Искусство предаваться
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Почему Гаятри мантру не дают женщинам?
00:00:00 Госвами Махарадж: Есть ли вопросы? О, дама в заднем ряду.
Вопрос: Почему гаятри мантру дают только мужчинам, но не женщинам, хотя она относится к душе, а не к телу?
Госвами Махарадж: Это ведическая традиция. В Бхагаватам говорится:
strī-śūdra-dvijabandhūnāṁ
trayī na śruti-gocarā
(ШБ. 1.4.25).
Женщинам, шудрам и недостойным потомкам брахманов нельзя давать шрути мантру. А Брахма гаятри считается шрути мантрой. Следуя этой традиции, женщинам не дают гаятри. Но я бы сказал, что гораздо выше этого комментарий Шрилы Гуру Махараджа. Потому что он доступен абсолютно любому. Когда мы в семидесятых годах получали гаятри мантру, мы спрашивали, что она означает? И никто толком не мог объяснить. Но Шрила Гуру Махарадж смог объяснить, и мы опубликовали это в «The Guardian of Devotion», а также в конце книги «Субъективная эволюция сознания». Там вы можете прочесть полный комментарий Шрилы Гуру Махараджа к Гаятри мантре.
00:02:57 Поэтому меня не слишком заботят инициации и вообще формальная сторона дела. Гуру Махарадж явил нам смысл, сущность гаятри мантры — это Радха дасья. В Брахма Самхите говорится: восемь ушей Брахмы вошёл ведический звук, потому что он четырехглавый, четырехглавый Брахма. А Дивья Сарасвати также дала мантру. Разве она не женщина? Она дала не Брахма гаятри, а Кама гаятри. Но Дивья Сарасвати, женщина, дала нам Кама гаятри мантру. А когда Брахма услышал звук флейты Кришны, то он произнес: Ом бхур бхувах свах и так далее, то есть слова, известные как Брахма гаятри.
00:04:22 И, как однажды сказал Шрила Гуру Махарадж, тот, кто женщина здесь, может не быть женщиной Там. Тот, кто здесь мужчина, может Там не быть мужчиной. В своей веранде в Дам Дам парке, Шрила Гурудев однажды разглядывал различные изображения, прикрепленные к стене. Это были изображения ачарьев, Махапрабху, Его спутников. Главные спутники Махапрабху — все они гопи во Вриндавана лиле. Но когда они приходят в Гаура-лилу, они принимают мужские облики. Для служения лиле. Они не занимают положения пурушей, наслаждающихся, мужчин, как ошибочно считает секта гауранга-нагари.
00:05:37 И, разглядывая эти изображения, Гурудев увидел изображение Бхактивинода Тхакура. Это известное изображение, где он сидит с бородой, и джапа мала в его руке. И Гурудев сказал: «А в духовном мире он четырнадцатилетняя девушка».
О чём мечтают шрути
00:06:13 Итак, Враджа гопи и жёны брахманов не проходили через обучение в гурукуле, не получали Шрути мантру и священного шнура, ничего из этих предметов.
āsām aho caraṇa-reṇu-juṣām ahaṁ syāṁ
vṛndāvane kim api gulma-latauṣadhīnām
yā dustyajaṁ sva-janam ārya-pathaṁ ca hitvā
bhejur mukunda-padavīṁ śrutibhir vimṛgyām
(ШБ. 10.47.61)
Но когда мы слышим, насколько высоко Уддхава оценил их положение… Он описывает, что шрути ищут, чего они ищут? О чем мечтают сами шрути? Они мечтают стать этими полудикими девушками, сельскими девушками из Вриндавана. Шрила Рупа Госвами объясняет в своей шлоке. Согласно объяснению Шрилы Гуру Махараджа, шрути это сами олицетворенные звуки вед. И они провозглашают: ратнамала, королевская жемчужина всех звуков — это Святое Имя Кришны.
