Повторение Святого Имени на стадии стремления к преме
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:27 Према является высшей целью души и пробуждается благодаря развитию бхавы. Если душа сохраняет правильное отношение к Кришне, она постепенно поднимается всё выше и выше и в конце концов достигает святилища премы.
00:00:54 Према имеет две стадии: стремление к преме и обретение премы. Человеку, достигшему премы, не к чему больше стремиться. На этой ступени есть только кришна-раса и ничего другого.
00:01:18 На стадии стремления к преме существует два вида преданных: те, кто обретает блаженство благодаря личному бхаджану (ачар), и те, кто достигает той же цели, проповедуя (прачар). Некоторые извлекают счастье из того и другого одновременно [6_3_1]. Личный бхаджан включает в себя прежде всего слушание повествований о Боге, тогда как проповедь отдает предпочтение прославлению имен Господа.
00:01:57 На стадии стремления к преме преданный целиком отдает себя Кришне. Его отличает полное повиновение божественной воле (шаранагати) [6_3_2]. В «Бхагаватам» и «Бхагавад-Гите» можно найти множество прославлений в адрес души, предавшейся Господу. Без такого полного отдания себя Господу не может появиться даже бхава, не говоря уже о преме. Шаранагати подразумевает, что человек принимает только то, что способствует достижению према-бхакти, и избегает всего, что мешает этому. Преданный думает о Кришне как о своем единственном покровителе. Он не ищет покровительства где-то ещё и ни на кого больше не обращает свою веру. Для него Кришна – единственный защитник. В этом у него нет сомнения. Он также искренне ощущает себя самым падшим. Он убеждён, что ни он сам, ни другие ни на что не способны, если на то не будет воли Кришны [6_3_3].
00:03:16 Душа, полностью предавшаяся Господу, принимает прибежище только в Его святом имени, хотя существует множество других видов бхакти. Предавшаяся душа получает удовлетворение, слушая святое имя и памятуя о нем. Никакой другой вид поклонения Господу не сравнится по чистоте и духовности с повторением Его имени. В «Хари-бхакти-виласе» среди других видов преданного служения больше всего прославляется повторение и памятование святого имени Господа. В «Падма-пуране» утверждается, что нет различия между Кришной и Его именем, ибо имя Бога духовно по своей природе. Святое имя Кришны содержит в себе Его духовный образ и все разнообразие расы.
00:04:20 Для того чтобы постичь Кришну и Его святое имя, сначала нужно постараться понять их духовную природу. Без этого мы не сможем поклоняться Господу совершенным образом. Что тогда говорить о достижении цели нашей садханы! Познание духовной природы (сварупы) Кришны и Его энергий – единственное, что может сделать наше поклонение Господу совершенным [6_3_4]. Рассмотрим эту тему более подробно.
00:05:03 Прежде на основе священных писаний уже объяснялось, что душа представляет собой мельчайшую духовную искру, что обитель Кришны всецело духовна, что Сам Кришна подобен духовному солнцу, что кришна-бхакти – это духовная природа живого существа, а имя Кришны суть духовная раса. Далее о духовных реалиях будет говориться на примере великих душ, стремящихся к преме. Преданное служение приносит сердцу духовное блаженство. По сравнению с преданным служением брахма-гьяна, или познание Брахмана, не представляет никакой ценности, ибо оно не дает возможности ощутить блаженство, присущее духовным существам и духовной деятельности [6_3_5].
00:06:01 Воплотившийся на земле в Кали-югу ради спасения падших душ, Шри Чайтанья Махапрабху считал Веды единственным доказательством, или праманой. Более подробно об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам». Веды убедительно доказывают, что живое существо является мельчайшей духовной частицей и связано с Верховным Господом точно так же, как частица солнечного света связана с солнцем [6_3_6].
