Глава 12. Нагаридас Баба
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:07 Вспоминать Нагаридас Бабу в 1995 году спустя шесть лет после того, как он покинул этот мир в июле 1988 года, означает купаться в волнах блаженства, прохладных водах наичистейшего благочестия. Я не думаю, что я или мои друзья, которые ездили во Вриндаван в период между 1978 и 1988 годами, чтобы встретиться с ним, ещё когда-либо встречали святого, которыи переступал пределы майи столь полно и столь возвышенно.
00:00:47 В 1978 году меня перевели в Дели после того, как я отработал второй срок моего назначения в Калькутте, в течение которого во время моего первого пребывания там в 1967 – 1969 годах и второго пребывания — в 1975—1978 годах, я присматривал за ашрамом моего гуpу, сочетая загруженность в офисе с достаточно глубоким роникновением в проблемы ашрама. Я был убежден, что ашрам являлся очагом духовности, но не благоприятным местом для интенсивной садханы. Это чувство породило ментальное беспокойство, которое было трудно преодолеть.
00:01:33 Вриндаван, центр паломничества, всегда давал мне огромное утешение в духовном плане, более чем что-либо еще. Все, что я делаю, это еду во Вриндаван и совершаю парикраму (обход вокруг города), делая мой бхаджан. На всей нашей планете нет такого великого духовного места, столь тесно связанного с Кришной, как Вриндаван. Я должно быть совершил уже не менее двухсот парикрам вокруг Вриндавана. Как астролог я рекомендую это как наиболее эффективное «противоядие» для людей в Дели, которые могут позволить себе приехать во Вриндаван в воскресенье утром, совершить парикраму, а вечером вернуться назад.
00:02:19 Во время одной из своих частых поездок во Вриндаван я услышал о Нагаридас Бабе. Во время ужасных наводнений 1978 года река Ямуна подошла прямо к тому пути, по которому совершалась парикрама, и подтопила маленький невзрачный дом Бабы. Уже в возрасте за девяносто Баба взобрался на баньяновое дерево, росшее возле его дома и пролежал там в течение пятнадцати дней со змеями и другими рептилиями, как с товарищами по несчастью. Подплывали команды спасателей в лодках и просили Бабу перебраться ближе к Вриндавану в более безопасное место. Но он отказался. Потом к нему приезжали другие команды, организованные богатыми людьми, и предлагали ему пищу, но он отказался дотронуться до пищи, которую они предлагали. С другой стороны, он принимал только пищу, которую приносили ему местные бандиты. Эти бандиты, как мы обнаружили в последующие годы, были плохо воспитаны, но имели добрые сердца в отличие от богатых, которые думали, что если они предложат пищу великим йогам во время наводнения, то смоют множество своих грехов.
00:03:41 Наводнение прекратилось через две недели, но весь Вриндаван, который был свидетелем многих чудес Бабы в этот период, счел его прекраснейших примером, когда человек полностью предает себя в руки Бога.
Моя первая встреча
00:03:57 Во время одной из моих парикрам я повстречал очень худого, высокого, почти совсем черного человека, который носил только ланготу (нижнее белье), верхнюю часть его тела покрывали какие-то лохмотья, а иногда даже и этого не было. Его глаза сияли духовным светом, а звенящий смех, казалось, не мог принадлежать живущим на этой планете. Я увидел его и сел возле него, лежащего на каменной платформе с твердым цементным изголовьем вместо подушки.
00:04:36 «Гуру создают ашрамы с великими и добрыми намерениями. Но ученики разрушают их. Идеалы гуру терпят поражение. Создать ашрам означает привлечь беды или впасть в майю (иллюзии)», — сказал Баба, даже не спросив меня, кто я такой и в чём заключалась моя проблема. Двум или трём другим людям, сидевшим вокруг него, возможно, было неизвестно, что это было адресовано мне и нашло во мне глубокий отклик.
00:05:09 Баба продолжал говорить о полезности, а также о тщетности создания ашрамов. Он как бы давал комментарии к моему двухлетнему пребыванию в ашраме моего гуpу — об экстазе и отраве всего этого, о столь большом духовном величии в такой обычной мирской жизни.
00:05:31 Я ездил во Вриндаван не менее двух раз в месяц и проводил три-четыре часа, слушая его, в большинстве случаев совсем один. Это было моеи большой удачеи. Каждый раз, когда я приезжал к нему, он вычленял мои наиболее насущные мысли и говорил о них. Он знал, что я любил этот его необычный метод рассмотрения моих духовных проблем без моего сообщения ему о них. Сейчас я могу сказать, что часы, проведенные с ним, были уроками духовной жизни. Уроками, являюшимися квинтэссенцией духовности, которые непроизвольно сходили с губ великого йoгa, никогда не дотрагивавшегося до денег, готовившего себе пищу и никогда не окружавшего себя мирскими вещами, всегда напоминавшего мне Джада Бхарата из Шримад Бхагаватам.