00:07:56 Шрила Гуру Махарадж сказал, что они обязаны были сказать это. Если бы они не провозгласили этого, для них это было бы равносильно самоубийству. Поэтому они говорят: «Из всех звуков, которые только мыслимы и существуют, Святое Имя Кришны — самый прекрасный, самый возвышенный звук, Святого Имени. [шлока]. В одной из шлок Шрила Рупа Госвами приводит слова Шримати Радхарани. Она говорит: «Когда я слышу имя Кришны, оно пленяет моё сердце. Звук Его флейты также пленяет моё сердце. И сам Его облик пленяет моё сердце. Поэтому я страдаю троекратно. И лучше было бы умереть, чем испытывать такие муки. Имя Кришны, Его флейта, Его облик предстают как три разных личности. И все трое они доставляют мне муки».
00:09:38 Радха дасьям, Гуру Махарадж явил в своём комментарии, что это сама суть Брахма Гаятри, служение лотосоподобным стопам Шримати Радхарани. А также говорится во многих местах писаний, что Враджа гопи обрели это сокровище. В современном мире всем пытаются навязать ложную идентификацию, ложную сущность, связанную с мирским представлением о поле.
00:10:33 Но, когда мы говорим: Кришна дас, Радха дасьям, jīvera ‘svarūpa’ haya — kṛṣṇera ‘nitya-dāsa’(CC Madhya 20.108-109), мы говорим о духовной сущности, которая никак не связана с концепцией пола. И, тем не менее, какое бы положение мы ни занимали в обусловленном мире, [шлока], нам надлежит слушать о Кришне от подлинного вайшнава, из авторитетнейшего источника духовного знания. [Шали дасья]. И Cознание Кришны через наш слух войдёт в наше сердце. И когда это произойдёт, то это уже только вопрос времени, когда оно полностью проявится в нашем сердцу, проявит всю свою красоту, всё своё могущество и великолепие.
00:11:58 Гопи бхава и гопи дехо. Иногда гопи подшучивают над Кришной и говорят, что Он похитил супругу Нараяны, Лакшми Деви. Говорится, что Лакшми Деви представлена золотой полоской на груди Шри Лекха, на груди Господа Вишну. И гопи сказали: «Ты бесстыдно, нахально похитил супругу Нараяны».
Почему Лакшми Деви не могла войти в Кришна лилу
00:12:56 И мы слышим ещё в молитвах жён Калии, безусловно это их очень субъективный, индивидуальный способ воспринимать вещи, но мы слышим в их молитвах, что, когда Калия был обращён в вайшнава, после того как Кришна танцевал на его головах, они выражают, насколько велика его удача. И они молятся, и в одной из молитв они говорят:
kasyānubhāvo ’sya na deva vidmahe
tavāṅghri-reṇu-sparaśādhikāraḥ
yad-vāñchayā śrīr lalanācarat tapo
vihāya kāmān su-ciraṁ dhṛta-vratā
(ШБ. 10.16.36)
Они говорят: «Шри, богиня процветания, желает войти в раса лилу и коснуться пыли с лотосоподобных стоп Кришны». Чтобы достичь этого, настолько исключительное, настолько редкое достижение, что для того чтобы обрести его, это достижение, она отправилась в тапа вану, в лес Вриндавана, и там проходила через исключительно суровые аскезы и покаяния, в течение многих жизней.
00:15:03 В своих молитвах они говорят: «Но Лакшми Деви не смогла обрести этого сокровища, а наш супруг, благодаря тому, что Господь танцевал на его головах, он теперь обрёл это благословение. Он, такой шумный, такой дикий, змей, украшен пылью с лотосоподобных стоп Кришны. И того, что не могла достичь богиня процветания, несмотря на все свои аскезы, наш супруг достиг этого. Насколько же он удачлив!»
