Душа - частица сознания

Навадвип-дхам - 01 March 1981
Природа сварупы. Источник джива-шакти. Абсолютное верховенство воли Кришны. Материальное и духовное сознание. Прогрессивное движение к Реальности. Что такое освобождение? Раса ученика и учителя. Формирование тонкого тела. Атма — источник концепций и идей. Субъективная эволюция. Причина всех причин. Погружение атмы в материальное существование. Свободная воля атмы. Как материя возникает из чистого сознания? Субъективная эволюция. Дхама, планеты разных воплощений Кришны. Вечные лилы Кришны. Точки соприкосновения материальных и духовных реалий. Пассивное представление демонов на Голоке. Лила Нарисимхи-дева. Связь сознания и материи — духовного мира и материального. Любовь в разлуке, паракийя-раса. Положения Индры в сагуна-лиле. Ниргуна преданность Харидаса Тхакура. Положение Брахмы в Кришна-лиле. Положение асуров и суров в мироздании. Разница категорий сагуны и ниргуны. Брахма, творец — это ранг или функция. Принцип ачарья-абхман.
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 8
длительность: 01:17:50 | качество: mp3 64kB/s 35 Mb | прослушано: 752 | скачано: 423 | избрано: 26
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ученик: Дхира Кришна Махарадж (Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж) спрашивает: «Живые существа приходят на эту материальную платформу и постепенно они достигают брахмаджьоти?» Из брахмаджьоти видимо. Да, из брахмаджьоти они приходят. Но в то же время мы слышали, что каждое живое существо вечно связано с Кришной одной из пяти рас?
Шридхар Махарадж: Это потенциал. Анализируя сварупу, из татастха-локи возможно низойти, спуститься сюда (в материальный мир), поэтому также присутствует возможность войти в то царство. Внутреннее… паричай… как это называется? Тождество?
Ученик: Да, тождество.
Шридхар Махарадж: Достичь своего внутреннего тождества. Вчера, возможно, мы обсуждали с Тамала Кришна Прабху (Махараджем). Вчера этот вопрос затрагивался. В целом из Брахма-локи. Из Брахма-локи… Брахма-лока – это недеференцировонная масса сознания, и присутствует возможность как света, так и тьмы. Тьма, возможность выбора тьмы, этой стороны бытия, материальный мир. Сторона света... Если анализировать, то можно увидеть сварупу, которая подходит для такого-то и такого-то служения, подходящая для определенного служения в измерении Голоки. Но эта сварупа фиксирована. Кто-то, чья-то сварупа принадлежит измерению Вайкунтхи, чей-то случай – Голоки. И также на Голоке присутствует 5 рас. Если мы способны видеть глубинную природу, то можно распознать характеристики сварупы, природы сварупы, хотя источником является Брахма-лока. Это общий случай. Затем существуют особые способности Кришны к трансформации. Способность трансформации крайне редка, изменение расы или группы. От одной группы существо может быть перемещено в другую группу. От сакхья-расы Шьямананда был трансформирован, перемещен в мадхура-расу. Крайне редко.

00:03:06 Ученик: Однажды вы сказали мне, Махарадж, что Бхактивинод Тхакур сказал, что Шьямананда Прабху, его истинная раса была мадхура.
Шридхар Махарадж: Да, она была не распознана его первым гуру. Первый гуру не распознал ее. Конечно, конечно... Но также Бхактивинод Тхакур написал возможно в «Таттва-сутре» или где-то еще: «Кришна способен делать всё, что угодно.
Ученик (Бхакти Чару Свами, если это он, бенгальский махарадж): Его непостижимая потенция».
Шридхар Махарадж: Знатоки, эксперты способны определить сварупу, увидеть ее, распознать, отследить. Она ¬– то, что внутри, то, что есть. И также воля Кришны – верховная. Он может даже прекратить существование дживы, хотя джива – нитья (вечная). Но это не слишком приятно или буквально вкусно для нас.
Ученик: Каково различие между сварупа-гатта и васту-гатта?
Ученик: Дхира Кришна Махарадж (Шрипад Госвами Махарадж) спрашивает: «Каково различие между сварупа-сиддхи (или сварупа-гатта) и васту-сиддхи (васту-гатта)?»
Шридхар Махарадж: Сварупа-сиддхи – внутренняя реализация, завершение внутренней реализации, окончательная стадия. А васту-сиддхи – как внутреннее, так и внешнее.
Ученик: Сварупа-сиддхи – человек не имеет ничего общего с материальной платформой? В сварупа-сиддхи присутствует некое звено, связь с материальной платформой, а васту-сиддхи – нет? Да?

00:05:25 Шридхар Махарадж: Он полностью вовлечен в другой мир, хотя находится, связан с материальной платформой. Но в васту-сиддхи он полностью отстранен, изолирован от материальной платформы. Помещен туда.
Ученик: Сварупа-сиддхи... в силу материальной связи материальные желания вступают в сознание?
Шридхар Махарадж: Их можно увидеть на задней сцене, как бы на задней сцене, подоплеку, некую подоплеку в сварупа-сиддхи. Но в васту-сиддхи нет сознания материального мира. Даже материальное сознание (эта часть) также обращается в духовное сознание. Эта часть также обращается в духовное. Отсутствие видения материальной стороны бытия, даже в качестве подоплеки или заднего плана, или фона, или как угодно.
Ученик: Кришна говорит: «Бхакти йоге на севате сагунан самати тайнан». Если мы совершаем шраванам, киртанам, то этот процесс освобождает?
Шридхар Махарадж: Что?
Ученик: Когда мы заняты, совершая шраванам, киртанам, то этот процесс освобождает, этот процесс дает нам освобождение? Этот процесс, не освобождает ли он нас?
Шридхар Махарадж: Конечно, освобождает!
Ученик: В таком случае...

