Мадхура-бхакти-раса

Москва - 01 January 2004
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:27:16 | качество: mp3 64kB/s 12 Mb | прослушано: 229 | скачано: 136 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:23 В этой главе на благо тех, кто способен понять подобные темы, воздается хвала мадхура-расе. Ниже приведен соответствующий отрывок из беседы Виджаи и Гуру Гопалы Госвами, взятый из тридцать первой главы «Джайва-дхармы». Изучая это повествование с неусыпным вниманием, читатель может сам войти в мадхура-расу.

00:00:55 Из всех рас наиболее сложна для понимания именно мадхура-раса. В ее превосходстве не может быть никаких сомнений, если учесть, что в ней вечно присутствуют все качества шанта-, дасья-, сакхья- и ватсалья-расы, а также в полной мере проявлено всё совершенство, которого вышеупомянутым расам недостает. Вместе с тем эта раса лишена привлекательности для стремящихся к освобождению, поскольку садхана этих людей очерствила их сердца. Тем, кого влекут к себе материальные наслаждения, тоже трудно по достоинству оценить нечто полностью отличное от всего, что есть в материальном мире. Поскольку в качественном отношении мадхура-раса Враджа не имеет ничего общего с мирскими любовными отношениями, понять её не так-то просто. Как же может эта чудесная раса быть настолько похожей на материальные отношения мужчины и женщины?

00:02:18 Следует уяснить, что всё материальное разнообразие представляет собой лишь отражение разнообразия, существующего в духовном мире [7_7_1]. Материальный мир суть отражение духовного мира. Загадочным образом отражение это приобретает совершенно противоположные качества. То, что изначально возвышенно, отражаясь, становится низменным. А то, что изначально низменно, кажется возвышенным. Можно понять, как это происходит, посмотрев на себя в зеркало – части тела отразятся в зеркале в обратном порядке. Высший объект под действием непостижимой энергии отражается в её тени, иначе говоря, в материальном мире. Это преобразование происходит совершенным образом, и потому качества высшего объекта воспринимаются в материальном мире как их прямая противоположность. Так самая восхитительная раса высшего объекта приобретает противоположные качества, превращаясь в самую отвратительную расу в материальном мире. Раса высшего объекта представляет собой чудесное разнообразие радостных эмоций. Поскольку у этой расы есть в материальном мире некое подобие, обусловленные души думают, что высший объект лишен качеств и не имеет самостоятельного существования, ибо качества и разнообразие – это атрибуты материи. Прийти к подобному заключению нетрудно, если пользоваться мирской логикой. В действительности же высший объект обладает таким качеством, как раса, и ему свойственно непостижимое разнообразие. Разнообразие это находит отражение в материальных расах. Итак, по присущему материальным расам разнообразию можно судить о существовании духовной расы. А всё разнообразие духовых рас присутствует в расах материальных.

00:05:06 На самом дне духовного царства расположена обитель Шивы – Брахман, лишенный качеств и исполненный шанта-расы, умиротворенности. Выше, на Вайкунтхе, находится обитель дасья-расы. Над ней, на Голоке, царствует сакхья-раса. Еще выше ватсалья-раса, которая проявлена на Голоке в доме Нанды и Яшоды. А наивысшее положение занимает мадхура-раса, проявленная там, где предаются развлечениям гопи. Отразившись в материальном мире, мадхура-раса оказывается в самом низу. Выше нее стоит родительская любовь, затем дружба и служение. А самое высокое положение занимает шанта-раса (умиротворенность). Опираясь на материальные представления, люди приходят к выводу, что мадхура-раса низменна, постыдна и греховна. Однако в духовном мире эта раса чиста, безупречна и исполнена удивительного, совершенного и сладостного блаженства. В духовном мире Кришна и Его отношения с гопи, которые устраиваются многообразными энергиями Кришны, в высшей степени чисты, будучи основой всего бытия. Подобное же поведение, но отраженное в материальном мире, считается в обществе предосудительным.

