Происхождение души
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Шридхар Махарадж: Тамал Кришна и другие принимают участие в собрании?
Госвами Махарадж: Да, собрание начинается.
Шридхар Махарадж: Чару Свами приехал?
Госвами Махарадж: Кто?
Шридхар Махарадж: Чару Свами?
Госвами Махарадж: Бхакти Чару? Нет, он ещё не вернулся из Калькутты.
Шридхар Махарадж: Не вернулся…
Госвами Махарадж: Возможно, сегодня он вернется.
Шридхар Махарадж: А Бхавананда и Сарвабхавана? Он был болен, я слышал. Ты не знаешь?
Госвами Махарадж: Я не знаю, выздоровел ли он.
Шридхар Махарадж: Харе Кришна, Гоур Хари бол. Новый друг из Мексики, да?
Ученик: Да.
Шридхар Махарадж: Харе Кришна.
Госвами Махарадж: Махарадж, можем мы вам задать вопрос?
Шридхар Махарадж: Да.
Госвами Махарадж: Я слышал это, лока-хита. Даже если наши вопросы могут не быть лока-хита, но ваши ответы всегда лока-хита. Лока на махита карано.
Чайтанья Махапрабху сказал: «Я чувствую себя глупцом. Мой Гуру Махарадж сказал Мне: «Тамара-мукхи – Ты глупец». Я даже не знаю, какие правильные вопросы, каковы правильные, уместные вопросы.
Шридхар Махарадж: (бенгали или санскрит).
00:02:00 В Бенаресе, в собрании майавадинов Махапрабху признался, исповедался. Когда они заявили Ему (эти санньяси), что «Ты один из нас, Ты принадлежишь к клану Кешавы Бхарати, Ты получил от него санньяс». В их среде были духовные братья. «Ты один из светил нашей сампрадайи. Но Ты не приходишь к нам, не встречаешься с нами. И не только это, но мы слышим, что ты поешь и танцуешь, и делаешь так много всего разного. И ты не принимаешь участия в серьезных дискуссиях, обсуждениях Веданты и медитации. Как это понимать? Но видя твой образ, твою фигуру, я не могу подумать, что Ты лицемер или Тебе не хватает, не достает неких качеств. Твой образ – свидетельство того, что Ты благочестив, сияние исходит из Тебя, Ты светишься. И теперь мы хотим знать, почему Ты этим занимаешься – танец, пение, и не совершаешь медитацию, не обсуждаешь онтологию Веданты?»
00:03:50 Тогда Махапрабху сказал: «Мой гурудев хотел, чтобы Я продолжал воспевать Имя Кришны. И он сказал: «Люди Кали-юги, массы наделены меньшими достоинствами, у них нет качеств, позволяющих обсуждать Веданту, столь глубокое явление как Веданту. Они должны призывать Имя Господа». «Да», - ответили Ему санньяси-майавади. – «Это неплохо, призывать Имя Кришны. Но почему Ты поешь и танцуешь, и делаешь все это?» Тогда Махапрабху сказал: «Когда подобные чувства стали возникать во Мне, то Я спросил у Моего гурудева: «Как это понимать, когда Я призываю Имя Господа, то подобные чувства, сентименты возникают во Мне». И гурудев сказал Мне: «Да, Ты очень удачлив. Подобные симптомы возникают в Твоем теле и уме». И также гурудев заметил, процитировал фрагмент «Шримад-Бхагаватам»: «Когда реальная преданность нисходит в сердце преданного, тогда эти симптомы неизбежно возникают в нем» Поэтому тебе настолько повезло, что ты обрел эту кришна-прему, ты достиг пятой цели жизни» «И я продолжаю», - сказал Махапрабху. Таким образом.
00:06:25 Зашел разговор о Веданте, начался диспут, и Махапрабху сказал: «Истинный смысл Веданты не сводится к имперсональной концепции. Но речь идет о персональной, личностной концепции. «Почему вы утверждаете», - спросил их Махапрабху, - «что Брахман есть высочайшая концепция Абсолюта? Имперсональное представление. Атхато брахма джигьяса, как говорит Веданта. Все исходит из Него, из этого Начала, все сохраняется Им, поддерживается Им, и все в конечном счете входит в это высшее Начало, дух. Таковы симптомы, характеристики. Савишеша, не нирвишеша, многочисленные дифференцированные, специфические характеристики присутствуют в Нем. Он не может быть имперсональным, нирвишешей, лишенным качеств или признаков». Определенная категория, группа этих санньяси была обращена.
00:07:58 Затем по прошествии нескольких дней, когда Махапрабху, совершив омовение на Ганге, отправился к божеству Бинду-Мадхавы, в Вишну-мандир, там Он начал петь и танцевать. То было неподалеку, вблизи ашрама Пракашананды Сарасвати, и некоторые студенты Пракашананды Сарасвати сообщили учителю о том, что Чайтаньядев танцует и поет неподалеку, поет Имя Кришны. «Не хотели бы вы отправиться с нами, посмотреть на Него?» И Пракашананда Сарасвати в обществе своих учеников пришел в то место, и увидел эту сцену, и был впечатлен. Он оставил школу майавады, и стал учеником Махапрабху и последователем теории вайшнавизма – савишеша, Кришна превыше всего, Кришна-концепция Бога является высочайшей. И некоторые говорят: «Но мы не признаем это мнение, не соглашаемся с этим мнением». Прабходананда Сарасвати... Тот Прабхадананда, который написал множество вещей о Махапрабху, о Навадвипе: «Радхараса-судханидхи», «Вриндавана-шатака». Шишира Гхош, основатель Амрита-базар-патрики, и другие люди, вышеупомянутые, считают, что Пракашананда и Прабходананда Сарасвати Тхакур – это одна и та же личность. Дескать, Пракашананда Сарасвати был настолько впечатлен личностью Махапрабху, что написал все эти произведения.