00:06:33 Даже после сорока или пятидесяти визитов к нему он ни разу не спросил, кто я такой и откуда я приехал. Это резко контрастировало с другими облаченными в одежды цвета шафрана купцами, усердно занимающимися своим бизнесом в больших отелях Дели шіи живущих в больших поместъях, построенных на марки, фунты или доллары, собранные в Германии, Англии или США. Но я не был удивлен. Это было единственно верное предсказание, данное мне Ангуштха Шастри.
00:07:12 Это была милость Бога. Мне повезло, что я много близко общался с величайшим Йогом, которого я когда-либо встречал. Он не совершал чудес, но чудеса происходили. Он никогда не молился, но что бы он ни говорил, было классической молитвой из Писании, усвоенных им после многих лет великой духовной жизни. У него не было учеников, но тот, кто проводил с ним время, приобретал истинное самоотречение набожности, достигаемой различными путями.
00:07:47 В отношениях гуру-ученик присутствует элемент диктаторства. Скупость возводящих ашрамы гуpу может быть ужасно раздражающей, особенно если он — один из американизированных гуpу, которые мыслят обо всем только в рамках многомиллионных проектов. У Бабы не было ни ашрама, ни учеников. В обжигающую жару он мог сидеть в сиддхасане на твердом камне в течение трёх-четырёх часов, не меняя положения ног, и все время разговаривать с нами. Его глаза всегда сияли добротой.
00:08:27 Постепенно к моим поездкам на уикэнды во Вриндаван ко мне присоединился мой друг Маноранджан, затем д-р Кароли, потом Мадангопал Apopa, Рамеш Бхандари и другие. О Нагаридас Бабе от меня узнали человек пятьдесят, и они приезжали во Вриндаван только затем, чтобы повидать его. Поскольку индийцы могут легко отличить истинного иога от фальшивого, каждый мой друг благодарил меня за то, что они сочли для себя большим открытием.
00:09:02 С июля или августа 1978 года по июль 1988 года дважды в месяц, во время моих визитов, я проводил с ним от четырех до шести часов. Получается, что за десять лет я проводил с ним примерно от восьми до двенадцати часов в месяц. Это было намного больше, чем я когда-либо провел в обществе какого-либо другого йога. И все же я знал о Нагаридас Бабе как о человеке чрезвычайно мало, потому что он редко говорил о себе или своем прошлом.
00:09:41 Была и более важная причина, почему я мог знать о нём или его прошлом так мало. Вначале, когда я приезжал к нему один и сидел возле его хижины, или внутри нее, или перед ним, я в большинстве случаев погружался в глубокую медитацию, находясь в которой я не обращал внимания на окружающее. Мои глаза непроизвольно закрывались, и я часами пребывал в мире таинственных огней и звуков. После того как это прекращалось, я был настолько погружен в себя, что едва мог говорить.
00:10:20 Эти часы, проведенные в обществе Бабы, были самыми божественными моментами в моей жизни. Говорить с кем-нибудь на мирские темы значило для Бабы возврат к его прошлой жизни или обращение к теперешним испорченным временам, что внесло бы ноту диссонанса.
00:10:45 Часто субботними вечерами, когда мы были с ним вдвоем в его хижине, он мог разбудить меня в одиннадцать часов и велеть мне возвращаться туда, где я остановился. На узкой тропе, которую мне надо было преодолеть, часто ползали змеи, которых я не мог видеть в темноте ночи. Рыскали там и бандиты. Да, среди паломников-индусов намного больше преступников, чем это известно широкой публике. Одежда цвета шафрана, респектабельное выражение святости на лице служили маскировкои для преступников.
00:11:26 Мой лучший опыт в те десять лет был пережит в присутствии Нагаридас Бабы. Медитация не совершалась, не практиковалась. Она происходила. Присутствие великой духовной личности и само место вызывает непроизвольное медитирование.
00:11:50 Мой старший брат, К. Пратап, однажды поехал к нему и по своей привычке рассказал ему обо всей нашей семье, особенно об отце, Раме Pao, основателе и редакторе газеты «Natioпal Gerald», которому пришлось сидеть в тюрьме во времена британского правления. В свою очередь Баба сказал ему о своих связях с партией Конгресса до получения Индией независимости и о времени, проведенное с Махатмой Ганди в его ашраме Сабармати, где он учил собравшихся Гите. Однако позже он покинул Ганди и глубоко погрузился в садхану в Гималаях.
00:12:36 Баба тогда впервые узнал мое имя, хотя помнил, что меня зовут «Pao из Дели». Все же он ничего больше не узнал обо мне и никогда ни о чем меня не спрашивал. Я не моя представить себе более прекрасных взаимоотношений. Он никогда не принимал денег, никогда не принимал никаких других даров. Если кто-то настаивал на том, чтобы дать ему что-то, он просил дать ему зерна для павлинов, которых бродило множество под баньяновым деревом. Ему никогда не нужны были ученики.
