История о царе Джанаке

01 January 2011
Джанака слышит песню святых созданий; Депрессия Джанаки; Джанака продолжает размышления; Пробужденный Джанака достигает понимания и возвращается к царским обязанностям
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:22:16 | качество: mp3 128kB/s 20 Mb | прослушано: 183 | скачано: 447 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Джанака слышит песню святых созданий

00:00:00 Васиштха продолжил: О Рама, жил однажды великий монарх, чья мудрость не имела границ, и он правил Видехой – звали его Джанака. Для тех, кто искал у него помощи, он был рогом изобилия. Для своих друзей он был солнцем, в чьем присутствии расцветают в сердце лотосы. Он был другом всех хороших людей.

00:00:43 Однажды он пошел в прекрасный сад, и там услышал воодушевляющие слова каких-то святых и прекрасных созданий.

00:00:54 Они пели: “Мы созерцаем Сознание, которое проявляет себя, как чистое блаженное переживание, когда переживающий взаимодействует с переживаемым без разделений и концептуализаций.

00:01:14 Мы созерцаем сознание, в котором объекты отражаются сами собой, доступно нашему созерцанию только после того, как разделенное субъектно-объектное переживание и создавшее это разделение намерение более не существуют.

00:01:33 Мы созерцаем тот свет, который освещает всё, что светит; Сознание, которое превосходит дуальную концепцию «есть» и «не есть» и которое поэтому как будто находится «между» ними.

00:01:54 Мы созерцаем ту реальность, в которой все существует, которой принадлежит все, из которого выходит все, которое есть причина всего и которое есть все.

00:02:12 Мы созерцаем Сознание, из которого произошли все языки и выражения, которое есть альфа и омега, которое покрывает все от «а» до «я», и на которое указывает слово Я.

00:02:31 Увы, люди стремятся к другому, по глупости предавая Бога, который живёт в сердце каждого.

00:02:42 Тот, кто, познавши пустоту всех целей в этом мире, остается привязанным к ним в глубине своего сердца, - не человек!

00:02:54 Сломи ударом дубины мудрости каждое желание, уже возникшее в сердце или только собирающееся возникнуть.

00:03:06 Наслаждайся радостью, вытекающей из спокойствия. Человек, который может контролировать ум, никогда не потеряет спокойствия и равновесия своего ума. Когда спокойно сердце, чистое блаженство осознания возникает без промедления”.

Депрессия Джанаки

00:03:32 Васиштха продолжил: Услышав слова этой песни, царь Джанака впал в ужасную депрессию. Он быстро вернулся во дворец, распустил слуг и скрылся в одиночестве в своей комнате. В состоянии, близком к агонии, он вопрошал сам себя:

00:03:57 Увы, увы, я беспомощно качаюсь как маятник в этом мире несчастий. Как ни коротка жизнь по сравнению с вечностью, тем не менее я её умудрился полюбить! Позор моему уму. Что такое правление царством даже в течение всей жизни? Тем не менее, я, как глупец, думаю, что не могу жить без этого! Моя жизнь – это только момент, бесконечность лежит до неё и после. Как я могу придавать ей значение?!

00:04:43 Кто этот маг и волшебник, который создал эту иллюзию, называемую миром, и обманул меня ею? Как так случилось, что я на это попался? Понимая, что всё близкое и всё далекое – в моем сознании, я должен отказаться от всех внешних объектов. Зная, что вся занятость в этом мире ведёт только к бесконечному страданию, как я могу надеяться на счастье? День за днем, месяц за месяцем, год за годом, мгновение за мгновением, я вижу, что счастье приносит за собой несчастье и несчастье постоянно возвращается ко мне!

00:05:38 Всё, что здесь можно увидеть и потрогать, меняется и в конце концов разрушается – в этом мире мудрому не на что положиться. Те, кто сейчас наверху, будут растоптаны завтра – о мой тупой ум, на что мы можем надеяться в этом мире?

00:06:04 Увы, я связан без веревки, я испачкан без грязи, я растоптан, хотя и царствую. О боже, что за мистерия! Как солнце, закрытое неожиданно проплывшим облаком, я вижу перед собой эту странную фантасмагорию. Кто мои друзья и родственники, что это за удовольствия? Как мальчишка пугается, увидев привидение, так я обманут этими вычурными иллюзиями.

00:06:44 Зная, что все мои родственники – это веревки, накрепко привязывающие меня к старости, смерти и т.д., я по-прежнему стремлюсь к ним. Пусть родные и знакомые живут или пропадают – что мне в них?

