Вайшешика

12 June 2011
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:31:14 | качество: mp3 32kB/s 7 Mb | прослушано: 237 | скачано: 646 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Итак, сегодня нашим предметом будет вторая школа вайшешика. Вторая школа философии, Ведической философии – вайшешика. Школа вайшешика была основана Нараяна риши. Ньяя – означает «логика». Вайшешика – значит «специализированная логика». Если мы анализируем санскрит вишеша значит «специфический» или «отдельный». Вайшешика - означает философия, которая объясняет определённые, отдельные вещи. Как я уже упоминал раньше мы можем найти ньяю в Ведах, в Упанишадах логику. И она полезная. Прабхупада также использовал ньяю, он использовал логику в своих беседах. Но, когда Гаутама риши, Гаутама риши взял эти главные инструменты, главные цели и средства ньяйи. Он обратил их в философию для самореализации. То есть он говорил, что средства ньяйи, они с помощью этих средств можно достичь самореализации. Это неправильно.

00:02:02 Если вы берёте ньяю, как средство самореализации, то это не правильно. Но если мы используем ньяю для преданного служения, то это нормально. Итак, вайшешика – это изучение отдельных определённых вещей. Она также присутствует в Упанишадах. Но, если мы будем использовать её для как средство самореализации, то мы можем, это может привести к ошибке. Канада риши, Канада риши был великим мудрецом, который медитировал и совершал аскезы. Он постоянно находился в медитации, чтобы понять конечную цель и также источник, изначальный источник всего существования. Философия не может быть философской школой без того, чтобы она отвечала на вопросы, что же является причиной всего творения? Так он медитировал и, он так медитировал много, что люди называли его совой, совой.

00:03:53 Эта птица, сова она спит днём, потому что она не может выносить дневного света и ночью летает и ловит разных животных маленьких и птиц. Канада риши получил это имя Сова – как сова, потому что днём он медитировал и в ночное время, когда он проголодался, когда он чувствовал голод он шёл и искал пищу ночью. Он составил одну книгу, которая называется, его главная книга, которая называется «Вайшешика-шудра». Философия ньяи объясняется в «Ньяя Сутре» и вайшешика в «Вайшешика Сутре». И в Упанишадах есть брахманы. Брахман – означает «источник знания» и прамея также происходит из Упанишад – «источник знания». Вы помните пять источников знания, пять объектов познания, пять прамей? Ишвара, джива, карма, кала и джагат – вселенная. Это пять прамей, объектов познания.

00:05:55 Вайшешика Сутра была создана, но она была очень сложной и поэтому нуждалась в объяснении и его ученик Канада-мун был Рашештапада. Он написал очень знаменитый комментарий к Вайшешика Сутре. Его комментарий называется «Падатра Тана Сандхра Прабхашья». Падатра означает «значение слова». Дхарма – это слово имеет много значений. Дхарма в этом контексте означает «на-со-хэ». Сандраха – «сбор» и Бхашья означает «комментарии». Так это называется философия значения слов. Как вы помните в философии ньяи применяют 4 праман и вайшешика признаёт два типа праман – то есть свидетельство, доказательство, также означает источник знаний. Это очень важный путь, как мы получаем знание. Какова ваша прамана? Как вы получаете знание? Если кто-то говорит, например, что-то и вы скажете: «Откуда вы получаете знание? Какова ваша прамана?». И вы говорите: «Моя прамана – это…». Какова ваша прамана? Откуда вы берёте знание?

00:07:50 Наша прамана – это Шабда. Шабда означает «звук». Мы получаем наше знание из Шастр из звуковой вибрации. Мы берём это из Шастр, но материалистические люди они получают, их прамана – это пратьякша – то есть чувственное восприятие. Они получают знание из через чувства. Итак, классический размер – это рассматривается две праманы: один – пратьякша – то есть чувственное восприятие, знание через чувства. И также включает в себя памятование, то есть вы получаете знание о чужих чувствах и иногда вы получаете знание, как бы вспоминаете, что-то. Вы, например, вспоминаете, что-то, говорите: «О это было так». Это в соответствии с этой философией, источник знаний. И второе – это анумана. Анумана – это, так сказать измышления или «размышления». Упамана – это на самом деле правильно действует на сознание, надлежащий источник знаний. Это не измышления. Но анумана – измышление или размышление – это не плохо само по себе. Если мы размышляем правильной философией, то есть, надлежащей философией, обдумываем, размышляем и получаем, правильный вывод, то это нормально.