00:13:15 Хорошо известно, что даже йоги страдают от желания иметь сыновей или учеников, желания обладать материальными благами и желания быть известным. Единственным святым, помимо Муркхананджи, который преодолел все эти ограничения йогов, эти три ishna, был Нагаридас Баба. Постепенно Баба узнал имена тех, кто часто его посещал: Арораджи, доктора Сахеба, Ядавджи, Бхандариджи. Не было месяца за эти десять лет, чтобы мы провели уикэнд без Бабы.
00:13:57 В течение полных десяти лет, да, полные десять лет мы виделись с ним каждыи месяц. В среднем я провел с ним времени больше остальных, посещая его дважды в месяц и даже чаще, но никогда меньше. Каждый раз проводил с ним минимум четыре часа. Сказать, что он говорил, а мы слушали, значит, представить всё в земном свете. Он передавал, а мы принимали; передавал свое убеждение, что чистое поклонение Богу означало полностью предаться Его воле; однако исполняя предназначенную тебе карму изо всех сил, на что ты способен.
00:14:46 «Mы — актеры на сцене жизни, которые должны исполиятъ наши роли, не зная сценария». «Kaam Kiye Ја, Naam Kiye Ја» (Продолжайте делать свою работу, продолжайте совершать джапам). Из разговоров о его собственном прошлом мы по крупицам собирали сведения о нем, чтобы составить картину. И вот основные сведения о жизни величайшего из героев, которых я когда-либо встречал в своей жизни.
00:15:22 Он родился в семье очень богатого землевладельиа в восточной индийской провинции Бихар где-то между 1885 и 1895 годами в июле месяце с лагной в Симхе (Льве) и Луной либо в по следних градусах Вришчики (скорпиона), либо в первых градусах Дхану (Стрельца). Возможно, он был брамином Майтхили, но он не ел мяса, которое употребляют в пищу брамины Майтхили. Он даже превращал целые деревни из невегетарианских в вегетарианские и в почитателей Радха-Кришны одну за другой. Он был очень впечатлительным брахмачари (учеником), который сделал значительный духовный прогресс еще в юности в результате посвящения в садхану Кришна бхалти, его сердце не принадлежало мирской жизни. Единственной мирской деятельностью, которой он интересовался, было освобождение Индии от британского правления.
00:16:33 Во времена ранних браков еще до того, как он был принят в высшее учебное заведение, его отец устроил его женитьбу. Из-за страха быть пойманным в ловушку жизни домохозяина он бежал из дома. Спустя несколько месяцев его следы отыскались в Западной Индии в городе паломников Назик. Отец убедил его вернуться домои после того, как заверил, что не будет принуждать его вести жизнь женатого человека. Он возвратился домой, сдал экзамены по юриспруденции и стал квалифицированным юристом. Но он бежал снова, на этот раз навсегда.
00:17:19 Шесть месяцев в году он проводил в Гималаях, а остальные шесть месяцев — в долинах Пенджаба, где женщины кормили йога сушеными фруктами и были щедры в своем гостеприимстве. В то время некоторые из женщин, которые желали иметь выдающихся детей, хотели тайно иметь секс с йогами. Неизвестно, был ли Баба завлечен в ловушку какого-либо любовного дела. Но позднее он прекратил посещать Пенджаб.
00:17:53 В Пенджабе и на северо-западной границе тогда было много возомнивших о себе йогов, которые хвастливо предлагали защиту своим почитателям. «Все их почитатели и они сами либо были убиты, либо вынуждены были бежать в период межобщинных столкновений 1947 года, когда произошел раздел страны», — говорил много раз Баба и подчеркивал значимость смирения.
00:18:26 «Бoг — это Время, и его Колесо Времени изменяет жизнь». Однажды, в те годы жизни на равнине, несколько йогов сидели вместе, и к ним подошел заядлый спорщик и бросил им вызов, заключавшийся в том, чтобы они оживили дерево, которое засохло и умирало. Ночью Баба видел сон, в котором ему сказали, чтобы он пел великий санскритскии гимн Рамы «Ракша-стотра» во славу Бога Рамы. Баба сделал так, как ему повелели, и спустя пятнадцать дней дерево покрылось зелеными листьями, фруктами и цветами. Новости распространились по окрестным деревням. Пока толпа почитателей не обнаружила его, он бежал из этого места и больше никогда не возвращался в эту деревню.
00:19:25 Однажды он оказался в трудных обстоятельствах в уединенном месте, где ему нечего было есть и пить (он обычно пил много коровьего молока). Прошло около недели. Вдруг он увидел перед собой молодую красивую женщину с кружкой молока. Он выпил его и внезапно заметил, что она растворилась в воздухе. Кем она была? Баба однажды сказал мне, когда мы сидели с ним вдвоем, что это была Богиня Радха. Пережив такой опыт, он получил самый ценный урок своей жизни. Он полностью зависел от Богини Радхи. Он любил человеческих существ, помогал им, служил им, но зависел только от Богини Радхи, и ни от кого больше.
