Единая картина мира
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Заставка радио]: Каждый вторник, в 11 утра, прямой эфир из Владивостока. Тушкин Василий Рюрикович. «Самое сокровенное знание» только на Аюрведа-радио и только для Вас.
[Тушкин В.Р.]: Здравствуйте. Напомню, что меня зовут Василий Тушкин. И я веду курс лекций, который называется «Самое сокровенное знание». И сегодня у нас очередная тема, которая называется «Единая картина мира».
Что есть истинное знание?
00:00:43 Единая картина мира – это объединение всех основных элементов реальности в ясную понятную схему. Хотя, кажется, что мир так сложен, жизнь такая запутанная, так всё переплетено в этом мире. Да. На поверхности так оно и есть. Но когда мы знаем внутреннюю структуру, внутреннее взаимодействие между основными компонентами реальности, тогда постепенно мы можем войти и в любую ситуацию, и увидеть её изнутри.
00:01:21 И вот, к сожалению, на Западе, где сейчас очень много различной информации, где под знанием именно подразумевается накопление этой информации, там, к сожалению, нет именно такой единой схемы. То есть, люди очень много знают различных мелочей, столько всего. Но единой картины: откуда всё берётся, куда всё идёт, по каким законам всё развивается – этого знания, к сожалению, нет. И поэтому Веды в этом плане являются такой замечательной альтернативой, что они предоставляют именно очень чёткую схему.
00:02:03 Как предположим, в математике какой-то закон выглядит в виде определённой формулы. То есть, так этот закон представлен. Точно так же сегодня мы рассмотрим такую, своего рода, формулу или, так сказать, картинку, схему, которая как бы является таким скрытым скелетом или такой внутренней структурой, по которой уже развивается наша жизнь, реальность. Хотя обычно я эту лекцию читаю с несколькими наглядными пособиями.
00:02:35 Здесь, к сожалению, через радио я не могу всех этих картинок показать. Поэтому для Вас это будет немножечко упражнение на визуализацию. То есть, я постараюсь словами, так сказать, эту схему нарисовать. Она несложная. Но, тем не менее, может быть, даже если у Вас под рукой есть лист бумаги и, так сказать, ручка, карандаш, то вы можете попробовать её зарисовать, когда я буду говорить о её различных компонентах.
00:03:03 Итак, на Западе нет целостного знания. На Западе люди спорят о причинах и следствиях, философии. Что сначала было курица или яйцо, яйцо или курица? И эти вопросы, они не позволяют обнаружить некое начало, какую-то основу, потому что любая курица по идее должна вылупиться из яйца, а яйцо не может существовать пока не будет курицы, которая его снесёт. И в этой двойственности люди, так сказать, проводят время, споря, пытаясь понять, что же является субстанцией или, как бы сказать, первоосновой мира или первоисточником.
00:03:41 Так вот, истинное знание – это как раз знание о первопричине, то есть, первоисточнике - откуда всё взялось. И на Западе, конечно, этот релятивизм, то есть, философия относительности, она очень осложняет процесс понимания этой первоосновы. Потому что постоянно люди живут по этому принципу Декарта, подвергая всё сомнениям. Как это Маркс позже, так сказать, тоже вывел такой определённый уже принцип.
00:04:13 Если мы всё подвергаем сомнениям, тогда нам не на чем стоять совершенно. Мы всё абсолютно подвергаем сомнениям. Итак, по этой причине такой как бы порок мышления, который сейчас, как раз, воспринимается как некий позитивный момент, что всё относительно и поэтому, так сказать, никто не прав окончательно. Сегодня вы правы, а завтра он прав, а завтра я прав. В таком мире непостоянства, когда разум тоже не имеет основы, знание не имеет основы, всё это нам, на самом деле, выходит боком. Потому что в этом состоянии мы теряем объективный истинный смысл жизни.
00:04:49 Так вот, Веды говорят о том, что, не смотря на двойственность нашего мышления, тем не менее, существует объективная система ценностей, объективная схема, мир работает, действуют законы, повторяющиеся какие-то вещи, процессы происходят в мире. Это возможно только тогда, когда существует какой-то определённый порядок. И нам сегодня предстоит этот порядок понять, разобраться. Итак, сначала я дам общую схему, а потом мы будем разбираться с её отдельными компонентами.
Краткая схема устройства Мира
00:05:26 Итак, представьте себе или лучше нарисуйте равносторонний треугольник, вершина его и, соответственно, правый и левый угол. И вот этот верхний угол треугольника, можно так сказать, его какой-нибудь там шарик или кружочек нарисовать, и там напишите АИ. АИ – это, как сказать, Абсолютная Истина. Абсолютная истина или источник всего, источник всех энергий, то, откуда всё исходит. Эта вершина треугольника будет Абсолютная Истина. Правый нижний угол треугольника можете обозначить буквой М. М – это материя.
00:06:04 И левый нижний угол треугольника можно обозначить буквой Д. Д – это душа или сознание. Интересно то, что все эти три вершины треугольника, вернее, три угла, они имеют по три качества. Итак, там, где у нас верхний угол, Абсолютная Истина, можете подписать три, так сказать, у него аспекта. Три аспекта у Абсолютной Истины. Первый, наиболее доступный аспект абсолютной истины – это свет или энергия.
00:06:41 Сюда же относятся законы, то есть, такие безличные проявления Абсолюта. Второй аспект Абсолюта – всепроникающее сверх-сознание или мы вводили такое понятие как Параматма, которое присутствует в сердце каждого живого существа. И третий, наивысший аспект Абсолюта – это Абсолют как личность, как Верховная изначальная личность, Архетип всех личностей.
00:07:07 Мы видим, что в этом мире всё обладает личностной природой. Материю преобразовывают личности. Материя сама по себе не имеет формы, не имеет никаких качеств до тех пор, пока личность какая-то не войдёт в неё. И не придаст ей форму. Допустим, личность с сознанием кошки придаёт материи форму кошки. Личность с сознанием травы придаёт материи форму травы и так далее. То есть, материя сама по себе безлична.
00:07:30 Она, как такая гомогенная субстанция, она приобретает формы только тогда, когда сознание с определёнными, с определённой формой, с определённой кармой, с определёнными желаниями входит в эту материю. Итак, третий аспект абсолюта – это архетип всех личностей, Верховная Личность Бога. Теперь, скажем, правый нижний угол треугольника, там, где у нас буква М стояла, Материя. Там Вы можете ещё подписать, что у материи три качества. Если помните когда мы проходили три качества или три гуны материальной природы, мы говорили уже об этом.
00:08:04 Итак, материя – это три качества: благость, страсть, невежество. На санскрите, на древневедическом языке, благость называется термином саттва, страсть называется термином раджас и невежество называется термином тамас. Итак, три качества материи, три качества абсолюта. Теперь мы в левый нижний угол этой схемы смотрим. Там у нас буква Д, душа. У души тоже три качества: сат-чит-ананда.
00:08:33 Сат обозначает вечность. Чит обозначает знание. Ананда обозначает блаженство или счастье. Итак, вот мы обозначили три угла этого треугольника. Абсолютная Истина, из которой исходит Материя и Дух. Причём, можно расставить стрелочки. От Абсолютной Истины, от этого верхнего угла вниз к Материи стрелочка, направленная от Бога к Материи. Эта линия обозначена термином «время». Время или на санскрите кала обозначает.
00:09:10 То есть от Абсолютной Истины это направление или вектор такой идёт вниз вправо к Материи – это время. То есть, Бог или Абсолютная Истина влияет на Материю через энергию времени. Это первая стрелочка. То есть, от Бога к материи есть стрелочка, от материи к Богу нет. Потому что материя на Него повлиять на него никак не может, то есть, это однонаправленное движение. Он меняет её при помощи энергии времени.
00:09:35 Теперь нижний отрезок, который соединяет Материю и Дух - стрелочка двусторонняя от Материи к Духу и от Духа к Материи. И это двусторонний обмен, это взаимодействие между Духом и Материей называется термином карма, то есть, причинно-следственная связь. Мы воздействуем на Материю определённым образом, Материя определённым образом реагирует на наши действия. Итак, теперь этот отрезок с двусторонним влиянием между Душой и Материей называется карма.
00:10:09 И теперь осталось нам последний обозначить отрезок, который связывает Душу с Абсолютной истиной или с Богом. В частности, с Верховной Личностью Бога, с этим аспектом Абсолюта связана Душа напрямую. От Бога к нам идёт стрелочка сверху вниз, и назовём её привычным всем словом «любовь». Бог проявляет по отношению к нам любовь, то есть, его забота, Он даёт нам материальный мир, чтобы исполнились наши материальные желания.