00:15:42 Это напоминает нам историю о том, как Махапрабху находился в доме Венката Бхатты в течение чатурмасьи. По традиции, во время чатурмасьи санньяси не путешествуют, они остаются в одном доме. Поэтому Махапрабху в течение четырёх месяцев жил в доме Венката Бхатты, дяди Прабодхананды Сарасвати Тхакура, Гопала Бхатты Госвами. В то время все они были Шри вайшнавами и поклонялись Господу Вишну.
00:16:26 И однажды, после того как они провели несколько дней в хари катхе, Махапрабху довольно неожиданно спросил Венката Бхатту: «Почему Лакшми Деви совершает суровые аскезы, чтобы войти во Вриндаван?» И Венката Бхатта. великолепный знаток сиддханты, сказал: «С точки зрения философии, Кришна и Нарайяна — одно. Вот почему она совершает аскезы. В этом нет сомнений. Кришна — это раса-радж. Вишну ведёт себя благочестиво. Но Кришна известен Своими плохими отношениями с моралью. Поэтому, когда Вишну желает наслаждаться определённым образом, Он становится раса-раджем. Поэтому Лакшми поклоняется Ему».
00:17:35 И Махапрабху сказал: «Да, хороший ответ, основанный на писаниях. Прекрасный ответ. Но, чего Я всё-таки не могу понять, так это того, почему она всё-таки не получила разрешения войти в раса лилу? То, что ты сказал, звучит довольно разумно, но тогда почему же она так и не получила разрешения войти в раса лилу? В то время как олицетворённые шрути, олицетворённые веды в облике мудрецов из Данда Караньи всё-таки получили туда разрешение, а Лакшми Деви, она не смогла получить».
00:18:32 И в тот момент Венката Бхатта понял, что ему нечего ответить. Это было вне его понимания. Он напряг все свои силы, но не смог найти никакого разумного объяснения этому. В конце концом, Махапрабху сказал ему, что у богини удачи не было адхикара. Как во время деяний Хира Панчами, Сварупа Дамодар объяснил это. Он объяснил, что у Лакшми Деви не было адхикары, то есть способностей, квалификации, для того чтобы войти в раса лилу. Потому что там, за все свои богатства, она, богиня всех богатств, богиня всей удачи, за все свои богатства не смогла купить билета в Кришна лилу, в раса лилу.
00:19:38 Потому что она хотела войти туда как Лакшми Деви, оставаясь собой, богиней процветания. В то время как данда каранья риши, мудрецы дандакараньи, лил олицетворённые веды приняли гопи бхаву и гопи дехо — сердце, настроение и облик гопи. Гопи бхава и гопи дехо — настроение гопи и облик гопи. А богиня процветания в своей айшварья бхаве, в своём настроении богини процветания не смогла войти туда.
00:20:32 Но он сказал, что это никак не компрометирует Лакшми Деви, потому что у неё есть облик гопи. И в этом облике гопи она смогла войти. Как говорится в Брахма Самхите: lakṣmī-sahasra-śata-sambhrama-sevyamānaṁ, сотни миллионов богинь процветания, гопи. Однажды Гурудев потрясающе просто объяснил разницу между Нараяной Вайкунтхи и Кришной Голоки. Он сказал: «Нараяна Вайкунтхи — одна Лакшми для одного Нараяны. А Кришна — сотни миллионов, сотни миллиардов Лакшми для одного Кришны».
Центральная концепция Бесконечного
00:21:40 С мирской точки зрения, с материальной точки зрения, у нас нет квалификации для совершения ведических обрядов. В том числе, и для обряда инициации, посвящения. Но Кришна — Он вайшья, он пастух. Он не брахман, Он не кшатрий — вайшья. То есть Он занимает среднее положение. Иногда Шрила Гуру Махарадж говорил, что Cознание Кришны это центр, середина. Это центральная концепция бесконечного.
00:22:32 kṛṣṇera yateka khelā, sarvottama nara-līlā,
nara-vapu tāhāra svarūpa
gopa-veśa, veṇu-kara, nava-kiśora, naṭa-vara,
nara-līlāra haya anurūpa
(ЧЧ, Мадхья, 21.101)
Деяния Кришны, которые Он проводит в человеческом облике, это высшее совершенство, и оно находится в центре. Как всякое совершенство, оно находится в центре, в середине. И именно в этих деяниях Он способен ощутить весь спектр, всю полноту духовных переживаний.
