Путь бхакти - занять ум служением
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава четвертая, текст 26, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 15 апреля 1974 года в Бомбее.
Перевод: «Одни [идеальные брахмачари] приносят слух и другие чувства на огонь обуздания ума, а другие [те, кто ведет регулируемую семейную жизнь] приносят звук и другие объекты чувств на огонь чувств».
00:00:29 Шрила Прабхупада: Читай комментарий.
Представители четырех ашрамов: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и саньяси должны стать совершенными йогами. Человеческая форма жизни дается людям не для того, чтобы они предавались наслаждениям, подобно животным, поэтому четыре ступени духовной жизни постепенно приводят человека к духовному совершенствованию. Брахмачари, или ученики, следующие наставлениям истинного духовного учителя, учатся обуздывать ум, воздерживаясь от чувственных удовольствий. Брахмачари слушает лишь то, что связано с сознанием Кришны.
00:01:09 Поскольку слушание лежит в основе познания истины, настоящий брахмачари всегда занят харер наманукиртанам: он слушает, как другие прославляют Господа, и сам возносит Ему хвалу. Он старается оградить себя от материальных звуков, и потому его слух поглощен духовными звуками: «Харе Кришна, Харе Кришна». Подобно этому, семейные люди, которым позволено в какой-то мере удовлетворять свою потребность в чувственных удовольствиях, делают это, придерживаясь строгих ограничений. Пристрастие к сексу, вину и мясу свойственно большинству людей, но семейный человек, следующий предписаниям шастр, ограничивает себя в половой жизни и других удовольствиях.
00:01:55 Именно для этого в любом цивилизованном обществе и существует институт брака, основанный на религиозных заповедях: его назначение-ограничить половую жизнь. Семейный человек, который ведет ограниченную половую жизнь и не испытывает привязанности к ней, также совершает ягью он жертвует свои м стремлением к чувственным удовольствиям ради более возвышенной, духовной жизни.
00:02:43 Итак, индрийа самйама, йога, йога значит индрийа самйама, йога индрийа самйама. Практика йоги рекомендуется тем людям, в ком очень сильно телесное отождествление. Практически это относится ко всем, поэтому практика йоги рекомендуется для общей массы людей, так, чтобы они могли держать свои чувства в узде. Постепенно следует подняться на уровень индрийа самйама, или саттва гуны, раджа гуна, саттва гуна, тамас гуна, необходимо подняться на уровень саттва гуны. Как правило, люди пребывают под влиянием раджаса и тамаса, вчера я утром говорил об этом. Все пытаются обрести мир и счастье.
00:04:09 Это возможно, когда человек поднялся на уровень саттва гуны и для этого предназначена практика йоги. Что она собой представляет? Управляя воздушными потоками в теле, об этом будет говорится позднее, есть пять воздушных потоков, вайю. Когда в старости эти потоки выходят из равновесия, в соответствии с аюрведой, это называется вайю рога, мускулы становятся дряблыми у пожилых людей, потому что контроль воздуха, а точнее циркуляция воздуха затрудняется. Есть много лекарств и много разновидностей практики йоги, способствующих устранению этой проблемы.
00:05:10 Итак, практика йоги-это обуздание чувств. Это анализ всей этой структуры. Грубо говоря, наше тело состоит из чувств. Все мы- животные или люди с невысоким интеллектом, заняты только услаждением своих чувств индрийани парани, они думают, что наслаждение в чувственных удовольствиях в этом счастье. Но в действительности это не счастье. Что такое настоящее счастье? Это атиндрийа, атиндрийа означает то, что запредельно чувствам. Но поскольку у нас нет такого знания, так как мы отождествляем себя с телом, нас интересуют только вопросы наслаждения чувств, индрийани парайаху.
00:06:29 Те же, кто прошли немного дальше, черпают наслаждение в уме, предаются умозрительным рассуждениям, философии или теософии, много разных «софий», кто-то выдвигает эти теории, кто-то другие. Умственные фантазии. Они пишут стихи, замечательную поэзию, они не находятся на таком грубом уровне чувственных наслаждений, но их наслаждение на тонком уровне, ум –это тоже чувство, ум тоже чувство. Кришна говорит в Бхагавад Гите, эти восемь элементов также являются Моей пракрити, но бхина, они отделены, это отделенная пракрити. Пракрити подчинена Пуруше.
00:07:45 Как правило, в общем понимании, жена считается пракрити, а муж-пурушей. Пуруша значит наслаждающийся, а пракрити- объект наслаждения. Аналогично, когда Кришна говорит бхинам пракритья аштатха, все эти элементы, грубые и тонкие: земля, вода, воздух, огонь-это грубые элементы, и ум, разум, эго, то есть тонкие элементы. Кришна говорит апарьйям, эти элементы относятся к низшей пракрити. Но есть другая пракрити. Какая? Джива бхутам маха бахо, джива бхута- живое существо. Живое существо тоже пракрити, мы не пуруша, но мы забываем об этом.
