Глава 19. Другая женщина «С.Д.»
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:11 «Неважно, приходит ли это в процессе самореализации или обучения других, когда человек понимает, что мир — это только хранилище страданий, он приводит в действие свой самоконтроль. С Богом в своем сердце он отрекается от мира и становится образцом человеческой добродетели».
Шримад Бхагаватам
00:00:36 Как человек, который наблюдал людей, приходящих к святым, как с почитанием, так и со своими личными проблемами, к астрологам вроде меня и другим астрологам, известным мне, к врачам, или психиатрам, или даже к людям, заявлявшим, что они обладают сверхъестественными возможностями, все они задавали одни и те же вопросы. Все эти проблемы относились к удобствам, карьере и сексу.
00:01:09 Но в основном люди счастливы большую часть времени своей жизни, так как внутри них есть ананда (блаженство), иначе бы нищие, страдающие от проказы, которых можно видеть около некоторых храмов в Индии, или люди, страдающие от СПИДа в CШA, сразу же покончили бы с собой. Ананда — это вечный источник блаженства, что течет в каждом человеке от Атмана (души), которая есть Бог или Параматма внутри каждого из нас.
00:01:46 И всё же со времени моего детства, видя столько типов человеческих существ, включая йогов, тех, которые посещают ашрамы и места паломничества, я могу разделить их на несколько определенных категорий.
Грубый, или физический, тип
00:02:06 Большинство людей пребывают на грубом, или физическом, уровне. Их потребности, приобретения, потери, вожделения, скупость, гнев, привязанности, любовь и ненависть, радости и печали, зависть или восхищение, гордость и унижение — всё имеет физическое выражение. «Если двое мужчин живут в одной комнате, — сказала нам одна женщина, — то мы в США считаем, что они гомосексуалисты». Простой народ в Индии или малообразованные люди во всём мире живут в основном на грубейшем физическом уровне. «Пиво, бейсбол и секс», — сказал однажды американский друг.
Тонкий, или интеллектуальный, тип
00:02:53 Небольшая, очень небольшая группа в каждом обществе дает художников, писателей, поэтов, певцов, актеров, ученых и интеллектуалов во всех областях человеческой деятельности. Они живут на интеллектуальном уровне. Они развивают привычку преобразования грубого и грязного в более тонкий уровень. Эго, которое они развивают, всегда видимо в их выражениях и реакциях. Их привычка все интеллектуализировать, и научные догмы, которым они подвержены, препятствует их пониманию великолепия астрологии и более возвышенных и тонких духовных законов.
Самый тонкий, или духовный, тип
00:03:48 Наиболее развитые прекрасные человеческие существа принадлежат к самой тонкой, или духовной, категории. Иногда принятие наполовину или высокомерное противостояние духовности происходит в них от остаточной привычки интеллектуализировать то, о чем они думают, что понимают.
Понимание йога
00:04:17 Стараясь понять йога, мы, образованные люди, должны создавать наши собственные ментальные блоки, сознательно или бессознательно и неизбежно заранее судить йога по нашим собственным параметрам. Это очень полезно, когда при этом можно выявить псевдойога, но совершенно неприемлемо, когда стремишься понять истинного йога.
00:4:44 Настоящий и интенсивный опыт поможет нам преодолеть такое препятствие, если духовный поиск искренен.
00:04:54 Довольно рано после моего духовного посвящения моё неверие и вера наполовину, даже подозрения о некоторых гypy-бхаях, даже гypy-бахенах были изложены моему гуру. Однажды я рассказал ему об этой проблеме, и вот что он сказал: «Ты испытываешь то, что называешь духовным. Не принимай это так легко. Проверяй это сотни раз. Если ты сейчас не убеждён, что это только духовный опыт, используй его чтобы уничтожить твоё неверие. Это медленный, но верный процесс постоянного прогресса в духовной жизни. Надо пользоваться вивекой (чувством правильного выбора)». Это наставление помогало мне всю мою жизнь.
00:05:49 Тем не менее это мучительный процесс в отличие от простых людей, не задающих вопросов о вере. Я видел, как Девараха Ханс Баба просто помахал рукой, когда бедные женщины пришли к нему со своими болезнями, и они выздоровели. Я также видел одного толстого, состоятельного и развращенного богача, который приходил в течение многих дней, но так и не получил облегчения. В этом отношении я считаю, что женщины стоят намного выше мужчин, но только когда они на очень высокой ступени развития.
00:06:30 Это происходит в их жизни только при двух условиях: либо при потере телесного сознания, что для женщин намного труднее, чем для мужчин, или же тогда, когда они отдаются на волю Бога со всеми своими нерешенными грузами проблем и обязательств, то можно сказать, что они достигли этой ступени.
00:06:53 Поэтому я должен рассказать вам историю С.Д., другой женщины.
00:07:00 В течение всей своей жизни она была ходячей загадкой в ашраме, — и осталась в памяти после своей смерти, и очень трудно понять суть той загадки именно так, как я это чувствовал. Эта загадка должна остаться неразгаданной.
