Отсутствие гордыни
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Ведущая: Доброго вечера, пятница, всем кто проводит его на интернет волне Веда-радио, меня зовут Анна и вот уже на протяжении нескольких месяцев мы стараемся открыть и поддержать в себе лучшие качества заложенные в нас Богом и помогает нам в этом психолог и друг нашего проекта Гуна Манджари. Как и всегда мы ждем Ваши вопросы, которые Вы можете оставлять на сайте veda-radio.fm или присылать нам в ватсапе и вайбере по номеру телефона +79002390963. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:40 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна, здравствуйте, дорогие радиослушатели!
00:00:45 Ведущая: Спасибо Вам большое, что Вы снова с нами, что мы можем обсуждать эти темы, основанные на Священном Писании, это само по себе очень благоприятное действие и хочется узнать, о чем же сегодня пойдет наша беседа, что мы будем осмыслять и о чём будем говорить.
Что есть Знание
00:01:02 Гуна Манджари: Да, Вам тоже спасибо, что Вы тоже со мной и мы можем углубить эти важные для всех людей темы, и сегодня мы продолжим ознакомление с тем, что является знанием. И мы опираемся в своём понимании на Бхагавад-Гиту – это древнее, вечное знание, вечное Писание, которое содержит в себе всю информацию, которую необходимо знать тем, кто родился в человеческом теле. И так как эта информация исходит из Высшего Абсолютного Совершенного источника, из Верховной Личности Бога, то информация она абсолютная не относительная и это то, на что можно опираться в понимании вообще в любом понимании в нашей жизни. То есть это такой фундамент, база, на которой может строится здание нашего понимания и философии мировоззрения.
00:02:30 Люди пытаются понять, что есть знание, кто говорит истину, где она находится и вот здесь мы как раз рассматриваем этот вопрос, то знание, которое исходит из Абсолютного источника, что есть Знание. И мы продолжим чтение, разбор, может сегодня несколько в такой неожиданной манере, но тем не менее будем пытаться это всё соотнести с тем, что говорится в Бхагавад-Гите. В знании, которое поведано самим Богом, самим источником всего и также отвечать на ваши вопросы, продолжим дискуссию, то есть диалог, и если будут новые вопросы, будем рассматривать, или у нас еще что-то осталось с прошлых эфиров, то мы тоже обратимся к этим вопросам.
00:03:39 Итак, о том, что такое есть Знание нам повествует Бхагавад-Гита глава 13 с 8-го – 12-й текст и я сейчас прочту то, что является Знанием: «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, постоянство, самодисциплина, отказ от того, что приносит чувственное наслаждение, отсутствие ложного эго, понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни это зло, самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и так далее, невозмутимость счастью и горю, непоколебимая безраздельная преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстранённость от мирских людей, признание важности самореализации и склонность к философскому поиску Абсолютной истины – это Я объявляю Знанием, все прочее называю невежеством».
00:04:55 То есть, мы можем увидеть, что Знание – не относится к категории информации, то есть один человек там знает столько то энциклопедических данных, второй - другие сферы – это всё про информированность, которая может быть нужна в относительных вопросах, связанных с профессией, связанных с процессом выживания и функционирования этого общества, то есть это всё относится к категории информации. Знание же относится к качествам характера и здесь это всё описывается и даётся: кого считать знающим человеком или, как мы можем его еще назвать, мудрым человеком, то есть это всё выражается в качествах. И здесь я прочту из комментария Шрилы Прабхупады, немножко раскрою эту тему, что это за качества, зачем они нужны и для чего нам это всё понимать и постигать.
00:06:21 Здесь говорится: «Не слишком разумные люди порой ошибочно считают описанный здесь процесс познания порождением поля деятельности. Однако здесь описан истинный путь познания. Перед тем, кто встал на этот путь открывается возможность постичь Абсолютную Истину. Этот процесс познания не является результатом взаимодействия 24 материальных элементов, перечисленных выше. Напротив, с его помощью живое существо может вырваться из их плена. Обусловленная душа томится в клетке материального тела, построенного из 24 элементов. А знания, описанная в этом стихе, открывает ей путь к свободе».
