Удовлетворённость

Понятие «Знание» по Бхагавад-Гите. Терпение в невежестве. Религиозная цивилизация по Шримад-Бхагаватам. Все действия сопровождаются недостатками. Крайности и баланс в терпении. Ответы на вопросы: Нормально ли, если есть неудовлетворённость своими качествами с точки зрения духовности? Почему за много лет духовной практики не меняются качества человека? Что делать, когда обнаружил в себе все проявления невежества? Как правильно реагировать на нападки коллег или родственников на твой образ жизни? Бывает ли праведный гнев? Что делать, если не понимаешь зачем терпеть?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:03:21 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 3 | скачано: 28 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:07 Ведущая: Рада приветствовать этим пятничным вечером каждого, кто слушает нас и стремится открыть для себя истину. Для этого мы и встречаемся на наших прямых эфирах. И в ближайший час продолжим обсуждать, что есть Знание, как оно меняет наши качества и качество нашей жизни. С нами на связи вновь наша дорогая гостья психолог Гуна Манджари. И мы ждём ваши комментарии и вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в ватсаппе и в Вайбере по номеру телефона +7 900 239-09-63. Ну а я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари.

00:00:41 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

00:00:46 Ведущая: Спасибо, что вы сегодня вновь с нами. На прошлом эфире, насколько я помню, мы обсуждали такое качество, как терпение. Интересно узнать, о чём сегодня пойдёт наша речь.

00:00:58 Гуна Манджари: Сегодня мы также продолжим изучать, что есть знание. И, как мы уже говорили на всех наших предыдущих эфирах по этой теме, что знание - это не набор информации, а это качественное понимание, и применение этого понимания на практике. И оно проявляется в качествах человека. И сегодня по традиции, как мы это делаем обычно, мы прочтём из источника, из Бхагавад-Гиты, то есть из того источников, в котором сама Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина объясняет, что же такое знание, что же такое истина. Это абсолютный источник, и мы можем на него полагаться. Тут нет относительных каких-то применений, отношений. То есть для всех оно правильно. И это то, что действительно является такой опорой. Как в государстве, в котором есть закон. И этот закон применим для всех, имеет такую степень абсолютности, на него можно опираться. Я имею в виду саму идею. Здесь мы опираемся на знания, которые дал тот, из кого всё исходит. Поэтому это самый-самый лучший подход, который, как говорится: «Наверняка».

Понятие «Знание» по Бхагавад-Гите

00:03:00 Здесь, в тринадцатой главе с 8 по 12 стих говорится о том, что “Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т. д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.

00:04:00 Поэтому мы можем увидеть, что в такой формулировке нам объяснено всё. Дальше мы можем раскрывать эту тему, как говорят сегодня, распаковывать и применять ко всем сферам нашей жизни. И на прошлом эфире мы говорили о таком качестве как терпение. И это действительно такое качество ключевое во многом. Буквально ещё несколько слов по этому поводу хочется сказать, что любое испытание, любой, как говорится, дар, который мы получаем в нашей жизни, он приходит через вот это качество. То есть это своего рода такой ключ к получению всего, чего мы желаем в нашей жизни.

Терпение в невежестве

00:05:06 Как мы говорили на наших прошлых эфирах, что всё, что применяется без знания, без разума может превратиться в свою противоположность. Вместо конструктивной такой задачи оно может вносить деструктив и разрушать. Также это применимо к такому пониманию, как терпение. Само собой разумеющееся то, что оно должно применяться в знании. Человек очень хорошо должен понимать, для чего он терпит и очень быть осознанным в своём терпении. Потому что иначе, как мы говорили, что всё бывает в разных гунах, в разных качествах материальной природы. И терпение в том числе.

00:06:06 Если это просто такое тупое состояние пассивности и какой-то бессознательности, без осознанности, то это просто состояние в невежестве, состояние животного, которое не понимает. У него нет выхода. Он просто бессилен. Некое такое состояние жертвы. И терпение тогда, то, о котором говорится в этом стихе, оно переходит в свою противоположность. И может быть проявлением невежества человека. Он терпит то, что его разрушает, он терпит то, что его погружает в ещё большее невежество.

00:07:00 И поэтому здесь важно разбираться в нюансах. В этом помогает разум. Потому что очень много профанации делается на ведическом знании, на духовном знании. Когда люди говорят о терпении, очень часто возводя его в роль такой абсолютной добродетели - что бы ни случилось в жизни, какая бы глупость не происходила - это надо терпеть. Потому что «Бог терпел и нам велел». Вот как-то так, в такой трактовке. Люди перестают серьёзно воспринимать духовную науку, считая, что это просто для неудачников, которые ничего не могут изменить в своей жизни, и просто тупо терпят, и разочаровываются в этом. Слишком упрощённо относятся к этим высшим истинам.