00:06:57 Шридхар Махарадж: Не только освобождает. Освобождение происходит бессознательно, но он вступает в обитель реального духовного служения, как таковое. Шраванам, киртанам помогает нам войти, вступить в Реальность. И освобождение автоматически происходит в этом процессе бессознательно, неведомым образом. Ты совершаешь прогресс в сторону позитивной стороны. И когда ты идешь в сторону позитивного, то неизбежно, необходимым образом ты отдаляешься от негативной стороны. Освобождение не подразумевает, не означает избавиться от определенной идеи или реалии (имеется ввиду идеалы эксплуатации, идеалы отречения). Это означает, что все-все становится частью сознания Кришны. Это не отход от неких реалий как таковых, но отход от идеи эксплуатации и отречения. Преданность и все остальное становится частью сознания Кришны.
Ученик: А саюджья-мукти...
Шридхар Махарадж: Это не саюджья-мукти, но позитивная концепция освобождения, то есть позитивная концепция освобождения.
Ученик: То есть во взаимоотношениях с Кришной...
Шридхар Махарадж: Да, с Кришной и с каршной, с Кришной и Его преданными – и то, и другое. Кришна-самбандхея – все связано с Кришной.

00:08:32 Ученик: Махарадж, скажем, духовный учитель лично пребывает в определенной расе с Кришной. И ученики, которых он принимает, они также обязательным образом принадлежат к той же самой расе или ученики могут быть различных рас?
Шридхар Махарадж: Могут быть различных рас. Но в таком случае мы скажем, что учитель пришел в этой расе, но бхеда-абхед (единство и различие), то есть для тех, кто в иной расе, учитель будет в иной расе имеется ввиду. Хотя в то же время учитель в той же самой расе – ачинтья-бхеда-абхед.
Ученик: Махарадж, если кто-то... Если духовный учитель пребывает в мадхура-расе, а ученик в сакхья-расе, то как будут выглядеть их взаимоотношения, взаимодействие?
Шридхар Махарадж: Если гуру в мадхура-расе, а ученик в сакхья-расе, то трудностей нет. Но если ученик в мадхура-расе, а гуру в сакхья-расе, тогда возникают трудности. Можно рассматривать это двояко. Это нечто не совсем простое, хитросплетение. Нароттам Тхакур говорит: «Когда Локанатх возьмет меня за руку и отведет меня к Рупе Госвами и даст мне связь с Рупой Госвами...» Мой гуру оказал мне помощь до сих пор, а дальше, следующий этап он будет принимать помощь от другой личности, от другого джентльмена. Таким образом мы можем рассматривать это.
В «Джайва-дхарме» Виджой... Вначале Враджанатха и Виджой беседовали с Рагхунатхой Дасом Бабаджи. И Враджанатх был удовлетворен, а Виджой отправился в Пури, и там он вновь получил эту шикшу в мадхура-расе от некого другого вайшнава. Поэтому может быть так также. Есть ли вопросы?

00:11:54 Ученик (Бхакти Чару Махарадж): «Махарадж, однажды вы мне сказали, вы приводили такой пример, скажем, кто-то в мадхура-расе и принят кем-то, кто пребывает в сакхья-расе. И тогда лидер группы, той группы, к которой на самом деле он принадлежит, скажем, Лалита Деви приходит к Субалу (лидеру сакхья-расы, группы в сакхья-расе) и говорит: «Я забираю этого человека из твоей группы в мою группу».
Шридхар Махарадж: Да, это написано в книге «Виласа» или как-то так она называется. Радхарани предложила Субалу. Она сказала: «Я хочу забрать одного из твоих последователей, взять его в свою группу». «Да-да», - ответил Субал.- «Я очень рад санкционировать. Это хорошо и здорово! Он получит лучший шанс в твоей группе». В случае с Шьяманандой Прабху так описано.
Ученик: Если живое существо в действительности пришло из брахмаджьоти, то это означает, что у него есть бесконечный счет (открытый счет), когда он возвращается в духовное небо. Он может быть помещен в любую расу по мере своего прогресса? Так ли это?
Шридхар Махарадж: Он может иметь возможность входа в любую расу, но по мере развития это будет распознано должным образом и куда он пойдет, направится, и его окончательная позиция будет утверждена в процессе развития будет явлена: куда в конечном счете он будет помещен в служении. Согласно его внутренней пригодности или квалификации он будет помещен в соответствующее место. Внутренняя эволюция. По мере внутренней эволюции это может быть утверждено – пригодность, квалификация.

00:14:48 Ученик (судя по всему это спрашивает Тамал Кришна Госвами): Махарадж, я не понимаю...
Ученик (пересказывает Бхакти Чару Свами): Когда эмбрион развивается в утробе...
Ученик (продолжает Тамал Кришна Махарадж): То, мы понимаем, что это развитие от тонкого к грубому телу.
Шридхар Махарадж: Что мы понимаем?
Ученик: И во время этого развития эмбриона, мы видим, что грубое тело принимает определенную форму, которая вначале не столь развита.
Шридхар Махарадж: Что?
Ученик: Грубое тело развивается таким образом, что вначале невозможно... это нечто аморфное.
Шридхар Махарадж: Тонкое тело предполагает... Скажем, когда человек спит, где находится его тонкое тело? Тонкое тело на месте. Оно не растет во сне. Оно не уходит во сне. Говорится, в течение семи месяцев или около того тонкое тело пробуждается (в течение этих семи месяцев, так можно сказать. Пробуждение тонкого тела... на определенной стадии в состоянии сна может быть.