00:23:09 Тем не менее, иногда в трудах Госвами мы видим, что когда Враджа гопи возносят свои молитвы, в особых ситуациях, они проявляют исключительное знание всех писаний — пуран, вед, и знание санскрита. Можно сказать, что они скрывают это знание в глуби себя, они хранят его. И демонстрируют его только для служения в строго определённых случаях. Но всё это знание присутствует в них.
00:24:07 Как в гаура лиле все Враджа гопи заняли позиции Госвами, пришли как Госвами. Джива Госвами, исключительный знаток санскрита, или Рупа Госвами, прекрасный философ, написавший великолепные труды на совершенном санскрите. Все они были гопи.
00:24:49 Ранее мы уже говорили, что гаура-нагари, вид сахаджийской секты, считают, что Махапрабху, когда приходит, становится наслаждающимся, принимает бхаву наслаждающегося, Он проявляет настроение мужчины и предаётся эротическим наслаждениям, что довольно смешно. Гуру Махарадж сказал: «В период ранних лил Махапрабху, некоторые женщины Навадвипы проявляли к нему эротические чувства, но Он никогда не отвечал им».
00:25:45 Но гауранга-нагари в своих целях искажают одну шлоку Нарахари Саракара Тхакура, величайшего вайшнава, у которого величайшее положение в мире преданности. Уникальный преданный, он никогда не подвергался этим заблуждениям. Но у него были уникальные отношения с Махапрабху. Он сложил одну шлоку, Шрила Гуру Махарадж очень любил её. В этой шлоке он говорит: «О, Махапрабху, я не принимаю Тебя как санньяси. Почему? Ведь я вижу, что этот любитель женщин, этот распутник из Вриндавана, тот самый Кришна, теперь делает вид, что Он стал санньяси! Нет, Ты не обманешь меня. Если мне скажут, посмотрите, Он носит шафрановые одежды, я отвечу им: я знаю, отчего они шафрановые. Они шафрановые от куркумы со стоп гопи. Поэтому какой же Он санньяси? Я никогда не поверю в это!»
Оставь все мирские соображения
00:27:27 Мы видим в лилах Махапрабху, что иногда Он чрезмерно заботился о своей социальной репутации и строго соблюдал правила жизни санньяси. Однажды, когда Ему предложили очень роскошный Джаганнатх прасад (это сделали Сваруп Дамодар и другие преданные), то Махапрабху ответил им: «Это слишком роскошная пища для санньяси. Раздайте её людям, а я просто почту немного овощей и салата». Тогда Сварупа Дамодар сказал: «Не думай о Своём положении, не думай о поле. Не думай о том, что Ты санньяси. Просто думай о том, как Джаганнатх наслаждался этим подношением. Ведь это Джаганнатх прасад. Не следует смотреть на прасад с мирской точки зрения. Этот прасад — непостижимая субстанция, непостижимый нектар из лотосоподобных уст Господа Джаганнатха. Ты думай только об этом, а все эти мирские соображения — оставь их, не думай о них».
00:29:15 Когда Махапрабху и Нитьянанда вместе с другими преданными посетили храм Кширачора Гопинатха и услышали истории о его деяниях, пуджари также принёс Махапрабху немного кхира. Шесть кувшинчиков с кхиром. И в Чайтанья Чаритамрите упоминается, что Махапрабху только попробовал его в настроении Кришны, поскольку Он Сам был Гопинатхом. Но в этот раз, в этой лиле Махапрабху проявляет иное настроение, облачённое в сердце и сияние Радхарани.
