Глава 2. Жизнеописание гуру
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:06 Когда люди спрашивали меня, верю ли я в сверхъестесственную силу йогов, мой неизменный ответ был: «На сто процентов». Но на другие вопросы, верю ли я на сто процентов в то, что все святые обладают сверхъестественной силой, мой неизменный ответ был: «Нет». Существуют различия между йогами: истинными, с одной стороны, и псевдосвятыми и полупросветленными, с другой.
00:00:36 Поэтому сначала бегло о различиях, о которых я упомянул в связи со святыми, обладающими сверхъестественной силой.
00:00:46 1) Мантра-драшта: какая мантра кому подойдет, может быть «увидено» только таким святым, так как у него есть такая сила. Как может человек узнать, имеет ли конкретный святой такую силу? Это трудный вопрос, на который я могу ответить по-своему на примере контраста. Когда я был посвящен моим Гуруджи, мне было сказано, что он будет давать только такие мантры, какие появятся перед ним в момент посвящения и он дал мне Кришна-мантру, даже не зная о том, что Господь Кришна и Вриндаван были более всего дороги мне. Принять то, что мантра появилась перед ним, было трудно для меня, так как это нельзя было ни доказать, ни опровергнуть.
00:01:34 Позже я встретился со многими интересными случаями. Первый опыт был, когда моя сестра Шарад, непосредственно предшествовавшая мне по рождению, ученица школы санскрита, захотела, чтобы мой Гуруджи дал ей духовное посвящение, хотя она узнала Кришна-мантру от кого-то другого для ее собственной медитации. Она была приятно изумлена, когда Гуруджи дал ей ту же самую мантру.
00:02:03 2)В период моего пребывания в ашраме я не менее трех раз встречал людей, которые получили посвящение от Гуруджи более десяти лет назад, уехали, принимали невегетарианскую пищу, несмотря на строгий запрет после посвящения, забыли свои мантры и приехали искать «благословения» Гуруджи после того, как столкнулись с серьезными трудностями, с просьбой дать им мантру, которую они позабыли. Они боялись обратиться с этой просьбой непосредственно к Гуруджи и им сказали: «Если Pao попросит Гуруджи, может быть, он и сделает это». В одном таком случае, когда я попросил Гуруджи помочь мне, он сказал, что человеку, который был настолько несерьезен по отношению к мантре, не нужно помогать. Но тогда я вежливо спросил его, почему он посвящает столь многих и так быстро, не «просматривая», заслуживают ли они вообще посвящения! В некотором смысле я указал ему на его собственную ошибку, а не на ошибку учеников, отошедших от учения.
00:03:15 Все они не только приняли повторное посвящение, но и получили мантры, что им были даны ранее. Они были потрясены, изумлены и сказали мне, что не сомневались, что Гуруджи был мантра–драшта – провидцем мантр. Многие получили посвящение впервые во сне от Гуруджи, и позднее, когда они пришли к нему для формального посвящения, они получили ту же самую мaнтpy.
00:03:43 Это только единственное живое доказательство, которое я имею о мантра-драшта, и, когда я обсуждал это с гуру- бхаем, он сказал мне, что ему это все известно, так ему дали Кали-мантру, в то время как его жене – Кришна-мантру. На протесты жены, почему им дали разные посвящения и разные мантры, Гуруджи с улыбкой спросил: «Разве твой муж не поклонялся богине Кали, а ты – Кришне из Вриндавана всю вашу жизнь?».
00:04:14 В противоположность этому я встречал многих, кто заявлял о себе так же или делал такие заявления от лица своих учеников. Но один из них попался на мошенничестве в Haкпype и чуть не сел в тюрьму, а другой в одном из восточных штатов давал своим ученикам набор из девяти мантр, кому две мантры, кому три, а «наиболее заслуживающим» – все девять. Я получил от него все девять мантр и нашел, что шесть из них полностью искажены. Но этот гуру, который обладал некоторыми сверхъестественными возможностями, не заботился о правильности мантр, которые он дает, и был не настолько порядочен, чтобы достать санскритскую грамматику этих мантр, выверенных каким-нибудь пандитом знатоком санскрита. Однако мой собственный Гуруджи, как и многие другие, которых я видел, давал инициацию многим до тех пор, пока я решительно не запротестовал. Тогда он объяснил мне...