00:09:39 А если мы пытаемся измышлять, какие-то вещи, которые против Ведической Сиддханты, Ведической философии, то это плохо. Но анумана также является источником знаний, то есть само по себе это неплохо. И что же сделал Канада риши? Он включает Шабды и Упаману. Он включил – Шабда – звук и Упамана – сравнение различные примеры. Итак, другая упамана – мистическая интуиция, которая происходит из сердца. Итак, другими словами – это вдохновление. Они называют мистическая интуиция – знание, которое происходит из сердца. На самом деле – это знание, которое происходит из Параматмы - и есть мистическая интуиция. Когда преданный прогрессирует, знание приходит к нему от Параматмы, из Чайтья гуру. Они также принимают это как источник знаний. Как мы уже говорили, любая философия отвечает, откуда всё происходит? Поэтому Веданта Сутра начинается со стиха. Со стиха – «[Атхаду гарнучхи атха атхо брахма джигесса]». Итак, сейчас время пришло. Брахма джигесса, чтобы вопрошали в абсолютной истине о духе.

00:11:22 Что же такое дух? И как же нужно вопрошать о Брахмане? Следующий стих объясняет: [Джанмай десьйа этаха] – это означает – «то из чего всё исходит». Джанмай десья – это «то откуда всё исходит». Это ваша джегйаса – ваш вопрос. Потому что, если вы поняли, что же является источником всего вы можете тогда понять смысл. Таково учение любой философии. Итак, вайшешика учит, что всё происходит из атома. И в этом смысле она очень близка к философии ньяйи. Мы увидим, как я уже объяснял, что иногда ньяя и вайшешика они соединяются вместе и считаются как одна философия. Поэтому, потому что в них очень много похожих моментов, очень много общего. Канада риши медитировал, медитировал, медитировал, всё глубже и глубже погружался, он погружался в этот, материальную вселенную, знания материальной вселенной, со своим умом. Итак, эти аскеты, муни, они с помощью своего ума могли проникать глубоко в материальную энергию и анализировать её.

00:13:01 Парама – означает «Всевышний» и Ан – означает «самый маленький», то есть Он «самый маленький практически», и так можно перевести. Параман – это «элементарная частица», из которой всё происходит. И в каком-то смысле это правильно, это, так сказать, от начала творения – это Параман. Но он не мог, ему, как говорится, не могли, так сказать, проникнуть внутрь. Внутри этого атома, кто-то мог быть. Вишну, Вишну внутри Парамана находится. Поэтому во многих книгах у нас есть картинки. Для простых людей это конечно, нормально. В наших книгах есть, есть картина, там где Параматма стоит и электроны вокруг неё вращаются. Так что это интересная идея, но это не правда, потому что атом – не Параман. Сверхдуша находится в Параману, который является элементарной частицей. Итак, Сверхдуша является экспансией Гарбходакашайи-Вишну, входит в материальную энергию, чтобы сформировать элементарные частицы, из которых все эти материальные объекты будут построены.

00:14:46 Потому что энергия – это просто энергия, мы должны разделить её, разделить её на частицы. Различие между энергией и частицами – частица стабильное состояние материи, а энергия – это как ток, он постоянно течёт. Она не стабильна. Чтобы построить вселенную мы должны сделать какие-то стабильные частицы, из которых мы можем построить, как кирпичики мы можем построить вселенную. Поэтому Вишну входит во вселенную и Он является Параматмой – это этих элементарных частицах. И Он их устанавливает там, делает их стабильными и потом из них строится материальное творение. Итак, если мы посмотрим двадцатую песню в Шримад Бхагаватам, как Прабхупада переводит Гарбхану как «атом». Итак, это нормально, если мы рассматриваем физику до Ньютоновскую физику, там потому что физики считали в то время, что атом – это неделимая частица, но потом обнаружили, что на самом деле атом – делимая частица там. Нашли электроны, протоны и так далее. Они думали ,что даже, электроны неделимые частицы, на самом деле потом обнаружили, что электроны тоже могут быть разделены. И теперь существует огромное количество тех кто более маленькие частицы. Потому что они разбивают эти частицы и получают более маленькие, более маленькие. И они так и не добрались до Парамана, потому что Параман на самом деле очень маленькая частичка и Параман – он неразделимая частица, неделимая. И Параматма находится в Парамане. Из этого Парамана всё построено.