00:07:06 Тот факт, что в мадхура-расе Кришна – единственный наслаждающийся, олицетворяющий мужское начало, а обитатели духовного царства – это объект наслаждения (женское начало), вовсе не противоречит дхарме. Разумеется, когда в материальном мире один индивидуум выступает в качестве наслаждающегося, а другой индивидуум вынужден приносить ему наслаждение, это противоречит естественному положению вещей и считается постыдным и отвратительным, ибо ни одна душа не имеет права использовать другие души для собственного наслаждения или эксплуатировать их. Все души призваны дарить наслаждение Кришне и никому больше. Иными словами, всё, что идет вразрез с вечной природой души, всегда считается бесчестным и достойным порицания. Если мы вспомним пример с отражением в зеркале, то станет очевидно, что должно существовать близкое сходство между отношениями мужчины и женщины в материальном мире и безупречными отношениями Кришны и гопи. Однако первые низменны, а вторые в высшей степени прекрасны.

00:08:50 Это объяснение очень укрепило веру (Виджая Кумар) и развеяло все его сомнения. Он понял, что такое мадхура-раса в духовном мире. Восхитительное блаженство, которое она доставляет, так же сладостно, как само слово мадхура. Поистине, неудачливы те, кто ищет наслаждения в шанта-расе, когда есть мадхура-раса. Виджая Кумар с нетерпением жаждал знать, на чем зиждется эта раса.

00:09:34 Уважаемые читатели! Последовав примеру Виджаи Кумара, постарайтесь понять духовную красоту мадхура-расы и развить непоколебимую веру. Если вы будете слушать о развлечениях Господа во Врадже с такой верой, мадхура-раса проявится и в вас тоже.

00:10:05 Кришна является вишаей, а гопи, возлюбленные Кришны, – ашраей («Удджвала-ниламани». 1.4). Цвет тела Кришны напоминает только что народившуюся тучу. Он приятен, сладостен, наделен всеми благими качествами, крепко сложен, юн, хороший оратор, силен, Его речь приятна для слуха, Он разумен, гениален, мягок, остроумен, лукав, счастлив, благодарен, искусен, Его можно покорить только любовью, Он серьезен, непревзойден, великолепен, привлекателен для женщин, вечно свеж, Он совершает удивительные подвиги, очень дорог всем и прекрасно играет на флейте. Вся привлекательность бога любви меркнет по сравнению с сиянием лотосных стоп Кришны. Когда Кришна бросает взгляды краешком глаз, это пленяет сердца всех. Для юных дев Кришна – океан удивительных развлечений. Кришна, обладающий божественными качествами и формой, является единственным объектом любви. Созерцать этого Кришну в своем сердце способен тот, кто очистил себя преданным служением Ему.

00:11:45 В чем заключается разница между чистой саттвой и смешанной саттвой? Всё существующее имеет своё бытие. Объект, имеющий местоположение, форму, качества и характеризующийся деятельностью, называется саттвой. Если такой объект лишен начала (анади) и конца (ананта), если он всегда остается неизменным, не зависит от прошлого и будущего и исполнен замечательных качеств, то его называют шуддха-саттвой. Он проявлен чистой энергией Господа, именуемой чит-шакти. Тень энергии чит-шакти, материальная энергия, подвергалась изменениям в прошлом и будет подвергаться им в будущем. У всего существующего (саттвы) и зависящего от этой материальной энергии есть начало и как результат влияния страсти и невежества – конец. Подобный тип бытия называется смешанной саттвой. Чистая душа относится к категории шуддха-саттвы [7_7_2]. Её форма, качества и деяния также являются шуддха-саттвой. У обусловленной же души есть примесь страсти и невежества.