00:09:56 Но мы считаем, что это не так. В «Бхакти-ратнакаре» мы находим: Прабходананда был дядей Гопала Бхатты, тамильским брамином. И то был Прабходананда. А в кришна-лиле он есть тунга-видья. Он не может быть майавади. Тот, кто в кришна-лиле является столь важной фигурой, не может быть майавади-Пракашанандой. Никогда.
И, так или иначе, Пракашананда утратил своё положение в школе майавады, и присоединился к школе преданности Шри Чайтаньядева, и отправился во Вриндаван, где провел последние дни своей жизни, призывая Харинам. Он был лидером майавада-сампрадайи тех дней в Бенаресе.
00:11:09 Госвами Махарадж: На днях вы говорили о потенциальном состоянии джив в брахмаджьоти в Брахмалоке. И также вы говорили о том, как кто-то вступает в духовный мир и пробуждает свою идентичность. Его сознание было словно рассеянно, разбросано.
Шридхар Махарадж: Как-как?
Госвами Махарадж: Рассеянно, разбросанно. Он словно находился в безумии и не помнил своё духовное тождество…
Ученик: Подобно безумцу.
Шридхар Махарадж: Как?
Ученик: Подобно человеку, который бредит, сошел с ума.
Госвами Махарадж: В духовном мире, в Вайкунтхе - вы говорите - кто-то может словно забыть своё положение, и его сознание словно отвлечено. Он словно стал безумен до поры, до времени. Как мы можем понять то обстоятельство, что джива исходит из Маха-таттвы? Из Брахмалоки они приходят в саюджья или сварупья, салокья…
00:12:37 Шридхар Махарадж: Я сказал, что существуют две категории джив, приходящих в этот материальный мир. Одна категория – это те живые существа, которые уже пришли из Вайкунтхи. И их приход вызван потребностью, необходимостью нитья-лилы Кришны. Они приходят сюда в качестве… это часть лилы. Потребность, необходимость, возникающая в ходе лилы. И другая категория – это те, кто из Брахма-локи. Баланс, эквилибриум, состояние эквилибриума нарушается каким-то образом, и начинается движение, движение в Брахма-локе.
00:13:38 Госвами Махарадж: Начинается движение в Брахмаджьоти, да?
Шридхар Махарадж: Да, в Брахмаджьоти. И затем, благодаря влиянию этого движения свободная воля начинает своё действие, начинает двигаться буквально. Вначале движение общего характера. Акхара – то, что зовется «акхара» - становится «кхарой». Акшара-кшара, акхара-кхара начинается. Вначале то было нечто недифференцированное. И затем начинается дифференциация. Поскольку то, в действительности, есть измерение сознания... «Джьоти» означает «свет», свет сознания, имеющий природу сознания. Начинается дифференциация и движение в этом однородном нечто. И возникает (так сказать, возникает) индивидуальное сознание. Вначале (так сказать, вначале) отсутствие спецификации, затем возникает спецификация и, так сказать, возникает индивидуальное сознание.
00:15:13 Сознание наделено свободой воли. И благодаря свободе выбора, в силу свободы выбора из буферного состояния, маргинального, пограничного положения они (эти живые существа, индивидуальности) могут принять ту или иную сторону. Две стороны: сторона эксплуатации и сторона жертвенности, преданности. Используя свою свободу воли, они начинают движение. И в результате мы видим: одни приходят в мир эксплуатации, другие приходят в мир преданности. Если мы проанализируем это явление пристально и глубоко, то мы увидим вещи в таком свете.
Анадир бахир мук. Анади означает: то, что не имеет начала. Анади. Затем, почему после того, как эксплуатация заканчивается, они приходят… После того, как начинается эксплуатация, начинается время и пространство. Вначале как таковые концепции времени и пространства материального мира отсутствуют. Вначале бахирмуката. Бахирмук означает: тенденция, склонность к эксплуатации. Вначале, первое, что происходит – принятие стороны эксплуатации. А когда джива вступает в мир эксплуатации, то возникают факторы времени и пространства бренного мира. Мы говорим, что кто-то из живых существ выбирает сторону эксплуатации, кто-то отправляется в Вайкунтху. Таким образом, эквилибриум нарушается и начинается движение, динамизм. Динамизм этого мира, стороны эксплуатации, ложной стороны, негативной стороны.
00:17:40 Когда живое существо вступает в царство эксплуатации, то оно берет и принимает на негативной земле, на земле займа, и в результате становится проигравшим. Живое существо думает, ошибаясь, что благодаря эксплуатации оно будет выживать. Но в действительности оно становится проигравшим и рабом материальных соображений. Понимаешь, я ясно выражаюсь?
Госвами Махарадж: Есть один момент, который приводит меня в растерянность, в недоумение…
Шридхар Махарадж: Что именно?