00:05:18 Я видел многих гypy, дающих саньясу своим ученикам, хотя это походило на раздачу моркови. Один из них, который даже не знал, как посвятить ученика в саньясу, прибегал к помощи знающего санскрит домохозяина, и, когда один из его учеников-саньяси отстоял свои взгляды,по которым у них были разногласия, он не только выгнал его из своего ашрама, но ещё и сказал, что никогда не посвящал его в саньясу! Я не знаю, где правда. Но такую дешевую саньясу я видел во многих местах Индии.
00:05:56 Мой Гуруджи никогда не посвящал никого в саньясу, потому что он твердо придерживался следующих трех пунктов:
1) для духовной жизни первостепенное значение имеет чистая саттвическая вегетарианская пища;
2) поклонение, будучи тайным диалогом между почитателем и Господом, не требует каких–либо внешних атрибутов, как, например, гирлянд, тилаки, четок или благовоний;
3) а что касается саньяси, то он считал, что посвящены должны быть только самые достойные, и таких людей почти нет, так как их существование подобно смерти в материальном мире, и соблюдать саньясу нелегко для смертных.
00:06:47 Но почему тогда он стольким многим дал посвящение? Он отвечал, что со временем человек духовно совершенствуется. Сначала мне после нелегкого общения с моими гypy-бхаями было трудно принять этот аргумент, но позже я принял его, так как некоторые из них стали очень спокойными, сдержанными, созерцательными и прекрасными человеческими существами после того, как миновал их довольно бурный период, когда они отдавались увлечениям юности.
00:07:21 Все, что сейчас здесь сказано, образует основу для обсуждения гороскопа моего Гуруджи, покойного Свами Парамананды Сарасвати, не только астролога, но, как и любого настоящего и истинного святого Индии, вдохновляющего на изучение астрологии не по корыстным мотивам, а с двойной целью: хранить живым ведическое наследие и видеть практически посредством планет, как Бог управляет, регулирует и направляет Вселенную.
00:07:57 Я бы уже давно бросил астрологию, но он настоял, чтобы я не делал этого ради моей садханы. Моя спeциализация в написания трудов по астрологии и то,что я стал предсказателем для многих людей-это то,что он предвидел и сказал Гуру-бхаю более 30 лет назад и более 22 лет до того, как я написал первую статью по астрологии. Он был провидцем в самом истинном смысле слова и величайшим из всех, кого я встречал, хотя другие, которые тоже были удачливы в том, чтобы иметь настоящего великого гypy, должны питать то же уважение к своим гypy – такие же чувства святости и чистоты, какими они обладают.
00:08:44 Теперь посмотрим гороскоп, содержащий три потрясающие саньяса-йoги:
а) четыре планеты в 11-м доме, содержащем хозяина 10-гo дома, и ни одна из них не сожжена. Соединение в 11-м доме дало ему его духовные достижения очень рано в жизни и принесло ему пожертвования в его ашрамы, исчисляемые в лакхах ( 1 лакх-это 100000 рупий), не только, когда он дышал и жил среди нас, но даже и спустя десять лет, когда он покинул нас;
б) в навамше Луна в знаке Mapca, аспектированная Сатурном, – ещё одна саньяса-йога;
в) Юпитер в 8-м доме, аспектированный Сатурном, хорош для йога-садханы, но для него она имела зловещий смысл. Однажды я обсуждал это с ним, и он ответил мне, сказав: «На то Божья воля». Я поговорю об этом позже. Но случилось то, чего я боялся и что преследует меня и вносит грустную ноту в мою историю духовного экстаза.
00:09:57 г) Кету один в 12–м доме без аспектов хозяев 5–гo или 9-гo домов или Юпитера (дева-гypy) не может считаться йогой, указывающей на духовность, мой Гуруджи много раз говорил мне, когда просил меня поработать над гороскопами садхаков. Сейчас я могу сказать с уверенностью, что в гороскопе, где существует обещание духовной жизни, присутствие Кету в 12-м доме – показатель постоянного и захватывающего прогресса в духовной жизни. В гороскопе трех других выдающихся святых, которых я имел случай знать близко, я нашел, что на определенной ступени их жизни это дало им такой духовный подъем, который случается очень редко.