00:07:06 Великие события и великие люди приходят и уходят, оставляя за собой только короткую память – на что тут можно надеяться? Даже боги, включая великую троицу, приходили и уходили миллионы раз – что же в этой вселенной постоянного? Бесполезная надежда привязывает всех к этому ночному кошмару, известному как существующий мир. Мое пренебрежение всему этому.

00:07:47 Царь Джанака продолжил: “Я, как тупой глупец, обманут призраком чувства собственной важности, которое создает неверное чувство «я есть то-то и то-то». Отлично зная, что Время растоптало бесконечных полубогов и героев, я по-прежнему обманываю себя любовью к жизни. Дни и ночи проводятся в бесполезных желаниях, а вовсе не в осознании бесконечного сознания. Я путешествую от страдания к ещё большему страданию, но разочарования во мне не возникает.

00:08:36 Что здесь считать желательным или замечательным, ведь я вижу, что всё, что кем-либо ценилось в этой жизни, прошло, оставив за собой лишь страдания. День за днем люди в этом мире живут в грехе и насилии, и день ото дня всё больше погружаются в страдания. Детство теряется в невежестве, юность – в погоне за удовольствиями, и вся остальная жизнь – в семейных беспокойствах – и что же глупец достигает в этой жизни?

00:09:19 Даже если выполнять религиозные ритуалы, можно попасть в рай – и ничего больше. Что такое рай, на земле он или где-то далеко, и есть ли вообще место, где нет беспокойств? Страдания приносят за собой счастье, а счастье – страдания. Вся земля заполнена мертвыми телами разных существ – от этого она и выглядит твердой!

00:09:58 В этой вселенной есть существа, для которых мгновение ока длится эпоху. Что такое моя жизнь в сравнении с ними?

00:10:09 Конечно, кажется, что в мире есть приятные и не мимолетные объекты , но с собой они приносят бесконечные заботы и беспокойства!

00:10:23 Богатство на самом деле – проклятие, и проклятие может оказаться благословением. Только ум таит в себе зародыш этого мира, это из ума возникают фальшивые чувства «я» и «моё».

00:10:43 Этот мир только кажется сотворенным. В этом мире только глупость рождает идеи «мне это надо», и «а это мне не надо». Лучше провести все время в одиночестве или в аду, чем жить в этом поверхностном мире.

00:11:05 Намерение или мотивация – единственные реальные причины этого мира. Я должен высушить источник этих мотиваций! Я наслаждался и страдал от разных ощущений. Теперь мне надо отдохнуть. Я не должен больше страдать! Я пробудился. Я убью этого вора (ум), который украл у меня понимание. Меня хорошо проинструктировали мудрецы, и теперь я буду искать только самопознание”.

Джанака продолжает размышления

00:11:47 Васиштха продолжил: Видя, что царь сидит в глубокой задумчивости, к нему подошли его слуги и напомнили: «О великий, пришло время царских обязанностей. Поднимайтесь и пусть будет сделано то, что должно быть сделано, ибо мудрые мужи никогда не опаздывают и не пренебрегают своими обязанностями».

00:12:18 Но царь, продолжая раздумья, не услышал этих слов. Он думал: “Что мне делать с моими царскими обязанностями и со всем двором? Я ведь знаю, что это все эфемерно. Для меня они бесполезны. Я бы отказался от всех активностей и обязанностей и оставался погруженным в блаженство осознания.

00:12:50 О ум, оставь свои стремления к чувственным удовольствиям, и тогда ты сможешь избежать ужасов повторяющихся старческих маразмов и смертей. Каковы бы ни были условия, в которых ты собираешься найти удовольствие, те же условия провоцируют и страдания! Достаточно этой грешной, ограниченной жизни в поисках удовольствий. Ищи наслаждения и радости, которые изначально в тебе!”.

00:13:29 Видя, что царь молчит, весь его двор тоже умолк. Царь снова сказал себе: “Чего мне искать в этой вселенной, на какую вечную истину в этой вселенной я могу уверенно опереться? Какая разница, буду ли я вовлечен в бесконечные действия или останусь в бездействии? Ничто в конце концов не вечно в этом мире. В действии или в бездействии, это тело не вечно и постоянно изменяется. Когда интеллект находится в равновесии, что можно потерять и как?

00:14:18 Я не стремлюсь к тому, чего не имею, и не желаю оставить то, что само пришло ко мне. Я знаю свою сущность, и пусть то, что мое, будет моим! Мне незачем работать, но также незачем и не работать. Чтобы я ни достиг действием или бездействием – все фальшиво.

