Область высочайшего доверия

Навадвип-дхам - 04 March 1981
Гипнотизм Абсолютного Субъекта. Не слепая вера, но искреннее стремление ведет к Высшей Цели. Единение в разлуке. Отвержение мира эксплуатации. Берет ли на себя гуру карму ученика? Почему Рамачандра убил Бали, брата Сугривы. Гуру принимает ответственность за ученика.
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:35:31 | качество: mp3 64kB/s 16 Mb | прослушано: 73 | скачано: 135 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Гипнотизм Абсолютного Субъекта

00:00:00 Шридхар Махарадж: ... Равана не способен видеть Ситу. Что же говорить, чтобы коснуться, если он даже не способен видеть? Демон своими плотскими очами не способен видеть Ситу Деви, не говоря уже о том, чтобы коснуться ее, похитить ее. Это лишь спектакль, призванный научить бренный ум, постепенно возвысить его. Затем, когда Арджуна доставляет цариц Двараки, разбойники нападают на них. Это все майамой, кеша-аватар. Брахма сказал, что два волоска: один белый, другой черный. Брахма дал эти волоски Притхви и сказал: «Эти волоски воплотятся и избавят тебя от твоего бремени», кеша-аватары. То были Кришна и Баларама. Белый и черный. Это сказано в Пуранах. Это майамой. Майическое явление. Но Стиль, в котором вы пишете очень трогательный, я впечатлен, видя ваш литературный стиль.

00:01:35 Преданный: Махарадж, был один вопрос, связанный с одним произведением Бхактивинода Тхакура. Он сделал определенные утверждения. Он сказал, что описания, которые даны в 5-й песне «Бхагаватам» можно считать воображаемыми.

00:02:10 Шридхар Махарадж: Понимаете, дарвинская теория эволюции буквально пожрала нас. Хотя мы отвергаем ее, ненавидим ее, тем не менее призрак этой теории сделал нас своей жертвой, пожрал нас. Истина противоположна, субъективная эволюция, субъект выше объекта. Субъект приказывает объекту: «Видь меня таким». Что мы видим в Вишварупе? Кришна говорит: «Арджуна увидь», и Арджуна видит, словно гипнотизер. В куру-сабхе, когда Духшасана явился, чтобы связать Кришну веревками и заключить в темницу, Кришна сказал: «О, ты хочешь связать Меня?» И Он явил ему Себя таким образом, что Духшасана впал в растерянность. Там присутствовали Нарада, Вйаса, Бхишма, Дрона. Все они стали возносить хвалу Кришне. Тогда Дхритараштра, слепец, сказал: «Они прославляют, видя Тебя определенным образом, но я слеп и не способен увидеть. Пожалуйста, на какое-то время устрани мою слепоту и позволь мне увидеть». Кришна ответил: «Нет необходимости устранять твою слепоту. Я скажу: «Видь меня», и ты увидишь!» И он увидел. Слепой увидел. Как это понимать?

00:04:02 Вйасадев видел все события битвы, кто и что говорил в течение всей этой битвы, все описано им. Санджайа также был способен видеть благодаря вдохновению, источником которого был Вйасадев, и он рассказывал все Дхритараштре. Это всего лишь эпос, поэма? Нет, это правда, это возможно. «Видь Меня определенным образом», и я буду видеть Тебя так. Если Ты попросишь меня видеть определенным образом, то я увижу, но человек, стоящий рядом с Тобой, не будет способен видеть таким образом.

00:04:47 Контроль со стороны субъекта. Опыт. Любое знание этого мира контролируемо субъектом. Субъектная эволюция, не объектная. Вовсе не так, что объект фиксирован и субъект вынужден давать ту или иную оценку. Если у нас есть опыт такого рода здесь, то определенная группа определенным образом видит некий объект. Но другая группа, настроенная на другую волну, видит тот же самый объект иначе. В конечном счете высший поток течет сверху вниз, не снизу вверх.

00:05:36 Когда Шукадев описывал «Бхагаватам», то Господь показал ему мир определенным образом, в определенном географическом положении. И на основании этого видения он рассказал то, что рассказал. Это явление может быть зафиксировано для определенной стадии сознания, но не имеет незыблемого фундамента.