00:10:38 И также Он даёт нам духовное знание, духовный процесс, чтобы если у нас возникнет духовное желание, чтобы у нас была также и духовная альтернатива. Итак, от Него к нам, сверху вниз идёт стрелочка под названием «Любовь». А от Души к Богу эта стрелочка тоже есть. Но она не целостная, а пунктиром. То есть, можете нарисовать от Души к Богу вот такую же параллельную линию, наверх идущую, но она пунктиром. Пунктиром, потому что она сейчас у большинства людей не проявлена.
00:11:08 И смысл как раз духовной жизни состоит в том, чтобы эти отношения активизировать, чтобы эта связь опять завязалась. Если помните, говорили о том, что эта связь с Абсолютной Истиной или с Богом называется термином « йога», то есть, это связующий процесс. На Западе этот же термин называют словом «религия». Религия, йога – это синонимы. Только религия – это латинское слово. А йога – это санскритское слово, но суть та же самая.
00:11:35 Итак, теперь перед нами есть эта схема и сейчас мы будем с ней более подробно разбираться. Итак, Абсолютная Истина в трёх аспектах: безличное сияние, закон, свет. Второй аспект Абсолютной Истины – это всепроникающий аспект, параматма, всепроникающее сверх-сознание или Высший разум ещё можно так сказать. И Верховная Личность Бога. И потом идёт Материя с тремя качествами благость, страсть, невежество. И Бог влияет на Материю через время.
Время как проявление воли Бога
00:12:04 Теперь будем поочерёдно эти отношения рассматривать. Действительно, мы видим, что материя, как таковая, находится в постоянном изменении. Если мы откроем даже учебник обычной материалистической философии и попытаемся выяснить, что такое время, то самое простое определение времени, это будет время как форма движения материи. То есть, мы видим, что Материя движется. И движется она именно благодаря импульсу времени. Что такое время, по сути? Материалисты естественно не знают.
00:12:35 То есть, они видят, что это какая-то сила, которая тянет нас куда-то навстречу какому-то неизбежному будущему. И время меняет всё. И более того, оно меняет всё, надо признать честно, не в лучшую сторону. В каком смысле? В том смысле, что тело старится. Тело старится, ситуация меняется, мы видим, как идут циклы времени. Сначала, предположим, утро, потом идёт день, развитие, потом сумерки, потом ночь, жизнь замирает, потом опять утро и так далее.
00:13:12 Если мы посмотрим на какой-то более длительный цикл. Весна – пробуждение природы, потом лето – развитие, потом пожинание плодов – осень, и затухание – зима. И потом опять то же самое. Точно так же мы видим в жизни детство, пробуждение сознания, какое-то развитие, потом уже ближе к старости мы пожинаем какие-то плоды своей жизни, своего знания, своей деятельности. И, в конце концов, увядание и разрушение.
00:13:42 То есть, таково движение времени. Оно совершенно однонаправлено, мы не можем никак этого поменять. Мы не видим, чтобы люди рождались стариками, а потом они молодели и молодели. То есть, как раз, мы видим наоборот. И так время влияет абсолютно на всё. Построили новый дом, вот он весь блестит, сияет, всё хорошо, всё работает. Всё замечательно. С течением времени начинает что-то там ломаться.
00:14:06 Фундамент покосился. Нужно делать ремонт. Там отвалилось, здесь поломалось. То есть, таков закон, что всё начинает постепенно разрушаться. Или люди молодые, они очень любят друг друга, они клянутся друг другу в вечной любви. Всё у них замечательно, всё здорово. Они друг с друга глаз не сводят. Потом с течением времени уже как-то они немножко приедаются, привыкают друг к другу. Уже пропадают куда-то все эти тёплые чувства.
00:14:31 А потом, порой, может быть так, что эти чувства превращаются даже в что-то прямо противоположное. Поэтому, мы видим, что закон действия времени на все материальные процессы, он однонаправлен. Это такое разрушение. В физике это называется законом энтропии. То есть, разупорядоченность замкнутых систем возрастает с течением времени. То есть, возрастает хаос или энтропия с течением времени. И в основе физического закона энтропии как раз лежит метафизический закон движения времени.
00:15:08 Потому что время является, согласно Ведам, волей Бога или таким волевым импульсом, который исходит из Него. И при помощи этого импульса Он, как раз, заводит механизм материи. И внутренней анатомией этого потока времени являются три гуны или три качества материальной природы. Я уже не помню, рассказывал я об этом или нет. Но как бы не грех повториться. Что этот сам временной поток состоит из определённой последовательности этих трёх гун.
00:15:38 То есть, первая - это гуна благости, которая связана с пробуждением. Вторая – это гуна страсти, которая связана с развитием. И третья – это гуна невежества, которая связана с затуханием, с прекращением деятельности, с разрушением. Итак, это поток времени, который развивается именно в таком порядке: пробуждение-развитие-разрушение. Итак, получается, что Материя находится под влиянием энергии времени, а время исходит из Абсолютной Истины или из Бога. И является проявлением Его воли.
00:16:15 Теперь возникает естественно вопрос: Почему же если Бог или Абсолютная Истина, которая является источником всего, создаёт мир, творит его, творит все эти законы, создаёт все материальные условия, различные материальные костюмы для нас, в которых живые существа пробуют себя так или иначе, как Ему не жалко ломать своё собственное творение?
00:16:38 Пускай, даже и не прямо, но хотя бы через эту энергию времени, через волю. Действительно, кажется, что немножко непоследовательно. Потому что если мы что-то творим, создаём, то мы очень долго любуемся своим творением, всем его показываем, стараемся сохранить, гордимся им. А Он как-то, так сказать, с одной стороны, Он же творит, Он же поддерживает её, Он же разрушает. В этом есть определённый сокровенный смысл.
00:17:03 И он состоит в том, что, давая, с одной стороны, нам материю для того, чтобы мы попробовали себя в этом материальном мире, Бог также через эту энергию времени показывает, что никакое достижение здесь, никакое состояние, которого мы достигли, которое, может быть, нам кажется комфортным, какой-то гармонией или счастьем, оно не может продолжаться вечно, потому что это всё находится в потоке времени.
00:17:29 И поэтому Он разрушает все эти вещи, для того, чтобы, в конце концов, вечное живое существо, вечная душа поняла, что материальный мир не является местом, которое может нам принести какое-то вечное счастье. Счастье здесь очень такое фрагментарное. Как в Бхагавад-гите Верховный говорит, что этот мир временный и полон страданий. И через энергию времени Он показывает нам, что это именно так. То есть, все достижения, все наши успехи – всё это может быть какое-то время, но мы не можем удержать этого навечно.
00:18:02 То есть, время неумолимым образом действует. Оно обесценивает все ложные ценности. И наоборот, придаёт истинный смысл вечным, настоящим ценностям. То есть, эта энергия времени, которая стирает в прах все наши достижения, и наши с вами физические тела, она нужна нам как напоминание о том, что вечное живое существо не может быть счастливо в невечном, то есть, временном мире. Таков дидактический или учебный смысл этой энергии времени. Чтобы мы видели как эти все изменения, все эти метаморфозы, трансформации энергии, задумались над тем, а что же будет с нами?
00:18:42 Если стареет моё тело, обозначает ли это, что старею я? Если умирает моё тело, обозначает ли это, что умираю я. Или нет? Или что-то другое? То есть, эта энергия времени заставляет нас задуматься. Итак, мы рассмотрели коротко первый отрезок, от Абсолютной Истины к Материи. А как эта энергия времени действует на Материю, и почему он разрушает её? Для того чтобы показать нам, что искать нужно убежище не в Материи, а наоборот, вечная душа должна искать убежище в Боге, Абсолютной Истине.
Карма как отношения Бога и души через материю
00:19:16 Теперь мы рассматриваем второй отрезок, который связывает душу с материей. Мы сказали уже, что он называется известным термином «карма». Много об этом я подробно говорить не буду, потому что у нас уже была тема «Карма и реинкарнация». В общих чертах я напомню эту идею, что карма – это закон причинно-следственной связи или закон сохранения энергии, который знаком нам на таких формулах простых как: что посеешь, то пожнёшь; как аукнется – так и откликнется; око за око, зуб за зуб и так далее.
