Тридоша (стихи 1.7б-1.8а)
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Аюрведа радио. Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется. Аюрведа радио, мы желаем вам счастья.
Ведущая: Итак, дорогие радиослушатели, мы продолжаем нашу программу сейчас в прямом эфире все, все о классической аюрведе Аштанга-хридая самхита, Андрей Головинов, практикующий врач аюрведы, а так же с нами в прямом эфире Суботялов Михаил Альбертович, практикующий аюрведический врач. Мы продолжаем говорить об аюрведе книга 1 «Сутрастхана», глава 1 «Желание жить» и стихи уже 7б — 8а, тридоша продолжение. Добрый вечер, Андрей, добрый вечер, Михаил.
Андрей Юрьевич: Добрый вечер, Наташа. Добрый вечер Михаил Альбертович.
Михаил Альбертович: Добрый вечер.
Ведущая: Добрый вечер. И я хотела вкратце немного сказать Так как наши радиослушатели уже знакомы с Михаилом Альбертовичем, но они недостаточно много знаю. У вас, у меня сейчас перед глазами весь список всего того, что вы в этом мире уже натворили по-хорошему, чтобы регулярно...
Михаил Альбертович: Откуда?
Ведущая: Вот синичка принесла на хвостике ... регулярно проводите лекции, семинары, тренинги, обучение индивидуальной консультации в различных городах России — Новосибирск, Пермь, Омск, Кемерово и прочие, прочие города, а также то, что вы проводите лицензионный курс повышения квалификации по аюрведе и многое-многое другое. Я думаю, что при возможности мы эту информацию выставим на сайт, дабы радиослушатели знали с кем мы общаемся. Ну, а сейчас непосредственно Андрей, давайте приступим к теме. Я напомню нашим радиослушателям о том, что посмотреть материалы лекций можно здесь, точнее в расписании, либо в новостях.
00:02:00 Есть ссылочка и можно начинать работать.
Андрей Юрьевич: Добрый вечер всем.
Ведущая: Здравствуйте.
Андрей Юрьевич: Добрый вечер радиослушатели, Наташа, Михаил Альбертович, мы уже поздороваись, итак мы продолжаем читать Аштанга-хридая самхиту, «Сутрастхану» это первая книга в Аштанга-хридая самхите, которая описывает основы аюрведы и сегодня будет стих, который продолжает тему трех дош и сегодня мы продолжаем. Мы прочитаем ещё 2 строики из этой самхиты. Я прочитаю сейчас этот стих: «te vyapino pi hrn-nabhyor adho-madhyordhva-samsrayah vayo-ho-ratri-bhuktanam te nta-madhyadi-gah kramat. Этот стих описывает 3 доши и их положение в теле, а так же во временных циклах и здесь есть несколько таких акцентов, которые хотелось бы сегодня сделать и первые из них это первые 3 слова te vyapino pi. Слово te означает те, то есть те доши, о которых говорилось в предыдущем стихе это вата, питта и капха это 3 доши, apino означает конечно же, с одной стороны, а с другой стороны это означает хотя. И это слово между двумя этими словами vyapino означает, что они распространены везде и повсюду. Здесь сразу же дается указание тем людям, которые приступают к изучению аюрведы искать доши везде в окружающем пространстве и во внутреннем пространстве своего тела. Как это можно понять? Понять нужно следующим образом. Вата дошу, вата переводится, как то, что передвигает вещи, буквально так это переводится.
00:04:00 Или вайю — ветер нужно искать, как раз в форме ветра в окружающем пространстве. Можно видеть, что без ветра нет движения абсолютно никакого в окружающем пространстве.Так же питту мы можем видеть, как энергию Солнца, энергию огня и представителем питты, олицетворением питты во внешнем пространстве является Солнце и питта является представителем Солнца, скажем так. Капху можно увидеть, как энергию Луны и капха является опять же продолжением или представителем Луны. Или воды. Это сома. Ученика в аюрведе обучают сразу же и предлагают ученику сразу видеть доши везде, научиться видеть доши везде и в первую очередь ищет их в себе. Изучение аюрведы начинается с изучения себя, когда ученик начинает пытаться изучать аюрведу он должен заглянуть в себя и попытаться увидеть доши в себе. И первое, что нужно увидеть это местоположение, локализацию дош, общую локализацию дош, так называемую в теле и нужно здесь отметить две точки на теле. Одна точка это область пупочная, где находится пупок это одна точка. Вторая точка это область сердца. Область сердца называется на санскрите хрид, хридая деша ещё называют это место или хридая просто и в тексте это видно, как слово хрим. На уровне сердца первый идет, как сказать первая точка. Вторая, которая ниже, набхи называется это пупочная область, пупок. От их двух точек пляшут, ищут где находится доша изначально.
00:06:03 Мы сейчас говорим о каких-то аксиомах, которые важны, как в 1 классе, то есть это самые общие положения аюрведы, но впереди сказано, что доши находится везде. Нельзя думать, что например в области капхи, в верхней части тела, которая выше сердца находится, там только капха. Там обе остальных доши находятся, но преобладает капха и здесь сказано: adho-madhyordhva-samsrayah, samsrayah значит находится, adho означает внизу и это относится к вата доши. Вата доша находится ниже области, которая называется хрим, между областью, вернее ниже области пупа. То,что ниже пупка находится, там преобладает вата доша. В средней части между пупком и сердцем это средняя часть мадхья называется, в этой части преобладает питта доша и искать её нужно там. Урдхва означает верхняя часть это область, которая находится выше сердечной области, выше сердца там находится капха. В целом, эти три области это общее расположение дош. Вата находится внизу, ниже пупка, ещё раз повторю, питта находится между пупком и сердцем, и капха находится выше сердца. В области выше сердца, включая голову. Здесь на картинке, к сожалению такая картинка, что у нас человек без руки получился, так случилось. Нашел я только такую картинку и вот область ваты, к сожалению, ограничена тут паховой областью это не правильно тут нарисовано. Я взял с вайта по тибетской медицине, просто, видимо так нарисовали, почему-то, то есть нужно продолжить область ваты вниз, то есть полностью ноги, бедра.
00:08:00 Всё это захватывается, стопы, всё что ниже пупа в большей степени область ваты. Последнее слово в этом стихе называется, не называется, а звучит, как kramat. Означает последовательность и это важный момент, также здесь также нужно сделать акцент почему, потому что при изучении аюрведы, вот эти последовательности они объявляются один раз и больше практически не повторяются. Последовательность дош звучит так вата, питта, капха как было в прошлом стихе сказано. Вайю, питта, капха эт последовательность запоминается и потом, видите, здесь написанео слово kramat - запомни эту последовательность и дальше когда будут повторяться доши, ради лаконичности это не повторяется, таковы правила написания шастр. В научных тактатах лаконичность это одно из достоинств научного трактата это лаконичность. Не повторяют в дальнейшем названия этих дош, а называют, например их признаки просто в этой последовательности. Так же, например, вы увидите потом, когда мы будем изучать ткани, там так же будут 7 тканей, которые будут преречислены в определенной последовательности и тоже kramat это тоже нужно будет запомнить и когда будут перечисляться свойства этих тканей, например не будет уже повторяться их названия, просто будут последовательно одна за другой 7 пунктов будет перечисляться. Это также важный момен в изучении и это нужно понять сразу. Дальше в этом стихе сказано, как искать во времни эти доши. Во временных циклах. Первый временной цикл это на санскрите называется вайас или вайо - означает возраст человека или время от рождения до смерти, но тут такой момент, мы говорим о цикле. Здесь сразу же напрашивается вопрос.
00:10:00 Какой здесь может быть цикл, если человек родился и потом умер? А где цикл замыкается, как вы думаете, Михаил Альбертович?
Михаил Альбертович: Ну вот сегодня мы уже с вами обсуждали этот вопрос. Меня слышно?
Ведущая: Да, да. Прекрасно слышно.
Михаил Альбертович: Хорошо. Что-то какой-то сбой. Когда вот мы говорим о возрастном отрезке, как он в медицине называется научно - онтогенез, то есть индивидуальное развитие человека. Индивидуальное развитие человека оно проходит ряд стадий, ряд этапов в своём развитии и считается, что организм когда он начинает развиваться преобладает влияние капха доши, затем по мере роста и созревания организма, после начала полового созревания начинает доминировать питта доша и это доминирование сопровождает человека весь такой период работоспособности. Зрелый возраст когда человек выполняет какие-то обязанность, социальные и тд. И к концу жизни в зависимости от того какая у человека конституция по-разному развивается увядание организма. У кого-то раньше, у кого-то позже это естественный процесс увядания его можно конечно притормозить с помощью методов рассаяны омоложения организма, но так или иначе всё равно приходит как неизбежный результат жизнедеятельности. У женщин это более четко выражено это менопауза, то есть когда наступает климактический период и это более...
