Материя происходит из жизни
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть», глава шестнадцатая, текст восьмой. Прочитана Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 4 февраля 1975 года, на Гавайях.
00:00:15 Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового влечения и у него нет иной причины, кроме вожделения.
00:00:28 асатйам апратиштхам те
джагад ахур анишварам
апараспара-самбхутам
ким анйат кама-хаитукам
00:00:40 К такому выводу приходят асуры. Последние два дня мы говорили о качествах асуров. Сейчас Кришна шаг за шагом описывает качества демонов. Прежде Он уже подробно рассказал о качествах божественных натур, и сейчас Он объясняет качества демонов. На̄пи ча̄ча̄ро, демоны даже не знают, как правильно жить. Этот стих мы уже обсуждали вчера вечером.
Б.г. 16.7
правриттим ча нивриттим ча
джана на видур асурах
на шаучам напи чачаро
на сатйам тешу видйате
«Люди демонической природы не знают, что можно делать, а чего нельзя. Им не свойственны ни чистота, ни благонравие, ни правдивость».
00:01:49 Правриттим и нивриттим, что следует принять, а что отвергнуть - они этого не знают. На шаучам – они нечисты. Они не знают принципов элементарной гигиены. Они не умеют себя вести. На сатйам – в них нет правдивости. Этот стих мы уже разбирали. Следующее качество - асатйам. Они считают – этот мир не имеет основы. Майавади прямо говорят: Брахма сатйам джаган митхйа (Абсолютная Истина реальна, а материальный мир иллюзорен). По крайней мере майавади признают, что Брахман существует, что он истинен. При этом они считают этот проявленный мир нереальным. Проявленная материальная энергия для них не является реальностью.
00:03:16 Согласно нашей, вайшнавской философии, мы не говорим, что майя – это временное проявление. Материальный мир – реальность, но временная реальность. Это не иллюзия, мы не говорим, что этот мир не существует. Например, я сижу на этом сидении, вы – на полу. Мы на чём-то сидим, это не иллюзия, это факт. Мы с вами не висим в воздухе. Как можно говорить, что это нереальность? Нет. Поэтому наша философия такова, что это факт. Тот, кто склонен к философии, может проанализировать утверждение Шрилы Рупы Госвами.
00:04:24 Рупа Госвами говорит:
прапанчикатайа буддхйа
хари-самбандхи-вастунах
мумукшубхих паритйаго
ваирагйам пхалгу катхйате
«Если человек отвергает какие-то вещи, не понимая, что они связаны с Кришной, его отречение будет несовершенным» (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.266).
Он говорит материальные вещи, прапанчикатайа означает материальное. Этот дом – материален. Он сделан из дерева и камня. Мы отказываемся от всех материальных связей, тогда зачем нам жить в этом доме, он же материален. Прапанчикатайа – значит принимать нечто за материальное. Хари-самбандхи-вастунах. Васту – это суть или то, что связано с Хари. Камень, дерево, воздух, огонь, вода – пять грубых элементов связаны с Кришной.
00:05:33 В «Бхагавад гите» Кришна говорит:
Б.г. 7.4
бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир эва ча
Аханкара итийам ме
бхинна пракритир аштадха
«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию».
Эти восемь видов материальных элементов, пять грубых и три тонких. А именно: земля, вода, воздух, огонь, пространство – это грубые элементы. И тонкие элементы: ум, разум и эго. Это тонкие элементы. Ум тоже материален и разум материален. И эго, ложное эго, когда мы отождествляем себя с материальным телом, – это тоже материальный элемент. Над ними находится душа, духовное «Я». Кришна говорит, что грубые и тонкие элементы составляют низшую энергию. «Это Моя энергия, но она низшая».
00:06:54 Есть другая, высшая энергия. Какая? Джива-бхутам – живое существо. Йайедам дхарйате джагат (Б.г. 7.5). Она высшая, потому что живое существо, высшая энергия, пытается использовать низшую, материальную энергию, для своего чувственного наслаждения - дхарйате джагат.
00:07:37 Мир подобен машине. Он представляет собой сочетание грубой материи: железа, стали, меди, стекла и так далее. Хлопка и волокна. Машина создана из этих материальных элементов, но человек управляет ею, водит её, поэтому он выше. И человек, и машина – энергии. Высшая энергия, живое существо, соединяет железо, медь и всё остальное, создавая хорошую машину, чтобы кататься на ней. Материальная энергия поставляет для этого материалы, Кришна даёт разум.
