Шри Чайтанья в поэзии Дживы Госвами и Шридхара Махараджа
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Преданный: Махарадж!
Шрила Шридхар Махарадж: Да.
Преданный: Не могли бы вы рассказать нам о гаура-лиле, о характере Шри Чайтаньи Махапрабху?
Шрила Шридхар Махарадж: Что он говорит?
Сагар Махарадж: Господь Чайтанья Махапрабху — Его характер. Он попросил вас рассказать о характере Господа Чайтаньи Махапрабху.
00:00:37 Шрила Шридхар Махарадж: Объединение Кришны и Радхарани. Когда Они объединяются, то очень стремятся дать, сильно желают дать широким массам возможность достичь высочайшей стадии реализации. Они нисходят к самым низким, представителям нижайшего круга, чтобы возвысить их до высочайшей позиции реализации. Раздают Себя, Свое Собственной богатство. Это Махапрабху Гауранга, такова Его природа: «Высочайшее богатство, которое только можно себе представить, помыслить, — возьмите его, Я дарю вам это богатство! Придите и пригласите всех». Кришна, который милостиво Себя раздает, есть Махапрабху, и Радхарани — Их объединение. Харе Кришна.
00:02:02 Это нечто более чудесное, чем сон, чем фантазия, чем любые галлюцинации или умственные спекуляции, тем не менее это нечто реальное. Если мы можем принять эту истину, то, несомненно, обладаем сукрити, высочайшей перспективой развития.
00:02:32 Сва-бхаджана-вибхаджана-прайоджанаватара — Джива Госвами делает это утверждение. Когда Кришна обрел эту цель жизни, Он пришел в этот мир, чтобы дать Себя людям. Сва-бхаджана-вибхаджан — Он хочет раздавать Себя другим. То, что Он Сам делает, Он стремится дать другим, Свою Собственную функцию раздает другим, публике, массам. В этом случае Он приходит в форме Шри Гауранги. Сва-бхаджана-вибхаджана-прайоджанаватара — это значит «высочайшая концепция Божественности». Он стремится полностью, без остатка раздать Себя массам: «Придите и завладейте Мной! Без остатка владейте Мной, полностью! Я — высочайшая красота, очарование, сладость, и всё, что вы можете себе представить, помыслить в качестве желанного». Понимаешь?
Преданный: Да.
Шрила Шридхар Махарадж: [Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол]
00:04:26 Сам Кришна стал Гуру. Он пришел Сам, лично, непосредственно, чтобы осуществлять функцию Гуру.
гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇
ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там
нитйам̇ науми навадвӣпе
на̄ма-кӣртана-нартанаих̣
В обличии ачарьи Кришна нисходит в этот мир, и Он дает нам понимание, представление о том, как очень быстро и прекрасным образом можно достичь Его. «Я пришел, чтобы помочь тебе достичь, обрести Меня».
[Харе Кришна, Харе Кришна, Гаура-Хари]
00:05:25 «Прими Меня! Я пришел! Таким образом, Я могу быть обретен, легко пойман, уловлен, если Я Сам прихожу к тебе, чтобы дать Себя, то ты легко можешь обрести Меня. Я даю тебе ключ от Моей сокровищницы. Ты можешь воспользоваться им, открыть сундук, ларец и взять то, что желаешь. [Гаура-Харибол] Но здесь отсутствует такое явление, как нужда. Ларец, сундук никогда не пустеет». Йаш́ера синдху адхика адхика ба̄д̣е на̄ [па̄йа] кӯла.
[Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Кришна, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол]
00:06:36 Сагар Махарадж: Махарадж, когда мы повторяем «ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди гаура-бхакта-вр̣нда», у нас нет сомнений, но каков источник этой панча-таттва-мантры? Присутствует ли она…
Шрила Шридхар Махарадж: Что-что?
Сагар Махарадж: Можно ли найти эту мантру в произведениях Бхактивиноды, возможно или?.. У нас нет сомнений в её истинности, но временами нас спрашивают, откуда взялась эта мантра. Конечно, что касается нас, то у нас нет трудностей.
00:07:21 Шрила Шридхар Махарадж: Она происходит от параферналий, то есть из окружения Махапрабху. Но я не находил упоминаний этой мантры в каких-либо писаниях. В то же время я должен тебе сказать [говорит он Акхаянанде Махараджу — переводчик], что существует два типа этой панча-таттва-мантры. В школе Нарахари Саркара Тхакура вместо имени Шриваса Тхакура присутствует имя Нарахари Саркара. Но Госвами Вриндавана приняли этот вариант панча-таттвы, с именем Шриваса. В «Чайтанья-чаритамрите» мы находим: цитируется панча-таттва-мантра и присутствует имя Шриваса, а не Нарахари Саркара.
[Харе Кришна, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол]
00:08:19 И в целом этот вариант принят. Но существует специфическая школа. Последователи этой школы имя Шриваса Тхакура заменяют именем Нарахари Саркара. Санатана же Госвами и другие — Сварупа Дамодар, высочайший авторитет в школе Чайтаньи, — приняли этот вариант, с именем Шриваса. В шлоке «Чайтанья-чаритамриты» также упомянуты эти имена панча-таттвы, присутствуют.
[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол]
00:09:11 Преданный: Махарадж, не могли бы вы рассказать нам об экадаши?