Госвами Махарадж: На днях вы говорили, Тамал Кришна Госвами спрашивал о том, когда живое существо входит в Вайкунтху или Голоку. Вы сказали, что родственники, скажем, видя, что это живое существо всегда было там, но какое-то время оно было в безумии, и теперь пришло в себя.
00:18:44 Шридхар Махарадж: Это другая сторона. Когда бадха-джива (порабощенная душа, падшая душа, обусловленная душа) входит в необусловленную область бытия, тогда они не проводят различий. Поскольку речь идет о вечности, они склонны думать, что эта дружба, которая существует - носит вечный характер: «Мой друг, ты известен мне». Об этом идет речь. Они говорят, или Он (Кришна) говорит: «Друг Мой, ты Мой друг! Я всегда знал тебя, но был потерян, ты заблудился или как-то так, и теперь ты наконец-то вернулся. Но ты всегда Мой». Вечный аспект – когда они встречаются, то они думают, что «мы связаны вечно, но на какое-то время наш друг потерялся, его не было с нами временно».
00:20:05 Шридхар Махарадж: Когда вечный аспект… об этом идет речь, о вечности, то возникает такого рода представление, концепция: «Ты отсутствовал. И почему? Мы не можем понять. Долгое время… Ты оставил Меня, покинул Меня, и как ты мог жить? Как ты мог влачить существование?» Когда новый друг по прошествии долгого времени возвращается, то ему говорят: «Ты мой старый друг. Где ты был? И как ты мог жить, оставив меня или оставив нас? Я чувствовал великую боль разлуки с тобой, теперь ты вернулся, это очень хорошо». Таким образом, подобные события мы видим в этом измерении. Поскольку речь идет о вечности, и они думают, что эта разлука была временной. Временной в вечном времени; с точки зрения вечности, в вечности.
00:21:23 Ученик: Поскольку наш Шрила Прабхупад объяснял, что изначально мы все были существами, сознающими Кришну; но поскольку мы забыли это сознание, мы…
Шридхар Махарадж: Забвение, речь идет о забвении. Речь идет об обитателях Брахмалоки. Но мы никогда не были с Кришной. Я говорю, что существует две категории. В лиле иногда все устраивается таким образом, что некоторые из них приходят сюда. Они не помещаются в Брахмалоку. Это часть лилы. И существует другой класс, другая категория: приходящий в этот мир из Брахмаджьоти, Брахмалоки. Мы видим две категории, двумя способами джива приходит к Кришне в Голоку.
00:22:40 Госвами Махарадж: Наш Прабхупад…
Шридхар Махарадж: Скажем, какой-то высокопоставленный государственный чиновник может быть отправлен в провинцию, в глубинку, чтобы выполнять какие-то обязанности. А провинциальный чиновник может быть вызван в столицу и поставлен на высокую должность. Нечто в этом роде.
Госвами Махарадж: Прабхупад написал одну книгу под названием «Кришна». Это его изложение Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам», как синопсис, как совокупность описаний. И он говорит… Тот эпизод в кришна-лиле, когда Варуна похищает Нанду Махараджа. И впоследствии Кришна явил обитателям Вриндавана Голоку. И Прабхупад говорит: «Некоторые из спутников Кришны, которые низошли, а другие впервые увидели Кришну, и Кришна впервые показал им проблеск духовного мира».
00:23:58 Шридхар Махарадж: Сварупа-сиддхи. В нашем достижении высшего начала вначале мы проходим стадию сварупа-сиддхи, и затем васту-сиддхи. Мы становимся пригодны, мы становимся достойны занять определённый пост в полной мере. А васту-сиддхи – это та ситуация, когда мы непосредственно играем эту роль, выполняем эту функцию. Скажем, экзамены прошли, тест сдан. Тест на квалификацию, на должность работника ЦРУ. Но человек ещё не назначен. Сварупа-сиддхи – это сдача экзамена. После сдачи экзамена наступает вступление в должность – васту-сиддхи. Человек признан годным, пригодным, квалифицированным, и затем ему дается шанс войти во Вриндаван. И там, в прапанча-лиле, он принимает первое участие в играх, в прапанче, в земных играх. А затем он входит в Голоку, в вечную лилу. Я ясно выражаюсь?
Госвами Махарадж: Да.
00:25:36 Шридхар Махарадж: Сварупа-сиддхи и васту-сиддхи. Вначале человек становится квалифицированным играть эту роль. Затем, впервые когда Кришна приходит на Землю, в земных играх Кришны, он впервые вступает в кришна-лилу как таковую. И там происходит первое соприкосновение с вечной лилой, и затем он принимается навеки, в вечности. Васту-сиддхи. Вначале Земля, затем Гокула, затем Голока. Как-то так, нечто в этом роде.
Госвами Махарадж: Есть одна шлока в «Ади-лиле» «Чайтинья-чаритамриты»; и в «Бхакти-расамрита-синдху», и также в «Лагу-бхагаватамритам» Рупы Госвами она присутствует: «Айнам приананча крапхьям эйкам гоудитам брахма кришнаор айкхьят кхирана окума».
Шридхар Махарадж: Да, важная шлока, и в ней заключены многие истины. Причем, многие оппозиционные, противоположные истины гармонизированы в ней, приведены в гармонию. «Говорится в разных местах, что те демоны, которые были убиты Кришной, также вступили в измерение Кришны. И люди, которые следовали путем преданности, также вступили в измерение Кришны. Но это не одно и то же», - говорит Рупа Госвами.