00:06:39 И Кришна, и живое существо духовны по своей природе, но Кришна независим, как солнце, а живое существо зависит от Кришны, как частица солнечного света от солнца. Кришна – это Верховный Господь, а живое существо всегда остается слугой Кришны. Кришна пребывает в Своей божественной обители, Голоке, которая полностью духовна. Духовный мир называется Вайкунтхой [6_3_7]. Духовная природа тела Кришны подтверждается в «Ваджасанея-упанишаде» [6_3_8]. А в «Шветашватара-упанишаде» говорится, что Кришна, Верховный Господь, или Верховный Брахман, владеет разнообразными энергиями, шакти [6_3_9]. А «Мундака-упанишад» утверждает, что суть бхакти заключается в духовных взаимоотношениях с Господом (расе). Там сказано, что те, кто считают Кришну самой жизнью всех живущих, отказываются от умозрительного философствования и полностью сосредотачиваются на исполненных блаженства играх Бога [6_3_10].
00:08:06 Постигнув Господа благодаря чистому знанию, истинно мудрые взращивают в себе чистую преданность Ему (прагьям). Любой, кто поступает так, именуется брахманом. Тот же, кто прожил жизнь напрасно, так и не познав Бога, достоин сожаления. Человек, познавший Бога, является брахманом, или, другими словами, преданным, вайшнавом [6_3_11]. Такова истинная природа бхакти.
00:08:45 В Брихадараньяка-упанишаде 4.5.6, 8 сказано: «О Майтрея, лишь Высшая Душа, атма, должна быть объектом созерцания, слушания, памятования и медитации. Созерцая атму, слушая об атме, памятуя о ней и медитируя на нее, можно познать все сущее. Этой атмой является Кришна. Кришна нам дороже сыновей и богатства, ибо Он пронизывает собой все и вся. Как бы ни была сильна наша привязанность к материальным объектам, в действительности мы привязаны не к ним самим, а к пребывающему в них Господу».
00:09:37 Вечные взаимоотношения индивидуальной души с Высшей Душой, Кришной, называются премой, любовью. По своей природе према полностью духовна.
00:09:54 Какова взаимосвязь материального мира с миром духовным? Тот, кто поймет эту взаимосвязь, обретет подлинную духовную мудрость. Однако исследования природы духа подчас уводят нас в ложном направлении. Так, опираясь в своих рассуждениях на логику, можно прийти к выводу, что духовный мир является полной противоположностью материального мира. Продолжая логическую цепочку, можно заключить, что дух не имеет формы, поэтому Абсолют – это несовершенная аморфная полудуховная Субстанция, безличный Брахман. Брахман не имеет формы и не подвержен изменениям, лишен качеств и способности любить, его невозможно описать словами. Отчаявшись узнать имя, образ, деяния и качества этой Субстанции, человек прекращает всякую деятельность. Таким образом, абстрактные философские рассуждения являются серьезным препятствием на духовном пути. Подтверждение тому мы находим в беседе Вьясы и Нарады, описанной в «Шримад Бхагаватам» [6_3_12].
00:11:21 Тот, кто ограничивается пониманием Абсолюта как сияющей духовной Субстанции (Брахмана), которая на самом деле представляет собой лишь тень, или отдаленное подобие, духовной реальности, лишает себя возможности понять исполненные блаженства духовные лилы Всевышнего. О братья, не останавливайтесь на достигнутом! Постарайтесь миновать духовное сияние Брахмана и попасть в духовный мир. Там вам откроется Верховный Брахман и Его духовная деятельность, и вы сможете насладиться общением с единым Господом. Не думайте, что дух безжизнен, как высохшее дерево. По утверждению «Мундака-упанишад», те, кто сведущ в духовной науке, знают, что Пара Брахман, которого не может коснуться гуна страсти, пребывает в золотой (то есть духовной) обители [6_3_13]. Эта обитель освещена духовным светом, позволяющим постичь имя, образ, качества и деяния Господа. Свет солнца, луны, звезд, молний и огня, которым мы пользуемся в этом мире, в духовном мире не нужен, ибо он озарен духовным светом. Хотя мы привыкли считать солнце и луну светилами, в действительности их свет – это лишь отражение духовного света. Об этом подробно говорится в описании Брахмапуры (обители Брахмана), приведенном в «Чхандогья-упанишад». Духовный мир, озаренный духовным светом, – совершенный прообраз материального мира. В духовном мире всё приносит счастье. Искаженным, низшим подобием духовного мира является материальный мир. На грубом физическом уровне духовный свет проявляется в виде материальных светил, солнца и луны, а на тонком уровне – как свет материального знания, средоточием которого является ум, разум и ложное эго. Свет материального солнца мы воспринимаем грубыми чувствами, а материальное знание открывается нам, когда мы очищаем свой тонкоматериальный ум, разум и ложное эго благодаря занятиям аштанга-йогой. Подобное восприятие характерно для всех душ, томящихся в материальном рабстве.
