Необходимость смирения в духовном развитии

Youtube - 26 December 2023
Цель истинного Знания. Чем мы являемся и чем не являемся. Наша материальная составляющая - не наша суть, но условия игры. Необходимость смирения в духовном развитии. Трудности материального существования, которых не избежать. Ответы на вопросы: Достаточно ли просто следовать указаниям духовного учителя, когда не всё понятно в духовной практике? Что делать, когда сомневаешься в верности пути? Как понять, что ты развиваешься с помощью выбранного метода? Всегда ли указание других на наши огрехи соответствует истине? Как распознать комплекс “хорошей девочки” в сфере саморазвития?
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:01:48 | качество: mp3 64kB/s 28 Mb | прослушано: 34 | скачано: 28 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Цель истинного Знания

00:00:00 Гуна Манджари: … Склонность живого существа - искать истину, искать, что является сутью, что не является. “У каждого своя правда”, есть такое выражение, потому что это - неотъемлемое такое качество всех людей, всё-таки докапываться до понимания и пытаться её разыскать где-то. И, так как мы в основном находимся в относительных категориях, поэтому вот такое выражение - “у каждого своя правда”.

00:00:44 Но суть Бхагавад Гиты - в том, что она даёт не относительные вещи. Она даёт абсолютные вещи, так как Знание, которое дается в Бхагавад Гите, исходит от Абсолюта, то есть, от Абсолютной Истины. Поэтому очень нам нужно и необходимо, потому что это, повторюсь, - неотъемлемая часть нашей природы - понять: где же правда? В чём же суть? И вот тут как раз она и даётся. Это как пища для нашей души.

00:01:23 Так как был большой перерыв, и мы всё время напоминаем себе - что же считается Знанием. И сделаю такое небольшое предисловие, что знания - это не информация, как принято считать. Информация нужна, да, для того, чтобы развивать какие-то качества и двигаться в направлении Знания. Но, как говорится в Бхагавад Гите, что знания - это качества. То есть, это - проявленное Знание.

00:02:06 То есть, Знание - это не просто начитанность, или человек умный, как он может так представляться окружающим. Бесспорно, человеку нужно понимать много вещей, но это средство, а не цель. Для чего ему это нужно? Плотом Знаний являются качества, и вот сейчас мы себе напомним, какие же качества являются проявлением Знания.

00:02:44 И здесь, Бхагавад Гита, глава тринадцатая, с восьмого по двенадцатый текст, мы узнаём о том, что “Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, постояноство, самодисциплина, отказ от того, что приносит чувственные наслаждения, отсутствие ложного эго, понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни - это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и так далее, невозмутимость в счастье и в горе, непоколебимая и беспредельная преданность мне, стремление жить в уединённом месте, отстранённость от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины - это Я объявляю Знанием. Всё прочее называю невежеством”.

00:03:47 И здесь мы обратимся к комментарию, чтобы нам было понятно - зачем всё-таки нам нужно Знание, зачем нам нужны эти качества, потому что вопрос “Зачем?” - очень важный. Потому что, в основном, вся современная цивилизация отвечает на вопрос - “как?”. Как сделать то, как сделать это, и очень мало можно услышать ответов на вопрос “Зачем?”. Поэтому мы погрузимся в понимание - “Зачем?”.

00:04:34 Итак, в комментарии говорится о том, что “Не слишком разумные люди порой ошибочно считают описанный здесь процесс познания порождением поля деятельности. Однако здесь описан истинный путь познания. Перед тем, кто встал на этот путь, открывается возможность постичь Абсолютную Истину. Этот процесс познания не является результатом взаимодействия двадцати четырёх материальных элементов, перечисленных выше. Напротив, с его помощью живое существо может вырваться из их плена. Обусловленная душа находится в клетке материального тела, построенного из двадцати четырёх элементов. А Знание, описанное в этих стихах, открывает ей путь к свободе”.

Чем мы являемся и чем не являемся

00:05:28 Вот, и теперь мы можем сделать такую связку между теми качествами, о которых мы говорили, определив их как Знание, и тем, зачем это всё нам нужно. И здесь объясняется: двадцать четыре материальных элемента были перечислены были ранее - всё, что касается грубых и тонких материальных элементов - это земля, вода, огонь, воздух, эфир. Это пять грубых элементов.

00:06:14 Потом есть пять органов чувств, это - зрение, обоняние, осязание, ум тоже относится, слух. Можно более подробно об этом ознакомиться: в Бхагавад Гите перечисляются все вот эти пять грубых, пять тонких и другие. Всего - двадцать четыре материальных элемента туда входят. Ум, разум, ложное эго. И всё это является ограничивающим нас коконом, в котором находится живое существо, душа - то есть, мы сами, и которое ошибочно считает себя порождением вот этих всех материальных элементов, грубых и тонких.