00:06:02 Никакого незыблемого фундамента не существует. Стабильность, незыблемый фундамент, основание отсутствует. Видение, знание, контролируемое высшим началом, но не низшее начало. Ведическое знание — истинное откровение, это истина. Тогда как истина, основанная на опыте этого мира, ложна. Что это означает? Отсутствие стабильных, объективных характеристик чего бы то ни было. Подобно гипнозу. У Арджуны не было иной альтернативы, кроме как видеть определенным образом, и он взмолился, он попросил: «Пожалуйста, устрани подобное зрелище и верни мне тот темперамент, благодаря которому я видел Тебя прежде, благодаря которому я смогу видеть Тебя так, как в прошлом». Есть такое устройство: когда мы крутим ручку, меняется мелодия. Шарманка. Наше зрение направляемо, и мы видим те или иные реалии в соответствии с тем, как направляют наше зрение.

Не слепая вера, но искреннее стремление ведет к Высшей Цели

00:07:24 Преданный: Похоже также, что иногда, когда люди, изучая шастру, впадают в растерянность. Случается, что они читают и испытывают сомнения, тогда как Преданные читают то же самое, но их вера остается непоколебима.

00:07:49 Шридхар Махарадж: Шрадха, вера, помогает ему продолжать чтение, тогда как другой человек становится жертвой знания, полученного на основании опыта этого мира. Когда человек испытывает отвращение, когда он лишен всяких материальных устремлений, тогда он будет искать нечто новое, новую форму счастья, которая может явиться, прийти. Мы слышали от нашего Гуру Махараджа, что пранипат означает попрощаться со всем опытом этого мира. Таков смысл пранипата — я покончил с этим, я не очарован любыми материальными устремлениями.

00:08:40 Только тогда человек может совершать пранипат. Все мои надежды, все мои чаяния могут быть утолены свыше, но с этим покончено. Я попрощался с любыми перспективами этого бренного мира, я не хочу их. Если есть что-то другое, то я в духе ожидания выхожу на поиски этого явления, но с этим, старым, явлением покончено. Мне могут предложить все царство, но я не хочу этого, потому что я не хочу связи с бренным миром. Я испытываю отвращение к этому. Если это возможно для меня, то я хочу обрести некое иное явление.

00:09:42 Затем парипрашна. Искреннее вопрошание позволительно. Не слепая вера приведет нас туда, но вопрошание должно быть искренним, и ключевым фактором является сева. Ты стремишься к Его удовлетворению, не к личному удовлетворению, сева, жертвенность.

00:10:00 Для того чтобы ступить на землю жертвенности, необходимо покинуть землю эксплуатации. Никто не способен выжить на земле эксплуатации. Это заём. Эксплуатация означает брать взаймы, и мы будем вынуждены заплатить по счетам. Каждое действие влечет равное по силе противодействие. Это самоубийственно. Цивилизация, построенная на эксплуатации, самоубийственна. Она пожирает самое себя. Это всё заём у природы, как бы высоко ни были подняты гордые головы, это всё заём у природы. Брать взаймы у природы, и до последней копейки долг должен быть выплачен. Любая гордость, любое хвастовство — это все не имеет позитивной ценности. Никакой позитивный вклад эта цивилизация эксплуатации не вносит. Эксплуатация должна прекратиться. Эксплуатировать — значит брать что-то у других, но за это придется заплатить. Это естественный закон. Такая цивилизация — ничто.

00:11:14 Мы должны ступить на землю жертвенности, и тогда все останется на счету. Любая копейка, которую я жертвую, эта копейка останется на банковском счету. Я не буду брать с этого счета, я буду только вкладывать — такова земля жертвенности, новая земля, земля чудес. Я хочу получить доступ, дозволение ступить на ту землю. Эксплуатация ненавистна по природе своей, а жертвенность — чистейшее явление, и я хочу быть членом той земли, где я буду жить, не беря. Такая степень чистоты. Здесь же присутствует градация соответственно степени интенсивности чистоты. Вичитра, разнообразие, присутствует, а на вершине — поток спонтанный любви и красоты Кришны и гопи, которые, для того чтобы избавить Кришну от фиктивной головной боли, готовы отправиться в ад навеки. Такова жертвенность.

Единение в разлуке

00:12:39 Преданный: В «Шикшаштаке» Махапрабху говорит: ашлишья ва пада-ратам пинашту мам адаршанам марма-хатам кароту ва.