00:16:44 Ученик: В процессе развития мы понимаем, что мы получаем следующую форму благодаря нашим мыслям или сознанию в момент смерти. Этим определяется наша будущая форма в следующем рождении.
Шридхар Махарадж: Что?
Ученик (Тамал Кришна Госвами): Когда речь идет о человеческих существах, то в зависимости от того, какого их сознание на момент смерти, они получают соответствующее следующее тело, в зависимости от желаний.
Шридхар Махарадж: Да. Возможны многочисленные желания. Желания могут быть многочисленны. Побуждения, импульсы определяют шансы следующего рождения. Они многочисленны.
Ученик (Бхакти Чару Свами): В процессе развития следующего тела это тонкое тело следит за этим развитием грубого тела или оно непосредственно... приходит Параматма?
Шридхар Махарадж: Параматма – это Параматма. Тонкое тело – это часть тонкого мира. Грубое тело по мере своего развития... Тонкое тело проявлено, проявляется по мере развития грубого тела. Я не знаю, это ясно или нет? Сначала машина должна быть полностью собрана, затем она сможет работать. И батарея есть, но дефект в машине. Есть двигатель, но машина не работает, потому что она ещё не собрана, не все на месте. То есть с машиной все в порядке. В смысле батареи на месте (или двигатель), но...

00:19:05 Ученик (Тамал Кришна): А как же машина развивается?
Шридхар Махарадж: До тех пор, пока тело не полное, не полностью собрано, пока оно не выражено полностью, не проявлено полностью, оно собирается.
Ученик: То есть тело развивается...
Шридхар Махарадж: Что-что? Это не вопрос, как тело развивается? Можно продолжить вышеприведенную аналогию: атма и сукшма-деха (тонкое тело). Концепция атмы выше, чем концепция тонкого тела (тонкоматериального тела). Атма есть, а в зависимости от тонкого тела и также грубого тела... Атма действует в этом бренном мире через грубое и тонкое тела.
Ученик: Махарадж, но атма... В утробе атма спит, а как же тело развивается? Что развивает тело? Какая природа? Пракрити?
Шридхар Махарадж: Пракрити... без связи с атмой пракрити не может развиваться.
Ученик: То есть через мать...
Шридхар Махарадж: Душа – это некая пассивная связь. Какая-то связь с душой есть. В противном случае, если нет связи с душой, то это только тьма. Только атма есть свет, а любое проявление чего бы то ни было предполагает атму. Любое утверждение, утверждение любой реалии предполагает существование, присутствие атмы.
Ученик: Детали внутреннего развития... Мне кажется, что... (он говорит очень невнятно) Когда речь идет об эмбрионе, это нечто вроде пустого листа, и затем... Он сам не знает, что хочет сказать, и куда он вообще пришел, и зачем?

00:21:36 Шридхар Махарадж: Существуют различные типы форм жизни. И процессы могут быть разными, но это не имеет значения. Но в целом, какие именно индивидуальные особенности... Атма – душа. Без души ничто не может быть утверждено или проявиться в бытии. Атма...
Ученик: Даядхар Прабху прабху спрашивает...
Шридхар Махарадж: Мы должны понять, что все является идеей, концепцией, представлением. За пределами этого мы не можем ничего знать. Это невозможно. Концепция атмы предполагает существование или бытие любого типа, даже тьму. Если атмы нет, то нет ничего. Концепция – это самый корень, как мы можем утвердить существование чего бы то ни было, любой реалии. Атма самоочевидна. И атму следует принимать вначале в бытии, в гуще существования пребывает она. Затем различные виды существования мы можем отследить. В противном случае это невозможно. Сознание мы должны признать первым, как первичный принцип. Что бы вы ни сказали – это своего рода сознание. Что бы вы ни сказали – это идея. Даже тьма – это идея. Определенная концепция, представление. И эта идея предполагает существование сознания. Сомневающийся должен существовать, согласно Декарту. Я сомневаюсь, но кто сомневается? Тот, кто существует. Первый принцип самоочевиден. Это самоочевидный принцип – мы принимаем атму. В противном случае ничего невозможно объяснить. Если меня нет, то как я могу утверждать что бы то ни было – то или другое? Поэтому первое, на первом месте должна стоять атма, а затем уже можно спекулировать о чем угодно.

00:24:18 Ученик: Атма – источник энергии?
Шридхар Махарадж: Атма означает сознание в общем смысле. Атма означает сознание, в этом случае. Не дживатма или параматма. И затем мы, когда речь идет о более глубоких уровней мышления, мы можем думать, параматма (Бог) существует вначале, а затем... То есть вначале сознание высшего типа, а затем уже все остальные виды сознания. Это самое очевидное. И затем другие вещи или реалии активируются благодаря этому первому принципу. Без души никакая функция, ничто не возможно!
Ученик: Но сознание. Сознание проникает в многие формы, начиная от одноклеточных существ (бактерий) до человека.
Шридхар Махарадж: Что он говорит?
Ученик (Бхакти Чару Свами пересказывает на бенгали).
Шридхар Махарадж: Да, в разных местах. Да-да, пронизывает, естественно. Даже дерево, камень – атма присутствует. Сознание, дух повсюду. Вопрос в следующем: тонкое, материя помогает развитию грубой материи.
Ученик: Да-да.
Шридхар Махарадж: Понимаешь? Когда мы хотим схватить преступника, поймать бандита, то мы делаем это с помощью другого бандита. Нечто в этом роде. Материя, тонкая материя... С помощью тонкой материи развивается грубая материя. Поскольку тонкая материя становится уполномоченной свыше направлять развитие грубой материи. Но тонкая материя не есть первопринцип.

00:26:22 Ученик: Тонкое тело определяет детали развития?
Шридхар Махарадж: Понимаешь, компьютер... Можно сказать, что компьютер не зависим с одной стороны. У него внутри происходят свои процессы, но все равно у компьютера есть тот, кто на нем работает. Компьютер не есть совершенный центр. Но есть некий более высокий центр, который управляет развитие, существование и прочее всех остальных центров. Этот процесс многоступенчатый: многочисленные центры, многочисленные стадии. Но высший... В конечном счете мы должны иметь дело с высшим началом или с высшим центром.
Ученик: Махарадж, субъективная эволюция.
Шридхар Махарадж: Да, субъективное взаимоотношение, не объективное. Субъективная эволюция. Это вайчитра – многообразие, результат субъективной эволюции. От тонкого к грубому – таким образом.
Ученик: Побег? (буквально означает побег, порождение)
Шридхар Махарадж: Цвет происходит из глаза скорее. Цвет содержится в глазе. Вовсе не так, что цвет содержится в реалии. Солнце, глаз и цвет. Эфир, ухо и звук. Различные ветки от одного общего явления, центрального, от субъективного, от тонкого все приходит к грубому.
Ученик: То есть тонкое тело активно по-разному в...