00:07:16 То есть, иногда человек может быть возвышенный, как бы, что ничего материальное его не интересует. Но его интересуют какие-то свои идеи, либо его могут интересовать свои амбиции, либо власть. То есть, это тоже - порождение тонких материальных элементов, таких как ложное эго. Поэтому человек, ошибочно принимая себя за вот эти тонкие и грубые проявления материального мира, остаётся ограниченным.

00:07:55 Он вынужден находиться в плену материальной природы, в которую он погружён, считая, что его счастье - в том, чтобы как-то проявляться в этом мире - как можно больше, как можно ярче, как может казаться; обладать бОльшими объектам либо материальными, такими грубыми, как дома или ещё какие-то вещи, которые мы можем потрогать, осязаемые. Либо, вещами тонкого характера, то есть, влиянием и властью, влиянием на людей, на процессы.

00:08:44 И в этом человек видит своё счастье, когда на самом деле ничем из вышеперечисленного он не является. Потому что, когда спектакль под названием “Жизнь” заканчивается, весь этот “инвентарь” он складывает. Как артист, который закончил свой спектакль, он снимает этот костюм, в котором он действовал там; снимает грим, и он уходит домой тем, кем он является. То есть, он не является этой ролью.

00:09:30 Вот то же самое: когда всё заканчивается с тем, как человек заканчивает свою жизнь, заканчиваются все его эти роли, и это получается большая-большая иллюзия, потому что человек всю жизнь работал, добивался чего-то, или как-то строил какие-то отношения, или ещё что-то делал в этом мире. То есть, как-то на это всё рассчитывал, и в конце ему говорят: “Всё, спасибо, вы свободны”. Вот, и он дальше идёт непонятно куда- люди боятся больше всего на свете неизвестности и почему вот этот страх смерти самый сильный - потому что это страх неизвестности. Тут может быть и тяжело, и как-то непонятно, сложно. Но человек всё равно держится до конца. Не только человек; любое живое существо. Взять, на наш взгляд, какую-то форму жизни достаточно отвратительную (жабы, пауки, змеи и скорпионы), тем не менее, они будут спасаться, убегать, если они видят какую-то опасность.

00:10:52 То есть, любой в этом мире держится за свою форму, считая это собой. Но это - его ограниченность, это - его тюрьма. И понятно, что у нас есть какие-то потребности. Мы обязаны как-то поддерживать эту форму, в которой мы находимся, иначе это будет нам доставлять беспокойства, если мы не будем правильным образом заботиться о своём теле и материальном, грубом, или о своей тонкой природе, о своих чувствах. Даже какие-то амбиции у нас могут быть. Это всё нуждается в том, чтобы этим занимались и об этом заботились.

Наша материальная составляющая - не наша суть, но условия игры

00:11:46 Потому что мы не можем сейчас из себя изобразить освобождённую личность. Даже если мы вот почитали, об этом узнали, что мы не являемся всем этим “набором”, но этого недостаточно, чтобы почувствовать себя свободным от давления вот этого тела, что нам не захочется есть, нам не захочется спать, нам не захочется как-то состояться или построить отношения в этом мире. То есть, это всё причитается к нашей грубой и тонкой природе, и обо всём этом нужно заботиться, так как мы очищаем эти импульсы. У нас есть в этом необходимость; это означает, что мы должны это делать, иначе мы просто можем заболеть или войти в какой-то дисбаланс.

00:12:44 Поэтому говорится о том, что нельзя имитировать уровень освобождённой личности или уровень святого. Как очень часто это бывает с начинающими на пути духовного развития, они называются “неофиты”. Они на любом пути в любой конфессии можно встретить людей, которые пытаются изображать из себя уровень, которого они ещё не достигли. Они знают, что он есть, но, думая, что имитируя, они окажутся на этом уровне.

00:13:36 И поэтому иногда бывает, что с людьми, которые встали на путь духовного развития, достаточно тяжело находиться рядом, потому что много всего возникает. И, действительно, говорится, что, когда мы поливаем ростки нашего духовного дерева самоосознания, то вместе с этим начинают вырастать и другие наши, так сказать, сорняки. Вместе с полезными растениями всегда хорошо растут и сорняки. Когда мы удобряем почву, когда мы поливаем какую-то клумбу или грядку, там всегда хорошо растёт и бурьян, и всё остальное.

00:14:32 То же самое: находясь на духовном пути, начинает всё хорошо произрастать, и имеющее не совсем духовную природу (или совсем не духовную природу), но это всё начинает очень хорошо быть видно. Даже не в том плане, что оно произрастает, а в том плане, что оно начинает хорошо проявляться и быть видно то, что когда-то у нас на дне находилось, но сейчас оно начинает очень явно быть для нас ощутимым и видимым. И иногда, действительно, люди, которые практикуют, им очень сложно бывает находиться в обществе себе подобных, потому что вот эти процессы очищения, они очень бурно происходят и начинает очень явно всё проявляться: гордость, какое-то тщеславие, желание власти и так далее, - это всё начинает быть очень явным.