00:30:10 Он наслаждается прасадом. В Храме Гопинатха Ему принесди бхогу, и, как Гопинатх, Он почтил бхогу. Но в этой лиле, и Кришнадас Кавирадж Госвами упоминает об этом, Махапрабху наслаждается в настроении преданного. И у Него совершенно особый вкус, и Он наслаждается этим совсем по-другому. Там была бхога, а сейчас это прасад, Кришна дхарамрита, нектар из лотосоподобных стоп Кришны. И, с точки зрения преданности, это гораздо вкуснее.
00:30:58 Поэтому мы не хотим судить о Реальности с какой-то внешней точки зрения, с какой-то материальной позиции. Иногда Гуру Махарадж говорил: «Не искусство одеваться, а искусство предаваться». Не интересует — шафрановые одежды или белые, мужчина или женщина. Не это интересует нас, а только преданность в сердце.
Кармические обстоятельства и привязанность сердца
00:31:55 Тем не менее, существует вопрос кармических обстоятельств. И в этой связи Шрила Гуру Махарадж однажды сделал интересное замечание. В писаниях говорится, что существует некая прарабдха карма, то, от чего мы страдаем. Та карма, которую мы отрабатываем в этой жизни, не в будущей, не в прошлой, а именно в этой. Существуют разные философские школы, которые считают, что после того, как человек отработает свою карму западного человека, он родится в Индии.
00:32:36 Некоторые думают: «Боже мой! Родиться в Индии — нет, никогда, никогда!» У меня были такие мысли, когда однажды я собирал пожертвования в Калькутте. Я думал: «Я стану человалой, на Махатма Ганди роуд». Человала — это двухколёсная тележка. В течение долгого времени, несколько миль, не было [кутави] с грузом по дороге. И я подумал: «Я стану человалой на Махатма Ганди роуд». То есть, не то чтобы я хотел стать именно человалой. Просто я думал, что, когда я закончу свой период прарабдха кармы, то я получу хорошее рождение в Индии. Но это о другом. Давайте лучше вернёмся к идеям Шрилы Гуру Махараджа.
00:33:43 Гуру Махарадж сказал, что, согласно представлениям ведической культуры, муж обладает полными правами на свою супругу. У неё огромное количество обязанностей. И Гуру Махарадж сказал: «Она, супруга, подобна дживе. А кармические обстоятельства подобны правам её супруга». Сейчас мы занимаем определённое положение. И под давлением кармических обстоятельств мы должны исполнять обязанности, поскольку мы создали свою карму своими собственными поступками.
00:34:47 Но Гуру Махарадж сказал, и только он мог сказать это и имел право на такое высказывание; он сказал, что, как преданные, мы верим в идею паракия бхавы. Паракия бхава это необыкновенно высокий аспект мадхура-расы. Паракия бхава связана с нарушением супружеского долга. Когда у супруги есть любовник на стороне, она считает, что должна исполнять свои обязанности как можно более тщательно, безукоризненно. Но в сердце своём она всегда думает о любовнике.
00:35:42 Точно так же, как преданные, мы обязаны исполнять свои обязанности, связанные с кармой. Что поделать? Мы будем исполнять свои обязанности, но в сердце своём мы думаем только о Кришне. А имеет значение только то, что находится в сердце, в сознании. Поэтому мы здесь не для того, чтобы пытаться победить свои кармические [обстоятельства]. Какими бы они ни были, нам приходится принять их, смириться с ними — что поделать? Не знаю, что ещё сказать об этом. Но наше сердце будет отдано только Кришне.
Высшее благо для всех людей
00:36:53 Есть ли другие вопросы?
Вопрос: Что означают слова «лока хита»?
Госвами Махарадж: Лока сиддха? Лока хитам? Это из моей лекции? Из моей прошлой лекции?
Слушательница: Нет. В одной из лекций Гурудева я услышала эти слова: лока хита.
