Нереальность созданного умом мира

01 January 2011
Нереальность мира и ограниченность сознания; Вознамеривание пяти космических элементов; Кажущийся мир как порождение ума; О растворении нереального мира; Самоосознание как инструмент освобождения от привязанности к объектам мира; О многообразии нереальных порождений Майи; Кажущийся мир как намерение ума.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:16:48 | качество: mp3 128kB/s 15 Mb | прослушано: 124 | скачано: 514 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Нереальность мира и ограниченность сознания

00:00:00 Васиштха продолжил: Однако, всё это создание существует только как бы во сне. Это создание нереально, оно только кажется таковым. Тот, кто полностью уничтожил невежество и все умственные ограничения, является освобожденным мудрецом. Хоть и кажется, что он осознает этот сон, называемый миром, на самом деле он не видит его как мир.

00:00:39 Этот кажущийся мир естественным образом всегда зарождается в каждом индивидуальном сознании, пока это индивидуальное сознание не достигнет освобождения. В каждом ограниченном сознании потому существует потенциальное тело – не в своей физической материальности, но как мысль и как намерение.

Вознамеривание пяти космических элементов

00:01:08 Я опишу тебе ещё раз, как создатель Брахма появился в бесконечном сознании, и ты увидишь, как бессчетные существа появились подобным же образом в этом сознании. Бесконечное сознание, лишенное времени, пространства и причинно-следственности, играючи всё это принимает. Так появляется космическое существо, это космическое существо является также космическим умом и космической жизнью.

00:01:49 Это космическое существо намеревается ощутить звук, - и возникает пространство, которое передает звук. Оно намеревается ощутить прикосновение – и возникает воздух. Всё это тонкое и невидимое. Желая видеть, этот космический индивидуум создает пламя, и огонь превращается в многочисленные источники света. Он намеревается ощутить вкус и прохладу, в противовес огню, - появляется вода. Затем, просто из-за желания ощутить запах, появляется земля со своей характеристикой запаха.

00:02:42 Это космическое существо со всеми своими качествами по-прежнему чрезвычайно тонко и не отделено. Оно очевидно оставляет свою тонкость и воспринимает себя, как бесконечные искры в пространстве. Оно думает о себе, как о каждой из этих искр, и возникает чувство эго. Это чувство эго также имеет присущий ему интеллект, и он представляет себе тело для себя, с помощью пяти космических элементов, которые я уже упомянул. Это тело рассматривается интеллектом как плотное, физическое и материальное, и оно и становится именно таким.

00:03:36 Это космическое существо и есть Брахма. Кажется, что он создает все эти бесчисленные существа, и сам же сохраняет их. Сначала он возникает в бесконечном сознании, но потом как бы подчиняется самоограничению и забывает свою бесконечную сущность, (как во сне младенца во чреве матери, он идентифицирует себя с телом, поддерживаемым жизненной силой и состоящей из материальных субстанций). Потом он начинает интересоваться и исследовать своё происхождение, его истинная сущность ему открывается, и он освобождается от самоограничения.

Кажущийся мир как порождение ума

00:04:19 Васиштха продолжил: О Рама, хоть эта вселенная и кажется существующей, воистину ничто не существует как вселенная. Это только внешний вид, или отражение бесконечного сознания. В этом сознании творение проявляется как во сне. Поэтому реальна единственная реальность, в которой оно проявляется, - это бесконечное ничто.

00:04:56 Ты видишь мир, потому что глаза (или другие органы чувств) воспринимают мир; точно также если ты думаешь или веришь или знаешь, что мир существует, то это только потому, что твой ум думает так. И этот ум создал это тело для того, чтобы самому в нём обитать.

00:05:25 Все силы, свойственные уму и которыми создается этот мир, находятся в бесконечном сознании. Потому мудрые провозглашают, что ум – всемогущ. Все эти божества, демоны и люди были вызваны к жизни умом; когда ум более не придерживается подобных понятий, они прекращают существование, как лампа тухнет без масла.

О растворении нереального мира

00:06:00 Мудрый человек знает, что все объекты в мире нереальны и не считает их чем-то, к чему стоит стремиться. Тот, кто гоняется за объектами, созданными умом, несомненно приходит к страданиям. Этот кажущийся мир воплотился из-за желания, и он прекратится только с прекращением желаний (но не когда ты борешься с ними или ненавидишь их). Тогда этот кажущийся мир растворится, и воистину ничего не будет разрушено или потеряно.

00:06:45 Если пропадает нереальная видимость, теряешь ли ты что-нибудь? Она совершенно нереальна, как же её можно разрушить? И почему ты печалишься о потере нереального? Даже если видимость реальна, тогда никто не сможет её разрушить и сделать нереальной; с этой точки зрения этот мир есть ничто иное, как Брахман, вечная истина. В этом случае, есть ли место для печали?

00:07:26 То, что нереально, не может расти или цвести, чему же радуются люди? Чего же тогда желать? Если всё воистину есть бесконечное единое сознание, с чем надо бороться?

00:07:45 То, что не существовало в начале, и что не будет существовать в конце, нереально и в середине (в настоящем). А то, что существовало в начале и в конце, является реальным и сейчас (в середине). Узри, что «все это не реально, включая меня самого» и у тебя не останется печали, или пойми, что «всё это реально, включая меня», и страдания тебя тоже не тронут.
(Когда мудрец сказал это, девятый день закончился и собрание разошлось).

