Или Кришна или Майа

Вриндаван - 03 August 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:22:16 | качество: mp3 128kB/s 20 Mb | прослушано: 295 | скачано: 229 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 4, текст 11, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 03 августа 1974 года во Вриндаване, Индия.

00:00:34 Итак, в Чайтанья Чаритамрите Шри Чайтанья Махапрабху говорит [санскрит]. На самом деле по своему положению мы вечные слуги Кришны, это наше истинное положение, однако мы искусственно пытаемся стать господами, это называется майей. В действительности быть слугой-вот моё положение. Например, естественное положение женщины-зависеть от мужчины, это естественно, однако, если какие-то женщины искусственно пытаются стать мужчинами или господами, они только страдают, это приводит к страданиям. Мы рассказывали о том, что в Индии женщины добровольно подчиняются мужу и множество таких семей, сотни и тысячи, живут счастливо, это правда.

00:02:05 В западных странах напротив, женщины хотят независимости, но не видят счастья. Таковы мои наблюдения, ибо я видел и запад, и восток. Женщина по своей природе зависима, аналогично, мы-пракрити. Пракрити значит подвластны, а властелина называют Пурушей. Каково наше положение в материальном мире? Мы взбунтовались против Кришны, чего ради нам служить Кришне? Поэтому, внешняя энергия Кришны-материальная природа подчинила нас. В сущности, находится в подчинении у материальной энергии, претерпевать рождение, смерть, старость и болезни не естественно для нас. Об этом сказано в Бхагавад Гите. Для живого существа не существует ни смерти, ни рождения, всё это надуманно.

00:03:37 Каждому из нас приходится испытывать рождение и смерть, но истина в том, что «наджайте мрия тева», однако мы настолько глупы, что не задаемся вопросом. В шастре говорится, что мы не рождаемся и не умираем, тогда почему я умираю, почему рождаюсь? Это наше наказание. На самом деле наше истинное изначальное положение-подчиняться Кришне, но так как мы восстали против Кришны, мы стали слугами майи. Мы слуги по природе, поэтому говорится [санскрит]. Если вы предаетесь Кришне, тогда Кришна начинает руководить вами, заботится о вас. Если же не предаетесь, вопреки своей природе, вам придется предаться законам материальной природы, и она подчинит вас, поэтому «мам прападьянте». Кришна и энергия Кришны [санскрит], энергия Кришны тоже повелевает, её называют «Дургой».

00:05:15 «Дурга»-это шакти, внешняя энергия, она тоже наделена безмерной силой. Материальная природа очень сильна, она создаёт, поддерживает и разрушает, но она действует под надзором Кришны. Материальная энергия очень сильна, необыкновенно могущественна, вы можете в этом убедится. Внезапный сильный ураган может снести множество домов, вырвать с корнем множество деревьев, такова мощь материальной природы. Сильный шторм, разгулявшийся в океане, может затопить множество городов. Материальная энергия очень, очень сильна. О ней говорится [санскрит]. Итак, материальная природа повелевает нами.

00:06:24 Среди нас есть ученый, ему известно до какой степени материальная природа властна над нами. Материальная природа тоже Кришна, ибо это энергия Кришны. Например, свет этой лампы, лампа распространяет свет, свет лампы-это тоже лампа, свечение исходит из источника света. Энергия тождественна источнику энергии. Если вы хотите находится во власти энергии, Кришна говорит: да, у тебя есть на это право. Если же вы желаете быть подвластным Кришне, Кришна тоже согласен, поэтому Он говорит [санскрит], это зависит от тебя. Но в любом случае ты будешь в подчиненном положении, ты не независим, тобой будут повелевать, такова твоя природа, ты не можешь быть повелителем, это невозможно.

00:07:44 Либо подчиняйся Мне лично, либо тобой будет повелевать материальная энергия. Например, правительство, человек может говорить: «я не подчиняюсь правительству, оно мне не нравится». Вы можете так сказать, но вы подчиняетесь, если вы воспротивитесь правительству, вас тут же арестуют и посадят в тюрьму, у вас не будет свободы. Можете говорить, как безумец «я не хочу подчиняться, мне наплевать на правительство», но это невозможно, поэтому «ятхамам», если вы хотите находится в подчинении у тюрьмы, Кришна не станет этому препятствовать, если же вы хотите следовать законам государства, это тоже ваше право.