00:07:17 Самой большой тайной в моей попытке понять, как садхаки, вернее, садхики, растут в духовном плане изнутри, будет та женщина, которую я называю С.Д. Ниже я привожу необходимую предысторию.
00:07:37 При первом моем назначении при переводе из Бомбея в Калькутту в 1967 году Гуруджи попросил меня остановиться в ашраме, который был настолько грязным, какими могут быть только ашрамы без цементированных дорожек и с вечно незаполненными емкостями для воды. Но была в ашраме и великая божественность, блаженство и только чистое блаженство.
00:08:04 Я повидал ашрамы с высоким уровнем гигиены, очень эффективным управлением, распланированным распорядком дня, но лишенные какой-либо духовности. Самые лучшие ашрамы Индии это те, которые управляются западными учениками индийских гypy. В Индии или в других местах большинство из них представляют собой хорошо организованные фирмы, эффективные, но бездуховные.
00:08:36 Ашрам моего Гуруджи был полной их противоположностью.
00:08:42 Постепенно я убедил Гуруджи зацементировать дорожки на месте дикого кустарника, из-за которого наши горные тропы были непригодны для хождения по ним в кромешной ночной тьме, так как там не было электричества и все время ползали змеи.
00:08:59 В то время в Калькутту на небольшой промежуток времени, порядка четырех месяцев, приехал мой младший брат К. Cy6xac Pao, также принявший посвящение у моего Гуруджи. На свои деньги он провел электричество после того, как получил на это разрешение Гуруджи, но выбрал неподходящие электрические провода.
00:09:24 Я вместе с Шушантодой и Ачинтодой заполняли емкости водой по выходным, когда они приезжали побыть в ашраме.
00:09:35 Спустя какое-то время Тапан, бедный электрик, стал учеником Гуруджи и проделал бесплатно огромную работу, научив меня электропроводке. Он лю6ил этот ашрам и хотел видеть его хорошо освещённым. Он ничего не запросил за эту работу, хотя страдал от бедности. Я немного помогал ему деньгами, которые он принимал очень неохотно, и мне приходилось засовывать их ему в карман.
00:10:04 В то время мой младший брат увлекся молодой девушкой, дочерью одного из наших духовных братьев, очень благородного и преуспевающего. Была раздута целая история и в течение нескольких дней об этом много болтали. Кто-то протестовал. Гуруджи сказал: «Это естественное притяжение».
00:10:26 Замечательный гypy-бхай, Сунилда, который ощущал нектар, сочащийся с неба, даже он сказал о себе, что и через пятьдесят лет страдал на сексуальной почве.
00:10:40 Вот характерный ответ Гуруджи: «Это тяжелый процесс. Секс подчиняется постепенно. Отмирание сексуальных реакций вызывает эмоциональную сухость, если происходит в молодом возрасте. Это постепенный процесс».
00:10:59 Основная тема разговоров большинства домохозяев, связанных с ашрамом, была все же болтовня на сексуальные темы.
00:11:07 В моё второе пребывание с 1975 по 1978 год я отметил некоторые изменения. К нам присоединилась команда бенгальской молодежи, которая регулярно убирала ашрам и заполняла водой ёмкости. Их родители советовали им следовать моему примеру, что они и делали.
00:11:29 Каждый день огромный ашрам подметала морщинистая пожилая женщина. Кто она была? Гуруджи никогда не соглашался на моё предложение нанять несколько человек за деньги по договору и зарегистрироваться для уплаты налогов. В том xaoce был свой порядок, но излучение духовности там присутствовало всегда из-за необычайно высокой духовности Гуруджи.
00:11:58 Деньги, пожертвованные ашраму, украли. Воровство имело место неоднократно. Отсутствовала финансовая мораль. Моя духовная составляющая принимала столь плохое управление ашрамом. Материальная же составляющая противилась этому.
00:12:21 Кем она была, эта морщинистая пожилая женщина, содержащая ашрам в такой чистоте? Каждый день, когда я сидел, читая Гиту, она сидела поодаль и слушала. Платили ли ей? Мне сказали, что она лишь недавно стала учеником и работала бесплатно, брала лишь прасад в качестве оплаты своего труда в ашраме.
00:12:46 Только Тапан, электрик, и С.Д., эта изможденная женщина, были единственными, кто был заинтересован видеть ашрам в хорошем состоянии. Для них, что очень верно, это было частью их садханы.
00:13:03 Она всегда была в лохмотьях. Она жила в обветшалом доме недалеко от ашрама. Я собрал о ней кое-какую информацию. Я наблюдал, как она с любовью относилась к своим обязанностям. Однажды кто-то в ашраме сказал мне, что её укусила змея. «Может быть, это не ядовитая змея?», — сказал я. Но нет, её тело посинело, однако она сказала, что не умрёт, потому что Гуруджи спасет ее, и потеряла сознание. Тогда еще живой Нагендрада, наш гypy-бхай, тантрик, пришел и сотворил одно из многих своих чудес. Её телу вернулся первоначальный цвет, как будто с ней ничего и не произошло. Я мог поверить всему этому, потому что Нагендрада однажды завязал нитку вокруг моего живота, когда я испытывал жуткую боль, и я излечился. Подобным образом он помог корове разрешиться от бремени.