00:08:14 Поэтому, как говорится, ко всем ко всем пониманиям обязательно прикладывают разум. Это всё есть в священных писаниях. И также это мы можем понять из общения с теми, кто достиг определённого успеха в духовной жизни. Даже если мы будем правильным образом погружаться вовнутрь себя, своего сердца, мы тоже найдём подтверждение этим знаниям. Потому что они являются (такое слово сейчас, часто используемое, матрица) такой истинной матрицей нашего существа. То есть эти все качества встроены. Это то, кем мы являемся по сути.

Религиозная цивилизация по Шримад-Бхагаватам

00:09:11 В ведических писаниях Шримад-Бхагаватам говорится, что брахманы, коровы, ведическое знание, аскетизм, правдивость, владение умом и чувствами, вера, милосердие, терпение и жертвоприношения являются частями Господа Вишну, и на них зиждется религиозная цивилизация. Здесь «религиозная» можно поставить знак равно «дхармическая». Та, которая держится на вселенских законах. Это одна из поддержек, на чём основывается человеческое общество, человечность и все важные, особенно в наше время, качества в таком понимании как терпение.

00:10:23 Поэтому очень важно развивать в себе качества и развивать понимание этого значения. Тут говорится о том, что это является частями тела Вишну. Вишну - Верховная Личность Бога. Одно из Его имён. В русском языке есть аналог этому слову – Всевышний. Вишну - это то качество Верховной Личности Бога, который поддерживает собой всё мироздание. Держится на одном из Его качеств как терпение. Потому что, если бы этого не было, то всё было бы разрушено.

00:11:24 Потому что мы постоянно склонны совершать ошибки. Мы несовершенны, мы движемся очень медленно. Если бы Верховная Личность Бога не обладал таким качеством как терпение, то шансов бы у нас не было. Но это есть. И у нас есть всегда этот шанс. Его терпение безгранично, оно также находится в абсолютной степени. Поэтому у нас всегда есть шанс продвигаться. Сколько бы мы ошибок не совершили, всегда есть возможность подняться, идти дальше. Потому что Его терпение намного превосходит все наши несовершенства.

Все действия сопровождаются недостатками

00:12:19 И в связи с этим также хочется сказать относительно нас самих. Мы на прошлых эфирах говорили о том, как важно обладать таким качеством, важно понимать, что всё начинается с себя. Это также очень важно применять по отношению к самому себе. То есть уметь терпеть себя - это тоже замечательный навык, важная составляющая любого успеха, любого продвижения.

00:13:00 Действительно с этим часто приходится сталкиваться в консультациях и в помощи другим людям. Очень часто этот аспект проявлен особенно среди людей нашего общества, выросшего на постсоветском пространстве. К самому обществу оно имеет это качество - нетерпимость в крайностях. Также по отношению к самому себе. Это проявляется, что человек просто не переносит себя, не переносит свои недостатки, не переносят своё несовершенство. Идея в том, что от того, что он этого не переносит, их не становятся меньше. Они там присутствуют.

00:14:00 Такая некая зацикленность за какой-то совершенный уровень. В большей степени это как имитации идёт. Отвержение реальности в том, что у нас есть определённая природа. Это называется «Доша» в Аюрведе. Такое ведическое понимание, понятия каких-то недостатков, которые свойственны материи. Говорится, что также как и огонь сопровождается дымом, любое действие, которое мы производим в этом мире, оно сопровождается недостатками. Это неотъемлемая часть жизни. Такое очень критичное отношение к себе, слишком переразвита личность нашего внутреннего контролёра – субличность, так называемая.

00:15:15 И человек просто не терпит несовершенства в своей жизни и во всём. Этот внутренний гнев поднимается, невозможность, неумение терпеть. У людей неврозы и даже склонность к суицидам от того, что этот уровень, порог терпения настолько низок, что просто не в состоянии человек это вытерпеть в себе. У него сверх идеи о том, как он должен быть совершенен, что от него ожидается, как он должен предстать перед собой в своих же собственные глазах, что совершенно не может принимать реальность такой, какая она есть и видеть в ней свои плюсы и минусы в балансе.

00:16:21 Потому что реальность - это тоже проявление Высшей воли, Высших сил. И наша бунтарская природа, когда мы взбунтовались против нашего собственного Источника, Верховной Личности Бога, в определённой мере это бунт против нас самих истинных и против всего, что исходит от Него. То есть также и природа, и материя определённого плана, которая нас обуславливает, покрывает. В какой-то степени не мы являемся источником этого всего. Но так как мы стремимся к этому контролю, то есть контролировать пространство, быть высшим контролёром, то мы пытаемся таким образом и контролировать свои доши, скажем так, или недостатки. Естественные недостатки. Естественное проявление среды, в которой мы находимся. Это будет неизбежно. И это вызывает в нас такую жгучую нетерпимость.

