Сказание об Амбе

Студия Свирель - 01 January 2012
Обет Бхишмы. Сваямвара дочерей царя Каши. Горе Амбы. Встреча Амбы с Парашурамой. Битва Парашурамы с Бхишмой. Явление богов. Аскеза Амбы и благословления Шивы. Рождение Шикхандини. Встреча Шикхандини с Стхупакарной.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:11:39 | качество: mp3 112kB/s 9 Mb | прослушано: 772 | скачано: 1027 | избрано: 21
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Сказание об Амбе. И рассказал Бхишма, как дал он ради отца своего Шантану обет не притрагиваться к женщинам. И как затем после смерти Шантану, благословил он на царство брата своего Читрангаду. Когда же нашёл тот смерть в битве с гандхарвами, благословил он на царство младшего брата своего Вичитравирью. Желая женить Вичитравирью, отправился Бхишма на сваямвару дочерей царя страны Каши, посадил всех троих на свою колесницу и бросил вызов собравшимся царям, воскликнув: «Я увожу их насильно на глазах у вас, о повелители людей. Освободите их, если сможете меня одолеть». Затем победил он всех тех царей в сражении, возвратился в Хастинапур и передал девушек царице Сатьявати. Когда же та начала приготовления к свадьбе, подошла к Бхишме Амба, старшая дочь властителя Каши, и сказала она ему такие слова: «Ты сведущ в священных писаниях, так сделай же то, что положено. Уже давно избрала я себе в женихи повелителя Шалву и он тоже меня избрал без ведома моего отца. Шалва ждёт меня. В том не может быть никаких сомнений. Так разве можешь ты, справедливый, выдать замуж за своего брата девушку, которая любит другого? Будь же милосерден, о лучший из блюстителей закона». Отпущенная Бхишмой, направилась Амба к Шалве. Однако тот отказался взять её в жёны, похищенную прежде Бхишмой и уже помолвленную с Вичитравирьей. Тщетно тогда рыдала Амба, говоря, что никогда и не думала ни о каком другом мужчине, кроме повелителя Саубхи. Тот же отвечал ей лишь одно: «Отправляйся куда хочешь, о прелестная, и не трать понапрасну своего времени». Горько винила царевна за случившееся Шалву; винила и себя, что не соскочила с колесницы Бхишмы во время сражения; винила царевна могучего сына Ганги. Гордая по своей натуре, не пожелала она вернуться в дом своего отца, а отправилась в лес, в обитель отшельников.

00:03:08 Узнав о горе девушки, решили искушенные в писаниях, что только один человек может ей помочь - величайший брахман, воин Парашурама. И когда появился в обители тот подвижник, рассказала ему Амба всё про себя и закончила свой рассказ такими словами: «Убей же, о могучерукий, Бхишму, из-за которого испытываю я столь тяжёлые лишения». Парашурама не хотел браться за оружие. Однако когда стали просить за девушку милосердные аскеты, решил он так: если же он не последует моему велению, я убью его, доблестного в битвах. Проведя ночь в обители, отправился Парашурама вместе с Амбой и множеством отшельников на берега реки Сарасвати. И послал гонца к Бхишме с такими словами: «Я здесь». Получив известие, поспешил Бхишма к великому Парашураме, бывшему своему наставнику в воинских искусствах, и оказал он тогда ему великие почести, однако жениться на Амбе отказался, промолвив так: «Не из страха, не из жалости, не из жажды богатства не могу я нарушить свой обет». И разгневался тогда Парашурама и воскликнул: «Если ты, о бык из рода Куру, не последуешь моему слову, я убью тебя и всех твоих советников». Восемнадцать долгих дней продолжалась на Курукшетре страшная битва двоих могучих, равных друг другу противников, владевших как обычным, так и небесный оружием. И остановило ту битву лишь вмешательство богов. «Отвратись же от этой битвы, о сын Ганги» - сказали боги Бхишме - «Не пристойно для тебя победить своего наставника». Парашурама же узрел своего отца, и деда, и прадеда, которые сказали ему: «Бхишма один из восьмерых васу. Благодари судьбу, что жив ты ещё, о сынок. Отступись, о Парашурама. Не ты станешь смертью Бхишмы, но Арджуна, величайший из Пандавов. Так предопределено Самосущим». И отстранились израненные герои от битвы и любовно друг друга приветствовали. После чего сказал Парашурама Амбе в присутствии всех отшельников: «Ты видела, о красавица, что не в силах моих справиться с Бхишмой. Я побеждён и не могу больше ничего для тебя сделать. Так ищи же себе другого, более могучего покровителя».