00:27:54 И почему же шастры утверждают, что как будто бы демоны и преданные достигли одного и того же? В Писаниях мы находим: «Враги, убитые Кришной, и Его друзья достигли одного и того же места». Как будто бы на поверхности так сказано в Писаниях, но в действительности их ситуация отличается. Здесь приводится такая аналогия: солнце и солнечные лучи. Солнце и солнечные лучи суть одно, но в то же время это разные явления. Вайкунтха и Голока суть одно, но в то же время это разные явления. Сурья и киран – солнце и его лучи. Солнце – это изначальное тело, а его джьоти, то есть свет или лучи, эманирующие из солнца, исходящие из солнца – в определённом смысле они идентичны солнцу. И таким образом, враги, убитые Им, вступают в Его джьоти, в Его свет. Тогда как Его преданные достигают самого солнца. Общий смысл этого утверждения и разных других аналогичных утверждений таков. В этом смысле, когда Брахмаджьоти и Вайкунтха рассматриваются как нечто одно. Но в действительности судьба этих личностей разная.
00:29:33 Госвами Махарадж: В своей бхашье, в комментарии, Прабхупад говорит, он цитирует Парашару Муни, говорящего с Майтреей: «Не думай, что Джая и Виджая в каждом тысячелетии, в каждую эпоху, в каждую югу падают из Вайкунтхи и становятся асурами, демонами». Мы не должны думать так. Мой вопрос таков: ваикунтха-баси или обитатели Вайкунтхи – возможно ли для них упасть из Вайкунтхи в этот материальный, оскверненный мир? Это необычно, нетипично.
00:30:37 Шридхар Махарадж: Следует здесь в расчет принять два момента. Джай и Виджай – вайкунтха-дхари, стражники Вайнкунтхи, хранители врат. Врата Вайкунтхи; тот, кто стоит на вратах – он стоит по ту сторону ворот. Это ещё не Ваикунтха в точном смысле слова. По ту сторону Вайкунтхи Брахмалока или Шивалока, в этом смысле. И падение из этого состояния возможно. Это один момент. Второй момент таков: те, у кого есть некое дело. Как я сказал выше, две категории: представители одной категории – те, кто приходит в силу лилы, игр, в рамках игры. Все в Вайкунтхе или Голоке в широчайшем смысле пребывает в них. Но Голока означает – всеобъемлющая кришна-лила, она объемлет все, все сущее, включая низменные реалии. Скажем, убийство – низменное, отвратительное убийство. В драме, в спектакле убийство не носит столь низменный, отталкивающий характер. Как часть игры, как часть представления актеры разыгрывают убийцу и убитого. Но когда это происходит, когда происходит спектакль, то зрители в аудитории испытывают глубокие чувств. В лиле Кришны все может присутствовать, быть объято кришна-лилой, быть включено в кришна-лилу. Но это явление отлично от явлений бренного мира. Вы понимаете?
Ученик: Да.
00:32:43 Шридхар Махарадж: Все может сохранять свой динамичный характер там. Подобно тому... Как говорит Рупа Госвами: «Ахерива гатих премна сва бхава кути лабхавет. Подобно тому, как змея ползет». Естественным образом ползет, зигзагообразно, извилисто, не по прямой. Змея никогда не ползет по прямой, но всегда зигзагообразно. Аналогично этому естественный поток премы, любви извилист. Безо всякой причины, с причиной или без причины любящий и возлюбленная… временами существует причина, временами причины нет, и многочисленные чувства ревности или гнева возникают, прорастают в них. Необходимость сохранять динамичный характер Голоки, поэтому никакие реалии не следует винить, принижать там. И даже убийство не является убийством как таковым.
00:34:19 Когда речь идет об изображении, о портрете, то можно сделать фотографию убийцы, но убийство как таковое, реальное убийство в этом изображении отсутствует. Нечто подобное аналогичным образом в Голоке. То, что показывается; то, что демонстрируется; то, что происходит там – всё это не есть низменно, всё это вкусно и целостно, здорово, поскольку сам фундамент не есть фундамент эксплуатации, но фундамент жертвенности, преданности. Состязание, борьба, конкуренция присутствует там, но какого рода конкуренция? Преданности, в рамках преданности, это лучшая, лучшая, лучшая конкуренция, которая только может быть. Поэтому все присутствует там, но фундамент таков, что все хорошо и здорово. Все целостно и здорово, поскольку фундаментальное измерение – это измерение жертвенности, не измерение эксплуатации, не измерение эгоизма. Ты понимаешь?
Госвами Махарадж: Да.
00:35:39 Шридхар Махарадж: Ты должен понять это, различие между землей эксплуатации и землей жертвенности. Нам рассказывали: один мусульманский джентльмен тайно подкидывал кошельки с деньгами во дворы бедных людей. В Хугле, это округ Калькутты, жил один мусульманин, он был очень щедрым человеком, склонным к благотворительности. И когда он слышал о том, что какой-то человек беден, и в то же время этот бедный человек стесняется просить подаяние, милостыню, то этот мусульманин Хаджа Мухамад, так его звали, по ночам подходил к заборам дворов этих бедных людей, перекидывал через забор кошельки с деньгами. Тайно, воровски, украдкой. Поэтому это также своё рода воровски, тайно, но такого рода тайные уловки не достойны порицания, но достойны всяческой хвалы. Поэтому в измерении преданности воровство, ложь и все остальное – всё это возвышенно. А на земле эксплуатации все плохо, все низменно.