00:15:41 Для того, чтобы человек это видел, для того, чтобы он не находился в иллюзии относительно себя самого и понимал, что недостаточно прочесть какие-то правильные, хорошие книги для того, чтобы стать вот таким, как написано в этих книгах. То есть, нужно познакомиться со своим внутренним зоопарком и научиться с этим взаимодействовать. То есть, это - одно из правил на пути духовной жизни. То есть, не просто изображать из себя святого, или какого-то возвышенного, или самоосознавшую личность, а понять, что у тебя есть ещё твоя материальная природа, которая выражается так-то и так-то.

Необходимость смирения в духовном развитии

00:16:34 И поэтому, все духовные люди очень часто говорят о таком качестве, как смирение. Это, действительно, одно из таких ключевых составляющих качеств для духовного развития, для того, чтобы выйти из этой клетки материального плена, в котором мы вынуждены находиться. И почему это качество так важно и что это за качество? То есть, это качество, которое непосредственно связано с мудростью, со зрелостью, скажем так, со знанием и с реализацией определённой.

00:17:22 И очень часто это качество, особенно, там, начинающие или, может, продолжающие, но неглубоко смотрящие в корень вещей, - они его трактуют как нечто такое забитое, убогое. Выражаясь современным языком психологическим - что человек в комплексах. То есть, смирение очень часто трактуют, как вот - у человека комплексы, у него такая низкая самооценка, он очень такой закомплексованный: боится себя проявить, боится о себе сказать. То есть, у него нет уверенности в себе. То есть, вот это определяют как смирение.

00:18:24 Но это совершенно такой поверхностный взгляд на вещи. Смирение - это мудрость, это - зрелость и понимание, когда ты очень хорошо видишь вещи такими, какие они есть, и ты понимаешь свою тонкую и грубую материальную природу. И, прежде всего, ты понимаешь, что ты не есть вот это всё, что ты не есть вот эти все пороки, которые ты видишь в себе, - та же гордость, какая-то чрезмерная жадность, вожделение и так далее. Ты их видишь, и ты не отождествляешь себя с этим.

00:19:10 И в то же время, ты не играешь из себя роль святого, освобождённого, какого-то просветлённого мудреца, на которого ничего не действует. Ты находишься в осознанной позиции, понимая, что всё это продолжает на тебя действовать, и поэтому ты ведёшь и действуешь себя соответственно с той ситуацией, в которой ты находишься; в соответствии с той опасностью, в которой ты находишься. Ты её прекрасно видишь; ты знаешь, что с этим делать.

00:19:51 Как есть такая пословица, что “дураки стремятся туда, куда ангелы боятся посмотреть”. Или, тоже есть такое выражение “непуганый идиот”: человек глупый или находящийся в бессознательной позиции, он идёт туда, или поступает таким образом, что это всё его будет разрушать. Он просто действует в таком аспекте саморазрушения и ещё может даже гордиться этим, просто не понимая сути вещей. И поэтому смирение непосредственно связано со знанием и с пониманием сути вещей; поэтому, человек реально смиренный ведёт себя достаточно осторожно в определённых моментах.

00:21:00 И, как мы уже говорили, смирение = мудрость. И когда надо проявить силу, он её проявляет со всем смирением, потому что возьмём ту же Бхагавад Гиту, которая была поведана Верховной Личностью Бога, Кришной, она была поведана Арджуне. И Арджуна был воином. Его смирение проявлялось в том, что ему надо было сражаться за дхарму, ему надо было защищать её, и поэтому ему надо было убивать врагов. И поэтому вот в этом проявлялось его смирение. То есть, он получал непосредственную мудрость, знание и руководство от Верховной Личности Бога. Вот, и поэтому в том, что он делал, не было греха, видите, это было связано с такими очень экстремальными вещами, которые приходится выполнять воину. И поэтому это тоже - проявление его смирения.

00:22:10 Это к тому, что смирение, как часто его трактуют люди, которые псевдо-духовные, или люди, которые осуждают какие-то духовные практики или духовный путь, психологов тоже много таких, которые не знакомые с темой. Они представляют духовный путь как нечто такое убогое, закомплексованное, где ты не можешь проявить себя, где ты не можешь заявить о каких-то своих, обычно они говорят, потребностях, и так далее. Но это совершенно такой дилетантский, я бы сказала, взгляд на то, чем является духовность.

