Глава 26. Строение вещества
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:10 1 Благословенный Господь Капила продолжал: Любезная матушка, теперь Я поведаю тебе о разных ликах единой Истины, постигнув которые, живая душа непременно освобождается от тройственного обмана чувств.
00:00:31 2 Следует знать, что всякий постигший себя, постиг суть и состав окружающего мира. Познавший себя пресекает узы привязанности к обманчивому видению, именуемому вещественным миром. Знание своей природы делает душу истинно свободной.
00:00:59 3 В основе вещественного мира лежит Сознание, - существо, что пребудет вне времени и пространства. Не имеющее осязаемых качеств, начала и конца, Оно освещает Собою осязаемый мир, благодаря чему единственно существуют предметы. Имеющий очи видит присутствие Сознания всюду.
00:01:33 4 Развлечения ради Существо входит в безмятежное покойное вещество и тем придает ему движение, благодаря чему вещество обретает три осязаемых, обманчивых качества – твердое, жидкое и газообразное.
00:01:59 5 Разделенное на три состояния вещество порождает множество осязаемых свойств и образов, которые становятся телами и предметами наблюдения для многочисленных существ. Наблюдая предметы вовне, существа ошибочно мнят себя подомными предметами. Очарованный игрой трех свойств вещества, зритель не способен видеть свою истинную суть.
00:02:37 6 Зачарованное игрою вещественных свойств существо видит в веществе поле своей деятельности, а себя воздействующим на таковое поле. Свидетельствуя движения вещества, сознательное существо ошибочно полагает себя причиною таковых движений.
00:03:06 7 Из этого самообмана рождается рабство. Бездеятельное по природе сознательное существо, возомнив однажды себя деятелем, навеки связывается плодами своих действий.
00:03:25 8 Дабы пожинать плоды мнимых своих деяний, сознательное существо обзаводится плотью, наделенной орудиями восприятия - чувствами. От взаимодействия чувств с предметами, сознание испытывает поочередно радость и печаль. Разумный понимает, что таковые радости и печали рождены от самообмана.
Качества Высшего Существа
00:03:57 9 Девахути спросила: Повелитель мой, каковыми качествами обладает Высшее Существо. Из каких стихий и как Он создает вещественный мир? Откуда в зримом мире такое разноообразие предметов и явлений?
00:04:23 10 Господь отвечал: Вещество в изначальном состоянии представляет собою однородную, неподвижную безобразную жижу. То же вещество, приведенное в разнонаправленное движение и обредшее три состояния, становится видимою Природою. Наблюдатель, обманутый игрою свойств, воспринимает вещество разрозненным. Имеющий око разума видит вещество как единое целое.
00:05:08 11 Первоначальная жижа в глазах очарованного свидетеля дробится на пять грубых и пять тонких стихий, четыре внутренних свойства личности, пять познающих и пять действующих чувств. Следует знать, что таковое деление существуют лишь в сознании наблюдателя.
00:05:34 12 К пяти грубым стихиям относятся земля, вода, огонь, воздух и пространство. К пяти тонким - запах, вкус, цвет, жар и звук.
00:05:51 13 К пяти орудиям восприятия относятся: ухо, рот, кожа, глаз, нос. К пяти орудиям действия – язык, руки, ноги, детородный член и задний проход.
00:06:10 14 К четырем незримым признакам личности относятс: ум, рассудок, «мнимое я» и их совокупность - самость. Различить же их можно лишь по косвенным признакам, ибо они не осязаемы для чувств.
00:06:33 15 Перечисленные двадцать четыре стихии существуют в сознании наблюдателя. В его же сознании, благодаря двадцать пятой стихии, - времени, они складываются в стройную картину мира. Не будь течения времени, распалась бы связь между стихиями мироздания.
00:06:59 16 Время – та сила, которой Сверхсущество удерживает отдельное сознательное существо в силках обмана. Покуда душа наблюдает происходящее [вещество] во времени, время вселяет в неё, обремененную ложным самомнением, страх смерти.
00:07:27 17 Время есть последовательная смена впечатлений в сознании отдельного "я", которые навязываются ему Единым "Я". Время появляется, когда Сверхсущество приводит в движение единообразное вещество, разные состояния которого ищут взаимодействия друг с другом.