00:20:24 Кроме того он путешествовал за границу, в частности в Сибирь и Россию. Почему, когда и как, и что он там видел, он никогда нам не рассказывал. В это время его встретил Махатма Ганди и попросил вести службу в его ашраме Сабармати в Гуджарате в Западной Индии. Тесно общаясь с Махатмой Ганди, он познакомился как с Джавахарлалом Hepу, который в 1947 году стал первым премьер-министром Индии, так и с Субхашем Чандра Бозе, великим патриотом, которыи скрылся от британского ока и поднял на борьбу с британцами Индийскую национальную армию.
00:21:10 На публичном митинге один из известных братьев Али произносил великолепную речь, а Джавахарлал Hepу, который должен был выступать вслед за ним, стянул его, ухватив его длинное пальто. Hepу был амбициозным негодяем, о чем часто говорил Баба.
00:21:33 В 1938—1939 годах Махатма Ганди совершил несправедливость по отношению к Субхашу Бозе, который, невзирая на то, что он был выбран президентом Индийского национального конгресса, вынужден был подать в отставку, потому что Махатма Ганди и другие не смогли придти к соглашениею. «Что за Махатма он был? Он был лицемером! И Ганди и Hepу были лицемерами!». После этого Баба никогда не шёл на компромисс с Махатмой Ганди и покинул компанию так называемых патриотов, как он нам рассказывал.
00:22:16 Его гуpу, который был тогда еще жив, прислал ему сообщение, что Индия в любом случае очень скоро будет свободной. Но он должен отказаться от освободительной борьбы и полностью погрузиться в свою садхану. Во время обстрела полицейскими толпы патриотов выкрикивавших с лозунги, он был ранен пулей в правое бедро. Он стал хромать и не мог передвигаться на большие расстояния. Но даже тогда он никогда не оставался на одном месте подолгу, а лишь до того момента, пока он не приобретал известность и его не принуждали иметь толпу учеников и жить в ашраме.
00:23:04 «Те, кто создают ашрамы, это рабы майи», говорил он нам часто. Его гуру никогда не строил ашрам. У него был небольшой домик, стоящии на берегу реки, и он перемещался с места на место, никогда не оставаясь на одном месте подолгу.
00:23:23 Вриндаван был любимым местом его паломничества. Однажды королева штата, которая стала его преданнои почитательницей, попросила его взять под свою опеку её роскошныи храм во Вриндаване. Он сбежал из Вриндавана, не сказав никому ни слова, и не возвращался туда почти десять лет.
00:23:48 Сейчас, в старости (ему было за девяносто, когда мы встретились с ним), у него не было выбора, так как при своей хромоте он не мог много ходить. Он умрёт во Вриндаване — на большее он не рассчитывал.
00:24:05 Он вызывал у йогов большую ревность. Он был очень язвительным в своей критике дел и поступков. Они стали его врагами. Его трижды пытались отравить во Вриндаване через молоко, которое он пил. Он все это переваривал своей йогической силой. Последнее отравление усугубило его нездоровье и он с трудом мочился.
00:24:31 Чистый вайшнавский святой всегда омывает свои руки после того, как поест или даже попьет. Ваишнавы всегда нуждаются в большом количестве воды для своих нужд. Затем каждый раз, когда вайшнав идет мочиться или в отхожее место, он совершает омовение, будь это ночью, зимой или летом. Баба вынужден был ходить за этим на большие расстояния, отходя от своего дома в темноту ночи, заходя далеко в лес, где в изобилии водились змеи. Но это его не волновало.
00:25:11 Многие годы под его постелью жила кобра. Я видел однажды, как она выползала из дома. Когда я встретил Бабу в 1978 году, его отравили уже в третий раз. На него это не повлияло за исключением того, что ему приходилось мочиться чаще, чем прежде.
00:25:35 Одной англичанке в 1987 году я предсказал, что она выйдет замуж за кого-нибудь из нашей страны. Она, которая объездила много стран мира, описывала Индию как страну большого мира и покоя в таком огромном xaoce. Она была права. В Индии есть семьи, которые живут хаотично и все-таки наслаждаются миром и любовью. Вот причины этого:
1) во многих семьях сохраняются отношения любви и преданности через взаимные жертвы и эмоциональную теплоту;
2) пуританская мораль часто была источником двойных стандартов. Но всё же это послужило средством социальной безопасности, которая сохраняет нетронутой систему вековых ценностей, которая на Западе полностью разрушена.
00:26:34 Для индийца принять ценности западного общества и его психологические объяснения «насилия», любимой уловки в руках психиатров, означает забвение намного превосходящего культурного и духовного наследия, которым обладает Индия.
00:26:57 Я видел сотни семей, исповедующих пуританскую мораль и ведущих эмоционально ровную жизнь. Конфликты, фобии и умственные депрессии присущи более тем мужчинам и женщинам, которые принимают раскрепощенную сексуальную свободу за счастье, мгновенное счастье.