00:23:09 Вот, и видите, это у меня такое предисловие о том, для чего нужно вот это знание. Оно заняло достаточно много времени, потому что я читаю, и здесь, в комментариях, я поддерживаю то, что говорится в комментариях о том, что мы должны быть в очень осознанной позиции. Духовная жизнь - это, прежде всего, осознанная позиция человека, когда он видит вещи такими, какие они есть, и он понимает свой уровень - такой, какой он есть. Он не закрывает глаза, просто слепо чему-то следуя. Очень часто духовные какие-то пути, организации и так далее обвиняют в том, что там есть такое слепое следование. Может быть, оно и есть, но это неправильно. Человек должен быть в пробуждённой позиции.

00:24:15 И в Бхагавад Гите есть глава, которая называется “Буддхи йога”, или “Бхакти йога” - йога любви к Верховной Личности Бога. Её также ещё называют “Буддхи йога”, и “буддхи” с санскрита переводится как “разум”. И также, это слово переводится как “пробуждённое”. Оно - аналог русского слова “будить”; “будильник” происходит санскритского корня “буддхи” - разум. То есть, человек должен быть совершенно пробуждённым и с открытыми глазами, понимая, что он делает. Вот это и есть - духовная жизнь.

Трудности материального существования, которых не избежать

00:24:54 И поэтому в связи с этим очень важно понимать: зачем вот эти качества нам нужны, и хотим ли мы быть смиренными, терпеливыми, простыми, как здесь описано в характеристике того, что является знанием. Для чего нам это нужно? Хотим ли мы быть вот такими людьми для того, чтобы быть удобными окружающим, или для того, чтобы про нас говорил “вот, какой хороший человек!”. То есть, играть во все эти сценарные игры “хорошей девочки”, “хорошего мальчика”.

00:25:36 Нет, это совершенно не для этого нам нужно; нам это нужно для того, чтобы обрести Знание, которое проявляется вот в этих качествах для того, чтобы таким образом, идя по этому пути, освобождаться от влияния материи, в которой мы все находимся. Потому что это - наша тюрьма, это - наш плен, который нас вынуждает, прежде всего, рождаться и умирать, многократно переживая это всё, как в первый раз. То есть, мы не помним свои прошлые жизни, и в каждый раз, когда мы приходим в следующую жизнь, мы всё переживаем заново: рождение, взросление, построение отношений.

00:26:33 Всё это сопряжено с большим количеством трудностей, даже если человек имеет какую-то хорошую карму, благочестивую карму, он родился в каких-то хороших условиях, вот, ему не надо так сражаться за место под солнцем. Но, тем не менее, никто не освобождён от страданий в этом мире. И, даже если вы почитаете жизнеописания царей, королей, то там столько всего было, и там всё, всё непросто. Может быть, у них не было таких сложностей, какие есть у обычных людей, но у них были другие сложности.

00:27:23 Как-то в самолёте я посмотрела фильм “Король говорит”. Очень хороший фильм, кстати говоря, основанный на реальных событиях про работу на личностей из королевской династии. Там, Георг его звали, я уже не помню, во время Второй Мировой Войны он был королём Англии. И тоже, человек родился и жил, и у него были свои сложности. Он заикался, потому что у него была очень властная мать, и он был очень неуверенным в себе, и он проходил сложности. И все обречены в этом мире - проходить сложности. Если не будут материального, вот такого, жёсткого материального плана, то будут тонкого материального плана.

00:28:21 То есть, каждый здесь сражается за что-то. И это всё - влияние материи на нас, и поэтому мудрый человек, он хочет решить свою глобальную проблема не просто из жизни в жизнь сражаться с разного вида сложностями. То есть, говорится, что “счастье завоёвывается в борьбе”, то есть, нужно сражаться за своё счастье, тогда как, когда живое существо освобождается от влияния материи, ему ни за что не нужно сражаться. Он всегда счастлив. Это - состояние вечности, знания и блаженства, это - его изначальная природа.

00:29:13 И поэтому необходимо развиваться, развивать знание для того, чтобы, как говорил Иисус Христос, - “Обрети знание, и оно сделает тебя свободным”. То есть, чтобы реально освободиться от пут материи. И это преимущество даётся только в человеческой форме жизни. Иначе, мы ничем не отличаемся от животных. В чём наша разница, если мы действуем только, …[звук отсутствует]... без знания, развития в себе качеств. И ещё раз, хотелось, прежде всего, себе, и также нашим слушателям, нам всем напомнить об этом.

00:30:13 Вот, и мы можем немножечко, сколько нам остаётся время, пройтись по качествам, которые здесь перечислены, рассмотреть их более подробно. Либо, если есть какие-то вопросы уже к этому времени, можем рассмотреть вопросы, чтобы у нас было всё в диалоге, вот. Как мы поступим, Анна?

Ответы на вопросы

Достаточно ли просто следовать указаниям духовного учителя, когда не всё понятно в духовной практике?

