Вайшешика - окончание
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Айравата дас] Мы говорим, что существует пять элементов, но люди спрашивают: «А что же тогда таблица Менделеева?». А что тогда таблица Менделеева? Существует огромное количество элементов, но это так сказать первичный элемент. А они спрашивают: «А что же тогда там железо, газы разные? И так далее, и т.д. Есть очень много жидких химикатов. Золото, серебро, медь и т.д». Итак, когда вы объясняете эти файв элементы, пять элементов, то люди бросают вам вызов. И каков же ответ тогда? Хорошо, пять элементов. Ну, вот у нас есть медь, там серебро, золото и остальные, так сказать, азот и кислород и всё это.
00:01:09 Но мы можем, можем взять объяснение из работ Канады риши. Это параману. параману воды. Есть пять видов параману и они разным образом комбинируются. И все эти химикаты происходят. И у химиков так же, у современных, совершенно такая же идея, что есть различные элементы, соединяются вместе разным образом и происходят разные химикаты, химические элементы. Итак, существует 5 видов параману. Шримад Бхагаватам не рассматривает все эти вопросы. Бхаватам просто говорит о параману. Я не помню в какой главе. Когда объясняется время. Я не помню в какой. Какая-то глава. Параману там рассматривается и т.д. Здесь есть философия вайшешики. Мы понимаем, что существует пять видов параману: параману земли, воды, огня, воздуха и эфира. И когда они соединяются вместе разным образом, то появляются все эти разнообразие материальных элементов.
00:02:34 [Аудитория] Вопрос: учёные говорят, что этот эфир не существует, но если мы рассмотрим все эти радиоволны, и т.д., то мы можем понять, что все эти радиоволны они идут через эфир. Даже в школе мы это изучаем.
[Айравата дас] Есть особенная мудра, когда мы повторяем Харе Кришна, держим мудру, которая, этот Канада риши, он берёт что-то из Упанишад, из Вед и потом измышляет всё, размышляет над этим. То есть у него какие-то вещи из Упанишад берёт и потом начинает размышлять и измышлять с стэпать свои вещи. Так же Махариши Махеш Йоги. Махариши Бхагавад Гиты. Махариши Махеш Йоги, например, взял Бхагавад Гиту и перевёл шесть глав и он назвал её – «Моя Бхагавад Гита». Он просто взял эти 6 глав, перевёл и потом начал измышлять, размышлять, так сказать стряпать свои собственные вещи. Он назвал её – «Моя Бхагавад Гита». И также Канада риши, он взял из Упанишад все эти идеи изначальные. Потом начал, состряпывать свою собственную философию. Поэтому Прабхупада говорил: «Это продукт их ментальной фабрики, умственной фабрики». Просто они это, всё это варится у них в мозгу и потом выходит, как теория.
00:04:29 Итак, идеи насчёт эфира. Мы знаем, мы принимаем, что эфир очень тонкий элемент. И Эйнштейн также говорил, что эфир должен существовать, вы не можете отвергать его. Эйнштейн не был согласен с наукой, насчёт эфира. Эфир, эфир более тонкий. Но что же насчёт этих радиоволн? Они говорят: «Да, существует определённое поле, которое как проводник, как проводник для тех волн». Но то что эти поле основывается на эфире они не принимают этого. Они говорят, что в пространстве, какое-то поле определённое магнитное. Магнитное поле. Они говорят, что у Земли также есть магнитные поля. Если мы возьмём Землю, как шар, эти магнитные поля, они исходят, они как два огромных шара, которые исходят из центра, из полюса и они входят в другой полюс, потому что Земля – умное живое существо. Поэтому эти магнитные поля так же находятся, так же Земля обладает магнитными полями и также каждое тело обладает магнитным полем.
00:06:03 И в любом теле, в наших телах также существуют магнитные поля. Существует также аура или биополе, которое окружает полностью всё тело. Поэтому они говорят, что это поле, магнитное поле существует и эти волны, радиоволны то есть они проходят через эти магнитные поля. Но мы знаем и мы говорим, что этот магнитные поля, они основываются на эфире. А на чём же основывается эфир? Каков же конечный источник вдохновения? Всё основывается на Брахмане. Брахман. На Брахмане, на Брахмаджьоти. Итак, Брахмаджьоти – это как бы сказать, место на котором основывается всё материальное космическое творение. Всё происходит и оно происходит из тела Кришны, проникает через всё, пронизывает, оно пронизывает всё материальное творение, даже эта внешняя энергия, внешнее творение находится на Брахмаджьоти. Поэтому Кришна говорит: «Всё во Мне». Поэтому всё, потому что всё базируется на Брахмане, на имперсональном свете, сиянии.