00:37:28 Хорошие вещи также плохи на земле эксплуатации, дурны. Немецкий философ Кант говорит: «Никакое благо в этом мире не может быть совершенным благом». По его мнению, лишь добрая воля – вот что делает некую реалию благой. Только благая воля. Но грубое проявление дурно. Но мы утверждаем, что в этом измерении даже благая воля также дурна – на земле эксплуатации. Благая воля, доброе намерение. И какой стандарт благости, хорошего мы должны приобрести? Этот стандарт извращен здесь, на земле эксплуатации. Земля эксплуатации. Чтобы я ни делал, всё это принесет дурную реакцию в ответ. Иначе быть не может. Я подхожу к ложу пациента, и я лечу его, даю ему лекарство. Но лекарство, полученное из растений, из минералов, которых я убиваю… я назначаю диету, но диета подразумевает убийство многочисленных джив в форме растений, или кустов, или чего-то в этом роде. Поэтому никакое действие не может быть абсолютно благим в измерении эксплуатации, на земле эксплуатации. Каждое действие рассматривается в качестве дурного, ложного и неблаготворного, плохого. Приносит дурной эффект любое движение здесь.
00:39:39 Госвами Махарадж: Есть одна шлока в «Бхагаватам»…
Шридхар Махарадж: Это ясно? То, что было сказано?
Госвами Махарадж: Да-да. В этой шлоке говорится: «Махататва викурванат бхагават бирджа самбхават крийашакти аханкараш тривиддха самападйета». Это слова Капилы Муни.
Шридхар Махарадж: А в какой Песне?
Госвами Махарадж: В третьей Песне. И Прабхупад объясняет, что вначале присутствует чистое сознание, чистое Cознание Кришны. А затем первое осквернение прорастает.
Шридхар Махарадж: А затем?
Госвами Махарадж: Первое осквернение приходит – ложное эго, аханкара. И он говорит: «Мы также видим в действительности, в реальной жизни: кто-то действует в рамках Cознания Кришны, а затем внезапно его поведение изменяется».
00:41:12 Шридхар Махарадж: Вновь повтори это. Как начинается?
Госвами Махарадж: Махататва викурванат.
Шридхар Махарадж: Махататва викурванат.
Госвами Махарадж: Бхагават бирджа самбхават.
Шридхар Махарадж: Бхагават бирджа самбхават.
Госвами Махарадж: Крияшакти аханкараш тривидха самападйета.
Шридхар Махарадж: Крияшакти аханкараш тривидха самападйета. Крияшакти аханкараш… Как Свами Махарадж переводит это?
Госвами Махарадж: Это не перевод, но объяснение.
Шридхар Махарадж: А что он говорит в объяснениях?
00:42:14 Госвами Махарадж: Он говорит: присутствует чистое сознание.
Шридхар Махарадж: Так, чистое сознание.
Госвами Махарадж: Чистое Cознание Кришны.
Шридхар Махарадж: Чистое Cознание Кришны. Как Cознание Кришны отклоняется, превращается в сознание майи?
Госвами Махарадж: Да-да.
Шридхар Махарадж: Маха-таттва… Какое первое слово? Махататват…
Госвами Махарадж: Махататват викурванат.
Шридхар Махарадж: Первое развитие пракрити на негативной стороне известно как маха-таттва. Пракрити развивается на негативной стороне – первый шаг. И в этом состоянии это явление известно как маха-таттва. Затем что говорится?
00:43:15 Госвами Махарадж: Викурванат.
Шридхар Махарадж: Затем, когда начинается движение, первая негативная позиция, проявление в сторону негативного мира, «курванат», означает движение, «крия» или творение. «Махататтва викурванат». Затем?
Госвами Махарадж: Бхагават бирджа самбхават.
Шридхар Махарадж: «Бхагават бирджа самбхават» и «маха-таттва викурванат». В «Бхагават-гите» сказано: «Я (говорит Верховный Господь) бросаю семя, помещаю семя в лоно пракрити, и начинается движение, развитие на негативной стороне». Возникает мир, иначе говоря. Это негативное движение, негативного характера. И причина – это бхагават-бирджа, Его потенция, потенция Господа, самбхават. Самбхават, и дальше?
00:44:46 Госвами Махарадж: Крияшакти аханкараш.
Шридхар Махарадж: Затем эта материальная субъективная характеристика рождается из вышеобозначенных явлений. Материальная индивидуальная тенденция работать на земле эксплуатации порождаема в подобном вышеописанном процессе, в рамках этого процесса. Первая негативная стадия – это маха-таттва, а из маха-таттвы затем эта негативная деятельность, аханкара, рождается, и принимает характеристики этого материального эго; материального – буквально эгоистического эго, индивидуальности. И это эго начинает жить здесь, на этой земле в различных стадиях, в различных измерениях. Бхур, Бхувах, Свах, Сатья и так далее, вплоть до Сатьялоки. Так джива возникает в материальном мире и живёт в материальном мире.