00:08:44 Кришна говорит: сарвасйа чахам хриди саннивишто (Б.г. 15.15) – «Я нахожусь в сердце каждого, Я даю ему разум». Если вы всё проанализируете: создателя машин, саму машину, компоненты машины, дорогу, по которой едет машина, – всё это принадлежит Кришне. Это окончательный вывод. Поэтому Рупа Госвами говорит, что всё связано с Кришной. Зачем же мне это отвергать? Меня интересует Хари, Кришна, поэтому, мне так же интересно всё, что принадлежит Кришне. То, что принадлежит Кришне, вещи Кришны.
00:09:52 Мы заботимся об этом доме – почему? Потому что это Храм. Что такое Храм? Храм – это то место, где находится Кришна. Кришна повсюду, но поскольку сейчас наше знание ограничено, мы не столь продвинуты, поэтому мы выбираем какое-то место, Храм, и всегда думаем там о Кришне. Это место Кришны, это Храм Кришны, мы должны заботиться о нём: шри-виграхарадхана-нитйа-нана шрингара-тан-мандира-марджанадау. Таков метод преданного служения. Мы поклоняемся Божеству Шри-виграхе. Мы красиво одеваем Его, поклоняемся Ему с преданностью, предлагаем изысканную пищу. Это называется: шри-виграхарадхана – поклонение, арчанам. Мы также содержим Храм в идеальной чистоте.
00:11:08 Таков наш метод, мы видим связь Кришны со всем. Мы не считаем, что материальная энергия ложна, мы так не говорим. Но асуры, лишённые знания о Кришне, говорят: асатйам - всё это ложно. Почему? Если источник энергии реален, Брахма сатйам, энергия сатйи тоже должна быть сатйей. Если причина реальна, то реально и следствие. Например, хлопок. Хлопок реален, следовательно нить - тоже реальность. Как можно утверждать, что нить иллюзорна, а хлопок реален? Это невозможно. Если хлопок реален, реальна и нить, производная хлопка. Поэтому Рупа Госвами говорит: пра̄пан̃чикатайа̄ буддхйа̄ хари-самбандхи-вастунах̣ – всё, что связанно с Хари, с Кришной. Пра̄пан̃чикатайа̄ буддхйа̄ хари-самбандхи-вастунах̣ мумукшубхих̣ паритйа̄го. Мумукшу -те, кто стремится к освобождению, мукти. Майавади стремятся к мукти.
00:12:57 Преданный равнодушен к мукти. Мукти для него не составляет что-то значимое, потому что, в действительности, тот, кто является чистым преданным, - он уже мукта, он уже освобождён, ему нет дела до мукти. Об этом сказано в «Шримад Бхагавад - гите».
Б.г. 14.26
мам ча йо 'вйабхичарена
Бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
«Тот, кто полностью отдает себя преданному служению, ни при каких обстоятельствах не отклоняясь от этого пути, преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня Брахмана».
00:13:35 «Каждый, кто посвящает себя чистому, бескорыстному, преданному служению Мне». Чистое преданное служение означает: анйабхилашита-шуньям (Бхакти Расамрита Синдху 1.1.11). Оно свободно от корыстных желаний и лицемерия. Оно чисто: я слуга Кришны и мой долг – служить Кришне. Такой преданный не думает, что я служу Кришне не просто так, как только мне выдастся возможность, я воспользуюсь ею. Это не чистое преданное служение. Чистое преданное служение лишено какого-либо мотива. Кришна мой Господь, я Его вечный слуга, мой долг- служить Ему. Никаких мотивов. Это чистая преданность. Если человек находится на уровне чистого преданного служения: мам ча йо 'вйабхичарена бхакти-йогена севате, любой, кто служит Кришне без мотивов, без примеси, совершает преданное служение чисто: мам ча йо 'вйабхичарена бхакти-йогена севате са гунан саматитйаитан – он уже обрёл освобождение.