00:27:21 Все-таки следует помнить, что никогда не было иного конечного пути к миру в человеческом сердце, за исклк›чением того, когда домохозяин решает стать «черепахой». Когда он решает, что уже достаточно всего испытал, что в его жизни больше не остается сожалений, частичных сожалений или жалости к себе. Это происходит в жизни тех, кто провел ранние годы в семье, где верили в духовные ценности, встречались с великими йогами, что несложно в Индии. Позже домохозяева, даже если страдали, то знали, что у них есть духовный наставник для того, чтобы помочь им, не материально, но через просвещенное руководство, а не посредством психологических заклинании.
00:28:15 Нагаридас, как и мой Гуруджи и подобные им другие великие йоги Индии делали всё это, некоторые из них открыто, в то время как Нагаридас делал это так, что вы не подозревали об этом. Он жил в маленькой хижине из пальмовых листьев возле баньянового дерева, где я встретился с ним. Мерцавшая в хижине коптилка освещала её слабым светом. В первые годы наших встреч я сидел там с ним до самой ночи, и он давал мне духовное утешение, в котором я нуждался. Много раз я впадал в самадхи.
00:29:02 Однажды я увидел, что вся хижина куда-то пропала. Не было ничего: ни Бабы, ни друга, ни хижины, за исключением голубого света, напоминающего блеск павлиньего пера, которое венчает голову Господа Кришны. И очень много таких как я, которым различными путями помог Баба, ничего не рассказывали до тех пор, пока им самим не захотелось открыть свой опыт.
00:29:35 В ранние годы, когда я в одиночку ездил к Бабе из Дели во Вриндаван, не говоря никому, куда я еду, люди, приходящие ко мне по воскресеньям за консультациеи по астрологии, были разочарованы. Некоторые из них выяснили, куда я езжу, зачем и для встречи с кем. Другие тоже присоединились ко мне, и первым из них был Маноранджанджи, затем мои младшие братья К. Викрам Pao и К. Cу6xac Pao и их жены Судха, жена Викрама, и Виджайялакшми, жена Cубxaca, и их дети. Затем присоединились Сатья Пракаш Ядав с женой Аша Ядав и их дети Смрити и Прашант. Чаще всего со мной ездил д—р P.-K. Кароли. Чем большоя толпa ехала со мной из Дели, тем меньше Баба говорил о тонких духовных вещах. Но каждый из них выигрывал от общения с Бабой. Если бы каждый из нас рассказал обо всех тех событиях, то получился бы том, превышающий тысячу страниц.
00:30:52 Баба направлял каждого в зависимости от его уровня подготовки. Только в Индии существует такая вещь, как двойной путь домохозяина: одной ногой человек идет по Праврити Mapг — пути житейских обязанностей, а другой — по Ниврити Mapг — пути к спасения.
00:31:17 Я виделся с Бабой, и он делал для меня то же самое, что и мой Гуруджи. Как и он, Нагаридас Баба развивал мой внутренний опыт, только с одним большим отличием. Не было ни напряженности в неправильно управляемом мною ашраме, ни проблем с узкомыслящими гуpубхаями, неспособными поступиться своим эго во имя духовных идеалов. Жизнь в ашраме была похожа на сидение в комнате с кондиционером и ужасной летней жарой снаружи. Но мне приходилось выходить из уютной комнаты в жару и пыль чаще, чем бы мне хотелось этого. Это часто приводило меня в шок и расстраивало.
00:32:05 Мой Гуруджи провел меня через все огни жизни в своем ашраме. Нагаридас Баба дал мне бальзам лирики духовного блаженства. Оба опыта показали мне две неизбежные стороны человеческой жизни.
00:32:25 Иногда во мне возникало чувство протеста против моего Гуруджи, и однажды, когда я был наедине с Бабой, он, должно быть, уловил мои мысли и сказал: «Ученик может направить горечь cвoeгo oпытa в aшpaмe с гуру-бхаями также и против cвoeгo гуру. Твой гуру дал тебе могущественную мантру. Твой долг – работать с ней, а не думатъ о том, что творится в ашраме. И сказал более мягким тоном: «Уважение к гуру — это суть садханы».
00:33:01 Когда я думал, что моя духовная жизнь поколебалась, Нагаридас Баба вернул меня в первоначальное состояние. Я впал в самадхи в его хижине на целую ночь, когда остался совершенно один. Позже это много раз случалось в 1978 и в 1980 годах. Он восстановит мою веру в мантру, данную мне гуpу, и повторял, что ашрамы не выполняют желания гуру. Йог работает через духовно-психическую силу, которую он вырабатывает в себе. Внешне он похож на любых других людей. Это подтвердил мой опыт общения со всеми великими йогами, с которыми я встречался. Как они работают с домохозяевами с их двойной жизненной тропой, надо просто увидеть, чтобы в это поверить. Они не решают домашних проблем и не поошряют материальную скупости. Они преобразуют людей изнутри. В этом, и только в этом, заключается неумирающее духовное наследие Индии.