00:30:47 Ведущая: Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари. Мне кажется, давайте оставим время для диалога у нас буквально двадцать пять минуток есть. Потому что тема очень интересна, и хочется её тоже обсудить. И первый вопрос, который нам прислали сегодня, спрашивают: “Вы сказали, что нужно следовать, когда понимаешь, зачем и почему, но иногда в духовной практике сложно всё осознать полностью. Просто рекомендуют делать то, что говорит духовный учитель. Достаточно ли этого?

00:31:19 Гуна Манджари: И да, и нет. Знаете, как есть такая пословица, что жениться или выходить замуж нужно с широко открытыми глазами, но когда ты выбрал жену или мужа, то глаза надо закрыть. Всегда, когда мы выбираем путь, мы должны выбирать его с широко открытыми глазами. Но мы должны понять, что сомнения нас будут мучить всегда. То есть, сомнения - это то, что нас оставляет, наверное, в самом конце.

00:32:08 И много таких примеров, даже в христианстве есть, когда Иисус Христос в Гефсиманском саду, его искушали до самой последней минуты, хотя Иисус Христос - это личность освобождённая, не из этого мира. Но, тем не менее, он демонстрировал, как сомнения его искушают. И сомнения нам нужны, с одной стороны. Потому что, как говорится в ведических писаниях, “сомнения - это признак разума”. То есть, мы не можем идти слепо. И чем человек разумнее, тем, наверное, больше он будет подвергать вещи сомнению. То есть, критический анализ необходим, и это - то, на что мы должны опираться всегда.

00:33:02 Но, опять же, есть такая пословица, я её часто привожу в пример, что “лекарство от яда отличает мера”. То есть, иногда мы должны сомневаться, а иногда мы должны действовать, несмотря на сомнения. Вот, и в каких случаях мы должны это действовать, то есть, как эта молитва, не знаю, кого, и авторство разным личностям приписывают, что “Господь, помоги мне понять, что мне нужно принять и что мне не нужно принять, и дай мне разум отличить одно от другого”. Поэтому, тут важен разум, когда мы должны действовать открыто, с открытыми глазами, когда мы должны опираться на критическое восприятие, на критическое понимание. И когда мы должны всё отбросить и действовать, несмотря на то, что у нас есть сомнения.

00:34:04 Опять же, сомнения будут до самого конца. Это - природа материи. Мы всегда будем сомневаться. Но иногда нужно действовать, независимо от того, что мы в это верим или нет, просто нужно действовать, и тогда мы поймём, как. Это, на самом деле, очень такая очень обширная тема. Есть много примеров того, как сомнения могут мешать, допустим, опять же, в той же ведической литературе приводится пример банки с мёдом. То есть, мы можем сколько угодно философствовать по поводу того, какой вкус мёда, и как, я не знаю, нам нравится - не нравится, и что это такое. Но пока мы не откроем банку, пока мы не попробуем - мы не поймём.

00:35:03 Поэтому есть много разных рекомендаций на этот счёт. И почему так сложно получить какой-то духовный опыт, и есть много людей, которые любят рассуждать на эту тему, но они не могут рассуждать на эту тему, потому что у них нет опыта, у них нет применения. Вот, есть Бог или нет Бога, насколько там это всё работает или не работает. Но, опять же, мы не можем это понять, если мы не начнем действовать, несмотря на наши сомнения. И очень часто нам важно отбрасывать сомнения и действовать, и тогда мы получим этот опыт.

00:35:55 Как есть такая пословица относительно Бога, что “вот увижу, тогда поверю”. А Бог отвечает: “Вот поверишь, тогда увидишь”. Поэтому мы должны действовать, иногда отбрасывая наши сомнения, а иногда мы должны использовать наш критический анализ для того, чтобы понять: а по тому ли я пути действую. Мы должны выбрать путь, по которому мы будем действовать, практику какую-то, предписания, которые мы будем выполнять. Мы должны их выбрать осознанно, используя разум, критический анализ, но когда мы это уже выбрали, мы должны действовать, независимо от наших сомнений.

00:36:53 Это как вы выбрали врача, допустим, он даёт вам какие-то предписания. Вы не вылечитесь, просто выбрав врача, а вы должны принять эти предписания и принимать их, независимо от того, понимаете, как это лекарство взаимодействует в вашем организме, не понимая. Оно будет действовать независимо от того. То есть, просто потому, что вы практически сделали этот шаг. И поэтому важен баланс между нашим критическим восприятием и нашим практическим действием.

00:37:44 Потому что если вот этого правильного баланса, который называется “разум” нет, то человек может либо только находиться на уровне философского умствования. То есть, он пытается всё со всем сопоставить: “А как это будет? А как… вот то, это?”. Вот, и он всё сидит и размышляет, и у него нет никакого практического опыта восприятия. Это как говорится о том, что Бхагавад Гита не предназначена для кабинетного учёного. Это Знание можно понять, только применяя его на практике.