Андрей Юрьевич: Да, например, развивается остеопороз, как пример болезнь ваты.
Михаил Альбертович: Ваты, да. Хотя, современные врачи пытаются найти ответ на этот вопрос, но в аюрведе он дан. Это доминирование вата доши вызывает нарушение фосфорно-кальциевого обмена и как следствие остеопороз.
00:12:04 И таким образом, как завершающий этап жизни завершающий период он проявляется доминированием вата доши. Вата обуславливает старение, одряхление организма это неизбежно.
Андрей Юрьевич: Деструктивный процесс
Михаил Альбертович: Да, вот так циклически развивается.
Андрей Юрьевич: А цикл где замыкается? Вот человек умер, потом опять капха что ли? Мы ж говорим о цикле.
Михаил Альбертович: В зависимости от того, что-то мы же говорим сейчас о цикле тела. А ведь сознание оно сохраняется и сознание может обрести новое тело.
Андрей Юрьевич: Здесь мы должны ввести понятие реинкарнации. Это понятно, в тексте указывается на циклы это означает, что жизнь человека, человек живёт не один раз, получается.
Михаил Альбертович: То есть мы говорим о миграции. Миграция духовного мира из одного тела в другое.
Андрей Юрьевич: Такое существует?
Михаил Альбертович: А вы как думаете?
Андрей Юрьевич: Я думаю да, потому что на самом деле есть в Чарака самхите, есть целая глава, если интерес есть, то мы можем как-нибудь прочитать отдельно даже семинаром эту тему где Чарака он доказывает, что реинкарнация существует и он доказывает это научным путем. Как нибудь мы это сделаем это очень интересно.
Михаил Альбертович: Это интересно то, что и современные некоторые ученые доказывают это, в частности Станислав Гроф доказывает это и какие-то другие учёные проводили Ян Стивенсон, проводили эксперименты, которые демонстрируют, что это существует трансмиграция духовной природы, то есть личность может существовать несколько раз в разных телах.
Андрей Юрьевич: А как они это доказывают, интересно, научно?
00:14:00 Михаил Альбертович: Научно можно сделать следующим образом. Иногда люди вспоминают прошлые жизни, редко такое случается, иногда мы встречаем это в средствах массовой информации такие упоминания и в этих воспоминаниях...
Андрей Юрьевич: Это можно проверить?
Михаил Альбертович: Да это можно проверить. Вот это научный метод. Научный метод означает то, что можно проверить.
Андрей Юрьевич: Интересно. Я бы ещё хотел ещё добавить один момент.
Михаил Альбертович: Какие-то факты, воспоминания и так далее. Да, да, я перебил вас.
Андрей Юрьевич: Нет, не перебил. Слова ещё это санскритское слово плести еще, вить нить, вить веревку, как это называется у нас плести. Это означает, что это такой тонкий психологический момент относительно времени, нужно понимать, что жизнь она не состоит из каких-то отрезков временных. Эти отрезки они плавно перетекают друг в друга. И здесь нельзя говорить, что скажем первая треть жизни вдруг резко обрывается, капха на этом заканчивается и начинается период питты и вдруг он в какой-то момент резко заканчивается, как бы отрезается и начинается следующий период. Это плавный переход, очень плавный, плавный переход. Точно так же, как в радуге, например, нельзя увидеть переход от одного цвета в другое, но мы видим чётко различаем два цвета, но переход мы не можем чётко найти где он, конкретная граница, точно также и здесь. Вайо означает, что это плетётся, то есть ещё жизнь человека она плетется. Отрезки эти они соединяются и плавно, очень плавно переходят, как нить один в другой. Так же это важно понять, такой есть такой психологический аспект, на самом деле, то есть нужно понимать что жизнь человека вот от рождения до смерти она должна сопровождаться тремя поколениями, об этом говорится в аюрведических источниках. Три поколения обязательно должны жить вместе это очень важный факт, который мы должны применять в жизни. Я немножко отступаю от этого текста, чтобы немножко пофилософствовать.
00:16:03 Но суть состоит в том, что жизнь человека плетется и она не должна обрыаться, поколение, связь поколений не должна обрываться и тогда это также дает очень высокое качество жизни и стабильность. И здоровье так же.
Михаил Альбертович: И гармонию.
Андрей Юрьевич: И гармонию, да. 3 поколения должны жить вместе это очень важный принцип. Сейчас мы видим, что три поколения не живут вместе, да то есть родители живут отдельно, дети живут отдельно, в лучшем случае 2 поколения живут вместе. Ведическая традиция говорит, что должно жить 3 поколения жить вместе. Давайте, Михаил Альбертович, вернёмся выше или мы продолжим?
Михаил Альбертович: Можно я добавлю? Вот я сейчас слушал вас и вдруг мне в голову пришла мысль. Вайю указывает на вот этот процесс ткать, то есть плести да вы сказали, но это указывает ещё на самого ткача, на того кто плетёт свою жизнь, то есть это указывает на то, что есть определённая ответственность за формирование своей жизни. То есть на того, кто это делает.
Андрей Юрьевич: Мы в ответе сами за своё качество.
Михаил Альбертович: Да, да я вот об этом. Я вот об этом подумал.
Андрей Юрьевич: Очень интересно, хорошее дополнение. Следующее слово adho. Аdho оно означает день, то есть доши так же циклируют в течении дня. Здесь сказано, что в конце дня доминирует вата доша, в середине дня доминирует питта доша и вначале дня доминирует капха доша. Как это по времени можно приблизительно? Приблизительно, 12 часов нужно разбить на 3 части, приблизительно, здесь не сказано по часам это очень важно также понять, потому что в течение года, например это может меняться.
00:18:03 В сутках, в связи с тем, что Солнце циклирует немножко по-другому, да, цикл Солнца происходит. Здесь не сказано по часам, ну приблизительно как бы мы можем сказать определенные промежутки с 6, вернее тут начинается с вата доши, сконца дня это значит с 2-х часов дня до 6 часов вечера доминирует вата доша, приблизительно так. Затем в середине это значит с 10:00 утра у нас это почем-то называется, хотя это день уже, с 10 часов утра до 2 дня доминанта идет на питта доша, и начало дня с 6:00 до 10:00 утра это доминанта капха доши. Но опять же здесь нужно вот это плетение понять, то есть имеется в виду также это не резко обрывается этот цикл очень-очень плавно переходит одна доша в другую, доминанта каждой доши происходит плавно. Например, пик доминанты на питта доши приходится в полдень, получается. Здесь нужно также определить этот астрономический полдень, ни это декретное время, которое у нас существует иногда, там бывает разница в час, в два часа. А именно определить астрономический полдень. Это можно просто сделать, вкопав в землю палку и увидеть когда будет самая длинная тень в какое время.
Михаил Альбертович: Минимальная, наоборот. Наоборот, минимальная.
Андрей Юрьевич: Ой. Извиняюсь, да самая короткая, наоборот. Извиняюсь, простите, пожалуйста. Таким образом определяется полдень. Следующее слово, следующий цикл, который здесь указан это ratri. Ratri это ночь и точно так же здесь происходит. В конце ночи с 2 до 4 это конец ночи вата доша с 2 до 6.
Михаил Альбертович: До 6.
Андрей Юрьевич: Ой, извиняюсь, с 2 до 6. Путаюсь с 2 до 6 доминирует вата доша, с 10 часов вечера до 2 часов ночи доминирует питта доша.
00:20:02 И с 6 часов вечера до 10 часов вечера доминирует капха доша. Это так же можно заметить, здесь предлагается начать наблюдать за этими процессами, за этими циклами. Следующее слово bhuktanam. Bhuktanam процесс пищеварения, процесс приема пищи и этот процесс начинается с того, когда пища нам попадает в рот и заканчивается когда мы её остатки пищи испражняем. Первая стадия пищеварения относится к капха доше, наоборот пойдем немножко от текста, вторая стадия пищеварения полностью зависит от питта доша доминанта происходит на питта дошу, не полностью, а доминанта. И последняя стадия пищеварения она зависит от вата доши. То есть вата дошей управляется. Первой стадией управляется капха дошей, можно так сказать, вторая стадия управляется питта дошей и третья стадия пищеварения управляется вата дошей. Михаил Альбертович, как можно какое тут практическое зерно можно извлечь. Что нам дает эта информация? Как мы можем её практически использовать? Пример, может быть вы приведете?