Основная проблема жизни любого живого существа
00:07:13 Итак, здесь говорится о том, что эти качества, которые, как здесь объясняются, являются Знанием, они нужны не просто для того, чтобы мы в обществе слыли хорошим человеком и вот к нам все хорошо относились, мы ко всем хорошо относились, - это не просто “искусство ради искусства”. Это имеет определённую практическую цель под собой, то есть и цель в том, что смысл человеческой жизни, смысл разума, который даётся в человеческой форме жизни для того, чтобы решить все свои проблемы.
00:07:57 Основная проблема жизни человека или любого живого существа в том, что это существо погружено в материю, то есть будучи духом по своей природе, который не знает смерти, старости, болезней, рождений, страданий, то есть который всеблажен, вечен и исполнен знания. И этот вечный дух погружается в совершенно противоположную себе природу, где он ограничен, где вынужден переживать опыт рождения, болезней, смерти, старости, - вот этой всей деструкции, разрушения, то есть и это основная причина страданий.
00:08:53 Мы можем “залатать ткань” с одной стороны, решая какие-то временные проблемы, но она порвется с другой стороны, потому что сама природа материального мира устроена таким образом, что её задача - дискомфорт, это разрушение, деструкция, это всё, что строится, будет разрушено. И это проявляется на всех уровнях человеческой жизни. Оно какое-то время поддерживается, какое-то время мы это созидаем, поддерживаем, но потом оно неизбежно будет разрушено. И это мучительно для живого существа, то есть для нас, как для личности это мучительно потому что это противоречит нашей природе, которая вечна по своей сути, то есть то кем мы являемся, тот кто мы – это вечный дух и он никак не может примириться со смертью, разрушением, потому что это противоположно его природе.
00:10:04 И поэтому задача человеческой жизни в том, чтобы вырваться из тюрьмы материальной вот такой обусловленности, погруженности, оков этой материи и это всё возможно. Наш выход из этой тюрьмы находится в нашем сознании, благодаря развитию знания, которое выражается в тех качествах вышеперечисленных в этом стихе. То есть это то, для чего нам нужны вот эти все позитивные качества, потому что они являются знанием.
00:10:51 Опять же, в свете теперешних событий то, о чем я говорила, то есть эти все философские категории не обозначают, что так как всё равно здесь всё разрушается, то какая разница, что происходит. Тем не менее есть определённые правила, которые даются для общества, которое находится в этом материальном мире. Как тюрьма и мы определенно находимся в тюрьме: материальный мир – это тюрьма для души, где она ограничена, так же как тюрьма ограничивает людей. И в тюрьме тоже есть правила, которым нужно следовать, несмотря на то, что там ограниченно всё, но тем не менее запрещено причинять страдания, мучения тем, кто находится в этой тюрьме.
00:11:54 Тоже самое и здесь несмотря на то, что у нас есть глобальная философия, существуют законы Ману (они называются на санскрите Ману Самхита. Ману– это прародитель человечества, от которого происходит слово Man. Ману - это санскритское слово). И которое находит своё отражение в Уголовном Кодексе, но тем не менее это также связано и с вот этими законами, которые даются для человеческого общества, взаимодействия между людьми и правителями.
Ценность человеческой жизни
00:12:37 Где говорится о том, что как можно меньше нужно допускать насилие. И любое насилие является неприемлемым по отношению к другим живым существам, то есть если это неоправданное насилие, когда речь идёт о защите, то насилие необходимо. Кшатрии используют насилие, но любое неоправданное, любая агрессия считается незаконной по высшим канонам. Тем не менее несмотря на то, что мы являемся вечными душами и попав в материальный мир, где всё временно, где всё разрушается, то есть мы это знаем, но мы не должны быть проводниками этого разрушения, мы не должны это поддерживать. Потому что здесь жизнь – это школа, которая даёт возможность живым существам, особенно тем, кто находится в человеческом теле, осознать высшую истину, реализовать её. И эта ценность человеческой формы жизни должна использоваться для того, чтобы выйти из этой тюрьмы, из этого тюремного заключения. Это большая ценность человеческой жизни и поэтому очень важно её использовать по назначению, а не в том, чтобы как-то бороться за выживание и стремление спасать свою жизнь в очень сложных жизненных ситуациях, которые, к сожалению, возникают сейчас.
