Демоны и благочестивые
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» глава шестнадцатая текст четвёртый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 30 января 1975 года в Ганалулу, Гавайи.
00:00:13 «Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество – таковы качества людей, наделённых демонической природой, о сын Притхи».
00:00:25 दम्भो दर्पोऽभिमानश्च क्रोध: पारुष्यमेव च ।
अज्ञानं चाभिजातस्य पार्थ सम्पदमासुरीम् ॥ ४ ॥
dambho darpo ’bhimānaś ca
krodhaḥ pāruṣyam eva ca
ajñānaṁ cābhijātasya
pārtha sampadam āsurīm
(Бхагавад Гита 16.4)
00:00:37 Вчера вечером мы обсуждали некоторые из божественных качеств. 16 божественных качеств. Есть также демонические качества. Мы можем понять предмет по его свойствам. Например, у химического элемента характеристики проверяются в химической лаборатории.
00:01:25 Например, у такого-то химического элемента такой-то цвет, такая-то форма, такой-то вкус, такая-то химическая реакция. Эти свойства указываются для каждого химического вещества. И исходя из этих характеристик мы можем понять, насколько элемент чист. Эти характеристики также именуются термином «дхарма».
00:01:57 Например, качество змеи состоит в том, что она кусает и губит животное без какого-либо повода. Таково её свойство. Животное ничего ей не сделало. Змея ползёт своей дорогой. Животное идёт своей дорогой. Но, качество змеи кусать без необходимости. Чанакья пандит говорил: «Есть два вида завистливых существ. Крура (змея) и завистливый человек». Оба завистливы. Но, завистливый человек опаснее завистливой змеи. Почему? Потому что змею можно укротить травой и мантрой. Есть такие заклинатели змей, они подчиняют себе змею при помощи мантры и определённой травы. Но, змееподобного человека невозможно укротить никакими способами.
00:03:40 Итак, «шастры» описывают эти характеристики. При помощи них мы можем понять, какой человек относится к божественным натурам, а какой к демоническим. В следующем стихе (Бхагавад Гита 16.5) сказано: daivī sampad vimokṣāya «Если человек обладает божественными качествами, он достоин отправиться в духовный мир». «Вимокшайа».
00:04:27 Но, демонические качества, если мы разовьём в себе такие качества, они связывают нас в материальном мире. Так что мы можем поработить себя в царстве материи или достичь освобождения из него. Мы сами причина. Иной причины нет.
00:05:02 Всё определяется тем, какие качества мы разовьём демонические или божественные. Человеческая жизнь предназначена для обретения божественных качеств, а не демонических. Демонические качества у нас уже есть.
00:05:24 Например, «дамбхах». Собака тоже гордится. «Я собака!». «Р-р-р!». «Я фокстерьер». «Я это, я то». Так что «дамбхах» есть даже у собаки, даже у низких животных. Даже у кошки. Но, божественные качества «О, я такой низкий». «тринада апи суничена». «Я ниже травы». «Я ниже травы» – это учение Господа Чайтаньи.
00:06:09 Что такое «дамбхах»? Чего ради мне гордиться? Что такое гордыня? Причина гордыни – невежество. Когда человек гордится без повода, это происходит из-за невежества. Автор «Чайтаньи Чаритамриты» говорит о себе: «Я ниже червей в испражнениях», «Адам бхитвам».
00:06:38 шлока
00:06:50 В девятой главе прямая противоположность. «Зачем мне гордиться? Что у меня есть? Я смиренный слуга Кришны. Я лишь хочу исполнять свои обязанности». Если же человек гордится тем, что стал чистым слугой Кришны, это очень хорошо. Такая гордость, достойна похвалы. «Я слуга Кришны!» – это очень хорошо. У нас есть природная склонность к гордости. Если мы горды от того, что стали кошкой, собакой, тигром или так называемой «большой шишкой» в материальном мире, этим лишь мы порабощаем себя.«Асури».