00:14:46 Когда разум ничего не желает, не ищет удовольствий, тогда тело со всеми конечностями исполняет свои натуральные функции, и действие и бездействие становится равным по смыслу и значению. Поэтому пусть тело исполняет свои природные функции, так как без этого оно завянет. Когда ум не забавляет себя понятиями «я делаю это» и «я наслаждаюсь этим» в отношении исполняемых им действий, тогда действие становится бездействием”.

Пробужденный Джанака достигает понимания и возвращается к царским обязанностям

00:15:31 Васиштха продолжил: Решив так, царь Джанака поднялся со своего трона, как солнце поднимается над горизонтом и начал исполнять свои царские обязанности, без привязанности к ним. Откинув все концепции желательного и нежелательного, свободный от всех психологических обусловленностей и намерений, он действовал спонтанно и соответственно условиям – как бы в глубоком сне.

00:16:05 Он переделал все дневные дела, а в конце дня удалился в свою комнату, где провел ночь в глубокой медитации, что было для него естественно и легко. Его ум сам собой отказался от всех заблуждений и пребывал в равновесии, и, поднявшись утром, царь Джанака подумал про себя:

00:16:34О неверный ум! Жизнь в этом мире не способствует твоему истинному счастью. Поэтому достигни состояния равновесия. Только в этом равновесии ты сможешь пережить мир, истину и счастье. Как только от безделия ты начинаешь думать неверно, тут же иллюзия мира начинает расширять свой охват. Когда тебе хочется поразвлечься, иллюзия мира отращивает себе бесконечные ветви.

00:17:13 Только мысль дает начало этой сети внешнего мира. Поэтому откажись от этих прихотей и найди равновесие. Взвесь на весах своей мудрости – чувственные удовольствия с одной стороны и бесконечная счастливая умиротворенность с другой. Что тебе покажется более истинным, то и ищи.

00:17:45 Оставь все надежды и ожидания и, отказавшись от желания искать или не искать, живи свободно. Пусть этот мир форм будет реальным или нереальным, пусть он появляется или пропадает – всё равно это всё кажется только по глупости. О ум, ты насквозь фальшив, как и этот мир – и отсюда такая непонятная связь между вами.

00:18:22 Если ты думаешь, что ты реален, а мир – нереален, как же может быть хоть какая-то связь между вами? С другой стороны, если вы оба реальны – как тогда найти оправдания для восторгов и огорчений? Поэтому, оставь печаль и начни думать. Ничто в этом мире не может привести тебя в состояние полноты существования. Поэтому наберись смелости и преодолей свои заблуждения”.

00:19:00 Васиштха продолжил: Достигнув описанного понимания, Джанака продолжал быть царем и выполнял всю необходимую работу, без проблем, но душевно и умно. Его ум не отвлекался на развлечения. На самом деле, он всё делал как бы из состояния глубокого сна.

00:19:27 С тех пор он не интересовался ни накоплением чего-либо, ни разбазариванием чего-либо, без сомнений и колебаний, он жил в настоящем. Его мудрость была непрерывной, и его интеллект не засорялся снова ерундой. Свет самосознания светился у него в сердце, без малейшего загрязнения беспокойством, (как солнце светит над горизонтом).

00:20:00 Он смотрел на все во вселенной, как на проявление космической силы, во всём он видел бесконечное сознание.

00:20:12 Зная, что всё случающееся случается само по себе, он не слишком восторгался и не страдал депрессией, и оставался в непрерывном равновесии. Джанака стал освобождённым ещё в этом теле.

00:20:32 Джанака продолжал править царством. Окружающая его правда или неправда не влияла на его самоосознание. Он оставался постоянно в бесконечном сознании, и поэтому не выполнял действия как таковые, хотя для окружающих он был погружен в царские дела.

00:21:00 Все его наклонности прекратились, поэтому хотя он и казался деятельным, он постоянно был как бы в состоянии глубокого сна. Его не одолевали мысли о прошлом, и он не беспокоился о будущем, он жил в настоящем, всегда счастливо улыбаясь.

00:21:24 Джанака достиг того, что он достиг своими размышлениями. Поэтому каждый должен вопрошать о природе истины, пока не достигнет пределов такого вопрошания. Самоосознание или знание истины не достигается обращением к учителю, или изучением писаний, или хорошими делами – оно достигается только методом вопрошания, взращенным в обществе мудрых и умных людей. Только внутренний свет – надежный метод; покуда жив внутренний свет, его не закроет темнота невежества.

транскрибирование: Светлана Ихсанова | Самара | Россия | 11 June 2022