00:12:50 Шридхар Махарадж: Это такого рода любовь, которая не допускает разлуку с Ним. Подобная позиция никогда не позволит нам разлучиться с Кришной, зенит жертвенности. Что означает жертвенность? Это самоотдание, вручение себя. Жертвенность в своей высочайшей фазе — это встреча или единение в разлуке. На поверхности, казалось бы, я могу быть изгнан куда-то далеко, но в сердце моя верность возрастает, степень её увеличивается. Если меня наказывают, все равно я привержен этому явлению. Это означает, что связь, связующее звено стало адамантовым, стало неразрушимым. Даже разлука не способна лишить меня связи, любое наказание не способно лишить меня связи. Это высочайшая форма союза, единения или встречи в высочайшем измерении. Никто не способен лишить меня этого явления, если я обладаю связью такого качества.

00:14:24 Стадия за стадией, все глубже и выше. Даже мои притязания, утверждения прав. Я предоставляю мои права другим у меня на глазах, это также не может быть. Даже подобная ситуация не может лишить меня чистейшей цели моего идеала, и когда мы способны приобрести подобную природу, тогда мы получаем облегчение. Мы оказываемся в юрисдикции Его доверия. Когда мы не можем быть таким образом разлучены, тогда мы оказываемся в высочайшей области его доверия. Я ясно выражаюсь? Не ясно?

00:15:23 Преданный: Нет, ясно, но очень глубоко.

00:15:27 Шридхар Махарадж: Глубоко, конечно, иначе как может быть.

Отвержение мира эксплуатации

00:15:31 Преданный: Вы сказали, что мы ненавидим мир эксплуатации.

00:15:40 Шридхар Махарадж: Мы ненавидим мир эксплуатации, конечно.

00:15:42 Преданный: Но в «Бхагавад-гите», в 14-й главе, Арджуна и Кришна говорят о качествах освобожденной души, и Кришна говорит: «Освобожденная душа не испытывает ненависти». Как же мы можем испытывать отвращение?

00:16:14 Шридхар Махарадж: Эксплуатация — это ненависть. Когда мы свободны от эксплуатации, когда мы находимся в измерении жертвенности, тогда никакой ненависти не остается, мы обнимаем все. Только дух жертвенности способен позволить нам объять все, но эксплуатация — это ненависть. Она не позволяет нам объять все. Ненависть проистекает из эксплуатации, а жертвенность делает всех нашими друзьями. Я не хочу ничего взамен. Все идет ко мне, но я не хочу получать что-то в ответ, в награду.

00:17:03 Майавади культивируют ненависть, но Преданные прямо противоположны. Карми эксплуатируют, гйани ненавидят, а Преданные обнимают все и вся, заключают все в объятья, но в связи каждой реалии с Кришной. Кришна-самбандха, все и вся могут быть приняты. Он мой друг. Я могу использовать его в служении Кришне. Иногда цветок будет напоминать мне, говорить: «О, возьми меня и отнеси к Кришне». Когда я полностью утвержден в измерении жертвенности, тогда все будет помогать мне и напоминать мне: «Иди к Кришне». Дружеская позиция. Эту позицию можно обрести только в рамках духа Преданности, жертвенности, и никакой ненависти здесь нет. Ненависть свойственна темпераменту тйагинов, искателей мукти, а не бхакти. Все связано с Кришной. Как я могу ненавидеть?

00:17:14 Преданный: Но иногда люди критикуют нас, говоря, что мы чрезмерно отвергаем все материальное.

00:18:23 Шридхар Махарадж: Материальное означает эксплуатацию. Мир материи — это мир эксплуатации, а жертвенность — это не материальный мир. Мы хотим использовать эти реалии в служении Кришне, но не для себя их использовать, не с целью удовлетворить мой «больной» темперамент. Мы не ненавидим материю, мы ненавидим эксплуатацию. Мы хотим помочь всему задействовать все в служении Кришне. Мы ничего не отвергаем, мы не хотим ничего отвергать. Но мадхйама-бхагавата должен проводить различия. Он не может принять всех в свои объятия, поскольку он может стать жертвой духа эксплуатации, поэтому он держится в стороне от эксплуатации. Он держится в стороне от определенных реалий в состоянии матхйама-бхагаваты и каништха-бхагаваты. Он опасается окружающей среды. Он боится, что реалии окружающего мира пробудят в нём тенденцию к эксплуатации. Поэтому он держится в стороне от этих реалий. Это необходимо на данных стадиях, но это не есть идеал. Это лишь временная стадия в нашей практике.

Берет ли на себя гуру карму ученика?