Михаил Альбертович: Можно порассуждать на эту тему, то есть вот эта цикличность существования доша и вот особенно важно, Андреевич Юрьевич, что вы в самом начале сказали, что умение видеть их везде, повсюду проявление, вы за ним так удачно повторили и я всё-таки хотел сначала ещё немножко об этом сказать, а потом мы перейдем к практическим примерам. Несколько лет назад я читал интервью с нашим знаменитым юмористом и сатириком Михаилом Задорновым и он как раз в своём интервью говорил об аюрведе и он поделился таким опытом, что когда он познакомился с аюрведической медицинской традицией, через некоторое время у него возникло желание видеть везде эти доша.
00:22:10 То есть идёт человек и он глядя на него, он рассказывал в своем интервью, он глядя на этого человека он уже естественно, то есть это не то, что он прилагал какие-то усилия, он естественно видел в нём ту или иную доминанту той или иной доша. И вот это важно увидеть это имеет действительно большое прикладное значение, в том плане, что когда мы применяем это на практике мы можем уже отслеживать, например дисбаланс или какие-то ситуации, сопровождаемые естественным избытком той или иной доши, например вот сейчас мы перечисляли время в 4 утра и в 4 дня будет естественный избыток вата доши. Все ситуации, которые будут связаны с этим временем они будут обусловлены влиянием вата доша. Или например полдень и полночь будут связаны с пиком питта доши и соответственно также будут руководствоваться питта доша. Например, в медицинской диагностике это используется, когда у пациента приступы какого-то хронического заболевания, например бронхиальная астма или кого-то другого заболевания или там артрита, на какое время этот приступ приходится?
Андрей Юрьевич: Таким образом мы можем определить дошу?
Михаил Альбертович: Да. Это как один из факторов, а что касается пищеварение, например мы можем проанализировать когда возникают какие-то проблемы, связанные с пищеварением или во время приёма пищи, или через некоторое время после, например через 2 часа после приема пищи доминирует вата доша и поэтому если какие-то дисбалансы возникают , например там боли или спазмы, будем знать что это связано с вата доша.
00:24:06 Ну, я например, говорю. Или если это сразу после приема пищи это чаще бывает связано с капха доша, а питта доша обычно где-то там через полчаса, в зависимости от того какой этап пищеварения.
Андрей Юрьевич: В зависимости от того, насколько активное пищеварение, об активности пищеварения будем говорить в следедующий раз, пожалуй.
Михаил Альбертович: Да, да. Я пока просто общие примеры привожу. На это будут накладываться вот эти индивидуальные особенности пищеварения, какой огонь пищеварения у данного индивидуума. Но вот эта цикличность, если её действительно реально увидеть в повседневной жизни она даёт очень хорошее прикладное значение, в частности что касается режима, циркадного суточного цикла, то вот один из современных докторов знаменитый Дипак Чопра он часто упоминает в своих книгах такую фразу: « Лучше плыть по волнам природы, чем бороться с ними». Обычно люди борятся с волнами. Я сейчас попробую это объяснить. То есть обычно люди живут так, как им удобно у нас в принципе мы сейчас...
Андрей Юрьевич: Например, вот я сейчас часто сталкиваюсь с тем, что люди говорят, я им говорю, что обед должен быть обедом, обед это как раз пик питта доши, в обеденное время должен быть обед. А они мне говорят, что а я уже в это время работаю и не могу пообедать, я прихожу домой и после 6:00 как раз, когда время капхи я вот, например кушаю и собственно человек приходит, например с проблемой лишнего веса и говорит мне, а как мне с этим справиться? Я ему говорю, ну давайте обедать начнем, основной приём пищи хотя бы перенесем на обед. «Нет, - говорят. «Это невозможно».
00:22:10 Это, наверное и есть бороться с волнами природы.
Михаил Альбертович: Но борьба эта получается не равная, весовые категории то ни однозначные.
Андрей Юрьевич: Доши призвано уважать в прошлый раз, на прошлой лекции, мы говорили об этом.
Михаил Альбертович: Тут понятно, кто проиграет, если такая борьба будет. Поэтому вот это уважение оно приводит к гармонии в теле, в сознании. У меня есть много случаев вот в моей личной практике, когда люди нормализовывали вес только за счет режима питания, только за счёт режимов, ничего больше не применяя, только питаясь вовремя здоровой пищей.
Андрей Юрьевич: Например, у человека капха доша и у человека есть доминироание капха доши он капха конституции и ему очень полезно пропустить завтрак, например, чтобы не увеличивать капха дошу, потому что завтрак приходится как раз между 6 и 10 часами на время капхи.
Михаил Альбертович: То есть емунужно пропустить время, которое естественным образом увеличивает капху, так как у него изначально капха выше, то с 6 до 10 утра и с 6 до 10 вечера в это время ему лучше не принимать пищу, а принимать её с 10 до 18 часов. Вот, так вот в прошлый раз говорили, у него плотный ранний обед и лёгкий не поздний ужин и тогда он будет гармонично существовать с окружающим миром.
Андрей Юрьевич: А если, например, человек питта конституции не позавтракает? Это уже не правильно, я так понимаю.
Михаил Альбертович: У него в это время начнет активность пищеварения увеличиваться и как только наступает 10-часовой начало 10-ти часового барьера, да, начало отрезка питта доша, естественно у него огонь будет увеличиваться и сжигать его изнутри будет.
Андрей Юрьевич: То есть будет проявляться такой гнев не контролируемый. Я по себе это знаю, так как у меня как раз доминирует питта доша в конституциональном типе, и если я не завтракаю, то к 11 часам я уже начинаю гореть.
00:28:04 Михаил Альбертович: Аналогично.
Андрей Юрьевич: Поэтому в этот период капха доша с 6 до 10 часов человек питта конституции должен покзавтрать, для того чтобы увеличить капха дошу в своем теле и тоже самое относится к вата доше, насколько я понимаю. Вата доша, если не позавтракает, то будет чувствовать легкость такую не здоровую. Головокружение, слаботь.
Михаил Альбертович: Дистония может проявиться..
Андрей Юрьевич: Вот интересный у нас получается с вами разговор. А вот по поводу локализации в теле, какие здесь могут быть практические моменты, то есть какие прикладные моменты для наших радиослушателей, если только-только в первый раз слышать Аштанга-хридая самхиту, здесь возникают сразу же какие-то вопросы прикладные. Каким образом использовать эти знания о локализации дош в теле, может быть приведете какие-то примеры, Михаил Альбертович?
Михаил Альбертович: Я приведу некоторые примеры, может быть вы тоже подхватите и вот один пример такой интересный это время приёма лекарственных препаратов, например и если мы принимаем лекарственные средства, неважно какие это фито препараты или какие-то медикаментозные средства, если мы их принимаем натощак, например за час до еды, то они действуют на нижнюю часть нашего тела, то есть преимущественно на вата доша. Принятие лекарства во время...
Андрей Юрьевич: Это так же общее правило, насколько я понимаю.
Михаил Альбертович: Да. Во время еды приём лекарственных средств больше действует на среднюю часть, на средний этаж, связанный с питта дошей и соответственно принятие через час-полтора после еды лекарственных препаратов будет воздействовать на верхнюю часть нашего тела, то есть на капха доша.
00:30:01 Мне вспомнилось я сейчас рассказываю, я вспомнил очень интересный момент я лет 10 назад читал лекции моим студентам, причём эти слушатели студенты они имели ещё как бы базовое среднее медицинское образование и я давал лекции по фитотерапии и вот в лекциях я как раз указал этот момент и когда они это улышали они сказали, что на них снизошло какое-то откровение, потому что они говорят, что этой информации нигде нет, я говорю, что она есть в аюрведе, но вот в тех книгах, которые они изучают они говорят, что такого не слышали. Это насколько важно не вовремя принятое лекарство они просто, как средний медицинский персонал сразу задумались об этом, что не вовремя принятые лекарства оно становится практически неэффективным, вместо того, чтобы действовать, например на почки, оно будет действовать там на легочную систему и практически не дают результата. Вот, например такое применение. Дальше локализация заболевания мы можем тоже по локализации заболевания можем понять какая преимущественно доша вышла из равновесия, например нижний этаж он больше связан с вата доша и почки чаще всего они выходят из равновесия из-за переохлаждения, холод. Сухость, холод всё, что связано с вата дошей. На эмоциональном уровне это страх, например.