00:08:55 Пракрити значит нечто, чем пользуется пуруша, поэтому наше истинное положение-это быть объектом наслаждения для Верховной Личности Бога, Пуруша, Пурушоттама. Таково наше положение. Но мы искусственно пытаемся стать пурушей и это майя. Вместо того, чтобы доставлять наслаждение Пуруше, мы пытаемся стать Пурушей. Мы пользуемся материальной природой для этого. Что лежит в основе мира, материального мира? Желание живого существа стать пурушей и потому живые существа пытаются эксплуатировать ресурсы материальной природы. Посадите людей на стулья.
00:09:58 Такова наша материальная болезнь. Как мы пытаемся господствовать над материальным миром, наслаждаться им? При помощи чувств, ума. Живые существа, говорит Кришна, Мои неотъемлемые части. Вместо того, чтобы служить Кришне, они пытаются пользоваться материальной природой ради своих наслаждений. Это называется борьбой за существование, пракрити стхани каршати. Каршати значит тяжелая борьба. И вот эта каршати есть борьба за существование. Вы не сможете стать счастливым, ведя искусственный образ жизни, а это искусственная жизнь.
00:11:11 И то, и другое называется пракрити, бхин пракритья аштатха, пара-это пракрити. Допустим, есть две пракрити, две женщины. Одна переодевается мужчиной, другая одевается, как женщина. Но, как они могут наслаждаться? Они же пракрити. Если вы просто переоделись, это ещё не говорит о том, что вы сможете наслаждаться. Поэтому это просто фантазия. Поэтому те, кто глубоко погружены в сознание «я – тело», для них дается система йоги дхйяна дхарна пранайам асана ити ади, разные методы, яма, нияма, но и путь йоги тоже требует самьямы, самья агни говорится.
00:12:26 Практика йоги подразумевает контроль чувств, самьяма агниа, жертвоприношения. Вот этот дух наслаждения необходимо пожертвовать в огонь самьямы контроля чувств. Вот, что требуется. Управляя чувствами, индри агни, это тоже очень важно, индри агни. Об индри агни говорится в Нараде Панчаратре. Хришика значит индрийа и Хришикеша-это Кришна. Когда индрийа, чувства будут заняты в служении господину чувств, это индри агни шутдюъхвати. Вы не способны управлять чувствами лишь искусственными методами, дхьяной, дхарной, пранайамой, ямой, ниямой, асаны, пратьяхарой, есть много систем.
00:13:46 Это не удавалось даже великим йогам. К примеру, Вишвамитра Муни практиковал йогу, индрийа самьяма. Поскольку он был царем, у него было особое расположение к сексуальной жизни и поэтому он пытался обуздать своё половое желание при помощи йоги. Но чем это закончилось? В результате, Менака, куртизанка с райских планет, появилась перед ним, и она бродила вокруг да около, есть много таких примеров, позванивая своими колокольчиками и тотчас же он прервал свою практику йоги, он привлекся Менакой и в результате родилась Шакунтала. Калидас Кави написал драму под названием «Шакунтала».
00:14:56 Драма эта о том, как йог не смог совладать со своими чувствами и привязался к прекрасной девушке и в результате чего родилась Шакунтала, прекрасная девушка. Порой это невозможно и много есть тому примеров. Итак, это искусственный путь йоги. Но когда, индрийа агнишу означает индрийа Кришны. Когда мы удовлетворяем индрийей чувства Кришны, тогда естественным образом, наши индрийи наполняются удовлетворением, они заняты. Есть ещё один стих, написанный Прападанандой Свами Сарасвати, он сказал, к примеру, если у вас болит зуб, зубной врач выдирает его, это называется протката, удалять.
00:16:29 Итак, индрийа можно сравнить с каласарпой, с ядовитой змеей. Как только каласарпа или змея коснется вашего тела, в любом месте, у нее есть ядовитый зуб, вы тотчас же умрете, поэтому её называют каласарпой, кала значит смерть. Поэтому, мы так боимся змей. Но, если ядовитый зуб вырван у каласарпы, она больше не представляет собой чего-то опасного, она не пугает нас, поэтому Прападананда Сарасвати говорит: «по милости Шри Чайтаньи Махапрабху наши идрийи, наши чувства, которые сравнивают с каласарпой, может они и каласарпа, но у них вырвали ядовитый зуб. И таков метод бхакти йоги.