00:17:34 Я говорю об этом, потому что очень часто с этим сталкиваюсь. Невозможность тереть себя или свои, как казалось бы, несовершенства. Особенно в наше время, когда все очень на виду, благодаря соцсетям. Все себя выставляют с разных сторон. Какие-то тенденции проявляются. И все жутко хотят соответствовать тем или иным тенденциям. Просто нет терпения и принятия реальности, которая не так плоха, если не сравнивать себя с другими. Или не сравнивать с каким-то надуманным эталоном. Тогда мы принимаем реальность, принимаем высшую волю. Это экономит очень много наших сил. Какой-то внутренний потенциал, который может пойти в конструктивное русло. Образно выражаясь, мы себя вытаскиваем из этого огня, который разжигает гуна страсти и желание быть совершенным, чему-то соответствовать, соревноваться с окружающими.

00:19:04 Важный такой момент, что также терпение, принятие своей материальной обусловленности, каких-то недостатков, дош - это тоже очень важный и важный аспект проявления этого качества. Это опять же является помощью в том, что мы сможем прогрессировать, что мы сможем развиваться. Мы можем взять такую аналогию, если сравнить нашу материальную природу, то есть наши несовершенства с материей или с проявлением какого-то животного составляющего в нашей психике, в нашей природе, то животное приручается.

00:20:12 Как приручить это животное? Возьмите дрессировщика. Он очень мало добьётся от того, что будет просто избивать это животное. Или как-то к нему относиться жёстко, грубо. Наоборот, успех в том что он приручает, как-то принимает, понимает его природу, его повадки, и действует в соответствии с этой природой, повадками этого животного, приручая его. Постепенно через это принятие он его дрессирует, воспитывают так, как нужно.

Крайности и баланс в терпении

00:20:58 Конечно, когда мы говорим об этом качестве - терпение и в контексте наших, в этом плане, взглядов на вещи, тут тоже важно быть в благости определённой, в балансе. В том плане, что если мы чрезмерно проявляем это терпение, сейчас тоже эта тенденция есть, она идёт с другой стороны, с другого полюса. «Просто прими, просто это такое, какое оно есть. И просто холь и лелей все свои несовершенства и недостатки». Это есть такое на Западе – боди позитив. Какой бы ты там не был, так сказать, совершенно запущенный, ты всё равно такой.

00:22:16 Ну конечно, ты имеешь право. В любом случае какая-то работа над собой. Не просто ты отпустил все поводья и «как оно есть - так оно есть». Это другое тоже терпение. Пассивное в гуне невежества. Поэтому тут важно такой здоровый тонус, баланс поддерживать. Ни в одну крайность, ни в другую крайность. Одна сторона - это чрезмерное нетерпение, нетерпимость, которая нам демонстрирует одна часть. Другая - чрезмерное попустительство. Это другая часть. Это так проявляется Кали-Юга, когда всё несбалансировано.

00:23:15 То есть либо одна крайность, либо другая крайность. Баланс находится в разуме. Поэтому общество нам то одну крайность, то другую крайность демонстрирует. Поэтому мы сами выбираем правильное понимание вещей. Поэтому здесь очень важно обладать сбалансированным терпением, которое находится под влиянием знаний, то есть под влиянием разума, чтобы не скатываться ни в одну, ни в другую крайность. Это то, что хотела сказать относительно терпения. Если есть какие-то комментарии, вопросы, и у нас есть ещё что-то с прошлого эфира, мы можем сейчас немножко этому уделить внимание и пойти дальше.

Нормально ли, если есть неудовлетворённость своими качествами с точки зрения духовности?

00:24:19 Ведущая: Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари, за то что раскрываете эти качества, которые являются, я бы сказала, таким маркером того, что изменение в нас происходит. Есть вопрос, который и меня волновал. Его прислали слушатели. «А если есть неудовлетворённость своими качествами с точки зрения духовности - нормально ли это?»

00:24:40 Гуна Манджари: Тут такой общий ответ: «Лекарство от яда отделяет мера». Если это в каком-то дозированном состоянии, то наверное да. Потому что у нас всегда есть куда расти - до самих себя же, подлинных. Если это в какую-то переходит аддикцию, в такое состояние – человек просто вместо того, чтобы погрузиться в сознание Бога, в духовное состояние, он погружается в сознание собственной несовершенности. Это также проявление ложного эго, гордыни. Своего рода это зацикленность на собственных недостатках. На санскрите недостатки эти все, о которых упоминается, называются анартхи.