00:45:56 Бадха-джива, порабощенная душа с её аханкарой, эго. Здесь описан этот процесс, каким образом происхождение, эго эксплуататора – этот процесс описан здесь. Бхагават бирджа самбхават. В «Гите» сказано: «Происходит зачатие». И так сказать пракрити приходит в движение, эквилибриум нарушается, равновесие нарушается, и начинается постепенный процесс, в ходе которого возникает материальное эго, материальное, субъективное, эгоистическое существование; сознание того, что «я хочу быть владыкой природы, я хочу быть владыкой многочисленных реалий, я хочу наслаждаться». Такого рода эго господина, аханкар рождается постепенно из этого состояния эквилибриума. От эквилибриума постепенный переход к индивидуальному образу, индивидуальной аханкаре. Подобное явление здесь описано.
00:47:21 Госвами Махарадж: В Ведах присутствует утверждение «эко баху шьям»…
Шридхар Махарадж: Эко баху шьям…
Госвами Махарадж: Говорится: «Эко баху шьям – Кришна единый, и Он проявляет Себя во многих, во множество». Материально говоря, кажется, что это указание на некий момент, когда происходит генезис.
Шридхар Махарадж: В Голоке, в Вайкунтхе Его единство подразумевает то, что Он раджа, царь. Раджа, и есть праджа, то есть поданный, многочисленное субъектовластие. Сваям бхагаван. Существует вечная органическая целая система служения единому, в рамках органического целого. А в случае материального мира – «эко баху шьям». «Эко ахам» означает «Мое джьоти, сияние». Таков смысл, здесь смысл «ахам» - «джьоти», поскольку «джьоти» - это тоже «Я», «Я» Верховного Господа. Брахман – это также часть Его существа. И постепенно из этого Брахмана, состояния эквилибриума, когда он приходит в равновесие, начинается развитие и возникают многочисленные субъекты в пракрити, в материальном мире. Таким образом, можно объяснить этот процесс.
00:49:00 А в Голоке, вечном мире уже вечно существует система «единое множество». С одной стороны единое, с другой стороны множество, поскольку это единство и множество пребывает в гармонии. Здесь с одной стороны нет множества, есть только единство, есть только единый, поскольку есть единая унифицирующая потенция. И в этом смысле никакого множества нет. Но в то же время оно есть, поэтому мы говорим о множестве, многообразии в единстве. С одной стороны есть множество, но с другой стороны в действительности есть единый, единство, один, поскольку это множество суть проявление или порождение единого.
Сарва кхалау идам сарвам. Шанкарачарья говорит: «Куда бы я ни посмотрел, я вижу только Брахман». Но в данном случае Шанкарачарья принял лишь одну половину истины. Поскольку он говорит: «Куда бы я ни посмотрел, я вижу Брахман». Он принимает лишь Брахман, но он не принимает сторону «куда бы», «все». Но Махапрабху принимает и то, и другое: Бога и порождаемое Им бытие. И речь идет о том, что в Голоке присутствует органическое целое, порождаемое единым началом. Единое начало и множественные проявления начала. А в материальном мире «эко баху шьям» означает, что Брахмалока, баланс, эквилибриум нарушается и таким образом аханкары, многочисленные индивидуальные материальные аханкары порождаются, создаются. Эти истины упоминаются здесь Капилой в этом стихе. Единый как Брахма – это эквилибриум практически, и затем происходит толчок, и «бхагаван вирджа» - начинается движение, и столь многие частицы выходят так сказать из Брахмалоки. (санскрит)
00:51:34 В «Бхагават-гите» сказано. Как из единого возникло множество? Как многие выходят из единого? Как, каким образом? Один в состоянии эквилибриума, а когда эквилибриум нарушается, то начинается дифференциация, прогресс, развитие. Различные индивидуальные аханкары, эго создаются, бесконечное число. И они наполняют собой бытие, они входят в материальную концепцию, этот поток.
Госвами Махарадж: Что произошло? Васудева Датта попросил Махапрабху, взмолился, обращаясь к Махапрабху, сказал: «Пусть вся Вселенная освободится, все дживы будут спасены, а я приму бремя их кармы на себя».
00:52:41 Шридхар Махарадж: Здесь в данном случае работает гегелевская теория панантеизма. Или Ауробиндо Гхош, его система аналогична гегелевским представлениям. Существует как обусловленная, так и необусловленная стороны бытия. И абсолютное реализуется, или познается обусловленным началом. Безграничное и ограниченное. Ограниченное начало есть необходимая часть безграничного, обусловленное – необходимая часть необусловленного. Обусловленное существует для того, чтобы подчеркнуть, или показать совершенство необусловленного, абсолютного. Эта система известна как панантеизм. А то, что говорит Васудева Гхош – в этой в этой линии мысли где-то, он говорит: «Все души могут быть освобождены, извлечены из этой материальной брахманды. Я готов принять бремя их грехов, кармы на себя, и готов отправиться в вечный ад, расплатиться за всех. Я не в силах терпеть страдания, видя страдания джив в этом мире. Поэтому моя молитва, обращенная к Тебе, Махапрабху: спаси их всех. А все грехи могут быть возложены на мою голову, и позволь мне отправиться в ад и страдать там вечно, от их имени», - говорит Васудев Датта.
00:54:16 На что Махапрабху отвечает: «Кришна не банкрот. То, что ты желаешь, Его преданный – Он исполнил твоё желание, но Он не банкрот. Тебе не нужно печалиться, не нужно скорбеть, тебе не обязательно выступать в качестве гаранта. От тебя не требуется страдать от их имени. Такая жертва не нужна от тебя Господу. Он может спасти, Он обладает подобным могуществом». Даже если вся майическая система уничтожается, то для Кришны нет никакого ущерба, для Его лилы, Голоки. Вся майя, майический иллюзорный мир может быть вычеркнут, исключен, но для Него ничего не происходит, поскольку в какой момент времени все тюрьмы могут быть опустошены. Может быть глобальная амнистия, и заключенных выпустят на свободу. И Махапрабху, отвечая на утверждения Васудевы, говорит: «Вся брахманда может быть опустошена, все дживы могут выйти на свободу, но затем вновь эта тюрьма наполнится заключенными, и вся брахманда вновь будет полна порабощенных джив».