00:16:44 В этом смысле Канада риши сделал прекрасный анализ. Он описывает очень прекрасным образом все эти вещи, начиная с Парамана. Итак, позже мы рассмотрим эту Параману. А сейчас Канада риши сказал – «Есть два вида заблуждений». Иллюзий из заблуждений – это есть концепция, которая происходит из сомнения. И второе - это неопределённое различие, то есть измышления – вы не знаете о чём вы говорите, просто если считаете и думаете: «Может это так, может это так?». И также другое – это учёные не принимают сны, как источник знания, они отвергают это, они говорят: «Это всё нереально». Но в Вайшнавской традиции иногда мы видим, что кто-то может получит знание, знание во сне. Например, Прабхупада получал знание во сне и Бхактисиддханта Сарасвати пришёл к нему и сказал, что «Ты должен принять саньясу». Конечно в основном сны – это нереально, но иногда они бывают вещими так сказать, реальными.

00:18:24 Но а философия гласит, что сны – это всё иллюзорно. Итак, их идея подавно – какое бы знание не существовало – это значение слов. То есть все свои слова, вы даёте им какое-то значение этим словам – вот это и есть знание. Например, у вас есть слово – Бог, вы даёте определение этому слову – «Бог – это есть знание». Таковой этот момент. Также они говорят, что есть семь главных падартх. Первая – драбья – субстанция, то есть сущность. Потом они анализируют более подробно эти падартхи. Драбья – это «сущность», гуна – это «качество». Всё это берётся из Упанишад. Карма – «действие», самани – «главные качества», вишеша – «специфические качества», самовая – «комбинация», абхава, здесь абхава – значит «то что не существует», не существознание.

00:19:47 Итак, вайшешики принимают душу, как девять драбьев или сущностей, субстанций. Они говорят, что «Этот мир построен из 9 субстанций и одна из них душа». Земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, направление, душа и ум. Эти 9 сущностей, 9 элементов, которые, из которых строится всё творение. Драбьи – это гуны или качества. И эта драбья – субстанция соединяется с качеством, приходит в движение, и оттуда появляется действие. То есть эти качества, эти гуны, они приводят всё в движение, в действие. И из действия происходят специфические качества и обобщённые качества иногда существуют комбинации этих драбьий. И иногда что-то теряет своё существование, исчезает – абхава. Душа – атма объясняется за пределами чувственного восприятия. Душу можно узнать только с помощью, с помощью рассуждения, размышления. Но это размышление в суждении включает в себя Шабду – то есть изучение писания. Поэтому душу мы можем узнать только, только с помощью слушания, а не из писаний.

00:21:45 И также размышления, обсуждения о душе. Они принимают душу, потому что они заявляют, что они теисты. В основном они конечно изучают все эти материальные элементы, как это всё происходит, движется, но, чтобы их приняли, как Ведическую школу они понимают Ишвару, и они понимают душу – Атма и так далее. Но сейчас мы посмотрим, что же они говорят, что же такое Бог? Итак, душа – она не материальна, она духовна. И есть индивидуальные души, И все эти индивидуальные души, различаются от Бога. То есть Ишвара и Джива – они отличаются друг от друга. Они принимают, что душа попадается в круговорот рождений и смерти в невежество материи и они стоя находятся в материи из-за Бога, то есть Бог виноват в этом практически. И Бог называется также Адриши – то есть, то есть «невидимый». В этом смысле они очень похожи друг на друга в принципе ньяя и вайшешика. Они говорят, что живое существо совершает какое-то действие и Адриши он рассматривает все эти реакции, то есть, собирает все реакции и потом даёт эти реакции в следующей жизни, то есть мы получаем эти реакции в следующей жизни, то есть это интересно, что если душа действует и карма – карма деятельность души создаёт Бога. То есть в конце концов мы можем прийти к такому объяснению.

00:23:40 То есть Бог – это как бы продукция, следствие действия души. Таким образом они, вот таково их понимание Бога. Итак, этот Бог – Он как бы засчитывает все ваши реакции, они понимают, что Ишвара – там как-то контролирует, сколько стоит? Душа также сколько стоит? То есть они в общем такие, божественные личности, но когда мы рассматриваем детально. На самом деле мы понимаем, что они говорят, что с помощью своей деятельности, дейстия вы создаёте Бога. То есть, если вы действуете, вы реакции получаете, реакции какие-то, и Господь Он как бы собирает все эти реакции и потом вам Он поэтому, то есть, вы получаете все эти реакции обратно в следующей жизни. И когда вы получаете совершенное знание, вы отделяетесь от материи и Бога больше не существует, потому что вы больше не действуете, душа освобождается. Такова их идея освобождения. Такова философия вайшешика. Итак, мы рассматриваем очень интересную мысль. Вопрос?