00:19:53 То есть, это закон причинно-следственной связи, который мы наблюдаем постоянно. Он очень просто. Скажем, ведёшь себя хорошо, на хорошем счету – получаешь какие-то премии, имеешь хорошее отношение с людьми, начинаешь обманывать, хамить, прогуливать, не отдавать вовремя долги или ещё что-нибудь, то сразу же ухудшаются отношения, и начинает человек страдать по всем статьям.
00:20:17 Неправильно питается, начинает проблемы со здоровьем иметь и в таком ключе. То есть, мы наблюдаем причинно-следственную связь, что человек, что он сажает, те вещи он и получает. Самый главный здесь момент – это понять, каким образом Материя, как таковая, адекватно вознаграждает нас как живых существ совершенно соответствующей реакцией на наши действия. Ведь мы знаем, что Материя сама по себе сознанием не обладает, это пассивная инертная субстанция.
00:20:47 Но, тем не менее, она уникально, совершенно точно и адекватно реагирует на все наши воздействия. И единственный способ, как мы можем правильно понять, как эта материальная пассивная энергия адекватно воздаёт нам какие-то, так сказать, наказания или, наоборот, награды, это только тогда мы сможем понять, когда мы увидим, что материя не сама по себе существует, а она является инструментом в руках Всевышнего.
00:21:16 То есть, когда мы смотрим на эту схему и видим, что материя связана с Богом через энергию времени, и Он управляет ей. Он управляет ей через гуны, через время. Поэтому она действует не сама по себе, а именно как инструмент Всевышнего. То есть, теперь Бог проявляет себя через материальную природу. Материальная природа – это не Бог, но Он проявляет себя через неё.
00:21:42 Итак, карму мы адекватную получаем именно потому, что не Материя сама по себе её нам отвешивает, а тот, кто этим инструментом управляет. Как предположим на рынке или в магазине где-то вы покупаете какой–то товар или какие-то продукты, и продавец на весы кладёт, допустим, килограмм яблок или ягод каких–то. И весы показывают, что килограмм или там чуть больше или чуть меньше,
00:22:09 Но весы, хотя они отмеривают точно, они не могут сказать деньги. Деньги с вас всё-таки берёт уже живой человек – продавец. Он берёт деньги, он даёт вам сдачу и так далее, он обеспечивает процесс. Точно так же Материя сама по себе не действует разумно, она является некоторым инструментом, но инструмент не сам по себе работает. Инструмент является машиной в руках оператора, какого-то специалиста, знатока.
00:22:36 Вот точно так же Верховный через Материю отмеряет нам ровно столько благ или, наоборот, наказаний, сколько мы заработали соответствие с законом кармы. Итак, мы воздействуем на Материю, это от души стрелочка к Материи идёт, и Материя взаимодействует с нами стрелочка от Материи к Душе. То есть, как аукнется, так и откликнется. Мы на неё давим, она нам отвечает определённым образом. Но опять же она отвечает разумно и адекватно, только потому, что она является инструментом в руках Верховного.
00:23:07 Итак, мы рассмотрели второй отрезок, который связывает Материю и Душу. Ещё один момент нужно добавить к этому, это то, что когда душа контактирует с материей, поскольку материя состоит из трёх качеств, из трёх гун: благости, страсти и невежества, - то максимум что живое существо может от материи получить, это эти три гуны. Самое высокое, что она может получить от неё - это гуна благости.
00:23:34 В худшем случае Душа получает от Материи страсть и невежество, а каковы запросы души? Смотрим, какие у души три качества: вечность, знание, блаженство. То есть, получается, что душа, которая потенциально в себе эти качества несёт - вечность, знание, блаженство или стремление к счастью - она от материи этих качеств не получает, от материи она получает максимум эти три гуны: благость, страсть, невежество.
00:24:00 Поэтому даже люди, которые живут в этом мире гармонично, боле менее грамотно, и всё у них хорошо. Тем не менее, даже они всё равно, в конце концов, разочаровываются, потому что вечное духовное существо не может получить абсолютного блага от временной и постоянно меняющейся материальной природы. А материя меняется под воздействием времени.
Задача жизни человека: развитие любви к Богу
00:24:23 И теперь мы рассматриваем последнюю эту связь между душой и Богом. Ещё раз напомню, что от Него, от Абсолютной Истины к душе идёт стрелочка сплошная сверху вниз. Любовь проявляется в том, что предоставляет нам все возможности и материальные, и духовные. Перед нами всегда альтернатива есть развития: идти по материальному пути, по пути кармы, или идти по пути отношений с Богом.
00:24:53 То есть, с Его стороны эта любовь проявлена как создание материальных и духовных условий, а с нашей стороны, как я сказал, эта стрелочка пока пунктирная. То есть, потенциально, мы можем эти отношения развивать или не развивать. И эта, как раз, стрелочка пунктирная потенциальная, она и является нашей основной жизненной задачей.
00:25:18 Есть какая-то у нас задача материальная, допустим, у человека может быть карьера, заработок, поддержание семьи, какое-то может быть творчество. Как-то он себя реализует через какие-то проекты. Это, своего рода, кармическая задача, может быть, то есть, в рамках материального мира, что он делает для людей и так далее. Но это не всегда является духовной деятельностью. Иногда да, иногда нет.
00:25:45 Люди, которые умеют связать свою материальную судьбу или свою материальную карму со служением Богу, это, пожалуй, наиболее удачливые люди. Но не у всех так уж замечательно получается, поэтому, кому-то приходится практиковать духовный путь, что называется в свободное от работы время. Так или иначе. То есть, об этом вот духовном пути о необходимости развивать отношения. Вечная душа с вечным Богом должны развивать какие-то вечные отношения.
00:26:10 Об этом не следует забывать. Если живое существо вечное по природе пытается развить отношения с материальным миром, то какие бы замечательные отношения не развивала, энергия времени так движется, что всем этим отношениям рано или поздно наступит конец, потом новое воплощение и всё сначала, и в таком ключе. В конце концов, живое существо разочаровывается от этого всего и начинает искать какую-то другую альтернативу.
00:26:36 И когда уже в сердце накапливается определённый опыт или понимание того, как действует материальная природа, или человек встречается с тем, кто может представить ему квалифицированно достойно что такое духовный путь, духовная жизнь, тогда живое существо может уже на этот путь встать и развивать эти отношения. Тогда эта стрелочка уже из пунктирной может превратиться в сплошную. То есть, эти отношения могут быть полностью активизированы. И вот это, как раз, является целью человеческой жизни.
Что происходит с сознанием, погружённым в материю?
00:27:10 Теперь посмотрим на эту схему, так сказать, немножечко отстранённо. Со стороны мы разобрали детали, теперь посмотрим на неё ещё раз. Что получается, что в этой схеме является самым главным? То есть, самыми главными жизнеобеспечивающими факторами в этой схеме являются, естественно: Бог как источник всего, сверх-сознание всего сущего, поддерживающего всё бытие и само сознание, которое сейчас запуталось в материи. Более того, оно обросло этой материей полностью, физическим телом определённого типа, определённого пола, определённой нации, и оно привязалось к этому телу или костюму, и считает себя этим телом.
00:27:51 В этом состоянии находится живое существо, то есть оно полностью погрузилось в материю. И особенность такая, что когда живое существо полностью погружается в материю, оно забывает о Боге. И раз оно забыло о Боге, погрузилась в материю, значит, теперь оно принимает все те процессы, которые происходят с его телом за себя. Например, тело стареет, созданное из материи, и живое существо думает: «я старею». Тело болеет – живое существо думает: «я болею». Тело, в конце концов, распадается и становится необитаемым для души, душа думает: «я умираю».
00:28:25 То есть когда мы погружаемся в материю, то мы начинаем все вот эти вот процессы, которые происходят с нашим телом приписывать себе самому, потому что душа в таком состоянии не теряет духовное знание в отрыве от Бога и погружается в материю, начинает все эти материальные процессы приписывать себе. Более того, от контакта с материей, как я сказал, живое существо в награду получает только материальные гуны. И сейчас даже гуна благости, она находится в большом дефиците.
00:28:51 Поэтому мы видим, что большинство людей, их сознание, сознание из души исходит, это сознание пропитано качествами страсти и невежества. То есть, две низшие гуны в основном влияют, и поэтому мы видим, что у людей встречаются такие вот постоянные пороки: вожделение открытое или скрытое, которое толкает их к каким-то порочным поступкам, жадность, гнев, когда, допустим, их вожделение или жадность не удовлетворяется, какая-то зависть, какие-то начинаются козни, обман и прочие-прочие разные вещи.