00:38:23 И в то же время есть люди,у них очень сложно с критическим восприятием, и они, как говорится, “ввязываются в любую драку”, и таким образом пытаются понять суть, пытаются получить опыт. Но, так как они не анализируют вещи, то, естественно, у них очень странный опыт, и они могут либо стать агностиками, то есть - разочароваться во всём, так как не используют свой аналитический ум, либо иногда они бывают как уровень животного такого. Человек просто не может различия проводить. Вот у него там “все верующие - они одним миром мазаны”, он мыслит только в категориях, то есть, в каких-то крайностях. То есть, он не имеет вот этого тонкого анализа, умения различать. Он только в чёрно-белых тонах размышляет.

00:39:38 Поэтому важно и то, и другое, а, конечно, всё остальное - оно в деталях заложено: то есть, что принимать, воспринимать у духовного учителя, что не воспринимать; какие есть виды духовных учителей; что является незыблемым, что является относительным; что является общей рекомендацией, а что является частной рекомендацией. Поэтому, это всё требует разума. Тут у нас формат каких-то больше алгоритмов, каких-то общих моментов.

Что делать, когда сомневаешься в верности пути?

00:40:17 Ведущая: Благодарю вас, и вот следующий вопрос, вы во многом уже на него ответили, но зачитаю, чтобы слушатель тоже получил на него ответ: “А что делать с этими сомнениями, когда сомневаешься в верности пути? Ведь, если долго идти не туда, можно окончательно заблудиться. Насколько плохо поменять курс?”.

00:40:39 Гуна Манджари: Это общий вопрос. Если есть сомнения в пути, тут нужно всё проанализировать, свериться. Иногда нужно свой “навигатор” настроить относительно тех, у кого нет сомнений в пути, относительно тех, кто успешен. Потому что, знаете, человек не может видеть себя без зеркала. То есть, мы не можем видеть себя без зеркала. Когда мы (я имею в виду это более такое общее утверждение) - когда мы “варимся” сами с собой, в собственном уме, в собственном понимании вещей, - это как пытаться увидеть себя без зеркала.

00:41:29 Нам нужны другие люди, другие наши единомышленники, которые, может быть, более успешны. Или, если мы действительно не на том пути и не туда идём, то мы должны понять, куда идут эти люди, которые тоже на этом пути. Либо, если я совсем один, и у меня свой путь, то тогда нужно тоже поставить под сомнение - насколько этот путь успешный, если я только один на этом пути. Обычно, успешные пути - там есть опыт тех, кто прошёл по этому пути, и он дошёл туда, куда я хочу дойти, допустим.

00:42:18 Поэтому тут нужно проанализировать все вот эти моменты, такую инвентаризацию произвести, может быть, наставничество, коучинг, как сейчас говорят. С кем-то свериться, настроить свой компас, настроить свой навигатор. То есть, нужна помощь, скорее всего, со стороны. Мы себя не видим без зеркала. Мы не можем понять, где мы находимся, глубоко находясь в собственном уме, в собственном соку, как говорится. Поэтому тут нужна настройка. Настройка и зеркало в лице кого-то, кто нам поможет это увидеть и немножко отстраниться от своего ума, потому что мы ж предвзяты к себе, и мы не можем видеть объективную картину.

00:43:37 Мы достаточно субъективны, и поэтому пример с навигатором: мы должны иметь какой-то план. Если мы движемся из одного города в другой, то мы не просто действуем по наитию. У нас есть какой-то план, маршрут. Мы с ним сверяемся; мы знаем, что многие люди шли по этому маршруту и приехали туда, куда они хотели приехать. Так же и мы сверяемся: а идём ли мы по этому маршруту, то есть, двигаемся ли мы по этому маршруту. А может, у нас сбился навигатор? То есть, тут есть много нюансов, которые важно отследить и привести в настройку определённую.

Как понять, что ты развиваешься с помощью выбранного метода?

00:44:29 Ведущая: Да, спасибо. Это всегда важно понимать - где ты, рядом кто с тобой и куда ты идёшь. И вот тоже очень важный, мне кажется, вопрос для всех, кто пытается развиваться. Спрашивают нас: “Как понять, что метод вообще работает, и что ты развиваешься?”.

00:44:47 Гуна Манджари: Во-первых, посмотреть на тех, кто пользовался этим методом и где эти люди, куда пришли. То есть, кто успешно пользовался этим методом. Вот, и как понять, что ты развиваешься - есть много разных критериев, по которым мы можем это понять. Прежде всего, насколько действительно присутствует вот это ощущение счастья, ощущение какой-то свободы - оно сопутствует развитию. И это не просто, знаете, вот как могут сказать: “Ну вот я пойду в бар, напьюсь, и мне и хорошо”. Это тоже - свой вид счастья. Но дело в том, что этот вид счастья обычно имеет побочные эффекты.