00:07:35 [Аудитория] Можем ли мы сказать, что Гаутама он был более близок к Ведам, чем Канада со своей философией?
[Айравата дас] Каждая школа, она более и более прогрессивная. То есть Канада более прогрессирует со своей философией, потому что он объясняет больше о параману, объясняет больше о душе и о ракурсе души. И он говорит, что душа попадает в рабство из-за невежества. И, но концепция Бога Адришта та же самая. Но он дал очень прекрасный анализ. Как эти различные элементы действуют, как они создают разные объекты. В Бхагаватам поэтому мы можем найти подобное объяснение. И как он говорит, Канада риши говорит, что : «Параману формирует различные субстанции. Два параману скомбинированы создают дхьяну и три, три параману создают триану». И поэтому, потом они комбинируются в действии и создают определённый объект. То есть триану – это как бы строительный блок, кирпич, из которого строятся все остальные объекты. Химики они ещё не подошли к этому, они не открыли ещё это. Но в будущем они подойдут к этому.
00:09:31 То есть параману, из него не создаётся ещё объекты, они сначала соединяются в триану и как-то два триану. Когда два триану соединяется – это так сказать уже маленький объект образовывается и потом они соединяются, эти маленькие объекты соединяются вместе-вместе и образуют большие объекты.
[Аудитория] Учёные говорят, что электрон, протон и нейтрон – это как бы первые строительные кирпичики из которых создаётся всё остальное.
[Айравата дас] Да в совремённой физике атомы являются начальным строительным материалом. Но здесь у нас атом - более тонкий уровень. То есть существуют более тонкие так сказать, строительные материалы, которые строят, из которых строится атом, а потом уже из атома строительство происходит дальше. Поэтому Канада идёт более глубоко, чем материальные учёные.
00:10:54 Учёные делают эксперименты. У них есть огромные эти ускорители. Они ускоряют эти атомы, потом разбивают их пуская электроны и тогда пытаются понять, что происходит. А Канада делал всё это с его, в уме. Он медитировал на всё это и анализировал и всё происходило в его уме, в медитации. Как всё это происходит? И такова была его реализация. Таким образом, постепенно создаются планеты. И сейчас мы и также делает очень большую ошибку, он говорит, что параману вечна. Параману – эта частичка не вечна. Но наша философия в том, что материя, материя внешняя энергия Господа – она вечна, но проявления этих, так сказать, элементарных частиц, проявления материи – они не вечны, у них есть начало и конец. В начале творения Гарбходакашайи-Вишну проявляет их и в конце творения – уничтожаются они. Таково главное отличие. Почему Канада риши совершил такую ошибку? Потому что он анализировал в своей медитации только одну часть материального творения.
00:12:50 Он взял середину. Он только с частичного творения, с частичного разрушения. Анализировал только эту часть. Поэтому он подумал, что параману вечно. Потому что в частичном разрушении параману остаётся, поэтому он впал в заблуждение. Но когда происходит полное разрушение, тогда параману разрушается. В частичном разрушении параману остаётся. Поэтому он впал в заблуждение, что параману вечно. Мы говорим, что параману временно, потому что космическое проявление временно. Материальная энергия – она вечна.
[Аудитория] Были ли у них знания о конечном разрушении?
[Айравата дас] Конечно, он изучал Веды внимательно. Но что происходит с этими мыслителями, которые измышляют? Он думал, что эта часть Ведической литературы нереальна. И на самом деле не описывает реальность. И он просто пренебрёг ею. В Ведах описываются пять элементов, но он не принял эфир, он пренебрёг эфиром, поэтому и, потому что это не соответствовало его теории. То есть это чересчур тот момент, чтобы объяснить.
00:14:25 [Аудитория] Что же происходит с материальными элементами в конечном разрушении?
[Айравата дас] В конечном разрушении, когда конечное разрушение приходит, Параматма исходит из параману. Параматма исходит из этих элементарных частиц и они опять превращаются в элементы. Они тают и эта энергия находится в непроявленном состоянии, в неправильном состоянии. Пратхани – это конец этого материального мира. То есть эти параману опять растворяются и становятся энергией, просто одной сплошной энергией. Это происходит, когда Махавишну отдыхает.
