Разделы Ведической литературы - Ньяя

12 June 2011
Карма-,гьяна-,упасана- канда и гуны. Шесть даршан. Уровни сознания. Связь даршан с уровнями сознания. Ньяя.
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:56 | качество: mp3 32kB/s 7 Mb | прослушано: 299 | скачано: 694 | избрано: 29
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Уже объяснялось, что Веды сначала были разделены на четыре: Риг, Яджур, Сама и Атхарва. И каждое подразделение Вед, потому что они очень философские и написаны в форме сутр, они нуждаются в объяснении. Поэтому под руководством Вьясадевы различные риши приготовили дополнительные писания, которые объясняют ведическую литературу. Поэтому каждые Веды содержат самхиты (которые содержат мантры), брахманы, араньяки и упанишады.
Существует около трех тысяч упанишад, главные из них – 108. Из этих главных ста восьми - десять наиболее важных. Упанишады объясняют философию. И так как предыдущие подразделения давали мантры и правила, предписания, как применять эту ведическую философию, упанишады объясняют саму ведическую философию. Вся ведическая философия содержится в упанишадах, поэтому ведические мудрецы концентрировались в основном на упанишадах.

Карма-,гьяна-,упасана- канда и гуны

00:01:49 И один очень важный момент, что ведическая литература составлена таким образом, что она подразделяется на карма-канду, гьяна-канду и упасана-канду. Она предназначена для людей разного умонастроения и разных умственных способностей; для людей, которые находятся в разных гунах природы: саттве, раджасе и тамасе. Так как Кришна обладает состраданием ко всем живым существам, он представляет ведическую литературу таким образом, что все люди, независимо от того в какой гуне они находятся, могут прийти к платформе самореализации.

00:02:42 И также среди всех живых существ есть специфические живые существа, которые очень умные, у которых развитые интеллектуальные способности. Они смотрят, они ищут самореализацию, им нравится философствовать, им нравится применять свои интеллектуальные способности. Они любят тренировать свой разум и ум, обсуждать философию, но также они склонны к умственным измышлениям. Поэтому упанишады построены таким образом, что можно извлечь другое заключение из упанишад. Поэтому мудрецы - риши, те, которые не были склонны следовать разным ученическим преемственностям, из-за того что у них сильный менталитет, сильный разум и ум, они склонны к умственным измышлениям. Поэтому этим людям не нравится следовать никаким правилам и предписаниям, они просто любят размышлять. И такие люди называются муни. Муни означает умственный измысл [менталитет].

00:04:11 Прабхупада говорил, что личность не может быть муни, если не создает свою собственную философию. Если кто-то не создает свою собственную философию, которая отлична от других философий, он - не муни. И если вы хотите быть знаменитым, каждый день вы должны говорить что-то новое, что-то новое вы должны добавить к своим измышлениям. И тогда все вдохновляются: «О, это великий муни! Каждый день говорит что-то новое». Значит, если вы говорите одно и то же каждый день, то люди скажут: «О, это не настоящий философ, не настоящий муни». Поэтому некоторые [спрашивают] почему свамиджи говорит, что я не есть это тело, и каждый день повторяет - я не есть это тело. Мы уже понимаем, что мы не есть это тело, почему он что-нибудь новое не скажет нам. Таково умонастроение.

00:05:16 И чтобы удовлетворить этих муни, Кришна дает им также пути. И так как они не хотели следовать ученическим преемственностям, они создавали свои собственные философии на основе упанишад. Эти знаменитые философии называются даршаны, шесть подразделений, шесть путей видения. Эти риши на самом деле не были обычными людьми, они были достаточно продвинутыми в духовном знании. Они на самом деле следовали принципам, они были очень аскетичными. Они также пытались достичь самореализации, они пытались ответить на самые важные вопросы, они пытались понять, что же является высшей причиной всего. Это была их цель, потому что мы должны понять, что же является конечной целью, что же является причиной всего. Таким образом они пытались извлечь какую-то философию из упанишад, которая объясняла бы все эти моменты.

Шесть даршан

00:06:38 Таким образом эти школы проявляются в Кали-югу в письменной форме, но на самом деле они существовали уже в Двапара-югу в незаписанной форме. Эти школы следующие. Ньяя значит логика, и она была проявлена Гаутамой риши. Сейчас мы в общем рассмотрим, а потом детально рассмотрим его философию. Потом идет вайшешика, она была дана Канадой риши. Потом - санкхья была поведана ложным Капилой, это не та санкхья, которую дал Господь Капила, сын Девахути, потом появился другой Капила – самозванец. Самозванец Капила дал атеистическую санкхью. Четвертая школа это йога, была дана Патанджали муни. Потом карма-миманса (пурва-миманса) была дана Джаймини. И уттара-миманса, уттара-миманса подразделяется на две части, существует два вида уттара-мимансы: имперсоналистическая уттара-миманса и персоналистическая уттара-миманса.