00:45:48 А этот вид счастья, который даёт развитие, не имеет побочных эффектов. И оно не ограничивается временем. Даже, допустим, какие-то отношения, любовь между людьми... обычно самое яркое - это мужчина / женщина они там встретились, поженились, или отношения у них начались, и это всё называется “медовый месяц” или какие-то ещё эпитеты, очень много. И есть такая радость, бабочки порхают, всё такое. А потом приходит привыкание, потом приходят какие-то другие этапы, которые человек должен проходить.

00:46:41 И это счастье имеет какие-то относительные, что ли, характеристика временные характеристики. А вот та радость, которая приходит в плане самоосознания, она не зависит от каких-то внешних вещей. Она не даёт, что называется, побочных эффектов. Поэтому это - другой уровень счастья, которое мы начинаем испытывать, потому что никто не будет заниматься духовной практикой, если нет вот этого вкуса. Поэтому да, иногда мы его чувствуем, иногда мы его не чувствуем, но мы знаем, что этот вкус есть, и он к нам приходит периодически.

00:47:35 Поэтому мы можем по состоянию этого вкуса ощутить наш уровень развития. И также состояние вместе с этим, я думаю, что этот вкус неразрывно связан с состоянием свободы: насколько мы ощущаем, что мы освобождаемся от каких-то вещей, которые нас раньше очень сильно напрягали, очень сильно огорчали, и сейчас это всё перестаёт на нас влиять. Если раньше, допустим, на нас сильно влияло - кто как на нас посмотрит, или что я не могу жить без какой-то вещи или чего-то ещё, то...

00:48:35 Человек богатый - не тот у которого много есть, а тот, который свои потребности удовлетворил. Чьи потребности удовлетворены - вот это человек, так сказать, не нуждающийся. А то и может быть человек богатый, и нуждающийся при этом. И поэтому вот то именно ощущение свободы - это то, насколько мы меньше нуждаемся в каких-то внешних вещах, в тонкого плана вещах: признание, зависимость от кого-то / от чего-то. Вот это всё дают моменты самоосознания, и мы можем судить по развитию, насколько мы развились в этих вопросах именно по ощущению удовлетворённости и внутренней свободы.

Всегда ли указание других на наши огрехи соответствует истине?

00:49:41 Ведущая: Да, спасибо. Это очень важный критерий, и сегодня мы тоже говорили о необходимости зеркала, чтобы оценить, насколько мы развиваемся. И вот пришёл такой вопрос: “А если люди постоянно указывают на твои огрехи и грехи, это реально зеркало, или не всегда это соответствует истине? Просто не особо это вдохновляет”.

00:50:02 Гуна Манджари: Ну вот смотрите, когда мы встретимся с реальным зеркалом, то, когда нам будут указывать на наши огрехи и грехи, нас это будет вдохновлять. То есть, это - характеристика истинного духовного учителя. И духовный учитель, или Учитель, - это не просто мудрец или одна личность, которая далека от нас. Это - целый ряд людей, которые могут его представлять. И даже события могут его представлять. И если к нам действительно приходит Знание, и это - реальное, духовное Знание, то мы будем чувствовать вдохновение от того, что мы увидели какие-то свои недостатки, или что-то ещё.

00:51:10 Да, это может быть даже больно иногда, но в этом будет какой-то свой вкус определённый. Нас это будет наполнять. Но если мы ощущаем, что оттого, что мы слышим о своих недостатках, о своих каких-то грехах, огрехах и так далее, только какую-то боль мы испытываем и отсутствие энтузиазма, как будто из нас “выкачали весь воздух, весь кислород”, то это не совсем та духовная энергия, о которой идёт речь.

00:52:04 Потому что в мире много всего может быть. В мире может быть и не совсем то общение, которое нам нужно. Это могут быть и абьюзивные отношения; человек, может быть, имеет свои какие-то мотивы. Потому что духовный учитель свободен от ложного эго, он свободен от каких-то вот этих абьюзивных концепций и моментов. Поэтому даже если духовная личность или личность, которая представляет духовного учителя, - даже если мы получим такое послание, то оно нас не будет нас как бы пригибать к земле, а наоборот: оно даст нам крылья.

00:53:00 Даже если мы будем получать, как говорится, вот такие “приветы” такого тяжёлого содержания, но это будет нас вдохновлять. Поэтому да, очень важно искать себе такое общение, такое наставничество, которое будет нас вдохновлять. Потому что уйти в апатию или стать таким негативным, это мы и сами можем. Наш ум с этим прекрасно справляется.

00:54:48 А вот действительно, чтобы вдохновиться, получить это вдохновение, это ощущение полёта - тут уже, тут духовная энергия так действует, или, как минимум - гуна благости. Она даёт вот это ощущение счастья или какого-то вот такого освобождения, даже если мы получаем негативное послание. Но если это просто негативное послание, вгоняющее нас в чрезмерную депрессию и такое нересурсное состояние, то это может быть что-то другое. Это не обязательно, и зачастую это не духовная энергия с нами взаимодействует.