Андрей Юрьевич: Например нижний этаж тела, например можем страдать как ишиаз, люмбаго. Есть такая проблема, как боли по ходу седалищного нерва, спазмы например, в икрах это как-то сложно объясняется в современной медицине, какая природа происхождения вот на самом деле это происхождение этих проблем это как раз избытки вата доши,они как раз очень чётко локализуется в нижней части тела.
00:32:04 Михаил Альбертович: Я вспомнил когда вы сказали, что сложно объясняется в современной медицине я опять хотел бы зацитировать Дипака Чопру он так с иронией пишет в одном в одной из своих книг, что люди тратят годы и десятилетия на изучение природы инсулина, но качество капха доша можно выучить за 1 час.
Андрей Юрьевич: Ну да, дошами можно объяснить всё, например иммунная система, например очень легко раскладывается вот сейчас иммунологи также бьются да, то есть в учебнике иммунологии бьются над раскрытием этого секрета.
Михаил Альбертович: Расскажите, пожалуйста, я знаю, что вы очень хорошо в этой теме ориентируетесь, в иммунологии. Я имею в виду иммунологию языком тридоша.
Андрей Юрьевич: Да, ну, например часть иммунитета существует и это естественно вата доша, например, если страдает информационная часть имунитета, то что это может подскажете? Какие звенья иммунитета занимаются информационными делами.
Михаил Альбертович: Есть различные, не знаю насколько интересно будет слушателям, уход у нас в сторону физиологии, то здесь есть различные лимфоцитарный звенья, киллеры, хелперы супрессоры и вспомогательное звено Т-хелперы, как раз вот есть это то что вы сейчас начали говорить это связано преимущественно с вата доша.
Андрей Юрьевич: Например, хелперы они связаны с вата доша.
Михаил Альбертович: Т -клетки лимфоцитарного типа.
Андрей Юрьевич: Например, разберет Т-клетки. Только Т-клетки.
Михаил Альбертович: Давайте так, на этом остновимся, чтоб далеко не уходить. Т-киллеры.
Андрей Юрьевич: Агрессивная среда.
Михаил Альбертович: И уже понятно раз это агрессия, то это преимущественно связано с питта доша и есть супрессоры, кто подавляют иммунитет. Естественно, что даже уже само название говорит за себя, что это связано с капха дошей.
Андрей Юрьевич: То есть регулируя доши мы можем урегулировать имунитет, я правильно понимаю?
00:34:10 Михаил Альбертович: Безусловно, безусловно, причём это настолько важно, что если мы этого не учли, но если мы этого не учитываем в повседневной жизни, то возникают иммунодефицитные состояния, которые сплошь и рядом, те же дети часто болеют, поэтому нужно обязательно обращать внимание на природу, на конституцию.
Андрей Юрьевич: Конституция очень важна. Например, вы рассказывали, что Дипак Чопра, он говорит о том, что, вернее Задорнов, я извиняюсь он стал видеть, обращать внимание на конституциональные типы людей. У меня всплыло такое немножко о том, что мы должны смотря на людей видеть их природу и строить своё общение, например с ними так, как требует этого их природа. Например, если мы будем агрессивно себя вести с людьми питта доша, то мы увеличим эту агрессию.
Михаил Альбертович: Получим её назад.
Андрей Юрьевич: Да, назад. Или мы будем пугать людей вата типа. Соответственно ничего хорошего мы не сделаем. Почему я это сейчас вспомнил, потому что мы заговорили о детях и что например воспитание детей также зависит от того какой конституциональный тип у ребёнка, какой темперамент он унаследовал и взаимоотношения должны строиться абсолютно по разному. Ребенок вата типа будет живой, будет очень быстро схватывать и очень быстро забывать при этом, в одно ухо влетело, в другое вылетело это про них. И заставить его быть усидчивым это практически бесполезная тема. И если мы будем, например слишком агрессивно вести себя, относительно ребёнка такого, пугать его, например вот сейчас накажем, сиди тихо, сиди смирно, не дёргайся это практически невозможно сделать и ребенок получают при этом психологическую травму.
00:36:04 Вот. Например, ребёнок питта типа он природно склонен доминировать, лидировать и так же подавлять нельзя, он обычно такой неформальный лидер бывает среди подростков, например. Или человек капхи, например ребёнок капха типа он бывает медлительный, слишком долго очень воспринимает информацию. Несколько раз ему нужно повторить, нужно быть очень терпеливый, он вызывает это терпение, то есть воспитывает в родителях, например или в учителях. Нужно несколько раз повторить, если до него дойдёт, наконец, он запомнит это на всю жизнь вот, и не нужно требовать от него того же, например, что нужно требовать от ребенка вата типа. Это абсолютно разный темперамент и это надо также учитывать когда мы воспитываем детей своих. Не травмировать их психику как человек капхи, ребенок капха моя дочь младшая она также питта конституция, она резкая в суждениях, боевая, горячая девушка, но она во 2 классе учится. С ней сидит рядом мальчик, которого зовут Антон и он очень крупный, медлительный и начинается уже такие, как сказать, тенденции, что его называют каким-то там тюфтей, тормозом нехорошо так называть, потому что на самом деле это просто природа, мы таким образом оскорбляем природу, учителя даже умудряются уже на него посматривать немножко. Да, но интересно, что когда мою дочь посадили с ним первое, что она сказала она немножко, в связи с тем, что её папа занимается аюрведой, знает о дошах, она сказала: «Ну вот, наконец кто-то меня успокоит и как бы стабилизирует». - во 2 классе она такое сказала, она так чувствует этого человека, что он её стабилизирует. А она ему помогает наоборот своим, своим острым интеллектом помогает решать быстро всякие задачи.
00:38:04 А он учит её терпению, спокойствию, сидят и дополняют взаимно друг друга. Например, этот принцип используется когда строится брак. В ведической традиции учитывались многие факторы, в том числе когда заключался брак учитывались также конституциональные типы супругов. Очень неправильно когда супруги одинакового типа это вызывает, как подобное увеличивает подобное этот принцип означает мы скоро будем изучать это, дойдем до этого текста. Подобие увеличивает подобие, поэтому скажем вот скажем два человека питта конституции, если начнут ругаться их вряд ли чем остановишь. Или, например, сожгут друг друга, или например, две капхи представьте, или две ваты. Капха, если две капхи это будет болото такое, а не семья. А если две ваты это будет суета, страх, беготня, поверхностность и тд. Очень важно знать конституциональные типы. Это фундаментальные понятия аюрведы. Мжет что-то дополните, Михаил Альбертович?
Михаил Альбертович: Кстати, вот по поводу последнего, сразу могу добавить что идеально, если например, конечно трудно так говорить когда уже созданы браки мы должны приспосабливаться друг другу, но вот согласно аюрведической концепции идеально, например такое сочетание когда человек и питта-вата конституции в браке с человеком питта-капха конституции...
Андрей Юрьевич: Только так? Или какие бывают ещё варианты?
Михаил Альбертович: Я например, я так пример привожу. То есть они таким образом взаимно дополняют и уравновешивают друг друга.
Андрей Юрьевич: Получается, что три доши присутствуют. Получается такое уравновешенное состояние.
00:40:00 Михаил Альбертович: Да, я привел такой наиболее идеальный вариант, хотя здесь можно много разных вариаций. Я хотел добавить по поводу детей. Вот я в своё время выполнял диссертацию и как раз в кандидатской работе я изучал психофизиологические особенности представителей разных типов конституции, так вот в группе риска, в школе, например оказываются дети капха конституции. Почему? Потому что они не укладываются во-первых, в отрезки времени, они не успевают, при этом они делают работу медленно, но очень качественно вот это их плюс, который остается невидимым учителями, потому что основное в школе делается упор это на быстроту выполнения задания, 45 минут на какую-то контрольную.
Андрей Юрьевич: А потом спрашивают почему у нас нет стабильностив обществе?
Михаил Альбертович: Да. И в то же время, люди вата конституции, например успевают выполнить два варианта по математике в обоих вариантах куча ошибок, то есть быстрое выполнение работы, но низкое качество.
Андрей Юрьевич: Забывают.
Михаил Альбертович: Вот поэтому это всё нужно учитывать, по-хорошему как у нас тут есть один очень интересный профессор-философ я лет 10 с лишним назад познакомил его с аюрведой и он сейчас на своих лекциях аспирантам рассказывает про аюрведу и у него любимая поговорка, говорит: «Конкурсы красоты надо проводить в 3-х номинациях для Вата Питта и Капха».