00:14:23 Следуя наставлениям Нарады Муни, Шри Вьясадева обрел изначально присущее каждой душе духовное видение и благодаря этому в совершенстве познал имя, образ, качества и лилы Верховного Господа [6_3_14]. Вьяса также увидел тень высшей энергии Господа – майю. Он понял, каким образом майя ввергает душу в иллюзию и как это приводит к извращению самой природы непогрешимой души. Еще Вьяса осознал, что душа может вернуться в своей естественное, неоскверненное состояние, если разовьет с помощью бхакти духовное видение. Тогда он составил «Шримад-Бхагаватам», где подробно описал божественные лилы Господа.
00:15:28 Извращенное сознание души проявляется двояко: как ложное самоотождествление и как ложное представление о Кришне. Эти заблуждения заставляют душу отвернуться от Кришны и помещают её в созданный майей бесконечный цикл действий и их последствий. Таким образом, в этом мире душа встречает как счастье, так и горе. Когда же она откажется от попыток постичь природу духа с помощью основанной на мирском знании логики, либо следуя по пути кармы и занимаясь аштанга-йогой, либо следуя по пути гьяны и занимаясь санкхья-йогой, и встанет на путь непогрешимой бхакти-йоги, то в лучах чистого знания своим духовным зрением увидит истину. Осознав ничтожность мирского счастья, душа обретает кришна-прему. Тогда Кришна, которого сравнивают с духовным солнцем, одаривает ее Своей милостью. Лишь благодаря милости Кришны можно избавиться от заблуждений и достичь духовных высот [6_3_15].
00:17:50 Основным условием обретения духовного видения на пути чистой бхакти является вера. В один прекрасный день Вьясадева усомнился в действенности карма-канды и сухих философских рассуждений, гьяны. Тогда он спросил своего гуру, Нараду: «О сын Брахмы. я постиг все данное тобой знание, но моя душа по-прежнему неудовлетворена. Скажи, что может быть тому причиной? Ответь мне, ибо я пребываю в великом смятении» [6_3_16].
00:17:50 Нарада ответил: «О Вьяса, в Пуранах, „Веданта-сутре“ и „Махабхарате“ ты детально описал четыре цели человеческой жизни – дхарму (благочестивую деятельность), артху (экономическое процветание), каму (чувственные наслаждения) и мокшу (освобождение), но не дал столь же подробного объяснения духовных лил Верховного Господа, в которой нет и тени материального. В этом причина твоей неудовлетворенности. Ты совершил большую ошибку, представив варнашрама-дхарму главной обязанностью обусловленной души. Если человек отречется от своей мирской дхармы и станет преданно служить Господу, что он потеряет, даже если потом сойдет с этого пути? В то же время, если человек добросовестно выполняет предписанные ему обязанности, но не поклоняется Господу, много ли в этом пользы?» [6_3_17]
00:19:08 Из сказанного явствует, что, помимо преданного служения Верховному Господу, нет другого пути к духовному совершенству. Поклоняясь Господу посредством повторения Его святого имени, душа обретает истинное благо [6_3_18].