00:38:20 Госвами Махарадж: Лока хита означает «высшее благо для всех людей». Эти слова из известной шлоки, она во Второй Песни Шримад Бхагаватам. Высшее благо для всех людей. Лока означает «люди», это одно из значений этого слова. Шукадев Госвами объясняет Махараджу Парикшиту. Это шлока во Второй Песни, в которой объясняется, в чём состоит высшее благо для всех людей. Как есть шреяс и преяс. Преяс это сиюминутное благо, а шреяс это высшее благо, благо, которое в перспективе, отдалённое благо. Но оно гораздо выше, чем сиюминутное.
О щепетильности в выборе источников
00:39:35 Да?
Вопрос: Можно ли читать Шри Чайтанья Мангалу?
Госвами Махарадж: Сарасвати Тхакур сказал, что некоторые мысли в ней были искажены гауранга-нагари в угоду их собственным представлениям, гауранга-нагари-вада. Сарасвати Тхакур сказал, что единственный источник, которому мы можем безусловно доверять, это Шри Чайтанья Чаритамрита.
00:40:35 Он настаивал на этом до такой степени, что даже если в Чайтанья Бхагавате дается один список людей, которые сопровождали Махапрабху после принятия санньясы, а в Чайтанья Чаритамрите приводится другой список, то мы принимаем мнение Чайтанья Чаритамриты. Потому что Чайтанья Чаритамрита для нас это абсолютный, высший авторитет. Чайтанья Чаритамрита, Чайтанья Бхагавата. Если мы сосредоточены на духовном знании, на подробностях сиддханты, лучше всего читать Чайтанья Чаритамриту. Если же мы будем, оправдывая себя именами Нитьянанды и Махапрабху, читать другие книги, мы можем отклониться. Нужно сосредоточиться на темах Чайтанья Чаритамриты.
00:41:46 Безусловно, в некоторых местах Чайтанья Чаритамрита сама ссылается на Чайтанья Бхагавату и другие книги. Но нам нужно быть осторожными. То же самое относится и к Бхакти Ратнакаре. Сейчас все эти книги распространяются среди преданных, благодаря Интернету. И никто не знает, что это за книга? Откуда взят источник для перевода? Кто её переводил, какова была его квалификация? И преданные читают всё это и относятся ко всему этому как к авторитетному знанию. Нужно быть очень осторожным.
00:42:42 Иногда, посещая Индию, мы посещаем различные святые места. И пуджари может рассказать нам какую-то историю. Кто этот пуджари? Может, он пуджари-то одну неделю или один месяц? Кто его духовный учитель? Какова его связь с Духовной Реальностью? Мы не знаем ничего этого. А он рассказал какую-то историю. Да, безусловно, существует множество замечательных историй. Но существует понятие апокрифа, то есть истории, аутентичность которых сомнительна.
00:43:23 Если мы хотим понять гаудия сиддханту, нам нужно сосредоточиться на Чайтанья Чаритамрите и на руководстве нашей гуру парампары, гуру варги. Следует очень щепетильно относиться к авторитетности источника. Следует сосредоточиться на гуру варге и та том, что они дали нам. Это наша основная цель, и нужно сосредоточиться именно на этом.
00:44:05 Это относится даже к Бхагаватам. Ни Гурудев, ни Гуру Махарадж никогда не настаивали, никогда не говорили нам, что мы должны детально изучить Шримад Бхагаватам. Они избрали определённые места, определённые шлоки для нашего изучения.
00:44:28 Однажды я был в Донецке. Одна женщина пришла на посвящение и спросила: «Что мне делать в качестве утренней садханы?» Я спросил: «А что Вы делаете сейчас?» Она ответила: «Я повторяю, с моей дочерью мы повторяем Нарайяну кавачу». Я спросил; «Зачем?» Она сказала: «В одной из книг я прочла, что это благоприятно». Но интересно, что даже во время жизни Прабхупады один из его старших учеников рассказал ему, что он повторяет Нарайяну кавачу. И Прабхупада спросил: «Зачем ты это делаешь?» Ученик сказал: «Я читал Ваши комментарии к Бхагаватам, в одном из них говорится, что повторять Нарайяна кавачу очень благоприятно».