00:13:25 Каким образом шуддха-саттва преображает сердце души? Пока душа находится в материальном мире, она не может достичь чистого состояния шуддха-саттвы. Душа обретает свою подлинную природу только тогда, когда преображение уже произошло. К нему нельзя прийти с помощью благочестия или философского поиска истины. Нельзя грязью отмыться от грязи. Материальную деятельность уподобляют грязи, поэтому как она может очистить душу? Отрицательное знание, подобно огню, соприкоснувшись с грязью, испепеляет даже сам объект, который оно призвано очистить. Разве можно таким способом обрести счастье? Лишь преданность Господу, обретенная по милости гуру, Кришны и Его преданных слуг, способна помочь достичь шуддха-саттвы. В этом состоянии сердце озаряется светом.

00:14:55 Теперь посмотрим, сколько существует типов героев. Кришна предстает как герой одного из четырех типов, которые известны как дхиродатта, дхира-лалита, дхира-шанта и дхироддхата. Иногда Он выступает в качестве пати, а иногда – в качестве упапати («Удджвала-ниламани». 1.10; «Бхакти-расамрита-синдху». 2.1.226, 2.1.233, 2.1.236). Пати – это возлюбленный, являющийся законным мужем, а упапати – это возлюбленный, с которым любимую не связывают узы брака. Это величайшая тайна, сокровенное сокровище духовного мира. Паракия-раса – это камень Каустубха среди прочих драгоценных камней. Представления о том, что Господь лишен формы и качеств, не приводят ни к какой расе и делают бессмысленным ведический афоризм расо ваи саха. Что же касается категорического отрицания блаженства, то оно лишает концепцию нирвишеши – превосходства над другими философскими концепциями. Раса появляется лишь с появлением личностной концепции. Кроме того, расу следует рассматривать как сущность. Концепция Бога, наделяющая Его некоторыми личностными чертами и подчеркивающая Его величие, превосходит концепцию имперсоналистов. Однако ясное представление о Боге как о господине, присущее дасья-расе, превосходит шанта-расу. Ещё выше сакхья-раса. Лучше неё ватсалья, а самое высокое положение занимает мадхура-раса. Аналогичным образом, паракия-мадхура-раса превосходит свакия-мадхура-расу.

00:17:20 Есть два принципа: «я» и «остальные». Ощущение самости является основой стремления к собственному удовлетворению. Кришна вечно обладает этим качеством и одновременно готовность доставлять наслаждение другим участникам Его игр также присуща Ему. Нет ничего удивительного в том, что в Верховном Господе гармонично сосуществуют самые противоположные качества [7_7_3]. С одной стороны, существует стремление Кришны к самоудовлетворению, а с другой – Его склонность дарить наслаждение другим в непревзойденной форме паракия-расы. Когда возлюбленные встречаются, движимые взаимным влечением и стремлением доставить удовольствие друг другу, возникает паракия-раса. Если в расе преобладает тенденция к собственному наслаждению, она высыхает. А если раса развивается и в противоположном направлении, удовлетворяя другого, она набирает силу.

00:18:43 Там, где единственным господином является Кришна, паракия не подлежит критике. Когда же роль наслаждающегося играет обыкновенный человек, сразу возникает вопрос о правильном и неправильном поведении, и паракия может стать отвратительной. Внебрачные отношения с замужней женщиной считаются крайне предосудительными. По утверждению Рупы Госвами, низкая оценка, которую литературные критики дают героям-любовникам, применима только к материальным героям, но никак не к Кришне, ибо Он превыше мирских представлений о нравственности и поступает так лишь потому, что хочет насладиться сущностью расы.

00:19:44 Тот, кто берет женщину в жены, становится ее пати, мужем («Удджвала-ниламани». 1.11). Тот, кто преступает законы дхармы и брака, движимый непреодолимым желанием покорить сердце чужой жены, именуется упапати («Удджвала-ниламани». 1.19, 1.21). Женщину, которая предлагает себя мужчине, пренебрегая общепринятыми принципами дхармы и законами брака, называют паракия. Такая женщина может быть как замужем, так и не замужем («Удджвала-ниламани». 3.19). Женщина, которая вышла замуж с соблюдением брачной церемонии, всегда готова выполнять указания мужа и свято блюдет свой супружеский долг, называется свакией. Все жены Кришны в Двараке являются свакиями, а все Его возлюбленные во Врадже – паракиями. (На этом отрывок из беседы Виджаи и Гопалы Гуру Госвами заканчивается.)