00:14:28 И здесь также говорится о том, что из вот этих качеств, которые перечислены как те, которые являются критерием знания, самым важным является это - беспредельная преданность Мне, это говорит Верховная Личность Бога. То есть самое важное качество которое человек может культивировать в своей жизни - это преданность Верховной Личности Бога, то есть контакт с ним, это и есть наша истинная природа. Либо мы связаны с материей, которая очень жестка с нами и это не является нашей истинной природой, мы об этом уже говорили, либо мы находимся в связи с Верховной Личностью Бога, который является источником нашим и источником Вечного знания, блаженства и вечности. То есть мудрости и счастья и частицами которого мы являемся. Поэтому в этом есть разум, когда мы находимся в контакте с тем, что является источником нашего счастья, а не с тем, что является источником наших страданий, и поэтому мы можем или преданны быть материи, либо преданные Верховной Личности Бога и здесь описывается, что это самое важное качество из тех, которые являются знанием.
Важность быть квалифицированным учеником
00:16:29 На прошлом эфире мы говорили о качестве смирения. И также следующее качество, которое из этого вытекает, – отсутствие тщеславия и для того, чтобы вот связка была между прошлым и сегодняшним эфиром я прочту кусочек из комментария, который касается вот этих качеств про которые мы будем говорить.
00:17:15 И здесь говорится: “Что касается перечисленных здесь составляющих духовного знания, то их можно проанализировать следующим образом. Смиренным называют того, кто не стремится к славе и почестям. Материальные представления о жизни заставляют нас искать почёта и уважения, но для того, кто обрел совершенное знание и осознал, что он отличен от материального тела, почёт или бесчестье, относящиеся к телу, не имеют никакого значения. Человек не должен гоняться за призраком материального почета. Не имея никакого представления о законах религии, но желая прослыть религиозными, некоторые люди присоединяются к какому-нибудь культу, последователи которого не соблюдают заповедей религии, и затем объявляют себя духовными наставниками. Чтобы определить, насколько человек преуспел в духовной науке, необходимо руководствоваться определённым критерием. Таким критерием может служить наличие качеств, перечисленных в этих стихах” (комментарий Шрилы Прабхупады).
00:18:34 Итак, здесь есть несколько моментов, на которые мы можем обратить внимание. Во-первых, здесь также объясняется, кто является духовным человеком, кто может быть духовным наставником или, во всяком случае, кто квалифицирован, или насколько человек стремится к развитию этих качеств. Понятно, что совершенной обладатель таких качеств встречается крайне редко, но, во всяком случае, люди, ставшие на этот путь, культивируют и обладают вот этими качествами. Поэтому здесь можно разобраться, кто действительно может считаться таким наставником.
00:19:33 И как мы прочли, необязательно, что человек, который говорит какие-то истины, или призывает нравственным вещам или внешне как-то себя обозначил – он является уже такой реализованной духовной личностью, то есть тут не вопрос о каком-то внешнем представлении, а вопрос о наличии качеств. Поэтому очень часто люди, приходя в духовные организации, могут быть разочарованы: в начале привлекшись какой-то мудростью, ответами на свои вопросы, которые они получают, но потом могут очень сильно разочароваться, встретив там последователей этих учений и могут отказаться от практики, от какого-то духовного пути. Но это говорит о том, что им недоставало понимания того, по каким критериям нужно отличать истинно духовного человека или правильно настроенного человека от того, кто сам не разобрался в своих же писаниях.
00:21:11 И поэтому здесь очень важно, чтобы человек был очень хорошо осведомлен, что есть истина, а что есть просто чьи-то представления о том, что этой истиной является. И вот поэтому нам нужен вот такой свод законов, знания об Абсолютной Истине, то есть не относительные представления, а абсолютные для того, чтобы на них опираться и с ними сравнивать что есть ложно, а что есть истина, поэтому это очень важно самим быть квалифицированным учеником.