Самоосознание как инструмент освобождения от привязанности к объектам мира

00:08:22 Васиштха продолжил: Зная, что вся вселенная, включая собственное богатство, жену, сына и т.д. является только фокусами собственного ума, не печалься, если потеряешь это, и не ликуй, если они процветают. Наоборот, может быть даже более подобает печалиться, когда они процветают, потому что такое процветание может усилить человеческое невежество. Потому то, что порождает привязанности и стремления в глупце, порождает непривязанность и приятную беспристрастность в мудром.

00:09:09 Сущность мудрого не желает ощущений, которые не достаются без усилий, мудрый наслаждается тем, что уже есть. Способный любым способом отлучить ум от стремления к чувственным удовольствиям спасается от смерти в океане невежества.

00:09:35 Кто осознал своё единство со всей вселенной, и кто таким образом поднялся над желанием чего-то и нежеланием чего-то еще, тот не будет снова обманут. Поэтому, О Рама, осознай высшее Я или бесконечное сознание, пронизывающее и потому выходящее за пределы и реального, и нереального, и потом не хватайся и не отказывайся от чего бы то ни было ни внутри, ни снаружи.

00:10:15 Мудрец, утвердившийся в таком самоосознании, свободен от любых умственных украшательств или умственных ограничений – он подобен небу или пространству, совершенно свободному от загрязнения тем, что в нём случается.

00:10:37 Пусть твой ум не придерживается чувства «моё» по отношению ни к одному объекту чувств; тогда, будь ты активен или не активен, ты не завязнешь в болоте невежества. Когда твоё сердце не вкушает чувственные удовольствия как сладкие и желательные, тогда ты познал то, что стоило познать, и спасен из этого цикла рождений и смертей.

00:11:12 Кого не привлекают удовольствия этого мира или даже рая (вне зависимости от того, остается в нём осознавание тела или нет), тот свободен, даже если он специально не желает или стремится к такому освобождению.

00:11:24 О Рама, в этом океане невежественных умственных ограничений нашедший лодку самопознания спасается от утопания; кто не нашел эту лодку, несомненно тонет. Поэтому, О Рама, исследуй природу себя и высшего сознания острым, как лезвие бритвы, интеллектом и потом оставайся твердым в самопознании.

00:11:57 Живи как живут мудрые и самоосознанные. Они знают бесконечное сознание и этот кажущийся мир, и потому не ценят и не отказываются от действий в этом мире. Ты тоже достиг самоосознания, О Рама, и теперь ты спокоен.

О многообразии нереальных порождений Майи

00:12:22 Васиштха продолжил: О Рама, в прошлом были миллионы Брахм, Шив, Индр и Нараян – и тем не менее, даже создания этих богов являются только фокусами Майи! Эти миры создавались иногда из Брахмы, другие приписываются Шиве или Нараяне или вообще мудрецам. Иногда Брахма рождался из лотоса, иногда поднимался из глубинных вод, или вылуплялся из яйца, или прилетал из космоса. В некоторых вселенных Брахма является высшим божеством, в других он – солнце, Индра, Нараяна или Шива.

00:13:19 В некоторых вселенных земля наполнена деревьями, в других – людьми или горами. Где-то земля подобна грязи или глине, где-то – каменистая, где-то золотая или медная. Можно посчитать лучи солнца, но невозможно сосчитать число существующих вселенных. Это творение не имеет начала. В этом «городе Брахмы» (бесконечное сознание, или сознание в пространстве собственного сердца) вселенные возникают и пропадают снова и снова. Но они отличаются от единого бесконечного сознания.

00:14:05 Эти создания, плотные или тонкие, существующие или распадающиеся, - гирлянды тонких элементов, которые возникли из бесконечного пространства осознания. Иногда первыми появляются небеса, и Творец считается рожденным в пространстве; в другие времена, сначала появляется воздух, а в ещё другие времена, он появляется из огня, воды или земли, и Творец получает соответствующее название. Из тела этого Творца возникают слова, и слова становятся «живыми существами» с соответствующими названиями и обозначениями.

Кажущийся мир как намерение ума

00:15:00 Конечно, всё это нереально, как мир, видимый во сне. Поэтому вопрос о том «как это всё возникло в едином бесконечном сознании?» - незрелый и вообще детский. Творение кажется существующим из-за намерения в уме. Несомненно, это загадочно и мистично.

00:15:30 Я описал тебе всё это только как иллюстрацию истины. Однако в этом создании нет никакого такого порядка. Это творение – только создание только ума; вот это истина, а всё остальное – просто красивое описание.

00:15:56 Из-за следующих друг за другом творений и разрушений этой вселенной вознамеривается временная шкала, от мгновения до тысячелетий. Но эта вселенная вечно присутствует в сознании, как искры всегда присутствуют в раскаленном железе.

00:16:17 В чистом видении просветленного человека, однако, всё это только Брахман, а вовсе не кажущийся мир. Повторение созданий и разрушений бесконечного числа вселенных с бесконечным числом созданий в них является только капризным восприятием глупца и обманувшегося.

транскрибирование: Светлана Ихсанова | Самара | Россия | 30 March 2022