00:15:08 Освобождение – не стоит думать, что это лишь свобода от гун материальной природы, особенно гун страсти и невежества. Это мукти. В мукти нет ничего удивительного. Такова разница в сознании. Все рассуждают с материальных позиций: я тело, я американец, я индиец, я этот, я тот. Это один тип сознания. Когда же сознание очищается: тат-паратвена нирмалам. Нирмалам – значит полностью очищенный. Это уровень бхакти: сарвопа̄дхи-винирмуктам̇ тат-паратвена нирмалам (Ч.Ч. Мадхйа-лӣла̄ 19.170), когда человек полностью очищается ото всех обозначений, а тело - это обозначение. В зависимости от тела мы навешиваем на себя различные ярлыки: я человек, я кошка, я собака, я полубог, я американец, я индиец я брахман, я кшатрий – множество различных обозначений.
00:16:26 Итак, уровень бхакти – это сарва-упадхи-винирмуктам. Например, Чайтанья Махапрабху говорил: «Я не брахман, Я не кшатрий, я не вайшья, я не шудра». Дело в том, что согласно Ведической цивилизации, в материальном обществе существуют обозначения - это варнашрамы. Те, кто не находятся на уровне варнашрамы, не считаются даже людьми. Такова Ведическая цивилизация.
00:17:02 Итак, чтобы подняться на уровень истины, необходимо знать о несовершенствах материальной жизни, свойственных асурам. Об этом Кришна говорит так: асатйам апратиштхам те. «Те», слово «те» указывает на асуров. Джагад ахур анишварам. Природа находится во власти Всевышнего. Находясь на материальном уровне, мы думаем, что всё вокруг подчиняется законам материальной природы. Это тоже верно, но за законами материальной природы находится Кришна. Материальные законы не действуют слепо. Это факт.
00:18:03 Созданный из материальных элементов большой самолёт летит по небу. Он представляет собой комбинацию материальных элементов: железа, алюминия, дерева, топлива и множества других. Но если все эти компоненты просто оставить в одном месте, они пролежат там тысячи лет, самолёт не полетит. Он не полетит, хотя есть топливо и всё остальное, потому что для этого нужен пилот. Пилот нажимает на кнопку, и самолёт взлетает в небо. Так что эти атеисты, мудхи, не понимают этого. К материи должен прикоснуться дух. Несмотря на всё электронное оборудование, если не будет духовного прикосновения, а пилот – это духовное существо, пока он не прикоснётся своей рукой к приборам, самолёт не сдвинется с места. Как же тогда это гигантское космическое мироздание может функционировать независимо? У них нет разума, поэтому они говорят: джагад ахур анишварам. Анишварам, пилота нет. Они говорят - всё это движется само собой. Таково заключение асуров. Как это может двигаться? Где вы видели, чтобы машина, созданная из материальных элементов, двигалась сама по себе? Разве вы видели такое? Как вы можете так говорить? Это здравый смысл. Поэтому Кришна приводит слова: «негодяев», «демонов». Джагад ахур анишварам – «не от властелина» - они говорят.
00:20:03 Учёные рассуждают. Он проводит в лаборатории свои опыты, но он – душа, он - живое существо, и он смешивает химические вещества: водород, кислород, кислоту и щёлочь. Он смешивает, в результате чего возникает реакция, что-то из этого появляется. Он это делает, тем не менее он говорит: «Бога нет». Что это за глупость? Почему они так говорят? Поэтому они асуры. Они не признают существование Бога. Великие химики. Недавно вышла в свет книга «Химическая эволюция». Автор хочет доказать, что жизнь возникла в результате соединения химических веществ. Это не правда. А правда в том, что жизнь происходит из жизни. Вы не можете создать жизнь, соединяя химические вещества. Вещества возникают из жизни. В нашей книге (как эта книга называется?) «Жизнь происходит из жизни», я привёл довод, что несмотря на мнения, что жизнь рождается в результате сочетания химических веществ, - всё с точностью до наоборот. Например, лимонная кислота. Мы видели это на практике. Лимонное дерево – это жизнь. Лимон, дерево – это жизнь. Это стхавара, это неподвижное существо, но оно живое.
00:22:03 Итак, незначительное, маленькое, лимонное дерево вырабатывает тонны лимонной кислоты. Вы знаете: лимон – это лимонная кислота. Это химическое соединение, создаваемое живым существом. Без дерева вы не можете получить это вещество, лимонную кислоту. Вы знаете, что пот – это вода, выступающая из тела. Тело функционирует пока я пребываю в нём. Как же можно утверждать, что химические вещества появляются из материи? Нет. Жизнь – источник химических элементов. Даже если вы признаете, что жизнь – это сочетание химических элементов, вам придётся признать и то, что причина химических веществ является жизнь. Поэтому жизнь является изначальным источником всего: материи и жизни. Тело возникает из жизни, душа возникает из жизни, высшей жизни – Кришны.