00:29:25 То есть, жизнь некачественная, потому что люди контактируют с низшими качествами материальной природы, с низшими гунами. А с гуной благости даже мало кто знает, как с ней можно контактировать. Сейчас культура благости не поддерживается, сейчас в обществе считается образцом человека – это человек с гунами страсти, то есть, человек, который энергичный, который имеет какие-то амбиции, постоянно стимулируются его тенденции развивать богатство и так далее. В этом нет ничего плохого при том условии, когда это всё находится под контролем гуны благости.
00:29:59 К сожалению, чаще всего, это не так, к сожалению, чаще всего, вот этого контроля гуны благости нет. Гуна благости обозначает чувство меры, понимание высшей цели жизни, надо не забывать об этом никогда. А если контроля гуны благости нет, значит, эта гуна страсти сама по себе с истечении времени сползает и опускается до невежества, и таким образом, человек не может удержать это состояние своего материального прогресса.
00:30:26 Поэтому разумному живому существу рекомендуется всё-таки развивать отношения не с временной материей, а с вечным Богом. И принять компромиссный процесс, который берёт нашу карму, то есть, всё, что связано с нашим материальным телом, с нашими способностями, с нашими возможностями материальными. Мы берём эту свою карму, то есть отношение души с материей, и связываем это всё со служением Богу.
00:30:53 И теперь наша карма превращается в карма-йогу, потому что отношение души к Богу это йога, а отношение души к материи – это карма. И теперь, когда мы свою карму или хотя бы часть её, в виде какой-то части доходов или чего-то ещё, тратим, используем на духовные цели, теперь наша карма одухотворяется, в неё привносится определённый духовный элемент. Таким образом, наша карма становится уже не просто путём погружения в материю, а теперь мы уже начинаем немножечко, так сказать, осторожно, потихонечку из материи перенаправлять свои усилия на Бога.
Схема стихий обитания живого существа в материальном мире
00:31:27 Итак, если живое существо, душа не внемлет духовным наставлениям, если она, тем не менее, принимает полное убежище в материи, то есть, смотрим тут нижнюю горизонталь, нижний отрезок как душа связана с материей через карму, то есть, душа нашла полное убежище в материи, что будет в этом случае, каков результат? Теперь мы попытаемся, так сказать, визуализировать следующую схему, войти внутрь вот этого кружочка материи, где три гуны материальной природы.
00:31:57 И теперь нарисуйте себе ещё такую отдельную маленькую схемку: я или такой там маленький человечек. И этот маленький человечек окружён тремя окружностями: окружность маленькая вокруг него, окружность вторая и окружность пошире, внешняя окружность. Это живое существо в рамках материальной природы. И если мы находим убежище в материальной природе, то живое существо оказывается одновременно в трёх стихиях обитания.
00:32:28 Вот эти вот три окружности, которые окружают наше Я или сознание вот этого внутреннего человечка, они как раз и являются различными срезами этого материального мира. Итак, первой средой обитания или этим первым кружочком, который окружает наше Я, является наше тонкое и физическое тело, то есть можете написать ТТ. (тонкое тело) и ФТ (физическое тело). Это наша первая среда обитания.
00:32:55 То есть, где бы мы ни находились, в каком городе, поезде, самолёте, где угодно, дома, на улице, где бы мы ни находились, мы всегда находимся внутри своего ума и внутри своего тела. То есть, ум – это тонкое тело, физическое тело – это плоть. Понятно. Итак, это первая наша среда обитания, это физическое, тонкое тело. Вторая среда обитания или вторая окружность пошире, которая окружает наше я – это общество, общество подобных нам людей, каких то разных других живых существ.
00:33:23 Итак – это социум, вторая среда обитания. И третья среда обитания, Самая широкая окружность - это уже мир в целом или Вселенная, окружающая природа, в которой само общество живёт, теперь там тоже есть свои определённые законы. И вот живое существо или Я, находится вот в этих трёх стихиях обитания. И все эти три стихии обитания пронизаны едиными законами гармонии.
00:33:55 Едиными законами гармонии, которые исходят, естественно, из Абсолютной Истины, потому что Абсолютная Истина – это источник всех законов. Законы не существуют сами по себе. Конечно, можно это придумать, какие-то волчьи законы, но законы гармонии, высшие законы, они естественно исходят из гармоничного высшего источника, это само собой разумеется.
О законах гармонии в среде тонкого и физического тел
00:34:16 Итак, эти три стихии обитания пронизаны едиными законами гармонии. Теперь мы посмотрим, что будет происходить с живым существом, если оно нарушает эти законы гармонии в каждой из этих трёх стихий обитания. Начнём с внутренней стихии обитания, это наше тонкое тело и физическое тело. Значит, как действуют законы гармонии в этой первой среде обитания? Ну, начнём с физического тела, это проще.
00:34:47 Что в это физическое тело мы привносим, как мы живём, какими продуктами мы питаем это тело, в каком режиме мы его эксплуатируем, в какое время, как, так сказать, как мы это тело одеваем, где мы живём? То есть, каким мы образом это физическое тело эксплуатируем? Мы больше спим или мы больше действуем, или что мы делаем в этом теле, то есть режим эксплуатации нашего физического тела.
00:35:13 И совершенно очевидно, что когда человек, предположим, питается какими-то продуктами, которые не соответствуют требованиям, так сказать, элементарной цивилизованности, ну я уж тут не буду вам говорить про вегетарианство, я думаю, что Аюрведа-радио достаточно много этим темам без меня уделяет времени. То есть, человек — это вегетарианское существо по своей природе. Тут об этом я долго говорить не буду, есть много источников на эту тему говорящих.
00:35:41 И если, предположим, человек питается, питает свою машину, машину физического тела не тем топливом, то вполне естественно, что машина начинает давать определённые сбои. Предположим, вы залили в бензобак не тот бензин, не той марки. Допустим, ваша машина должна ездить на 95-м бензине, а вы долили какой-нибудь 76-й. Она, конечно, поедет, но двигатель будет очень плохо работать и, в конце концов, срок эксплуатации вашей машины уменьшится, и она будет плохо работать
00:36:13 По этому же принципу, если мы питаем своё тело не той пищей, для которой оно предназначено, это, естественно, будет сказываться на качестве работы систем нашего тела. Итак, это первое. Второй момент, это, допустим, тонкое тело. Тонкое тело тоже чем-то питается. А чем оно питается? Оно питается определёнными мыслями, питается определённым общением, оно питается определёнными эмоциями.
00:36:41 Это то, что мы смотрим, какое кино, что читаем, какие книги, или там какие статьи в газетах, в Интернете, в журналах, о чём мы думаем, каковы наши цели, каковы наши планы. То есть, эти идеи, они тоже могут быть в разных гунах. Как, предположим, пища может быть в разных гунах: пища благостная, чистая, вегетарианская, соответствующая, так сказать, нашей конституции и так далее - это будет питание в благости.
00:37:09 Или наоборот, какая-то пища очень острая, несоответствующая нашей конституции, хотя она внешне такая вкусная, какая-то жареная, всякая разная, она может быть даже вегетарианская, но много в ней, так сказать, энергии страсти, слишком много, огня, много искусственного. То есть, мы не чувствуем сам вкус пищи, а чувствуем такие поверхностные вкусы, которые делают её внешне привлекательной, но, может быть, внутренне необязательно полезной.
00:37:36 Пища в гуне страсти и пища, которая состоит из продуктов убийства: мясо, рыба, яйца, прочие разные такие вещи: несвежие, вещи разложившиеся, консервированные и так далее. Вот это, естественно, невежество. Точно так же по этой аналогии мысли, идеи, эмоции могут быть в разных гунах. Если, предположим, человек читает какие-нибудь там, не знаю, романы, романтические о любви, там что-то ещё такое, или смотрит соответствующее какое-то кино или какую-то музыку такую слушает, это наполняет его тонкое тело эмоциями в гуне страсти.
00:38:15 У человека начинают расти материальные желания, он пытается их все осуществить, у него что-то получается, что-то не получается, он расстраивается по этому поводу, строит новые планы, они опять наполовину или целиком разрушаются. И, в конце концов, ум и разум прибывают в таком очень возбуждённом состоянии от этого всего - это будет действие гуны страсти.