00:07:55 18 Сверхсущество пребывает вовне и внутри каждого существа: внутри - в облике Мирового "Я", снаружи - в облике времени. Сверхсущетво принуждает отдельное существо взирать на взаимодействие стихий друг с другом.
00:08:20 19 Сияющим лучем совокупного сознания Сверхсущество внедряется в лоно совокупного вещества и оплодотворяя оное, выводит его из равновесного состояния в состояние движения. От соприкосновения с веществом луч сознания распадается на множество одушевленных существ, что тот час обрастают вещественными телами.
00:08:55 20 Каждое отдельное существо наделено присущими лишь ему свойствами, что служит причиной мирового разнообразия. Пробуждаясь в лоне вещества, отдельные существа освещают его своим сознанием. Так из тьмы бессознания вещество появляется на свет. Когда же частицы сознания засыпают в уготованный им срок, вещество вновь погружается во мрак небытия.
00:09:35 21 Первоначально совокупность вещества и сознательного существа прибывает в состоянии просветления - спокойной созерцательности [саттвы], весьма близкого совершенному прояснению.
00:09:54 22 Как вода бывает чиста до соприкосновения с землей, так сознание в первозданном состоянии остается невозмутимо, ясно и средоточенно.
00:10:10 23-24 От воздействия движущей силы Сверхсущества в сознании отдельного существа, соединенном с веществом возникает самомнение, которое пребудет в трех состояниях: умиротворении [саттве], возбуждении [раджасе] и помрачении [тамасе]. Из самомнения появляются ум, орудия восприятия, орудия действия и предметы восприятия - звук, цвет, тепло, вкус и запах.
00:10:51 25 Из самомнения происходят мысль, ощущение и предмет ощущения. Самомнение отдельного существа – есть отпрыск, бесконечного тысячеглавого, неотвратимо притягательного Змея Ананты, кто являет Собою самомнение Сверхсущества.
00:11:20 26 Самомнение проявляется как в самом деятеле, так в его орудии действия и в последствиях его действий. Самомнение может иметь признаки прояснения, возбуждения и помрачения сообразно состоянию сознания отдельного существа.
00:11:46 27 Самомнение в состоянии просветления преобразуется в ум; в уме появляются образы, которые позже становятся предметами желаний.
00:12:00 28 Ум отдельного существа – есть отпрыск неодолимого Анируддхи, кто представляет собою ум Сверхсущества, Повелителя чувств, тело Которого имеет цвет голубого лотоса. Таким Его открывают себе отрешенные молчальники - искатели Истины.
00:12:27 29 Из возбужденного самомнения рождается рассудок, чье предназначение - определять природу предметов, и использовать их для удовлетворения желаний.
00:12:43 30 В рассудке живут сомнение, заблуждение, верное видение, память и сон. По ним определяется наличие или отсутствие рассудка.
00:12:59 31 Из самомнения в состоянии возбуждения рождаются орудия действия и орудия познания. Первые происходят от соприкосновения самомнения с жизненным воздухом, вторые – с рассудком.
00:13:19 32 От воздействия деятельноей силы Сверхсущества на самомнение в состоянии помрачения появляется звук, и из которого последовательно возникают пространство и самое орудие слуха, - ухо.
00:13:41 33 Mудрые, кто постиг тайну природы, определяют звук как вещество, передающее представление о предмете и указующее на присутствие звучащего. Звук есть - видоизмененное пространство.
00:14:02 34 С помощью понятия о пространстве отдельное сознание способно мыслить себя и видеть своё место во внешней и внутренней действительности. В пространстве существуют тело, мысль, ощущение и жизненный ветер.
00:14:26 35 Затем под воздействием времени пространство, как видоизмененный звук, огрубевает, вследствие чего у существа появляется осязание, из которого сначала рождается воздух, затем самое орудие осязания, кожа.
00:14:48 36 Предметы осязания, мягкость и твердость, тепло и холод – суть видоизмененное, огрубевшее воздухообразное состояние вещества.
00:15:05 37 Приведенный в движение воздух порождает воздушные потоки надьи, благодаря которым слаженно работают орудия чувств. Воздух позволяет приблизиться к предмету осязания, он же передвигает предметы осязания.
00:15:28 38 От различных смешений воздушных потоков с осязательными ощущениями существо получает тело, присужденное ему высшею силою, - Природою. Огрубевая далее, воздухообразное вещество преобразуется в огонь - предмет ощущения для глаза. Так в сознании существа появляется цвет.