Ранее детство
00:10:49 Молодой Мринал Канти, таково было его имя до того, как он получил свое имя в саньясе, родился с Луной, расположенной настолько опасно и аспектированной Сатурном и Марсом, что если он выжил в этот трудный период, то этому помогло нахождение Юпитера в восьмом доме, варготтама атмакараки Солнца и варготтама хозяина девятого дома Mapca. Его отец, Надья Бихаридас принес однажды больного ребенка, которого никто не мог вылечить, к священной реке Ганга, погрузил его трижды в её воды и взмолился: «Мать, тебе решать – спасти его или убить». Затем дитя Мринал выздоровел, но болезнь печени сопутствовала ему на протяжении всей жизни. Каракамша в Близнецах с одной злотворной и двумя благотворными планетами, Меркурием и Венерой, аспектированные Юпитером, спасли его, но не позволили ему иметь здоровую печень.
Чара Даша
00:12:00 Последовательность Чара-дaшa до скорпиона не отмечена ни помощью, ни явным ущербом. Раши Лев (1915–1917) период младенчества. Дева (1917–1920) – была периодом болезни, с Paxy в пятом доме, аспектированным Марсом, оказывающим вредное воздействие на область живота.
Тула Даша с 1920 по 1928 год
00:12:33 Он был приятным, хорошим ребенком. В семье невегетарианцев он был строгим вегетарианцем и его мать должна была готовить отдельно для него вегетарианскую пищу в специальной посуде, хранящейся в стороне от всей остальной и у него была врожденная привычка никогда не говорить во время еды. С периода Весов в его привычках на передний план выступает влияние девятого дома, привычки, взгляды и пуританство врожденного садхака, который тогда в Восточной Бенгалии, в городе Сильхет, воспринимался семьей не человеком с причудами, во что заставляют нас верить современные псевдо–психологи, а как caдху, рожденный в семье и нуждающийся в определенных условиях для своей садханы.
00:13:23 Вся семья служила ему, идя навстречу особенностям склада его характера, терпеливо выжидая. Потому что именно впериод Весы он познакомился с великим мусульманским факиром Тукур Бабаром, с которым он довольно часто встречался и который сказал ему следующее: «Никогда открыто не обсуждай Кришна-Лилу, так как большинство обыкновенных умов не может увидеть духовное величие высшего порядка». Это высказывание мусульманина–факира он помнил всю свою жизнь. Хорошо известный психоаналитик написал о Радха-Кришна-Лиле, выдав тем самым ограничения своего понимания этих Лила, в то время как великие святые знают, какова будет реакция людей, никогда не поднимающихся над уровнем «nidra-ahaar-maithuna» (сон, пища и секс).
Период Скорпиона с 1928 по 1936 год
00:14:30 Юпитер в пятом доме и аспекты столь многих планет к Юпитеру дали очень созидательный, мистический, поэтический период с продолжающимся плохим здоровьем. Согласно Вимшоттари это была даша Венеры, планеты поэзии. В Бенгалии двадцатых–тридцатых годов ощущалось всеобъемлющее влияние поэта Рабиндраната Taгopa, единственного индийца, который получил Нобелевскую премию в области литературы, он любительски занимался живописью, наряду с удивительными поэтическими излияниями. Также в Восточной Бенгалии жил Кази Назрул Ислам, чья «Шъяма Санджит», распеваемая в классическом стиле в отличие от «Рабиндра Санджит» имела параллельное влияние.
00:15:19 Молодой Мринал Канти писал лирические стихи в свободной метрической форме, о которых Шри Нараян Чоудхари, известный бенгальский литературный критик, сказал мне лично, что они отличались высоким качеством, возвышенностью и содержали некоторые намеки на его чувства к некой девушке, которая, по–видимому, таилась в его воображении. В конце шестидесятых Шри Нараян Чоудхари опубликовал во многих журналах длинный литературный панегирик работам Свами Парамананды Сарасвати, один из них в ныне закрытом «Betar Jagat», бенгальском ежемесячном журнале Всеиндийского радио, который, по мнению многих бенгальцев, считался превосходным литературным журналом.