00:06:03 И решила царевна не ждать больше помощи ни от кого и предалась она страшным аскетическим подвигам. Шесть месяцев питалась она одним лишь воздухом и стояла неподвижно как столб. Затем целый год простояла она по пояс в воде по прежнему воздерживаясь от пищи. Следующий год простояла она на кончике большого пальца и съела один только, упавший с дерева, лист. После двенадцати лет такого подвижничества, явился к царевне божественный супруг Бхавани с трезубцем в руке. Получив у Рудры соизволения испросить себе дар, сказала ему тогда Амба: «Да погибнет Бхишма в бою!» «Ты убьешь его» - отвечал тогда ей великий бог и дал обещание подвижнице, что вскоре родиться она снова в семье Друпады, а затем обретёт мужскую природу и станет великим воином. Когда исчез Шива из виду, собрала старшая дочь владетеля Каши дрова, сложила огромный погребальный костёр и радостно вошла в полыхающий огонь, восклицая при этом: «Я поступаю так ради сокрушения Бхишмы!»

00:07:27 Вскоре родила царя Друпады дочку, но объявила при этом: «У меня родился сын». Ибо знала она тогда, как страдает владыка, не имеющий наследника. Царь узнал об этом обмане, однако не стал в том признаваться и воспитывалась его дочь как мальчик. Затем подросла Шикхандини, вспомнила она о предыдущем своём рождении, о страданиях царевны Амбы и ушла она в густой безлюдный лес, охраняемый якшей Стхупакарной. Войдя в дом Стхупы, стала она изнурять своё тело, проводя день за днем без еды, пока не появился сам якша и не спросил её: «Для чего эти твои страдания, скажи? Я исполню всё, что ты пожелаешь». «Это невозможно исполнить» - отвечала Шикхандини. Однако якша поклялся, что исполнит любое её желание. Услышав, что хочет царевна стать мужчиной, задумался Стхупа и решил: «Хорошо, о достойная, но при одном условии. Я поменяюсь с тобой полом, но лишь на время, до первой моей просьбы».

00:08:45 И вернулся в столицу панчалов царевич Шикхандин и вскоре отправился он в Хастинапур, чтобы стать учеником Дроны. Изучив подробно всю военную науку, попрощался он с наставником и не стал возвращаться прямо домой, а заехал сперва в тот лес, к милосердному якше, чтобы узнать долго ли будет ещё позволено ему сохранять мужской облик. Тем временем узнал Кувера, что один из его якшей поменялся с царевной полом и разгневался повелитель богатств на неслыханный тот проступок. И решил сперва, что навечно останется нечестивец женщиной. Однако затем смягчился и положил предел своему проклятию, сказав: «Когда будет Шикхандин убит в сражении, обретёт вновь Стхупа свой подлинный облик». Сказав так, удалился великий бог. Стхупа же остался жить с наложенным на него проклятием. И узнал обо всём об этом Шикхандин и возрадовался и стал спокойно ждать своего часа, лелея мечту о мести.

00:10:00 «Вот так и вышло, о великий царь,» - закончил свой рассказ Бхишма - «что родился этот сын Друпады как женщина и лишь потом стал мужчиной, превосходнейшим из воинов. Я же верный своему обету, не посмею даже взглянуть на него, а уж тем более ударить его или поразить стрелой. Я не стану убивать Шикхандина даже ради спасения собственной жизни». И задумался после этого царь Дурьйодхана и понял, что любое иное поведение было бы не достойно добродетельного Бхишмы.

транскрибирование: Татьяна Свиридова | Краматорск | Украина | 28 January 2017