Как распознать комплекс “хорошей девочки” в сфере саморазвития?

00:54:38 Ведущая: Да, спасибо вам большое. Действительно, очень непросто иногда отделить зёрна от плевел. И вот последний вопрос на сегодня тоже как раз об этом: “Как распознать комплекс “хорошей девочки” в сфере саморазвития?”.

00:54:56 Гуна Манджари: Комплекс “хорошей девочки” в сфере саморазвития? Ну, в какой-то степени этот комплекс, он будет. Особенно, с самого начала. То есть, нужно понять, для чего нам этот комплекс нужен. Потому что любой комплекс, он несёт в себе какое-то, скажем так, позитивное зерно. Мы не можем полностью избавиться от ролевых игр, если мы живём в обществе. И поэтому понятно, что мы играем какие-то роли. Тут необходимо играть какие-то роли и как-то подстраиваться под условия различные. Это нормально.

00:55:39 То есть, человек, который не играет никакие роли, или считает (то есть, он тоже играет), но считает, что он сам себе будет назначать роли и всё такое, - этот человек называется социопатом. А социум нам какое-то послание нам несёт, где мы должны встраиваться. Поэтому, в какой-то степени, роль хорошей девочки имеет место быть. Если мы обучаемся, если мы хотим вписаться в определённую среду, мы это всё воспринимаем, мы стараемся подстроиться, стараемся как-то чему-то соответствовать.

00:56:30 Но, опять же, вот этот принцип, который у нас проходит красной нитью по всем, наверное, эфирам, - “лекарство от яда отделяет мера”. Когда этот сценарий “хорошей девочки” уже у нас там всё определяет, и мы боимся быть, что называется, самой собой. То есть, мы отрицаем какие-то сомнения, которые у нас бывают, негативные иногда у нас бывают проявления, что-то вот в нашей жизни, это как часть, это - данность. Но мы боимся. “Роль хорошей девочки” - это страх быть отвергнутым. Мы боимся, что если мы будем сами собой, то нас отвергнут.

00:57:26 Поэтому иногда нужно идти на страх быть самим собой, как в этой сказке Ганса Христиана Андерсена про гадкого утёнка он не побоялся быть “гадким утёнком”, он хотел к лебедям. Он сказал: “Пусть меня заклюют эти прекрасные птицы, но я буду самим собой”. Поэтому вот этот сценарий “хорошей девочки” - это сценарий недоверия. “Я боюсь открыться этим людям, я боюсь предстать перед ними таким “гадким утёнком””. Но гадкий утёнок пошел на этот страх и превратился в прекрасного лебедя. Он доверился этим прекрасным птицам, - лебедям, - и они его взяли в свою стаю, приняли. Но он не побоялся.

00:58:13 Если бы он продолжал сидеть на этом утином дворе и побоялся бы приблизиться, на нашем языке “открыться” этим лебедям, он бы там так и остался, так сказать, в сценарии “хорошей девочки”, или сценарий “гадкого утёнка”. Но он открылся перед ними; он пошёл на этот риск - предстать таким, какой он есть. И поэтому я думаю, что в сценарии “хорошей девочки” лежит вот это - комплекс недоверия. То есть, я не доверяю тому, что вы меня примете такой, какая я есть, со всеми своими недостатками, несовершенствами, которые есть у всех.

00:59:11 Но, если я вам верю, я открываюсь, и тогда я преодолеваю вот этот комплекс “хорошей девочки” и я развиваю своё доверие. Я развиваю свои отношения и своё доверие Богу и тем, кто его представляет. Я не знаю, “доверие миру” - это такое затасканное слово сейчас, но, так или иначе, в его таком нужном аспекте, правильном аспекте, правильном понимании. [Звук отсутствует]. Людям, которых я выбрал. Я строю с ними дальнейшие отношения, где я становлюсь больше собой, где у нас больше есть вот этого доверия, и я выхожу из каких-то сценарных, ограничивающих наши отношения сценарных игр.

01:01:07 Ведущая: Очень вдохновляюще звучат ваши слова, спасибо. Действительно, всегда я воспринимала духовный путь как нечто, расширяющее наше сознание, когда мы как раз избавляемся от этих ограничивающих вещей, и здорово, если так оно у нас и будет. Очень важны нам эфиры с вами, потому что мы соприкасаемся с духовным знанием, со знанием Бхагавад Гиты, которую дал Господь, и пытаемся это применить непосредственно в нашей жизни, изменяясь внутри и снаружи. Поэтому благодарю вас за помощь в этих изменениях, и будем ждать новой встречи с вами.

01:01:43 Гуна Манджари: Спасибо вам, дорогая Анна, за такие эфиры, спасибо нашим радиослушателям.

транскрибирование: Лала Шарма | Москва | Россия | 14 May 2024