00:16:03 39 Цвет позволяет воспринимать очертания, из которых создается понятие о протяженности предметов. Очертания огня воспринимаются благодаря исходящему от него свету.
00:16:21 40 К свойствам огня относятся цвет и очертания. Огонь переваривает пищу, согревает, испаряет, вызывает голод и жажду.
00:16:36 41 Далее под воздействием высшей воли у отдельного существа к зрительному восприятию добавляется вкусовое, благодаря чему в его сознании появляется понятие воды. Так, огрубевая, огненнообразное вещество преобразуется в воду. От вкуса рождается вода, от воды – орудие вкуса, язык.
00:17:09 42 Смешиваясь с разными веществами, изначально единый вкус видоизменяется и дробится на вяжущий, сладкий, горький, острый, кислый и соленый.
00:17:27 43 Вода отличается способностью увлажнять и смешивать вещества, поддерживать жизнь, размягчать твердь, уменьшать жар, заполнять полость, освежать, утолять жажду и приносить чувство удовлетворения.
00:17:50 44 Далее под воздействием высшей силы к вкусовому восприятию вещества добавляется обонятельное, от обоняния рождается запах, который создает предмет обоняния – землю, вещество в твердом виде. Следом появляется нос, как орудие восприятия запаха. Мудрые говорят, что твердь вышла из воды, потому как появилась в сознании существа после ощущения жидкости.
00:18:29 45 Первоначально единый, запах позже дробится на отталкивающий, приятный, сильный, кислый и множесто иных – сообразно количеству и свойствам смешанных веществ.
00:18:47 46 Из твердого вещества [земли] делаются изваяния, строятся сооружения, изготавливаются горшки для воды и многое другое. В земле присутствуют свойства всех стихий вещества: в ней распостраняется звук, к ней можно прикоснуться, её можно видеть, чувствовать её вкус и запах.
00:19:18 47-48 Восприятие единого вещества через звук называется слухом. Звук воспринимается ухом. Предмет слуха - пространство. Восприятие единого вещества через тепло называется осязанием. Тепло воспринимается кожей. Предмт осязания - воздухом. Воприятие единого вещесва через цвет называется зрением. Цвет воспринимается глазом. Предмет зрения - огонь. Восприятие единого вещества через вкусовые свойства называется вкусом. Вкус воспринимается языком. Предмет вкуса - вода. Восприятие единого вещества через запах называется обонянием. Запах воспринимается носом. Предмет обоняния – земля.
00:20:23 49 Предметы восприятия – есть единое вещество, воспринимаемое разными орудиями. Поскольку причина присутствует в следствии, свойства причины обнаруживаются и в следствии. Вот почему в последней стихии, - земле, содержатся свойства всех предшествующих стихий – постранства, воздуха, огня и воды.
00:20:55 50 Изначально эти семь стихий – движимое вещество, самомнение и пять осязаемых стихий [пространство, воздух, огонь, вода и земля] существуют в сознании Сверхсущества - который внедряет их в сознание отдельного существа посредством силы времени, побуждая его к деятельности и предоставляя способность воспринимать разные состояния вещества.
00:21:33 51 Из семи стихий, что волею Сверхсущества приходят в движение и взаимодействуют в сознании отдельного существа, образуется вселенское яйцо. Подобно душе в теле, Сверхсущество является сознательным началом, - Душою целой вселенной.
00:22:01 52 Вселенское яйцо – есть упорядоченное разнообразие однородного вещества. Яйцо это имеет несколько оболочек, состоящих из основных стихий – земли, воды, огня, воздуха, пространства, самомнения и подвижного вещества. Каждая последующая оболочка в десять раз толще предыдущей; последняя, внешняя оболочка состоит из первоначального неподвижного однообразного вещества. Внутри вселенского яйца живёт воображаемое Вселенское Существо, членами тела которого являются множественные области вселенной.
00:22:58 53 Когда Сверхсущесвтво внедрился в золотое яйцо вселенной, покоящееся на водоподобном неподвижном веществе, последнее принялось дробиться на стихии.
00:23:17 54 Сначала у Вселенского Существа появился рот, затем орудие речи и вместе с ним существо огня - сила, управляющая речью. Следом у Него появились ноздри, а в них обоняние в совокупности с жизненным воздухом.