00:25:17 [Аудитория] Они говорят, что Бог – это просто, просто временная продукция ума?
[Айравата дас] Нет, не продукция ума. Они не говорят так. Но если мы анализируем, мы приходим к такому заключению. Они не говорят так, в точности так. Но когда мы анализируем, что они говорят, ну это получается таким образом, потому что они говорят, что «Душа входит в материю и начинает действовать под действием гун, природы, потом создают крамы». Итак, дживы создают реакции, то есть карма и эти реакции и карма… Эти реакции должны кем-то засчитываться, то есть кто-то должен наблюдать эти реакции, и кто-то должен [неразборчиво] и давать вам эти реакции, то есть вы должны получать реакции от кого-то. И этот контролирующий, который, так сказать, засчитывает все ваши реакции, и потом даёт вам эти реакции – это есть Бог, Адриши. Невидимый. Если мы Его логически проанализируем – это означает, что вы производите Бога. И когда вы в совершенном знании, вы прекращаете действовать неправильным образом, вы выходите из под воздействия материи и вы освобождаетесь и таким образом нет Бога и не существует больше. Бог существует для тех кто создаёт реакции, для тех действует, а вы уже, так сказать, совершенно вы освобождены поэтому Бога для вас не существует больше.

00:27:03 Поэтому Вьясадев объявляет их, что они не атеисты, они не теисты, они атеисты. То есть они, они заявляют, что они божественны, что они верующие, что они астики. Но Вьсадева доказал, что они на самом деле атеисты. Что же это за Бог такой? Так сказать продукт ваших действий. Вы Его делаете с помощью своих действий, так сказать, производя деятельность. Но в вайшешике также есть очень интересный анализ Параману, объяснения Параману. И он очень интересное объяснение и очень научное. Они говорят, как я объяснил, что источником всего является Параману. Существует 4 части, 4 вида Параману. Параману земли, Параману воды, Параману огня и Параману воздуха. И Канада риши не принимает эфир, как источник других элементов и как отдельные элементы. Он идёт против Ведических принципов. В Пуранах говорится, что пять элементов и эфир также существуют и сначала из ложного эго происходит звук из звука эфир и из эфира все остальные другие элементы происходят. Итак, их всего вместе пять. Эфир, вода, воздух, земля, огонь. Но Канада риши говорит, что мы не можем принять его как отделённый элемент. Канада риши не принимает его.

00:28:53 На самом деле в науке то же самое, что он говорил. То что они видят – они понимают, как когда-то Канада риши он сказал: «Всё что мы можем видеть, мы принимаем». Если мы не видим эфира, значит эфира не существует. Итак, сейчас учёные говорят: «Мы не можем принять эфир, потому что мы его не видим». Поэтому они принимают воздух, огонь, землю и воду. Канада риши также не принимает эфир. Это очень интересный анализ, что есть четыре вида Парамана. Мы конечно говорим пять Параману, мы также принимаем эфир. Потому что это изначально первичные элементы. Бхагаватам объясняет, что когда они смешиваются вместе, они производят всё это многообразие материальных элементов. Поэтому, потому что эти пять элементов, они являются первичными. Когда они смешиваются и под воздействием комбинации трёх гун материальной природы, то есть у нас есть у нас пластик, у нас есть там шерсть или хлопок даже, мы создаём разные вещи, и Параману является элементарной частицей вселенной.

00:30:21 Итак, Канада риши объясняет это авторитетно. Параману должны быть пяти видов, и мы можем видеть, что физики и химики сейчас уже принимают это. Это доказано научно. Они не говорят о чистом [неразборчиво], пяти видов Параману, но они говорят о, об элементарных частицах, которые впоследствии так сказать, формируют различные химикаты. То есть, если мы соединяем различные атомы и частички, то мы получаем разные химические элементы. Таким образом они объясняют химию, то есть молекулы – это комбинация атомов, а атомы – это комбинация электронов, протонов и нейтронов. И на уровне этих электронов, протонов и нейтронов у них нет качеств, не существуют качества.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 21 October 2016