00:25:44 Само отношение к ним находится в этом слове. “Артха” - это является на санскрите словом «процветание, ценность». “Ан” - это «Не», отрицание. То есть все наши недостатки называются, расшифровываются: «То, что не имеет ценности». И когда с тем, что не имеет ценности, мы носимся просто как с какой-то сверхважной идеей – конечно, мы сваливаемся в омут, в страсти. И ничего общего это не имеет с духовностью и с каким-то духовным внутренним состоянием.

00:26:35 Поэтому, когда мы абсолютизируем вот эти недостатки или абсолютизация-зло, в этот момент мы как бы забываем, Кто является Абсолютом. И что для Него все эти недостатки - это просто что-то такое мелкое, как лужица от телячьего копытца. А для нас это океан. Просто океан. Когда мы просто перестаём это всё абсолютизировать. А абсолютизируем мы это потому, что мы настолько погружены в себя, ложного. То есть настолько погружены в своё ложное эго, (как мы ранее говорили - это одно из проявлений гордости) что если я не самый хороший, то я самый плохой. Но всё равно - “я самый”. Я. Именно я. В ложном понимании себя. Я вот на пьедестале. Я либо на месте прославления, либо я на месте поругания.

00:27:49 Поэтому тут нужно относиться с определённой долей чувства юмора и не абсолютизации своих вот этих недостатков. В здоровом состоянии такого здорового пофигизма. В том плане что да, это надо знать, это надо иметь в виду - свои недостатки. Их надо учитывать, нужно быть осознанным. Но их нельзя абсолютизировать. Нужно понимать, что они просто мелочь, какая-то пыль, которая смоется с практикой. И в глазах Верховной Личности Бога – это просто ничто. Вся вот это наша, так сказать, накипь.

00:28:48 Поэтому с таким здоровым пониманием и учётом того, что да, это есть. Это такая определённая данность. Но высшие силы гораздо сильнее, они абсолютны и безграничны. Если есть такое правильное, здоровое понимание этих вещей, то всё нормально. К сожалению, тенденция такова, что просто зависание в этих своих собственных несовершенствах, просто как бы негативное упивание своим вот этим всем. Своей такой негативностью. Понятно это не есть такое открытие. Понятно, что мы всем этим естественным образом заражены, находясь в материи. Но идея в том, что мы этим всем не являемся. И мы движемся вперёд. Нельзя застревать в этом.

Почему за много лет духовной практики не меняются качества человека?

00:29:56 Ведущая: Благодарю Вас за ответ, дорогая Гуна Манджари. Очень много глубоких, важных вещей раскрывается на наших эфирах. И вот следующий вопрос тоже озвучу, он не менее важный. «Я сталкивался с немалым количеством людей, у которых несмотря на большое количество лет духовной практики, не меняются качества, а иногда даже и укореняются какие-то негативные проявления. Почему это происходит и как этого избежать?».

00:30:20 Гуна Манджари: Спасибо большое за этот вопрос - это действительно то, с чем мы можем встретиться, столкнуться, находясь в обществе людей, духовно практикующих. Это одно из испытаний. И там есть много планов, которые объясняют эти моменты. Во-первых, опираясь на то, о чём мы говорим сегодня: «Что является знанием». Знание проявляется в тех качествах, которые мы прочитали и читаем каждый эфир, который посвящён знанию. Поэтому нужно понять, что есть знание, как информация, есть знание, не реализованное ещё в такой степени.

00:31:23 Поэтому мы можем увидеть в людях, которые практикуют, и много лет практикуют, что знание, оно не совсем может быть реализовано в той степени, в которой является таковым. Поэтому мы должны испытывать уважение, почтение к тем людям, которые много лет посвятили себя этому. Это всегда достойно. Это всегда достойно уважения. Но мы должны понимать, что нельзя также относиться слепо в том плане, что если человек много лет практикует духовную практику, то он автоматически находится на духовном уровне. Формально - да. Мы можем так к нему относиться, как к старшему. Но внутренне мы должны понимать, что это не зависит от количества лет. Это зависит от внутренней работы. И у всех она по-разному происходит, все её по-разному проделывают.