Андрей Юрьевич: На эту тему тоже можно немножко поговорить на эту тему. Сейчас уже тенденции уже немного изменились, но лет 5, 10 назад мы видели, что худосочные девушки они доминировали и разносилась эта худосочность, как красота. В аюрведе сказано по-другому же, что лучшая конституция это капха конституция.
00:42:10 Ее называют уттама пракрити, то есть более устойчивая к болезням конституция.
Ведущая: У меня есть вопрос от радиослушателей.Вы уж позвольте, я так внедрюсь в ваш разговор. Скажите, пожалуйста, а ночью доши так же действуют, как и днем или по-другому?
Андрей Юрьевич: Михаил Альбертович, что скажете?
Михаил Альбертович: Цикличность остается, но их применение будет разным. Андрей Юрьевич, мне рассказать, да?
Андрей Юрьевич: Да, да, расскажите, я дополню.
Михаил Альбертович: Да я попробую, а вы что-то дополните, поправите. Смотрите, если например днём питта доша доминируй с 10 до 14 часов она обуславливает активность пищеварительной и нервной системы, то в ночное время с 22 часов до 2 эта активность направленна на восстановление метаболизма человеческого тела, восстановление метаболизма тканей, выведение токсинов и так далее. Но представьте себе человек ложится поздно спать и он ложится после 22 часов и где-то часам к 11, 12 вдруг у него просыпается аппетит. Он идет к холодильнику у него начинается третий ужин.
Андрей Юрьевич: Тоже этим страдаю.
Михаил Альбертович: И тогда уже никакого восстановления метаболизма, естественно, не происходит, а происходит наоборот ухудшение состояния. Происходит наоборот накопление продуктов неполного метаболизма то, что называется в аюрведе ама, ама это чужеродные вещества накапливаются, токсины.
Андрей Юрьевич: Пищеварение не происходит правильно, потому что питта доша в это время не в кишечнике, а она находится в тканях, я правильно понимаю?
Михаил Альбертович: Да. Можно привести ещё пример. Если говорить о вата доша. Вата доша с 2 до 6 в утреннее время и с 14 до 18 во вторую половину дня. И если с 14 до 18 вата доша обуславливает такое, такую активность ментальную даже в какой-то степени избыточную особенность человека перегружать себя в этот период, это период подготовки к вечеру. С 14-18.
Андрей Юрьевич: И что в это время нужно делать?
00:44:42 Михаил Альбертович: В это время нужно заниматься какой-то спокойной деятельностью, не заниматься активной работой.
Андрей Юрьевич: Активная работа должна быть во время питты? То есть 4 часа в день должна быть активная деятельность. Я немножко заполню на эту тему ,чуть позже когда вы закончите. Очень интересно.
Михаил Альбертович: Максимальная, максимальная активность с 10 до 14, с 14 до 18 она должна быть спокойной деятельностью, естественно мы этого не видим, потому что подавляющее большинство людей наконец раскачались, начинают быть активными, перевозбуждая вату.
Андрей Юрьевич: Тут ещё вата она в перевозбуждении.
Михаил Альбертович: А в утреннее время с 2 до 6 другая функция ваты начинает доминировать. В это время человек должен ни в 2 часа, например, но где-то между 4 и 6 часами в конце этого периода, человек должен пробуждаться для того, чтобы ощущать качества ваты такие, как легкость, энтузиазм и пронести их значения в течении дня. Дополните.
Андрей Юрьевич: Прана. В это время прана она приходит к человеку. Прана это тонкая форма вата доши и в это время она как раз активна и человек должен воспринять эту прану, чтобы почувствовать силу жизни. С этого начинается вторая глава Сутрастханы, которая называется Диначарья Адхьяя поведение в течение дня и там сказано, что брахма мухурту сказано что нужно проснуться ото сна, именно в эту брахма мухурту, а это как раз примерно с 4 до 6 утра примерно время. #00:46:05# Ради того, чтоб это состояние жизни, вот это качество жизни поддержать, чтоб этот день, чтобы этот день не прошёл в таком мертвом состоянии, поэтому очень важно рано проснуться. В традиционных культурах так и было , так и строился день так вот я чуть позже потом об это скажу. А вот по поводу капха доши, как она днем и ночью? Какие различия вечером и утром? Утро начинается с 8 часов утра почему-то. В ведической традиции это уже начало дня. У нас немного сдвинут цикл.
Михаил Альбертович: Я вспомнл у меня была давно пациентка, причём это была одна из моих самых первых пациенток, где-то может быть лет 11 назад и когда она пришла вот по поводу того, как можно по речи уже поставить диагноз. Она говорила: «12 часов вечера и 6 часов ночи».У нее были очень серьезные изменения, связанные с десинхронозом. С временным биоритмологическим сдвигом. У нее гормональные были расстройства из-за этого. В итоге она не смогла лечиться, потому что основным условием лечения было изменение режима, но она не могла этого сделать у нее не было желания, потому что она не считал это важным. Люди считают какие-то внешние воздействия, но внутренние изменения не все готовы делать. Но ведь, кроме того вот этот вот сдвиг временной он указывает на эмоциональные расстройства у человека, то есть это значит что мы не хотим рано пробуждаться, потому что предстоящий день, мы не чувствуем, что он нам принесет радость и нет желания вставать рано.
00:48:05 Андрей Юрьевич: Желание жить аюш кама. Во втором тексте. Ум должен быть полным желанием жить, если ум наполнен желанием жить, тогда человек он желает сделать всё, что способствует качеству жизни. Если желания нет, то в принципе, аюрведическому доктору там делать нечего, то есть предполагается что без желания жить, то помочь ему практически невозможно.
Михаил Альбертович: Отказать можно, отказать в лечении.
Андрей Юрьевич: Вперед забегая можно сказать, что существуют некоторые условия при терапии аюрведической, когда врач он имеет право отказать в лечении, но мы это так же будем позже обсуждать. Есть такое понятие, я немножко хочу дополнить, есть такое понятие как доша гати, то есть питта днем с 10 до 2 часов дня, то в это время питта находится где? Михаил Альбертович, скажите.
Михаил Альбертович: В кишечнике.
Андрей Юрьевич: В пищеварительном тракте. Она в это время как раз сгущается в области, просвет пищеварительного тракта, способствует пищеварению. Ночью же наоборот, она уходит в ткани и вместе с этим уходом с питтой в ткани уходит и метаболический процесс. Ночью происходят метаболические процессы в тканях. Вата доша тоже самое, днем с 2 до 6 часов она находится в кишечнике, наоборот, она двигается к тканям, наоборот, несёт эти питательные вещества, а ночью когда с 2 до 6 утра она способствует выделению в кишечник.
00:50:02 Михаил Альбертович: Выведению.
Андрей Юрьевич: Движется в кишечник, выделяется. С капхой здесь получается, что она утром получается она в кишечнике, а вечером она также уходит в ткани, чтобы укреплять и способствовать сну. Это время с 6:00 до 10:00 в это время нужно лечь спать.
Михаил Альбертович: Подготовиться ко сну.
Андрей Юрьевич: Естественно, капха в это время вызывает все тормозные процессы в нервной системе, для того, чтобы нервная система отдохнула. А у нас в это время также десинхроноз. Я правильно сказал? Десинхроноз он у нас проявляется в том, что пик активности деятельности всякой такой весёлой приходится как раз с 6 до 10 вечера мы занимаемся очень активной деятельностью, хотя в это время нужно быть очень спокойными. Это время оно предназначено для того, чтобы общаться очень спокойно, общаться в семейном кругу, прогуливаться, с друзьями общаться, спокойно общаться. Вот и готовиться к следующему дню также, день начинается с вечера.
Михаил Альбертович: А у нас сихроноз.
Андрей Юрьевич: Время питты подразумевает активную деятельность это 4 часа, вот что я хотел дополнить по этому поводу это четыре вот этих дневных часа с 10 до 2. В аюрведе сказано по поводу времени, так как одна из причин болезней это, как мы уже упоминали и ещё будем говорить об этом очень подробно это как раз не неуважение времени и неспособность воспринять эту энергию правильно, не видение этих циклов. 4 часа питты говорит о чем? В это время как раз должна быть активная деятельность и обед.