00:21:56 Говорится, что 50% это квалификация ученика и 50% это квалификация учителя, то есть без квалификации ученика нам тоже не разобраться в этой науке и мы будем обвинять всех и вся в их несовершенствах и всяких других негативных вещах просто потому что мы сами не разобрались. Поэтому это очень важно, иначе это будет рождать такой антагонизм, когда даже не только антагонизм, агностицизм. Агностики это люди, которые отвергают всё. Это очень распространенное, к сожалению, явление среди тех, кто становился на этот путь разочаровавшиеся люди отвергают вообще любой духовный путь.
00:22:58 Потому что есть знания, есть квалификация ученика, которая необходима для того, чтобы идти в этом направлении, и не справившись с этой задаче, люди просто отвергают как неработающий. Ожидая какое-то чудо, ожидая трансформации, которая действительно обещается. Но тем не менее, не получив это, или встретившись с чем-то разочаровывающим, человек уходит, но тут важны качества ученика тоже. Очень важно разбираться по сути, сверяться с абсолютными источниками, понимая, что людям, даже ставшие на этот путь, свойственно иметь недостатки. Они тоже развиваются и тут нельзя идеализировать. Нужно придерживаться понимания своих же источников, на которые человек опирается. Это такой важный момент.
Отсутствие тщеславия
00:24:23 Мы говорили о перечисленных качествах и о смирении - это то, что человек не привязан к почёту и бесчестию, которые связаны с этим телом и что это означает. Это означает не просто что он находится в таком состоянии безразличия, как животное или в апатии, ему совершенно всё равно, или в депрессии, это как раз положение человека, находящегося в невежестве - это патология.
00:25:20 А когда человек в хорошем бодром состоянии, в тонусе, но это своего рода уровень освобождения, когда его настроение, тонус, хорошее состояние и всё остальное никак не связано с почётом или бесчестием, с каким-то имиджем. И это также связано со следующим качеством, которое из этого проистекает – это отсутствие тщеславия. И мы можем видеть, что современное общество просто пропитано вот этим определением, этим пороком, потому что этому способствует наша такая интернетная жизнь, что так много погружения в соцсети.
00:26:43 Это становится как бы неотъемлемой частью нашего общения, но плохо это или хорошо, конечно, это не очень хорошо, но это данность, которая есть, в этом есть свои плюсы - мы с Вами общаемся таким образом, находясь в разных частях земного шара. Но также это имеет массу своих побочных эффектов, сейчас очень просто стать публичной фигурой и это может повлечь за собой свои иллюзии: создать образ совершенного, успешного, счастливого, такая рекламная картинка.
00:27:47 И ты сам в это веришь, и люди в это верят, и очень ведутся на такую рекламу чьей-то “успешной счастливой жизни”, что развивает такую оценочность в обществе и развивается своего рода зависть, сравнение. Все сравнивают со своей жизнью, и чувствуют себя неуспешными, не дотягивают. Люди другие, которые представляют свой успех: понятно, что это всё на определённого рода иллюзии построено, когда выгодные кадры, выгодные моменты – всё представляется, создавая картинку в глазах читающих и слушающих, что это какая-то нереальная жизнь, к чему нужно стремиться, чего нужно достичь.
00:29:04 Все пытаются создать друг у друга определённые впечатления и в большей степени жизнь перемещается на умозрительный и иллюзорный план. И это всё, бесспорно, основано на зависти, то есть на зависти одних и других. Те, которые представляют себя, подспудно таким образом вызывают зависть, и другие также, которые смотрят. Естественно испытывают зависть и стремление этого всего достичь и ощущение, что вот этого мне не хватает. Всё на определённом дефиците и возникает такой “внутренний зуд”, желание, и требует своего исполнения. И видя идеальную картинку, люди начинают испытывать “зуд”, очень подходит слово, что им также хочется. Это беспокойство приносит.
Счастье любит тишину
00:29:04 Тогда же как ведические писания рекомендуют – успехи держатся во внутреннем своём пространстве. Как есть такое выражение «Счастье любит тишину», то есть когда человек реально счастлив, реально самодостаточен, у него нет необходимости доказывать окружающим и себе, показывая свой успех и своё счастье. Когда есть необходимость, то либо человек хочет себе что-то доказать таким образом, самоутвердиться, что говорит о том, что чего-то внутри не хватает, либо момент денежного вопроса, что всё равно говорит о какой-то неполноте.