00:08:36 Если говорить практически, то все трансценденталисты хотят подчиняться трем аспектам Кришны: Брахману, Параматме и Бхагавану. Имперсоналисты хотят слиться с сиянием Брахмана, это тоже согласие находится в подчинении. Например, если вы сольетесь с океаном, как правило имперсоналисты приводят такой пример, они думают, что сливаясь с океаном, погружаясь в него, они тоже становятся океаном, но это невозможно. Вы оказываетесь во власти океана. Предположим, вы нырнули в океан, думаете, вы стали океаном? Вы просто оказались в его власти. Они же воображают, сейчас я капелька океанской воды, если я сольюсь с океаном, Брахманом, то стану Брахманом. Разве это разумная идея?

00:09:55 Вы капля воды. Что говорит наука? Предположим каплю воды смешали с водой в море, станет ли капля морем? Как ты это объяснишь с точки зрения науки? Она стала частью моря, частью, она осталась частью моря, она была частью моря и остается ей. Морская вода-это совокупность множества молекул воды, так? Да. Как молекулы могут стать морем? Поэтому в Бхагавад Гите сказано, философы майавади думают: погружаясь в Брахман, я становлюсь Брахманом. Нет, это ошибка, вы не можете стать Брахманом, вы остаетесь тем, кем были. Дается такой пример, зеленая птица в кроне зеленого дерева.

00:11:10 Нельзя сказать, что птица слилась с деревом, нет, птица продолжает своё индивидуальное существование, но тем, кто не наделен совершенным зрением, кажется, что птица слилась с деревом. На самом деле это не так. Так как они не способны слиться, им приходится возвращаться, об этом говорится в Шримад Бхагаватам. Они думают: теперь я стал Всевышним, но в действительности это впечатление ошибочно «манина», «манина» означает «кажущееся», это не реальность, «вимукта манина», почему они так думают? «Авишудха будхайя», их знания не совершенно, «авишудха», «вишудха» значит совершенное, «авишудха»-не совершенное.

00:12:15 Не имея на то основания, он рассуждает «я стал един», но он остается неотъемлемой частью, как говорит Кришна [санскрит]. Например, если в большой мешок риса положить одно рисовое зернышко, оно останется зерном, хотя может показаться, что оно слилось с мешком, это невозможно. Поэтому Бхагавата говорит, они так думают, но на самом деле это не так. Если вы спросите, почему они придерживаются таких воззрений? «Авишудха будхайя», их разум не очень силен. Майавади совершают суровые аскетические подвиги, чтобы слиться с Высшим сиянием, сиянием Брахмана, «саюджа мукти».

00:13:23 Этой цели тоже не легко достичь, поэтому «арухия кричрена», подвергай себя, подвергай себя суровой аскезе, мучительным упражнениям. Например, йоги тоже выполняют упражнения. «Кричрена» означает упражнения, сложные упражнения, они постигают Брахман, но достигнув этого уровня, падают вниз, ибо не могут найти там прибежище. Несколько раз я приводил такой пример, если вы поднимитесь высоко в небо, но не найдете там прибежища, вам придется вернуться.

 

00:14:22 К примеру, люди летают на луну, но не найдя там никакого прибежища, они возвращаются. Если вы лишь поклоняетесь безличному Брахману, подвергая себя суровым покаяниям и аскезе, вы можете достичь Брахмана, но не сможете остаться там, потому что Брахман лишен «ананды», это лишь вечность. Но мы, хотя и очень незначительны, мы вечны и жаждем блаженства и знания. Одна лишь вечность не удовлетворит нас, вечность-это один из аспектов Кришны, вы можете обрести вечное существование, Кришна дал вам свободу, Он говорит [санскрит] если ты хочешь раствориться в сиянии Брахмана, ты можешь это сделать.