00:52:00 4 часа предназначены человеку для активной работы, остальные 4 часа, где доминирует вата они предназначены для того, чтобы заниматься легкой спокойной деятельностью сильно не напрягаясь и постепенно перейти на время отдыха, на время капхи. Ночью мы спим, мы должны спать, лечь спать с 6 до 10 и спать до брахма мухурты. И кстати, например очень легко заметно, что вот эти вот фазы активных таких сновидений она приходится как раз на время ваты с 2 до 6 в это время сон уже не такой полноценный, если человек чем дальше он спит, скажем ближе к 6 и за 6 утра приблизительно мы говорим опять же это зависит от места, вот эта фаза активных сновидений больше человека изматывает его нервную систему, чем она даёт отдых это так же нужно понимать. В это время нужно проснуться. Птицы в это время не ждут они не спят, можно видеть, что они встают и встречают солнце.
Михаил Альбертович: И у них нет будильника.
Андрей Юрьевич: Да, будильника нет. Это точно. Вот, что я хотел дополнить, может ещё есть какие-то вопросы?
Ведущая: Да, есть вопрос. Скажите, пожалуйста, отличаются ли доши по своим качествам и силе воздействия на разных континентах?
Андрей Юрьевич: То есть. Например, в Соединенных Штатах Америки и в России, например, в Евразии?
Ведущая: Да.
Андрей Юрьевич: Интересный вопрос. Да, скажите, Михаил Альбертович?
Ведущая: Доша она в Африке доша.
Андрей Юрьевич: Доша она и в Африке доша. Да, кстати один раз я на лекциях я читал лекцию и там один человек спросил, очень интересный вопрос задал. Он сказал: «А вот люди черной расы, там тоже доши как-то можно различить?» На самом деле очень легко можно различить. Черной расы, любой расы человек это все одинаково появляется вот этот универсальный принцип. В Чарака Самхите сказано, что аюрведа это универсальная наука, которая применима везде, в любом, в любой стране, на любом континенте будут одни и те же качества, во всей вселенной будет одно и тоже. Михаил Альбертович, дополните.
00:54:40 Михаил Альбертович: Я что хотел дополнить это как раз вот тема, о которой я хотел чуть позже сказать, но вот я как раз задали вопрос во время. Есть ещё один фактор, который мы не обсудили и вот он может отличаться на разных континентах это внешние фактор это климат называется, он может отличаться.
Андрей Юрьевич: Что называется деша в аюрведе.
Михаил Альбертович: Да и если сухой холодный климат, то это будет обуславливать увеличение вата доша, жаркий климат будет обуславливать увеличение питта доша, а увеличение влажный и холодный климат будет влиять на увеличение капха доша. Вот за счёт этого может происходить. Но конечно же доши универсальные принципы, если климат значительно отличается, тогда да это будет значительно отличаться.
Андрей Юрьевич: Это будет влиять.
Михаил Альбертович: Да, будет влиять.
Андрей Юрьевич: Будет влиять на человека и врач должен учитывать тело человеческое это называется деха, то есть тип конституциональный человека, учитывает аюрведически он смотрит на него и видит какое у него сочетание дош и при этом одновременно врач смотрит местность, в которой живёт человек вот это называется деша. То есть если, например джангала называется, джангала деша называется местность это значит пустынная местность, как раз сухая, сухая местность это будет откладывать свой отпечаток, то есть это будет нести вата дошу и будет влиять на человека. Или анупа есть такая местность это значит болотистая такая влажная местность там будет доминировать капха и соответственно будет влиять на человека. Но доши они везде будут доши. Здесь вопрос задан как? Отличаются ли доши по своим качествам и по силе воздействия на разных континентах. По качествам нет, будут те же самые эти качества они будут скоро перечисленны в следующих стихах и эти качества они будут везде одинаковыми.
00:56:06 А вот сила воздействия, сила воздействия зависит, что это значит? Она зависит скорее всего от местности, что такое сила воздействия дош? Доша она влияет, сила воздействия доши зависит от её силы, насколько она увеличена, насколько она вышла из равновесия вот от чего зависит. На выход равновесия доши зависит. Это уже другой вопрос, если человек, как мы сказали, живёт в сухой, холодной местности, просто даже в сухой холодной местности или просо в сухой местности и жаркой пустынной местности бывает жарко. Все равно сухость это одно из основных качеств ваты, этим она отличается от других дош, сухостью. Эта сухость она конечно будет сильнее влиять, сильнее быстрее будет вата доша выходить из равновесия и сильнее будет проявлять свои патологические свойства. А в остальном это универсальные принципы, которые применимы для всех и не только для людей даже, но для животных. Есть, например ашта аюрведа это аюрведа для коней, которая отдельными книгами издается. Или аюрведа для слонов существует, так как эти животные использовались в Индии повсеместно, то для них была такая ветеринарное искусство, называлось так же аюрведа, но в переди ставилось название животного. Принципы применялись, доши. Вот у нас дома живёт кошка, например, дети мои вытребовали у меня, чтоб у нас жила кошка. И я смотря на эту кошку абсолютно точно могу сказать, что умоей кошки, её зовут Уська, у нее вата конституция. Она такая вся утонченная, мелкая все все свойства ваты проявлены в ней. Сухая, сухое тело, мало жира. И рядом у нее жених есть, который ходит рядом , к ней наведывается рыжый большой кот, явная капха. У него такая плоская очень морда, широкая, большие глаза, очень густая шерсть.
00:56:06 То есть это капха. Мы даже у животных можем видеть эти доши. Сказано везде. Это означает, что нужно научиться это видеть везде. И они универсальные эти принципы.
Михаил Альбертович: Я, кстати, вспомнил, что конечно не специалист, но я знаю точно, что кажется у лошадей и ещё каких-то животных я встречал описание что современные ветеринары делят их на типы конституций, я правда не знаю на какие, но используются эти подходы.
Андрей Юрьевич: Наверное, так же. Можно видеть это, например, конь который тяжеловес, тяжеловоз, вот такая порода, они явно выведены в сторону капхи. Как скажем, такие быстрые кони, легкие вот эти скакуны, они явно вата конституции. При этом они не выносливы, они способны быстро передвигаться на короткие дистанци, например и так далее. Конституциональный тип можно это видеть. Принцип универсальный и на каком бы континенте человек не находился доши действуют одинаково.
Михаил Альбертович: Может есть ещё какие-то вопросы радиослушателей?
Ведущая: Ну вот пока тихо у меня.
Михаил Альбертович: То ли все понятно. Настолько все понятно, что нет вопросов.
Андрей Юрьевич: Может быть мы тогда сделаем 5-ти минутный перерыв? Или Михаил Альбертович...
Михаил Альбертович: Да не, я хотел небольшую такую шутку сказать, что когда я слушателям своим на лекциях спрошу если какие-то вопросы и они их не задают я говорю, что вопросов нет в двух случаях: первый случай, когда все понятно, а второй случай, когда ничего непонятно. Вот какой случай у радиослушателей.
01:00:00 Может быть им ничего не понятно? Поэтому не задают вопросы. Можем надеяться, что все ясно, раз уж нет вопросов. Тема не очень сложная.
Андрей Юрьевич: Перерывчик минут на 5 на 10 и потом ещё поотвечать немножко на вопросы.
Михаил Альбертович: Давайте, я согласен.
Вопросы
Ведущая: И я тоже не возражаю. Итак, дорогие радиолушатели, ждем ваших вопросов в чат Skype, а также на почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru жду, жду, жду вопросов. Немного музыки. Итак, дорогие радиослушатели, мы проджолжаем, меня засыпали вопросами и я начну читать вопросы прямо сейчас.скажите, пожалуйста, если место локализации болезни нижняя часть туловища, область ваты означает ли, что это дисбаланс вата доши или не всегда.
Андрей Юрьевич: Тут надо смотреть по признакам, если проявляются симптомы вата доши, то тогда это точно. Но в нижней части туловища может располагаться, локализоваться любая болезнь, любого конституционального типа. Может быть болезнь капхи, может быть болезнь питты, например воспалительные процессы они могут располагаться в нижней части тела, но это не значит, что поражается вата здесь надо смотреть по признанкам. Может, Михаил Альбертович что-то дополнит.
Михаил Альбертович: Если это болевой синдром, то скорее всего это вата доша, но если например отёк, то это будет больше свидетельствовать о дисбалансе капха доша.
01:00:00 То есть здесь учитывается два фактора это локализация и второй фактор это характер расстройства. Именно поэтому в аюрведе чаще всего необходимо индивидуально смотреть пациента, то есть как бы мы можем заочно говорить о каких-то вещах, но в общем, а в общем это всегда более поверхностно, чем индивидуально, но в ответ на этот вопрос таков, что каков характер будет.