00:07:56 Если же вы горды за то, что стали самым сокровенным слугой Кришны, та же гордость ведёт вас к освобождению. Тот же кто гордится «Я министр», «Я большая собака», это ведёт к «нибандхае», вашему порабощению. Ваша материальная жизнь продолжится. Но, духовная гордость, конечно нам стоит гордиться, если мы достигли духовного уровня. В противном случае это тоже невежество.
00:08:45 Итак, существует два вида гордости: «дайви сампат» и «асури сампат». «Асури сампат» ведёт ещё к большему рабству в материальном мире. «Дайви сампат» приводит к свободе. Прежде всего мы должны решить, чего мы хотим? Вы получите то, чего хотите, ибо Кришна очень добр. Если вы хотите оставаться узником законов материальной природы в этом мире.
00:09:27 Попадая под оскверняющее влияние разных гун материальной природы, мы оказываемся в разных ситуациях. Попадаем в разные виды жизни. В разные обстоятельства. Кришна устраивает всё, в точном соответствии с тем, чего мы заслуживаем. Его система в высшей степени совершенна.
00:10:00 Чтобы сделать что-либо Ему нужно лишь пожелать. Его энергии готовы исполнить любое Его желание незамедлительно. Например, у вас есть некая энергия. Стоит вам пожелать эта энергия тут же начинает действовать, у вас есть опыт. Наши энергии ограничены, но у Кришны бесчисленные энергии.
00:10:28 Кришна может удовлетворить наши потребности даже если они безграничны. У нас есть эта свобода выбора. Если вы хотите оставаться демоном Кришна предоставит вам всё необходимое для того, чтобы вы могли стать успешным демоном. К примеру, некогда был Хираньякашипу у которого был сын по имени Прахлад. Прахладе Господь помог стать великим преданным, а Хираньекашипу Он помог стать великим демоном.
00:11:18 Кришна с радостью исполнит любые ваши желания. Все свои возможности вы получаете благодаря Кришне. Если вы хотите стать демоном Кришна предоставит вам условия. «Хорошо, стань демоном. Бери у Меня всё, что хочешь». Он даст вам. Аналогично, если вы хотите стать преданным, полубогом – Кришна всё устроит для этого. Но, выбор между тем кем стать, демоном или преданным, должен сделать я. Кришна равно относится ко всем. В противном случае, какой же Он Бог, если бы Он относился к кому-то с пристрастием Он не был бы Богом. Он обязан быть беспристрастным.
00:12:18 Он одинаково относится как к преданным так и не к преданным. Кришна удовлетворяет желания обоих, преданных и непреданных. Но, Он очень доволен преданным. Поэтому Он сразу даёт преданному всё, что тому требуется. Тогда как потребности демона Он удовлетворяет в зависимости от его деятельности, кармы. Это зависит от кармы. Но, преданный сразу получает всё, что нужно, потому что это «бхакти». В этом разница.
00:13:01 Кришна Сам говорит об этом. Есть миллионы живых существ. Некоторые из них преданные, многие непреданные. Но, Кришна добр и к непреданным. Он даёт им всё, что те хотят. Однако, удовлетворение потребностей преданного является для Кришны приоритетом номер один. Дело в том, что преданного интересует только служение Кришне. Потому Кришна в свою очередь всегда готов услужить преданному. Таковы отношения в преданном служении.
00:13:59 Теперь нам решать чего мы хотим, стать преданными или оставаться демонами. Выбор за нами. Кришна говорит: «Оставь свои демонические занятия и предайся Мне». Таково желание Кришны. Если же вы не согласны с желанием Кришны, если хотите служить собственным желаниям, Кришна также с радостью удовлетворит ваши желания. Но, это не очень хорошо. Мы должны согласиться с желаниями Кришны. Мы не должны позволять расти собственным желаниям, демоническим желаниям. Это называется «тапасьей».
