Глава 20. Делание, отрешённость и служение
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Различия добра и зла
00:00:11 1. Уддхава сказал: - О лотосоокий Владыка! Священные писания, со всеми их правилами и запретами, выражают Твою волю. Таким образом Ты Сам различаешь дурные и добрые дела, порок и добродетель, присущие человеческим поступкам.
00:00:38 2. Различие в сословиях и чинах, кои определены Тобою, порождают неравные браки. Писания, кои есть Твое слово, делят мир на добрые и дурные вещи, благоприятные и зловещие места, хорошие и плохие времена и явления. В конце концов, ад и рай тоже живописуются Тобою.
00:01:08 3. Не различая добро и зло, как оные описаны в изошедшей от Тебя Веде, и не следуя заветам и запретам, разве может человек достичь освобождения?
00:01:24 4. Слово Твое, явленное в Веде, есть источник знания для родоначальников вселенной, богов и людей. Веда указует на свободу как на цель жизни и сообщает, как достичь свободы или как вознестись на небеса, в обитель бесконечного наслаждения.
00:01:50 5. Понятия грех и добродетель, благо и зло, появились не сами собою ибо ты в священном слове Вед Сам разделил дела человеческие на праведные и порочные. И если, как призываешь Ты ныне, убрать различие между добром и злом, в мире случится попрание Закона, коий Сам Ты установил. Господи, прошу, разреши это противоречие.
00:02:27 6. Всевышний отвечал: - О Уддхава! Потому как люди разнятся природою, Я указал им три пути к свободе, коя есть высшая цель жизни. То пути действия, познания и преданного служения. Иных способов достижения совершенства не существует.
00:02:57 7. Путь познания предназначен тем, кто испытал неприязнь к суетным вещам и перестал совершать усилия для их достижения. Тем же, кто питает надежду утолить чаяния сердца в бренном мире, наказан путь действия.
00:03:19 8. Если же кому на жизненном пути посчастливится встретить Моего верного слугу, и он обретёт веру во благое Слово обо Мне, такой человек не испытает более ни влечения, ни отвращения к суете мира, что делает его годным для любовного служения Мне.
00:03:46 9. Покуда человек не презрит земной долг или не проснется с верою в слово святых обо Мне, ему надлежит исполнять обязанности своего духовного чина и сословия.
00:04:04 10. Кто верен своему долгу и творит жертвоприношения, не вожделея к плодам оных, тот вознесется во блаженные небеса; а кто не нарушает запреты, не будет низвергнут в ад.
00:04:23 11. Кто верен своему долгу, кто не совершает запретных действий и не оскверняет себя вожделением к тленным вещам, тот уже в нынешней жизни стяжает знание о Вечном Бытии или, при счастливом стечении обстоятельств, испытает любовное влечение ко Мне.
Рождение в человеческом теле - уникальная возможность
00:04:48 12. Души, блаженствующие на небесах и томящиеся в аду, равно грезят родиться людьми на Земле, ибо человеку дана способность познать бытие за пределами опыта и стяжать любовь к Богу, тогда как в раю и в преисподней взор души застят удовольствия или боль.
00:05:19 13. Мудрый не пожелает себе ни блаженства на небесах, ни мук адовых, ни земной юдоли, ибо всякий, облаченный в плоть, предает забвению познание вечного и любовь к Богу.
00:05:37 14. Хоть человеческое тело и бренно, оно способно служить орудием достижения свободы. Потому прежде чем смерть постигнет его, мудрый, презрев леность, приближает себе свободу от перерождений.
00:05:58 15. Как птица без сожаленья покидает гнездо, едва заслышит топор дровосека, так мудрый поручает тело своё в руки явившейся смерти.
00:06:13 16. Каждым днем и каждой ночью смерть подрубает древо человеческой жизни. Посему мудрый пусть отринет узы бренного мира и истребит в себе желания, и затем, устремив взор ко Всевышнему, обретет совершенное упокоение.
00:06:38 17. Человеческое тело – весьма редкий и драгоценный дар. Это ладья, в коей душа способна найти берег вечного спокойствия в море страданий и томлений. Учитель есть кормчий в той ладье, а преданность Мне – попутный ветер. Всякий человек, кто не направил ладью свою к заветным берегам, есть собственный душегуб.