00:23:24 Кришна говорит: мамаивамшо джива-бхутах – «Живое существо – это Моя неотъемлемая часть». Итак Кришна – это высшая жизнь. Поэтому Он говорит: ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате (Б.г. 10.8). Кришна – источник жизни и материи. Есть две энергии. Одна называется высшей, другая – низшей. Материальные элементы относятся к низшей энергии, а к высшей: джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат (Б.г. 7.5). Как же вы можете говорить: джагад ахур анишварам, как вы можете говорить, что этот мир, материальный мир возник без участия Верховного Господа? Такое утверждение не имеет достаточных оснований. Они говорят так, потому что им не достаёт разума. Поэтому Кришна говорит: мудха. Мудха, об этом сказано в седьмой главе: на мам душкритино мудхах прападйанте нарадхамах (Б.г.7.15).
00:24:46 Душкритинах означает очень разумное, но свой разум они используют во вред. Таких людей называют душкритинах. Крити – значит сообразительный, но душкрити – это те, кто пользуется своим недюжинным умом во зло. Они будут давать свои умные объяснения, но мы должны быть очень внимательными, осторожными, чтобы не становиться их жертвами. Хотя атеисты говорят, что Бога нет: джагад ахур анишварам – мы убеждены, что Бог является источником: джанмадй асйа йатах. Источником, как материи, так и духа.
00:25:42 Они говорят, что жизнь лишь результат взаимодействия материальных элементов. Например, соединение кислоты и щёлочи. Мыло, к примеру, это соединение кислоты со щёлочью. Едкий натр – это щёлочь, а жир – кислота. Смешайте кислоту и щёлочь и получится другой продукт - соль. Это химия. Итак, щёлочь и кислота – они тоже возникают из жизни. Этот продукт создаёт какая-то жизнь. Кислота и щёлочь сами по себе не смешиваются, пока эти вещества не соединит химик или мыловар, мыло не получится. Как же можно говорить, что источником жизни являются химические соединения? Нет, это невозможно. Вот верный вывод.
00:26:57 Но эти негодяи делают такой вывод: благодаря соединению двух или более материальных компонентов, появляется третий или четвёртый материальный компонент. Они приводят пример. Такова атеистическая философия санкхьи, философия соединения и превращения. Пример такой – кама. Под влиянием страсти мужчина и женщина соединяются, в результате чего появляется ребёнок - третья материя. Вот так они думают. Они считают, что всё есть материя. Нет, именно разум соединяет элементы. Об этом говорится в Ведических текстах.
Ш.Б. 3.31.1
шри-бхагаван увача
кармана даива-нетрена
джантур дехопапаттайе
стрийах правишта ударам
пумсо ретах-канашрайах
«Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Под надзором Верховного Господа и в соответствии с результатами своей деятельности живое существо, душа, входит в мужское семя и вместе с ним попадает во чрево женщины, чтобы воплотиться в теле определенного типа»
00:28:05 Тело не появляется случайно, в результате сексуальной связи. Это неправда. Правда – это кармана даива-нетрена. В противном случае, почему в результате соединения элементов и превращений тела, появляются разные тела, откуда такое многообразие тел? Почему один рождается богатым, а другой бедным? Почему кто-то рождается кошкой, а кто-то собакой? Почему такое многообразие? Они не могут на это ответить. Вы можете сказать – благодаря соединению материальных компонентов. Выделения мужчины и женщины – они принимают другую материальную форму и причиной всему этому – страсть. И это будет правильно, но, если не будет живой искры, души, это соединение материальных элементов не приведёт к беременности.