00:08:25 Таким образом разделяются эти школы: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, карма-миманса и уттара-миманса. Карма-миманса была дана Джаймини. Уттара-миманса разделяется на две части - имперсональная и персональная. Сейчас я буду детально рассказывать. Это может подразделяться также другим образом. Ньяя и вайшешика, они очень похожи философией, очень похожи друг на друга, их идея - что все происходит из атома. Поэтому иногда они соединяются вместе, поэтому первая школа берется ньяя - вайшешика вместе, вторая - санкхья, третья – йога, четвертая – карма-миманса. И пятая имперсональная уттара-миманса, она была дана великим мудрецом Аштавакрой, Агьявалкьей и Даттатреей.
И также школа майявади Шанкара-ачарьи базируется на этой философии. Они, конечно, появились намного позже, Шанкара-ачарья использовал философию адвайты Аштавакры и Даттатреи, они дали изначальную философию адвайты. Но он повернул немножко другим образом, потому что его цель была победить буддизм и представить философию майявади. Аштавакра проповедовал философию адвайты, потом Шанкара-ачарья представил её другим образом и превратил в философию майявади. Аштавакра, Агьявалкья и Даттатрея – они были основателями этой философии адвайты. Шанкара-ачарья изменил её, его главная работа это [Шарья-рака-бхашья] - комментарий майявади к Веданта-сутре, - это пятая школа.

00:11:04 И шестая школа это Веданта-сутра Вьясадевы, она была представлена Вьясадевой в самой Веданта-сутре и естественном комментарии к Веданта-сутре Шримад-Бхагаватам. Поэтому четыре вайшнавские сампрадаи также включаются туда. От Вьясадевы Веданта-сутра происходит, он дал Шримад-Бхагаватам, также как естественный комментарий, объяснение к Веданта-сутре. И Чайтанья Махапрабху сказал, что нам не нужен какой-то особенный комментарий к Веданта-сутре, потому что у нас есть Шримад-Бхагаватам, который является естественным комментарием к Веданта-сутре. Но остальные великие ачарьи, как Рамануджа, Мадхва-ачарья, Нимбарка-свами, Вишнусвами, они написали свои собственные комментарии к Веданта-сутре. Таким образом они установили четыре сампрадаи, эти четыре сампрадаи находятся также в этой персоналистической уттара-мимансе. Итак, существует шесть школ и одна из них включает четыре вайшнавские сампрадаи.

Уровни сознания

00:12:46 Как вы помните, существует пять видов сознания: анна-майя… вы, наверное, помните… анна-майя, прана-майя… Веды объясняют и в Бхагавад-гите, в комментариях можно найти это, и в Шримад-Бхагаватам, есть пять уровней сознания: анна-майя, прана-майя, мано-майя или гьяна-майя, вигьяна-майя и ананда-майя.
Что это означает? Анна означает пища, то есть это сознание живых существ, личностей, в полном невежестве, как сознание ребенка, например, он только озабочен тем чтобы есть, все что он видит он сует себе в рот. И также животные они только озабочены тем, чтобы есть. Это сознание анна-майя. Прана-майя это более продвинутое сознание, когда живое существо развивается оно проходит на прана-майю, оно не только интересуется в еде, но также интересуется едой, сном, сексом и обороной. И так нормальные люди, так сказать мирские - в сознании прана-майя. Потом мы подходим к сознанию мано-майя. Мано-майя означает, что личность начинает искать цель жизни, значение жизни, зачем же я живу, что будет после смерти, зачем моя жизнь, в чем цель моей жизни, то есть он начинает осмысливать цели жизни. Уже так сказать философ, сознание философа. Это уровень мано-майя.
Потом уровень вигьяна-майя, это те, кто продвигается ещё больше. Они различают материю и дух, то есть вигьяна, они понимают вот это тело материальное и в нём существует душа. Бог также существует. Это вигьяна-майя, то есть религиозные люди, спиритуалисты, духовные люди – они находятся на этом уровне. Также имперсоналисты также находятся на этом уровне.