00:32:37 Это как то, что мы окончили и мы не понимали каких-то там уроков. Поэтому то же самое - само пребывание в духовном движении не делает нас автоматически квалифицированным. Да. Мы можем уважать такого человека за его интенцию, желание там быть, и попытки, и всё такое. Но опять же здесь важно находиться, пребывать с открытыми глазами. Другой момент, что это Кали-Юга. И действительно люди, которые привлекаются, они, и все мы, приходим с разными качествами. Качествами Кали-Юги. И тогда можно задать себе вопрос, что допустим, если бы эти люди не практиковали, как они практикуют, может быть они были бы ещё гораздо более худшими. Может быть они были бы какими-то преступниками, наркоманами и ещё кем-то таким асоциальными.

00:33:47 И тогда мы понимаем, что вот таким образом их природа, она для них большое благо. Для них это их личные прогресс. Вот как они могут. И ещё один момент, который также может быть. Это третий момент. Это то, что я слышала в лекции Шрилы Прабхупады. Он говорил о том, что когда человек заявляет о том, что он встаёт на духовный путь, и он реально какие-то делает в этом плане шаги, то материальная природа, она начинает его проверять. Она начинает к нему относиться более пристрастно в какой-то степени.

Материальная природа и её ловушки

00:34:47 И это своего рода не то, что она злая или нам хочет навредить. Нет. Это как спортсмены, которые тренируются на каких-то своих снарядах. Если не будет никакого сопротивления среды, то мышца не будет развиваться. То же самое. Материальная природа создаёт нам такие условия определённые, в которых мы вынуждены что-то преодолевать, чтобы развивать свои “духовные мышцы”. И к тем, кто заявил о том, что он хочет идти по духовному пути, она наиболее внимательна и даёт нагрузки побольше, чем всем остальным.

00:35:41 Поэтому мы сталкиваемся с тем, что внутри нас начинается сопротивление или какие-то ураганы внутренние - чего не испытывают обычные люди. Нас, я имею в виду, кто встал на этот путь. Того, что не испытывает обычный человек. Также, как мы берём аналогию со спортсменом. Что его нагрузки больше, чем обычно на человека. То же самое - духовный спортсмен или духовный воин. Его нагрузки больше. Ему материальная природа даёт как бы спец. задание, чтобы он преодолевал это всё в себе. Также окружающие его люди, которые тоже практикуют, они тоже получают больше испытаний. Кто-то проходит, кому-то сложнее.

00:36:46 Поэтому ситуация такая - больше испытаний. Все проходят. Все, кто становится на духовный путь, проходят испытания. Достаточно много испытаний внутри себя. Когда там гордость может просыпаться, и тебе будет казаться, что ты такой духовный и выше остальных, обычных людей или тех, кто только пришёл, или тех, кто там давно. Это всё такие ловушки материи. Или, выражаясь той аналогией, о которой мы говорим в контексте нашего эфира - это такие снаряды, которые нам даёт материальная энергия, чтобы мы практиковались на них.

00:37:43 Как мы понимаем. Как мы? Что мы выучили? Что мы поняли? Действительно ли это будет нас задевать, действительно ли мы будем вестись на поводу своих амбиций и амбиций других людей? И действительно ли мы будет развивать свой разум, чтобы видеть. Разум, одно из его качеств - это умение различать все вот эти нюансы. Если ум действует только в контексте категории, то есть он категоричен. Либо все ангелы, и там крыльями хлопают, и нимб вокруг головы. Вот так я вижу духовных людей - это категория ума. Либо, если я вижу какие-то недостатки, и это естественно. Потому что говорится: «Каждый святой имеет своё прошлое, свой путь определённый, по которому он идёт».

Категоричность ума – детская позиция, внутренний ребенок.
Разум – взрослый

00:38:46 И мы не понимаем всех этих нюансов, мы не понимаем духовной практики, её ступеней. Что она многоступенчатая. То есть разум у нас не проявлен. Мы действуем только в категориях ума. Категорично. Либо все святые, а если они не святые, то они все не святые, демоны они. Либо слышим крылья, либо топот копыт. И рога мы видим. Это совершенно такая детская позиция - позиция категоризма. Позиция ума. Это наш внутренний ребёнок. И происходит идеализация, а потом происходит демонизация.

00:39:47 Вот так по двум ступеням обычно идёт его движение. Поэтому разум - это взрослый, когда он может видеть вот эти нюансы. Что да, человек практикует много лет. Он совершил много попыток. Совершает. Но у него есть его природная обусловленность и какие-то вещи. Я это вижу. Я не слепой. Я не идеализирую. Но в то же время мы понимаем, что у нас у всех есть какие-то нюансы. Мы все преодолеваем. Человек движется, как он может. Со своей скоростью, со своими возможностями. Кому-то проще, кому-то легче. У кого-то природа позволяет легче проходить эти все этапы. Кому-то сложнее. То есть масса всяких нюансов. Поэтому все полутона, мы их используем. Используем разум.