00:56:27 Все пациенты могут быть излечены, и тогда в больницах не будет необходимости. Больницы нужны только потому, что есть больные, но когда в обществе все здоровы, тогда нет необходимости в больницах. Больницы могут быть закрыты, и все пациенты могут быть вылечены. Но постепенно, с течением времени вновь могут поступить новые больные, и лечение вновь будет необходимо. Подобно этому.
Госвами Махарадж: Когда Кришна был здесь, в этом мире лично, то были ли все освобождены? Это правда? Я так слышал.
00:57:07 Шридхар Махарадж: Рамачандра забрал всех из Айодхьи с Собой, когда покинул этот мир. И также говорится, Харидас Тхакур сказал это, в случае Санатаны или кого-то: «Ты уже пообещал Васудеве как материальное царство, так и царство души. Все материальное царство было превращено в царство души, все были спасены благодаря Твоему санкиртану». Махапрабху опять же сказал в ответ на это: «Как эта брахманда продолжает существовать? Почему все же она продолжает существовать?» «Потому что, хотя все спаслись (старые её обитатели), но новые обитатели заступили на их место». Они были приглашены, так сказать, сюда, чтобы занять место амнистированных. И так происходит, брахманда опустошается, кто-то выходит на свободу, и приходят новички.
00:58:28 Госвами Махарадж: Но как на счет западных стран?
Шридхар Махарадж: Что?
Госвами Махарадж: Когда Чайтанья Махапрабху был здесь, в Индии, то в Европе люди, которые жили, они тоже были освобождены?
Шридхар Махарадж: Да, мы можем так думать. Животные, даже животные и олени, и тигры, они могли уловить влияние воспевания Святого Имени Махапрабху. Что говорить о вопросе дистанции – о том, что кто-то жил в Европе или где-то еще? Вибрация столь тонкая, что волна могла коснуться каждой души. Коснулась каждой души повсюду, не только в одной брахманде, но многие брахманды были спасены. Тонкий эфирный план, эта вибрация распространяется повсюду, чтобы помочь всем и каждому. Брахманда – не означает только человеческая секция, форма жизни, но насекомые, деревья. Вибрация, тончайшая вибрация может проникнуть куда угодно, подобно эфиру, в этом нет ничего невозможного.
00:59:53 Ученик: Мы обсуждали в нашем храме, у нас была здесь дискуссия в храме, кто-то сказал, что живое существо исходит из брахмаджьоти, а другие говорили, что живое существо изначально находилось с Кришной в мире Cознания Кришны.
Шридхар Махарадж: И то, и другое одновременно правда. Это необходимо в лиле, в играх Кришны. Подобно тому, как у нас здесь происходит спектакль. Кто-то... как это называется по-английски? Кто-то играет в прятки, кто-то прячется, а кто-то ищет – это игра, игра в прятки. Вы знаете про эту игру? В лиле Кришны может быть такого рода игра в прятки. Когда нужно спрятаться, то Он приходит. Один прячется в материальном мире, а другой приходит за ним, чтобы искать его. Это один случай.
01:01:18 Ученик: Это особый случай?
Шридхар Махарадж: Да, это особый случай. Освобожденные души могут играть в прятки. Подобно лиле, игра в прятки. Такого рода природа в Голоке. И в рамках такой игры человек может прийти сюда. Это одно явление. А другое явление – когда живое существо приходит из Брахма-локи…
Ученик: А они говорят, что у всех были раньше взаимоотношения с Кришной.
Шридхар Махарадж: Врожденные отношения с Кришной – они неизбежны, их невозможно отрицать, естество. Они глубинные, врожденные, естественные. Врожденные или глубинные взаимоотношения с Кришной, всего и вся, всего сущего – невозможно отрицать никогда.
01:02:07 Ученик: А как они могут быть врожденными? Я не понимаю. Я думал, что в материальном мире наши отношения с Кришной – они проявляются. Но когда мы были в духовном мире, они были проявлены.
Шридхар Махарадж: Но речь идет о том, что есть отношения разных стадий. Взаимоотношения с Кришной сохраняются и существуют повсюду, поскольку Он абсолютно единый, но на различных стадиях: в Брахма-локе отношения одного характера, в пракрити, в материально мире – другого характера. В разных измерениях по-разному.
01:02:49 Ученик: Потому что мы думали в терминах начала и конца.
Шридхар Махарадж: Вода – это материя, эфир – это материя и воздух – это материя, но это все материя в разных состояниях.
Госвами Махарадж: Так в Брахма-локе эти отношения спящие, дремлющие?
Шридхар Махарадж: Да, татастха. Это состояние эквилибриума.
Госвами Махарадж: А эта раса...
Шридхар Махарадж: Пракрити и Вайкунтха – чистое сознание и материальное сознание, и буферная зона – это Брахма-лока или Татастха-лока.
01:03:26 Госвами Махарадж: Взаимоотношения с Кришной, раса в брахмаджьоти – эти отношения потенциальны? Они спят, дремлют?