00:15:24 И потом идет ананда-майя. Это тот, кто понимает что, Бог – это личность, я – личность. И он восстанавливает свои взаимоотношения через служение Господу. Он тогда входит в ананда-майю. «Ананда-майо ‘бхйасат», то есть он сам реализованная личность. Конечно, он может быть сам реализован уже в вигьяна-майе, но это имперсональное понимание, то есть он понимает что я – душа и Бог имперсонален. Это начало духовной жизни, но в ананда-майе это совершенная самореализация. Он понимает, что Бог – это личность, я – личность и, так как он служит Господу и имеет связь с ним, то он в блаженстве находится.

Связь даршан с уровнями сознания

00:16:08 И эти шесть философий - шесть даршан, они связаны с этими уровнями сознания. Ньяя и вайшешика они находятся на уровне анна-майя, то есть если мы очень примитивные философии. Все начинается с атома… они очень примитивные. Санкхья и карма-миманса находятся на платформе прана-майя. Йога на платформе гьяна-майя. Уттара-миманса, которая разделяется на: имперсоналистическая уттара-миманса находится на платформе вигьяна-майя, и персоналистическая уттара-миманса находится на платформе ананда-майя. Таким образом подразделяются все [неразборчиво]

00:17:07 Еще рассмотрим один момент перед тем как мы начнем обсуждать все эти школы, это то, что эти школы похожи на департаменты университета, факультеты университета: физики, химии, математики и так далее, департаменты в университете. Эти школы также как департаменты одного университета, знания. Ньяя используется, чтобы понять определённые вещи. Ньяя – это логика, объясняет причины и следствия, анализирует определённые объекты. Вайшешика. С помощью вайшешики вы сможете понимать какие-то определённые метафизические предметы. С помощью санкхьи вы уже можете считать, подсчитать различные материальные элементы. С помощью йоги вы начинаете медитацию на все эти предметы, которые вы изучали. И с помощью карма-мимансы вы понимаете результаты вашей деятельности, то есть, каковы будут результаты вашей деятельности. И с помощью уттара-мимансы вы понимаете конечную цель, какую же цель вы достигните, совершая определённый вид деятельности.

00:18:55 Вопрос о муни. Говорят что муни они в основном «измыслители», так сказать умственные «спекуляторы». Но, в нашей сампрадае также есть муни, но они трансцендентные муни, слово «муни» вообще происходит от слова «мауна». Мауна означает молчание, муни означает тот, кто дает обет молчания. И мудрецы, они дают обет молчания, они идут в лес, они дают обет молчания, они не говорят ни с кем. Это муни, это является муни – не разговаривать ни с кем. Если вы подойдете к нему и скажете: «Харибол, прабху!», он ничего вам не ответит. Поэтому они не воспевают, потому что они не произносят никаких звуков, они просто медитируют и измышляют, там пишут что-то. В основном они медитируют - не разговаривают ни с кем. Йога объясняет, что когда мы говорим - это забирает огромное количество энергии. Когда личность говорит, огромное количество исходит жизненной энергии, она теряет. Когда кто-то говорит о чем-то - он теряет огромное количество жизненной энергии. Поэтому они прекращают свою речь, они используют свою жизненную энергию внутри для медитации.

00:20:44 Прабхупада очень интересное дал объяснение. Мы тоже следуем обетам молчания, но мы следуем таким образом, что мы говорим о Кришне, мы только говорим о Кришне. Такова наша философия. Это настолько же хорошо, как и мауна. Вайшнавы предпочитают [не] говорить на мирские темы, говорят только о Кришне. Муни означает тот, кто дает обет молчания.

00:21:19 Другой вопрос: - Итак, «Ньяя и вайшешика должны быть на платформе анна-майя. Но это звучит странно. Ньяя – это логика, и как же логика находится на платформе анна-майя? Я не могу понять этого».
- Потому что мы увидим, что конечное заключение ньяя, вайшешики находится на уровне такого сознания. Потому что конечное заключение то, что все происходит просто из атома и все становится атомом после разрушения. Это примитивное сознание, примитивное понимание. Все происходит из атома, и душа, и потом опять все разрушается и превращается в атом, разрушается на атомы. Это есть самое [неразборчиво] сознание, потому что когда мы говорим сознание анна-майя, это просто упрощенным образом сказано, что человек интересуется только пищей.