00:40:58 Также, понимая всё это, мы выбираем общение. Даже среди духовно практикующих людей мы выбираем общение, которое помогает нам развиваться самому и даёт нам правильный пример, который нам нужен и человека, с которым у нас есть контакт. Поэтому много есть людей, занимающихся духовной практикой. Много есть наставников, учителей. По качеству, по природе, по уровню развития. Поэтому мы не обязательно должны близко общаться со всеми. Мы выбираем себе по нашему уровню, нашей природе.

00:40:52 Духовная жизнь предполагает многообразие. Это естественно. Поэтому здесь нельзя быть категоричным. И также нельзя быть слепым, таким идеалистичным. И понимать, что испытания приходят, и нас испытывают. В этих объяснениях, гранях мы можем как-то сбалансироваться.

Что делать, когда обнаружил в себе все проявления невежества?

00:42:22 Ведущая: Благодарю вас за очень ценный комментарий. Потому что логичный вопрос, это вытекающий следующий. Хочу озвучить. Что делать, когда обнаружил в себе все проявления невежества?

00:42:37 Гуна Манджари: А это на самом деле очень хорошая индикация. Нужно, как говорится, поставить себе пять с плюсом за то, что ты это в себе увидел / увидела. Потому что дурак никогда не признает, что он дурак. Как только дурак признаёт, что он дурак – у него есть шанс, он уже перестаёт быть таким. Поэтому, когда мы признаём в себе вот эти проявления невежества, можно себя поздравить с тем, что мы не в невежестве. То есть знания - это то, что разрушает невежество. Невежество, само слово, означает «не ведать». Тот, кто не ведает о своём невежестве, тот действительно находится в нём. А когда мы это видим - это уже шаг на пути к разрешению ситуации.

00:43:38 Поэтому нужно себя с этим поздравить, нужно обрадоваться этому, что я вижу в себе это всё. Это очень позитивно на самом деле. Люди очень огорчаются, когда они это в себе начинают видеть. Но идея в том, что тут как раз нужно обрадоваться. Уровень духовного развития, как он даётся предыдущими святыми, предполагает анартха-нивритти. Этот термин, анартха-нивритти, подразумевает, что на нас наши недостатки перестают действовать. Но они перестанут на нас действовать только тогда, когда мы с ними познакомимся. То есть они будут на нас действовать до тех пор, пока мы о них не подозреваем.

00:44:39 Об этом ещё говорил один из основателей психологии Юнг. Он говорил: «То, что мы не осознаём действует на нас как рок, как судьба». Все наши бессознательные программы. И идея в том, что как только мы начинаем видеть какие-то вещи в себе, мы можем этим управлять, мы можем это контролировать. А как только мы можем контролировать – это перестаёт на нас влиять фатально. И в этом идея. Идея не в том, что мы вдруг в какой-то момент станем таким чистыми, как говорится: «Без сучка и задоринки». А в том, что мы увидим нашу природу. Мы увидим, как мы ею обуславливаемся.

00:45:39 Вот это понимание, оно и поможет нам не действовать на поводу у нашей более низшей природы. То есть на поводу у наших недостатков. Поэтому это очень хорошо, что вы увидели это всё в себе. Это нормально, это естественно, это надо принять как часть того, что мы не являемся святыми. Это нормальное, как говорится, состояние. Недостатки есть у всех, кто не святой. И поэтому с пониманием этого очень позитивно мы действуем, видя, как на нас влияют те или иные вещи. Негативные - мы просто не принимаем это всерьёз и действуем в соответствии с тем, как мы можем действовать, учитывать наши какие-то возможности. Это как раз залог того, что мы будем развиваться. Это залог развития.

00:46:52 Ведущая: Благодарю Вас за глубокий ответ. Хочется следовать по этому пути. У нас есть чуть больше десяти минут. Сегодняшние вопросы я не вижу больше. Как поступим? Вы ещё хотите раскрыть сегодняшнюю тему, или мы вспомним вопросы, которые были на прошлом эфире?

00:47:07 Гуна Манджари: Я думаю, что да. Нам есть смысл ответить на вопросы, которые пришли из прошлого эфира, так как они посвящены терпению. Чтобы уже эту тему подытожить. Я думаю, что есть смысл ответить на них.

Как правильно реагировать на нападки коллег или родственников на твой образ жизни?

00:47:26 Ведущая: Благодарю. Вот я как раз их открыла. Жизненный вопрос: «Как правильно реагировать на нападки коллег или родственников на твой образ жизни? Просто молчать, понимая их уровень? Объяснять пробовал - это бесполезно.»