00:14:54 Мы должны принести в жертву свои желания – вот, что такое жертвоприношение. Мы должны лишь принять желания Кришны. Этому учит «Бхагавад-гита». Арджуна не хотел сражаться, но Кришна хотел этого. Он хотел прямо противоположного. В конечном итоге, Арджуна согласился с желанием Кришны. Да, «каришйа вачавамтава». «Да, я буду действовать согласно Твоему желанию» – это «бхакти». В этом разница между «бхакти» и кармой. Карма – это удовлетворение своих желаний, а «бхакти» - удовлетворение желаний Кришны. В этом различие. Теперь делайте свой выбор. Хотите служить своим желаниям или вы хотите исполнять желания Кришны?
00:15:53 Если вы выбираете последнее, исполнить желания Кришны, тогда ваша жизнь успешна. Вот, что такое жизнь в сознании Кришны: «Этого хочет Кришна и я обязан это сделать! Я не стану служить себе!» Это Вриндаван. Все обитатели Вриндавана стараются исполнять желания Кришны. Мальчики-пастушки и телята, коровы, деревья, цветы, вода, «гопи», пожилые люди, мама Яшода, Нанда. Все они трудятся не покладая рук удовлетворяя желания Кришны. Это Вриндаван.
00:16:45 Вы можете превратить материальный мир во Вриндаван при условии, что согласитесь исполнить желания Кришны. Это Вриндаван. Если же вы хотите удовлетворять собственные желания – это материальная жизнь. В этом разница между материальным и духовным. Например, этот дом, рядом стоит дом «карми», а этот дом является храмом. В чём разница? В том, что в этом доме все заняты удовлетворением желания Кришны. А в другом доме все стараются служить своим желаниям. Поэтому, это храм, а там просто дом. Во всём остальном разницы нет.
00:17:45 Тот же камень, то же дерево, те же посадки, та же земля. Та же кухня. Всё то же самое. Предназначение то же самое. Но, здесь мы стараемся удовлетворить Кришну. А в других домах люди удовлетворяют собственные чувства. И в этом разница между «камой» и «премой». Если вы стараетесь удовлетворить желания Кришны – это «према». Когда же вы удовлетворяете собственные желания – это «кама». Третьего не существует.
00:18:30 Например, «гопи» идут к Кришне очарованные Его красотой. Это похоже на то, как юная девушка влюбляется в красивого юношу или юноша «теряет голову» от красоты девушки. Это чувственные наслаждения. Это не «према». Это «кама». Но, «гопи» идут к Кришне и, казалось бы, делают то же самое, что и девушки влюблённые в юношу. Однако, «гопи» движет желание удовлетворить Кришну, а не себя. Нет ничего выше такого желания.
00:19:24 Поэтому даже Чайтанья Махапрабху склоняется перед «гопи». Нет «упасаны», поклонения более великого, чем поклонения совершаемого «гопи». Чайтанья Махапрабху признал, что «гопи» нет равных в поклонении Кришне. Это величайшее поклонение. Госвами всегда думали о служении «гопи» Кришне.
00:20:23 Итак, есть качества двух видов: божественные и демонические. Есть и те и другие. Но, вы должны выбрать какие вы хотите. Если вы действительно хотите полюбить Кришну – сделайте выбор в пользу божественных качеств. Нет повода считать себя беспомощным! Вы можете, например, «аманитвам», здесь сказано «дамбха адамбитхвам». «Адамбитхвам» без «дамбха» – здесь говорится (шлока). Так что практикуйте!
00:21:07 Это жизнь в преданности. Вы должны практиковаться в этом. Если вы хотите обрести божественные качества, вам стоит изменить свои качества. Мы здесь развиваем демонические качества, но это можно изменить. Есть надежда. Вы просто должны практиковаться в этом. Например, если вы практикуетесь в пении, вы можете стать отличным певцом. Так что есть характеристики.
00:22:03 Если вы хотите обрести божественные качества, то вы должны практиковаться в этом. Если же вы хотите стать хорошим демоном, то вы просто развиваете те качества, которые у вас уже есть. Так что это зависит от нас, стать демоном или божественной натурой. Вернуться к Богу. Это всё в наших руках. Мы должны практиковать это. Я не буду долго говорить...
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 15 February 2022