00:16:09 Bapгoттaмa симxa-лагна – это признак удвоенного упорства. Я не помню ни единого случая какой-либо умственной или эмоциональной гибкости у моего покойного Гуруджи. Такое упрямство часто приводило к ссорам в его ашрамах, где дисциплина подавляла всех и вся, личность и коллектив.
Примечательные черты
00:16:34 Наиболее заметной чертой его гороскопа является нахождение всех семи планет (за исключением Paxy и Кету) в четырех знаках, знаках Меркурия, Венеры, Юпитера и Солнца. Влияния Mapca и Сатурна отсутствуют. Все основные планеты находятся в благотворных знаках и в сочетании с варготтамой лагной помогали ему исполнять садхану с такой редкой целеустремленностью, которой многие могли бы позавидоать. То же упрямство характера породило странную идею, что он художник, как и Рабиндранат Taгop, хоть и любитель. Он никогда не слушал ничьих советов о том, чтобы оформление обложки книг его стихов лучше было бы сделано другими, особенно Канудой, очень хорошим художником, его собственным учеником, живущим в ашраме!
00:17:26 Период Скорпиона с Вимшоттари Дашей Венеры стала причиной многих поисков,занятий поэзией, живописью и садханой и полным пренебрежением учебой. Но он никогда не проваливался на экзаменах, потому что после принятия в учебное заведение он никогда не появлялся ни на одном экзамене, даже если и посещал некоторые занятия. Поэт должен сидеть под деревом, погрузившись в раздумья! Неизвестно, поступают ли так все поэты, но его однокашники говорили мне, что он так делал и его видели сидящим в состоянии, напоминающем транс. Он был таким сторонником правды и таким прекрасным человеком, что если он когда-либо что-либо говорил, то это происходило. Юпитер, аспектирующий его второй дом, дал ему вак-сиддхи (состояние духовного прогресса, когда то, что произносит йог, сбывается). Что бы он ни говорил, сбывалось, и слова расходились по округе. В легкой, спокоиной и культурной атмосфере тех лет такой дар был уважаем и не эксплуатировался.
00:18:40 В Дели некоторые распускали о себе слухи, что они тоже обладали таким даром, который проявлялся наилучшим образом, когда они заливали в глотку бутылку–другую виски! И несколько владельцев «черных капиталов» или искатели быстрого обогащения были готовы делать это! Мой друг, по-настоящему одаренный астролог покойный Канад Риши Бхатнагар, также слышал о себе такой ложный слух, хотя я видел, как он давал очень точные предсказания только тогда, когда был в нормальном состоянии, воскресными утрами или вечерами, когда приходил ко мне, опасаясь появиться у меня выпившим. Он знал, что я как–то выгнал из дома члена парламента, когда тот пришел ко мне смертельно пьяным и хотел получить от меня предсказание! Конечно, тот член парламента никогда больше не приходил. Если вы знаете астрологию, то в Дели бутылку–другую всё еще можете обеспечить себе бесплатно.
00:19:43 В отличие от этих мелких людишек, настоящему садхаку необходимо скрывать свой дар и молодой Мринал делал это настолько хорошо, что только спустя несколько лет, когда его уже лучше узнали как Свами Парамананду Сарасвати, припомнили некоторые такие случаи. Один из них, который я бы мог с уверенностью подтвердить, это случай с женщиной, которая, будучи девушкой, любила Мринала Канти и хотела выйти за него замуж. Но он сказал ей: «Я не женюсь, но на каком–то этапе твоей жизни ты будешь очень близка ко мне и я буду наставлять тебя». Вряд ли она могла знать, что после раздела страны, будучи беженкой, встретится с ним в Калькутте, станет его ученицей, очень ревностной ученицей, которая настолько проникнется духовной жизнью, что, умирая, скажет всем радостно, что она имела в этой жизни всё, что хотела и опыт истинного духовного блаженства.