00:23:42 55 Вслед за чувством обоняния появилось существо ветра - сила, управляющая обонянием. Затем у Вселенского Существа появилось два глаза, а вместе с ними - способность видеть. Следом за зрением появилось существо Солнце. Затем у Вселенского Существа появились два уха, наделенные слухом, и существа, управляющие сторонами света.
00:24:23 56 Следом у Вселенского Существа появилась кожа, затем волосы, от которых происходят лекарственные травы. Затем у Него появился детородный член.
00:24:40 57 Из детородного члена Сверхсущества появилось семя и способность зачинать детей. Вместе с Его семенем на свет появиось существо Вода. Вслед за ним образовался задний проход и способность к испражнению, даруемое существом Смерти, пред которой трепещит всякая живая тварь.
00:25:12 58 Затем у Вселенского Существа появились две руки и с ними способность брать и бросать предметы, следом появился тот, кто управляет оной способностью - существо небес, громовержец Индра. Затем у Вселенского Существа появились ноги и способность передвигаться, вместе с ними появилось сущноство движения по имени Вишну.
00:25:48 59 Вслед за тем в теле Вселенского Существа образовались кровеносные сосуды и кровь. Вместе с ними появились реки и существа, управляющие всяким течением в русле. Далее у Вселенского существа появился живот.
00:26:09 60 Следом у Него появилось чувства голода и жажды, а вместе с ними моря и водоемы. Затем у Вселенского Существа появилось сердце, затем ум.
00:26:26 61 Вслед за умом появился его управитель, сущноство Луна; затем рассудок и существо, управляющее рассудком; следом за ними появилось самомнение и существо Рудра, управитель самомнения; затем появилось сознание и управитель сознания.
00:26:55 62 Явившись на свет, боги-сущности, управляющие отдельными членами вселенского тела, вознамерились пробудить его к жизни извне, но, потерпев неудачу, вернулись в уготованные им места, дабы изнутри привести Вселенную в чувства.
00:27:19 63 Бог-огонь, управитель речи вошел в рот Вселенной, но не сумел разбудить её. Бог-ветер, наделяющий способностью обонять запахи вошел в ноздри Вселенной, но она не подала признаков жизни.
00:27:41 64 Бог Солнце, что наделяет зрением вошел в глаза Вселенной, но она продолжала спать. Управители сторон света, дарующие живым тварям слух, вошли во вселенские уши, но и тогда она не проснулась.
00:28:02 65 И вселенская кожа, что питает целебные травы, тщетно пыталась расшевелить тело Вселенной. Владыка вод наделяющий семенем все живое вторгся в детородный член Вселенского существа, но и тогда тело вселенной не подало признаков жизни.
00:28:27 66 Бог-смерть, что наделяет способностью испражняться вошел в задний проход вселенского существа, но вселенная как и прежде продолжала спать. Владыка небес, что дарует способность брать и бросать предметы, пытался расшевелить руки вселенной, но и тогда она не проснулась.
00:28:55 67 Бог Вишну, что дарует способность ходить, оживил собою ноги вселенной, но не привел этим её в чувства. Боги – речные русла, что гонят кровь по жилам живых существ, вошли в кровеносные сосуды вселенского существа, но и тогда оно не шелохнулось.
00:29:20 68 Океан, возбуждающий чувство голода и жажды, тщетно пытался пробудить Вселенную, наполнив собою её живот. Бог Луна, наделяющий способностью мыслить, вошел внутрь Вселенной, она продолжала спать беспробудным сном.
00:29:46 69 Брахма, освещающй разумом все живое, тоже вторгся внутрь Вселенной, не сумел разбудить её. Рудра, наделяющий самостью живых существ, проник в нутро Вселенной, но и тогда она осталась неподвижна.
00:30:10 70 И лишь когда сознательная сила Вседержителя проникла в сердцевину Вселенной, та восстала живая из вод Причинного океана.
00:30:23 71 Потобно тому, как павшего в обморок не возможно привести в чувства, разгоняя жизненные соки или воздейстуя на орудия восприятия или беспокоя его члены или возбуждая ум и разум, Вселенную не могла пробудить к жизни ни одна её сила, покуда Сознание Всевышнего не проникло в её недра.
00:30:53 72 Потому всякий, кто алчет пробуждения к жизни истинной и вечной, должен стать невосприимчив к внешним раздражениям, и безоглядно отдаться внутреннему голосу, который есть голос Высшего Владыки.