00:31:54 Более того, ведические писания говорят о том, что и свой духовный прогресс и материальный, и в плане отношений – человек должен хранить в тайне. Потому что люди, которые обладают более тонким восприятием могут чувствовать, как то, о чём они говорят или о чём думают, или что явлено другим людям, что это всё - определенные помехи внутри себя. Они даже так могут ощущать: какие-то мысли, нездоровая медитация других людей, и человек, у которого действительно есть более тонкие качества квалификации, может это ощущать, и это будет его беспокоить естественным образом.
00:33:03 И об этом говорится в Ведических писаниях, что это приносит определённого рода беспокойства. И даже в народе есть такой феномен как сглаз - действительно есть на тонком плане . Понятно, что когда мы святые или полностью освобождены из этого мира, то можем говорить всё, что угодно. Мы не будем говорить всё, что угодно, но мы можем раскрывать тайны любые и всё, чтобы не исходило от такого человека, оно исполнено знания, приносит благо окружающим. Но будучи теми кем мы есть, то есть людьми, так сказать наполненными разными качествами, смешанными качествами – это всё конечно будет на нас отражаться.
00:34:12 И есть примеры в Махабхарате, сейчас этот пример уместен, когда Арджуна оскорблял Юдхиштхиру, своего старшего, что в те времена было немыслимо, и после того как их ссора произошла, Арджуна чувствовал себя крайне негативно: он чувствовал, что просто не хочет жить. И в Ведах также говорится, что кто нарушил вот эту субординацию, может покончить жизнь самоубийством, что для кшатриев, для воинов это было нормально - они были люди чести, они не были привязаны особо к материальному телу, они были готовы жертвовать собою. И когда он пришел к своему другу и Верховной Личности Бога, к Кришне, и рассказал Ему об этом, Он сказал: «Да зачем тебе убивать себя, иди к Юдхиштхире, к своему старшему брату и просто похвастайся». Это на тонком плане означает, что ты себя нивелировал, ты уничтожил все свои заслуги.
00:35:58 И поэтому Арджуна пришёл к Юдхиштхире и начал ему рассказывать о том, какой он герой, как у него всё получается, вёл себя откровенным глупцом в категориях тогдашнего общества и менталитета. Все на него смотрели, но, таким образом, он совершил некое самоубийство и всё встало на свои места. Поэтому в этом есть определенный смысл что человек, который хвастается, таким образом нивелирует определенного рода свои заслуги,
00:36:45 Это относится к обусловленным живым существам, то есть те, кто являются святыми или чистыми преданными Верховной Личности Бога. Всё, что бы они ни говорили, оно имеет благо, у них уже нет вот этого ложного эго. Что же касается всех остальных, то это относится ко всем, потому что человек который говорит о своих заслугах, получает похвалу, восхищение окружающих и говорится, что он уже получил плод своей удачи и всё остальное уже будет в достаточно меньшей мере. Поэтому скромность, отсутствие тщеславия крайне приветствуется как и в плане того, что мы меньше привязаны в плане материи, меньше начинаем быть чувствительными к славе и бесславию, и в то же время на тонком плане это не ослабляет нашу позицию.
Обратная сторона идеализации и как достичь баланса?
00:38:05 Гуна Манджари Я хотела раскрыть ещё одну тему, но это у нас произойдет на следующем эфире, потому что это определённый вопрос, которому я бы хотела посвятить больше время и, я думаю, это будет важно особенно для нашей женской части нас слушающих это связано непосредственно с определенным аспектом женственности. И хотелось об этом также поговорить, но это скорее всего уже на следующем эфире - это вот такой предварительный анонс, как сейчас говорят, следующей нашей беседы, разговора и может быть мы можем приступить к диалогу. Есть вопросы, комментарии или какое-то развитие темы у Вас, Анна, или у наших радиослушателей?