00:38:36 Если человек смотрит какие-то, не знаю, боевики или кошмары, ужасы, в таком ключе вещи, где очень много стрельбы, разрушений, какого-то убийства, там какие-то маньяки или ещё что-нибудь такое, - это совершенно точно эмоции, связанные с невежеством, и поэтому, естественно, разум человека и ум будут находиться под воздействием невежества. Если человек что-то читает, слушает, смотрит, наоборот, связанное с самоосознанием, с развитием гармоничных, так сказать, отношений - это гуна благости, духовное развитие.
00:39:14 То есть, это всё то, что несёт в себе гуну благости, а одно из качеств гуны благости, это стабильность. То есть, когда мы привносим в свой ум-разум, то есть, своё тонкое тело гуну благости, это что делает? Стабилизирует наше тонкое тело. И когда наше тонкое тело стабильно, оно не так реагирует на какие-то стрессовые ситуации, на какие-то раздражители. У человека достаточно внутренней силы, этой силы благости, чтобы защититься от всего этого.
00:39:42 А если у человека тонкое тело слабо, из-за того, что он постоянно это тонкое тело бомбардирует этими всевозможными какими-то идеями или эмоциями в страсти и невежестве, тогда естественно, что человек будет развивать стрессовые состояния, депрессивные состояния. Тогда у него будут развиваться какие-то фобии, страхи, неврозы, психозы, мании и так далее, это всё следствие того, что человек имеет неправильные желания. Он заполняет свой ум какими-то мыслями, эмоциями в страсти и невежестве и, в конце концов, таким образом он фактически разрушает своё тонкое тело.
00:40:22 То есть, например, человек какую-нибудь новость неприятную услышал, он говорит: «я расстроился от этого». То есть, ум расстроился, то есть, в уме есть какой-то определённый стабильный порядок, какая-то гармония, а потом поступает какая-то информация из области страсти, невежества, кто-нибудь умер, заболел, разбился, или, не знаю, деньги украли, или какие-нибудь неприятности на работе, или в учёбе.
00:40:45 И, раз, эта гармония в тонком теле нарушилась, легко. Это происходит, потому что в тонком теле у людей недостаток гуны благости, которая, как раз, обеспечивают стабильность. Когда-то, когда мы говорили про три качества, три гуны материальной природы, я уже говорил о том, что рекомендовано людям слушать, читать, смотреть о чём думать, то есть какая пища тонкая стабилизирует ум и разум.
00:41:12 Итак, если человек в этой вот первой среде обитания находясь, в своём собственном уме и теле, следует законам гармонии, то есть, законам гуны благости, и его ум стабилен и разум стабилен, и его тело находится в относительно, так сказать, здоровом состоянии. Полного здоровья в этом мире не бывает, понятно, но хотя бы так сказать по максимуму что называется.
00:41:36 И если, наоборот, человек нарушает этот закон гармонии или закон благости на уровне ума и физического тела - тонкие расстройства, физические расстройства и прочие-прочие вещи это называется на санскрите термином адхьятмика клеша, то есть страдания, которые приходят к живому существу, к этой душе, которая находится внутри от тонкого тела и физического тела.
Законы гармонии в обществе и живое существо
00:41:56 Теперь рассмотрим вторую среду обитания – это общество, то есть, вторая окружность пошире, которая окружает живое существо, это уже другие живые существа, которые находятся рядом с нами. Это не только люди, это также животные, растения - в целом, среда обитания. И в этой среде обитания, в обществе, тоже существуют определённые законы гармонии, законы благости, по которым мы должны себя вести.
00:42:24 Например, мы знаем, какие правила регулируют наши отношения с другими живыми существами. Это элементарные, те же самые Библейские заповеди: не лги, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и так далее, не совершай никакого насилия, не убий. Это такие общеизвестные правила, которые регулируют наши отношения с общественной средой, в которой мы находимся. И мы видим, что происходит, когда мы эти правила нарушаем неосознанно или осознанно.
00:42:55 Допустим, попробовали кого-то оскорбить, обмануть, ударить, пренебречь своим долгом, нарушить какие-то там свои обязательства или не выполнить, то, что мы должны выполнить. Сразу же по этому направлению возникают у нас какие-то определённые проблемы. Или, например, когда мы видим людей вокруг себя, которые живут стандартом ниже гуны благости.
00:43:19 Допустим, Вы видите какого-то наркомана обколотого или обкуренного или какого-то пьяницу, который еле на ногах держится, сразу же возникает ощущение дискомфорта, потому что мы видим, что от этих людей идут проблемы, потому что они потеряли форму благости своей жизни, они опустились ниже человеческого уровня, они находятся в состоянии невежества и поэтому от них ожидать можно всё что угодно.
00:43:41 Мы знаем, что если человек пьяный сел за руль водитель, это практически гарантированный инцидент какой-то или он сам убьётся, или он кого-нибудь убьёт. Понимаете? Потому что в этом состоянии невежества он не контролирует свои чувства, у него разум не работает нормально и тело не слушается, его тонкое тело не слушается его.
00:43:59 Мы знаем, что люди наркоманы ради какой-то дозы готовы обокрасть, убить, всё что угодно могут сделать. То есть, когда мы видим, что кто-то опускается ниже гуны благости, кто-то находится на платформе страсти и невежества, сразу же возрастает напряжение в отношениях, это уже почва для определённого какого-то конфликта или, по меньшей мере, недоверия, или мы стараемся от таких людей держаться подальше, потому что их сознание ниже благости - находится в страсти или в невежестве.
00:44:28 И если мы нарушаем эти законы, совершаем насилие какое-то, кого-то убиваем, оскорбляем, обманываем или ещё что-нибудь такое, то через какое-то время мы становимся такой же персоной нон-грата. Нам уже не доверяют, нам не доверяют ответственность. Если человек, допустим, постоянно опаздывает на работу или некачественно её выполняет, обманывает, скажем, своего руководителя или наоборот руководитель постоянно обманывает подчинённых, или какой-то политик ведёт себя неадекватно, ему тоже с течением времени могут высказать какой-то вотум недоверия.
00:44:59 Если постоянно нарушается закон гармонии, закон благости, который включает в себя такие качества, как честность, обязательства, исполнение своего долга и так далее, такая прозрачность, отчётность, квалификация, компетенция, человек, так сказать, чем себя называет, тем он и является на самом деле. То есть, это проявление закона гармонии, которая рождается из гуны благости, в окружающей среде.
00:45:26 И когда люди нарушают эти правила окружающей среды, взаимоотношения с другими живыми существами, то на их голову сваливается второй тип страданий, который называется на санскрите адхибхаутика. То есть, первый был от ума и тела страдания, адхьятмика называлось. Адхьятмика клеша. Второй тип называется адхибхаутика клеша - это страдания от других живых существ, которые являются, по большому счёту, реакциями нам на какие то наши неправильные действия.
00:45:55 Когда мы сейчас или, может быть, в прошлом уже совершили какие-то действия, забыли об этом, может быть даже в прошлой жизни. И сейчас к нам от других живых существ приходят какие-то проблемы или болезни, какие-то вирусы пришли к нам, или какие-то другие живые существа, нас угнетают, оскорбляют, притесняют. Это всё к нам реакции приходят на уровне общества, на уровне отношений общественных, адхибхаутика клеша, как следствие того, что мы нарушили этот закон гармонии.
Законы гармонии Космоса и живых существ
00:46:23 И третья среда обитания, в которой мы находимся, это самая широкая окружность, которая окружает это наше внутреннее Я или сознание – это космос или Вселенная, мир в целом, где тоже действуют определённые законы. Причём эта, так называемая, природа или космос, она не является чем-то безличным, это не просто какие-то горы, моря, реки, облака и так далее. Их называют адхидайва.
00:46:52 Адхидайва – это вселенская форма, это такие очень могущественные существа, которые нами не воспринимаются, поскольку они неизмеримо больше чем мы, их тело обладает более высокой организацией, чем наше, поэтому мы, точно так же как, скажем, какие-то мелкие существа, какие то бактерии, которые находятся внутри нашего тела, не замечают нас, не понимают, где они находятся.
00:47:17 Точно так же и мы не замечаем всех этих великих существ. Так называемые, полубоги или деваты - это существа, которые контролируют космос, своего рода, такое вселенское ЖЭУ, где есть разные личности, которые отвечают за разные стихии, за стихию огня и света, воды, воздуха, коммуникации и так далее. То есть принцип существует. Эта идея представлена, допустим, для всех нас в такой более мелкой модели города или какого-то населённого пункта, в котором мы живём.