00:14:11 В ашрам вместе с С.Д. часто приходила молодая девушка. Кто—то сказал мне, что это была её дочь. Но не родная дочь, а дочь второй жены её мужа, как я узнал позже. Она, которая не могла родить детей своему мужу, убедила его жениться во второй раз. Когда от этого брака родилась дочь, она воспитывала её с такой материнской любовью, что ребенок редко ходил к своей биологической матери, хотя они и жили в полуразрушенной хижине, но в великом мире и гармонии.
00:14:50 Потом старший и благонамеренный гуру-бхай, возможно Сунилда, сказал мне однажды, что раньше С.Д. была проституткой.
00:15:00 Один из беспокоящих моментов в поведении Гуруджи до сих пор горечью отзывается в моей памяти. В ашраме Камакхия он построил две прекрасные пристройки: одно крыло Кумари-Уинг для девочек-подростков, а второе Деви-Уинг для женщин за тридцать. Во время пуджи, известной более в Северной Индии как праздник Дуссехра, он всем им раздавал сари.
00:15:27 Мой Гуруджи, который начал свою духовную жизнь как тантрик, никогда не позволял никому критиковать женщин, как бы порочны они ни были. Bepa тантриков в то, что женщины — высшие создания Бога, едва ли разделялась нами. У меня часто были причины для раздражения потому, что, когда в ашраме работали молодые парни, девушки гонялись за ними, как это могут делать девушки с артистическим кокетством, а Гуруджи бранил только парней и называл их негодяями.
00:16:06 Моя личная шутка: если бы женщины, возглавляющие борьбу за свободу в США, знали бы моего Гуруджи, они обожали бы его намного больше, чем кто-либо из нас.
00:16:20 Единственный трогательный момент, который мне запомнился и которому я стал свидетелем, случился во время ежегодной раздачи сари, когда Гуруджи дал сари также и С.Д., которая, как обычно, стояла в дальнем углу его дома.
00:16:38 «Иди сюда и возьми его, мать С.Д.», — сказал Гуруджи и дал ей тоже сари. Гуруджи видел в каждой женщине Богиню-мать. Мы же, мужчины, были для него, возможно, то дьявольскими, то божественными существами.
00:16:56 Я запомнил С.Д. и по другой причине. Гуру-бхаи, которые занимали у меня деньги по тому или иному поводу, часто меня обманывали. С.Д., которая нуждалась в них больше всего, никогда не попросила у меня ни пенни.
00:17:15 Во время праздника Радхааштами (через пятнадцать дней после Кришна Джанмаштами) в доме одного гуру-бхая всегда проводилось большое празднование: это был единственный случай, когда мы все приглашались из ашрама. Однажды С.Д. попросила меня взять её с собой, потому что она знала, что я потратил много денег на проезд для всех на автобусе. Чтобы ей было удобнее, я нанял довольно дорогое такси и взял трех других женщин средних лет, которым было очень тяжело ездить в переполненных калькуттских автобусах. Никто на сей раз не учинил мне скандала на сексуальной почве. Несколькими годами ранее я дал несколько сари и купил лекарство одной молодой женщине, страдавшей от туберкулеза. Я стал жертвой болтливых языков.
00:18:14 На празднике, сидя на веранде у моей комнаты, я заметил С.Д., как всегда подметающую дорожки в ашраме. Вокруг неё вились птицы, а животные подходили и лизали её. Я решил более пристально понаблюдать за этим. Птицы слетались к тем, кто их кормил. Но С.Д. никогда не кормила птиц. У неё не было денег купить достаточно риса для её собственной семьи. Тогда отчего все это?
00:18:46 Здecь я должен сказать, что все гypy-6xaи и гypу-бахены не лю6или С.Д. Но они уважали её на расстоянии. С.Д. поклонялась правде. Раз или два, когда она что-то говорила, оказывалось, что она была пророчески права. Птицы, вьющиеся вокруг неё, и животные, лижущие её, составляли редкое зрелище. Это напоминало то, что описано в афоризмах Йoгu Патанджали, состояние высокого духовного развития.
00:19:24 Я ничего не знаю о её внутреннем духовном развитии. Тайна должна остаться тайной.
00:19:35 Принятие воли Бога, и совершенного мира, и гармонии внутри и снаружи — она была Шабари из Рамаяны. (В великой «Рамаяне» есть история о бедной женщине из племени, Шабари, которая, когда услышала, что Господь Рама должен посетить их край, захотела преподнести ему сладкие ягоды. Для того, чтобы выбрать сладкие, она попробовала каждую из них. Такая пища не подходит для подношения Богу. Но Господь Рама принял их все, съел их и дал ей спасение — сначала помолившись за неё, а затем благословив её.)