00:20:10 Преданный: Махарадж, есть вопрос о том, как духовный учитель берет на себя карму учеников. Потому что во время первой инициации он берет карму, во время мантра—дикши…

00:20:29 Шридхар Махарадж: Каков критерий кармы? Это движение, проявление энергии, но не все движения следует относить к категории кармы. Что есть карма? Карма — дух наслаждения. Действия, совершаемые в духе наслаждения, есть карма. Если нечто предлагается Божеству, Гуру, Вайшнаву, тогда это не есть карма. Карма — это не просто внешнее движение, внешняя деятельность. Внешняя цель, характер действия определяется целью этого действия. Одно дело — кинжал в руках убийцы, а другое дело — кинжал в руках охранников.

00:21:18 Когда я давал лекцию в университете в Даке, один студент-мусульманин… Я говорил на каждой лекции: «Не нужно задавать вопросы во-время моего выступления. Когда выступление закончится, пожалуйста, вы можете задавать вопросы». Лекция завершилась, и этот мусульманин встал и задал вопрос: «По вашему мнению, Рамачандра — идеальный царь. Но как вы оправдываете Его действие, когда он обезглавил одного шудру?» Этот человек был по рождению шудрой и совершал аскезы. Как вы оправдываете этот поступок? Почему Он обезглавил этого шудраку? Он был невинен, всего лишь совершал аскезы, и поскольку по рождению он был шудрой, он был обезглавлен по совету Васиштхи. Как вы можете оправдать подобный поступок Рамачандры?

00:22:32 Я ответил: «Кто есть шудра?» Этот термин означает «тот, кто скорбит», шудра. Тот, кто поглощен миром смерти, реалиями этого мира, тот скорбит. Тот, кто знает лишь бренный мир. Этот человек преследовал цели этого мира подобно Раване и Хиранйакашипу. Они преследовали цели бренного мира и получили соответствующую реакцию. Что такое тапасйа? Тапасйа — это действия с целью накопить энергию. Они совершали эту тапасйу для того, чтобы стать могущественными, для того, чтобы в конечном счете причинить бедствие, причинить урон, стать владыкой мира. И в результате этого возникнет хаос от подобного могущества. Тот, кто накапливает могущество и злоупотребляет им, также столкнется с реакцией. С любой точки зрения подобное явление не здорово, потому что цель очень низмена — обретение материального превосходства или владычества. Реакция неизбежна. Таким образом это проклятие для страны. То было проклятие для страны, поэтому необходимо было обезглавит этого шудраку для того, чтобы спасти как его самого, так и окружающий мир. Студент, задававший вопрос, не нашелся, что заметить. Таким образом мы должны понять и распознать, что есть Преданность, а что есть карма.

Почему Рамачандра убил Бали, брата Сугривы

00:24:30 Преданный: Махарадж, у Хридайананды Махараджа есть вопрос. Он спрашивает: «Как можно объяснить то, что Рамачандра убил Бали, брата Сугривы?»

00:24:43 Шридхар Махарадж: Рамачандра объяснил Сам, об этом рассказывает Валмики. Но мы придаем большое значение бренному миру и пытаемся на этом основании судить Абсолют. Как бы то ни было, Рамачандра дал следующее объяснение. Когда Бали был готов умереть, он потребовал у Рамачандры объяснений. Он сказал: «Я невинен: я не причинил Тебе никакой вред. Я не понимаю, какую ошибку я совершил. Я невинное животное, живущее в джунглях, и безо всякой причины ты убиваешь меня».

00:25:44 Рамачандра ответил: «Ответственность за управление этим миром была возложена Брахмой на плечи Сурйа-вамши, династии Солнца. Брахма доверил долг заботы об этом мире, возложил его на плечи нашей семьи. Теперь долг Махараджи Бхараты состоит в том, чтобы следить за положением вещей. И любой человек, родившийся в Сурйа-вамше, автоматически должен действовать в качестве полицейского. Он может брать бразды правосудия в свои руки, даже не получив, казалось бы, указания из центра. Поэтому ты принял жену Сугривы согласно твоей социальной традиции. Это подлежит наказанию. Это наказуемое деяние согласно правилам твоего общества. Младший может брать жену старшего, так позволяет ваша традиция. Но старший никогда не может жениться на жене младшего, и если это происходит, такой мужчина должен быть наказан. И Я наказал тебя.