00:39:17 Ведущая: Спасибо Вам, дорогая Гуна Манджари, за раскрытие, за то, что поднимаете эти вопросы, это очень важно знание, как мы раз за разом слышим от Вас на эфире, это то, что развивает наш разум самый главный подарок, который есть у нас от Бога. И мне вот интересно узнать, что в духовном обществе вы говорите о важности не идеализировать, но очень часто мы себя как бы в обратную сторону начинаем считать самыми умными, мы вот всё знаем, а как бы такое равнодушие по отношению к другим проявляется. Как сохранить баланс, чтобы и не идеализировать и при этом уважать других людей, как-то видеть в них все самое лучшее только хорошее.
00:39:57 Гуна Манджари: Вы имеете ввиду это когда как бы происходит обратная идеализация, когда после того, как мы всеми восхищались, нам приходит обратная сторона восхищения это то, что мы перестаем видеть хорошие качества?
00:40:19 Ведущая: Да, очень часто мы живём в этой дуальности и как от неё избавиться, чтоб видеть хорошее, но чтобы была здоровая такая оценка, не идеализация.
00:40:31 Гуна Манджари: Мы должны, во-первых, понять, что разочарование – это другая сторона очарования, то есть вот это разочарование, можем назвать это своего рода цинизм, — это другая сторона идеализации и мы заблуждались, когда идеализировали всех и вся и таким же образом мы заблуждаемся, когда всех нивелируем. Это одна сторона одной и той же медали, потому что Бог проявляется в мелочах, дьявол в крайностях, то есть это просто маятник качнулся в другую сторону, то есть в начале он качнулся в сторону того, что какое всё прекрасное и просто ангелы вокруг меня, и потом эта же амплитуда она качнула маятник в другую сторону в противоположную, и мы начинаем слышать звук копыт и видим врага всех присутствующих.
00:41:50 Мы должны понять, что это вот все та же позиция только с другой стороны, то есть это проявление гуны страсти или качества страсти, когда человек находится в этих крайностях, то он просто возводит на пьедестал, то просто полностью низводит с пьедестала. Это всё, как вы сами сказали, мы находимся в плену двойственности и истина она находится посередине когда мы сможем уравновесить вот этот маятник от такого полного принятия к полному отвержению. Когда мы его уравновесим посередине, понимая что есть полутона, то есть не всё бело-черное есть еще много цветов посередине.
00:42:59 И только вот в позиции благости, именно благость – это баланс определённый, когда мы можем уравновесить все полюса, это также философский такой подход, когда есть тезис-антитезис и синтез. То есть тезис — это утверждение, антитезис – его отрицание, и синтез, когда мы можем примирить вот эти все тезисы или утверждения, аксиомы и отрицания этих вещей. Вот это и есть гуна благости или вот качество ученика, о которых мы говорим, то есть когда мы развиваем свой разум, то есть путём развития своего разума.
00:44:06 Давайте перейдем в психологические категории. Когда мы принимаем всё – это позиция ребенка, то есть ребёнок он должен быть полностью лишен какой-то критической составляющей для того, чтобы обучаться, для того чтобы принять мир, в котором он будет жить. Допустим, маленькие животные (цыплята, утята) просто следуют за какой-то большой фигурой, потому что иначе они не выживут в этом мире. И это качество ребенка - полностью лишён критической составляющей для того, чтобы он усвоил этот мир, он полностью его принимает.
00:44:50 И вот эта идеализация это детское качество, которое необходимо на начальном этапе. Дальше идет вот это бунтарство, отвержение, это качество подростка, когда мы всё отрицаем, когда мы учимся быть свободными, учимся оторваться от родительской опеки, родительского присмотра, потому что нам всё-таки нужно самостоятельно жить в этом мире. И качество взрослого, когда мы примеряем эти позиции, понимаем, что есть и то и другое, есть и тот и другой полюс и есть что-то между ними и мы учимся различать.
00:45:45 Всё упирается в вопрос разума, развитие, зрелостть, практику, то есть все вместе качества ученика, в квалификацию. Когда мы учимся этому различению, то обретаем качество разума. Очень часто люди думают, что разум “кто-то такой сидит в очках такой умный, всё взвешивает”, но на самом деле разум учит нас видеть полутона, это как раз качество психологически взрослого человека, который помогает нам примирить полюса и найти баланс.