Случай четы П.М.
00:34:21 Давайте назовем их четой ПM из Вриндавана, которых я часто видел сидящими возле Бабы, когда приезжал к нему по субботам или воскресеньям. Они были почтительны и преданны в своем поведении, и я не знал, что они обсуждали с Бабой. Выросшие во Вриндаване, они были чистыми поклонниками традиции. Все традиционалисты имеют обычные домашние проблемы, достигающие своего пика несчастий при столкновении свекровей и невесток.
00:34:58 Однажды Баба рассказал мне, что, хотя все дети этой четы жили за пределами Вриндавана, один сын с женой оставался с ними. В этом случае всё было наоборот в отличие от традиционных столкновений здесь доминировала невестка. Старая чета страдала. Часто чете П.M. даже не давали есть. Но они с редкой преданностыо приходили к Бабе в течение нескольких лет для духовного напутствия. Часто я отходил подальше, когда думал, что Баба дает им какие-то персональные инструкции.
00:35:36 В течение моих последующих визитов я всегда находил эту пару очень бодрой. Один раз или дважды они разговаривали со мной. Я спросил Бабу, есть ли какие-то улучшения в поведении их невестки. «Нет, — ответил Баба. — Её поведение стало ещё более дьявольским». И все же лица четы ПM излучали свет. Они совершенно поменяли свои привычки в еде. Ни риса, ни муки. Только какие-то вареные овощи составляли теперь их пищу, и всё время они проводили в садхане.
00:36:16 Через год или два, когда м-р ПM сидел в асане, медитировал в комнате для пуджи, вспоминая Богиню Радху, поклонение которой считается высшей формой поклонения, он скончался. Я был расстроен. Неужели м-с ПM была оставлена здесь одна, чтобы страдать в старости под пытками от рук невестки, размышлял я. «Ей очень мало осталось страдать», — сказал мне Баба.
00:36:51 В следующии свои приезд через неделю я узнал, что м—с ПM тоже умерла, сидя в асане в комнате для пуджи медитируя на Богиню Радху. Я видел сияющие лица четы ПM, отражавшие внутреннюю радость. Их внешние конфликты остались нерешенными. По— ведение невестки стало еще более дьявольским. Баба сказал им, что, когда Бoг проживает свою милость, он уничтожает последние остатки иллюзий.
00:37:25 Они знали ценность наставлений Бабы — ежедневная жизнь, посвященная Богу без отвлечения на мирские дела, вот всё, что им нужно было делать и подготовитъся к уходу. Они были преображены. Сияние их лиц остается со мной и поныне.
00:37:48 Мы, группа лиц из Дели — д-р P.-K. Кароли, Сатья Пракаш Ядав и его жена Аша Ядав, Смрити и Прашант регулярно посещали Бабу, не реже раза в месяц. Кавалькада машин, которая выстраивалась на маленькои аллее позади места, где пребывал Баба, вызывала ревность некоторых близлежащих ашрамов, где один из руководителей даже прислал послание, чтобы часть этой толпы посетила также и его! Мой самый младший брат Cуьбxac и его жена Виджайялакшми и их дети Гаутам и Гаурав также приезжали к нему, но, так как они должны были посещать мою больную мать, их визиты были более редкими.
00:38:37 Живущии во Вриндаване йог, связанный сейчас с Академией Врадж, Шрипаад Баба оказывал на меня очень хорошее влияние. Однажды он сказал, что мы собрались посетить лучшего йoгa Вриндавана. Koгдa он повел меня в Барсану, место, связанное с Богиней Радхой, то дал мне стотру Радха Крипа Катакша и попросил меня читать её в храме. Это был великий день, потому что был также и Радхааштами.
00:39:10 После этого я привез cтoтру в Дели и распространил среди моих друзей, сочинив мелодию для личного поклонения, хотя я и не имел музыкального образования. Мелодия стала очень популярной, и дети Cубxaca выучили её наизусть. Однажды, когда они поехали во Вриндаван и были у Бабы, они пропели её по-своему со всей той чистотой, что исходит из сердец детей. Баба пришел в экстаз. Он подозвал их поближе, попросил моего брата и его жену удалиться и посвятил их.
00:39:49 Позже, когда я приехал во Вриндаван, я спросил Бабу, почему он выбрал моих племянников для посвящения. Его ответ прозвучал очень загадочно: «Если дети посвящены в раннем возрасте, у них будет много времени, чтобы совершать джапам, что будет способствовать их духовному расцвету». Как я уже сказал, Баба редко посвящал людей, и если он делал это, то никогда не поддерживал традицию гуpу-шишья, которая чаще всего выливается в диктаторство гуpу.