Андрей Юрьевич: Если болезнь, которая локализуется в области ваты она по своему характеру имеет симптоматику питты или капхи, то соответственно это болезнь питты или капхи. Часто очень бывают такие спорные моменты и есть классический такой пример в аюрведе, когда например нижняя часть тела человека, его бедра, то есть там ограничивается движение в бедрах и возникает только ограничение движения и тут возникает вопрос, какая доша тут виновата? Вата или капха? И в таком случае делают то, что называют диагностический тест в аюрведе, применяют в первую очередь, так как вата она первая выходит из равновесия, то применяют тест, начинают лечить, как вату обычно это промасливание. Делают масляные процедуры с ногами, если при этом, при этой терапии, вдруг это состояние ухудшается это означает, что здесь идет как раз проблема капхи, то есть избыток. Такие бывают случаи, когда мы точно сказать не можем, тогда требуется диагностический тест.
Михаил Альбертович: Или, как например, если коленные суставы страдают это нижняя часть туловища, область вата доша, если там вышла из равновесия питта доша и мы начинаем согревать, то есть её нужно согревать, но начинается ухудшение это значит, что дисбаланс питта доши был.
01:04:00 Тоже, как тест, критерий диагностический.
Андрей Юрьевич: Дело в том, что то, что сейчас мы говорим это общее правило я это вначале сделал на этом акцент. То есть нужно это понять, что это самые первые аксиомы, которые сейчас мы просто вводим это самые, самые первые сведения о дошах, которые нужно усвоить. То есть дальше, когда мы будем изучать эту шастру мы увидим, что на самом деле. конечно же всё гораздо сложнее, человеческое тело не так просто устроено, не так просто, чтобы знать 3 этажа и всё, то есть нет и вот так болезни располагались там вата, питта, капха снизу вверх. Это не так, сложнее конечно. Тело человека устроено сложнее намного. Это описано, как оно устроено, просто сейчас мы говорим именно о самых простых вещах, впринципе с чего начинается, основные принципы аюрведы, с чего всё начинается обучение. Легче всего увидеть в своём теле доши именно вот так, посмотрев на нижнюю часть тела, на среднюю и на верхнюю. Попытаясь увидеть, как эти доши точно располагаются и как они функционируют это самое начало обучения так начинается. Дальше будет сложнее.
Ведущая: Второй вопрос. Нужно ли пытаться свести преобладающую дошу к нормальному уровню или лучше к ней приспосабливаться?
Андрей Юрьевич: Ну, приспосабливаться, что это значит? То есть к нормальному уровню нужно привести дошу, зачем к ней приспосабливаться.
Михаил Альбертович: К индивидуальному нормальному уровню. Для конкретного человека.
Андрей Юрьевич: Продолжите тогда, Михаил Альбертович.
Михаил Альбертович: То есть иногда есть такое заблуждение, что мы должны свети доши к какому-то одинаковому равному.
01:06:00 Но это заблуждение, потому что каждый человек он имеет врожденную конституцию, которая называется пракрити и они очень отличаются друг от друга. Есть индивидуальное соотношение, да и у разных людейоно отличается. И есть индивидуальное соотношение тридоша и его нужно внимательно изучив к нему стремиться вот это и будет возвращение к нормальному уровню для конкретного человека, но не какому-то одинаковому для всех.
Андрей Юрьевич: Только здесь нужно добавить один момент, что существует трехдошная конституция, так называемая самадхату пракрити, но это большая редкость.
Михаил Альбертович: Есть такое. Сейчас мы говорим в общем для всех людей, что нужно изучить свою врожденную конституцию.
Андрей Юрьевич: Если это конституция самадхату пракрити, когда доши в равных пропорциях присутствуют, то есть это пракрити, то тогда их нужно привести к равной пропорции, но чаще всего, они неравные.
Михаил Альбертович: Две, например, доши. Две их трех. Например, питта-вата конституция или капха-питта конституция.
Андрей Юрьевич: Всего конституциональных типов в аюрведе рассматривается семь основных типов. То есть это мы будем говорить через занятие, там будет как раз эта тема, которая называется деха пракрити, где как раз будет определяться эти типы конституции, их семь. То есть есть однодошные это питта, вата, капха. Есть двудошные это вата-питта, питта-капха, вата-капха. Трехдошная конституция самадхату их всего получается семь и нужно определить к какому типу человек принадлежит и вот к этому как раз и стремиться к этому состоянию. Это есть равновесие индивидуальное, состояние пракрити, предписанное как для человека состояние дош, естественно вложенное в него.
Ведущая: Вопрос. Как определить и понять свою конституцию? Может быть есть какие-то методики, как это изучить. Вот, например я до конца всё равно не понимаю. Я в принципе, слушаю, слушаю, слушаю и сделала вывод, что у меня вата и питта. Но изначально свою природу, как понять?
01:08:20 Андрей Юрьевич: Я знаю, что Михаил Альбертович долго в этой науке, он даже диссертацию написал по этому поводу. Наверное. Сейчас ответит, начнет, по крайней мере. Конституциональные типы.
Михаил Альбертович: Я могу коротко ответить на этот вопрос. Есть, как мы говорили приобретённых врождённый конституции, естественно когда мы о пракрити мы говорим о врождённый конституции, которая на самом деле не меняется в течение всей жизни, то есть вот врождённое и её можно определить с помощью астрологических методов и составляя карту рождения пациента и смотреть ряд параметров это положение планет в тех или иных знаках зодиака. Я думаю, что есть это интересно, то на какой-то из лекции я могу коротко этот вопрос осветить, времени у нас уже как бы не остаётся, но это потребуется какое-то время нужно.
Андрей Юрьевич: Я думаю, что через занятие мы можем поговорить об этих принципах и в принципе есть ещё. То есть это один из способов это конечно же и вот этот с помощью Джйотиша, с помощью астроогии узнать, но я хочу ещё дополнить, что опытный аюрведический врач, очень опытный, скажем так, он способен и просто взглянуть на человека, внимательно изучив его, его тело, проведя ряд диагностических процедур, он способен определить, иногда так бывает, что он способен определить практири без астрологических методов. Но. Но. Здесь можно ошибиться то есть нужно всегда проверять всё-таки с помощью астрологических методов искать пракрити.
01:10:10 Михаил Альбертович: Я могу добавить, что можно да? Я хотел добавить, что вот если использовать не астрологические методы, то нужно опираться на так называемыйе стабильные признаки, то есть если признаки, которые меняются в течение жизни достаточно быстро, например, если говорить о том же весе тела, то это может быть не всегда стабильный признак, человек может набирать вес, уменьшить, похудеть, поправиться.
Андрей Юрьевич: Бывает даже ожирение вата типа.
Михаил Альбертович: А есть ряд стабильных признаков, вот если мы их изучаем, сейчас тоже у нас нет времени их перечислять, но в принципе...
Андрей Юрьевич: Ну, например какие? Скажите навскидку.
Михаил Альбертович: Ну, например, цвет глаз.
Андрей Юрьевич: Да, да или форма глаз.
Михаил Альбертович: Пропорции, пропорции скелета там и так далее.
Ведущая: Можно немножко остановиться?
Андрей Юрьевич: Да, можно.
Ведущая: И поподробнее.
Андрей Юрьевич: Михаил Альбертович, расскажите. Для европейцев надо рассматривать тогда.
Михаил Альбертович: Да, да, да.
Андрей Юрьевич: Потому что, скажем, у людей негроидной расы у них будет немножко по цветам другие моменты.
Михаил Альбертович: Я могу рассказать если вы хотите.
Андрей Юрьевич: Да, расскажите.
Михаил Альбертович: Если говорить о цвете глаз, то надо помнить, что это один из диагностических признаков. Потому что, если мы только на основе цвета глаз будем смотреть, только по одному признаку мы не определяем тип конституции по данному параметру.
Ведущая: Правильно ли я поняла, что по глазам можно определить изначально какая должна быть конституция? Один из параметров.
01:11:40 Михаил Альбертович: Это один из, один из параметров, не единственный.
Андрей Юрьевич: Михаил Альбертович, давайте вы расскажите про глаза, а я расскажу про ногти.
Ведущая: О, отлично.
Михаил Альбертович: Хорошее дополнение друг друга. Я буду глазнюком, а вы ногтюком. Отвлеклись от
Андрей Юрьевич: Господин глазнюк начинает.