00:28:48 Шридхар Махарадж: Нас заботит принцип. Нас интересует сам принцип. Не частности, не специфика, не конкретика. Эту конкретику следует предоставить ученым, так называемым.
Ученик: Махарадж, все направляется гипнотизером, как вы говорили. Материя контролируется. Речь идет о том, кто что контролирует? Речь идет о полномочиях, делегации, делегировании силы.
Шридхар Махарадж: Господь говорит в «Гите»: «Я наделяю материальную природу силой, потенцией». Творит она, но Его санкция. Санкция всегда на месте. И без Его воли и травинка не шелохнется. Но эта делегированная сила присутствует, проявляется по-разному, не прямая связь. Скажем, преступника собираются повесить. Кто причина? Бог – причина. Он – причина всего, но все же Он – не прямая причина того, что кого-то вздернут на виселице. Реальная причина: это человек, который совершил убийство, и поэтому его собираются повесить. Его действие – это реальная причина, так сказать. Но если бы не было правительства, то его бы и не повесили. Поэтому он ответственен за свою смерть на виселице, потому что он совершил убийство, потому что это главная причина. А другая причина – это правительство, которое следит за законностью. Поэтому многочисленные причины существуют: прямые и косвенные. Прямой и косвенный прогресс. Столь много всего в природе.

00:30:54 Ученик: А его собственная карма?
Шридхар Махарадж: Его собственная карма... В этой юрисдикции его собственная карма является реальной, доминирующей причиной, а есть также и другие причины. А если рассмотреть, что стоит, что является подоплекой определенного события, то говорит «Гита», это пять явлений. Пять явлений следует принимать в расчет в качестве... когда речь идет о причине и следствии. Прямая и косвенная причины. Пренебрежение нами Верховным Авторитетом... То, что мы пренебрегли Верховным Авторитетом, привело нас сюда. Это первопричина всех остальных событий. Ты понимаешь, нет?
Ученик: Да. А пренебрежение?
Шридхар Махарадж: Пренебрежение – неповиновение. Неповиновение автоматической, верховной... Верховному Авторитету (буквально говорит Гуру Махарадж) – это первопричина. А затем всё это привело меня на определенное расстояние. И я пленен средой, влияниями среды и различными... причины возникают в этой среде. Таким образом. Я ушел далеко, отошел далеко от центра, и многое окружает меня теперь. И их вклад – суть многочисленных причин того, что со мной происходит. Эта причина, та причина, та причина. Но истинная причина... Истинную причину следует отследить до самого начала цепочки.

00:33:01 Откуда, как я оказался здесь. И теперь я ¬– вначале Брахма, затем... Вначале я стал Брахмой, теперь я стал... моя карма привела меня в форму зверя, скажем, тигра. И я окружен тигриным менталитетом, и я живу в нем. Или я становлюсь деревом. Подобное впечатление окружает меня. Я стал деревом или насекомым, или кем угодно. И я пожинаю плоды, реакции. Таким образом, это случаи сложные. Однако нет конца этому разнообразию, и нет конца анализу. Но нас интересует главное. Затем есть разные законы, есть разные среды, разные причины. Я могу быть помещен там, там, там. Но нет никакого блага от того, чтобы анализировать, бесконечно анализировать в деталях каждый отдельно взятый атом. Нас интересует в принципе, суть, трансформация, как материальная концепция происходит, как материя происходит из чистого сознания. Таков твой вопрос?
Материя не есть независимое явление, независимое от духа. Но когда мы в Брахма-локе, в маргинальной, пограничной, срединной потенции, присутствует в этой среде или сфере бесчисленные точки, точки лучей Брахма-локи, брахмаджьоти (сияния). Многочисленные электроны или атомы (назовите это как угодно) – частицы сознания.

00:35:27 Сознание подразумевает начало, наделенное свободой воли. Без свободной воли или свободы воли невозможно помыслить сознание. Сознание подразумевает свободу воли. Точка сознания подразумевает очень уязвимое, ограниченное явление. Но эта точка света или точка луча наделена свободой воли. И эта точка есть личность, которая свободна, вольна выбирать ту сторону или эту сторону. Одни выбирают ту сторону, другие эту сторону, находясь в состоянии пограничной сферы. Свобода выбора стоит за первым действием или первым шагом, приводящим на эту сторону бытия. Свобода выбора. Эта свобода есть врожденное явление. Это естество, природа живого существа, но в результате, в следствие мы видим: одни живые существа пользуются своим шансом и приходят на эту сторону, другие на ту сторону. Одни принимают покорность, другие хотят... доминировать?
Ученик: Да, доминировать.
Шридхар Махарадж: И в целом идея тех, кто питает представление о доминировании, о господстве, входит в измерение эксплуатации. И в последствие эксплуатация проецируется на свободу воли живого существа. И отсюда происходит все разнообразие и все развитие материального мира. Но точка отсчета такова, как было описано выше. Частица сознания есть и что есть материальное? Материальное подразумевает нечто возникающее в результате тенденции эксплуатации. Таков процесс развития. В результате живое существо становится порабощенным. И в процессе, в этом процессе возникает великое разнообразие, многообразие. В начале это нечто очень тонкое, но результат таков, очень грубый и наглядный. Я ясно выражаюсь? Что вы думаете?