00:27:47 Ты взял в жены жену Сугривы — это один момент. Второй момент — у меня не было иной альтернативы, кроме как таким образом спасти Брахму, кроме как убить тебя воровски, тайно. Брахма обещал тебе, что любой, кто станет сражаться с тобой лицом к лицу, ты будешь в 10 раз сильнее этого человека. Поэтому я мог бы сразиться с тобой, но в таком случае обещание Брахмы, данное тебе, было бы нарушено. Поэтому я был вынужден убить тебя тайно, напасть со спины». И в конечном счете Бали пришел в чувство и сказал: «Я чувствую, что это моя удача, поскольку меня убиваешь Ты, Нарайана! Это великая удача — пасть от твоей руки. Всё, что связанно с Тобой, чисто, и любая аномалия во мне устранена, была нейтрализована благодаря тому, что я был наказан Тобой, мой Владыка. Я уверен в том, что я получу в будущем следующий шанс за пределами моих чаяний». Сам Бали сказал подобное.

Гуру принимает ответственность за ученика

00:29:48 Преданный: Дхира Кришна Махарадж спрашивал о том, каким образом Гуру берет на себя карму учеников? Когда духовный учитель принимает учеников, инициирует их, он берет на себя карму учеников, правда? Карма, греховные реакции. Во время дикши Гуру забирает у ученика его карму.

00:30:20 Шридхар Махарадж: Конечно, в тонкой форме некоторая ответственность присутствует.

00:30:26 Преданный: Кто берет карму, джива, Гуру, или Кришна?

00:30:32 Шридхар Махарадж: Гуру не джива. Гуру входит в дживу, можно сказать. Когда это вдохновение, откровение, указание свыше нисходит в сердце ученика, то Гуру — посредник. Через него это указание свыше передается. Кришна в этом образе нисходит для того, чтобы привести своего ученика, шишйу, на Голоку. Ученик должен рассматривать Гуру таким образом. Я не есть это тело и не есть эта ментальная система. Кришна действует, работает, трудится для меня. Он занимает определенное положение в этом человеке, в Гуру. Нечто в этом роде. Меня интересуют полномочия свыше, высшее начало, нисходящее, и это точка встречи двух установлений в отношениях между ними. Взаимосвязь будет такого рода. Ученик сможет проснуться, пробудиться в этом потоке Вайкунтхи, потоке души, потоке чистого взаимодействия, отдания и принятия дара.

00:32:05 Гуру не принимает служения для себя, то, что получает, он передает Кришне. То малое физическое служение, которое он принимает, он также посылает своему Гуру, поскольку таким образом он не есть конечный получатель. Внешне принимает он, но ментально, или духовно, он передает служение в высший мир. Я принимаю служение и он делает меня пригодным, достойным, квалифицированным. Физически я могу выполнить больше служения, поэтому в этом нет ничего предосудительного, это не пагубно. Это служение порождает нечто чистого характера, оно помогает всем и каждому. Таким образом Гуру следует рассматривать.

00:33:04 В тоже время Гуру укоряет себя, когда он принимает такое служение. Он говорит: «Я не способен жить в этом мире, не принимая служения других людей». Он принимает его, но в то же время внутренне он испытывает стыд, поскольку он чувствует: «Без этой помощи извне я не мог бы совершать моё служение Гуру и Гауранге. Если же я буду отрекаться от этого служения других, то я окажусь в проигрыше, и тогда я не сумею служить Гуру». В таком духе он принимает служение, принимает всё что угодно ради Кришны, ради Гуру.

00:33:47 Например, если менеджер — скупец, он не способен брать деньги со счета, и когда возникают трудности, собственность может быть потеряна, и тогда собственник пострадает. Собственник спросит у администратора: «Почему ты не решился потратить деньги из моей сокровищницы? Твоя скупость привела к тому, что я утратил собственность. Ты должен был потратить деньги на то, чтобы спасти эту собственность в моих интересах».

00:34:31 Мы должны выполнять служение Кришне, Гуру и Вайшнавам. Для этого нам необходимо сохранять тела, здоровье и прочее. Иначе то будет майавада, дух отречения, если мы откажемся от этой внешней помощи, и это навредит нашим интересам. Вы понимаете?

00:34:56 Преданный: Да.

00:34:57 Шридхар Махарадж: Речь идет о йукта-вайрагйе. Я буду брать что-то из сокровищницы Кришны, только то, что необходимо для здоровья и для того, чтобы я мог совершать служение. Это счет Кришны, и если я так не делаю, то я буду майавади, буду отреченцем. Максимум служения нужно стараться совершать Кришне, и то, что необходимо, что делает меня пригодным, я принимаю это нечто не колеблясь, иначе я буду достоин наказания.