00:21:09 Далее речь пойдет о трансцендентных развлечениях Кришны с женщинами, относящимися к типам свакия и паракия. Такие развлечения никогда не прекращаются на Голоке. Стать свидетелем этих лил может любой обитатель духовного мира, ибо все они обладают духовным зрением. Те же самые развлечения разворачиваются и на Земле, однако люди, смотрящие на мир глазами, покрытыми пеленой гун материальной природы, способны увидеть лишь то, что подчинено влиянию майи. Вот почему паракия духовного мира представляется им обычными мирскими взаимоотношениями.

00:22:07 Развлечения Кришны лишены материальных недостатков, а материальные чувства способны воспринимать лишь такого рода недостатки. В то же время Кришна открыл эту истину пастухам, пришедшим вместе с Ним в материальный мир [7_7_4]. В поведении гопи, именуемом паракией, нет ничего предосудительного или постыдного, поскольку к ним неприменимы материальные соображения, на основании которых земные женщины подвергаются порицанию. Паракия-раса, которой гопи, вечные энергии Господа, наслаждаются на Голоке, достойна высшей похвалы. Разве можно упрекнуть Кришну за то, что Он, желая привнести вкус расы в материальный мир, приводит с Собой с Голоки гопи? Кришну никак нельзя считать мирским героем. Он являет Свои игры исключительно на благо душ материального мира. Если они не в состоянии понять эти игры, то как же им удастся вкусить бесподобную мадхура-расу и стать достойными высшего совершенства? Чтобы вкусить мадхура-расу, необходимо стать гопи. Любые попытки насладиться этой расой в качестве Кришны обречены. Повинный в этом грехе – притворщик и обманщик [7_7_5].

00:24:00 Из миллионов освобожденных душ, возможно, найдется одна, истинно преданная Господу. Даже преданные слуги Господа, которых привлекает Его величие, не способны увидеть Голоку. Обретя освобождение, они возносятся на Вайкунтху, чтобы служить там Господу в Его ипостаси, исполненной величия. Из слуг Кришны, поклоняющихся Ему в расе Враджа, увидеть Голоку могут лишь те, на кого Кришна пролил Свою милость. По милости Кришны васту-сиддха-бхакта возносится на Голоку. Что же касается сварупа-сиддх, то они остаются в этом мире в телах гопи. Те же, кто окутан гуной невежества, видят лишь материальный мир, даже когда поклоняются Господу. Находящиеся во власти гуны страсти обладают несколько более совершенным видением. Преданные слуги Господа, находящиеся под влиянием гуны благости, видят в земной Гокуле отражение Голоки. А преданные, поднявшиеся над гунами природы, по милости Кришны вскоре обретают тело гопи на Голоке, в духовном мире.

00:25:41 Понимание природы Голоки совершенствуется по мере избавления от майи. Рождение ребенка Яшодой, рождение Кришны в темнице, замужество гопи, вечных спутниц Господа и другие события, способствующие развитию умонастроения паракии, кажутся в земной Врадже сугубо мирскими. Однако все эти события происходят по воле йога-майи, и каждое из них несет определенный духовный смысл. Эти события отнюдь не иллюзорны, они – точное подобие происходящего на Голоке. Но в земной Врадже они представляются материальному зрению материальными. На Голоке они вечно существуют в форме воспоминаний, питающих расы. Те, кто стремится в качестве гопи служить Господу в Его восьмичастной лиле (Аштхакали-лиле), должны искать поддержку у земной Враджи, и их служение очистится настолько, насколько они смогут заслужить милость Кришны.

тайминг: Евгений Геер | Днепропетровск | Украина | 16 October 2024