[Аудитория] Что же происходит с Вишну, когда Он выходит? Выходит из параману. Что с Ним происходит?
[Айравата дас] Этот Кширодакашайа-Вишну опять входит в Гарбходакашайи-Вишну. Гарбходакашайи-Вишну. Мы говорим Параматме в параману. В теле находится Кширодакашайи-Вишну. Поэтому Прабхупада он рассказывал в своём комментарии о тонкой и грубой Параматме. Итак, Кширодакашайи-Вишну – это грубая Параматма, так называемая, которая находится в теле, а Гарбходакашайи-Вишну – это тонкая Параматма, которая входит в элементарные частицы. Итак, в обоих случаях Кширодакашайи-Вишну и Гарбходакашайи-Вишну, когда Пралайа приходит.
00:16:23 На самом деле до того, как планета разрушается, все живые существа уже уничтожаются, когда, потому что все тела огромного жара сгорают. И поэтому все Параматмы входят в Кширодакашайи-Вишну и потом Он входит в Гарбходакашайи-Вишну обратно. И в тот момент Гарбходакашайи-Вишну выходит из всех параману и вся материя теряет свою форму. Они просто растворяются, все формы растворяются, разрушаются. Потом всё это тело, он выходит в Махавишну, и потом вся эта энергия входит в Махавишну опять. Гарбходакашайи-Вишну втягивает в живот всю материальную энергию, что была внутри вселенной, потом Он выходит из вселенной. Как только Он выходит из вселенной она сразу же сжимается и входит в Махавишну обратно. Современные учёные, тоже у них есть определённая идея о том, что вселенная разрушается и она, так сказать, расширяется, а потом опять сжимается. Да, да, да, на самом деле учёные пришли к этому моменту, что вселенная появляется, а потом разрушается. Ведическая идея точно такая же. Итак, мы обобщим, всё что говорил Канада риши.
00:18:14 Итак, падартхи – это значения слов. Если душа знает, душа знает все значения слов, правильным образом обладает совершенным знанием, то она освобождена и она освобождается от материи. Это очень интересный момент, также что, когда вы освобождены, вы получаете освобождение Адришта он также истощается или уничтожается. Т.е. когда вы получаете освобождение, вы освобождаетесь также от Бога, освобождаетесь от материи, также от Бога, от Адришты. Итак, результат: мы понимаем, что Адришта – это просто побочный продукт души и материи, то есть душа соединяется с материей и создает карму, реакции появляются, Бог. Поэтому в соответствии с этим Бог – это как бы побочный продукт действия души. Таким образом, когда душа вступает в контакт с материей, с атомами и мир создаётся из атомов и потом она создаёт действие, и Адришта или Бог, Он зачитывает эти все реакции, потом добавляет все эти реакции, тогда душа развивает совершенное знание, вы прекращаете действия. Ваши действия становятся совершенными, у вас нет больше реакций на ваши действия и вы освобождаетесь от влияния Бога. Последний вопрос – это [неразборчиво] всё начинается с атома, и потом заканчивается атомом.
00:20:14 И современные последователи школы вайшешики, они спрашивают: «Куда же душа возвращается? Итак, конечно, окей Бог, мы избавились от Бога, мы освобождены, Бог уничтожен, куда же мы идём?». Вайшешик просто не отвечает на этот вопрос, куда идёт душа после освобождения. Потому что Канада говорит: «Всё происходит из атома и идёт в атом», поэтому некоторые комментаторы говорят: «О, душа также идёт в атом». Нет, некоторые из них говорят по другому. Нет, потому что Канада риши не говорит об этом, поэтому мы не можем так говорить, что душа уходит в атом. Не можем сказать, где душа, душа где-то. Таково несовершенство, таково несовершенство этой философии. Вопросы? Но.
00:21:39 [Аудитория] Вопрос: Я слышал о Кширодакашайи-Вишну, но никогда не слышал о Гарбходакашайи-Вишну.
