаешь, что чем благость от невежества отличается, что всё пропитано знанием о себе, о других, о целях, смыслах. Вот ещё один вопрос тоже связан с жизненной ситуацией: «Много раз молчала и подавляла эмоции, когда муж вёл себя некрасиво по отношению ко мне. Старалась быть духовной, искать, в чём я виновата, в итоге его плохие качества усиливались. Что разумнее в этом случае? Как применить терпение?».
00:47:30 Гуна Манджари: Тоже такой комплексный вопрос, то есть смотрите тут момент, что терпение без разума не работает. Поэтому не просто мы имитируем такую “покорную ведическую жену”, и мы просто терпим и молчим. Иногда это наоборот развращает человека, рядом с нами, потому что люди имеют склонность как бы садиться на голову, мы все этим страдаем, мы все в этом материальном мире по этой причине. Поэтому есть такая немецкая пословица «дай человеку немного, и он захочет всё».
00:48:21 Очень важно этот принцип использовать разумным образом. Об этом Олег Геннадьевич много говорит, что женщине важно проявлять строгость. То есть терпение это не означает, что-то такое бесхребетное, совершенно какое-то безличное, безоценочное в таком разумном понимании существо. Если человек ведёт себя как-то не так, или куда-то не туда заруливает, то важно это отметить. Каким образом - это всё ваша система коммуникации, это уже частный вопрос, это уже нужно с кем-то, если вам сложно понять, как и что. Здесь задача наставников - это то, кем были брахманы в ведическом обществе, они были учителями, они помогали людям разобраться со всеми этими категориями.
00:49:40 Человеку важно проиндицировать, как светофор: он показывает красный свет – туда не надо ехать, потому что будет авария. Тоже самое женщина: у неё есть от природы механизмы, рычаги, как она может это всё доносить. Но это искусство и тут в двух словах невозможно описать искусство. Это умение балансировать, как невозможно объяснить, как ездить на велосипеде, как управлять машиной, это вы должны сами почувствовать этот баланс, конечно руководствуясь каким-то знанием.
00:50:35 Поэтому сейчас здесь мы даём просто алгоритм, что нужно проявлять строгость, терпение не означает бесхребетность, и такая совершенно безликость, бесхарактерность, характер – это всё строгость, это всё вполне может сочетаться с терпением. Воспитание тоже предполагает терпение, но воспитание – есть воспитание, когда вы проявляете строгость, когда вы проявляете свою оценку ситуации – вы это индицируете. То же самое и тут, когда человек берёт какое-то утверждение и применяет его без разума, или просто имитирует, то это во многом чревато проблемами. Поэтому здесь важно это всё адаптировать к своей реальной ситуации, к своему реальному уровню. Самое важное – это умение это внедрить в свою жизнь, и для этого были брахманы, они как раз помогали людям вот это Ведическое Абсолютное знание адаптировать в их жизнь в соответствии с местом, временем и обстоятельствами.
Можно ли тренировать терпение?
00:52:00 Ведущая: Да, благодарю. Мне кажется, мы этим занимаемся в наших прямых эфирах. И вот последний вопрос, тоже мне кажется очень практичным для каждого из нас: «Можно ли как-то тренировать терпение, как навык, например?».
00:52:13 Гуна Манджари: Да, это важный момент и терпение тренируется. Даже если мы возьмём психологию, то в терминах психологии есть такое понимание как реактивность и проактивность. То есть, что такое реакция, это когда какой-то возбудитель на нас подействовал, и мы тут же даём реакцию. Это как собака Павлова: свет включился – слюна потекла. Это такое поведение рефлекторное, и вот реакция, когда у нас нет терпения – это рефлекторное поведение. То есть на нас что-то подействовало, у нас пошёл вот этот рефлекс и мы пошли за этим рефлексом. Но человека отличает от собаки Павлова и вообще от любого животного то, что он может при помощи разума не идти моментально за своими реакциями, то есть вырабатывать проактивность.
00:53:22 То есть, когда что-то произошло, и вы почувствовали, что ваше тело, или ваш ум даёт привычную ему реакцию, в этот момент вы просто не идёте за этой реакцией, вы между действием и реакцией берёте паузу определённую, не действуете сразу. И когда вы берёте такую паузу – это работа с умом, со знанием определённым, это означает осознанность. То есть да, такое произошло в моей жизни, но я не спешу с реакцией, я беру небольшую паузу, я замешкаюсь здесь немножечко, для того, чтобы подумать «как я отвечу?». То есть «да, я получу удар, у меня кулаки сжимаются дать в ответ», но если мы проактивные, то в этот момент мы немножечко возьмём себе время для того, чтобы подумать «это надо или не надо». И после того как мы продумали – мы действуем, это будет служить тому, что вот это терпение будет вырабатываться.
00:54:44 И с каждым таким действием, когда мы берём паузу между действием и нашим ответом, то таким образом мы культивируем в себе терпение. Это те вещи, которые культивируются в человеческой жизни. И человек разумный, он так и называется homo sapiens, потому что разум позволяет ему культивировать много вещей. И понятно, что тут нужна также осознанность, понимание, что разные люди обладают разной природой. Есть люди более огненные, более сбалансированные люди, но, тем не менее, у нас у всех есть разум, который позволяет нам определённым образом адаптировать свою природу.
00:55:44 Резюмируя ответ на этот вопрос, когда мы берём паузу между какой-то реакцией нашей и ответом на эту реакцию, чем больше времени мы берём, тем больше пауза, тем больше мы развиваем своё терпение. Допустим, мне хочется вспылить или сделать что-то такое нетерпеливое, что не привычно. Я себе говорю: «давай ты это сделаешь, но через 1 минуту или через 30 секунд», или «посчитайте про себя» - есть такой совет. И вот чем больше мы это практикуем, мы можем взять совершенно небольшой промежуток времени, таким образом, тем больше нам будет возможность, мы накачаем свою эту “мышцу” терпения. Она позволит нам ещё больше и больше развивать его. Вот так понемногу, у каждого свой, как говорится объём или индивидуальный запас, каждый должен ориентироваться на себя, но алгоритм развития терпения он таков.
00:57:06 Ведущая: Благодарю вас, очень практичные вещи и вообще мне нравится, как вы раскрываете для нас знания «Бхагавад-Гиты» - это всё очень практично, это всё меняет наши качества, наше сердце. Поэтому спасибо вам за щедрость, с которой вы делитесь с нами. Очень глубокая сегодня беседа была, и будем ждать нового общения с вами, новой встречи через 2 недели. Спасибо вам!
00:57:29 Гуна Манджари: Спасибо вам, дорогая Анна, за то, что ведёте наши встречи. Спасибо нашим радиослушателям, за раскрывающие тему вопросы. И обязательно мы обращаем внимание на те вопросы, на которые мы не успеваем ответить за один эфир, и в ближайших эфирах мы планируем отвечать на ваши вопросы, можете их присылать. И всем нам хочется пожелать силы, чтобы терпеть то, что мы должны терпеть и не терпеть то, что не должны терпеть, как в этой известной молитве. Анна, вы нас можете благословить из святого места, чтобы у нас была на это милость свыше, потому что мы все в ней нуждаемся, наших сил не хватает. Спасибо за эти встречи, эти беседы! До следующих встреч!
00:58:30 Ведущая: Благодарю вас! Сама тоже здесь на первой ступеньке стою, учусь этому терпению, поэтому будем учиться ему вместе. До новых встреч! До свидания!
00:58:41 Гуна Манджари: До свидания!