00:47:50 Где нам тоже предоставляют определённые услуги, и мы платим за свет, платим за воду, за телефон, за что-то ещё там, за какую-то канализацию, всякие коммунальные услуги - есть какие-то службы городские, которые всё это обеспечивают. Если мы перестаём за всё это платить, то нам отказывают в какой-то услуге, нам могут отрезать свет, отсоединить и так далее, ещё что-нибудь такое. Телефон отключить если мы не уплатили вовремя.
00:48:16 То есть, мы видим, что вроде бы такие стихии безличностные действуют. Но если мы не выражаем почтение тем личностям, которые стоят у руля, то есть мы не платим вовремя, не отвечаем на их услуги, они нам услуги предоставляют, а мы не платим, то ни тоже перестают эти услуги предоставлять нам, и мы страдать начинаем от этого всего. То есть когда мы получаем определённые страдания из окружающей среды, это обозначает, что мы где-то, может быть, неосознанно, может быть, и осознанно нарушили, опять же, законы гармонии.
00:48:47 Закон гармонии очень простой в этом смысле - благость: не будь скупцом, что-то получил – отдай, то есть мы должны чувствовать себя обязанными. Мы видим как Верховный через материальную природу, через полубогов заботится о нас, что наши тела созданы из определённых материальных элементов. И среда, в которой мы живём, она в точности соответствует, тому, что нам необходимо, нам нужен воздух определённого состава - именно этот воздух нам дан, нам нужна определённая вода - мы имеем эту воду.
00:49:16 Нам нужны какие-то определённые микроэлементы для питания тела, и мы получаем от окружающей среды эти материальные элементы. Только глупец может подумать, что это случайное сочетание того, что мы получаем именно то, что нам нужно. То есть всё так удивительно подобрано, такие удивительные соответствия, что разумный человек понимает, когда слишком много случайностей, это уже по закону философии – закономерности.
00:49:38 Итак, это вселенское ЖЭУ или полубоги, которые окружают нас, которые обеспечивают наш мир, у нас с ними тоже есть определённые отношения. И когда эти отношения у нас с ними нормальные, то есть когда мы платим по счетам, как за услуги, то есть когда мы совершаем определённые ритуалы, в Ведах это называется ягья или жертвоприношение определённое. Раньше люди совершали всевозможные какие-то ритуалы, связанные с удовлетворением этих различных полубогов. Особенно в Ведической культуре это хорошо было проявлено.
00:50:14 Когда, предположим, мы потребляем, потребляем, но ничего за это не отдаём, то с течением времени мы начинаем входить в такое состояние, которое сейчас характеризуется как энергетический кризис. В чём он проявляется? В том, что регулярно не хватает света, отключаются какие-то электростанции, отключается вода или эта вода некачественная, мы уже вынуждены платить за воздух, может, пока не в буквальном смысле, но, чтобы глотнуть свежего воздуха нам приходится уже ехать за город, а для этого нужно платить какие-то деньги.
00:50:45 Кто бы мог подумать 20-30 лет назад, что питьевую воду мы будем покупать в магазине, что воду из крана нельзя пить, потому что это техническая, какая-то переработанная вода. То есть, совершенно очевидно, что, когда растут цены на бензин и прочее, это всё признаки энергетического кризиса. Хотя нас убеждают в том, что: «Ничего, мы найдём какие-то альтернативные источники энергии». Смысл не в том, чтобы найти альтернативные источники энергии.
00:51:12 Их можно найти, но если у нас будет расти такая же неуёмная жажда, подгоняемая гуной страсти, то нам никаких источников энергии не хватит. В любом случае, какой-то момент был, когда люди не знали, что такое бензин, не пользовались этим, потом они нашли, подумали: «О, это великое благословение, бензин». Теперь мы видим, что он дорожает, не так много на земле таких месторождений нефти и прочее. Поэтому всё исчерпывается, источники энергии исчерпываются, носители вернее энергии.
00:51:41 Источник энергии, он конечно вечный, никогда не исчерпывается. Но большинство людей не знает, что такое вечный источник энергии. Поэтому смысл не в том, чтобы искать какие-то альтернативы, а смысл в том, чтобы определённым образом переключить свои желания. Наши желания должны быть сосредоточены не только на материальных вещах, а также на духовных, тогда нам понадобится значительно меньше всевозможных материальных ресурсов для счастья.
00:52:06 То есть сейчас у людей слишком уж гипертрофированы материальные потребности и это, естественно, загоняет саму систему и общество в кризис, что наши потребности начинают превосходить наши возможности. А когда человек развивает в себе духовное начало, при помощи духовной практики, тогда естественным образом начинают развиваться у него духовные потребности.
00:52:30 Они являются, к счастью, бесплатными, в этом плане для счастья человеку не нужно, практически, ничего из области материальных носителей, он может получать удовлетворение из нематериальных источников. Об этом я рассказывал, когда я говорил об экологическом кризисе в прошлый раз, у нас была эта тема. И когда люди начинают нарушать эти законы гармонии с окружающим миром, с полубогами, когда они становятся такими уже, знаете, отпетыми, что называется, нарушителями закона, тогда начинают происходить уже глобальные изменения на уровне космоса.
00:53:09 Происходят уже всевозможные катаклизмы широкого масштаба. Уже мы знаем какие-то истории погибших цивилизаций прошлого: Содом, Гоморра, Гиперборея, Атлантида. Даже в ближайшей истории погибали целые города: Спитак в Армении, был разрушен, Нефтегорск на Сахалине. Цунами смывают сотнями тысяч людей. То есть, это наблюдаемая нами история. И эти катастрофы могут быть более серьёзного масштаба, они являются, своего рода, как бы такими предупреждениями.
00:53:44 То есть, сами по себе, вообще говоря, страдания индивидуальные или коллективные, они являются своего рода сигнализацией, через которую основатель всей этой системы, Верховный Господь показывает нам, что не туда идём или какие-то нарушаем законы. Я сам не был в Америке, но мне кто-то один из знакомых рассказывал, что там на некоторых дорогах, не на всех, наверное, но на некоторых, по обочине автострады выкладывают такими булыжниками.
00:54:14 И если водитель, допустим, уснул или отвлёкся и съехал с основной дороги, то он выезжает на эти булыжники, его начинает трясти. То есть, эти булыжники являются сигналом, что человек съехал с дороги, когда его начинает трясти, он просыпается и сразу же выруливает опять на основную трассу. То есть, это нужно как показатель того, что он съехал с основной магистрали. Вот то же самое, страдания сами по себе, они являются своего рода сигналом или предупреждением о том, что мы съехали с дороги.
00:54:43 То есть, живое существо и Бога соединяет определённая дорога, их путь отношений, который в материальном плане выглядит как путь гуны благости и, живя в гуне благости, мы можем практиковать легко духовную жизнь. То есть, внешне мы живём в гуне благости своим физическим телом, а внутренним - мы стараемся практиковать свои отношения с Богом. Но как только мы съезжаем с пути благости, чисто внешнего, к страсти, невежеству опускаемся, сразу нас начинает трясти. Сразу начинают какие-то проявляться беспокойства в уме. То есть, ум – это тонкое тело, это первая среда обитания, адхьятмика.
00:55:21 Беспокойства в отношениях начинаются с другими живыми существами, какие-то конфликты, непонимания, недоразумения. И когда уже целые народы накапливают такую вот инерцию греховной деятельности и полностью съезжают с этой дороги благости, с дороги гармонии ведущей к Богу, значит, тогда уже происходят глобальные катаклизмы, которые являются показателями того, что, в общем-то, люди сильно и безнадёжно съехали, что называется, с этого пути-дороги.
00:55:51 И через такие страдания их карма гасится, и даётся другой шанс, потом опять. То есть, мы видим, что эти три стихии обитания, пронизаны едиными законами гармонии, которые связывают Бога наверху и живое существо внизу. И эти три стихии обитания дают нам возможность прочувствовать именно этот закон – как только отклоняешься ты от гуны благости, сразу же начинаются проблемы. Своего рода такая сигнализация.
Четыре принципа, направляющих нас в гуну благости
00:56:25 Итак, во всех этих трёх стихиях обитания нужна гуна благости. Она даёт нам гармонию в этой жизни. С одной стороны, в материальной жизни позволяет нам гармонично жить, и обеспечивает духовные перспективы. Иначе, если человек опускается ниже гуны благости в страсть и невежество, то там он теряет всякие духовные перспективы. И где же, так сказать, эту стабилизирующую гуну благости взять?