00:17:48 Вы не сможете управлять индрийами, если не займете их в служении повелителю индрийи, это называется бхакти йога. Если вы хотите очистить свои индрийи, вы должны признать, что вам необходимо освободиться от упадхи. Поскольку в настоящий момент мы отождествляем себя с телом, мы думаем: «я принадлежу этой семье, поэтому, если я не удовлетворю членов своей семьи, я обязан это делать, это моё настоящее положение», но моё положение, изначальное моё положение быть слугой Кришны. Что значит служить Кришне?
00:19:00 Служить желаниям Кришны. О чем говорит Кришна? Сарва дхарман притиджа. Он требует, но, если мы этого не делаем, это означает, что мы не хотим служить Кришне. Но моё положение служить. В таком случае, мне придется служить своим обозначениям: «я глава этой семьи, я принадлежу этому обществу, этой нации», этому, тому и так далее. Мы обязаны служить иллюзорному хозяину, потому, что вы не можете без служения.
00:19:45 Итак, пока мы не очистим наши индрийи от всевозможных обозначений, как Чайтанья Махапрабху говорит: «Я не брахман, я не саньяси, я не кшатрий, я не брахмачари», поскольку всё это ярлыки. Варнашрама дхарма, четыре варны и четыре ашрама. Конечно, сейчас мы не знаем даже об этих обозначениях, мы в настоящий момент просто животные, но человеческое общество должно быть разделено на эти восемь сословий: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, брахмачари, грихастхи, ванапрастхи, тогда, такое общество можно назвать упорядоченным.
00:20:37 Однако, вы должны подняться над этим, потому что это упорядоченное деление общества тоже чувственное наслаждение, это не настоящая жизнь, это тоже материальные наслаждения, но упорядоченные. Несколько раз я говорил об этом. Брак-это тоже чувственное наслаждение, подразумевающее сексуальную жизнь. Кто-то может сказать, что брак-это даже легализованная, узаконенная проституция. Возможно. Но тем не менее есть определенный контроль, хотя это и называется узаконенной проституцией.
00:21:21 Но, однако, есть определенный контроль, люди становятся ответственными. Благодаря этой ответственности, они могут продвигаться, потому что жизнь безответственная не поможет. В семейной жизни наша склонность услаждать чувства, упорядочивается, она под контролем, поэтому это называется разрешением. Жизнь грихастхи - это разрешение на чувственные наслаждения, но мы должны знать, что чувственное наслаждение- это материальная жизнь, упорядочены они или не упорядочены, чувственное наслаждение означает материальная жизнь, но наша цель подняться над материальной жизнью и прийти к жизни духовной, подняться на духовный уровень, вот, что необходимо.
00:22:21 Есть множество методов. Кришна говорит о них. В частности, здесь Он говорит о мистической йоге, о контроле чувств. Если вы хотите практиковать искусственную йогу, как Вишвамитра Муни или Дурваса Муни, есть много известных историй про этих Муни, они были великие йоги. Дурваса Муни путешествовал по всей вселенной, и он вышел даже за пределы этой вселенной, попав в духовный мир, он увидел Господа Вишну лицом к лицу и тем не менее он проиграл, есть много таких историй, про Амбаришу Махараджа. Индрийи невозможно подчинить, однако эти индрийи не смогут причинить вам никакого вреда, если вы лишите их этого ядовитого зуба.
00:23:44 Каким образом можно удалить этот ядовитый зуб? При помощи бхакти йоги. То есть, ришика значит чувство, вы не способны совладать с чувствами, только, если не займете их в служении чувствам Господа. У Господа есть чувства, Он тоже живое Существо, как и мы, но люди менее разумные, не могут этого понять. Они считают, что Он должен быть чем-то противоположным. Нет. Веды сообщают нам: нитьё нитья нам, Абсолютная Верховная Личность Бога также вечен, об этом также говорится в Бхагавад Гите, Бхагаван говорит: «Арджуна, ты и Я и все эти люди, собравшиеся здесь, нитья, мы существовали в прошлом, сейчас мы учувствуем в этой битве, и когда мы покинем свои тела, мы все равно останемся индивидуальными». Об этом говорится во второй главе.
00:25:12 Индивидуальность сохраняется, нигде не говорится о том, что все они слились во что-то единое, это невозможно, потому что в Бхагавад Гите сказано: мамай вамшива джива бхута, джива лока санатана, амша- части Всевышнего являются санатана. Не думайте, что волею случая, единый дух расщепился на фрагменты. Нет, это невозможно. Поскольку в Бхагавад Гите говорится: ачъодеям, Он не может быть разделен на кусочки, но каким образом Он разделился на части?
00:26:02 Поэтому следует вывод, что эти частицы изначального целого являются санатана, ошибочно считать, что они стали этими частицами волею случая. Нет. Они приводят пример, что когда в воду вливают воду, она сливается, но с научной точки зрения, молекулы остаются индивидуальными, они всё равно остаются отдельными единицами, даже солнечный свет состоит из светящихся карпускул, точно также мы светящиеся духовные карпускулы.