00:15:18 Если же ты хочешь осознать Параматму, локализованный аспект, это тоже в твоих силах, но также ты можешь прийти ко мне. Например, Бхагавад Гита говорит, если вы хотите отправиться к Кришне и непосредственно служить Ему, общаться с Ним, это тоже доступно вам, такая возможность есть у всех. Материалисты предаются материальной природе, как говорит Кришна, они тяжело трудятся, день и ночь ради материальной выгоды, Кришна говорит: хорошо, вы можете её получить это тоже возможно. Но к чему действительно призывает нас Кришна? «Просто предайся Мне, это принесет тебе благо».

00:16:29 Кришна есть всё, вы можете предаться множеству проявлений Кришны, всё, что вы видите и ощущаете-энергия Кришны, она неотлична от Кришны, вот в чем заключается понятие единства. Кришна распространяет Себя во множество полных частей, мы тоже Кришна, мы живые существа,  будучи неотъемлемыми частями Кришны, тоже Кришна, нет нечего, кроме Кришны, но решать вам предаться энергии Кришны или экспансии Кришны. Если вы хотите предаться сиянию Брахмана, это тоже Кришна. Если вы хотите предаться проявлению, Его проявлению Параматмы, это тоже Кришна. Или вы можете предаться Самому Кришне, всё это Кришна.

00:17:41 Майавади говорят, чтобы вы ни делали, вы достигните Всевышнего. Хорошо, но Всевышний-понятие растяжимое. Предположим, если какой-нибудь человек войдет в уборную этого дома, про него можно сказать, что он находится в доме, потому что уборная-это тоже дом, но уборная-не гостиная, это лишь одно из помещений дома. Если мы просто думаем: я вошел в дом и моя цель достигнута, вы вошли, вы уже вошли, в каком бы положении вы не находились, ибо нет нечего кроме Кришны. Но если вы довольствуетесь лишь уборной, это не свидетельствует об очень высоком интеллекте. Нельзя говорить, что туалет и комната Божеств и гостиная, и кухня-всё это единое, нет разницы. Всё это разные отделения дома.

00:18:54 Разве можно сказать, что войдя в уборную, вы оказались и в комнате Божества? Это распространенный пример. Кришна исполнен разнообразия. Слова [санскрит] свидетельствуют о существовании разнообразных проявлений Кришны, Кришна Сам пребывает во всём многообразии. В тоже время, всё это многообразие является энергией Кришны, Кришна один, но обладает множеством разнообразных энергий. Вы можете принять прибежище у разных энергий или непосредственно у Кришны. Самое лучшее-принять прибежище у Самого Кришны, так поступают разумные люди, поэтому Кришна говорит «сарва дхармам притьяджа мамам каршанам враджа», но мы предпочитаем принимать прибежище у энергии Кришны, материальная природа-это внешняя энергия Кришны.

00:19:57 Пребывая в мире материи, вы можете тяжело трудится, но это не поможет вам, поэтому преданные Господа тоже принимают прибежище у энергии Кришны, но у Его внутренней энергии. Кришна дает нам шанс «дайвим пракрити», внутренняя энергия. Итак, мы не можем обойтись без прибежища, но вместо того, чтобы принимать прибежище у внешней энергии, хотя это тоже Кришна, в этом нет сомнений, Кришна и энергия Кришны не отличны, но нам это не принесет большой пользы, мы должны принять прибежище у внутренней энергии, «дайвим пракритим», внутренняя энергия и Шримати Радхарани является символом внутренней энергии, поэтому мы принимаем прибежище у Шримати Радхарани во Вриндаване.

00:21:08 В этом совершенство нашей жизни. Тогда будет намного легче общаться с Кришной. Таким должен быть наш девиз. Здесь сказано, те кто отождествляет себя с материальным телом, настолько глубоко погружены в материализм, что практически не способны поверить в существование трансцендентного тела, не тленного, исполненного знания и вечного блаженства. Сейчас мы преданы своим материалистическим воззрениям и потому нам необходимо постичь науку духовной жизни. Бхагавад Гита с самого начала учит нас: «ты предался телесному мировоззрению, но это ошибка, ты никогда не станешь счастливым, однако вручив себя духовной энергии, подчиняясь Кришне непосредственно, а не Его внешней энергии, вы станете счастливыми, к этому стремятся те, кто пребывает в Сознании Кришны.
Спасибо вам большое

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 10 September 2021
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 27 September 2021