Стоит ли делиться чем-то хорошим с окружающими?
00:46:53 Ведущая: Да, я понимаю о чём вы говорите, конечно это путь, процесс духовной практики в том числе, о которой мы с Вами здесь беседуем и Вы знаете очень интересный вопрос пришел от наших слушателей. Мы сегодня говорили об этом качестве нежелания как-то демонстрировать свои заслуги. И вот, спрашивают нас, что иногда хочется поделиться чем-то хорошим, потому что чувствуешь, что это может вдохновить других, но боюсь сглаза. Что можно в таком случае посоветовать?
00:47:25 Гуна Манджари: Что можно сказать, тут важно всё-таки опираться на свои внутренние ощущения и если вы действительно чувствуете, что вы это делаете с таким чистым мотивом, что для того, чтобы другим дать что-то ценное, важное. И иногда ты понимаешь: да, но может быть, немножко что-то ухудшится у тебя, но другому будет хорошо, то есть некая такая самоотверженность, то конечно это высокий уровень, высокий класс, но это все будет ли это вот таким проявлением мудрости и эмпатии к другим людям. Всё зависит от того, от нашей внутренней чистоты, насколько чувствуете от какого-то мотива, если это лишено тщеславия на желании себя почувствовать «ого-го» или что-то еще, то да я думаю, что если это чистые вещи, то, бесспорно, это принесет благо и нам и окружающим.
Как поступать, если чувствуешь зависть от окружающих?
00:48:56 Ведущая: Да, спасибо, очень простой мудрый ответ и следующий вопрос, потому что тема зависти и принятия она достаточно болезненная и спрашивают, как воспринимать если от близких друзей, родственников, чувствуешь зависть к моей изменяющейся к лучшему жизни?
00:49:15 Гуна Манджари: Разумный человек, чувствуя такие моменты, старается не вызывать зависть окружающих, в этом определенная мудрость – не провоцировать зависть в других людях. Потому что они там такие вот все плохие и завистники, понятно, что мы все часть вот этого всего, поэтому разумно будет не провоцировать в других вот эти качества.
00:49:58 Вот поэтому здесь и рекомендуется держать свою духовную практику в тайне, то есть не сильно афишировать, не сильно всё это рекламировать. Так люди почувствуют ваше внутреннее состояние, что вы стали лучше, что вы стали более терпимы, более эмпатичны к другим людям, они это оценят и это не будет вызывать в них такое состояние такой конкуренции или какого-то негативизма. Очень важно говорилось, что не сильно это демонстрировать афишировать и говорить с теми, кто с Вами на одной волне - вот они могут принять.
00:51:10 А что касается родственников и близких, то с ними нужно оставаться просто в дружественном таком ключе, тогда они будут не сильно афишировать, как я уже говорила, и оставаться в дружеском ключе, на дружеской ноте, как бы на одной платформе, по-дружески, а не то, что там ты сверху и такой весь из себя успешный, удачливый. Естественно, они начинают чувствовать вот эту всю ущербность и всё, что из этого исходит. Нужно быть с ними на какой-то более равной дружеской платформе, во всяком случае это как-то им транслировать, тогда меньше будет проявления зависти с их стороны, если мы не демонстрируем им свое так называемое возвышенное положение или ещё что-то такое, всё это держим внутри себя, говорим по мере того, сколько они могут принять и мы находимся с ними в равной дружеской позиции, а не то, что мы тут уже такие наставники, старшие продвинутые, такие личности для них возвышенные. В этой плоскости мне кажется можно регулировать эти моменты.
Как обрести позитивную гордость ?
00:52:43 Ведущая: Да, спасибо, вот это очень важная ремарка по поводу того как взаимодействовать с близкими чтобы оставаться человеком прежде всего в отношениях с ними и я думаю последний по времени вопрос на сегодня успеем озвучить: «Какие мотивы тогда должны двигать человеком, потому что по привычке желание гордиться собой же двигает им и желание быть хорошим?»