00:19:29 Шрила Вьясадева обрел духовное видение благодаря бхакти-йоге. Такой транс, или самадхи, называют естественным, поскольку преданное служение для души легко и естественно. Преданность Кришне заложена в душе от природы, поэтому кришна-бхакти считается естественной дхармой души. Возврат к этой дхарме происходит следующим образом: рано или поздно человек понимает, что следование карма-канде (будь то совершение восемнадцати видов жертвоприношения или занятие аштанга-йогой) не помогает приобщиться к преданному служению Кришне. Ему также становится ясно, что этой цели не достичь ни с помощью частичного понимания природы духа (то есть знания о Брахмане), ни с помощью материального знания, накопленного умом [6_3_19]. Не видя другого выхода, он взывает о милости вайшнавов и Господа: «О Кришна, спаситель падших душ! Я, твой вечный слуга, оказался в океане материального бытия и терплю от этого жестокие муки. Пожалуйста, смилуйся надо мной и позволь мне укрыться в пыли Твоих лотосных стоп». Тогда всемилостивый Господь дарует такому преданному прибежище Своих лотосных стоп и утешает его. Постоянно слушая и повторяя святое имя Господа со слезами на глазах, а также памятуя о Нем, преданный достигает стадии бхавы. Кришна, находящийся в его сердце, устраняет все преграды и материальные желания, очищает его сердце и затем милостиво дарует преданному прему.
00:22:00 Но в том случае, если у человека нет желания предаться Господу (шаранагати), он в своей гордыне попытается достичь этой цели собственными усилиями и в результате только иссушит своё сердце. Поэтому преданный должен быть готов поместить Кришну в своё сердце с великим смирением, тогда он окончательно избавится от желания постичь Кришну с помощью мирской логики, у него откроется духовное зрение, и он увидит подлинный образ Господа. Если он избегает дурного общения и принимает всё благоприятное для духовной жизни, в процессе преданного служения его ум становится устойчивым. Со временем такой преданный поднимется со ступени ништхи (стойкости) на ступень бхавы. Человек же с нечистым сердцем идёт в противоположном направлении [6_3_20].
00:23:20 Тот, кто находится на стадии обретения премы, неустанно с искренним сердцем повторяет и поет имя Кришны в обществе преданных. У него нет вкуса к каким-либо другим видам бхакти. Поскольку святое имя позволяет быстро научиться сосредотачивать ум, преданный без труда достигает цели ямы, ниямы, асаны, пранаямы, дхьяны, дхараны и пратьяхары. По милости святого имени он минует все эти ступени аштанга-йоги и обретает полную власть над собственным умом, что, собственно, и является целью йоги. По мере того как ум преданного очищается от скверны, ему всё больше и больше открывается великолепие духовного мира. Приносимое премой блаженство, которое начинает испытывать преданный, подобно бескрайнему океану. Никакой другой метод самосовершенствования не приносит и капли подобного блаженства. Достигнув этого уровня, преданный жаждет лишь милости Кришны и ничего больше [6_3_21].
00:24:51 В «Агни-пуране» сказано: «Имя Кришны всецело духовно. Ни знания, ни аскетические подвиги, ни медитация, ни самоотречение, ни концентрация чувств, ни благочестивая деятельность не могут сравниться по могуществу с именем Бога. Святое имя – высшее освобождение. Святое имя – высшая цель. Святое имя – высшее блаженство. Святое имя – высшее достояние. Святое имя – высшая преданность. Святое имя – высший разум. Святое имя – высшая любовь. Святое имя – высший объект памятования. Святое имя – смысл бытия. Святое имя – повелитель души. Святое имя – самый почитаемый объект поклонения. Святое имя – высший Гуру».
00:26:07 Ведические писания так прославляют духовную природу и величие святого имени: «О Господь, мы выражаем Тебе почтение, зная, что нет ничего превыше Твоего святого имени. Поклонение ему не регламентировано никакими правилами и стоит выше любых ритуалов. Святое имя полностью духовно и светозарно. Оно является источником всех Вед. Поэтому мы с величайшим тщанием поклоняемся святому имени, которое неотлично от Верховного Брахмана. Постичь святое имя проще, нежели душу, ибо в святом имени сокрыта суть знания. Святое имя – одновременно и средство духовного совершенствования (садхана) и его цель (садхья). О Господь, Твое святое имя – это Твои лотосные стопы. Поэтому мы простираемся у Твоих стоп в бесчисленных поклонах. Стремясь обрести высшее благо, преданные обсуждают между собой величие святого имени и воздают ему хвалу. Преданные знают, что Твое святое имя всецело духовно. Вот почему, когда преданные слышат пение святого имени, они присоединяются к нему и таким образом очищаются. Святое имя – мать Вед. Оно вечно, исполнено знания и блаженства. О Господь, лишь по милости Твоего святого имени мы способны возносить Тебе молитвы, поэтому оно является единственным объектом нашего поклонения».