00:38:00 Ученик: Свободная воля.
Шридхар Махарадж: Точка отсчета – это свободная воля. Поскольку свободная воля уязвима... Эта свободная воля ану – атомарное сознание и очень малое, все малое, все, чем наделено живое существо, очень крошечное, поэтому уязвимость присутствует, возможность совершения ошибки. Поэтому его первый выбор, первый выбор живого существа доминировать, и постепенно оно вступило в мир доминации и все остальное в его будущем – это результат его прошлых действий, развития таким образом. Девата ганхарва кинара. В различных рангах, классах – такое деление. И затем дерево, камень и всё, что угодно. И акватические формы жизни или газообразные тела, тела водяных существ и так далее и тому подобное. Развитие... подобное развитие мы видим в этом материальном мире.
Ученик: То есть развитие... биологическое развитие?
Шридхар Махарадж: Да, развитие! Но с точкой отсчета... Точка отсчета, то, с чего, все началось – это свобода воли, свободный выбор души. И уже из этого развились все эти реалии: ум, тело и все остальное. А индивидуально или в группе, коллективное. Опыт, все основано, все зависит от опыта. Подобно сну. Субъективная эволюция подобна опыту сна. Во сне также из тонкого тела многие явления, воспринимаемые из тонкого тела, порождаемы или присутствуют в тонком теле, поэтому, в конечном счете, если мы сумеем проследить цепочку, то мы видим, что все происходит из центра и того, что вокруг него, из центра и его окружения. Но источник, первопричина в субъекте. Если устранить субъект – первопричину, тогда ничего не остается.

00:41:11 Ученик: Я хочу спросить. Мы видим, когда Кришна... Кришна приходит во многих воплощениях...
Шридхар Махарадж: Да.
Ученик: ...как Господь Нарасимхадев, как Рамачандра, Вараха. Каждое из этих воплощений... Имеет ли оно, каждое из них, свою собственную планету в духовном мире? Подобно тому как, скажем, кто-то преданный...
Шридхар Махарадж: Что?
Ученик: ...кто-то преданный (бхакта) Шри Рамачандры.
Шридхар Махарадж: Да, Шри Рамачандры.
Ученик: Существует ли лока (планета) Шри Рамачандры в измерении Вайкунтхи?
Шридхар Махарадж: Планета? Что ты имеешь ввиду?
Ученик: Лока.
Шридхар Махарадж: А-а, лока или дхама. У них есть собственная дхама или место в Вайкунтхе. Это нитья. Это место имеет вечную природу. И в избранной группе они присутствуют там как часть Вайкунтхи.
Ученик: Сита, Лакшман...

00:42:23 Шридхар Махарадж: Да-да, все они вечны. Они присутствуют там. И также в брахманде мы находим... в некоторых брахмандах (в некоторых вселенных) они приходят (или являются). Но изначально Вайкунтха... Изначальная группа присутствует там. И она распространяется в различные части брахманд. Это нитья – вечное явление, вечно сущее и безграничное. Вечно сущий и безграничный мир, никогда не умирающий. Никогда не умирающий, никогда не погибающий, вечный, лила. Лила означает это. Поскольку такого рода преданность, подобные идеи подобного рода преданный и такого рода владыки всегда есть, остается, существует, подобные стадии преданности. Все суть нитья – вечные. Прахлад также вечен. Эта лила, которая однажды была продемонстрирована здесь, происходит в других частях, в других брахмандах. И также изначально она присутствует в измерениях Вайкунтхи.
Ученик: Нрисимхадев?
Шридхар Махарадж: Да, Нрисимхадев.
Ученик: В той же самой форме, в том же самом образе?
Шридхар Махарадж: Да, в том же самом образе. Каждая лила имеет циклический характер и движется по кругу так сказать. Хираньякашипу сначала раздираем, потом происходит то, что Брахма говорит ему, исполняет его желание, он вновь становится, появляется на свет, становится могущественным. Цикл, круг.
Ученик: А Хираньякашипу присутствует в каждой брахманде? Но Хираньякашипу присутствует и в измерении Вайкунтхи?
Шридхар Махарадж: Да-да, в измерении Вайкунтхи также. Джай и Виджай.

00:44:43 Ученик: Но лила Нрисимхадева здесь? Мы видим, что он уничтожает демонов. А неужели подобные демоны присутствуют в Вайкунтхе?
Шридхар Махарадж: Говорится, подобно тому, как здесь мы видим Господа, скажем, изображение или арча, то есть Божество (мурти). Аналогичным образом мирской аспект или материальный аспект явлен в измерении Вайкунтхи посредством картин или отображен в какой-то... каким-то пассивным образом, как скульптура или картина.
Ученик: Не могли бы вы... Я не понимаю.
Шридхар Махарадж: Мирской аспект, материальный аспект, лила, то, что... подобно тому, как в прапанче, то есть в земных играх (на Земле) мы находим, Кришна в изображении, в Божестве. Прямо противоположное явление присутствует в четане, то есть в сознании, в мире духа, в мире сознания. Там джада (материя) представлена пассивным образом как скульптура или картина. Это возможно. Лишь пассивным образом, не активно. Лишь для того, чтобы создать подоплеку или задний фон для этой лилы. Это не более чем пассивная репрезентация материи. Материальные реалии представлены в лиле сознания пассивным образом, словно картина. Словно картина, подобно тому, как духовные реалии приносятся сюда в виде картины и так далее. Чхая – тени.
Ученик: (не слышно)
Шридхар Махарадж: Черный и темный, черный цвет представляет тьму, а белый цвет представляет свет. Таким образом, майя представлена там в качестве картины, пассивно. Пассивная майя, не активная. Майя присутствует там, но она не активна в Вайкунтхе.
Ученик: Маха-майя?
Шридхар Махарадж: Как чхая, как тень.