Шридхар Махарадж: Да, в состоянии дремлющем, и недифференцированного характера также. Поскольку это не ясно, не отчетливо, кто в какой расе находится. Это все в дремлющем состоянии, непроснувшемся. Харе Кришна.
Госвами Махарадж: Подобно семенам? Бхактичару Свами сказал мне, что вы однажды сказали, приводя пример семян. Скажем, семя манго, зерно яблони, и так далее – они все похожи внешне, но в один прекрасный день они прорастают. А по внешнему виду нельзя сказать, какой плод вырастет из этого ростка.
01:04:31 Шридхар Махарадж: Да, возможно. Зерна на глаз невозможно отличить, но по ростку уже можно различить.
Ученик: А в духовном мире эти различия присутствуют?
Шридхар Махарадж: Да. В реальном духовном измерении различия присутствуют, они завершенные. Различные расы: шанта, дасья, сакхья, васталья, мадхура. И в этом завершенном, совершенном положении эти спутники, слуги совершают своё служение. Но мы выше говорили о недифференцированном состоянии, когда эти взаимоотношения есть, но они скрыты, или подавлены, или неразвиты. Который час?
01:05:34 Ученик: Удивительно то, что Прабхупад написал столь великое множество книг.
Шридхар Махарадж: Конечно. И напечатал их. Показывали по телевидению или что-то в этом роде: как они печатали, паковали и грузили в грузовики. Все это показывали, был репортаж. Я не видел это, я не мог увидеть, но я слышал. Я рассказываю вкратце, в двух словах, но там был подробный репортаж об этих событиях.
Госвами Махарадж: Да, это все происходит под руководством Рамешвары Махараджа.
Шридхар Махарадж: Он лидер этого, да, начальник? И он достиг больших успехов в этом, в деле публикации книг ИСККОН. Это очень большое явление, значительное. Наш Гуру Махарадж также называл публикацию книг «Брихад Мридангой». Мриданга создет некий звук, который приглашает окружающих людей прийти и присоединиться к призыву и слушанию Божественного Имени. А книги также передаются от человека к человеку, из дома в дом, и рассказывают о том, что «подобные события происходят, приходите и присоединяйтесь к нам».
01:07:20 Шридхар Махарадж: Звук мриданги и звук книг, так сказать. Книжный звук более действенен, более эффективен, нежели звук мриданги, глиняной мриданги. Приглашение более интенсивное и более совершенное, нежели обычная мриданга. Посредством книг имеется ввиду. И мриданга попросит, так сказать, людей. Один джентльмен написал статью, в которой прославлял нашего Гуру Махараджа. А именно он сказал: «Сарасвати Тхакур учредил даже ежедневные газеты - «Надия Пракаш». Один из общественных лидеров Индии сказал: «Это нечто удивительное, ежедневная религиозная газета!»
В этом бренном мире есть великое множество журналов и газет. Нам рассказывали, что в Америке есть не только утренние газеты, но и вечерние газеты также. И они печатают какие-то новости этого мира, но новости Вайкунтхи, приходящие в этот бренный мир… Все издания этого мира посвящены бренным новостям, новостям бренного мира. Есть издание, ежедневная газета, журнал, посвященный новостям Вайкунтхи, насколько это удивительно! Столь многие новости приходят из мира Вайкунтхи, и заполняют собой, наполняют собой этот бренный мир посредством средств массовой информации Вайкунтхи.
01:09:42 С одной стороны, ограниченное явление, с другой стороны безграничное. Ограниченные новости и безграничные. Когда безграничное нисходит в ограниченный мир, насколько это удивительно! Он напечатал эти строки в одной еженедельной газете, одной из ведущих газет того времени. Этот джентльмен так выразился. «В целом», - сказал он, - «обычно живые существа, обитатели этого мира находятся в состоянии сна, или в состоянии невежества, в заблуждении. И для того, чтобы разбудить их, была учреждена ежедневная газета преданности, которую раздают от двери к двери, и она содержит новости Вайкунтхи. Этот журнал есть вестник Вайкунтхи, новостей безграничного мира, приходящий к нам. К нам в дверь стучится почтальон, и мы открываем ему двери, и он доставляет нам эти новости: «Проснись, пробудись, нет времени! Ступай, иди вперед. Иди в абсолютное царство. Ты спишь здесь в этом мире, в невежестве. Как это понимать, что это такое? Подобная великая перспектива ожидает тебя, есть у тебя». (санскрит или бенгали)
01:11:18 Громко он провозглашает, декларирует: «Выступи, выйди и прими служение Кришне!» Таковы новости этого журнала, или этой газеты. Весть. (Гуру Махарадж называет имя этого человека). Он был одним из лидеров Индии тех дней. И также другой политический деятель. Он также заметил, тот другой политик (их имена плохо слышно), он сказал: «В каждой деревне должен быть центр вашей миссии», - заявил он Сарасвати Тхакуру. На что Сарасвати Тхакур ответил: «Нет-нет, вы не правильно меня понимаете! Я хочу утвердить храм не только в каждой деревне, в каждом городе, но в сердце каждого живого существа. Чтобы сердце каждого живого существа стало обителью служения Кришне. Я хочу установить, учредить храм Господа», - сказал Гуру Махарадж, Шрила Сарасвати Тхакур, - «в каждом сердце, в сердце каждого».