00:28:38 Шри Чайтанья Махапрабху воспел славу святого имени в Своей «Шикшаштаке», в восьми стихах, в которых описаны разные этапы, которые преданный проходит, прежде чем достичь совершенства в повторении святого имени. Так, в третьем стихе [6_3_22] говорится, какие качества развиваются в том, кто повторяет святое имя, избегая десяти оскорблений. тринад апи суничена [6_3_23]: «Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице, нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от стремления к почестям и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком настроении можно повторять святое имя Господа постоянно.
00:29:46 Четвертый стих описывает повторение святого имени с беззаветной преданностью Господу. на дханам на джанам на сундарим: «О Всемогущий Господь, я не хочу копить богатств, мне не нужны ни прекрасные женщины, ни последователи. Я хочу только одного: жизнь за жизнью преданно служить Тебе, не ожидая ничего взамен».
00:30:21 Пятый стих [6_3_24] представляет собой искреннее раскаяние и мольбу о милости. айи нанда-тануджа кинкарам: «О сын Махараджи Нанды Кришна, я Твой вечный слуга, но так уж случилось, что я пал в океан рождения и смерти. Прошу Тебя, вызволи меня из этого океана смерти и сделай одной из пылинок у Твоих лотосных стоп».
00:30:57 Последние стихи [6_3_25] указывают на то, как преданный должен, ощущая себя жителем Вриндавана и следуя по стопам Шримати Радхарани, поклоняться Господу в разлуке и при встрече с Ним. йугаитам нимешена: «О Говинда, каждый миг в разлуке с Тобой кажется мне целой вечностью. Слезы ручьем льются из моих глаз и без Тебя весь мир кажется мне пустым. Нет для меня иного Господа, кроме Кришны. И Он останется Им во веки. Даже если грубо обнимет меня или разобьет мое сердце, не появляясь передо мной, Он волен поступать, как пожелает. Ибо навсегда и независимо ни от чего останется для меня Господом, которому я поклоняюсь.
00:32:09 В писаниях очень много прославлений святого имени, и если все их привести в этой книге, то она станет столь же объемна, как и «Хари-бхакти-виласа». Поэтому мы не будем вдаваться в подробности и сразу перейдём к совершенствованию в нама-бхаджане, или повторении святого имени. Следует оговориться, однако, что для занятия нама-бхаджаном преданный, находящийся на стадии стремления к преме, должен всегда помнить и твёрдо верить в следующие истины: образ Кришны и Его имя, служение Кришне и Его приближенные вечно чисты и духовны. Кришна, Его обитель и преданные, которые участвуют в Его играх, неподвластны материальной энергии, майе. Служение Кришне также нематериально. Его дом, рощи и леса Вриндавана, Ямуна и всё остальное в духовном мире полностью трансцендентно. Преданный должен понимать, что подобная вера истинна и вечна и не имеет ничего общего со слепой материальной верой. Сварупа, или подлинная природа упомянутых атрибутов духовного мира, не проявляется в материальном мире полностью, но она всегда проявлена в сердце чистого преданного.
00:33:53 В этом мире результатом садханы является постижение подлинной природы духовного мира. Это называется сварупа-сиддхи. Любой, кто обретает сварупа-сиддхи, оставив тело, по милости Кришны очень скоро возносится в духовный мир, то есть достигает васту-сиддхи. Однако в материальном мире можно ощутить лишь тень этого состояния бытия. Что же касается освобождения, то оно представляет собой предварительную стадию духовного развития, которое кульминирует в преме [6_3_26].