Обуздание ума
00:07:13 18. Кто испытал отвращение к благам суетного мира, кто не вожделеет к плодам праведного труда, кто обуздал страсти и следует всем заповедям и запретам, тот сумеет средоточить ум на недвижимой Сути.
00:07:33 19. Если же ум выходит из подчинения, сознательный наблюдатель должен возвращать его в состояние покоя вышеозначенными способами.
00:07:47 20. Порой мысли нужно дозволить проделать её работу, прежде чем, подчинив просветленному разуму жизненный воздух и чувства, возвратить ум в состояние покоя.
00:08:05 21. Предварительное наблюдение за движением мысли – лучший способ обуздания ума. Так опытный наездник, прежде чем стянуть поводья, дозволяет лошади некоторое время скакать своевольно своим путем.
00:08:25 22. Покуда ум не вошел в состояние покоя, следует подвергать разложению на простейшие стихии все предметы и явления зримого мира, а затем собирать их снова.
00:08:43 23. Из вышесказанного следует, что когда созерцатель испытает отвращение к миру зримых вещей и отрешится от него как от нагромождения ощущений, он в уме своем не будет более мнить себя телом из плоти.
Обретение совершенной свободы
00:09:05 24. Единое Существо бытия открывается тому, кто следует всем заветам и запретам, кто умеет разложить предметы на простые стихии, кто постигает природу и себя в ней, и кто склоняется пред Моим образом. Нет иных способов постичь единую Суть бытия - Высшего Наблюдателя.
00:09:34 25. Если ищущий соития с Истиной непроизвольно совершит запретный поступок, то познанием он может сжечь плоды своего злодеяния. Идущему путем знания не нужны искупительные действия.
00:09:54 26. Для ступающего ко Мне путем знания или преданного служения достаточно хранить верность Мне. Непорочны все их деяния. Тому же, кто продвигается ко Мне путем делания, следует соблюдать правила и запреты, и совершать очистительные обряды, ибо во всяком действии присутствует скверна.
00:10:25 27–28. Тот, в ком пробудилась вера в слово обо Мне, и кто разуверился в суете мира, ибо осознал, что всем земным удовольствиям сопутствуют страдания, сразу не способен отринуть мирские радости. И покуда он не утвердится в вере в Меня и не преисполнится решимости, слуга Мой вместе с преклонением предо Мною будет предаваться чувственным удовольствиям, терзаясь этим и раскаиваясь.
00:11:06 29. Если человек посвящает себя служению Мне вышеназванными способами, сердце его избавляется от желаний мира, ибо Я воцаряюсь в его сердце.
00:11:23 30. Я разрубаю узел самообмана и сомнений в сердце того, кто отдал себя во служение Мне. Однажды узрев Мой образ, слуга Мой пресекает раз и навсегда всякое деяние в здешнем мире.
00:11:44 31. Потому если человек, средоточив мысли на Моем образе, посвятил себя служению Мне, ему нет нужды заниматься познанием, совершать благие дела или отрекаться от суеты мира.
00:12:02 32–33. Все, чего достигает душа, творя добрые дела или подвиги, познавая мир или себя, отрекаясь от мира или погружаясь в его суету, жертвуя страждущим и исполняя свой долг, – она достигает, едва отдавшись во служение Мне. Кто предан Мне, тот по желанию возносится в рай, обретает свободу или ступает в Мою нетленную Обитель. Я дарую слуге Моему всё, чего бы он ни пожелал.
00:12:43 34. Однако благоразумный слуга Мой никогда не возжелает свободы, даже если Я Лично предложу её.
00:12:54 35. По мнению мудрых, лучший способ достижения цели – тот, коему не требуются вспомогательные меры. Кто ищет любви со Мною, тому нужна лишь преданность, но не знание, добрый нрав или отрешенность. Кто не ждет награды за служение и не полагается на достижения, полученные на пути знания, благодеяния и отречения, тот очень скоро обнаруживает в сердце своем любовное ко Мне влечение.
00:13:32 36. Кто целиком посвятил себя служению Мне, кто смотрит на вещи одинаковым взглядом, и кто снискал в Обладателе природы своё единственное убежище, тот навеки возносится над добром и злом, и это есть высшая добродетель.
00:13:56 37. Кто усердно исповедует означенные Мною пути достижения Меня, тот ступает в Мою нетленную Обитель и в познании Безусловной Истины обретает совершенную свободу.