00:29:19 Беременность произойдёт если в этом эмульгирующемся материальном соединении окажется живое существо. Такое знание мы получаем из Ведических источников: кармана даива-нетрена джантур дехопапаттайе. Джантур, живое существо получает тело, соответствующее его карме. Не стоит считать страсть единственной причиной появления тела. Дело в том, что у живого существа есть своя карма, и поэтому один рождается мистером Фордом, а другой кем-то ещё. Это карма. В противном случае, почему один рождается богатым, а другой бедным? Должна быть какая-то причина. Они не видят этого. У них нет глаз, чтобы это увидеть. Они видят лишь внешнюю сторону: элементы соединяются, трансформируются. Нет. «Бхагавад-гита» говорит об Оке Всевышнего: майадхйакшена пракритих (Б.г. 9.10). «Бхагаватам» говорит об этом же: даива-нетрена. Даива-нетрена означает «повинующийся Всевышнему».
00:30:46 Как только живое существо умирает, оно покидает своё тело. Оно не умирает, но лишь меняет тело. Оно получает следующее своё тело. Сколько оно находится в одном теле? Например, через 100 лет происходит смена тела. Затем, когда наступает пора перевоплотиться, даива-нетрена принимает решение, какое тело получит это живое существо. Это называется даива-нетрена. Когда же решение принято: он поступал так-то, так-то, поэтому его следующая жизнь будет лучше. А этот поступал по-другому, потому родился в более низкой форме жизни. Этот человек действовал так-то и так-то и за это он вернётся домой, к Богу. Как только решение выносится, живое существо получает соответствующее тело.
Б.г. 9.25
йанти дева-Врата деван
питЌн йанти питри-вратах
бхутани йанти бхутеджйа
йанти мад-йаджино 'пи мам
«Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; поклоняющиеся предкам отправятся к предкам; те, кто поклоняется духам и привидениям, появятся на свет в этих формах жизни; те же, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной».
00:31:57 Высшая власть выносит решение: он поступал так-то, хорошо, пусть он отправится на райскую планету. И он отправляется туда: а-брахма-бхуванал локах (Б.г. 8.16). Он может отправиться на высшую планетарную систему. Это решение, основанное на поступках живого существа, выносит Божественная воля. Джанма, рождение в хорошей, достойной семье, в состоятельной семье – это не случайность. За этим стоит даива-нетрена – Божественная воля. Нам следует знать многое. Если человек слеп, если не обладает знанием, но делает какие-то заключения, асатйам – это сущий вздор. Это вздор. Кришна даёт нам знание, не становитесь жертвами этих негодяев: асатйам апратиштхам те джагад ахур анишварам. Бог существует, существует Верховный Правитель, и Бог говорит: майадхйакшена – «под Моим надзором».
00:33:17 Материальная сила громадна, в этом нет сомнения. Об этом говорит «Брахма Самхита»: ср̣шт̣и-стхити-пралайа-са̄дхана-ш́актир эка̄ чха̄йева йасйа бхувана̄ни вибхартти дурга̄ (5.44). Материальна энергия именуется Дургой. Дух – значит очень трудный. Если мы оказались в материальном мире, из него очень и очень трудно выбраться. Небо с различными оболочками покрывает всю материальную Вселенную. Вы не можете добраться даже до ближайшей планеты. Дурга, очень трудно. Вы обусловленная душа, вы не можете выбраться. Вы думаете: «У меня сейчас есть самолёт, я его изобрёл». Ничего вы не изобрели, самолёт существовал давным-давно. Так что вы не сможете отправиться туда. Такова наша обусловленная жизнь. Они пытаются отправиться на Луну, но безуспешно. У них не получится. Поэтому мы обусловлены. Я обусловлен жить на этой планете, я не могу оказаться на другой планете, не имея на это разрешение. Это здравый смысл. Например, индиец не может отправиться в Америку, не получив визу от правительства. Как же вы можете оказаться на другой планете без надлежащей визы?
00:34:50 Они не задумываются об этом, поэтому их называют асурами – демонами. Они только мнят себя совершенными, они думают, что могут всё, но это невозможно. Поэтому преданный знает, как поступать. Он узнает об этом от духовного учителя, представителя Бога, тогда он становится совершенным. В противном случае он – асура. Асуры не знают ни о чистоте, ни о подобающем поведении. Таково качество асуров. Мы объяснили: из-за качеств асуров мы остаёмся обусловленными в материальном мире, но качества дайви, благодаря божественным качествам, мы можем обрести свободу от материального рабства и вернуться домой, к Богу. Всё это подробно изложено в этой главе, шестнадцатой главе. Так давайте же знать, кто такие демоны, а кто – божественные натуры.
Спасибо вам большое.