00:22:45 Очень интересная вещь также, что эти все эти шесть школ, они основываются на упанишадах, на Ведах, поэтому они являются ведическими, это ведическая философия. Все эти шесть школ принадлежат ведической философии. Но они все [не теистические] и вайшнавы считают их атеистическими, в соответствии с вайшнавской концепцией они атеистические, несмотря на то, что они сами говорят, что мы теисты. Потому что Веды являются теистическими писаниями, поэтому они говорят, что мы теисты, мы религиозные люди, потому что мы - последователи Вед. Но в конце концов мы увидим, что Вьясадева доказал в Веданта-сутре, что все эти философии атеистические. Но последователи этих философий они думают, что они теисты, потому что они обсуждают душу также, и Бога.

00:23:55 Другой вопрос. «На классе космологии выясняли о духовном соответствии с вайшнавской философией, но ведантисты не соглашаются с этим. Здесь мы можем понять, что четыре вайшнавские сампрадаи также ведические, принадлежат к Ведам».
- Да-да-да, поэтому мы говорим, что вайшнавская философия Веданты. Но уттара-миманса, все эти имперсоналисты, они называют философию адвайты. Другие школы, они также ведические, но они не затрагивают Веданту, они базируются на упанишадах. Веданта - это как бы сконденсированная философия упанишад.
Эти школы появились давно, ещё до этого, они появились в Двапара-югу. В Кали-югу они были сформированы, определёнными риши записаны. И потом они распространяли эти книги, передавали эти книги через своих последователей. Поэтому они являются ведическими, в этом смысле все происходит из Вед. Но также существуют подразделения, различения. И то, что ведантисты принимают за Веды, они говорят, что только Веды и упанишады являются Ведами. А вайшнавы говорят, что пураны и итихасы также являются ведической литературой. Любые книги, которые кто-то пишет в соответствии с ведической философией, те, которые поддерживают ведическую сиддханту. Любые книги, которые в соответствии с ведической сиддхантой, считаются ведическими.

Ньяя

00:25:58 Итак, мы начнем с ньяи. Ньяя означает логика, ньяя означает также справедливость или суждение. Вы судите определённые мысли, понимание определённой идеи, а ньяя означает не справедливость, главное значение ньяя - это логика. Конечно, ньяя существовала до Гаутамы. Многие-многие великие риши уже изучали ньяя до этого. Но что же сделал Гаутама риши, какова его заслуга. Он систематизировал. Он, извлекая различные части из упанишад, систематизировал эту философию. И он представил эту ньяю как философию для самореализации, таким образом он превратил [ее] в отдельную школу. То есть философия, которая объясняет причины всего и дает путь самореализации.
Но конечно ньяя существовала, и ньяя, которая представлена Гаутамой риши, она атеистическая, атеистична. Но ньяя, которая существует в Ведах, она полезна, даже те принципы, которые использует Гаутама, мы можем использовать для нашей проповеди. Они логичны. Прабхупада также, когда беседовал с кем-то, использовал логику. То есть ньяя - с ней все в порядке, мы можем использовать логику, даже Чайтанья Махапрабху он учился использовать логику. Но если мы берем ньяя как систему самореализации – это неправильно.

00:28:24 До Гаутама ньяя - философия была известна как амбиши. Мудрец Гаутама составил главную книгу, которая называется Ньяя-сутра. Вьясадева составил Веданта-сутру, Гаутама риши написал Ньяя-сутру. Эта Ньяя-сутра разделяется на пять частей. Первая часть это прамана, прамана означает источник знания. И везде в Ведах это объясняется, мы должны понимать это – все что он говорит, он берет из Вед. Поэтому это также [знакомое], он говорит о вещах, которые существуют, но каким образом он изменяет все, каким образом он поворачивает и [присоединяет] все.
Вторая часть – это прамея. Прамея означает объект знания, познания. Третье это – аваява. Части обсуждения, дискуссии. Четвертое – это вада - обсуждение, анализ. И пятое - это анья мата парикша. [Анья означает другие, мата – философии, парикша – проверка]. Анализ разных философий, в переводе означает анализ разных философий.

00:30:18 Итак, мы быстро рассмотрим ньяя. В своей Ньяя-сутре Гаутама риши рассматривает 16 падартх. Пада значит слово, артха значит значение. О чем же эта философия ньяя. Гаутама риши говорил, что понимая значение слов и обсуждая значение слов, вы подойдете к самореализации, и в конце получите самореализацию. То есть с помощью обсуждения различных слов и понимания… [обрыв записи]

транскрибирование: Михаил Матханов | Улан-Удэ | Россия | 16 January 2016