00:47:41 Гуна Манджари: Да и это тоже очень важный момент, когда речь идёт о терпении. Опять же ко всему должен быть приложен разум. Терпение - это не просто такое тупое состояние, чтобы не происходило, как бы ко мне не относились - я делаю и поступаю так, как я привык поступать. И действую в соответствии с тем, как мне это привычно, без применения разума. Здесь очень важный момент, что мы должны обязательно понять на уровне осознанности и увидеть, что есть разница.

00:48:40 И для этого нужно тоже хорошо знать веды. Бхагавад-Гиту, в частности. Там говорится о том, что задавать вопросы о духовной жизни или вообще какого-то такого высшего плана. То есть тот, кто их задаёт - он должен находиться в достаточно смиренном состоянии. Есть разные вопросы, есть разные посылы. Если мы видим, что посыл этот, такой эмоциональный посыл - это как-то спровоцировать нас или вопрос не в том, чтобы понять или узнать. Потому что такой вопрос, он задаётся в должном умонастроении. Человек достаточно уважителен, достаточно смиренен, когда он задаёт такого рода вопрос, на который нужно отвечать и который нужно объяснять терпеливо, и всё как как оно есть, на такие вопросы.

00:49:54 Но есть вопросы, которые задаются с вызовом. Посыл совершенно другой. Там посыл самоутвердиться или ещё что-то такое. Какое-то негативное эмоциональное послание. Тогда проявление терпения немножко по-другому в этом ключе происходит. Тогда мы должны проявить строгость в таком плане или границы выстроить. Поэтому здесь, отвечая на этот вопрос, хочется сказать, что этому человеку, слушателю очень важно понять вот эти все нюансы. Что терпение не обязательно проявляется в том, что мы терпеливо всем объясняем, несмотря на какие-то их посылы. Тут очень важно разобраться - каков посыл? И реагировать адекватно тому, что к нам приходит.

00:51:06 Мы говорили как-то, очень давно. Есть такое понимание, оно есть в математике, в психологии тоже, наверное, существует. Конгруэнтность. То есть мы должны быть соответственны, давать соответствующие ответы на тот посыл, который к нам приходит. Распознать это. Не просто человек может задавать вопросы. Но идея этих вопросов не в том, чтобы – он не ищет ответа на вопрос. Он ищет провоцирующей ситуации. То есть он пытается как-то эмоционально сражаться или эмоционально свою точку зрения навязать, утвердить. И очень важно уметь распознавать вот эти моменты. И отвечать соответствующее. Либо дистанцию применить, либо строгость какую-то. Это как искусство. Этому не научишь - это нужно практиковать, развивать разум.

00:52:19 Поэтому здесь очень важно разобраться с тем, как правильно применять терпение. Как в соответствии с местом, времени и обстоятельствами реагировать на разные ситуации. Тогда мы реагируем правильно. Говорится, что опытный проповедник или опытный практикующий как раз умеет применять этот принцип «Место, время и обстоятельства». Он может давать знания и понимание в соответствии с этими тремя составляющими. Он уместен. Его ответы они будут уместны. И тогда это людям скажет гораздо больше. И тогда они видя уровень, даже ощущая этот уровень, будут склонны более серьёзно воспринимать человека. И получать ответы на более серьёзные вопросы и задавать эти вопросы, если они соответствуют этому уровню или подходят к этому уровню.

00:53:37 Но есть люди, которые вообще далеки. Они не созрели, не готовы. Мы просто не соприкасаемся с таким уровнем, мы просто не тратим ни своей силы, ни своей внутренней энергии. В Библии об этом говорится. Мы не «мечем бисер». Поэтому тут очень важно разобраться, когда есть смысл метать бисер, а перед кем его нет смысла метать. Поэтому тут с этим моментом нужно понять.

Бывает ли праведный гнев?

00:54:29 Ведущая: Благодарю. Да, мы развиваем разум, в том числе при помощи этих встреч. Это очень важный процесс. Вот следующий вопрос. «Бывает ли праведный гнев?».

00:54:40 Гуна Манджари: Да, он бывает праведный. Говорится, что гнев, направленный на тех, кто какие-то принципы, законы дхармы нарушает. Этот гнев, направленный на этих людей, на такого рода агрессию, является праведным. Для этого существовали кшатрии или воинское сословие, которые благодаря этому гневу, осуществляли порядок в этом мире. Потому что да. Этому есть место быть.

Праведный гнев кшатриев – защита общества

00:55:41 И как можно услышать у людей, занимающихся духовной практикой: «Что же вы там? Как можно применять к кому-то, к агрессору насилие или что-то ещё. Давайте всех простим, всех будем любить. Давайте посылать любовь и какие-то сердечки, и воздушные шары друг другу мысленно. Ну это хорошо конечно. Может быть это хорошо для людей брахманичного склада. Но общество, оно создано таким образом, как тело. То есть там есть разные части тела. Есть руки - их задачи защищать. Кшатрии, они на таком вселенском теле общественном. Они являются такими руками.