00:53:11 Гуна Манджари: Да, это мотивы которые нами двигают, но мы должны использовать эти мотивы для того, чтобы продвигаться дальше, и мы должны понять, что развивая свой разум мы можем прийти к тому, что есть определенная платформа, на которой мы всегда будем ощущать себя хорошими. Всегда будем гордиться позитивной такой гордостью собой, это наша вот такая истинная природа наша то, кто мы есть на самом деле. Мы совершенны по своей природе, и когда мы её чистим, всегда будем в таком состоянии находиться, но это будет в позитивном в чистом нашем изначальном состоянии, а не то, что вот здесь мы перебиваемся, как говорится с хлеба на квас, и пытаемся у этого мира попросить хоть немножко одобрения, тяжело работаем для того, чтобы как-то вырвать у этого мира признание, то есть достаточно жалкая позиция.
00:54:39 Для того, чтобы это проиллюстрировать, я хочу привести вот такой пример, который давался одним святым Бхактиведанта Сарасвати Тхакур – это ведический вайшнавский святой, он приводил такой пример, что он сравнивал это с психологией бедного человека. Допустим, раньше и я тоже застала эти времена в Индии, когда рыбаки ловили рыбу, то есть у них невод, они тянули этот невод, то есть они были в лодке, а на суше вдоль реки эту лодку ее тянут, у нас это называлось бурлаками, ну там это все полегче, то есть небольшая лодочка и ее тянут там, может один даже человек вдоль берега.
00:55:43 А тот, кто в лодке, он там с этим неводом, сетью. Вот таким образом, он сидит в этой лодке и кто-то его тянет, идя вдоль берега. И очень часто в Индии берега песочные, там бывает много колючек, там есть такие растения, которые роняют свои колючки и берега в этих колючках. И вот бедняк, видя такую ситуацию, как кто-то тянет лодку вдоль берега и наступает на эти колючки, и это ужасно больно, он думает “Вот был бы я богатым человеком, я бы устелил весь берег коврами. Чтобы я шёл по коврам, тянул лодку и не натыкался на колючки”.
00:56:41 Но это все же психология бедного человека, который не понимает, что богатому человеку вообще не надо тянуть эту лодку. Поэтому да, пока у нас будет мотив, что мы должны как-то нравиться окружающим и гордиться чем-то, то есть это нормально, мы не настолько еще очищены и думаем и стимулы у нас есть подобного рода. Но мы должны понимать, что основная наша задача в том, чтобы реально стать таким, чтобы мы всегда себе нравились и нам не нужно зависеть от одобрения окружающих. Мы всегда будем иметь это одобрение, когда мы полностью очистимся и вернемся к нашей истинной природе и будем в вечных взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога, где мы всегда будем получать океан любви и одобрения то, что мы тут по крохам пытаемся вырвать у этого мира. Это опять же такой философский ответ, который даст какую-то перспективу, что на практике это достаточно такой путь длительный, у кого-то покороче, но это целый процесс и его как-то можно ответить на этот вопрос.
00:58:27 Ведущая: Очень вдохновляюще звучат ваши слова, потому что хочется прийти к этому состоянию уважения к себе, уважения к другим, этой любви к Господу, к окружающим и я уверена, что шаг за шагом благодаря тем знаниям, которые дают Священные писания, которые передаете Вы. Мы придем к этому, поэтому спасибо большое за эти встречи, они всегда очень радуют, наполняют, дают какие-то осмысления, переживания, поэтому будем ждать нового общения с Вами, новой встречи.
00:58:58 Гуна Манджари: Спасибо Вам большое, спасибо нашим радиослушателям за глубокие вопросы, за поддержание нашего такого диалога, я надеюсь на следующих эфирах мы вернемся к тем вопросам, которые были заданы и рассмотрим более глубоко эту тему и всем нам вот этого внутреннего духовного благополучия, самодостаточности и всего самого наилучшего, здоровья Вам Анна и всем нашим радиослушателям. До свидания, до следующих встреч!
00:59:36 Ведущая: Спасибо Вам большое за пожелания и до новых встреч. До свидания!