00:56:52 Немножко, когда о гунах мы говорили, я об этом рассказывал, и сейчас я чуть-чуть вернусь к некоторым аспектам, на которых я тогда не заострял внимание. Итак, Веды говорят о том, что есть четыре разумных правила, которые позволяют нам стимулировать в себе эту гуну благости, или ещё их называют четыре регулирующих принципа. Это принцип милосердия, это принцип воздержанности или контроля чувств, скажем так, принцип чистоты и принцип правдивости. Итак, милосердие, воздержанность или контроль чувств, чистота и правдивость.
Принцип милосердия - «не убий»
00:57:31 Теперь чуть-чуть более подробно постараемся расшифровать эти четыре понятия. Милосердие – первое правило, оно проявляется в конкретных вещах, опять же, начинается милосердие с нашей тарелки. Что мы едим, что у нас тарелке, что у нас на обед. Потому что я говорил уже о том, что само по себе слово мясо оно происходит от санскритского слова мамса, а мамса обозначает, что сейчас ты ешь меня «мам», а потом я буду есть тебя «са» – мам-са. Это слово обозначает «сейчас ты ешь меня, а потом я буду есть тебя».
00:58:10 То есть, в самом слове мясо уже заложена причинно-следственная связь насилия: что посеешь, то и пожнёшь. Вот, опять же, я не буду долго говорить о том, что мясо является источником холестерина, холестерин является причиной сердечнососудистых заболеваний, поскольку он закупоривает сосуды, атеросклероз сосудов, повышенное кровяное давление. Вот вам, пожалуйста, уже гипертония, сердечная недостаточность и так далее.
00:58:38 Это вполне понятный механизм. То есть, у милосердия в таком аспекте вегетарианства очень чёткие, так сказать, вещи. Это здоровье, это этика, это наша карма. Поэтому милосердие – это вещь не абстрактная, никто не будет спорить с тем, что милосердие это хорошо, всё скажут: «Милосердие, да, конечно, хорошо». Но давайте будем практичными, конкретно, что мы едим, люди говорят: «ну, уж извините, кому какое дело, что я ем».
00:59:06 А дело есть, потому что милосердие – это не абстрактная категория, а она вполне конкретная категория. И мы достаточно непоследовательны в своём милосердии. Допустим, мы любим какие-то одни живые существа, и мы не любим другие живые существа. Предположим, человек может любить кошечку, собачку, дома у себя держать, всё хорошо.
00:59:23 Итак, кошку, собаку он любит, а корову он, допустим, самое полезное для человека живое существо, он не любит. Как он не любит? А так, он её просто ест. Понимаете? Он, может быть, не думает, что я сейчас корову ем, потому что сейчас этот процесс питания очень удалён от самих изначальных процессов. Если человек хочет съесть мясо, он должен понять, откуда оно берётся.
00:59:45 Мясо само по себе в природе не существует, упакованное в пакетики где-то там. Это часть плоти, тела живых существ других. Поэтому необходимо понимать, что если мы едим мясо, то мы не можем получить мясо, не совершив насилия. Итак, милосердие – это то, что прямо противоположно насилию. Первый принцип, который даёт нам гуна благости – соблюдение принципа милосердия. Говоря христианским языком – это принцип «не убий».
Принцип контроля чувств - воздержанность
01:00:15 Второй принцип – это контроль чувств, или воздержанность или аскетизм, скажем так. Это имеет прямое отношение к нашей половой жизни. Тут Вы можете подумать: «Кому, собственно, какое дело?» Конечно, это вопрос всегда частный, личный. Но, тем не менее, это просто необходимо осветить, потому что эта наша воздержанность или наоборот невоздержанность в этом вопросе, она впрямую тоже связана с тем, сколько у нас благости, много или мало.
01:00:46 Есть такой анекдот, надеюсь, никто не обидится, так сказать, как Господь создал Адама и сказал ему: «Адам у меня для тебя две новости, одна хорошая, другая плохая, с какой начнём?» Адам говорит: «Ну, давай с хорошей новости начинай». И Господь ему говорит: «Адам, я дал тебе половые органы, гениталии, чтобы ты ими наслаждался, я дал тебе мозги и разум, чтобы ты думал», «Ну что ж, хорошая новость, спасибо. А в чём плохая новость?»
01:01:17 Господь ему говорит: «А плохая новость состоит в том, что они одновременно не работают, приходится выбирать либо одно, либо другое». И действительно, мы видим, что люди, которые слишком злоупотребляют половой жизнью, излишне активны в этом, у них, как правило, страдают ментальные способности. То есть, это очень просто можно себе представить на примере такого, допустим, здания семиэтажного. Потому что в теле человека семь чакр, семь центров энергетических.
01:01:46 Если представить себе человека, как такую энергетическую систему из семи этажей, из семи чакр, если на нижних этажах, то, что связано с половой функцией, открыть на полную катушку всё краны на первых этажах, то естественно, что до верхних этажей вода просто не дойдёт, не хватит давления. Вот, по этой же аналогии, если человек излишне, так сказать, не воздержан в половой сфере, то естественно, что верхние чакры и связанные с ними в функции понимания, чувствования какого-то милосердия, самоотдачи, служения Богу, они будут, естественно, страдать.
01:02:21 Поэтому тут каждый человек для себя на основе духовной культуры должен что-то решить, каким образом ограничить свою половую активность, в зависимости от уровня своей духовной культуры. И мы знаем, что, как правило, для достижение какой-то святости действительно такого серьёзного уже духовного уровня, оно связано, практически, с полным прекращением этого. Хотя, допустим, человеку может показаться вообще совершеннейшей какой-то нелепицей или бессмыслицей.
01:02:50 Это так может показаться сначала, никто, естественно, на начальном этапе от людей не требует высоких стандартов. Но человек просто должен понять сам механизм, что то чувство, которое мы испытываем, допустим, вибрация нижних центров, так называемая, наша половая привязанность, сексуальная активность, это энергия любви, которая в нас есть, но в своей низшей ипостаси, физической ипостаси. А духовная энергия, духовное знание, духовная культура, это то, что позволяет эту энергию окультурить.
01:03:21 То есть, мы не перестаём любить, но само качество любви, оно меняется внутренне, внутренняя энергия поднимается и само чувство аффинируется. И поэтому эту любовь и это счастье мы можем ощущать уже не на уровне низших центров, необязательно через половые органы, а можем ощущать совсем другими вещами. Это, конечно, как бы труднопонимаемый метод. Это примерно то же самое, что ребёнку, который не достиг половой зрелости объяснять, что такое, вообще, половая любовь.
01:03:46 Когда он вырастет, он сам поймёт. Вот точно так же люди, которые сейчас уже находятся в этом состоянии половой зрелости, они почувствовали, допустим, вкус этого, но они, может быть, не догадываются о том, что существует ещё более высокая ипостась вот этого всего. Как дети, предположим, пока не достигли половой зрелости, они не волнуются на эту тему, они живут другими вещами, то есть они ещё не волнуются.
01:04:05 Точно так же, когда человек, который достигает духовной зрелости, он уже не волнуется. То есть, теперь уже эта энергия она переходит в совершенно другое более высокое качество. Но, естественно, что этот вопрос является не простым, и человек сам должен прийти к этим вещам - научиться трансформировать эту сексуальную энергию в более высокие вибрации.
01:04:26 Но сам принцип этой зависимости, он очень чётко существует. То есть, воздержанность или контроль чувств напрямую связан с гуной благости. Чем более человек духовно просветлён, тем больше он может контролировать свои чувства, вот эти инстинкты половые, тем больше в нём, естественно, благости, и чем меньше, соответственно, - тем меньше в нём благости и тем труднее ему даются какие-то духовные высоты.
Принцип внешней и внутренней чистоты
01:04:50 Теперь третий принцип, который генерирует эту энергию гуны благости, это принцип чистоты. Итак, чистота – это то, что бывает на внутреннем уровне чистота помыслов, желаний и так далее, эмоций, чистота речи. И чистота внешняя на уровне тела. Ну, тут на уровне тела много говорить не надо. Человек должен цивилизованный мыться каждый день. Смывать с себя все эти выделения, которые с нас исходят особенно после ночи с выделением пота, сразу чувствовать себя более свежим.
01:05:28 Сразу его ум становится совершенно другим. Другая энергия, когда человек ещё после омовения немножечко обливается такой немножечко прохладной водой, то гормоны новые соответствующие в крови образуются. И появляется новый энтузиазм в жизни. И разрушается эта чистота не только тем, что человек, допустим, не соблюдает правила гигиены, а также ещё кое-какими вещами. То есть, разрушает эту чистоту также алкоголь, табак, наркотики. Трудно себе представить, допустим, что какой-то алкоголик, он очень чистоплотный.