00:56:43 И их задача именно при помощи этого праведного гнева, против тех, кто нарушает дхарму, кто нарушает вселенский закон. Мы говорили об этом. В ведах есть также описание тех, кто относится к таким агрессорам, которые подлежат уничтожению. Кшатрии как раз этот гнев праведный и направляют. Для этого очень хорошо нужно знать писания, понимать, разбираться в законах дхармы. Это очень такой обоснованный. Должно быть это всё подкреплено священными писаниями, не просто какими-то собственными измышлениями. Это имеет место быть.

00:57:47 И также в отношении самого себя. Иногда там тоже нужно его испытывать. Природа гнева - это природа огня. Огонь обладает некой такой трансформативной энергией. То есть он трансформирует какие-то вещи, он сжигает. Или внутри нас огонь пищеварения переваривает пищу. То есть это энергия трансформации. Поэтому иногда нам нужно что-то внутри себя как бы трансформировать, что-то даже разрушить для того, чтобы это дало места чему-то новому. Допустим нам нужно разгневаться на беспорядок, чтобы навести порядок. Поэтому какие-то такие моменты, когда мы иногда применяем эту энергию, помогают нам быть решительным.

00:59:01 Допустим, нам нужно иногда разгневаться на собственное невежество, чтобы совершить какой-то толчок. Вырваться из каких-то обстоятельств, из трясины внутренней и внешней, в которую мы попали. Это всё энергия гнева определённым образом. То есть это всё имеет место быть. Но, как мы говорили, для того чтобы уравновесить картину: «Лекарство от яда отделяет мера». Поэтому тут также в зависимости от «время, место, обстоятельства» нам важно уметь сбалансироваться. И вот это огненная энергия гнева обязательно должна быть сбалансирована. Нельзя в этом находиться постоянно, перманентно. Всё должно быть дозировано. Оно имеет место быть, но опять же очень важно соблюдать правильную дозу.

Что делать, если не понимаешь зачем терпеть?

01:00:10 Ведущая: Согласна с вами. И последний вопрос, который был на прошлом эфире у нас. Он очень важный. Что делать, если не понимаешь зачем терпеть?

01:00:20 Гуна Манджари: Если не понимаешь зачем терпеть - тут два ответа, два выхода. Если не понимаешь, то значит, это не надо терпеть. Либо понять, зачем тебе терпеть. Тут два ответа на этот вопрос. Либо мы терпим совершенно что-то такое бессмысленное, бесполезное не нужно значит это терпеть. Потому что это не то, что нам нужно. Либо мы просто не понимаем. Мы для себя должны открыть смысл. Поэтому здесь вот такой выход. Либо мы открываем смысл, развиваем разум - по-любому это ответ на все вопросы. И тогда разум нам высветит. Это то, что нам не надо терпеть, и мы это не терпим. Либо он объясняет нам те причины, по которым это надо терпеть. И терпя это мы получим нечто большее.

01:01:27 Вот поэтому тут без разума никуда не деться. Это нужно попытаться понять. Если не хватает своего, нужно обратиться к тем, у кого он есть, у кого больше, чем у нас его. Кто старше, более зрелые. Я имею ввиду старшие в плане в развитии. Обратиться внутрь себя в молитвах, мантрах, медитациях, чтобы понять этот смысл. Вот как-то его нужно обрести.

01:02:04 Ведущая: Спасибо, это очень важная рекомендация - обрести смысл. Это всегда полезно. И мы в том числе обучаемся этому разуму, обретению смыслов на эфирах с вами дорогая, Гуна Манджари. Спасибо, что раскрываете для нас практичную мудрость ведических знаний, которые меняют наши качества, нашу жизнь. Снова много реализаций мы получили и будем ждать новой встречи с Вами, чтобы ещё больше углубить своё понимание знания и качеств, которое оно меняет.

01:02:33 Гуна Манджари: Спасибо вам, дорогая Анна, за то, что несмотря на столь позднее время для вас, вы всё ещё с нами и поддерживаетесь в разумном, осознанном ключе наш разговор. И спасибо нашим дорогим радиослушателям за глубокие вопросы и ответы, которые тоже содержатся в этих вопросах. Всем нам правильного терпения и понимания ситуации, и всего самого наилучшего. До следующих встреч. До свидания.

транскрибирование: Надежда Милютина | Омск | Россия | 11 June 2023