00:26:41 Итак, санатана, по своей природе эти частицы санатана, у них должна быть занятость. Поскольку мы маленькие частицы Всевышнего, мы посвящаем себя каким-то материальным делам. Наша задача положить конец этим материальным делам и не привлекаться ими, но привлечься духовными видами деятельности. Не думайте, что деятельность можно прекратить, это невозможно. Поэтому в шастре говорится, те, кто думает: «сейчас мы обрели брахма гьяну, знание, мы стали едиными с Брахманом, поэтому сейчас мы свободны», вимукта манина, это не свобода, освобождение не наступит, потому что твоя [не понятно], потому что чувства ещё не заняты служением Господу, они не знают о Верховной Личности, авишудха будхайя, они поэтому не могут быть свободными.
00:27:58 Почему нет? Ведь они уже достигли освобождения. Нет. Арухья, они шли путем сурового подвижничества, аскезы — это хорошо, и они достигли парампадам, брахма пада, но патантьяха, поскольку ананда майя виасат, все желают ананды и частица, неотъемлемая частица ананды, Кришны тоже желает ананды и поэтому одного лишь осознания ахам брахмасми не хватит, этого недостаточно, это не позволит вам оставаться на этом уровне, потому что, если я просто знаю, что я такой-то, такой-то, если я просто знаю, что я миллионер, что я великий человек, это ещё мне не поможет, у меня также должна быть деятельность.
00:29:00 Абьясат означает должна быть какая-то деятельность. Если вы прекратите деятельность, то не будет никакой ананды, тогда вы снова начнете искать какую-то деятельность и поскольку вы никак не можете себя занять на духовном уровне, вы спускаетесь на уровень материальный. Поэтому такого рода искусственная [не понятно] может помочь вам на какое-то время прекратить деятельность индрийи, но это не вечное состояние. Поэтому этот путь… когда вы освободитесь от всех обозначений, как сказал Чайтанья Махапрабху, я собирался это объяснить, «я не брахман, я не шудра, я не кшатрий и не вайшья», Он отрицал всё это.
00:29:58 Тогда кто же Ты? Чайтанья Махапрабху говорит: гопи бартух падакмалайо, и в этом есть деятельность. Как только мы считаем себя даса дасану дасой, это подразумевает какую-то деятельность, потому что дас занят определенной деятельностью. Если мы заняты, как дасы этой деятельностью, тогда ришикена Хришикеша севанам, это называется бхакти. Если мы идем этим путем, если мы занимаем свои чувства в служении господину чувств, у нас есть какие-то чувства, но мы не господа, не хозяева.
00:30:40 Допустим, у меня есть рука, я работаю, действую с помощью нее, но я не хозяин этой руки, если её парализует, она не будет функционировать. Как же мы можем быть хозяевами своих чувств? Они зависят отчего-то еще, от повелителя чувств. Когда Кришна говорит сарвитах панипадам тха, у Кришны есть руки и ноги повсюду или у Брахмана руки и ноги повсюду. Что это за руки и ноги? Это ваши руки, мои руки, они руки Брахмана, потому что вы - неотделимая часть Брахмана.
00:31:16 Сейчас ваши руки и ноги заняты упадхи, все работают и думают: «я американец, я индиец, я брахман, я шудра, я из этой семьи, из той» и так далее. Вы должны позабыть об этом. Я не принадлежу этому материальному миру и этим научным делениям, как бы они не назывались: брахманом, кшатрием, вайшьей, американцем, индийцем, нет, я чистая душа и мой долг служить Кришне, вот тогда вы сможете управлять своими чувствами, потому что чувства хотят занятости. Если вы искусственно прекратите действовать, это долго не будет продолжаться, какое-то время вы можете находится в таком состоянии, но вы не можете быть без желаний.
00:32:09 Иногда мы говорим, мы должны избавиться от желаний. Это невозможно. Если вы избавитесь от желаний, значит вы мертвый человек. Это невозможно. Смысл в том, что мы должны очистить наши желания, очистить желания, ум. Ум-источник желаний, поэтому путь бхакти- это прежде всего занять ум. Если вы займете свой ум, если вы всегда будете думать о Кришне, Кришна рекомендует это. Если вы перво-наперво займете свой ум мыслями о лотосных стопах Кришны, тогда Кришна говорит, вы станете совершенным йогом.
00:33:08 Совершенный йог - это тот, кто всегда размышляет о лотосных стопах Кришны, это лучший йог. Когда ваша йога станет совершенной, когда вы приведете в гармонию свои индрийи, свои чувства с чувствами Кришны, с огнем чувств Кришны, когда вы посвящаете их этому, это ваша совершенная жизнь.
Спасибо вам большое.
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 03 December 2021