Шрила Шридхар Махарадж: Экадаши… Историю мы можем найти в «Хари-бхакти-виласе». Но то, что я слышал от Гуру Махараджа… Он объяснял смысл экадаши в онтологическом ключе. В целом в экадаши-титхи, то есть в эти промежутки времени, тенденция наслаждаться, присущая Кришне, возрастает. Поэтому преданные, со своей стороны, уделяют больше сил и внимания тому, чтобы давать Кришне объекты Его наслаждения, Его бхогу, служить этому. Поскольку они заняты этим делом, у них нет избыточного времени, чтобы готовить или заниматься некими домашними или хозяйственными делами, поэтому упаваса, то есть они остаются рядом с Ним, чтобы давать Ему то, что требуется ради Его удовлетворения. Самипе-васа — они находятся рядом с Кришной, вблизи и сводят свои собственные нужды и потребности к минимуму.
00:11:14 И ещё один момент: мы знаем из Пуран о том, что в дни экадаши грех в целом выбирает своей обителью, своей резиденцией определенные растения — злаки, и поэтому эти злаки не следует использовать, потреблять в пищу обычным преданным. В целом говорится, где-то сказано, в каком-то из источников:
00:11:51 та̄ха̄н̇ упава̄са, йа̄ха̄н̇ на̄хи маха̄-праса̄да
[прабху-а̄джн̃а̄-праса̄да-тйа̄ге хайа апара̄дха]
В «Чайтанья-чаритамрите» говорится: когда преданные из Бенгалии приходили к Шри Чайтаньядеву, чтобы получить Его даршан во время Ратха-ятры, то они шли к резиденции Махапрабху. Они выражали почтение Джаганнатхадеву в Симха-дваре, не входя в храм. И Махапрабху просил их принять прасадам, поскольку они совершали долгое путешествие, учитывая тяготы путешествия. Они приняли прасадам, а затем под руководством Махапрабху, во главе с Ним отправились к Джаганнатху, чтобы получить Его даршан.
00:13:15 Пратапарудра Махарадж с крыши своего дворца видел это и задал вопрос Сарвабхауме Пандиту: «Как это понимать? Обычно люди приходят в это место паломничества и постятся, затем они получают даршан Джаганнатха, и уже после этого принимают пищу. Но почему эти люди, — спросил он, — не получив даршана Джаганнатха, не постясь, не совершая никакие ритуалы, принимают пищу и идут непосредственно к Махапрабху, не получив предварительно даршан Джаганнатха?»
00:14:17 Говорится: где присутствует маха-прасад, там не стоит вопрос поста. Отец Субхаш Боза, который был юристом, каждый экадаши посещал Пури, чтобы не соблюдать экадаши, поскольку в Пури присутствует маха-прасадам. Но шуддха-бхакты попросили нас… Когда речь идет о рага-марге высочайшего типа, там в посте может не быть необходимости. Но мы не считаем себя занимающими эту позицию, это положение, поэтому мы постимся так, как рекомендует нам «Хари-бхакти-виласа».
00:15:19 В экадаши мы должны, служа духу наслаждения Кришне, сводить к минимуму свои жизненные потребности с тем, чтобы больше времени уделять Ему, — таков подспудный, фундаментальный принцип экадаши. Кроме того, мы не должны есть все. Мы должны есть малое количество пищи, избранные продукты, чтобы грех не проник в нас через определенные продукты в определенные дни, в определенное время суток. По этим двум причинам мы соблюдаем экадаши. Мы принимаем пищу, но не всю пищу, а избранные продукты, и также мы не принимаем много пищи — анукалпа, мы едим меньше, поскольку мы должны помнить о том, что в этот день, день экадаши, у меня есть особый долг специфическим образом служить моему Владыке, и в такой день мой Владыка желает получить больше от меня. Это Его воля, и я должен ей следовать.
00:17:10 Экадаши… Особенно в прапанче. Мы видим, как природа наполняется соком в дни экадаши в связи с фазами Луны. С физической точки зрения также. Есть люди, которые говорят: «Когда мы постимся в преддверии новолуния или полнолуния, то подобный пост способствует нашему физическому здоровью». Наше тело в значительной степени состоит из воды, и поскольку это так, то для нас, с целью сохранить физическое здоровье, будет также благотворным поститься.
[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол]
00:18:28 Вы примете прасадам здесь, нет? Или у вас там есть обязанности? Сегодня вы хотите покинуть матх?
Видагдха Мадхава Прабху: Нет, я останусь.
Шрила Шридхар Махарадж: На весь день?
Видагдха Мадхава Прабху: У меня там есть обязанности, я должен их выполнить после обеда.
Шрила Шридхар Махарадж: То есть вы останетесь здесь до обеда, примете прасадам и отправитесь в Маяпур?
Видагдха Мадхава Прабху: Да.
00:19:07 Преданный: Махарадж, мы с Китом хотели бы знать, можем ли мы остаться в вашем ашраме, провести здесь какое-то время?
Шрила Шридхар Махарадж: Что?
Сагар Махарадж: Он спрашивает: могут ли они с Китом провести здесь несколько недель?
Шрила Шридхар Махарадж: Кто это?
Сагар Махарадж: Камаласана.
Шрила Шридхар Махарадж: Да, вы свободны оставаться здесь столько, сколько вам угодно. Это место предназначено для помощи истинным преданным, которые хотят узнавать о Махапрабху, о Кришне, о Гурудеве. Это место предназначено для такого рода поиска. Вы можете жить здесь столько, сколько вам заблагорассудится.
[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол]
Сагар Махарадж: Вы всегда очень добры.
Шрила Шридхар Махарадж: Сегодня мы можем на этом остановиться.