00:47:49 Ученик: А в случае демонов в измерении Голоки, демоны не атакуют Кришну?
Шридхар Махарадж: Что? Демоны? Демоны подобны тени. Поскольку они связаны с Кришна-лилой, но не... По сути демонов как таковых нет. Но они представлены в виде картины или изображения, пассивным образом. Таким образом, как тень они представлены там, в Голоке.
Ученик: Махарадж, Дхира Кришна Махарадж спрашивает.
Ученик (Дхира Кришна): А Господь Нрисимхадев имеет форму получеловека-полульва. И также Господь Нрисимхадев имеет четырехрукую форму. На Вайкунтха-локе чатурбхуджа (четырехрукий). Как Господь Нрисимхадев... У Господа Нрисимхи есть... Он наделен формой получеловека-полульва. Это одна и та же планета, где он получеловек-полулев и он четырехрукий на одной планете?
Шридхар Махарадж: Господь Нрисимхадев имеет четыре руки и полулев.

00:49:25 Ученик: Но есть ещё форма Вишну?
Шридхар Махарадж: Такой же случай как Курма, Вараха и так далее. У каждого подобные стадии, то, что было явлено этому миру, эти реалии, будут повторяться вновь и вновь. И повторяются. Это также процесс... Это общее явление, явление общего порядка. Определенные обстоятельства возникают, приходят подобно лекарству и болезни. Болезнь присутствует и лекарство присутствует. Если болезнь вечная, то и лекарство тоже вечное. Поэтому подобное происходит множество раз. И Нарасимха приходит вновь и вновь, чтобы облегчить страдания Своих преданных. Это вечное явление и обладает вечной позицией, вечным положением в измерении Вайкунтхи.
Разнообразие безграничного характера. Свободные игры происходят в разное время разной природы. В чем трудность для понимания? В чем затруднение? Если Нрисимхадев вечен, тогда что здесь непонятного?
Ученик: Махарадж, Дхира Кришна Махарадж хочет по сути знать, Нрисимхадев... Существует 24 экспансии Нараяны. Одна из них – это Нрисимха. Как эта экспансия Нараяны, носящая название Нрисимха, имеющая четыре руки, связана с Нрисимхой – получеловеком-полульвом? Изначальный Нрисимхадев имеет другую фигуру? Этот Нрисимхадев там, и этот Нрисимхадев пришел сюда?

00:52:02 Шридхар Махарадж: В шастре не упомянуто, что тот Нрисимха был другого типа, подобно Нараяне. Нет, это не упомянуто. То есть тот, другой Нрисимха тоже получеловек-полулев. Смысл таков.
Вайкунтха свободна от связи с материей, но как материальная связь... каким образом связь с материальной реалией может быть принесена в измерение Вайкунтхи? Как это возможно? Низшая часть Вайкунтхи, возможность этих вещей (связь с бренным миром)... Скажем, английский чиновник приезжает в Индию, и он совершает какие-то славные деяния, и фотографирует прием, сцену приема, который ему оказали, и показывает эту картину, вешает эту картину у себя в Лондоне на стену, это фото. Фото, на котором изображено, как его принимали в Индии. Это до известной степени правда. До известной степени или частично, поскольку это фото не есть реальное событие. Событие произошло там, но отображено здесь. Однако эти вещи не прекращающиеся, поэтому они нитья.

00:54:10 Ученик: Как картина?
Шридхар Махарадж: Да, как картина, не как реальный акт убийства. Эта часть (мирская часть, материальная часть) там как картина, но не сам акт убийства.
Ученик: То есть убийства как такового нет?
Шридхар Махарадж: Нет. Имеется ввиду, та сторона (материальная сторона) не активна там, но связь есть. Связь поддерживается с материальной стороной, хорошее с плохим, сознание с несознанием. Ревитивность, эту связь мы не можем отрицать. В любом случае она должна быть поддерживаема. Когда могущественный приходит сюда, то он могущественен, а когда... Скажем так, то начало, которое могущественное здесь, приходит туда, то оно становится бессильным. Подобно деревянной кукле эта материальная сторона представлена там, нечто неживое. Материальные реалии не могут быть представлены там в качестве живых, но лишь ссылка присутствует. Но самих материальных реалий нет.
Ученик: Кришна-лила здесь на Земле. Гопи, которые любили Кришну, у них были мужья, но на Голоке у них нет мужей, но то же самое настроение.
Шридхар Махарадж: На Голоке опять же мужья представлены как картины, а иначе бы паракия была бы невозможна.
Ученик: Но мужей как таковых нет?
Шридхар Махарадж: Нет. Вопросов нет?
Ученик: Нет.

00:56:07 Шридхар Махарадж: Лишь как тень. Они есть как тень. Чтобы создать панику в умах гопи, для того, чтобы интенсивность любви (милана)... В мадхура-расе мы имеем полноту связи. И для того, чтобы усилить это явление, оно должно быть, буквально говоря, продвигаемо таким образом, чтобы эта встреча или соединение, или любовь была очень редкой и рискованной. Поэтому возникает необходимость... отсюда необходимость в картине или некой теневой фигуры в сердцах гопи: «О, у меня есть муж!» И все эти вещи создаются в уме, и делают это явление более вкусным. Милана – встреча, соединение.
Ученик: Это как память?
Шридхар Махарадж: Память, возбуждение – в таком духе. Такого рода сознание необходимо, чтобы придать этому явлению характер паракия, паракия черту. Паракия же необходима, чтобы сделать это явление, встречу, любовь, соединение редкими и драгоценными. Когда речь идет о любви Кришны, это явление ставится на пьедестал. Ему дается высокая оценка.

00:57:47 Ученик: В «Шримад-Бхагаватам» присутствует описание многих игр, включая...
Шридхар Махарадж: Что?
Ученик: Присутствуют многие игры (лилы), связанные с Индрой.
Шридхар Махарадж: С Индрой?
Ученик: Да. И он много раз... Ему выпадает благая удача общения даже с самим Вишну. Мы находим в Кришна-лиле, он совершает многочисленные ошибки. Временами он не уважает своего гуру. Почему же он не учится, если он постоянно встречается с Вишну? И он столь возвышенная личность – царь полубогов, почему же он постоянно совершает ошибки? Как это возможно? Он должен быть чистым преданным. У него так много общения с Кришной, с великими душами, почему же он постоянно совершает ошибки?
Шридхар Махарадж: Можно рассмотреть это с двух точек зрения: интеллектуально и... Во-первых: по сравнению с безграничным ограниченный интеллект или способность – это ничто. Это первый момент. Второй момент: верховное положение Кришны таково, что Он способен делать всё, что угодно. Эти 2 момента. Он может, чтобы способствовать Своей лиле... Он может, преследуя Свои собственные цели в Своих играх, в Своей игре... Он может вертеть средой, вертеть окружающими реалиями, управлять реальностью так, как Ему хочется. Это первое понимание.