01:06:01 Скорее всего, у него вокруг вообще грязь, полная антисанитария и так далее. То есть, совершенно очевидно, что нечистота внутренняя, как правило, сопровождается и нечистотой внешней. И когда человек внутренне нечист и внешне нечист, то, как правило, он привлекает к себе всевозможные нечистые существа. К нему такие же люди привлекаются, такая же компания, и не только на внешнем уровне, а также и на внутреннем уровне. Всевозможные духи какие-то, приведения за ним начинают ходить, и они могут входить в его тело, и он может быть одержим этими тонкими сущностями.
01:06:35 И, фактически, он становится марионеткой в их руках, и уже он как бы может до состояния полного безумия дойти. Вот чем, как бы, в крайней степени может человеку обойтись эта нечистота. И наоборот, когда человек чист внутренне и внешне, то эти все низменные сущности не могут его коснуться. Эта чистота, естественно, связана со здоровьем очень близко, потому что, когда человек нечист, то вполне естественно, что вероятность каких-то заражений, инфекций повышается во много раз.
Принцип правдивости
01:07:08 И последний принцип, который связан с гуной благости – это принцип правдивости. Правдивость такой очень непростой принцип. Это не только, скажем, не лгать, не обманывать никого, а правдивость – это обозначает искать правду, искать истину и знать её. И когда ты узнаёшь эту правду, её необходимо распространять другим. Если, предположим, я знаю правду, но не рассказываю о ней другим, то это тоже нарушение принципа правдивости.
01:07:38 Вот поэтому это не просто, знаете, своя личная индивидуальная честность: «я никого не обманываю и всё, но о правде я молчу, я её не договариваю». То есть, принцип правдивости, он шире трактуется. Разрушается принцип правдивости чем? Ну, на таком внешнем уровне люди, которые склонны, допустим к азартным играм и каким-то нечестным заработкам, связанным с нарушением закона, мошенничества всевозможные – это нарушение принципа правдивости, укрывательство высших истин.
01:08:10 Допустим, в советской системе образования, в науке, когда какая-то даётся людям или заведомо откровенная ложь или полуправда, которая, по сути, есть ложь, когда людям пытаются объяснить, что мы произошли от обезьяны или ещё какие-нибудь подобные глупости. Укрывается истинное положение дел. Фальсифицируется история, фальсифицируются знания, подтасовываются факты - это всё различные формы нарушения принципа правдивости.
01:08:39 Итак, эти четыре принципа: милосердие, контроль чувств или воздержание, чистота и правдивость – это всё то, что и является составляющими этого фундамента гуны благости. Гуна благости, как я сказал уже, это главный стабилизирующий фактор, на котором мы стоим, и который придаёт стабильность. Во-первых, нашему тонкому телу и физическому телу, стабильность нашего здоровья, стабильность нашего ума.
01:09:06 Гуна благости придаёт стабильность нашим отношениям. То есть, это вторая среда обитания, отношения с окружающим миром и, в целом, это стабилизируют наши отношения со Вселенной, с миром. То есть, мир, гармония, какое-то, как сказать, процветание, природа всё даёт, не происходит никаких плохих вещей – это признак того, что люди живут в гармонии с высшей иерархией Вселенной.
Невозможно исключить из картины мира связи Бога и души
01:09:31 Теперь у нас, так сказать, в голове, по идее, должна сформироваться такая уже единая картина мира. Если мы вернёмся к этому треугольнику, к этой схеме, с которой я начал свою лекцию, что есть источник всего Бог, Он не просто источник всего, в первую очередь, Он – как Абсолютная Истина, источник этой истины, которая проявляется в нашей жизни, как законы гармонии, законы гуны благости, следуя которым мы в материальном плане гармонично живём.
01:10:02 И если мы практикуем ещё духовную практику, мы также приближаемся к Богу. То есть Бог – источник всего, и души и материи. Душа может развивать свои отношения с материей, тогда она будет подвержена закону кармы потому, что отношения души и материи называется кармой. Более того, живое существо будет разочаровано, потому что материя находится под воздействием энергии времени.
01:10:25 Вот этот отрезок сверху, стрелочка от Бога к материи. И поэтому для того, чтобы живому существу выйти из-под влияния времени, ему необходимо развязаться с материей. А с кем он должен связаться? Связаться ему необходимо с Богом. Как? Через духовную практику. Если прямая духовная практика по каким-то причинам для человека невозможна или он пока не чувствует зрелости, значит, ему необходимо связаться с Богом постепенно.
01:10:52 Постепенно, если не сразу, то постепенно. То есть, вот такая схема. И духовная половина схемы – Бог и душа - она является более важной, чем материя. Потому что если взять, так скажем, теоретически закрыть эту левую половину схемы, где Бог и душа, и оставить просто материю, то жизнь теряет всякий смысл. То есть, представьте себе, что у нас есть просто материя, которая почему-то меняется под воздействием времени.
01:11:17 Какое-то непонятное время, какая-то странная сила, которая заставляет материю крутиться в сторону разрушения постоянно, потому что так действуют гуны - благость, страсть и невежество. Мы не знаем, допустим, ничего о гунах. Мы не знаем ничего о Боге. Мы просто видим материю, наблюдаем её в потоке времени, как она меняется в сторону ухудшения постоянно. И также мы видим, что в материи есть что-то такое, что стремится к вечности - живые существа, сознание. Мы не понимаем, откуда они.
01:11:44 То есть, если мы закрыли душу и Бога, осталась одна материя, то жизнь непонятна и лишена смысла. Просто есть материя под воздействием времени, в потоке времени, и есть что-то внутри этой материи, какие-то живые существа, которые копошатся и пытаются от этого воздействия материи избавиться. Почему? Почему, это неестественно. Но если мы опять, так сказать, открываем эту полную схему, видим Бога, душу, материю, теперь мы понимаем, почему материя в таком направлении движется?
01:12:08 Потому что есть закон движения времени, который исходит от Бога, который преподаёт нам определённый урок: чтобы мы искали убежище не в материи, а у Него. Теперь мы понимаем, почему в материи есть что-то, что пытается её постоянно преодолеть. То есть, живые существа, сознание постоянно пытается выйти из-под давления, из-под диктата времени, из-под диктата материи. Тогда у нас появляется смысл жизни.
01:12:32 Когда мы узнаём, что, оказывается, такое стремление к какой-то вечности, к знанию, к счастью – это не качество материи, это, оказывается, качество души, которая просто запуталась в материи, забыв Бога. Понимаете? И тогда у нас появляется другая альтернатива. Теперь мы понимаем, что душа может не только развивать отношения кармы, с материей, и вечно их продолжать, двигаясь по гунам то выше, то ниже, то в невежество, то в благость, то в страсть.
01:12:59 А мы можем развить вечные отношения. Душа с Богом может быть связана через вечные отношения. То есть, вечные отношения с Богом – это альтернатива деятельности. Деятельность в двух ипостасях может быть представлена. Нижняя форма деятельности – это карма, это отношения души с материей, а высшая ипостась деятельности – это служение или йога, когда живое существо связывается с Богом через процесс служения, через развитие духовного знания и так далее.
01:13:24 Вот, в целом, как бы такая картина, принципиальная схема, которая даёт нам возможность понять основные процессы, которые происходят в нашей жизни. Всё, на этом мы сегодня закончим. Если какие-то будут вопросы, пожалуйста, звоните или пишите. И в следующий раз, во вторник, это у нас будет какое число?
[Ведущая]: Тридцать первое.
[Тушкин В.Р.]: Тридцать первое, да, июля. Да, в следующий раз мы встретимся, и тема, которую я предлагаю в следующий раз, будет называться «Вера и знание».
01:14:03 [Ведущая]: «Вера и знание».
[Тушкин В.Р.]: «Вера и знание»
[Ведущая]: Хорошо. Спасибо большое, что были сегодня с нами, Василий Рюрикович. Всего доброго.
[Тушкин В.Р.]: До свидания.
[Ведущая]: До свидания. Дорогие радиослушатели, Вы только что прослушали очень интересную лекцию. Оставайтесь с нами. Далее наша программа будет не менее интересной.
[Заставка радио]: Хорошее настроение с Аюрведа-радио.
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 01 April 2016