[Айравата дас] Если мы читаем Бхагавад Гиту, Бхагавад Гиты начало, поэтому они не дают эти все усложнённые вещи. Гарбходакашайи-Вишну и Кширодакашайи-Вишну не определяется. Бхагавад Гита говорит о параману. В основном о Параматме в теле, то есть о параману, которые находятся в теле. Таким образом Бхагавад Гита объясняет, поэтому и Прабхупада также упоминает в комментариях, что Кширодакашайи-Вишну исходит из Гарбходакашайи-Вишну и Бхагаватам даёт более широкие данные, что Кширодакашайи-Вишну входит в тело живых существ – это Параматма. Если вы читаете Шримад Бхагаватам. Когда мы обсуждали, рассматривали Бхагаватам то мы находим в комментариях Прабхупады, что Прабхупада объясняет, что есть два вида Параматм. То есть тонкий и грубый аспект. Тонкий аспект, тонкий аспект, который входит в атомы и грубый аспект, который входит в тела. И если мы изучаем Пураны и Упанишады, Гарбходакашайи-Вишну спонсирует себя и входит в материальную энергию.
00:23:31 И так Он входит в материальную энергию в параману, и это параману проявляется. Он входит, как я уже объяснял: материальная энергия – это просто энергия и когда Гарбходакашайи-Вишну входит в эту энергию, эта энергия стабилизируется. И [неразборчиво] есть частица, то есть частица образовывается – параману. Таким образом он стабилизирует энергию, создаёт первые частицы – параману из которых всё строится. Что-то ещё? Есть ли ещё вопросы? Так у нас есть ещё пять минут?
00:24:50 Итак, мы закончили школу ньяи, вайшешика. Часто их совмещают, соединяют вместе и принимают как одну философию. Ньяя и вайшешика известны, как Асат-кари-вада или Арамба-вада. Два определения. Арамба-вада – означает, что «есть начало чего-то, но нет конца». Такова их идея. Они говорят, что атом вечен. Но существует конец, в смысле того, что душа может быть отделена от материи. Когда душа, как бы главная идея. Когда душа соединяется с материей, возникает страдание, и потом когда она душа приходит в совершенство, она отделяется от материи – это Арамба-вада. Что такое Асат-кари-вада? Это то же самое. Это два разных термина, которые являются синонимами.
00:26:18 Итак, следующая школа – это санкхья. Есть один момент – то что санкхья – это как школа шад-даршаны. Мы должны помнить, что Капила Дэв – основатель, он создал изначальную санкхью. Этот Капила муни, этот Капила муни, который, не тот, который описывается в Бхагаватам. Капила Дэв в Шримад Бхагаватам. К нему относятся, как к Багавану, его описывают, как Багаван, т.е. источник всего, потому что он является инкарнацией Господа, воплощением Господа. Этот Капила, который дал философию шад-даршаны – он самозванец Капила. Он не тот изначальный Капила, поэтому Прабхупада его называет – самозванец Капила. И он использовал Упанишады. Санкхья, философия санкхьи находится в Упанишадах. Он использовал эту, взял эту философию из Упанишад. Используя, разные идеи философии санкхьи, он создал свою собственную философию санкхьи. Но его санкхья отличается от той изначальной санкхьи, которая даётся в Упанишадах и Господом Капилой.
00:27:57 Его санкхья – атеистическая санкхья и Вьясадев Веданта Сутры он показывает, что эта санкхья не теистическая, а атеистическая. Но санкхья, на самом деле очень полезная наука. Санкхья – означает «считать». С помощью санкхья мы считаем различные элементы, то есть мы обнаруживаем разные элементы. Считаем их. То есть считать в санкхье – это передаётся смысл, а кто стал считать начал анализировать. То есть в Бхагавад Гите также даётся пример санкхьи. Кришна также рассматривает все материальные элементы в Бхагавад Гите 24 грубых элемента и 25-й – это душа, и 26-й – это Параматма. Итак, это полный подсчёт, анализ этой философии санкхьи.
00:29:10 И конечно в Бхагаватам у нас даётся полное учение санкхьи, той что Господь Капила дал, дал своей матери [Девахути]. Итак, санкхья – это философия подсчёта и для аналитического изучения элементов. Не просто счёт, подсчёт, вы не просто считаете и рассматриваете разные элементы, вы просто, вы анализируете все эти элементы. Они начинаются – это 5 главных грубых элементов, потом чувства, объекты чувств и т.д.
00:29:53 Есть один важный момент, который часто путают. Главный ученик этого самозванца Капилы был Ассури. Итак, этот самозванец Капила, у него главный ученик был Ассури. И главный ученик этого Ассури также был Ассури и поэтому создаёт путаницу. Этот самозванец Капила…