00:40:28 Мадану Гопалу Apope и его старшему брату выпал счастливый случай. Их отец лежал больной в Матхуре всего лишь в пяти милях от Вриндавана. Они попросили Бабу навестить его. Баба поехал с ними на мотороллере! Позже Мадан Гопал и его брат длительное время пребывали в экстазе. Баба поднял их куаболпав своим прикосновением или силой воли.
00:40:55 Когда-то в 1987 году, который выдался засушливым, Аша Ядав и мы все сидели с Бабой. Свами Ахандананджи, один из величайших ученых-святых своего времени, в том году перешел в самадхи. Его тело, помещенное в красивую серебряную корзину с большими золотыми гвоздями, погрузили в воды реки Джамуны. Но вскоре после этого в реку нырнули мальчишки и собрали все cepeбpo и золото. Баба сказал селянам, которые к нему ходили: «Не беспокоитесь обо мне. Когда я покину свое тело, в Джамуне будет столько воды, что мое тело будет унесено могучим течением. Вам даже не нужно будет добывать деньги на бхандара (питание святых).
00:41:57 Несколькими днями позже Баба дал Аше Ядав свою любимую статуэтку Кришны и попросил хранить её в своем домашнем храме и должным образом поклоняться ей. Это было в 1987 году. Почему Баба сделал это?
00:42:14 В июле 1988 года, когда мы получили сообщение из Вриндавана, что Баба перешел в самадхи, мы поспешили во Вриндаван. Тело Бабы обнесли вокруг Вриндавана толпы людеи, которые пришли, рыдая. Никогда прежде, говорили они нам, во Вриндаване не собиралась такая толпа.
00:42:38 На Джамуне был паводок, 1988 год был годом проливных дождей. Когда Бабу опустили в воду, его тело, унесенное мощным потоком, исчезло из виду. Возвратясь на место обитания Бабы, люди собрали принадлежащие ему вещи, сломанную оловянную коробку, в которой были банкноты, которые Баба никогда не тратил. Он бросал их в эту коробку, когда кто-то оставлял деньги, несмотря на протесты Бабы. Денег было четырнадцать тысяч или больше, которые были истрачены на его бхандара.
00:43:19 Мы сидели в Дели и часто вспоминали эти великие мгновения. Он сказал, что в Джамуне будет так много воды, что не будет проблем с погружением его тела в воду. Он вошел в самадхи в июле 1988 года, когда на реке Джамуне начались паводки.
00:43:42 Он скаэал, что на его бхандара не нужно будет собирать деньги. Все деньги, которые были нужны для этого, были в оловянной коробке в его хижине.
00:43:54 Он отдал Аше Ядав свою статуэтку Кришны за несколько месяцев до его самадхи. Было ли это указанием на прибли- жак›щиися конец, которыи он предвидел?
00:44:07 Он запретил вторично жениться другу и очень категорично на этом настаивал, говоря, что его первая жена духовная женщина. Тем не менее друг женился, и вскоре его бизнес рухнул.
00:44:22 Он сказал д-ру Кароли, когда мстительная премьер-министр Индии, покойная Индира Ганди вынудила его преждевременно уйти в отставку, и он думал, что ему придется освободить свой просторный большой дом: «Как она может всё отобрать?» Это было в 1981 году, но и до сих пор в 1995 году д-р Кароли живет там.
00:44:46 Но он отказывался совершать чудеса. Они просто происходили. Мы, которые сидели возле него, знали, что никогда не встретим другого такого йона, который бы ничего не требовал, но отдавал нам весь свой богатый внутренний опыт и вдохновение.
00:45:09 «Вы не должны просить. В момент, когда вы приходите, вы получаете мои благословения для чистого почитания Бога», — сказал он однажды, когда один из нас попросил его благословить нас, чтобы наше служение Богу было чистым.
00:45:29 «Нет такого понятия как благоприятный момент для ду- ховной деятельности», — сказал он однажды, когда мы обсуждали астрологию. Один астролог сказал ему в 1987 году, что Сатурн на его Луне в Скорпионе. Позже, когда я спросил об этом Бабу, он сказал: «Планеты должны выполнять свои функции». На следующий год он принял свое самадхи.
00:45:57 В 1985 году, когда менл перевели в Ориссу, с ним сидел Госвами из Вриндавана. Внезапно Баба попросил людей очистить место и расстелить матрасы. Все хотели знать, зачем ему это понадобилось. «Люди из Дели приедут и начнут тут причитать», — сказал Баба. Вскоре туда приехали д-р Кароли, Ядавы и другие и сказали Бабе, чго скучают без меня. «Таковы законы природы, встречи и расставания. Скоро он снова будет с вами». Через десять месяцев меня перевели обратно в Дели!
00:46:42 Вопрос, который должен быть задан после того, как человек переступил сорокапятилетний рубеж и накопил большои жизненный опыт, заключается в следующем: есть ли даже в жизни святого высочаишая точка духовного развития? Превзошел ли он жойю? Это суровое испытание, очень болезненное испытание, потому что тогда ты начинаешь искать в жизни настоящего великого йога, следы майи, которые цепляются за него, становятся видимыми в его окружении.