00:45:35 Но Прабхупада сказал: «Я никогда не просил тебя делать это. Я не говорил тебе, чтобы ты делал это. То, что написано в комментарии, это совсем другое. В комментарии иногда можно говорить, что нужно делать то или это. Но именно для этого нужен гуру, саддху, шастры вайшнавы». Вайшнавы это живые писания. Нужно сосредоточиться на том, что наша гуру-варга считает важным, и уделить основное внимание именно этому.
00:46:26 Есть такая поговорка бенгальская: когда лошадь видит впереди стойку с кормом, она переппрыгивает через все кочки, стоящие на пути. В Бенгалии много прекрасных поговорок. Они преподносят нам нектар на золотом блюде, но мы спрашиваем: «А что ещё есть поесть? Тут темно, я не могу, я не вижу, какие блюда ещё есть вокруг». Мы сам наши худшие враги. Эти вещи очень важны.
00:47:18 Есть такое юридическое выражение: ошибаться в сторону осторожности. Это Валлабха Бхатта сказал Махапрабху, что его комментарии к Бхагаватам превосходят комментарии Шридхара Свами, Шридхара Свами, изначального комментатора. Махапрабху полушутя сказал ему: «Тот, кто не принимает Свами, тот проститутка». (Свами — это также «хозяин», или «супруг».)
00:47:53 В этой связи есть другая шлока:
śrīdhara-svāmi-prasāde ‘bhāgavata’ jāni
jagad-guru śrīdhara-svāmī ‘guru’ kari’ māni
(ЧЧ, Антья, 7.133)
Её очень любил Гуру Махарадж и Гурудев. Только по милости Шридхара Свами, бхагавата джани, я знаю Бхагаватам. Только по его милости, Джагат-гуру. Он Джагат-гуру, все принимают его как учителя всей вселенной. И когда я хотел прославить Гуру Махараджа, я иногда произносил эту шлоку. Это способ оценивать вещи, судить о вещах. Принимать своего гуру как Джагат-гуру. Поэтому Сарасвати Тхакур дал ему имя Шридхар. Шридхар означает, что его точка зрения, его идеи стоят превыше всех остальных.
Сфокусироваться на сути
00:49:11 Но Валлабха Ачарья настаивал на своём. Он сказал: «Я могу дать сотни объяснений имени Кришны». Махапрабху ответил: «Меня не интересует много. Я знаю только два: Яшода Нандан и Шьяма Сундар. Я не способен понять больше», Махапрабху сказал это.
на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис
татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣
(Шикшаштака)
Что это обозначает? В то время как Сам Он в Шикшаштаке говорил, что у Кришны бесчисленное количество имён, но следует сосредоточиться на качестве. Потому что, если мы не сосредоточимся на качестве, то мы будем гнаться за количеством.
00:50:09 Поэтому Рупа Госвами говорит: не принимать множества учеников, не читать множества книг, не строить множества храмов. Это будет плохо, это будет вредно для духовной жизни. Махапрабху цитировал атмарама шлоку и дал её 61 толкование, для одной только шлоки. Поэтому не следует думать, что наша гуру-варга не знает писаний. Они избрали самое важное. Они не забыли ничего важного, но они избрали для нас самое важное, то, на чём нам следует сосредоточиться.
00:51:18 на̄на̄-ш́а̄стра-вича̄ран̣аика-нипун̣ау сад-дхарма-сам̇стха̄пакау
лока̄на̄м̇ хита-ка̄ринау три-бхуване ма̄нйау ш́аран̣йа̄карау
(Шри Шри Шад-Госвами Аштакам).
Они, Госвами, изучили все писания, от начала до конца, для блага всех живых существ. Поэтому нам нужно держаться, нам нужно сузить своё восприятие, нам нужно сфокусироваться на том, что является сутью всего, что является самым важным. Харе Кришна.
обработка текста: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 07 October 2016