00:59:57 Второе понимание – интеллектуальное. Когда речь идет о безграничном, то ограниченное существо... у него нет положения, оно нигде. Нет положения, когда речь идет о соприкосновении ограниченного с безграничным. Это сагуна-лила, не ниргуна. Индра, Брахма – они считаются принадлежащими к сагуна, то есть маическому миру, маическому знанию, к майе. Они пребывают (эти личности) в области заблуждения, в области ложных представлений. Подоплекой (бэкграундом) является ложное понимание. Малая ошибка и большая ошибка – всё это ошибка. Все это ошибочное представление, поэтому нет особой разницы между малой и большой ошибкой, поскольку и то, и другое едино.
Брахма был много раз искушаем. Даже Махадева был много раз искушаем. Только в измерении ниргуна Харидас Тхакур был спасен от соблазна, но Брахма был искушен, соблазнен. Но Харидас Тхакур не может быть искушен, соблазнен, поскольку это соответственно ниргуна и сагуна. Сагуна – это измерение заблуждения. Большое заблуждение или малое – в любом случае ни на что невозможно полагаться. Любая ошибка может быть совершена любым, кто занимает любое положение, потому что это область ошибок.
Ученик: Но Харидас Тхакур – как же он не был соблазнен?
Шридхар Махарадж: Он – ниргуна.
Ученик: А что это означает, что он ниргуна?
Шридхар Махарадж: Что?
Ученик: Я не понимаю.

01:01:59 Шридхар Махарадж: Ниргуна означает «эксклюзивным образом он предан Кришне», ананья-бхакти. А это сагуна. Брахма и так далее – они вынуждены... Брахма вынужден возвращаться в этот порочный круг: вверх-вниз, вверх-вниз. От микроба до Брахмы. Зенит... Брахма стоит на вершине лестницы, но в любой момент он может споткнуться до положения микроба, до последней ступени.
Ученик: А в Кришна-лиле, когда Брахма видит свою глупость и возносит молитвы Кришне...
Шридхар Махарадж: Да, в Кришна-лиле показано, что Брахма совершает ошибки. И вновь в Двараке он совершает ошибки. Как это возможно? Одно дело, один момент, во-первых это призвано... показывает величие безграничного, безграничная способность. Безграничный кукловод, и все являются куклами в Его руках, Он только дергает за веревочки. Во-вторых, что большое, что малое – всё это не надежно в этом маическом мире. Одну и ту же ошибку человек (живое существо) может совершать тысячу раз в маическом мире, но в измерении ниргуна подобное явление невозможно по определению. Если где-то и присутствует подобная ошибка или заблуждение, то это прямое вмешательство Кришны... в духовном мире, в ниргуне.
Ученик: Иногда говорится, что Брахма приходил в образе Харидаса Тхакура с тем, чтобы достичь позиции чит, чистой бхакти, но как мы переходим от платформы совершения ошибок, когда мы, обусловленные майей?
Шридхар Махарадж: Существует множество примеров такого рода. Кришна и Баларама – суть Кешааватара, гопи суть проститутки рая (небес), многочисленные пуранические версии. Кришна и Баларама – суть Кешааватара, гопи – небесные куртизанки. Брахма... Здесь тот же самый случай. Брахма образовывал собой часть, являлся частью Харидаса Тхакура. Он слился с Харидасом, и был часть Харидаса, поскольку Кешааватар... Точно также как Кешааватар явился и вошел в Кришну и Балараму, а Кришна и Баларама – Сваям Бхагаван, Сваям Пракаш. Первый и второй. Таким образом, нам это показано, так нам это показано, так нам это показали махаджаны и шастры. Это происходит так-то, так и так. Низшее, низшая функция... Когда приезжает, скажем, глава правительства, то функция мэра аннулируется на это время, поскольку глава правительства включает в себя мэра. Нечто в этом роде.

01:05:15 Ученик: Непостижимо (кто-то говорит на заднем плане).
Шридхар Махарадж: Да, так оно и есть. Но не все эти способны оценить по достоинству. Очень тонкие реалии обсуждаются.
Ученик: У меня есть ещё один вопрос.
Шридхар Махарадж: Да?
Ученик: Относительно деватов (полубогов).
Шридхар Махарадж: Да?
Ученик: Полубоги, говорится, являются преданными Вишну. Они преданны, они деваты.
Шридхар Махарадж: Преданные не означает пака, то есть полноценные или стабильные преданные, устойчивые преданные. Но некоторая степень покорности присутствует в них.
Ученик: Это карма-мишра бхакти в их случаях?
Шридхар Махарадж: Может быть. Лишь покорность Вишну. И асуры в целом пренебрегают моральными законами, а девы имеют веру в Вишну. Имеется ввиду, асуры верят в моральные законы, а полубоги имеют некоторую веру в Вишну. Асуры верят только в мораль. Кришна-бхакта, ананья-бхакта – безраздельные исключительные преданные. Это совершенно... явление стоящее особняком, совершенно иное явление. Очень важное явление. Следующее – чтобы понять, чтобы различить, необходимо провести различие между сагуной и ниргуной. Высочайшее достижение в измерении сагуна и капелька, частица участия в ниргуна, в вечном мире или в вечном потоке. Сагуна и ниргуна прямо противоположны. В рамках сагуны девы. Вершина сагуны привлекает нас, но это ничто. Сегодня ты Брахма, а завтра ты москит или червяк.