00:47:21 Гуру, которыи строит ашрам, приглашает майю. Писатель–филантроп, жаждущий рекламы деятель, и такой гуpу часто ничем не отличаются друг от друга. Нагаридас Баба, Муркхананджи, Тапаси Баба, Шафи Баба и сотни великих йогов, которых я видел в стране, превзошли майю. Какова была эта борьба – это истории, которые они очень редко могут поведать, потому что современныи ум не может понять те сложности садханы, так же как, скажем, неграмотные люди из Вриндавана или из других великих мест паломничества индуистов, которые наблюдали йогов в течение поколении.
00:48:12 Сонм этих великих людей в значительной мере убирает паутину с разума садхака. Вкратце я припомню некоторых из них.
00:48:23 1) В Индии, особенно в Пенджабе, Харьяне, Дели, Химачал-Прадеше, Уттар-Прадеше, Мадхъя-Прадеше и многих других частях страны можно услышать о людях, которые пали жертвами чьей-то разрушительной духовной силы. Баба сказал однажды, что он придерживается строгих правил шавпсъи (духовной практики), когда кто-то, взывая к таким силам, создает панику во Вриндаване. Страх и опасения людей возростали. Кому-то удалось доставить Бабу к тому злому человеку, который угрожал Бабе плохими последствиями. «Я сел в сидхасану и попросил его сделать мне самое худшее, на что он способен», — сказал Баба. Человек этот пытался сделать все, что ему известно, но испугался и убежал прочь из Вриндавана. «Но помните, тапасья усиливает гнев, и если вы проклинаете и человек, на которого падают эти проклятья, страдает, то вы остаетесь в проигрыше, потому что потеряли свою духовную энергию.
00:49:40 В сентябре 1981 года я в течение двадцати дней рьяно занимался суровой тапасьей дома после того, как взял на работе отпуск. Спустя несколько дней, когда я пришел к Бабе, он мне прямо сказал: «Такая суровая тапасъя в атмосфере города, где приходится общаться со многими злыми людьми, вызывает большее раздражение. Живущие в городах, должны заниматься его гармонично и постоянно, но не столь яростно.
00:50:12 2) В моем случае это было удивительно верно. Я испытывал сильное раздражение в последующие шесть месяцев, несмотря на накопленный духовный опыт.
00:50:25 3) «Те, кто ведут праведную духовную› жизнь, увидят, что планеты становятся anukul (благоприятными), а не pratikul (злотворными)», — часто напоминал он, когда люди говорили об умилостивлении планет (shantу) по совету астрологов.
00:50:46 4) Однажды свинью окружило множество собак, которые дружно на нее лаяли. Мы знали, что так собаки убивают свинью. Это становилось невыносимым, и Баба закричал на собак, которые как по мановению волшебной палочки, мгновенно оставили это место. !!! Гнев саттвического человека разрушает страх, так объяснил нам это Баба.
00:51:11 Богатый человек из Дели бросил безумную собаку во Вриндаване. Собака прибежала, села возле Бабы и стала буквально нести вокруг него караульную службу. Никто не осмеливался войти в кути Бабы ночью и что—то вынести оттуда. Во Вриндаване, как и во многих других местах индуистского паломничества, водилось множество воров и преступников, которых полицейские не могли легко обнару жить и схватить. Эти воры могли совершить воровство где угодно. У Бабы не было ничего, кроме одного или двух предметов утвари.
00:51:56 Когда однажды вор попытался войти в его купtк, его прогнала собака. «Эти собаки в местах паломничества были махантами
(главами религиозных организаций)», — сказал мне однажды Баба. Я не забуду, как горевала собака после того, как Баба принял своё самадхи.
00:52:21 Один раз или дважды, когда мы обсуждали политику, Баба сказал, что это все Калачакра (Колесо Времени). Тот, кто создал мир, знает, как им управлять. Кали-югa тоже должна внести свой вклад. Но он был очень тверд в своих убеждениях. Hepу, первый премьер—министр Индии, был лицемером. Баба рассказывал, как Hepу отпихнул одного из братьев Али, известных борцов за свободу, когда его речь показалась Hepу слишком блестящей, а тот должен был говорить после него.
00:53:01 На знаменитом конгрессе в Трипуре победил Cувxac Чандра Бозе, несмотря на противодействие Махатмы Ганди. Ганди был партизан, а вовсе не махатма! – часто говаривал Баба.
00:53:15 Сколько таких случаев могли припомнить я и мои друзья. Но мы никогда не ездили к Бабе за этим. То, что мы видели, была божественность, в своей первоначальнои форме лишенная мaйи.
00:53:30 В июле 1988 года, когда Баба ушел в самадхи, я чувствовал, что это был самый горестный момент моей жизни.