Михаил Альбертович: Если говорить о цвете глаз, то вата признаком будут являться чаще всего тёмные глаза, то есть это карий цвет. Для питта доши или черный. Для питта доши это зеленые или серые глаза. И капха доша это чаще голубые глаза. От примерно такое, если так быстро говорить об этом такое распределение, если говорить только о цвете.
01:12:35 Андрей Юрьевич: Я подхвачу, я тут я ногтевик сегодня, ногтюк. Ногти, сама форма ногтей сейчас не говорим о состоянии ногтей. Например, если при вата доша, если избыток вата доша, то ногти могут стать такими ломкими, слоиться начать, вот мы сейчас не об этом, мы сейчас говорим именно о форме ногтей. То есть, например у людей вата типа ногти будут в длину больше, чем в ширину, у людей питта обычно одинаковая длина и ширина приблизительно, а у людей капхи ногти обычно шире длины, ширина больше, чем длина это также стабильный признак. То есть существуют стабильные признаки, существует нестабильные, мы должны их разделять.
Ведущая: Мы поняли, что глаза и ногти это стабильные признаки, а не стабильные это какие?
Андрей Юрьевич: Ну, например, вес тела. Состояние кожи, например, кожа сухая, например, сухая, шершавая. Эпителий отслаивается и это видно визуально, такая белёсая слегка кожа это признак вата доши. Но у людей любого типа конституции может это возникнуть, с викрити с временным выходом из равновесия вата доши.
Михаил Альбертович: Ещё один не стабильный признак этот цвет волос у женщин.
Ведущая: Мы их красим часто?
Андрей Юрьевич: Можно ошибиться.
01:14:25 Ну вот, например, ранняя седина, ранняя седина, если признак питты, это стабильный признак или выпадение такое облысение раннее, это у мужчин бывает чаще это также признак питты. Питта доша, например, тестостерон, уровень тестостерона, как такого гормона мужской агрессии у людей питты он более проявлен, и поэтому волосы они из-за этого все знают, что, но все конечно, но врачи знают, что одна из причин выпадения волос это повышенный упрвень тестостерона. Такие вот лысоватые мужчины это чаще всего мужчины питта типа, например. То есть это так же один из стабильных признаков для мужчин. Женщины умеют это скрывать. Мужчины чаще это не скрывают. Вот. Ранняя седина, к примеру. Или волосы, например, у людей ваты они такие жесткие, курчавые, но жесткие вот это опять же стабильный признак ваты. У людей капха доши волосы волнистые и мягкие. Вот такие русые волосы, если говорить о европейцах это признак стабильный признак капхи. То есть мы говорим о совокупности признаков. Но интересно, что начало, мы будем изучать признаки дош то, что называется тридоша лакшана, признаки дош, они немножко по-другому. Там просто называются основные общие также признаки дош и призывается к изучающему аюрведу именно стараться увидеть эти признаки в общем, в своем теле так же признаки присутствия определенной доши.
01:16:06 Михаил Альбертович: В теле, в психике.
Андрей Юрьевич: Доша вата она, например, какая у нас? Сухая, в первую очередь, легкая, холодная, тонкая, мелкая. Мелкие черты лица, например, маленький такой носик, вздернутый, курносенький, маленькие глаза по форме, маленькие, маленький размер глаз вот, мелкие черты лица, маленькие губы, уши не большого размера, это стабильный признак вата доши. Это будет говорить о том, что пракрити вата, скорее всего.
Ведущая: А если получается, что носик маленький, а глазки такие большие моргающие, то это уже смешанный тип, да?
Михаил Альбертович: Сочетания.
Андрей Юрьевич: Например, признаки какие питты, например. Это например, легкая маслянистость. Вот эта зона Т знаете, женщины знают, вот это жирный нос и лоб, а остальное всё сухое вот эти признаки питты чаще всего. Вот такой косметический есть такое выражение, как зона Т. Или тихшна это какая-то активность, активное умонастроение, человек активную жизненную позицию занимает. Но при этом, мы в следующий раз будем говорить о разных типах пищеварения и при этом, например, очень быстро усваивается и переваривается пища, очень быстро возникает чувство голода, например. И жар, если человек чувствует жар. И вообще, если само по себе горячее тело. Если мы касаемся тела человека и если оно горячие, горячее, чем у других, то это означает, признак питты. Легкость так же, но это мы все будем изучать. Капха, она наоборот, она жирная, это означает, что жировой ткани в теле у капхи больше это признак. И вообще, жирность, маслянистость это признак капхи.
01:18:00 Холод это признак капхи, тяжесть это признак капхи, медлительность, наоборот пассивная позиция жизненная это признак капхи. Гладкость есть такое понятие или стабильность такая, инертность это признак капхи. Вот по таким признакам также нужно научиться определять. У капхи, например, если смотреть на черты лица, то у капхи черты лица крупные это так же не меняется, так как черты лица они уже сформированы при рождении и скажем, широкий нос, большие глаза. У капхи, как говорят, коровьи глаза. Большие глаза такие голубые и большие ресницы, длинные ресницы, крупные черты лица, губы такие пухлые это признак капхи. А если, например мы смотрим на лицо питта типа человека, то мы видим, что лицо красноватое такое, медный оттенок кожи имеет. Нос острый, длинный обычно такой бывает, орлиный . Глаза среднего размера, но взгляд очень острый. Конечно это также может быть при избытках питты, но чаще всего это просто признак пракрити. Такой острый взгляд и когда человек питты смотрит на вас, то вам кажется, что он пронзает вас взглядом, что он вас изнутри видит как бы. Это и есть признак питты. Такой пронзающий взгляд, от которого хочется скрыться, особенно, это бывает при таких патологических состояний, при аффектах каких-то, связанных с питта дошами, когда человек разгневался и вот этот взгляд сразу прожигающий. Это значит питта. Такие признаки могут быть. Может, Михаил Альбертович что-то как-то поддержит эту идею?
Михаил Альбертович: Я подумал, что может быть есть какие-то вопросы, раз мы начали затрагивать темы следующих лекций, а если есть какие-то вопросы у наших радиослушателей мы может быть попробуем на них ответить.
Ведущая: Вопросы исчерпались и я думаю, чтобы не раскрывать секретов следующей темы можем плавно завершиться, подвести итог, пожелать радиослушателям всего самого доброго и встреиться на следующей неделе.
01:20:05 Андрей Юрьевич: Можно я сделаю анонс того, что мы будем продолжать дальше. У нас с Михаилом Альбертовичем есть такая привычка рассказывать вперед, чтобы слушатели были готовы следующая тема и там две темы, мы на следующей нашей беседе попытаемся раскрыть, сегодняшнюю тему, я думаю, мы раскрыли достаточно хорошо. Две темы. Первая тема называется агни бхеда, что означает виды, различные виды пищеварительной активности, буквально переводится, как виды огня, то есть в человеке есть не только доши, в человеке есть агни, то есть огонь это отдельное существо, в общем это метаболические процессы, если говорить физиологическим языком. Существуют разные типы метаболической активности, в связи с доминантой той или иной доши. Опять же это зависит от конституциональных типов, поэтому это продолжение темы дош, то есть мы обсудим в следующий раз типы метаболизма, типы пищеварительной активности это первая будет тема и в это же занятие мы разберём другую вторую тему, которая называется коштха веда, что означает различные виды желудочно-кишечного тракта, также это классификация она основывается также на этой теории дош, то есть под влиянием определенных дош, кишечник ведёт себя по-разному и мы это будем изучать это будет две темы, которые на следующий раз обсудим. Потом через занятие мы обсудим тему, которая называется дэха пракрити - телесные конституции очень интересная тема, там будет очень интересно некоторые моменты, которые мы обсудим. Если вопросов нет, тогда мы можем заканчивать.
01:22:35 Михаил Альбертович: Если нет вопросов то да, конечно спасибо большое за возможность выступать.
Андрей Юрьевич: Спасибо. Нтааша.
Ведущая: Спасибо, Андрей. Спасибо, Михаил Альбертович. До новых встреч. Напомню нашим радиослушателям, что в прямом эфире с нами был Андрей Головинов, практикующий врач аюрведы из города Алма-Аты, так же с нами был Михаил Альбертович Суботялов, практикующий врач аюрведы из города Новосибирска и мы разбирали тему лассическая аюрведа Хридая Самхита, изучали Сутрастхана книгу 1, главу 1 «Желание жить» и три доша продолжение. Дорогие радиослушатели, присылайте вопросы на следующий эфир мы будем их зачитывать и отвечать. Спасибо всем. Всего доброго.
Андрей Юрьевич: Спасибо, до свидания.
Михаил Альбертович: До свидания.