01:07:36 Как говорится в «Бхагаватам»? «Человек не желает страданий, но страдания приходят к нему сами по себе. Удовольствия также приходят сами по себе». Нет необходимости стремиться к удовольствиям. Оно приходит автоматически так же, как и страдание. Поток нашей кармы, нашей деятельности запланирован таким образом, что страдания и удовольствия чередуются. Поэтому развитие в иллюзорном мире не следует считать представляющим хоть какую бы то ни было ценность. Ни стоит и копейки. Никакой ценности не представляет в сагуна мире. Высочайшее положение в сагуна мире лишено всяческой, всякой ценности, подобно сну, сновидению.
Но если речь идет о ниргуна измерении, об измерении ниргуна-мире, об измерении Кришна-лилы, где присутствует самодержавный абсолютный поток, который включает в себя все, объемлет все, и никакая сила не может сдержать его или приостановить его течение. Этот неизбежный поток. Подспудно или на поверхности он течет, и мы смешиваемся с ним. Это явление обладает вечной ценностью – ниргуна. А человек в измерении ниргуна может рассматриваться как преступник с точки зрения сагуна-лилы, но это не имеет ни малейшего значения. Апичет судурачаро бхаджате бхамана ананья бхак. Прогресс в сагуна (искаженном мире, мире заблуждения) не есть прогресс. Тот, кто принимает участие в ниргуна-лиле, того никогда невозможно осуждать. Это сама реальность. Речь идет о самой реальности. Это общий, универсальный и изначальный поток лилы. И этот поток никогда не может быть приостановлен, ему никогда невозможно бросить вызов.

01:10:45 Эта лила происходит, и мы так или иначе должны войти туда, принять участие в этом потоке, в этой связи. Мы должны открыть этот поток, и связаться с ним. И он неуязвим, он непреодолим, непобедим и жизнетворен в высочайшей степени. Это Кришна-лила – источник жизни и пищи. Так или иначе, каким-то образом мы благодаря Писаниям и садху, и сукрити разных типов... Сукрити сознательное и бессознательное, затем шраддха, затем садху-санга. И тогда мы устанавливаем связь с этим скрытым подспудным потоком, неуязвимым измерением, потоком. И этот поток или это нечто сладчайшее из всего самого сладкого – мадхура-мадхурам. Так или иначе мы должны установить связь с ним. Хорошее и плохое. Двети бхадра бхадра сеи мано дхарма. А в действительности сеи гран. Мы – порождение ума. Это все измышления ума – хорошее и плохое, категории этого мира. Поэтому по сравнению, если сравнивать сагуна и ниргуна, то эти попытки сравнения практически нелепы и смехотворны. Тем не менее, мы не можем избежать сагуна мира полностью, целиком и полностью. Но мир, о котором идет речь для нас, совершенно отличен. Ниргуна совершенно отличен от сагуна.

01:12:37 Ученик: Существует множество Брахм и вселенных. А может ли быть Брахма чистейший преданный?
Шридхар Махарадж: Когда он преданный, то это другой вопрос.
Ученик: Скажем, Дхрува в «Бхагаватам» описывается, кланяется...
Шридхар Махарадж: Не все Брахмы имеют... Статус Брахмы отличается. Звание – это банкноты, оттиск гинеи. А человек – это золото, которое подтверждает ценность этой банкноты. Пост Брахмы – это одно, а индивидуальное живое существо, которое его занимает, - это другое. Брахма – это ранг, это функция. И преданный случайно также может быть назначен на этот пост. Когда подходящее живое существо недоступно, тогда Господь Сам начинает играть эту функцию – творца материального мира, Брахмы.
Ученик: Тогда, если Брахма – наш Гурудев...
Шридхар Махарадж: Этого Брахму не следует рассматривать как того, кто... Поэтому Мадхвачарья вырезал эти две главы из «Бхагаватам», в которых описано заблуждение Брахмы. И логика его была такой: «Как наш Гурудев мог впасть в заблуждение и не понять Кришну?» Но Махапрабху не делал этого, не вырезал из «Бхагаватам» эти разделы, описания. Кришна – Верховный, Ему невозможно бросить вызов. Если Он захочет, то Он может поступать таким образом с тем, чтобы предостеречь нас, чтобы мы были осторожны, осознавая, что даже для того, кто занимает положение Брахмы, возможно заблуждение. С тем, чтобы мы были осторожны. На какое-то время Он мог сделать меня пригодным, а потом может вновь уйти.
Ученик (Бхакти Чару Махарадж): (неразборчиво).

01:15:18 Шридхар Махарадж: С такой великой нежностью, и он обрел подобную веру в собственного гуру. Он обрел его благословение, и мы должны донести это. «Вдохновленный моим Гурудевом, я отправлюсь по городам и (не понятно), и буду нести это послание». И тому была дана высокая оценка. Но искренне следует... если это делать, мы будем проверять себя, искренность, качества ученика, квалификация ученика.
Ученик: Ачарья-абхиман.
Шридхар Махарадж: Да, ачарья-абхиман. И татастха-вичар. Акинчан Махарадж был здесь, когда этот джентльмен задал вопрос Свами Махараджу, сказав: «Вы проповедуете столь широко, пышно, великолепно, роскошно. А что делают другие?» Спросил он. На что Свами Махарадж ответил: «Они просто...»
Ученик (кто-то добавляет): «Спят, едят и бьют в колокола» (что-то в этом роде).
Шридхар Махарадж: И духовные братья пришли, когда до них дошло это замечание Свами Махараджа, пришли ко мне с жалобами. Я ответил на них, что Свами Махарадж совершает столь грандиозный киртан, что «если в его киртане вам будет отведена роль звонарей всего лишь навсего, то это будет вашей высочайшей удачей».
Ученик: Мы с вашего позволения сейчас с вами попрощаемся до следующего раза.
Шридхар Махарадж: Да.
Ученик: Джая ом вишнупад паривраджакачарья (неразборчиво) джай!